УДК 37.018.26 БО1: 10.18287/2542-0445-2017-23-3-42-45
О.В. Щипова*
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается проблема взаимодействия с родителями учащихся в рамках социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Представлен анализ различных точек зрения на эту проблему. Определены задачи, направления и этапы работы учреждения среднего профессионального образования с родителями учащихся. Обосновано использование информационно-коммуникационных технологий как средства взаимодействия с родителями учащихся.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, среднее профессиональное образование, современные информационные коммуникационные технологии, взаимодействие с родителями учащихся.
Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования заключается в создании условий для обеспечения принятия оптимальных решений субъектами образовательного процесса. Сопровождение персонифицировано, направлено на конкретную личность, предполагает стимулирование педагогом ее самостоятельности в решении ее проблемы [9, с. 3—4]. Повышение успеваемости учащихся, уровня их воспитанности, снижение уровня конфликтности между субъектами образовательного процесса, улучшение социально-психологического климата студенческой группы зависит не только от организации социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования, но и от семьи. По мнению Н.В. Иванушкиной, в юношеском возрасте большое значение имеет общий эмоциональный фон и семья. Если родителям удается гармонично сочетать предоставление ребенку свободы и осуществление контроля над ним, то есть шанс, что конфликты будут сглажены и установятся дружеское взаимопонимание и доверие между сторонами [6, с. 47]. В ходе формирования социального паспорта учреждений среднего профессионального образования города Самары были получены следующие результаты. На выбор профессии 28% учащихся учреждения среднего профессионального образования повлияли родители, что свидетельствует о неопределенности в собственном профессиональном будущем, у 15% — отсутствуют дружеские отношения, 53% — курят, 48% — употребляют алкоголь, 75% — свободное время проводят в сети Интернет, 33% — не имеют представления о том, чем займутся после обучения. Специфика образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образовании заключается в том, что учащий-
ся осваивает общеобразовательную программу и профессиональную, что является достаточно сложным для молодых людей, которые окончили школу с отметками «хорошо» и «удовлетворительно», — 63% респондентов. Количество учащихся, живущих в неполных семьях, составляет 31%, а количество воспитывающихся у родственников, в детском доме — 4%. Высшее образование имеют 17% родителей учащихся учреждений среднего профессионального образования. 21,5% родителей — рабочие на предприятии, 11% — безработные. На вопрос «Часто ли у вас в семье возникают конфликты?» 37% учащихся ответили положительно. Эти данные позволяют сделать вывод о значимости взаимодействия с родителями учащихся в рамках социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования.
Согласно точке зрения У.Г. Егоровой, конфликтность учащихся зависит от условий воспитания в семье. Автор приводит следующие факторы семейного воспитания, которые влияют на формирование конфликтного поведения: строгость наказания; контроль родителей за поведением учащихся, (не)последовательность в воспитании. Если родители понимают, что причины конфликтного поведения учащихся заключаются в семейном воспитании, то профилактика и коррекция конфликтов будет проходить результативно [4, с. 965].
О.В. Черкасова отмечает, что система родитель-ско-детских отношений во многом зависит от родителя. Если родитель признает за ребенком наличие права осуществлять собственный выбор, высказывать собственную точку зрения, то это способствует пониманию и продуктивному взаимодействию в семье. Нарушение взаимоотношений в семье негативно влияет на осуществление воспитательных функций [12, с. 228].
* © Щипова О.В., 2017
Щипова Ольга Владимировна ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Проблему социально-педагогического сопровождения в своих работах исследовали О.С. Газман, Е.И. Казакова, И.А. Липский, С.А. Расчетина, М.И. Рожков, Л.М. Шипицына; сущность и содержание работы школы с родителями рассматривали Л.О. Бебешко, Е.С. Заир-Бек, А.Н. Ксено-фонтова, Л.В. Меркулова, Н.Н. Журба; деятельность социальных служб в учреждениях среднего профессионального образования проанализировали Г.А. Шайхутдинова, О.Л. Шарова; работу с родителями — А.Я. Варга, Т. Гордон, X. Джай-нотт, Р. Дрейкус, А.И. Захаров, Дж. Лэм, У. Лэм, АС. Спиваковская, М. Фин, Б.Л. Хопкинс, Дж. Холл и др.
Основой тренинговой работы с родителями учащихся послужила программа Т. Гордона «Тренинг эффективного родителя», которая формирует у родителей такие умения, как: активное слушание, доступное для понимания ребенка выражение собственных чувств и слов, «разрешение конфликтов путем обоюдного согласия по окончательному решению». Автор отмечает, что ключ к родительской эффективности состоит в «поддержании дисциплины в доме путем эффективного управления конфликтами» [1; 14]. Центральные положения воспитания родителей, формы передачи знаний о семье и воспитании детей, концепции проблемы воспитания родителей, которые рассмотрел Ю. Хя-мяляйнен, вошли в теоретический материал, используемый на занятиях с родителями учащихся [10, с. 7].
По мнению Р.В. Овчаровой, проявление родительской позиции зависит от различных факторов, в том числе и от индивидуально-типологических и личностных характеристик человека [8]. Взаимодействие специалистов учреждения среднего профессионального образования и родителей учащихся направлено на получение знаний о возрастных особенностях учащихся, умений конструктивно решать конфликты с детьми, навыков эффективной коммуникации, способствующих продуктивному осуществлению родительских функций, которое может быть реализовано в рамках социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.
У.Г. Егорова считает, что работа с родителями носит информационно-просветительский характер. Она строится на проведении превентивных мер по вопросам деструктивных изменений в сфере семейного воспитания, формировании коммуникативной компетентности родителей, информировании об индивидуально-психологических особенностях личности учащихся [5, с. 235].
Задачами взаимодействия с родителями учащихся в рамках социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования являются осуществление посреднических функций в решении актуальных задач семейного воспитания; развитие психолого-педагогической компетентности у родителей.
Взаимодействие специалистов учреждения среднего профессионального образования и родителей
способствует успешному освоению образовательной программы учащимися и может осуществляться в нескольких направлениях, среди них:
1) индивидуальная работа с родителями учащихся учреждений среднего профессионального образования;
2) педагогическое просвещение родителей учащихся учреждений среднего профессионального образования;
3) социально-педагогическая коррекция неконструктивных родительско-детских отношений, осуществляемая совместно с родителями и учащимися;
4) тренинг эффективности родителей.
Этапы взаимодействия с родителями учащихся в рамках социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования: социально-педагогическая диагностика родителей (изучение социально-педагогических характеристик семьи, родительских представлений, установок и родительского отношения, детско-родительских отношений); проектирование путей взаимодействия субъектов образовательного процесса (тренинг эффективности родителей, посещение на дому, родительские собрания, родительские лектории); разработка рекомендаций для родителей, педагогов, куратора, мастера производственного обучения; консультирование всех субъектов сопровождения о способах решения проблем; выполнение рекомендаций каждым субъектом сопровождения.
По словам О.В. Черкасовой, взаимодействие с родителями учащихся включает обсуждение конкретных идей, групповые дискуссии, обмен мнениями и опытом деятельности и их анализ, а также формирование определенных навыков [11, с. 97]. Взаимодействие с родителями учащихся в учреждении среднего профессионального образования состоит в участии и проведении внеклассных мероприятий, расширении возможностей в понимании своего ребенка; построении эффективной коммуникации в семье, рефлексия.
Актуальными средствами взаимодействия с родителями учащихся являются информационные коммуникационные технологии. Н.В. Иванушки-на, анализируя понятие «образовательное пространство», отмечает, что происходит изменение всей системы образования, в том числе трансформируется и процесс взаимодействия с родителями в образовательном учреждении. Современные технические средства, которые используются в работе с родителями в учреждении среднего профессионального образования, являются не просто передатчиками информации, но и меняют структуру обучения и педагогического просвещения на основе изменения информационного образовательного пространства [7, с. 268]. Согласно точке зрения М.Д. Горячева, М.М. Горячева, использование ресурсов Всемирной сети, достижений научно-технического прогресса может благоприятно влиять на процессы модернизации и консолидации в отечественном образовании [2, с. 62]. Необходимо отметить, что сайты, социальные сети, сервисы передачи сообщений способствуют доступ-
ности, открытости, мобильности, интерактивности в работе с родителями. В своем исследовании педагогического просвещения М.Д. Горячев, Т.А. Ян-дукова отмечают, что в социальной сети «ВКон-такте» существует возможность статистического анализа данных сообщества, таких как: «посещаемость — среднесуточное количество посетителей, просмотр разделов; охват аудитории — пользователи, просмотревшие записи сообщества на стене или в разделе "Мои новости", пол, возраст, география населенных пунктов, устройства (мобильное устройство, персональный компьютер); активность обратная» [3, с. 74]. Эти данные помогают формировать содержание педагогического просвещения родителей, проводить своевременную рефлексию в социально-педагогической работе с родителями.
Библиографический список
1. Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности: пер. О. Мечковского. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 288 с.
2. Горячев М.Д., Горячев М.М. Социальные сети в образовательном процессе // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. науч. тр. Международной научно-методической конференции; отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Самарский университет, 2014. С. 60—62.
3. Горячев М.Д., Яндукова Т.А. Применение социальных сетей для взаимодействия с семьями учащихся в процессе формирования коммуникативной культуры младших школьников // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 3.1. С. 72-77.
4. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 2-4. С. 964-968.
5. Егорова У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков // Вестник СамГУ. 2014. № 9 (120). С. 232-236.
6. Иванушкина Н.В. Возрастная психология и педагогика: учебное пособие. Самара: Самарский государственный университет, 2006. 148 с.
7. Иванушкина Н.В. Научные подходы к проблеме формирования информационного образовательного пространства // Вестник СамГУ. 2015. №11 (133). С. 268-271.
8. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. (Сер. «Семейная психология»).
9. Рожков М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: материалы международной научной конференции (6-8 декабря 2005 г.): в 2 т. Т. 1. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинско-го, 2005. С. 3-6.
10. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: пер. с фин.: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1993. 112 с.
11. Черкасова О.В. Образование родителей как психолого-педагогическая проблема // Актуальные проблемы воспитания и образования: межвуз. сб. науч. ст.
Вып. 11. Самара: Издательство «Самарский университет», 2011.
12. Черкасова О.В. Психолого-педагогические подходы к работе с родителями // Вестник СамГУ. 2014. № 9 (120). С. 227-231.
References
1. Gordon T. R.E.T. Povyshenie roditel'skoi effektivnosti: per. O. Mechkovskogo [R.E.T. Increasing of parental effectiveness: tranlsation by O. Mechkovsky]. Yekaterinburg: ARD LTD, 1997, 288 p. [in Russian].
2. Goryachev M.D., Goryachev M.M. Sotsial'nye seti v obrazovatel'nom protsesse [Social networks in the educational process]. In: Obrazovanie v sovremennom mire: rol' vuzov v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii; otvetstvennyi redaktor T.I. Rudneva [Education in the modern word: the role of higher educational institutions in social and economic development of the region: collection of research papers of International research and methodological conference; T.I. Rudneva (Ed.)]. Samara: Samarskii gosudarstvennyi universitet, 2014, pp. 60—62 [in Russian].
3. Goryachev M.D., Yandukova T.A. Primenenie sotsial'nykh setei dlia vzaimodeistviia s sem'iami uchashchikhsia v protsesse formirovaniia kommunikativnoi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Application of social networks for the interaction with families of pupils in the process of formation of communicative culture of junior pupils]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2016, no. 3.1, pp. 72—77 [in Russian].
4. Yegorova U.G. Vzaimosviaz' roditel'skogo otnosheniia i konfliktnosti podrostkov [Interrelation of parental attitude and conflict of adolescents]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2013, Vol. 15, no. 2-4, pp. 964-968 [in Russian].
5. Yegorova U.G. Prosveshchenie roditelei v voprosakh profilaktiki otkloniaiushchegosia povedeniia podrostkov [Educating parents on prevention of deviant adolescent behavior]. Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 9(120), pp. 232-236 [in Russian].
6. Ivanushkina N.V. Vozrastnaia psikhologiia i pedagogika: uchebnoe posobie [Developmental psychology and pedagogics: textbook]. Samara: Samarskii gosudarstvennyi universitet, 2006, 148 p. [in Russian].
7. Ivanushkina N.V. Nauchnye podkhody k probleme formirovaniia informatsionnogo obrazovatel'nogo prostranstva [Scientific approaches to the problem of formation of information and educational space]. Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2015, no. 11(133), pp. 268-271 [in Russian].
8. Ovcharova R.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva: ucheb. posobie, ser. «Semeinaia psikhologiia» [Psychological support of parenthood: textbook, ser. «Psychology of family life»]. M.: Izd-vo In-ta psikhoterapii, 2003 [in Russian].
9. Rozhkov M.I. Soprovozhdenie detei i molodezhi kak komponent sotsial'no-pedagogicheskoi deiatel'nosti [Maintenance of children and youth as a component of social and pedagogical activity]. In: Psikhologicheskoe i sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei i molodezhi: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi
konferentsii (6-8 dekabria 2005 g.): v 2-kh t. T. 1 [Psychological and socio-pedagogical support of children and youth: Proceedings of the International research conference (December 6—8, 2005): in 2 Vols., Vol. 1]. Yaroslavl: Izd-vo IaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2005, pp. 3—6 [in Russian].
10. Khyamyalyaynen YU. Vospitanie roditelei: kontseptsii, napravleniia i perspektivy: per. s fin.: kn. dlia vospitatelei det.sada i roditelei [Upbringing parents: concepts, directions and perspectives: Transl. from Finnish: book for teachers of kindergarten teachers and parents]. M.: Prosveshchenie, 1993, 112 p. [in Russian].
11. Cherkasova O.V. Obrazovanie roditelei kak psikhologo-pedagogicheskaia problema [Formation of parents as a psychological and pedagogical problem]. In: Aktual'nye problemy vospitaniia i obrazovaniia: mezhvuz. sb. nauch. st., vyp. 11 [Topical issues of upbringing and education: interacademic collection of research articles, issue 11]. Samara: Izdatel'stvo «Samarskii universitet», 2011 [in Russian].
12. Cherkasova O.V. Psikhologo-pedagogicheskie podkhody k rabote s roditeliami [Psychological and pedagogical approaches to working with parents] . Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 9 (120), pp. 227-231 [in Russian].
O.V. Shchipova*
SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: INTERACTION WITH PARENTS OF STUDENTS
The article considers the problem of interaction with parents of students in the socio-pedagogical support of educational process in the institutions of secondary vocational education. The analysis of different points of view on this problem is presented. Objectives, directions and stages of work of institutions of secondary vocational education with the parents of students are set. The use of information and communication technologies as a means of interaction with parents of students is justified.
Key words, socio-educational support, vocational education, modern information and communication technologies, interaction with parents of students.
Статья поступила в редакцию 06/VIII/2017. The article received 06/VIII/2017.
* Shchipova Olga Vladimirovna ([email protected]), Department of Pedagogy, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.