2. Бичева И.Б., Филатова О.М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1 (26). -С. 7. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37082143 (дата обращения 17.04.2020).
3. Блинова О.А., Бедрина Е.В., Сабирова Е.С. Организация методической работы в детском саду как инструмент управления кадровым потенциалом персонала дошкольного образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 9. - С. 38-43.
4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 219 с.
5. Гладкова Л.А. Методическая работа в детском саду как средство формирования профессионализма воспитателей // Образовательная среда сегодня: теория и практика. - 2017. - С. 176-178.
6. Концепция модернизации российского образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/documents/view/1660/ (дата обращения 19.02.2020).
7. Крылова М.А., Красильникова Л.В. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам использования здоровьесберегающих технологий // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. - С. 46-51.
8. Максимова Н.Г., Горбенко Д.С. Современный образ педагога и педагогического коллектива ДОО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 737-741.
9. Маркова С.М., Наркозиев А.В. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. Т.7. - № 1(26). - С. 2 [Электронный ресурс]. - URL: https:// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37082138_17436044.pdf (дата обращения 15.04.2020).
10. Никишина И.В. Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и методическая работа. - М.: Учитель, 2015. - 866 с.
11. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Мастер-класс как форма подготовки педагога к творческой профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 11(16). - С. 95-99.
12. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // Вестник образования России. - 2014. - № 2 (январь). - С. 10-36.
13. Русаков А.С. Оценка управленческих стратегий в дошкольном образовании // Образовательная политика. - 2017. - № 1(75). - С. 62-72.
14. Рякушина А.М., Ханова Т.Г. Самореализация личности в профессиональной сфере как базовая компетенция педагога ДОУ // Народная культура в системе современного образования: проблемы, опыт, перспективы: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас, 2019. - С. 157-162
15. Селина Т.М. Создание системы оценки качества в дошкольной образовательной организации // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 276-277.
16. Ускова Н.Б. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по оценке качества образовательного процесса // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2019. - № 3. - С. 132-134.
17. Элоян Р.И., Бабикова Е.В. Формирование профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения // Наука и мир. - 2015. - Т. 2. - № 5. - С. 110-112.
18. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 05.01.2020).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 25 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация. В статье обозначена проблема профессиональной и организационной адаптации молодых специалистов в разрезе образовательного менеджмента в дошкольной образовательной организации. Авторы рассматривают адаптацию как организационно-педагогическую проблему, решение которой осуществляется уже непосредственно в ходе осуществления профессиональной деятельности. Предпринята попытка актуализировать деятельность руководителя ДОО по адаптации молодых педагогов посредством проектирования и реализации программы с учетом педагогического, психологического и социального аспектов. В духе идеологии образовательного менеджмента в статье сформулированы целевые ориентира процесса адаптации молодых педагогов, подчеркивается роль наставника в их сопровождении. Контекст реализации программы обозначен через разноуровневые мероприятия: как внутри организации, так и на региональном и федеральном уровнях, и через необходимость общения начинающих педагогов с профессиональным сообществом на различных дискуссионных площадках.
Ключевые слова: образовательный менеджмент, дошкольная образовательная организация, адаптация, наставник, руководитель образовательной организации.
Annotation. The article outlines the problem of professional and organizational adaptation of young specialists in the context of educational management in a preschool educational organization. The authors consider adaptation as an organizational and pedagogical problem, the solution of which is already carried out directly in professional activity. An attempt was made to actualize the activities of the head of a preschool educational institution for the adaptation of young teachers through the design and implementation of a program taking into account pedagogical, psychological and social aspects. In the ideology of educational management, the article formulates target guidelines for the process of adaptation of young teachers, the role of a mentor in their support is indicated. The context for the implementation of the program is indicated through multilevel events: both within the organization, and at the regional and federal levels, and through the need for novice teachers to communicate with the professional community at various discussion sites.
Keywords: educational management, preschool educational organization, adaptation, mentor, head of the educational organization.
Введение. В настоящее время большое значение имеют вопросы образовательного менеджмента в части формирования эффективного профессионального кадрового состава в образовательных организациях. Принципиальным становится определение ключевых социальных признаков профессионального коллектива организации, которые влияют на его устойчивое развитие, включая и работу хорошо подготовленных молодых специалистов. Отсюда вытекает проблема их адаптации с управленческого ракурса, как часть современного образовательного менеджмента в разрезе поиска новых методов, технологий и средств профессионального воспитания молодых специалистов непосредственно в образовательной организации [1].
Американский теоретик менеджмента Штейн Эдгар писал, что адаптация - это «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделении» [4]. Адаптация начинающих педагогов - это сложный динамический и вариативный процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим опытом, в основе которого лежат компетенции, приобретенные в ходе профессионального образования. Постепенно в процессе адаптации происходит ряд изменений в личностно-профессиональном профиле педагога, которые в оптимистичном варианте развития событий способствуют лучшей и более эффективной работе организации. Адаптация является важным направлением кадрового менеджмента в организации и носит образовательный характер, поскольку продолжается процесс профессионального становления, начатый еще в профессиональной образовательной организации. Адаптация рассматривается, во-первых, как средство взаимодействия молодого специалиста и педагогического коллектива, и, во-вторых, как эффективный метод улучшения кадровых ресурсов организации.
Важным моментом в работе молодого специалиста является то, что они сразу же имеют равные обязанности и несут полноценную ответственность, как и педагоги со стажем работы. Также руководитель, педагогический коллектив и родители ждут высокого профессионализма и правильных, выверенных действие со стороны молодого специалиста. Период адаптации молодого педагога очень необходим для его личностного и профессионального роста и развития и рассматривается как неотъемлемый вызов, сопровождающий вход в профессию. Она помогает молодому педагогу освоить богатый педагогический опыт в течение короткого промежутка времени, интегрироваться в кадровую и социальную структуру организации.
Важно отметить, что многие руководители не придают большой значимости процессу адаптации молодых специалистов в силе разных причин: большого количества других управленческих функций и задач, в силу недостатка компетенций в области управления кадрами, недостаточной осознанности этого вопроса как проблемы эффективности профессионального коллектива в целом, что подчеркивается в ряде исследований [3, 4, 5, 10]. В этой связи актуальность организации процесса адаптации молодых специалистов с позиции образовательного менеджмента сегодня высока и нужно изучать все составляющие данной проблемы, искать пути решения с учетом всех современных требований.
Изложение основного материала статьи. В научном контексте проблеме адаптации посвящено достаточное количество трудов, как зарубежных - Г. Айзенк, А. Маслоу, Л. Колберг, Р. Линтон, Ж. Пиаже, так и российских исследователей - Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, Л.С. Выготский, Г.Е. Глазерман, Т.И. Заславская, И.М. Ильинский, Б. Парыгин, Б.Г. Юдин, В.А Ядов и др. Вместе с тем, анализ исследований посвящен в основном психологическим аспектам проблемы, деятельностная и педагогическая сторона этого феномена представлена спорадически и фрагментарно. Также недостаточно практикоориентированных трудов, где решение проблемы адаптации молодых педагогов рассматривается как часть образовательного менеджмента в организации. Следствием этого является отсутствие моделей работы по адаптации молодых специалистов образовательных организаций, в том числе и дошкольных. Рассмотрим предпосылки создания модели адаптации молодых педагогов как части образовательного менеджмента организации.
В основе руководства дошкольной образовательной организации лежат законы и закономерности концепции современного управления. Целью управления дошкольной организации является гарантия лучшего функционирования всех концепций и эффективной образовательной деятельности с воспитанниками [8].
Данное управление складывается из определенных условий, к которым относятся результативное контролирование и контроль выполнения; постоянное изучение и учет современного педагогического опыта; применение инновационных достижений в подготовке педагогов к работе с детьми; реализация принципов единства педагогических требований, единства воспитания и обучения детей; концепция правильного планирования; вопросы углубленного изучения степени педагогической деятельности и подготовки.
Большую роль в реализации вышеперечисленных процессов занимает многофакторный процесс «демократизации управления», куда входят:
- тесное сотрудничество на всех уровнях управления в дошкольной организации;
- осведомленность всех участников в вопросах управления;
- новое современное мышление (другой взгляд на ребенка, на педагога и родителя);
- тесное взаимодействие с семьей и школой, социумом;
- создание коллектива единомышленников;
- интерес родителей к процессу воспитания и обучения детей и положительному результату;
- наличие положительной и благоприятной обстановки в коллективе.
В основе и сущности процесса управления лежат социальные функции, которые направлены на согласование разнообразных форм и нужд деятельности, на разбор процессов развития в интересах общества, осуществление государственной политики через систему образовательных организаций. Поэтому процесс управления - это сознательная деятельность, тесно связанная с осуществлением прав и обязанностей субъектов социальной активности. Она, в свою очередь, закрепляется юридическими нормами [2].
Совершенствование данного процесса управления содействует повышению качества труда, стимулированию развития коллектива, созданию базы профессиональной подготовки и совершенствования кадров, разработке и внедрению эффективных методов организации труда.
Важным моментом деятельности дошкольной организации является вовлечение в решение мета-задач (тех, которые непосредственно не входят в круг повседневных должностных обязанностей) всех членов профессионального педагогического коллектива с учетом их стажа и опыта работы, квалификации и личностно-профессиональных амбиций.
Заведующий в детском саду ставит и разрабатывает, а также корректирует цели и задачи на определенный период времени, организует и планирует работу как педагогического коллектива, так и административно-хозяйственной части. Деятельность руководителя - это деятельность взаимосвязанных процессов, каждый из которых имеет начало и завершение, это логичная и последовательная циклограмма событий.
Заведующий руководит образовательной организацией в соответствии с законами и нормативными актами, а также уставом образовательного учреждения; обеспечивает образовательную и производственную работу организации; решает и осуществляет работу по федеральному государственному образовательному стандарту; группирует воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья, соблюдает права и свободу воспитанников и педагогов учреждения; заведующий определяет и ставит цели и задачи, планирует программы и проекты, в которых будет участвовать образовательная организация [11].
Руководитель разрабатывает, утверждает и реализует программу образовательной организации, соблюдает устав и правила внутреннего распорядка организации; также создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает реализацию инициатив педагогического коллектива, которые направлены на улучшение работы организации, руководитель поддерживает благоприятный психологический климат в коллективе.
Проблемы в этом цикле возникают в большинстве своем из-за расхождений между ожиданиями и реальными результатами в работе. Профессиональная адаптация молодых педагогов по результатам опроса руководителей не является приоритетной в их циклограмме, более того, далеко не все руководители ясно представляют суть явления [9].
Между тем, это явление имеет непосредственное отношение к деятельности руководителя, поскольку адаптацией называется несоответствие уровня профессиональной подготовки и требований профессиональной деятельности. Проблемы молодых специалистов можно классифиировать на [7]:
- проблемы, обусловленные недостаточной психолого-педагогической и методической подготовкой;
- проблемы, обусловленные недостатком компетентности осуществлять воспитательную работу;
- проблемы, обусловленные недостаточной сформированностью коммуникативных компетенций;
- проблемы, обусловленные личностными особенностями специалиста;
- социальные проблемы.
Оптимальным решением будет являться программа, разработанная специально для работы с молодыми специалистами и встроенная в управленческий контекст образовательной организации. В реализации программы рекомендуется учитывать педагогический, психологический и социальный аспекты [6].
В рамках педагогического аспекта определяются формы, методы и условия работы с молодым педагогом, организованы мероприятия, деятельность в рамках которых обеспечит его поступательный личностно-профессиональный рост. Спектр мероприятий должен быть достаточно широким и вариативным: мероприятия внутри организации и внешние. Степень вовлеченности педагога в мероприятия также должна варьироваться: от вспомогательных поручений, до руководства отдельного направления или всего мероприятия в целом.
В рамках психологического аспекта создаются условия для удовлетворения потребности педагога в самосовершенствовании и саморазвитии; формируется мотивационно-ценностная установка на устойчивое профессиональное развитие. Важную роль играет общение педагога не только с узким кругом коллег внутри образовательной организации, но и возможность общаться с профессиональным сообществом на различных площадках: посещать мастер-классы, участвовать в профессиональных конкурсах, научно-исследовательских конференциях, образовательных форумах и т.п. Это позволит молодому специалисту почувствовать свою причастность к педагогическому сообществу, найти и укрепиться в нем в том или ином качестве (проектировщик, исследователь, волонтер и др.) [12].
Реализация психологического аспекта тесно связана с социальным компонентом программы. В рамках социального аспекта важно создание здоровой атмосферы взаимодействия с коллегами, детьми, родителями, социальными партнерами, администрацией, где поощряется активность, инициативность, право на профессиональные пробы с принятием возможных результатов, пусть даже и всегда успешных [13].
Все три аспекта разворачиваются в диалоговом пространстве, свободном от предрассудков и основанном на взаимоуважении, духовно-нравственной культуре, принятии и соблюдении социальных и моральных норм.
Для реализации программы адаптации целесообразно назначить наставника из числа опытных педагогов дошкольной образовательной организации. Роль наставника и будет заключаться в поддержании постоянного диалога, пропедевтике конфликтных ситуаций, а также выработке и трансляции методических рекомендаций в ходе сопровождения своих подопечных. Очевидно, что при реализации программы основным принципом будет являться индивидуализация траектории профессионального развития в силу сочетания разных факторов: внешних условий профессиональной деятельности, личностных особенностей наставника и подопечного, уровня подготовки молодого специалиста, сформированности необходимых компетенций.
К целям адаптации молодых специалистов в организации относятся следующие:
- быстрое достижение высоких показателей работы
- эффективное и быстрое понимание требований работодателя
- взаимодействие с рабочим коллективом
- полноценная ориентировка в рабочем месте
- повышение уверенности молодого специалиста в себе
- сохранение численности кадров
- формирование положительного отношения специалиста к организации, коллективу и руководителю.
И от условий, приведенных ниже, зависит успешность проведенной адаптации молодых специалистов:
1. Любовь своей профессии и большое желание работать именно по ней.
2. Трудовые условия в организации.
3. Личностные особенности молодых специалистов.
4. Сложившаяся обстановка в рабочем коллективе.
5. Отлаженный механизм проведения адаптации новых сотрудников.
6. Высокий уровень работы опытных сотрудников организации.
7. Конкретность и объективность требований руководства дошкольной организации к рабочему коллективу.
Структура разработанного комплекса мероприятий и их наполняемость также напрямую зависит от классификации адаптации по выбранным критериям:
- Объект - субъект: активная (адаптация, при которой педагог стремится сам изменить среду, ее ценности, нормы и правила) и пассивная (педагог никак не влияет на среду и не изменяет ее).
- Влияние на работника: прогрессивная (благоприятное влияние) и регрессивная (неблагоприятное влияние).
- Уровень: первичная (адаптация молодых педагогов, которые закончили педагогический университет и только начинают деятельность в дошкольной организации) и вторичная (адаптация педагогов, которые имеют за своими плечами опыт педагогической работы).
- Направленность: производственная (1) профессиональная - освоение знаний и навыков, 2) психофизиологическая - адаптация ко всем различным условиям, которые действуют на работника в течение дня; 3) организационно-административная - знакомство со своей должностью; 4) экономическая -адаптация к различным условиям оплаты своего труда; 5) санитарно-гигиеническая - адаптация к трудовой дисциплине и правилам внутреннего распорядка) и непроизводственная (адаптация к бытовым условиям, к внерабочему общению с коллегами и адаптация в период отдыха).
Программа мероприятий рассчитывается на год, по возможности, необходимо продумать плотность и разные уровни событий. Мероприятия регионального и федерального уровня целесообразно планировать не более одного-двух в год, в то время как районные или внутри организации могут быть представлены чаще. Перспективное планирование должно быть гибким и исходить из тех возможностей, которые предоставляются в ходе информационного обновления профессионального контекста.
Выводы. Таким образом, дошкольная образовательная организация выступает, как площадка для постоянного профессионального развития педагогов. Особенно это важно для молодых специалистов, для которых необходимо создание специальной программы, обеспечивающей оптимальную профессиональную и организационную адаптацию. Основой программы является набор разноуровневых и вариативных мероприятий, направленных на решение метазадач (сверх основной профессиональной деятельности). Реализация программы осуществляется в трех аспектах: педагогическом, психологическом и социальном. Педагогическое сопровождение по программе осуществляет наставник из числа опытных педагогов, но непосредственный контроль и супервизия - это обязанность руководителя образовательной организации. Проектирование подобной программы, ее реализация, взаимодействие всех субъектов, контроль и результативность - все это факторы образовательного менеджмента, которые необходимо выдвинуть в приоритетные для обеспечения эффективной деятельности образовательной организации.
Литература:
1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 7. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/928/711 (дата обращения 26.04.2020).
2. Герасимов Б.Н. Система управления персоналом в организации / Б.Н. Герасимов // Вестник Поволжской академии государственной службы [Электронный ресурс]: науч. журн. 2015. № 8. URL: http://vestnik.pags.rU/vestnik/archive/text_pdf/8.pdf (дата обращения 26.04.2020).
3. Данилов С.В., Шустова Л.П., Кузнецова Н.И. Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. №2. URL: https://akmepsy.sgu.ru/ru/authors/kuznecova (дата обращения: 26.04.2020).
4. Денисова Ю.В., Борченко И.Д., Хмиль Н.М. Управленческое содействие адаптации молодых специалистов в образовательной организации дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. №3 (32). URL: http://ipk74.ru/upload/documents/jornal32.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
5. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. №2 (23). https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/804?locale=ru RU (дата обращения: 26.04.2020).
6. Игнатьева Л.В. Педагогическое сопровождение становления молодых специалистов в образовательных учреждениях СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 19. С. 108-111
7. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя» // Народное образование. № 8, 2010. С. 124-125.
8. Липсиц И.В. Не повторить ошибок. Практические советы руководителю М., 2008. с. 253.
9. Маркова С.М., Наркозиев А.В. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1(26). С. 2 [Электронный ресурс]. - URL: https:// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37082138_17436044.pdf (дата обращения 15.04.2020).
10. Новопашина Л.А. Ожидания работодателя и реализуемые формы и содержание профессионализации молодых педагогов в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №7. URL: https://www.rucont.ru/efd/375954 (дата обращения: 26.04.2020).
11. Омаров А.М. Руководитель; размышления о стиле управления. 2-е изд., доп. М.: Политиздат. 2012.
12. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Мастер-класс как форма подготовки педагога к творческой профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. 2017. № 11(16). С. 95-99
13. Рякушина А.М., Ханова Т.Г. Самореализация личности в профессиональной сфере как базовая компетенция педагога ДОУ // Народная культура в системе современного образования: проблемы, опыт, перспективы: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас, 2019. С. 157-162
14. Stein Edgar Career Anchors, 4th Edition with J. VanMaanen (2013) ISBN 978-1-118-45575-3
Психология
УДК 37.015.31
кандидат психологических наук, доцент Верещагина Марина Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук Бузоева Залина Султановна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ), МБОУ СОШ № 25 имени Героя Советского Союза А.Е. Астаева (г. Владикавказ); студент 3 курса психолого-педагогического факультета Мулярчук Михаил Викторович Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В данной работе показано, что система Российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения, связанные с внедрением инновационных технологий. Нейролингвистическое программирование, рассматриваемое в контексте интеграции психологии и педагогики, представляет собой эффективную педагогическую инновационную деятельность. В статье проанализированы техники нейролингвистического программирования: якорение, подстройка к будущему, визуализация, полимодальная речь, установка индивидуального и группового раппорта, техники эффективного внушения, позитивное маркирование и др., которые могут стать хорошим инструментом педагогов по освоению обучающимися абсолютно любой науки, что позволит, не только психологически грамотно организовать образовательный процесс, но и будет способствовать саморазвитию педагога.
Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, образовательный процесс, преподавание, педагогическая деятельность, техники НЛП.
Annоtation. This paper shows that the system of Russian education at the present stage of development is undergoing significant changes associated with the introduction of innovative technologies. Neuro-linguistic programming, considered in the context of integrating psychology and pedagogy, is an effective pedagogical innovation activity. The article analyzes the techniques of neuro-linguistic programming: anchoring, adjusting to the future, visualization, polymodal speech, setting individual and group rapport, effective suggestion techniques, positive marking, etc., which can become a good tool for teachers to master absolutely any science, which will not only psychologically competently organize the educational process, but will also contribute to the self-development of the teacher.
Keywords: neuro-linguistic programming, educational process, teaching, pedagogical activity, NLP techniques.
Введение. Российское образование сегодня характеризуется внедрением инноваций с целью усовершенствования методики обучения и повышения качества усвоения обучающимися учебного материала в условиях общеобразовательной школы [13].
Проблему внедрения инноваций в образовательный процесс разрабатывали Т.М. Ковалева, М.М. Поташник, В.С. Лазарев, З.И. Сангаджиева, М.А. Павлова и многие другие.
Представители нейролингвистического программирования как направления в деятельности психолога Дж. О' Коннор, Дж. Сеймор, М. Холл, Б. Боденхамер, Р. Дилтс, М.Н. Гордеев и др. опираются на идею о том, что все внутренние процессы получаемого опыта человека отражаются в речевой деятельности и лингвистических структурах [9]. Следовательно, техники нейролингвистического программирования могут быть эффективно использованы в модели проведения уроков, так как связаны с получением и воспроизведением новой информации.
Исходя из этого, одной из задач образования сегодня можно обозначить овладение техниками нейролингвистического программирования, направленными на формирование навыков визуализации информации с целью ее запоминания и дальнейшего воспроизведения в учебном процессе. Также технологии НЛП, одновременно выступающие средством совмещения работы психолога в образовании и педагогической деятельности, могут быть использованы при коррекции трудностей обучения школьников разных возрастов и звеньев школы.
Изложение основного материала статьи. Ведущие психологи в области нейролингвистического программирования, опытные педагоги и сотрудники Центра Нейролингвистического программирования в образовании определили условия эффективного урока с позиций НЛП [9]. Рассмотрим эти условия, а также некоторые техники нейролингвистического программирования, которые повышают эффективность образовательного процесса.
Якорение. Понятие «якорь» мы связываем с установлением связи между вербальным содержанием урока и невербальными сигналами в виде жестов, поз и месторасположения в классе. Иными словами, любое поведенческое проявление педагога, находящее отклик у школьников, рассматривается в качестве якоря. Якорение в образовательном процессе необходимо для создания в сознании учеников определенного состояния, которое сопровождается актуализацией образовательных ресурсов. Так, в начале урока нужно