Научная статья на тему 'Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе'

Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGY OF DEVELOPMENT / TEACHING STAFF / CORPORATE CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиротова Анна Александровна, Булаева Марина Николаевна, Петров Юрий Николаевич

В статье рассматриваются инновационный менеджмент профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы через стратегическое управление развитием профессиональной образовательной организации, управление педагогическим коллективом и формирование корпоративной культуры профессиональной образовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиротова Анна Александровна, Булаева Марина Николаевна, Петров Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines innovative management of professional educational organization as an open educational system through the strategic management of the development of professional educational organizations, teaching staff management and corporate culture of professional educational organizations

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе»

А. Ю. Петров М. Н. Булаева А. А. Сиротова

(Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

INNOVATION MANAGEMENT IN THE PUBLIC EDUCATIONAL SYSTEM

В статье рассматриваются инновационный менеджмент профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы через стратегическое управление развитием профессиональной образовательной организации, управление педагогическим коллективом и формирование корпоративной культуры профессиональной образовательной организации

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, стратегическое управление, стратегия развития, педагогический коллектив, корпоративная культура

The article examines innovative management of professional educational organization as an open educational system through the strategic management of the development of professional educational organizations, teaching staff management and corporate culture of professional educational organizations

Keywords: professional educational organization, strategic management, strategy of development, teaching staff, corporate culture

В связи с усилением конкуренции во многих отраслях и сферах деятельности, включая систему профессионального образования, применение традиционных подходов уже не может служить гарантией конкурентоспособности профессиональной образовательной организации как производителя образовательных услуг. Деятельность человека в сфере образования в настоящее время является одной из наиболее инновационных отраслей. Эффективность инновационной деятельности в области образования зависит от скорости и эффективности инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах деятельности человека.

В профессиональной образовательной организации инновационное развитие осуществляется под воздействием как внешних условий, так и внутренних тенденций саморазвития [7, с. 21]. Рассматривая профессиональную образовательную организацию как открытую образовательную систему, остановимся на понятии открытости. Под открытостью понимаем наличие среды, с которой взаимодействует система, поэтому можно констатировать, что для открытой образова-

тельной системы могут быть характерны процессы не только функционирования, но и развития. Развитие реализуется через инновационную деятельность, которая определяется как процесс разработки, внедрения, освоения и присвоения нового. На сегодняшний момент внешнее воздействие на систему складывается из инициатив и образовательного заказа государства для ближайшего социального окружения.

Многочисленными исследованиями доказано, что нет другого способа осуществления такого развития, как инновационный процесс, но его нельзя рассматривать только как процесс освоения новшеств. Инновационный процесс - это поиск или придумывание новшества, его исследование, осмысление, а также создание условий для освоения этого новшества [6].

Можно выделить четыре последовательно реализуемых этапа работы профессиональной образовательной организации, вставшей на путь развития. Эти этапы включают в себя:

- системный анализ состояния профессиональной образовательной органи-

зации и оценку возможностей ее развития;

- организационные мероприятия по переходу в режим интенсивного развития;

- активизацию внутренней групповой коммуникации в инновационной среде;

- образовательную и консультативную поддержку педагогов и руководителей, начавших процесс осуществления преобразований.

Рассматривая инновационный менеджмент в профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системе, следует остановиться на трех основных позициях:

- стратегическое управление развитием профессиональной образовательной организации;

- управление педагогическим коллективом в условиях формирования инновационной среды профессиональной образовательной организации;

- формирование корпоративной культуры профессиональной образовательной организации.

Понятие «стратегический менеджмент» появилось в 60-70-е годы XX века, чтобы отличать управление, осуществляемое на высшем уровне руководства организацией, от текущего управления производственным (для профессиональных образовательных организаций - образовательным] процессом [3, с. 89].

Профессиональная образовательная организация не может функционировать без целей существования. Правильная постановка цели означает, что сформулированная цель соответствует всем описанным критериям: является конкретной, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Выбор стратегии и ее выполнение являются основными составляющими стратегического управления, а сама стратегия понимается как определенное долгосрочное направление развития профессиональной образовательной организации и относится к таким сторонам деятельности организации, как сфера деятельности, средства и форма деятельности [5, с. 17].

Перечислим существующие стратегии:

стратегия ограниченного роста, стратегия роста, сокращение или стратегия последнего средства, комбинированная стратегия.

В любую стратегию входят пять компонентов:

- направление развития профессиональной образовательной организации, в которое входит разработка плана объективного анализа существующего состояния организации;

- модель поведения, при которой стиль инновационного поведения профессиональной образовательной организации может трактоваться как осуществляемая стратегия;

- создание проекта, который отражает желаемое положение организации в окружающем ее социуме и концепцию ее деятельности (описание модели деятельности профессиональной образовательной организации, к которой необходимо стремиться];

- мотивация деятельности всех субъектов профессиональной образовательной организации, которая называется перспективой, позволяющая выступать основой действий профессиональной образовательной организации и придающая коллективу организации уверенность в завтрашнем дне, в своих силах, убежденность в самореализации;

- совокупность умений и способностей выполнения какого-либо вида деятельности и определенный способ мировидения проблем и ценностей организации.

Гуманитарный характер стратегического управления в профессиональных образовательных организациях дает возможность использования педагогического проектирования, построенного на ценностном подходе. Педагогическое проектирование выступает ведущим фактором развития личностного потенциала людей [4].

Разработка исходного варианта стратегии требует создания рабочей группы из числа наиболее активных педагогов. Желательно, чтобы группу возглавлял руководитель профессиональной образовательной организации. В группу входят заместители директора, руководители

методических структур, опытные и молодые инициативные педагоги. В результате работы группы должны быть достигнуты следующие результаты:

- «продукт» - первый вариант стратегии, который в дальнейшей деятельности должен стать ключевым звеном в организации широкого обсуждения перспектив развития профессиональной образовательной организации педагогическим коллективом, социальными партнерами и обучающимися;

- согласование новых ценностей и целей развития организации между членами рабочей группы;

- отработка и закрепление алгоритма выдвижения, поддержки и экспертизы частных инициатив педагогов по развитию образовательной организации. Стратегия развития профессиональной

образовательной организации оформляется в виде проекта инновационных изменений, основными характеристиками которого являются инновационность, конкретная цель и результат, продолжительность выполнения проекта, ресурсные ограничения, участие специалистов разных профилей, командная работа.

На основании вышеизложенного можно предложить следующую структуру концепции развития образовательной организации:

1. Актуальность предполагаемых изменений.

2. Теоретико-методологические основания развития профессиональной образовательной организации. 3. Базовые ценности развития. 4. Основные результаты деятельности профессиональной образовательной организации. 5. Сценарии развития. 6. Базовые цели развития. 7. Социальная миссия. 8. Образ выпускника. 9. Образ преподавателя. 10. Основные направления развития содержания образовательного процесса. 11. Основные направления развития обеспечивающих подсистем. 12. Изменение в системе управления профессиональной образовательной организации; краткое описание инфраструктуры развития. 13. Внешние связи. 14. Реализация концепции через обеспечение ресурсов. 15. Направления реализации концепции.

Коллектив профессиональной образовательной организации является основным компонентом профессиональных образовательных организаций. Любая организация

предполагает объединение людей в группы, выступающие в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры. Именно коллектив профессиональной образовательной организации является нравственным регулятором (носителем и пропагандистом нравственных и социальных установок], основной формой организации студенческой и преподавательской жизнедеятельности, стимулятором формирования личности через межличностные отношения и общественное мнение, мощнейшим воспитательным средством [2, с. 44].

Для того чтобы считаться коллективом, группа людей должна иметь ряд признаков, которые можно разбить на четыре группы.

Первая группа признаков связана с наличием у всех ее членов общей цели.

Вторая группа признаков связана со структурой группы. Сюда входят: определенная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений на основе психологического признания членами группы друг друга и отождествления себя с нею, а также существование органов самоуправления.

Третья группа признаков объединяет ценностные категории: личное

практическое взаимодействие людей в процессе достижения совместной цели; ответственность за совместные действия.

Четвертая группа признаков характеризует атмосферу коллектива: общая атмосфера - интеллектуально-моральная, благоприятный климат, психологическая и социальная защита личности.

Перед современными профессиональными образовательными организациями стоит необходимость реального выбора: копирование существующей бизнес-системы или сочетание лучших черт академического и предпринимательского подходов. Профессиональная образовательная организация, осваивая новые образцы корпоративной культуры, должна иметь два разработанных плана своей стратегии: внешний и внутренний. Внешний план стратегии направлен на экономический успех, рентабельность, количественные показатели успешности, внутренний же - на развитие культурного образца деятельности на основе гуманистических воспитательно-образовательных ценностей.

Корпоративная культура профессиональной образовательной организации, с одной стороны, определяет нормативно-ценностную основу поведения своих членов, с другой - сама профессиональная образовательная организация нуждается в развитой корпоративной культуре для успешного управления своим развитием.

Корпоративная культура образовательной организации строится на основе постоянной работы с членами коллектива, которая направлена на актуализацию личных и профессионально необходимых способностей, а также гармонию внутрикорпоративных и внутригрупповых отношений, которые влияют на улучшение психологического климата, что способствует развитию каждого сотрудника [1, с. 9].

Видимыми проявлениями корпоративной культуры являются ритуалы - это поощрения, порицания и интеграция.

Основой управления процессом формирования корпоративной культуры профессиональной образовательной организации выступают ее диагностика и оценка. Помощью при диагностике корпоративной культуры является спонтанный обход профессиональной образовательной организации, при котором следует обращать внимание на организационные культурные индикаторы: внешний вид здания, где расположена профессиональная образовательная организация, и прилегающей к нему территории; внутреннее оформление

помещений; общение членов организации между собой; поведение педагогов и обучающихся в отношении гостей профессиональной образовательной организации.

Анкетирование персонала профессиональной образовательной организации является следующим инструментом диагностики корпоративной культуры, где главными темами являются: миссия организации, стратегия развития, сильные и слабые стороны организации, совместная работа, коммуникации и социально-психологический климат профессиональной образовательной организации.

Диагностика педагогического коллектива профессиональной образовательной организации осуществляется на основе опросника самооценки сформированности профессионально важных качеств личности педагогических работников; опросника используемых в образовательном процессе профессиональной образовательной организации образовательных технологий и форм методической работы; теста на выявление профессиональной направленности личности педагога системы СПО, позволяющего выявить уровень инновационности педагогического коллектива.

Успешность инновационного менеджмента в профессиональной образовательной организации возможна только в образовательной среде, в которой создаются условия для творческой профессиональной самореализации каждого педагога.

Литература

1. Акимова О. Б., Франц А.С. Корпоративная культура как условие профессионально-нравственного развития участников образовательного процесса // Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративная культура образовательных учреждений», Екатеринбург, 9-10 февраля 2012 г. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. -с. 8-12.

2. Лапшова А. В. Профессиональная компетентность как интегративный ресурс личности педагога-профессионала //Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 2-3(21). - С. 44-45.

3. Булаева М. Н., Петров Ю. Н. Менеджер инженерно-педагогического образования в административно-управленческой деятельности: моногр. - Н. Новгород: НГПУ, 2012. - 195 с.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 06.09.2016 г.).

5. Проектирование профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы: учебно-методический комплекс /авт.-сост. О. В. Тулупова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 151 с.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20120210_04 (дата обращения: 26.07.2016 г.).

7. Технология формирования инновационной среды профессиональной образовательной организации: учебно-методический комплект / авт.-сост. О. В. Тулупова, А. Б .Ходжибекова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.