Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL INSTITUTION / QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS / METHODOLOGICAL WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONALISM / PEDAGOGICAL SKILL / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Белинова Наталья Владимировна

В данной статье изучается проблема формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как важного фактора совершенствования качества образовательного процесса в ходе непрерывного образования и в контексте методической работы дошкольного учреждения. Непрерывное образование является сейчас доминантой в развитии образовательного потенциала личности человека в соответствии с персональными запросами, требованиями работодателя и социальных условий. Методическую работу авторы рассматривают как деятельность педагогического коллектива, направленную на обеспечение профессиональной поддержки и творческого роста педагогов. Авторы доказывают, что эффективная методическая работа, с применением комплекса активных методов и образовательных технологий, является важным инструментом повышения профессионализма и педагогического творчества коллектива, а образовательная организация в этих условиях становится площадкой для организации и развития непрерывного образованияThis article examines the problem of the formation of professional competence of a preschool teacher as an important factor in improving the quality of the educational process during continuing education and in the context of the methodological work of a preschool institution. Continuing education is now dominant in the development of the educational potential of a person’s personality in accordance with personal requests, the requirements of the employer and social conditions. The authors consider the methodological work as the activity of the teaching staff aimed at providing professional support and creative growth for teachers. The authors prove that effective methodological work, using a set of active methods and educational technologies, is an important tool for improving the professionalism and pedagogical creativity of the team, and the educational organization in these conditions becomes a platform for organizing and developing lifelong education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Белинова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В данной статье изучается проблема формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как важного фактора совершенствования качества образовательного процесса в ходе непрерывного образования и в контексте методической работы дошкольного учреждения. Непрерывное образование является сейчас доминантой в развитии образовательного потенциала личности человека в соответствии с персональными запросами, требованиями работодателя и социальных условий. Методическую работу авторы рассматривают как деятельность педагогического коллектива, направленную на обеспечение профессиональной поддержки и творческого роста педагогов. Авторы доказывают, что эффективная методическая работа, с применением комплекса активных методов и образовательных технологий, является важным инструментом повышения профессионализма и педагогического творчества коллектива, а образовательная организация в этих условиях становится площадкой для организации и развития непрерывного образования.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное учреждение, качество образовательного процесса, методическая работа, профессиональная компетентность, профессионализм, педагогическое мастерство, непрерывное образование.

Annоtation. This article examines the problem of the formation of professional competence of a preschool teacher as an important factor in improving the quality of the educational process during continuing education and in the context of the methodological work of a preschool institution. Continuing education is now dominant in the development of the educational potential of a person's personality in accordance with personal requests, the requirements of the employer and social conditions. The authors consider the methodological work as the activity of the teaching staff aimed at providing professional support and creative growth for teachers. The authors prove that effective methodological work, using a set of active methods and educational technologies, is an important tool for improving the professionalism and pedagogical creativity of the team, and the educational organization in these conditions becomes a platform for organizing and developing lifelong education.

Keywords: preschool age, preschool institution, quality of the educational process, methodological work, professional competence, professionalism, pedagogical skill, continuing education.

Введение. Полноценное развитие ребенка с самых ранних ступеней бытия в условиях дошкольного учреждения, успешная его адаптация к жизненным реалиям, самореализация в течение периода обучения в школе напрямую зависят от качества деятельности педагога, степени его теоретической и практической подготовки, которая должна осуществляться с учетом современного состояния социального, экономического и культурного развития общества. Ориентация на самоценность дошкольного детства, обеспечение оптимальных условий гармоничного развития личности ребенка, его субъектности и инициативности в соответствии с ФГОС [18], диктуют необходимость создания условий, обеспечивающих рост профессионализма и педагогической компетентности педагога, ведь качество образовательного процесса обусловлено качеством работы каждого сотрудника, созданием благоприятной среды для творческой самореализации педагогов и объективной оценки деятельности [14].

Таким образом, педагог с его профессионализмом и компетентностью является ключевой фигурой в образовательном процессе, его непрерывное профессиональное становление - необходимое условие эффективного функционирования ДОУ. В этой связи, особую актуальность приобретает вопрос о методической службе в организации, условиях ее успешного функционирования, формах и методах работы с кадрами. Нормативные акты, определяющие развитие системы образования в России (Федеральный Закон «Об образовании в РФ», «Концепция модернизации российского образования», Приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» и др.), повышают требования к уровню профессионального развития педагога [6; 11; 17]. Однако согласно данным современных исследований педагогической практики, уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к ней; предпочтение отдается малоэффективным коллективным формам образования, отсутствует или не продумана система поощрений за профессиональные достижения, складывается негативное отношение к участию в инновационной деятельности, что осложняет реализацию курса на модернизацию и устойчивое развитие системы дошкольного образования. В настоящее время происходит качественное переосмысление того, насколько значимы профессиональные качества современных педагогов [9]. Эти факторы актуализируют проблему поиска оптимальных путей развития профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов в рамках методической работы.

Одним из решений обозначенной проблемы также является создание системы непрерывного образования, которая позволит обеспечить постоянное профессиональное самосовершенствование педагогов. Площадками для организации непрерывного образования выступают не только реализующие профессиональные образовательные программы центры дополнительного образования, но и детские сады, которые могут делиться лучшими методическими практиками и опытом внедрения инновационных технологий.

Изложение основного материала статьи. Как отмечается в ряде исследований, на сегодняшний день профессиональная компетентность педагогов определяется не просто суммой его профессиональных знаний, умений и навыков, ключевым компонентом становится уровень развития профессионального мышления,

определяемого как способность к обнаружению, постановке и решению новых педагогических задач разного уровня.

В реалиях современного социума наблюдается рост требований к подготовке педагога дошкольного образования, уровню его квалификации, сформированности целого комплекса профессиональных компетенций. Определяющим фактором признается способность педагога к саморазвитию и самообразованию, умение не просто ориентироваться, но и активно участвовать в происходящих в системе дошкольного образования инновационных процессах. Главные акценты поставлены на создании условий, позволяющих обеспечить полноценное развитие личности детей и активизировать инновационные аспекты в образовании. Новое качество дошкольного образования возможно лишь при высоком уровне профессиональных компетенций педагогов.

Одним из основных направлений совершенствования образовательного процесса в дошкольной организации следует рассматривать методическую работу, как важный инструмент организации и управления качеством образовательного процесса. Правильная организация методической работы ДОУ способствует формированию высокого уровня профессиональных компетенций как конкретных педагогов, так и коллектива в целом, определяя при этом содержание дошкольного образования, обеспечивая рост эрудированности педагогов, развитие значимых для успешной профессиональной деятельности личностных качеств. Растущее педагогическое мастерство и педагогическая культура педагогов выступают важнейшим показателем качества дошкольного образования, ввиду непосредственного влияния характера педагогической деятельности и образовательного процесса не только на самих педагогов, но и на формирование и развитие личности дошкольников, становление их субъектности и способностей. Как отмечают в своем исследовании О.А. Блинова, Е.В. Бедрина, Е.С. Сабирова, успешность деятельности ДОУ находится в прямой зависимости от того, насколько качественно выстроена методическая работа с педагогическим коллективом [3, ^ 39]. Таким образом, значение методической работы в ДОУ состоит в создании условий, в которых будет сформирована образовательная среда, обеспечивающая реализацию профессионального потенциала и профессиональной педагогической культуры, как отдельного воспитателя, так и всего коллектива учреждения.

Обобщая существующие подходы, Н.А. Виноградова и Н.В. Микляева определяют методическую работу в ДОУ, как «целостную, основанную на достижениях науки и практического опыта, связанного с анализом конкретного образовательного процесса, систему мер и мероприятий, направленных на повышение качества, и соответственно, квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя, на развитие и повышение педагогических потенциалов коллектива детского сада в целом» [4, с. 7]. Эффективность методической работы может быть достигнута только при условии учета основных критериев построения ее оптимальной системы:

- цели учреждения, определяемые нормативно-правовыми документами и стратегией образовательной программы;

- количественный и качественный состав трудового коллектива;

- индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу на основании данных диагностического исследования по определению уровня сформированности профессиональных компетенций и квалификации;

- характерные затруднения, которые испытывают педагоги в работе;

- качественный анализ результатов деятельности учреждения;

- содержание системы методической работы, основные направления;

- позитивный и негативный опыт управления методической работой;

- сравнительная эффективность различных методов и форм организации методической работы;

- особенности психологического климата в трудовом коллективе;

- материальные, морально-психологические условия деятельности;

- реальные профессиональные способности руководства, уровень его адаптивности к современным требованиям управления методической работой;

- внедрение передового опыта и научных разработок в систему управления методической работой.

Система методической работы имеет как общие особенности, характерные для всех дошкольных

учреждений, так и отличительные черты для каждого из них. Так, К.Ю. Белая выделяет ее общие характеристики [1]:

1) непрерывное развитие воспитателей в профессиональном и творческом плане;

2) работа с трудовым коллективом, обеспечение прочных профессиональных взаимосвязей, осуществление контроля и систематизации педагогического опыта;

3) организация профессиональной учебы сотрудников на регулярной основе [1, ^ 89].

Существует ряд психолого-педагогических исследований, освещающих проблему обеспечения необходимых условий повышения эффективности методической работы в ДОУ, например, работы И.Б. Бичевой [2], Л.А. Гладковой [5], М.А. Крыловой, Л.В. Красильниковой [7], И.В. Никишиной [10], Р.И. Элоян, Е.В. Бабиковой [19], др. Все эти исследования объединяет то, что развитие педагогов в профессиональном и творческом плане рассматривается в качестве важной составляющей методической работы.

Важнейшим условием эффективной методической работы выступает непосредственная личная работа с персоналом, его объективная оценка как в профессиональном, так и в личностном аспекте. Как отмечает в своем исследовании Н.Б. Ускова, современная теория и практика описывает огромное количество методов оценки деятельности педагогов [16, ^ 132], среди которых необходимо выбрать именно те методы, которые предоставят полные и объективные данные. К таким наиболее достоверным методам, по мнению Т.М. Селиной [15] и А.С. Русакова [13], следует отнести наблюдение, способное обеспечить выполнение сразу нескольких условий: целенаправленность, объективность, систематичность и др., но только комплексное изучение и оценка компетенций и личностных качеств педагогов является основой построения и развития эффективного механизма методической работы в ДОУ.

Методическая работа в ДОУ отличается особенным разнообразием и включает целый ряд взаимосвязанных направлений [4]:

1) аналитическое - сбор и анализ сведений о результативности образовательного процесса, изучение профессиональных потребностей и запросов сотрудников, формирование базы данных о сотрудниках, изучение и обобщение лучших практик дошкольного образования, др.;

2) информационное - знакомство педагогов с новинками учебно-методической литературы, публикациями в периодике, новыми программами и технологиями дошкольного образования, опытом инновационной деятельности других учреждений и педагогов;

3) организационно-методическое - методическое сопровождение и оказание помощи молодым специалистам, педагогам при подготовке к аттестации, конкурсам профессионального мастерства, подготовка и проведение семинаров, конференций, участие в разработке локальных документов и т.д.;

4) консультационное - популяризация и разъяснение результатов новейших психолого-педагогических исследований, консультационная работа с педагогами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями, реализация преемственности педагогического коллектива со школой, консультирование родителей, др. [4].

Одно из важнейших направлений методической работы ДОУ состоит в обогащении предметно-пространственной среды: оснащение методического кабинета, обеспечение надлежащего количества методических материалов (наглядных пособий, методической литературы), оформление информационных приложений. Методический кабинет в ДОУ является своеобразным центром сбора оперативной педагогической информации, в нем собраны все основные организационные документы [8].

Методическая работа включает деятельность по осуществлению контроля за работой педагогов в форме систематических проверок планов образовательной работы; контроль выполнения годового плана, а также соблюдения решений, которые были приняты на педагогических советах. На основании данных, полученных в ходе контроля, производится обсуждение, разработка рекомендаций, выявление полезного опыта. Однако следует подчеркнуть, что основные функции методической работы ориентированы, главным образом, не на контролирующую, а на направляющую поддержку коллектива. Основной деятельностью в рамках методической работы выступает оказание оперативной, индивидуализированной помощи педагогам, особенно молодым специалистам, заключающейся в следующих направлениях:

помощь по наиболее актуальным проблемам, возникающим в рамках образовательного процесса;

адаптация участников образовательного процесса к меняющимся условиям;

организация планирования и обеспечение мероприятий по профессиональному развитию и совершенствованию педагогов;

массовые беседы, обсуждения по вопросам профессиональных затруднений.

Одним их содержательных направлений деятельности методической службы в ДОУ является обеспечение профессионального роста и повышения квалификации педагогического персонала. В рамках методической работы производится аттестация, цель которой состоит в определении соответствия профессиональных компетенций педагогов квалификационным требованиям и категориям, стимулировании профессионального и личностного роста педагогов, и в конечном счете, повышении эффективности и качества педагогической деятельности. Педагогические работники должны регулярно проходить подготовку на курсах повышения квалификации, а методическая служба ДОУ обеспечивает постоянное пополнение библиотечного фонда психолого-педагогической литературой с целью обеспечения условий для самообразования и роста профессиональных компетенций.

Центральное место в системе методической работы отводится организационно-методическому направлению деятельности, направленному на повышение теоретических знаний и педагогического мастерства педагогов, благодаря чему происходит совершенствование образовательного процесса и рост качества образовательных услуг. Проектирование системы методической работы должно обязательно учитывать затруднения педагогических работников по тем или иным рабочим вопросам посредством применения разнообразных форм и педагогических технологий. Для обеспечения наиболее активного включения педагогов в методическую работу необходимо использование нетрадиционных форм и методов взаимодействия (деловые игры, КВН, педагогический ринг, игровые тренинги, мастер-классы, портфолио педагога, др.) [12]. Методы активного обучения не просто передают комплекс готовых знаний, а приводят к самостоятельному их нахождению, благодаря изучению литературных источников, сравнению и анализу различных взглядов на тот ли иной вопрос, закреплению и применению знаний в деловых играх, поиску решения проблемной ситуации и пр. Указанные методы в комплексе позволяют добиться обеспечения осознанного подхода к изучаемым методическим материалам, сделать более легким их усвоение, способствуют поддержанию интереса и стимулированию творческой активности педагогических работников.

Все направления методической работы с педагогами находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, а их целью выступает повышение теоретического уровня и профессионального мастерства педагогического состава учреждения, и, как, следствие, совершенствование образовательного процесса.

Логически выстроенная система методической работы, несомненно представляется идеальной стажировочной площадкой, обеспечивающей реализацию организационно-педагогических условий для непрерывного и планомерного образования педагогов без догматизма и излишнего формализма, зачастую присущих организациям дополнительного образования. Современный образовательный дискурс во главу угла ставит структурно упорядоченные и вариативные методические практики, демонстрируемые представителями профессионального сообщества, и именно они составляют основу дизайна образовательных профессиональных программ.

Выводы. Таким образом, эффективность системы методической работы является первостепенным условием качественного сопровождения образовательного процесса в ДОУ, а ведущий критерий его успешности состоит в творческой направленности педагогической деятельности, благодаря которой возможно создание благоприятной атмосферы для роста профессионализма педагогов. Профессиональная педагогическая культура и повышение профессионализма педагогов требует применения разнообразных технологий, видов и форм методической работы, которые позволяют обеспечить реализацию возможностей каждого педагога, добиться достижения специалистами своей профессиональной успешности.

Литература:

1. Белая К.Ю. Педагогический совет и деловые игры в ДОО. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.

2. Бичева И.Б., Филатова О.М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1 (26). -С. 7. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37082143 (дата обращения 17.04.2020).

3. Блинова О.А., Бедрина Е.В., Сабирова Е.С. Организация методической работы в детском саду как инструмент управления кадровым потенциалом персонала дошкольного образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 9. - С. 38-43.

4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 219 с.

5. Гладкова Л.А. Методическая работа в детском саду как средство формирования профессионализма воспитателей // Образовательная среда сегодня: теория и практика. - 2017. - С. 176-178.

6. Концепция модернизации российского образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/documents/view/1660/ (дата обращения 19.02.2020).

7. Крылова М.А., Красильникова Л.В. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам использования здоровьесберегающих технологий // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. - С. 46-51.

8. Максимова Н.Г., Горбенко Д.С. Современный образ педагога и педагогического коллектива ДОО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 737-741.

9. Маркова С.М., Наркозиев А.В. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. Т.7. - № 1(26). - С. 2 [Электронный ресурс]. - URL: https:// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37082138_17436044.pdf (дата обращения 15.04.2020).

10. Никишина И.В. Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и методическая работа. - М.: Учитель, 2015. - 866 с.

11. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Мастер-класс как форма подготовки педагога к творческой профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 11(16). - С. 95-99.

12. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // Вестник образования России. - 2014. - № 2 (январь). - С. 10-36.

13. Русаков А.С. Оценка управленческих стратегий в дошкольном образовании // Образовательная политика. - 2017. - № 1(75). - С. 62-72.

14. Рякушина А.М., Ханова Т.Г. Самореализация личности в профессиональной сфере как базовая компетенция педагога ДОУ // Народная культура в системе современного образования: проблемы, опыт, перспективы: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас, 2019. - С. 157-162

15. Селина Т.М. Создание системы оценки качества в дошкольной образовательной организации // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 276-277.

16. Ускова Н.Б. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по оценке качества образовательного процесса // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2019. - № 3. - С. 132-134.

17. Элоян Р.И., Бабикова Е.В. Формирование профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения // Наука и мир. - 2015. - Т. 2. - № 5. - С. 110-112.

18. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 05.01.2020).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 25 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье обозначена проблема профессиональной и организационной адаптации молодых специалистов в разрезе образовательного менеджмента в дошкольной образовательной организации. Авторы рассматривают адаптацию как организационно-педагогическую проблему, решение которой осуществляется уже непосредственно в ходе осуществления профессиональной деятельности. Предпринята попытка актуализировать деятельность руководителя ДОО по адаптации молодых педагогов посредством проектирования и реализации программы с учетом педагогического, психологического и социального аспектов. В духе идеологии образовательного менеджмента в статье сформулированы целевые ориентира процесса адаптации молодых педагогов, подчеркивается роль наставника в их сопровождении. Контекст реализации программы обозначен через разноуровневые мероприятия: как внутри организации, так и на региональном и федеральном уровнях, и через необходимость общения начинающих педагогов с профессиональным сообществом на различных дискуссионных площадках.

Ключевые слова: образовательный менеджмент, дошкольная образовательная организация, адаптация, наставник, руководитель образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.