Научная статья на тему 'Модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями'

Модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ГОТОВНОСТЬ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгополова А.В., Черкасова О.В.

В статье рассматривается разработанная авторами модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями. Обсуждаются подходы к понятию «готовность к профессиональной психолого-педагогической деятельности», его компоненты. Готовность к психолого-педагогической работе с родителями рассматривается как результат подготовки студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TRAINING STUDENTS FOR PSYCHOLOGICAL AND- EDUCATIONAL WORK WITH PARENTS

The model of training students for psychological and educational work with parents is developed by the authors of the article under discussion. In the article the authors consider the approaches to the issue of “students’ preparedness for professional psychological and pedagogical activity” and its components. Preparedness for psychological and educational work with parents is seen as the result of training the students at the university.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями»

УДК 378.147.88

A.B. Долгополова, O.B. Черкасова *

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В статье рассматривается разработанная авторами модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями. Обсуждаются подходы к понятию «готовность к профессиональной психолого-педагогической деятельности», его компоненты. Готовность к психолого-педагогической работе с родителями рассматривается как результат подготовки студентов в вузе.

Ключевые слова: модель подготовки студентов, готовность к психолого-педагогической работе с родителями.

В современной научной литературе достаточно часто возникает обсуждение проблем в основных сферах жизнедеятельности детей, подчеркивая, что нарушение прав ребенка приобрело в России масштаб национальной катастрофы [1]. На наш взгляд, одним из важных шагов, которые должны быть сделаны для изменения этой ситуации, является организация работы с родителями. Однако такая работа затруднена как в силу отсутствия мотивации родителей, так и недостаточно продуманной организацией работы по подготовке к ней студентов психолого-педагогических направлений.

Профессиональная подготовка студентов—будущих психологов-педагогов к работе с родителями — это есть процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний; формирования основных психолого-педагогических умений (аналитико-диагностических, прогностических, конструктивно-организационных, коммуникативных, рефлексивных); повышения методологической культуры; развития таких важнейших профессионально-личностных качеств, как эмоциональная устойчивость, эмпатия и становления на этой основе профессиональных ценностных ориентаций.

Результатом подготовки является такой уровень готовности личности студента к профессиональной деятельности, который выражается в формировании, развитии и закреплении таких характеристик внутреннего мира и поведения, как когнитивные, мотиваци-онные, коммуникативные, рефлексивные, творческие и нравственно-духовные.

Формирование профессиональной готовности студентов к психолого-педагогической работе с родителями обуславливается следующими идеями:

— современные родители — равноправные участники процесса интеллектуального, физического, нравственного, эстетического и психического развития ребенка на всех его возрастных этапах;

— школьное сообщество испытывает потребность в переходе от массовых форм работы с родителями к индивидуальным и групповым;

— необходимо построение психолого-педагогической работы с семьей на основе сотрудничества и диалога;

* © Долгополова A.B., Черкасова О.В., 2016

Долгополова Анастасия Вениаминовна (avdolgopolova@mail.ru), Черкасова Ольга Викторовна (chererepa@yandex.ru), кафедра педагогики, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

— возможность дифференцированного подхода к семье;

— необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи, т. е. оказание систематической и целенаправленной психолого-педагогической поддержки как семье в целом, так и каждому члену семьи в отдельности;

— целесообразность психолого-педагогического консультирования родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка, основанного на диагностике и совместного анализа ее результатов;

— важность своевременной психолого-педагогической профилактики и коррекции отклонений детей в образовательном процессе.

Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями включает в себя качественное переосмысление содержания подготовки в рамках заявленной проблемы; использование инновационных форм и методов обучения студентов; повышение профессиональной и личностной мотивации к данному виду профессиональной деятельности; введение в процесс обучения как можно большего количества занятий, имеющих практико-направленный характер.

Анализ исследования проблемы готовности к будущей психолого-педагогической деятельности показал, что она осуществляется в рамках таких направлений, как цен-ностно-мотивационное, психологическое, педагогическое, психолого-педагогическое, затрагивая при этом личностный, функциональный, личностно-деятельностные аспекты.

Например, М.С. Кобзев рассматривает готовность студентов к будущей профессиональной деятельности как состояние личности, вызывающее активную деятельность; наличие качественных характеристик, определяющих установки на решение профессиональных проблем [2].

По определению же А.С. Тарновской, понятие готовности к профессиональной деятельности должно рассматриваться как психическое состояние студента, проявляющееся в предстартовой активизации, которое включает осознание имеющихся целей, оценивание актуальных условий, определение наиболее предпочтительных способов действий в данных условиях; активизацию и прогнозирование интеллектуальных, мотивационных и волевых усилий, а также мобилизацию сущностных сил и использование самовнушения при достижении цели [3].

В работе А.К. Марковой «Психология профессионализма» под личным аспектом готовности понимается наличие индивидуально-личностных качеств, обусловленных целями и задачами будущей профессиональной деятельности [4].

В разработанной У.Г. Черепановой модели психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу это понятие представляет собой совокупность таких компонентов, как мотивационный, эмоциональный, когнитивный, организаторский, волевой, для каждого из которых автор определяет содержание уровней их выраженности [5].

По мнению С.А. Черкасовой, определять готовность к профессиональной психолого-педагогической деятельности необходимо шире — как результат формирования совокупности психических личностных образований. К ним она относит понятия и представления, умения, навыки, побуждения, которые обеспечивают мотивацион-ную, ценностную, коммуникативную, личностную, рефлексивную, эмоционально-волевую готовность и способность к ведению профессиональной деятельности [6].

Обобщая имеющиеся представления, готовность студентов—будущих школьных психологов-педагогов к психолого-педагогической работе с родителями мы предлагаем рассматривать как качество личности, которое включает в себя совокупность определенных компетенций, необходимых для реализации на практике разнообразных

методов, форм и приемов деятельности в обеспечении психолого-педагогического сопровождения семьи в образовательном процессе.

Кроме того, понятие «готовность» будущих психологов-педагогов заключается в том, что сформированы умения и навыки, действия и социальные отношения; усвоены предметные и специальные психолого-педагогические знания; профессионально значимые качества личности находятся на высоком уровне, а также выражено субъективное стремление студентов к работе с родителями.

Моделирование процесса подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями — это, в первую очередь, попытка прогностического видения будущих результатов.

Моделирование — это не только понимание того, как с помощью психолого-педагогических знаний можно повлиять на изменение, улучшение ситуации в области родительско-детских отношений, но оно также позволяет студентам осознавать необходимость подготовки к работе с родителями.

Модель как отражение реальных процессов помогает соединить и интегрировать различные элементы, блоки, этапы, компоненты, а также позволяет проектировать, конструировать и реализовать поставленные цели и задачи.

Таким образом, модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями понимается нами как теоретическое обоснование и характеристика компонентов структуры данного процесса, каждый из которых помогает обеспечить реализацию определенных свойств, а также показателей каждого из них в процессе обучения и воспитания студентов. Все компоненты находятся в определенной связи между собой, имеют четкую структуру, тем не менее автономны во влиянии и перемещении в рамках образовательного процесса (рис.).

Целевой блок подготовки будущих психологов-педагогов определяет ведущие целевые ориентации профессиональной подготовки, заключающиеся в формировании основных компонентов профессиональной компетентности: мотивационно-ценност-ного, гностического, прогностического, проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного, диагностического, рефлексивного компонентов, обеспечивающих результативное включение специалиста в работу с родителями.

Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи по формированию:

— умения воспринимать, отбирать, критически оценивать информацию, которая будет необходима для успешной психолого-педагогической работы с родителями;

— умения ставить цели и задачи, связанные с взаимодействием с родителями;

— способности развивать личностные качества, умения и навыки в профессиональной деятельности;

— положительного отношения к работе с родителями;

— ориентации на личностные достижения и творческую самореализацию в процессе психолого-педагогической работы с родителями.

Данные задачи определили принципы, необходимые для реализации модели подготовки будущих психологов-педагогов к работе с родителями: гуманизма, фундаментализма, универсальности и альтернативности, преемственности, самостоятельности или субъектности, рефлексивности, развития образовательных потребностей, актуализации результатов обучения, прогностичности [7].

Содержательно-процессуальный блок включает в себя основные понятия и процедуры, связанные с процессом формирования готовности каждого из студентов к работе с родителями. В содержательной части данного блока мы определяем необходимые компоненты готовности студентов к психолого-педагогической работе с родителями, то есть отвечаем на вопрос «чему учить».

Целевой блок

Цель Формирование готовности студентов к психолого-педагогической

работе с родителями Задачи Сформировать:

1) умение воспринимать, отбирать, критически оценивать информацию, которая будет необходима для успешной психолого-педагогической работы с родителями;

2) умение ставить цели и задачи, связанные с взаимодействием с родителями;

3) способность развивать личностные качества, умения и навыки в профессиональной деятельности;

4) положительное отношение к работе с родителями;

5) ориентация на личностные достижения и творческую самореализацию в процессе психолого-педагогической работы с родителями

Принципы Гуманизма, фундаментализма, универсальности и альтернативности, преемственности, самостоятельности или субъектности, рефлексивности, развития образовательных потребностей, актуализации результатов обучения, _прогностичности_

I

Содержательно-процессуальный блок

Компоненты готовности студентов

к психолого-педагогической работе с родителями

Гностический

Прогностический

Проектировочный

Конструктивный Организаторский

Коммуникативный

Мотивационно-ценностный

Диагностический Рефлексивный

Содержательная характеристика компонентов готовности

Поиск, восприятие и отбор информации Прогнозирование успехов, планирование перспектив Постановка целей и задач; планирование последовательности действий Подбор, сочетание методов и средств Создание условий, стимулирующих деятельность родителей по самоизменению

Осуществление индивидуального подхода; контактность, общение, взаимоотношения; соблюдение конфиденциальности в работе, такт Стремление работать с родителями; восприятие и критический анализ действий субъектов в процессе оказания помощи; толерантное отношение к различным категориям родителей

Контроль и оценка динамики субъектов и их деятельности

Самоанализ собственной личности, анализ деятельности и общения всех субъектов психолого-педагогической работы

Формы и методы подготовки к работе с родителями

Круглые столы, ролевые игры, тренинговые занятия, диспуты, дискуссии, моделирование педагогических ситуаций, связанных с родительско-детскими отношениями, коллоквиумы, занятия с родителями в школах

110 А.В. Долгополова, О.В. Черкасова

\

Критериально-диагностический блок

Критерии сформированности готовности студентов к психолого-

педагогической работе с родителями

Когнитивный Операционный Эмоционально-

ценностный

Средства диагностики

Устный опрос, Анализ и самоанализ Анализ и самоанализ

собеседование, деятельности студента, деятельности студента,

конспект, презентации, наблюдение за презентации,

тестирование, работой студентов на наблюдение за работой

контрольная работа, семинаре, в играх, диспутах студентов на семинаре,

рефераты, глоссарий, и дискуссиях, групповое в играх, диспутах и

ответ на экзамене, обсуждение, дискуссиях, ответ на

публичная защита организационно- экзамене, публичная

(проектов, рефератов, деятельностью игры, защита (проектов,

курсовых и психолого-педагогическая рефератов, курсовых и

квалификационных практика квалификационных

работ) работ), психолого-

педаго-

гическая практика

Уровни сформированности готовности

Фрагментарный Ситуативный Устойчивый

(низкий) (средний) (высокий)

Педагогические условия

Предметно-научные

Организационно-деятельностные

Мотивационно-личностные

Прикладной характер приобретаемых знаний, их актуальность и новизна, аксиологическая направленность изучаемого материала

Поэтапного формирование у студентов всех компонентов готовности к работе с родителями, перенос умений из учебной

в реальную практическую деятельность

Формирование ценностного отношения студентов к работе с родителями и ее результатам, рефлексия собственных деятельности, личностного развития, профессионального роста_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. Модель подготовки студентов к психолого-педагогической работе с родителями

Процессуальная часть данного блока позволяет ответить на вопрос, «как учить», в ней мы отмечаем весь арсенал средств, помогающих эффективно выстроить работу с родителями, а именно: полученные в ходе обучения знания, умения, навыки, а также развитость определенных черт личности студентов.

Основа данной части блока представлена комплексом традиционных и инновационных форм и методов, приемов и средств организации профессионального обучения в процессе академических занятий, психолого-педагогической практики и учебно-исследовательской деятельности.

На наш взгляд, такие формы и методы работы со студентами, как круглые столы, ролевые игры, тренинговые занятия, диспуты, дискуссии, моделирование педагогических ситуаций, связанные с родительско-детскими отношениями, коллоквиумы акти-

визируют познавательную активность студентов, выводя ж на новый уровень понимания и овладения пcиxoлoгo-пeдагoгичecкими тexнoлoгиями работы с родителями.

Особого внимания заслуживают занятия студентов с родителями в шкoлаx в рам-rax такта дисциплин, как «Педагогическое просвешение родителей», «Тренинг эффективности родителей». Студентам предоставлена возможность встречаться, обшать-ся с родителями учаштася, реализовывать на практике пcиxoлoгo-пeдагoгичecкиe умения и навыки в работе с ними.

Формам и методам подготовки студентов к работе с родителями значительное внимание авторами данной статьи уделено в работе «Подготовка студентов псжоло-гo-пeдагoгичecкиx направлений к работе с родителями» [8].

В критериально-диагностическом блоке модели подготовки выделены три критерия сформированности готовности студентов к пс^олого-педагогической работе с родителями (когнитивный, операционный и эмоционально-ценностный) и средства ж диагностики, которые призваны констатировать наличие целого ряда нeoбxoди-мьк знаний, умений, навыков, компетенций, а также отношения студентов к работе с родителями.

В педагогически уcлoвияx, направленный на достижение цели, — формирование готовности студентов к пcиxoлoгo-пeдагoгичecкoй работе с родителями — логично просматриваются три группы: предметно-научные, организационно-деятельностные и мотивационно-личностные, соотносимые с диагностическими критериями.

Таким образом, реализация предлагаемой модели подготовки студентов к псжоло-го-педагогической работе с родителями предполагает усвоение и использование академически знаний, сформированность базовый: компетенций, определение основный: компонентов готовности у будущиx пcиxoлoгoв-пeдагoгoв к работе с родителями, а также ориентацию студентов на ценностное отношение к ней.

Библиографический список

1. Горячев M.Ä., Moиceeвa Л.Г. Содержание подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. научных трудов Meœœ?. науч.-метод. конф. / под общ. ред. Т.И. Рудневой. Самара, 2014. С. б3—б5.

2. Кобзев M.G Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя // Педагогика. 2000. № 9. С. б8-7б.

3. Тарновская A.G Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2001.

4. Maркoвa A.K. Психология профессионализма. M., 200б. С. 180—182.

5. Черепанова У.Г. Содержание психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу // Mитc-нayкa: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 200б. № 4. С. 25.

6. Черкасова СА. Психолого-педагогическая готовность будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования // Научные ведомости. 2010. № 24.

7. Aлeкcaндрoвa A.Ë. Теоретические основы профессиональной подготовки социальных педагогов для учреждений социально-педагогической помощи // Вестник СамГУ. 200б. № 10/3(50). С. 5-11.

8. Долгополова A.B., Черкасова О.В. Подготовка студентов психолого-педагогических направлений к работе с родителями // Инновационные процессы в психологии и педагогике: сб. статей Meœ^ науч.-практич. конф. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Aэтeрнa, 2015. 189 с.

References

1. Goryachev M.D., Moiseeva L.G. Soderzhanie podgotovki budushchikh bakalavrov psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniia [Content of preparedness of future Bachelors of psychological and pedagogical training] in Obrazovanie v sovremennom mire: rol' vuzov v sotsial'no-ekonomicheskom

razvitii regiona: sb. nauchnykh trudov Mezhd. nauch-metod. konf. Pod obsh. red. T.I. Rudnevoi [Education in the modern world: role of universities in social and economic development of the region: collection of scientific works of the International scientific and methodological conference. T.I. Rudneva (Ed.)]. Samara, 2014, pp. 63—65 [in Russian].

2. Kobzev M.S. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy professional'noi podgotovki uchitelia [Psychological and pedagogical bases of professional training of a teacher]. Pedagogika, 2000, no. 9, pp. 68—76 [in Russian].

3. Tarnovskaya A.S. Formirovanie psikhologicheskoi gotovnosti studentov universiteta k pedagogicheskoi deiatel'nosti v shkole: avtoref. dis ... kand. psikhol. nauk [Formation of psychological readiness of students of the University to the pedagogical activity at school. Extended abstract of Candidate's of Psychological Sciences thesis]. Kazan, 2001 [in Russian].

4. Markova A.K. Psikhologiia professionalizma [Psychology of professionalism]. M., 2006, pp. 180-182 [in Russian].

5. Cherepanova U.G. Soderzhanie psikhologicheskoi gotovnosti roditelei k postupleniiu rebenka v shkolu [Content of psychological readiness of parents to the entrance of a child to school]. Mits-nauka: mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik: setevoe elektronnoe nauchnoe izdanie [Mits-nauka: international scientific vestnik: network electronic scientific edition], 2006, no. 4, p. 25 [in Russian].

6. Cherkasova S.A. Psikhologo-pedagogicheskaia gotovnost' budushchikh pedagogov-psikhologov k rabote v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovaniia [Psychological and pedagogical readiness of future teachers-psychologists to the work in conditions of inclusive education]. Nauchnye vedomosti [«Scientific Bulletin»], 2010, no. 24 [in Russian].

7. Aleksandrova A.L. Teoreticheskie osnovy professional'noi podgotovki sotsial'nykh pedagogov dlia uchrezhdenii sotsial'no-pedagogicheskoi pomoshchi [Theoretical bases of professional readiness of social teachers for the institutions of social and pedagogical help]. Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2006, no. 10/3(50), pp. 5-11 [in Russian].

8. Dolgopolova A.V., Cherkasova O.V. Podgotovka studentov psikhologo-pedagogicheskikh napravlenii k rabote s roditeliami [Readiness of students of psychological and pedagogical direction to the work with parents] in Innovatsionnye protsessy vpsikhologii i pedagogike: sb. statei Mezhd. nauch.-praktich. konf. (20 fevralia 2015 g.) [Innovative processes in psychology and pedagogy: collection of articles of International research and practice conference (February 20, 2015)]. Ufa: Aeterna, 2015, 189 p. [in Russian].

A.V. Dolgopolova, O.V. Cherkasova*

MODEL OF TRAINING STUDENTS FOR PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL WORK WITH PARENTS

The model of training students for psychological and educational work with parents is developed by the authors of the article under discussion. In the article the authors consider the approaches to the issue of "students' preparedness for professional psychological and pedagogical activity" and its components. Preparedness for psychological and educational work with parents is seen as the result of training tstudents at the university.

Key words: model of training of students, preparedness for psychological-pedagogical work with parents.

Статья поступила в редакцию 15/II/2016.

The article received 15/II/2016.

* Dolgopolova Anastasiya Veniaminovna (avdolgopolova@mail.ru), Cherkasova Olga Viktorovna (chererepa@yandex.ru), Department of Pedagogy, Samara University, 34, Moskovskoye Shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.