Научная статья на тему 'Представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе'

Представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / МЕДИАПЕДАГОГИКА / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / КОММУНИКАЦИЯ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIAL NETWORKS / VIRTUAL ENVIRONMENT / NETWORK TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA / MEDIAPEDAGOGY / INTERNET / INTERNET-RESOURCES / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванушкина Наталья Викторовна, Иванушкина Екатерина Владимировна, Щипова Ольга Владимировна

Даны результаты изучения представления студентов о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования с целью организации продуктивной образовательной деятельности в новых информационных условиях. Отражены преимущества и трудности использования социальных сетей, которые могут быть учтены при организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванушкина Наталья Викторовна, Иванушкина Екатерина Владимировна, Щипова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described the research results concerning students’ notions of the potential of social network use in the educational process of secondary professional educational institutions with the aim to organize the effective educational work in the new informational conditions. There are regarded the advantages and difficulties of social network use which may be taken into consideration in organization of the educational process in secondary professional educational institutions.

Текст научной работы на тему «Представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе»

- вопросы профессю

Е.в. ИВАНУШКИНА, Н.В. ИВАНУШКИНА,

О.В. ЩИПОВА

(Самара)

представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе

Даны результаты изучения представления студентов о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования с целью организации продуктивной образовательной деятельности в новых информационных условиях. Отражены преимущества и трудности использования социальных сетей, которые могут быть учтены при организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, социальные сети, виртуальная среда, сетевые технологии, мультимедиа, медиа-педагогика, Интернет, интернет-ресурсы, коммуникация.

Всемирная информационная компьютерная сеть Интернет занимает центральное место в современном обществе, несмотря на все многообразие информационных и телекоммуникационных технологий. Информационные технологии обеспечивают в образовательном процессе учебную деятельность с использованием прикладных и инструментальных программных средств.

влияние информационных технологий на современное общество привело к изменению традиционных форм коммуникации. Наиболее универсальным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей части интернет-аудитории, являются социальные сети. Заинтересованность в данном сервисе обусловлена удобством общения в интерактивном режиме с возможностью участия в сообществах по интересам, разнообразием форм работы с содержанием (мультимедиа: текст, графика, анимация, звук, видео), наполняемого самими пользователями Интернета, оперативным оповещением об изменениях в личном информационном пространстве.

альнои педагогики -

Социальные сети, блоги, интернет-сообщества являются новой средой для современных обучающихся, предлагая им новые способы взаимодействия, в первую очередь -новые информационные и коммуникационные каналы, специальные технологии общения и деятельности. Характерным является тот факт, что существование в подобной среде всегда подразумевает продуктивность, т.е. результатом деятельности в социальной сети является некий продукт: сообщение, перепост, комментарий, отданный голос, решение «вступить в группу или нет», «добавить в друзья или нет» и т.д. Важно также и то, что любая деятельность здесь является исключительно добровольной, мотивированной - как на этапе выбора социальной сети, так и на этапах ежедневных действий пользователя [3].

Социальные сети постепенно становятся инструментом развития системы образования, который позволяет студентам постоянно получать, осваивать, использовать непрерывно обновляющуюся информацию. Важное значение приобретает изучение представлений студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе.

Мы провели исследование представлений студентов учреждений СПО о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе и получили следующие результаты.

На вопрос «Какие формы общения Вы предпочитаете?» 95% респондентов выбрали ответ «Непосредственное общение», 38% -общение в сети (социальные сети, форумы и т.д.), 19% - посредством телефона, 10% -посредством текстовых сообщений. На общение 71% студентов затрачивает от 5 до 7 часов ежедневно, 14% - от 7 до 12 часов, 10% - от 3 до 5 часов, 5% респондентов - от 2 до 3 часов.

На общение посредством сети Интернет 43% студентов ежедневно затрачивают от 3 до 5 часов, по 19% - от 5 до 7 часов, от 2 до 3 часов и до 1 часа. Все респонденты отмечают, что общение в Интернете осуществляется в социальных сетях; некоторые отмечают, что используют программу '^куре" (19%) и форумы (5%). Ни один из респондентов не использует электронную почту, что свидетельствует о выборе более легкой, необременительной формы общения.

© Иванушкина Е.В., Иванушкина Н.В., Щипова О.В., 2015

известия вгпу

Взаимодействие в виртуальном пространстве происходит с различными целями: поддержка отношений (76%), трансляция информации (62%), развлечение (33%), познание друг друга (24%). Чаще всего в сети Интернет респонденты общаются с друзьями, одногруп-пниками и коллегами, родителями и родственниками. Виртуальная реальность не защищает молодых людей от ошибок, которые они совершают при реальном общении с личными или образовательными целями. Общение с незнакомыми людьми осуществляют 24% респондентов, с одной стороны, это является показателем открытости и доступности, с другой стороны, не исключает риска негативного воздействия на студентов.

Респонденты выделили следующие трудности при общении посредством Интернета: 76% отмечают, что причиной непонимания является сложность передачи эмоций, хотя виртуальная реальность располагает своими специфическими обозначениями эмоциональных состояний; 19% не исключают риска оказаться в плохой компании или быть обманутыми мошенниками, 19% сложно составить впечатление о незнакомом человеке [3].

На фоне неорганизованного и бесконтрольного общения обучающихся в Интернете чрезвычайно важнен анализ возможностей пользователей виртуальных сред для организации продуктивной образовательной деятельности в новых информационных условиях.

Опрос 70 студентов самарских колледжей показал, что их техническая обеспеченность позволяет беспрепятственно использовать интернет-ресурсы для организации учебной деятельности. Так, мобильный телефон с подключением к Интернету имеют 37% студентов; 34,8% опрошенных имеют персональный компьютер; 30,4% - ноутбук; 21,7% - смартфон; 17,4% - планшетный компьютер; 2,2% -нетбук (рис. 1).

40,00% 30,00% 20000% 10,00% 000%

J Liu

ПК Ноут Нетб Моби Смар План 34,80 30,40 \2,20% 37% 21,70 \ 17,40

Ряд1 34,80 30,40 2,20% 37% 21,70 17,

Рис. 1. Ответы на вопрос «Какие технические

средства Вы используете чаще всего для получения информации или ее передачи?»

Студенты колледжей используют компьютер для просмотра видеоматериалов (63%), общения (56,5%), скачивания музыки (45,7%), чтения книг, учебы (19,6%). Необходимо отметить, что респонденты начинают постепенно менять вектор использования компьютера и, соответственно, интернет-ресурсов в сторону своего интеллектуального развития. 8,7% студентов самарских колледжей ответили, что компьютер им необходим «для работы в компьютерных программах» и «поиска работы».

Следующий наш вопрос был сформулирован следующим образом: «Какие поисковые системы Вы наиболее часто используете при подготовке к занятиям и в своей исследовательской деятельности?». Респонденты указали "Google" (60,9%) и «Яндекс» (32,6%). Только 13% студентов колледжей отметили, что используют online-обучение для саморазвития и самообразования.

В ходе нашего опроса мы выявили положительную тенденцию применения социальных сетей в обучении студентов самарских колледжей. 21,7% опрошенных уже имеют опыт обучения с помощью инернет-технологий, причем положительный. С помощью социальных сетей студенты читали, осваивали программу "Photoshop", редактировали тексты, видео, фото, проходили online-тестирование. 43,5% респондентов отметили, что при подготовке к занятиям пользуются социальными сетями, при этом 39,1% указали и другие варианты, в том числе и традиционные, такие как книги, учебники, методическая литература и др.

На вопрос «Хотели бы Вы обучаться с помощью социальных сетей?» положительно ответили 39,1%, при этом 47,8% ответили «нет», что указывает на приоритет живого общения, традиционного получения знаний в системе «учитель - ученик» (см. рис. 2 на с. 29). Это в очередной раз подтверждает, что социальные сети являются лишь инструментом в руках педагога. Они должны применяться в организации учебного процесса как средство, оставляя первенство за традиционными формами.

Ответы на вопрос «В каких социальных сетях Вы больше всего проводите время?» распределились следующим образом: «VK» -89,1%; «YouTube» - 37; "Instagram" - 34,8; "Google +" - 15,2; «Одноклассники» - 15,2; "Facebook" - 13; "Twitter" - 13; "Flickr" -4,3%.

Студенты, участвовавшие в опросе, готовы потратить на обучение с помощью социаль-

вопросы

60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

■ ш

А ■

Да Нет

\шРяд1 39,10% 47,80%

Рис. 2. Ответы на вопрос «Хотели бы Вы обучаться с помощью социальных сетей?»

ных сетей от 1 до 24 часов в сутки, при этом были ответы «много», «сколько потребуется». Этот момент мы зафиксировали как положительный, т.к. он демонстрирует готовность респондентов получать знания с помощью социальных сетей, применять их в своей будущей профессиональной деятельности.

Участники опроса отметили, что в процессе обучения можно широко использовать различные функции социальных сетей, а именно: «использование чат для групповой работы» - 41,3%; «выполнение курсовых работ и рефератов с помощью технологий вики и публикации постов» - 34,8%; «просмотр презентаций и видеоматериалов» - 32,6%; «прослушивание аудиолекций» - 28,3%; «комментарии к работе со стороны преподавателей и сокурсников» - 23,9%; «возможность использования пабликов и групп для организации обучения (распространение списка учебной литературы, расписания занятий и другой организационной работы)» - 21,7%; «подготовка видеоработ» - 15,2%; «проведение вебинаров и видеоконференций» - 6,5%.

Отмечая положительные стороны обучения с помощью социальных сетей, респонденты указывали на легкость, быстроту, удобство поиска информации, понятность языка. Также студенты упоминали о возможности скачивания учебных материалов, использования электронных книг. Они указывали, что обучение с помощью социальных сетей доступно во времени и пространстве.

к числу отрицательных моментов использования социальных сетей в учебных целях опрашиваемые отмечали отсутствие возможности практического применения полученных знаний, наличие лишней информации, недостаток живого общения. Респонденты упоминали о возможности возникновения зависимости и проблем со здоровьем при чрезмерном использовании компьютера и интернет-ресурсов.

альнои педагогики -

Обучение с помощью социальных сетей привлекает новизной, с одной стороны, и удобством его реализации на практике - с другой. М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Ива-нушкина, В.В. Мантуленко выделяют следующие преимущества социальных сетей: мобильность и оперативность, технологичность, распознаваемость, доступность, обсуждение идей и предложений и т.д. Также авторы перечисляли и ряд трудностей, таких как отсутствие разработанной концепции и научно-методического обеспечения результативного применения данных технологий в учебном процессе; большой объем развлекательного содержания, отвлекающего от учебной деятельности, и содержания, недопустимого для включения в учебный процесс по моральным, этическим, эстетическим и другим причинам; необходимость инвестиционных затрат на постоянное обновление оборудования и т.д. [1].

разрешение существующих проблем возможно только путем более глубокого изучения образовательных возможностей социальных сетей, разработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве, создания специализированных образовательных сетей. Тем не менее уже сегодня социальные сети - это мощный и эффективный инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса, имеющий широкий спектр возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых необходимо использовать в современном образовании [2].

Если разрешению данной проблемы в вузах уделяется большое внимание, то об учреждениях среднего профессионального образования этого сказать мы не можем. результаты нашего исследования говорят о готовности студентов, как технической, так и психологической, к применению социальных сетей в учебном процессе и необходимости использования такого рода ресурса как дополнительного в учреждениях среднего профессионального образования с целью повышения эффективности образовательного процесса и преемственности с вузами.

Список литературы

1. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушки-на Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5(116). С. 220-227.

известия вгпу

2. Иванушкина Н.В. Использование современных информационных коммуникационных технологий как фактор повышения качества образования в вузе // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2010. № 1 (75). Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. С. 207-211.

3. Иванушкина Е.В., Щипова О.В. Специфика общения студентов учреждений среднего профессионального образования в поликультурном образовательном пространстве // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, КФУ, 30 окт. 2014 г.) / под ред. Г.Ж. Фахрутдиновой. Казань: Отечество, 2014.

4. Иванушкина Е.В., Щипова О.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в социально-педагогическом сопровождении студентов учреждений среднего профессионального образования // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докл. XIV Междунар. науч. конф. (Липецк, 21 июня 2013 г.) / отв. ред. А.В. Горбенко. Липецк: Изд. центр «Гравис», 2013. С. 22-24.

Notions of students of secondary professional educational institutions about the potential of social network in the educational process

There are described the research results concerning students' notions of the potential of social network use in the educational process of secondary professional educational institutions with the aim to organize the effective educational work in the new informational conditions. There are regarded the advantages and difficulties of social network use which may be taken into consideration in organization of the educational process in secondary professional educational institutions.

Key words: secondary professional education, social networks, virtual environment, network technologies, multimedia, mediapedagogy, Internet, Internet-resources, communication.

(Статья поступила в редакцию 18.10.2015)

* * *

1. Gorjachev M.D., Gorjachev M.M., Ivanush-kina N.V., Mantulenko V.V. Primenenie setevyh resursov v sovremennom obrazovanii // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 5(116). S. 220-227.

2. Ivanushkina N.V. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh kommunikacionnyh tehnologij kak faktor povyshenija kachestva obrazovanija v vuze // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnaja serija. 2010. № 1 (75). Samara: Izd-vo «Samarskij universitet», 2010. S. 207-211.

3. Ivanushkina E.V., Shhipova O.V. Specifika obshhenija studentov uchrezhdenij srednego pro-fessional'nogo obrazovanija v polikul'turnom obrazo-vatel'nom prostranstve // Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Povolzh'ja: integracija regional'nogo i mezhdunarodnogo opyta: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kazan', KFU, 30 okt. 2014 g.) / pod red. G.Zh. Fahrutdinovoj. Kazan': Otechestvo, 2014.

4. Ivanushkina E.V., Shhipova o.V. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v so-cial'no-pedagogicheskom soprovozhdenii studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazo-vanija // Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii i pedagogiki: sb. dokl. XIV Mezhdunar. nauch. konf. (Lipeck, 21 ijunja 2013 g.) / otv. red. A.V. Gorbenko. Lipeck: Izd. centr «Gravis», 2013. S. 22-24.

с.м. комарова

(Санкт-Петербург)

оценивание результатов обучения студентов компьютерному моделированию на основе межпредметных связей информатики и математики

Уточнены цели обучения компьютерному моделированию в соответствии с уровнями мышления по таксономии педагогических целей Б. Блума. Предлагается разработанный автором подход к конструированию содержания задач и оценке достижения ожидаемых результатов обучения компьютерному моделированию на основе межпредметных связей информатики и математики.

Ключевые слова: цели обучения, ожидаемые результаты, компьютерное моделирование, конструирование задач.

Определяющее значение в обучении имеет постановка целей. Цели обучения представляют собой совокупность человеческих идеалов, национальных традиций, социального заказа

О Комарова С.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.