Проблемы взаимодействия молодых педагогов с родителями
Худенева Мария Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
В статье обосновывается необходимость взаимодействия педагогов с родителями с учетом современных законодательных документов, актуальность исследования проблемы взаимодействия молодых специалистов с родителями, раскрываются основные теоретические положения по проблеме взаимодействия педагогов с родителями, как с одним из участников образовательного процесса.
Раскрыты механизмы и результаты исследования проблем взаимодействия молодых специалистов с родителями. Выделены основные затруднения, с которыми сталкиваются молодые педагоги на этапе профессионального становления и указаны возможные пути их предупреждения в период профессионального обучения. Названы перспективы взаимодействия преподавателей, служб университета и выпускников университета по решению названных проблем и совершенствованию данного вида деятельности молодых педагогов. В статье обозначены основные пути решения проблем взаимодействия молодых педагогов с родителями в рамках научно-методического сопровождения профессиональной деятельности выпускников, как ежегодная организация форума «Молодой педагог и вызовы времени», постдипломное сопровождение молодых специалистов по программе «Школа наставничества». Названы также наиболее востребованные молодыми педагогами формы их взаимодействия с вузом по исследуемым проблемам.
Ключевые слова: трудовые действия, необходимые умения педагогов по организации взаимодействия с родителями, особенности взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса, взаимодействие педагога с родителями, проблемы взаимодействия педагога с родителями, причины затруднений взаимодействия педагога с родителями, формы взаимодействия педагога с родителями, перспективы и формы взаимодействия молодых педагогов с вузом по решению проблем.
о с
CJ
Условия современных социально-экономических и социокультурных реалий, происходящих в настоящее время, предопределяют коренное переосмысление взаимодействия различных социальных институтов, среди которых, в первую очередь, следует рассматривать семью. В связи с этим, взаимоотношения семьи и социума существенно актуализируют проблематику организации педагогического взаимодействия, обусловливая новую специфику структурирования контактов субъектов данных отношений.
Контекст традиционных педагогических подходов, как правило, строился на установлении контактов педагога и семьи, объектом которых являлись вопросы академической успеваемости детей, их поведения, а также вопросов педагогического просвещения родителей (законных представителей), их компетентности в сфере психолого-педагогического направления.
На сегодняшний день такие отношения становятся далеко не исчерпывающими. Это происходит в связи с тем, что трансформируется структура образовательных учреждений, отношение к образовательной организации в рамках общества, а также целевые, ценностно-смысловые и жизненные установки семей в сфере воспитания и образования детей. Среди основных причин подобных перемен можно назвать резкую дифференциацию семей по признаку экономического состояния, изменение социального статуса самой семьи и пр.
Однако, семья как социальный институт остается на сегодняшний день одним их основных микросоциумов, в рамках которого происходит социализация ребенка. В связи с этим, образовательные организации необходимо рассматривать как структуры содействия, союзничества в процессе воспитания свободной, гармоничной, личности, социальная и дальнейшая профессиональная деятельность которой в обществе будет являться результатом успешной интеграции ребенка в структуру общественных взаимосвязей, служащих устойчивым базисом положительной социализации и самоактуализации.
В этой связи тесное и грамотное взаимодействие семьи и школы будут становиться важными факторами обеспечения партнерства в воспитании детей в обществе, где каждая личность способна к продуктивному целеполаганию, действенности в решении конкретных задач и самореализации в конкретной сфере полезной деятельности.
Вышесказанное диктует всему педагогическому сообществу требование на новом уровне выстраивать взаимодействие с семьей и родителями.
Необходимость взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными пред-
ставителями) предусмотрена сегодня профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель/учитель). В частности, к числу трудовых действий в документе относится [2, с. 7, 8]:
- реализация конструктивных воспитательных усилий родителей/законных представителей обучающихся, а также помощь, содействие семье в решении вопросов воспитания ребенка (согласно трудовой функции «Воспитательная деятельность»);
- разработка (в рамках совместной деятельности с другими специалистами) и совместная (с родителями/законными представителями) реализация программ индивидуального развития ребенка (согласно трудовой функции «Развивающая деятельность»).
В части описания трудовых функций, предусмотренных педагогической деятельностью, в контексте проектирования и реализации ООП (основных образовательных программ) в документе можно проследить, какими необходимыми умениями должен обладать педагог относительно выстраивания взаимоотношений с родителями, каково целевое назначение взаимодействия с родителями (Таблица 1).
Вопросы необходимости и реализации всех важных аспектов педагогического взаимодействия с родителями/законными представителями в условиях постоянно обновляющейся современной школы эскалационно актуализируют проблематику формирования профессиональной готовности будущего педагога. Значимость этой проблемы прослеживается во ФГОС ВО, определяющем реализацию образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). В частности, в рамках педагогической деятельности предусмотрена необходимость формирования одной из профессиональных компетенций, а именно, «готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса» [4, с. 5].
Считаем необходимым отметить, что в понятие «взаимодействие педагога с другими субъектами образовательного процесса» понимали такую организацию педагогического процесса, при котором происходит осуществление именно совместной деятельности, а также общения субъектов образовательного процесса, участников образовательного процесса, участников образовательных отношений, включая и другие взаимодействующие стороны, из взаимоотношения, направленные на развитие детского коллектива, реализацию его воспитательного потенциала [1].
Как утверждают А.П. Панфилова, А.В. Долматов, взаимодействие представляет собой совокупность компонентов, представленных в таких элементах как: действующий субъект (педагог), субъект или объект действия, являющийся тем, на кого (или на процесс деятельности которого) воздействие направлено, методологический,
а также дидактико-методический инструментарий (технологии, подходы, методы и пр.), а также совокупный результат действия и образовательная результативность (и ее положительная динамика) [1, с. 63].
Таблица 1. Необходимые умения педагога по организации взаимодействия с родителями
Трудовые функции Необходимые умения
Педагогическая деятельность по реализации программ ДО (дошкольного образования). Осуществление партнерских взаимоотношений с родителями/законными представителями детей, относящихся к периоду раннего, а также дошкольного возраста с целью достижения образовательных целей и решения сопутствующих задач; реализация методов, средств, приемов просветительской деятельности психолого-педагогической направленности [2, с. 12].
Педагогическая деятельность в части реализации программ (НО) начального общего образования. Проектирование в рамках взаимодействия с родителями/законными представителями и другими участниками образовательных отношений (педагогические работники, другие специалисты), а также корректирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся согласно задач, направленных на достижение всех видов образовательных результатов (личностных, предметных, метапредмет-ных), а также образовательных результатов, которые выходят за рамки освоения программ начального общего образования [2, с. 13].
Педагогическая деятельность, предусмотренная рамками реализации программ основного и среднего общего образования. Установление и осуществление контактов с обучающимися различных возрастов, а также их родителями/законными представителями и другими педагогическими работниками, специалистами [2, с. 14].
Модуль «Предметное обучение. Математика». Осуществлять работу с родителями/законными представителями, а также местными сообществами по проблемам формирования математической культуры на современном этапе развития [2, с. 17].
Модуль «Предметное обучение. Русский язык». Осуществлять систематическую (просветительскую, методическую и пр.) деятельность с семьями обучающихся, а также местными сообществами по вопросам формирования культуры речевой деятельности с учетом фиксации различий местных и национальных языковых норм, традиций, правил [2, с. 19].
В данном контексте авторы выделяют следующие виды взаимодействия в рамках образовательного процесса, акцентирую внимание на факторе субъекта: «педагог-ученик», «педагог-коллега», «родитель-ребенок», «педагог-родитель», «педагог- руководитель ОУ (образовательного учреждения)», «педагог-коллектив обучающихся» [1, с. 64].
Считаем также необходимым выявить основные концепты процесса взаимодействия самого педагога и других участников образовательного процесса/образовательных отношений [1, 3]:
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
- концепт «взаимопознание», определяющий и обусловливающий организацию общения и совместной деятельности на основе выявления и учета характерологических черт, личностных особенностей субъектов процесса, эскалации роли в данном процессе лучших сторон взаимодействующих субъектов, формировании взаимного интереса;
- концепт «взаимопонимание», который определяет общность (а также осознание субъектами этой общности) целей, задач, векторов взаимодействия на основе учета трудностей процесса и продуцировании помощи и заботы в деятельности, направленных на преодоление данных трудностей; в структуре данного концепта также следует рассматривать уровень личностной фрустрации, адекватность оценки/самооценки, аспекты выстраивания межличностных отношений;
- концепт «взаимоотношение», в рамках которого особая роль принадлежит проявлению тактичности, внимательности субъектов друг к другу и выражаемому мнению как факту самопроявления, уважительному отношению к личностной позиции, а также приоритетности таких качеств как сочувствие, доверительность в отношениях, ответственность перед оказанным доверием и т.д.;
- концепт «взаимовлияние», сущность которого составляют способности субъектов достигать единства в спорных ситуациях, а также формирование общей концепции в отношении дальнейших совместных действий, поведенческих паттернов и стратегий на основе согласованности;
- концепт «взаимные действия», рамками которого предусмотрены совместная инициативность, активное совместное участие, достижение согласованности контактов в совместной деятельности, взаимопомощь поддержка и т.п. Трактовка понятия «взаимодействие педагога
с другими субъектами образовательного процесса» А.П. Панфиловой, А.В. Долматовым позволила нам вывести определение понятия «взаимодействие педагога с родителями».
Под взаимодействием педагога с родителями мы понимаем организацию педагогического процесса как совместной деятельности и общения педагога и родителей, как его непосредственных участников с целью развития личности обучающихся и других взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развития детского коллектива и реализации его воспитательных возможностей.
К числу реализуемых в процессе взаимодействия функций А.П. Панфилова, А.В. Долматов относят:
- общие функции, заключающиеся в собственно воспитании, развитии, обучении;
- частные функции, в контексте которых авторы выделяют формирование интереса и привлечение, развитие внимания; стимулирование дея-тельностной позиции и координирующие механизмы; ориентирование в предстоящей деятельности и преодоление разобщенности; обе-
спечение сплоченности коллектива и преодоление конфликтов и пр. [1, с. 64]. Несомненно, в процессе подготовки будущих педагогов необходимо формировать умения и компетенции, связанные с взаимодействием со всеми субъектами образовательного процесса (обучающимися, коллегами, родителями, социальными партнерами и др.), но особое место в профессиональной подготовке педагогов должно отводиться формированию готовности к взаимодействию с родителями. На наш взгляд, эффективность взаимодействия педагога с родителями несомненно будет влиять на продуктивность реализации всех функций большинства видов взаимодействия: педагог-ученик, родитель-ребенок, взаимодействие педагога с коллективом обучающихся.
Наше мнение основывается также на результатах опроса выпускников-бакалавров, в соответствии с которыми выстраивание их взаимодействия с родителями является наиболее проблематичным видом деятельности.
Вышесказанное обусловило актуальную необходимость более детального исследования проблем взаимодействия молодых педагогов с родителями с целью коррекции как содержания профессиональной подготовки педагогов, так и проектирования соответствующего аспекта деятельности Сургутского государственного педагогического университета по научно-методическому сопровождению выпускников на начальном (послевыпуск-ном) этапе их профессиональной деятельности.
Так, например, в процессе работы форума «Молодой педагог и вызовы времени» был предпринят нетрадиционный подход к организации формы работы с молодыми профессионалами. Данная форма работы была осуществлена в формате деловой игры и предопределяла решение следующих задач:
- выявление и анализ проблем взаимодействия начинающих педагогов с родителями/законными представителями в рамках профессиональной деятельности;
- определение перспектив и разработка стратегий взаимодействия преподавателей, выпускников, служб вуза в решении выявленных проблем;
- включение молодых (начинающих) педагогов в формат деловой игры, который рассматривали как один из интерактивных способов организации взаимодействия с родителями/законными представителями.
Эксперимент завершался проведением анкетирования, в котором приняли участие 81 респондент.
При разработке содержания анкеты были учтены положения документов, теоретические положения ученых, авторов по данному аспекту педагогической деятельности [1, 2 3].
Преобладающей категорией респондентов являлись молодые специалисты, осуществляющие свою деятельность первый год (41%), и категория молодых педагогов со стажем работы 1 год составила 33% респондентов.
Понятие «взаимодействие педагога и родителей», согласно концепции традиционного подхода, 31% респондентов определяют как решение проблем успеваемости и поведения обучающегося. Тем не менее, аспекты согласования позиций, ценностей и целей воспитания отмечены в 33% случаях.
Среди приоритетных задач организации взаимодействия с семьёй молодые педагоги рассматривают следующие:
- формирование всесторонне развитой личности;
- взаимодействие в решении возникающих проблем;
- повышение успеваемости, коррекция поведения обучающихся;
- формирование положительной учебной мотивации посредством популяризации учебного предмета, конкретизирующей области деятельности;
- сплочение коллектива класса, постановка общих целей жизнедеятельности детского коллектива;
- участие родителей в управлении образовательным процессом в образовательной организации.
Вышесказанное позволяет утверждать, что молодые педагоги видят задачу взаимодействия с родителями в реализации конструктивного взаимодействия, раскрывающегося в совместно направленных усилиях самих педагогов, а также родителей/законных представителей детей, включая оказание помощи семье в решении проблем и вопросов, связанных с воспитанием, развитием детей и их личностным совершенствованием.
Слабое отражение в ответах молодых педагогов нашло трудовое действие по разработке (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка. Молодые педагоги не видят роли родителей и затрудняются задействовать их в деятельность по организации комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся.
Такие трудовые действия, как «вести постоянную работу с семьями обучающихся по формированию у обучающихся речевой культуры», «работать с родителями по проблематике математической культуры обучающихся» - также не нашли отражения в ответах респондентов.
На рисунке 1 отражены результаты изучения предпочтительных молодыми педагогами и продуктивных направлений взаимодействия с родителями.
В качестве главного направления организации взаимодействия респонденты определяют духовно-нравственное воспитание обучающихся (22%). На взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни, решению вопросов качества образования, формированию умения жить в информационном и конкурентном обществе указали по 18% респондентов, видят роль взаимодействия с родителями по вопросу профес-
сионального самоопределения обучающихся 10% молодых педагогов. Лишь 8% респондентов указали на такое направление как становление культуры семьянина, что объясняется возрастными особенностями молодых специалистов (рис. 1).
■ Духовно-нравственное воспитание
1%
■ Формирование здорового образа жизни
■ Решение вопросов качества образования
■ Умение жить в современном информационном и конкурентном обществе
■ Профессиональное самоопределение обучающихся
■ Становление культуры семьянина
Другое
Рис. 1. Направления взаимодействия педагогов и родителей
Одной из важных педагогических проблем взаимодействия педагогов и родителей является выбор и использование эффективных форм его [взаимодействия] организации.
Так, например, большинство респондентов отдает предпочтение традиционным формам организации педагогического взаимодействия с семьей, среди которых 34% составляют предпочтения, направленные на организацию родительских собраний; 13% респондентов указывают в числе таких форм праздники и досуговые мероприятия. Третья часть опрошенных использует в педагогической деятельности индивидуальное консультирование родителей/законных представителей (29%).
Функция координации в процессе установления взаимодействия осуществляется молодыми педагогами в рамках форм организации и проведения родительских собраний (24%). Однако, как отмечают ряд респондентов (10%), в условиях современных реалий, связанных с информатизацией образовательной среды,приобретает популярность использование электронных средств обратной связи (электронные журналы, Интернет-ресурсы и т.п.).
На рисунке 2 видно, что наименьшей популярностью сегодня пользуются лекции, что объясняется всеобщей доступностью информации в социальных сетях. Вызывает недоумение и тревогу тот факт, что среди молодых педагогов не пользуются спросом родительские конференции, другое (интерактивные формы работы с родителями), родительский клуб, как интерактивные, эффективные формы взаимодействия, позволяющие всем участникам быть активными субъектами в решении проблем образовательного процесса.
Результаты анкетирования молодых педагогов по данному аспекту обуславливают необходимость активней использовать интерактивные формы взаимодействия в образовательном процессе университета, в частности, в рамках психолого-педагогических дисциплин базовой части, дисциплины по выбору «Взаимодействие педагога с родителями».
о о 00 "О
& А
-I
о
—I
-С гп
о ^
о
гп О
оп
З
со о 00
Так, например, среди основных факторов, обусловливающих возникновение трудностей и проблем в контексте организации взаимодействия с родителями/законными представителями, согласно мнению респондентов, выступают такие как: слабая заинтересованность самих родителей/ законных представителей в осуществлении контактов со школой (31%), отсутствие времени у педагогов на подготовку к процессу взаимодействия с семьей обучающегося (23%) (рис. 2).
ражают особенности взаимодействия педагогов с родителями в последнюю очередь.
Адресную работу по предупреждению указанных причин затруднений возможно планировать в рамках образовательного процесса. Ввиду этого содержание психолого-педагогических дисциплин, дисциплины по выбору «Взаимодействие педагога с родителями» также рекомендовано скорректировать с учетом вышеназванных причин трудностей, проблем взаимодействия.
Изучение и констатация проблем взаимодействия молодых педагогов с родителями позволили определить перспективы взаимодействия преподавателей, служб университета и выпускников университета по решению названных проблем и совершенствованию данного вида деятельности молодых педагогов.
Исходя из данных анкетирования, следует отметить, что все респонденты заинтересованы в получении консультационной помощи от университета.
Наиболее значимой и востребованной для них является помощь в осуществлении проектирования инновационных современных форм организации взаимодействия, а также привлечении новых методов, средств и технологических инструментов организации общения и деятельности с родителями (83%).
Являются востребованными молодыми педагогами следующие формы оказания им помощи вуза (рис. 3):
- мероприятия, основанные на технологии акме-сопровождения в профессиональной деятельности, включающие обмен частным положительным опытом организации взаимодействия с родителями/законными представителями, семьей в целом, т.е. тем опытом, который имеется у работников образовательных организаций города Сургута и Сургутского района (37%);
- лекционные и семинарские занятия (26%);
- обеспечение электронными и печатными методическими материалами (17%).
в Семинары, лекции
в Обеспечение печатными
методическими материалами в Методическое обеспечение
в Другое: мастер-класс
Рис. 3. Наиболее востребованные формы оказания помощи молодым педагогам по проблемам взаимодействия педагога с родителями
В то же время лишь 4% респондентов указали на мастер-класс как на интерактивную форму взаимодействия, на наш взгляд, наиболее продуктивную в плане повышения мастерства в данном вопросе. Данный факт диктует необходимость находить и предлагать, как обучающимся, так и выпускникам, молодым специалистам иные формы по обмену положительным опытом.
Таким образом, по результатам анкетирования были определены проблемы взаимодействия мо-
Рис. 2. Формы взаимодействия с родителями
Респондентам было предложено выделить основные причины возникающих трудностей. К ним молодые педагоги отнесли:
- личностные особенности педагогов (возрастные особенности, ведущие к неуверенности и нерешительности при предъявлении требований родителям, являющихся старшими по возрасту; отсутствие осознания собственной значимости и ценности как профессионала в своей области, а также отсутствие адекватной самооценки и пр., что выявляет проблему неумения налаживать контакты с родителями) - 45%;
- избыток теоретических знаний у молодых педагогов и отсутствие опыта их применения на практике (неумение отобрать и использовать адекватные методы и средства для психолого-педагогического просвещения родителей) - 36% респондентов;
- особенности коммуникативного взаимодействия (неумение и нежелание одной из сторон слушать и принимать позицию другой стороны, попытка настойчиво делегировать свое видение, приводящее к осуществлению намерения изменить взгляды другого вместо осуществления конструктивного проблемного диалога) -28% респондентов;
- незнание педагогами основных правил взаимодействия (неумение слушать друг друга, концентрировать внимание на собеседнике) - 24% респондентов.
Изложенные факты повлияли на характер и оценку молодыми педагогами своего взаимодействия с родителями. Ранжируя характеристики „ взаимодействия с родителями, педагоги в числе = первых назвали взаимопознание, взаимные дей-о ствия. В третью очередь назвали такую характера ристику как взаимопонимание. Такие характеристики как взаимоотношения и взаимовлияние от-
лодых педагогов, выпускников вуза, с родителями, а также перспективы взаимодействия преподавателей, служб университета и его выпускников, молодых педагогов. Одним из наиболее значимых направлений сотруднической деятельности является осуществление научно-методической поддержки процесса сопровождения профессиональной деятельности выпускников.
В рамках такого сопровождения организуется ежегодный форум «Молодой педагог и вызовы времени». С целью научно-методического сопровождения молодых педагогов преподавателями кафедры педагогического и специального образования на сегодняшний день осуществляется разработка программ постдипломного сопровождения, а именно программы «Школа наставничества». Рамками данной программы предусмотрено акме-сопровождение молодых педагогов посредством организации разработки и реализации всевозможных проектов, программ сотрудничества педагогов и родителей/законных представителей, а также участие выпускников в различных мастер-классах, конкурсах профессионального педагогического мастерства. Помимо этого, программа направлена и на разработку совместных научно- и учебно-методических материалов и др.
Таким образом, следует отметить, что проблематика организационных подходов к осуществлению взаимодействия педагогов и родителей/ законных представителей имеет своей целью поиск решений на основе объединения усилий преподавателей СурГПУ и выпускников данного вуза, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных учреждениях города Сургута и Сургутского района.
Литература
1. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. для бакалавров, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. направлениям и специальностям [Текст] / А.П. Панфилова, А.В. Долматов. - М.: Юрайт, 2016. - 486, [2] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф УМО.
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N544н [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ug.ru/ new_standards/6 Дата обращения: 15/03/2020.
3. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Текст] / под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 422 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91) [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://phil.vlsu.ru/fileadmin/ FF/Kafedry/Literatura/Dokumenty/44.03.05_
Pedagogicheskoe_obrazovanie__s_dvumja_
profiljami_.pdf_2016_03_28__09_32_13_1 .pdf Дата обращения: 28/03/2020
PROBLEMS OF INTERACTION OF YOUNG TEACHERS WITH PARENTS
Khudeneva M.G.
Surgut State Pedagogical University
The article substantiates the need for interaction between teachers and parents, taking into account modern legislative documents, and the relevance of the study of the problem of interaction of young professionals with parents, reveals the main theoretical provisions on the problem of interaction between teachers and parents, as one of the participants in the educational process.
The article discloses the mechanisms and results of a study of the problems of interaction between young professionals and parents. In addition, the article highlights the main difficulties that young teachers face at the stage of professional development and indicates possible ways to prevent these difficulties during the period of professional training.
This article outlines the main ways to solve the problems of interaction between young teachers and parents in the framework of scientific and methodological support for the professional activities of graduates, such as the annual organization of the forum "Young teacher and challenges of the time", postgraduate support for young specialists on the program "Mentoring School". The article also describes the most demanded forms of interaction of young teachers with the university on the problems being studied.
Keywords: labor activities, necessary skills of teachers to organize interaction with parents, features of the interaction of the teacher with the subjects of the educational process, teacher interaction with parents, problems of teacher's interaction with parents, causes of difficulties in the interaction of the teacher with parents, forms of interaction of the teacher with parents, prospects and forms of interaction of young teachers with the university in the field of solving problems.
References
1. Panfilova A.P. Interaction of participants in the educational process: textbook. for bachelors, students of higher educational institutions studying in pedagogical directions and specialties, Moscow, 2016, P.
2. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 N544n URL: http://www.ug.ru/new_stand-ards/6
1. Date of access: 15/03/2020
2. Obukhov A.S. Psychological and pedagogical interaction of participants in the educational process, 2016
3. Federal State Educational Standard for Higher Education in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two specialization profiles) (undergraduate level) (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 9, 2016 No. 91 URL: http://phil.vlsu. ru/fileadmin/FF/Kafedry/Literatura/Dokumenty/44.03.05_
Pedagogicheskoe_obrazovanie__s_dvumja_profiljami_.
pdf_2016_03_28__09_32_13_1.pdf Date of access: 28/03/2020
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со