DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-1-75-80 Дата поступления статьи: 11/XII/2017
УДК 371.3:371.64/69:378.14 Дата принятия статьи: 15/I/2018
Н.В. Иванушкина
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ
© Иванушкина Наталья Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9332-6477
АННОТАЦИЯ
В статье дается оценка эффективного использования медийных средств в обучении, подчеркивается их роль для современного социального развития в целом. Отмечается актуальность темы не только для высшего, но и для общего, среднего профессионального образования. Указывается на то, что использование сайтов, социальных сетей, сервисов передачи сообщений способствует доступности, открытости, мобильности, интерактивности при организации работы со студентами. В этой связи создание таких благоприятных условий и предоставление широкого спектра возможностей ориентируют обучающихся на получение, переработку и использование информации в том объеме, который необходим для их саморазвития, самообразования и самосовершенствования. Отмечается, что этому способствует организация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде в рамках учебных дисциплин.
Представлен анализ исследований, посвященных изучению сущности понятия «учебно-познавательная деятельность» студентов. Отмечается специфика ее организации в специально созданной среде — в Интернете, а также схожесть понятия с термином «учебная деятельность», но не синонимичность. Предлагается рассматривать учебно-познавательную деятельность не только как процесс осознанной, целеполагающей, самоуправляемой деятельности студента по решению учебно-познавательных задач, но и как активность субъекта в определенных условиях.
В статье также анализируются понятия «рефлексия» и «самооценка» как компоненты учебно-познавательной деятельности студентов вуза, а также определяется уровень их сформированности у обучающихся в результате работы с медийными ресурсами в рамках учебного курса «Психология и педагогика».
Ключевые слова: учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность, Интернет, интернет-среда, медийные средства, рефлексия, самооценка.
Цитирование. Иванушкина Н.В. Учебно-познавательная деятельность студентов вуза в интернет-среде // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 1. С. 75-80. БОТ: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-75-80.
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-1-75-80 Submitted: 11/XII/2017
UDC 371.3:371.64/69:378.14 Accepted: 15/I/2018
N.V. Ivanushkina
TRAINING AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION
ON THE INTERNET MEDIUM
© Ivanushkina Natalia Viktorovna — Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, assisstant professor of the Department of Pedagogics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, 443086, Russian Federation.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9332-6477
ABSTRACT
The article evaluates the effective use of media in education, emphasizes their role for modern social development in general. The relevance of the topic is not only for higher education, but also for general secondary vocational education. It is pointed out that the use of sites, social networks, messaging services promotes accessibility, openness, mobility, interactivity when organizing work with students. In this regard, the creation of such favorable conditions and the provision of a wide range of opportunities orient students to receive, process and use information to the extent necessary for their self-development, self-education and self-improvement. It is noted that this is facilitated by the organization of educational and cognitive activities of students in the Internet environment in the framework of academic disciplines.
The article presents an analysis of studies devoted to the study of the essence of the concept of «educational and cognitive activity» of students. The specifics of its organization in a specially created environment - on the Internet, as well as the similarity of the term with the term «educational activity», are noted, but they are not synonymous. It is suggested to consider educational and cognitive activity not only as a process of conscious, goal-oriented, self-directed activity of the student in solving educational and cognitive tasks, but also as the subject's activity in certain conditions.
The article also analyzes the concepts of «reflection» and «self-esteem» as components of educational and cognitive activity of university students, and also determines the level of their formation among students as a result of their work with media resources within the framework of the training course «Psychology and Pedagogy.»
Key words: educational activities, educational and cognitive activities, the Internet, the Internet environment, media, reflection, self-esteem.
Citation. Ivanushkina N.V. Uchebno-poznavatel'naia deiatel'nost' studentov vuza v internet-srede [Training and cognitive activity of students of higher education on the Internet medium]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 1, pp. 75-80. DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-75-80.
Внедрение новейших информационных технологий, появление возможности организации обучения студентов вуза в интернет-среде потребовали иного подхода к преподаванию предметов гуманитарного цикла. Это позволило сконцентрировать внимание педагогов на интеграции активных методов овладения знаниями и методов, направленных на формирование творческих способностей студентов, способности к самообразованию, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, саморазвитию, способам решения профессиональных задач.
Как отмечают в своих исследованиях М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Иванушкина, В.В. Ман-туленко, а также к ним присоединяются Г.В. Верховая, С.В. Акимов, A.A. Пашкалян, Т.А. Шиль-цова, Ю.В. Мармулева и другие, использование медийных средств в обучении становится все более распространенным явлением в современном рос-
сийском образовании. Вузы внедряют в свою работу различные онлайн-платформы (например, Moodle, Joomla, Edmodo, Blackboard) для развития учебных коммуникаций между студентами и преподавателями [Социальные сети как уникальный образовательный ресурс; Верховая, Акимов, с. 55—62; Пашкалян; Шильцова, Мармулев]. С точки зрения Д.В. Моглан, интернет-среда в ее современном понимании для организации учебно-познавательной деятельности студентов в вузах уже интересна не как симбиоз компьютеров, сервисов и информации, а как «глобальная социокультурная среда», определяющая вектор современного социального развития в целом [Моглан].
Эта проблема актуальна не только для высшего образования, но и для общего (М.Д. Горячев, Т.А. Ян-дукова) и среднего профессионального [Иванушкина Е.В., Иванушкина Н.В., Щипова]. Как отмечает в своем исследовании О.В. Щипова, изучая орга-
низацию социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования, «сайты, социальные сети, сервисы передачи сообщений способствуют доступности, открытости, мобильности, интерактивности» при организации работы со студентами [Горячев, Яндукова; Щипова; Иванушкина Н.В.; Иванушкина Е.В., Иванушкина Н.В.]. Создание таких благоприятных условий и предоставление широкого спектра возможностей ориентируют обучающихся на получение, переработку и использование информации в том объеме, который необходим для их саморазвития, самообразования и самосовершенствования. Этому также способствует организация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде в рамках учебных дисциплин.
Анализ исследований, посвященных изучению сущности понятия «учебно-познавательная деятельность» студентов, показал, что оно схоже с понятием «учебная деятельность», но не синонимично.
Если рассматривать учебную деятельность субъектов, опираясь на интерпретацию этого понятия С.С. Котовой и О.Н. Шахматовой, как на «процесс осознанной, целеполагающей, самоуправляемой деятельности студента по решению учебно-познавательных задач» [Котова, Шахматова], тогда она должна включать в себя не только необходимые знания и умения, но и соответствующие действия, которые производят студенты, решая те же учебно-познавательные задачи.
Через определенные действия происходит познание окружающей действительности, в связи с чем воспринятая информация возвращается к человеку в виде знаний и умений, а следовательно, как отмечает Е.Б. Коробий, познание через обучение может осуществляться в особой форме - учебно-познавательной деятельности [Коробий].
Л.К. Раицкая предлагает рассматривать учебно-познавательную деятельность как активность субъекта в определенных условиях. Следовательно, синтезируя представленные подходы, с нашей точки зрения, к осознанию и целеполаганию деятельности студентов добавляются и их действия. В этом случае сущность исследуемого понятия становится более емкой и полной. С учетом того что для рассматриваемого нами возрастного периода с 17 до 22 лет значимой деятельностью выступает учебно-познавательная, следовательно, необходимо создавать такие условия, которые выступали бы в качестве оптимальных и перспективных для ее реализации. Таковым нам представляется интернет-среда.
Мы согласимся с мнением Л.К. Раицкой, что образовательная среда может выступать в качестве информационно-образовательной тогда, когда отмечается рост избыточности информации, а это влечет за собой ее доступность, возможность переработки и сохранения в ней. Только в этом случае Интернет как информационно-образовательная среда может быть средой образования, где информация играет ведущую и определяющую роль, влияя
на нее, формируя, задавая ее многие характеристики и способствуя ее преобразованию» [Раицкая]. Поддерживая идеи Л.К. Раицкой, A.B. Гагарин отмечает, что Интернет становится и «средой самообразования». Мы согласимся с их мнением, что такое понимание и представление информационно-образовательной среды не изучено в полном объеме, не осознано и применяется не в полной мере для развития личности в целом [Гагарин; Гагарин, Раицкая].
Создавая посредством интернет-среды условия, организованная учебно-познавательная деятельность в рамках конкретно взятой учебной дисциплины может выступать в качестве активного процесса, побуждающего и направляющего студентов на получение актуальных для них знаний, формируя при этом способность к оценке собственных действий в интернет-среде, их анализа, коррекции, а также организации взаимодействия с участниками образовательного процесса на базе полученного информационного продукта.
Для того чтобы учебно-познавательная деятельность студентов в интернет-среде была качественной, обогащена знаниями, умениями, «включением» обучающихся в активные действия по поиску, обработке и сохранению информации, созданием своего уникального продукта, необходимо, чтобы субъект был способен занимать рефлексивную позицию в условиях избытка информации. B этой связи рефлексия и самооценка приобретут качества компонентов учебно-познавательной деятельности студентов, изучение уровня сформирован-ности которых стало целью нашего исследования.
Интересно для нашей работы мнение O.P. Шеф-фер, которая определяет понятие «рефлексия» как процесс, связанный не только с самопознанием и самопониманием личности, но и с определением степени понимания и восприятия личностных особенностей другими, а также их эмоциональных реакций и когнитивных представлений [Шеффер]. Именно такое рефлексивное взаимодействие, с точки зрения Т.Н. Корнеенко, играет важную роль в качественном самоизменении личности [Корнеенко].
B проведенном нами исследовании в рамках отдельно взятой учебной дисциплины, а точнее, «Психологии и педагогики» по выявлению динамики изменения уровня сформированности рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде мы получили следующие результаты. B процентном соотношении можно представить их, выделяя высокий уровень — 22 %, показатели которого увеличились на 11 %; средний уровень — 67 %, показатели возросли на 22 %, и низкий — 11 %, что на 33 % ниже исходных результатов уровней сформированности рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности студентов вуза в интернет-среде.
Респондентам был представлен перечень вопросов, позволяющий выявить: качество информации, необходимой им для подготовки к занятиям, к сессионным испытаниям, возможность и необ-
ходимость обсуждения найденного материала другими студентами и преподавателями; отношение к высказанному мнению других студентов, рефлексию по полученным отзывам; уровень самооценки обучающегося при работе с ресурсами интернет-среды и др.
Наибольшее количество положительных ответов набрал вопрос «Всегда ли респондент находит, что ему нужно для занятий, в интернет-среде, если ставит перед собой такую цель?» — 19. Второе место заняли вопросы 4, 15 и 16, которые набрали по 18 баллов. Четвертый вопрос был связан со знаниями алгоритма поиска информации в Интернете.
15-й посвящен нахождению в глобальной сети нужных для сдачи экзаменов книг или текстов статей.
16-й вопрос затронул проблему удовлетворенности своей поисковой деятельности в интернет-среде.
Нас интересовала позиция респондентов по отношению к самому себе, когда они непосредственно работают с информацией в Интернете, кого они винят за собственные неудачи в поисковой деятельности, — 17 студентов ответили, что в сложившейся ситуации виноваты только они сами. Такое же количество обучающихся согласились с тем, что независимо от профессии, которой они овладевают, необходимо быть обязательно компетентными в области информационных коммуникационных технологий.
Интересно было отметить, что 16 положительных ответов дали респонденты на вопрос, могут ли они подробно охарактеризовать ту деятельность, которую осуществляют в интернет-среде при поиске информации. И это был не самый популярный ответ среди студентов. Также 16 студентов согласились с необходимостью организации самостоятельного поиска информации в интернет-среде, подчеркнув, что им эта самостоятельность нравится, исключая, следовательно, помощь однокурсников или преподавателей. Знаниями о том, как надо оценивать качество найденной информации, обладают также 16 респондентов.
15 студентов отметили, что знают, как создать собственный блог, при этом они указали на то, что имеют возможность совершенствовать свои собственные навыки поиска информации в информационной среде и используют ее непосредственно.
Следующая группа положительных ответов относится к вопросам, связанным с планированием и обдумыванием своих действий в интернет-среде перед тем, как студенты начнут сами действия, а также с выбором поисковых технологий в Интернете. Таких выборов оказалось 14. Такое же количество ответов «да» мы получили на вопрос «Следите ли вы за информацией о новых Интернет-технологиях?». Ответ на этот вопрос четко указывает на то, что студенты стремятся к получению новых знаний, активно занимаются самообразованием и положительно оценивают собственные успехи в области овладения новыми интернет-технологиями.
По 13 баллов набрала большая группа вопросов, связанных с собственно деятельностью в ин-
тернет-среде. К этой группе относятся вопросы следующего плана: «Можете ли вы подобрать 10 определений, относящихся к вашей деятельности в интернет-среде?», «Является ли для вас поиск информации приятным занятием?», «Вам известны закономерности функционирования Интернета?». Эти три вопроса убедительно демонстрируют обдуманность действий в сети, качественно новый уровень поиска информации, основанной на знаниях ее размещения и функционирования глобальной сети. И еще два вопроса закономерно попали в эту группу положительных ответов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов и необходимостью поиска для этого качественной информации. Интересно, что студенты в целом отдавали большее предпочтение самостоятельно найденной информации, не прибегая к помощи однокурсников и преподавателей, но 13 студентов обсуждение считают необходимым именно с друзьями. К сожалению, только 7 респондентов изъявили желание обсудить ее с преподавателями.
Возросло после проведенной работы в ходе реализации курса «Психология и педагогика» количество ответов «да», их стало 12, что на 2 больше первоначальных результатов. Положительная динамика зафиксирована при ответах на вопросы, посвященные тому, знают ли студенты, как можно улучшить их поиск в интернет-среде и что для этого необходимо сделать. А именно, респонденты отмечают необходимость «еще учиться, читать, практиковаться, развивать свои навыки, чтобы быть профессиональным пользователем». Также возросло количество положительных ответов с 9 до 12, связанных с оценкой успехов в познавательной деятельности в интернет-среде.
11 студентов положительно оценили эффективность своей работы в интернет-среде, причем исключительно в сессионный период, отмечая ее познавательную направленность.
Положительная тенденция наблюдается в вопросах, связанных с информацией, а точнее, со ссылками на информацию, которую получают студенты от преподавателей или однокурсников в качестве единственно верных и полных. Студенты стремятся расширить спектр предлагаемого материала самостоятельными изысканиями. При этом они отмечают, что достаточно часто находят дополнительную полезную информацию при подготовке к занятиям в социальных сетях. 10 студентов с удовольствием откликаются на просьбу помочь своим друзьям в поиске необходимой информации в Интернете и стараются все-таки анализировать свои неудачи в интернет-среде с целью избегать их в дальнейшем.
Девять студентов отметили необходимость в оценивании полученных результатов своей работы в сети, при этом они могут «объективно оценивать высококлассную работу своих однокурсников в интернет-среде, опираясь на собственные глубокие и широкие знания о глобальной сети».
B целом после проведенной работы в ходе реализации учебной дисциплины «Психология и педагогика» все ответы, полученные в рамках исследования рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности в интернет-среде, говорят об их положительной динамике и результативности работы. Этому способствовал особый комплексный интегрированный характер учебных мероприятий, требовавших постоянной «включенности» студентов в активное взаимодействие с группой обучающихся, постоянной самооценки своих знаний, умений и действий, а также рефлексии в условиях работы с большим количеством информации.
Библиографический список
Верховая Г.В., Акимов C.B. Система электронного обучения на базе интерактивных мультимедийных учебно-методических комплексов, интегрированных в киберсреду виртуальных предприятий // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. М.: Издательство: ООО «Издательский дом "Медиа паблишер"», 2017. Т. 9. № 3. С. 55-62.
Гагарин A.B., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО. 2013. № 2 (29). С. 178-182.
Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в самостоятельной учебно-познавательной деятельности // Акмеология. Спец. вып. по материалам секции «Акмеология» V Съезда РПО. М.: Изд-во МААН, 2012. С. 39-42.
Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Социальные сети как уникальный образовательный ресурс // Аккредитация в образовании. 2014. № 8 (76). С. 76-77.
Горячев М.Д., Яндукова Т.А. Применение социальных сетей для взаимодействия с семьями учащихся в процессе формирования коммуникативной культуры младших школьников // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 3.1. С. 72-77.
Иванушкина Е.В., Иванушкина Н.В., Щипова О.В. Представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 9-10 (104). С. 27-30.
Иванушкина Н.В. Исследование влияния информационной потребности на способность к самообразованию студентов СПО // Среднее профессиональное образование. 2017. № 5. С. 34-36.
Коробий Е.Б. Активизации учебно-познавательной деятельности студентов как педагогическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 141-144.
Корнеенко Т.Н. Особенности развития рефлексивной познавательной деятельности студента в образовательном процессе // Вестник ТГПУ. 2017. № 4 (181). С. 71-76.
Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности
студентов // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 91-98.
Моглан Д.В. Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 183-191.
Пашкалян А.А. Социальные сети как образовательный ресурс // Студенческая наука для развития информационного общества. Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского федерального университета, 2017. С. 79-81.
Раицкая Л.К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде // Вестник МГИМО. 2013. № 1 (28). С. 18-21.
Шеффер О.Р. Роль преподавателя в трансформации управления внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов в самоуправление // Управление в современных системах. 2015. № 3 (7). С. 117-126.
Шильцова Т.А., Мармулева Ю.В. Роль современных информационных технологий в повышении качества учебного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 281-282.
Щипова О.В. Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования: взаимодействие с родителями учащихся // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 3. С. 42-45. DOI: http:// dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2017-23-3-42-45.
References
Verkhovaya G.V., Akimov S.V. Sistema elektronnogo obucheniia na baze interaktivnykh mul'timediinykh uchebno-metodicheskikh kompleksov, integrirovannykh v kibersredu virtual'nykh predpriiatii [The system of e-learning on the basis of interactive multimedia educational and methodical complexes integrated into the cybersecurity of virtual enterprises]. Naukoemkie tekhnologii v kosmicheskikh issledovaniiakh Zemli [High tech in earth space research]. M.: Izdatel'stvo: OOO «Izdatel'skii dom Media pablisher», 2017, Vol. 9, no. 3, pp. 55-62 [in Russian].
Gagarin A.V., Raitskaya L.K. Obrazovanie i razvitie lichnosti v informatsionno-kommunikatsionnoi deiatel'nosti [Education and personality development in information and communication activities]. Vestnik MGIMO [Vestnik MGIMO-Universiteta], 2013, no. 2 (29), pp. 178-182 [in Russian].
Gagarin A.V., Raitskaya L.K. Razvitie informatsionno-kommunikativnoi kompetentnosti lichnosti v samostoiatel'noi uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti [Development of information and communication competence of an individual in independent educational and cognitive activity]. In: Akmeologiia. Spetsial'nyi vypusk po materialam sektsii «Akmeologiia» V S 'ezda RPO [Acmeology. Special issue on the materials of the section
«Acmeology» of the 5th RPO Congress]. M.: Izd-vo MAAN, 2012, pp. 39-42 [in Russian].
Goryachev M.D., Goryachev M.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko V.V. Sotsial'nye seti kak unikal'nyi obrazovatel'nyi resurs [Social networks as a unique educational resource]. Akkreditatsiia v obrazovanii [Accreditation in education], 2014, no. 8 (76), pp. 76-77 [in Russian].
Goryachev M.D., Yandukova T.A. Primenenie sotsial'nykh setei dlia vzaimodeistviia s sem'iami uchashchikhsia vprotsesse formirovaniia kommunikativnoi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Application of social networks for interaction with families of students in the process of formation of communicative culture of junior schoolchildren]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2016, no. 3.1, pp. 72-77 [in Russian].
Ivanushkina E.V., Ivanushkina N.V., Shchipova O.V. Predstavlenie studentov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniia o vozmozhnostiakh ispol'zovaniia sotsial'nykh setei v obrazovatel'nomprotsesse [Representation of students of institutions of secondary vocational education about the possibilities of using social networks in the educational process]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University], 2015, no. 9-10 (104), pp. 27-30 [in Russian].
Ivanushkina N.V. Issledovanie vliianiia informatsionnoi potrebnosti na sposobnost' k samoobrazovaniiu studentov SPO [Investigation of influence of the information need on the ability to self-education of students of secondary vocational education]. Srednee professional'noe obrazovanie [The Journal of Secondary Vocational Education], 2017, no. 5, pp. 34—36 [in Russian].
Korobiy E.B. Aktivizatsii uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti studentov kak pedagogicheskaia problema [Activization of educational and cognitive activity of students as a pedagogical problem]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and practice of social development], 2014, no. 3, pp. 141-144 [in Russian].
Korneyenko T.N. Osobennosti razvitiia refleksivnoi poznavatel'noi deiatel'nosti studenta v obrazovatel'nom protsesse [Features of the development of reflective cognitive activity of a student in the educational process]. Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2017, no. 4(181), pp. 71-76 [in Russian]. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-71-76
Kotova S.S., Shakhmatova O.N. Psikhologicheskie osobennosti samoorganizatsii uchebnoi deiatel'nosti
studentov [Psychological features of self-organization of students' learning activity]. Nauchnye issledovaniia v obrazovanii [Scientific research in education], 2007, no. 4, pp. 91—98 [in Russian].
Moglan D.V. Obrazovatel'noe setevoe soobshchestvo kak odna iz effektivnykh form aktivizatsii uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti studentov [Educational network community as one of the effective forms of activization of educational and cognitive activity of students]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences], 2014, no. 4 (208), pp. 183-191.
Pashkalyan A.A. Sotsial'nye seti kak obrazovatel'nyi resurs [Social networks as an educational resource]. In: Studencheskaia nauka dlia razvitiia informatsionnogo obshchestva [Student science for the development of information society]. Stavropol, 2017, pp. 79-81 [in Russian].
Raitskaya L.K. Optimizatsiia uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti studentov v internet-srede [Optimization of educational and cognitive activity of students in the Internet environment]. Vestnik MGIMO [Vestnik MGIMO-Universiteta], 2013, no. 1 (28), pp. 18-21 [in Russian].
Sheffer O.R. Rol' prepodavatelia v transformatsii upravleniia vneauditornoi uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti studentov v samoupravlenie [Role of teacher in the transformation of management of out-of-class educational and cognitive activity of students in self-management]. Upravlenie v sovremennykh sistemakh [Management in modern systems], 2015, no. 3(7), pp. 117126 [in Russian].
Shil'tsova T.A., Marmuleva Yu.V. Rol' sovremennykh informatsionnykh tekhnologii v povyshenii kachestva uchebnogo protsessa [Role of modern information technologies in improving the quality of educational process]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2017, no. 4-1, pp. 281-282 [in Russian].
Shchipova O.V. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniia: vzaimodeistvie s roditeliami uchashchikhsia [Socio-pedagogical support of the educational process in the establishment of secondary vocational education: interaction with parents of students]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2017, Vol. 23, no. 3, pp. 42-45 [in Russian]. DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2017-23-3-42-45.