Н. Ю. Бармин Ю. Н. Петров К. Е. Клычков
(Нижний Новгород)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ
QUALITY ENSURING OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION: PROCESS MODEL
В статье охарактеризована процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы, разобраны компоненты модели через взаимосвязь и взаимозависимость в образовательном процессе. Материалы статьи могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: качество, проектирование, процессная модель, образовательная деятельность, профессиональная образовательная организация, открытая образовательная система
The article describes the process model of quality ensuring of educational activity of professional educational organization as an open educational system, studies the components of the model through the relationship and interdependence in the educational process. Materials of the article can be used during the in-service training courses
Keywords: quality, design, process model, educational activities, professional educational organization, open educational system
Поиск инновационных подходов в решении проблем качества подготовки квалифицированных специалистов обуславливает необходимость конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Обеспечение качества среднего профессионального образования определяется объективными причинами в самой образовательной сфере: возрастанием конкуренции между профессиональными образовательными организациями на рынке образовательных услуг и рынке труда [3].
Эффективная профессиональная образовательная организация (ПОО] - это организация с высоким уровнем результатов в области подготовки выпускников, которая обеспечивает развитие профессионализма своих работников и достойный уровень качества их жизни, а также вносящая свой вклад в развитие социума.
Основным фактором, определяющим направленность развития профессиональной образовательной организации, является открытость ее образовательной системы, ее связь и взаимодействие с внешней средой, активность и целеустремленность - следовательно, открытость является объективным свойством любой
образовательной системы, а при построении процессной модели профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы мы исходим из объективных характеристик [7, с. 16].
Проектирование - это создание будущего объекта, предшествующее его реализации, а методология проектирования получила большое развитие через совокупность процедур постановки задач, оптимизации и принятия решений. Почти любая преобразующая и созидательная деятельность обучающегося может и должна опираться на методологию проектирования.
«Проектирование» в управлении образованием - это способ реализации теоретических научных подходов в развитии образовательных систем.
Постоянно возрастает актуальность проблем педагогического проектирования и подготовки управленческих проектов, в которых большое внимание уделяется непрерывному профессиональному развитию кадров, мониторингу уровня их профессиональной компетенции [2, с. 50]. Убедительным аргументом в пользу перемещения основного внимания в управле-
нии на стадию проектирования служит реальная социально-экономическая ситуация в нашей стране, диктующая необходимость перевода учебного заведения для его сохранения и развития на внутренние резервы жизнедеятельности. Любая деятельность, в том числе и образовательная деятельность в профессиональной образовательной организации - это взаимосвязанные процессы, качество которых определяется достижением поставленной цели.
Моделью обеспечения качества образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации является система, имеющая инвариантный характер и включающая совокупность всех процессов, обеспечивающих качество образовательной деятельности через непрерывность и последовательность
процессов, которыми достигается поставленная цель - обеспечения качества образовательной деятельности в соответствии с требованиями социально-экономического развития общества [1, с. 28]. Эта процессная модель обеспечивает качество образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации, включая в себя ряд компонентов, обеспечивающих условия реализации модели.
Федеральный государственный образовательный стандарт, методологические подходы и принципы являются научной основой обеспечения качества образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации. Модели обеспечения процессов качества образовательной деятельности представлены на рис. 1.
Система внутренних факторов
Образовательная деятельность в ПОО
Система внешних факторов
Концептуальные идеи обеспечения качества образовательной деятельности в ПОО
Федеральный государственный образовательный стандарт
й
ы
н
с
к
е
л
п
м
о
к
ы
д
о
х
д
о
п
е й
и к с е ы н м
ч е
и - о т с и
л с
о
д
о
т
е
в
й
ы
н
с
с
е
ц
о
р
п
ПРОЦЕССЫ
Педагогический
Учебно-методический
Научно-исследовательский
Социально-воспитательный
Производственный
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организационно управленческие
Профессионально педагогические
Финансово-экономические
Научно-методические
ь
ьле
т а в о
р
о
о
т с о
п и дея
и т с о
н р
е
Рис. 1. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации
В Федеральном государственном образовательном стандарте отражены основные характеристики минимального обеспечения качества образования. Контроль деятельности профессиональной образовательной организации осуществляется путем аттестации и аккредитации по критериям оценки деятельности профессиональной образовательной организации, которые являются требованиями, а так как стандарт способствует гармонизации уровня профессионального образования и уровня профессиональной подготовки, то он позволяет реализовывать общую стратегию развития образования [6].
Конкретный состав изучаемых учебных дисциплин определяет федеральный компонент содержания профессионального образования, а региональный компонент содержания образования разрабатывается профессиональной образовательной организацией с учетом региональных особенностей, имеет вариативный характер, может уточняться и дополняться при условии соблюдения основных положений федерального государственного образовательного стандарта. Профессиональная характеристика представляет собой многофункциональный документ, ориентированный как на субъектов образовательной деятельности, так и на работодателей.
Важными для рассмотрения нашей модели являются методологические подходы и принципы исследования, но следует особо выделить основные процессы, обеспечивающие качество образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации при эффективном управлении ими.
Все процессы, представленные в модели, регламентируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными документами Министерства образования и науки РФ; локальной нормативно-правовой документацией, регулирующей педагогическую, учебно-методическую, научно-исследовательскую, социально-воспитательную и производственную деятельность, и определяются системой контролируемых показателей.
Исходя из определения, целью педагогического процесса является непрерывное профессионально-личностное развитие обучающегося. Педагогический процесс представляет собой организационный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение, обеспечивающий последовательность,
единство и логическую преемственность элементов содержания учебного курса, которые используются в дальнейшем при изучении других дисциплин.
Целью учебно-методического процесса является разработка программно-информационного и учебно-методического обеспечения всех учебных дисциплин и специальностей для повышения качества аудиторной и самостоятельной работы обучающихся в условиях постоянного развития педагогического творчества, роста профессиональной компетентности.
Результатом процесса являются учебно-методические издания, в том числе и на электронных носителях, КМО (комплекс методического обеспечения] дисциплины, учебно-методические рекомендации по выполнению обучающимися различных видов учебной деятельности (написания контрольных работ, рефератов, курсовых работ и проектов, выполнения расчетно-графических заданий и лабораторных работ и др.].
Комплексный подход к информационному и методическому обеспечению учебного процесса позволяет исключать противоречия учебных курсов и обеспечить взаимодополняемость учебников и компьютерных программ обучения.
В тесной взаимосвязи и взаимозависимости с вышерассмотренными процессами находится научно-исследовательский процесс, без успешной реализации которого в системе процессов невозможно достижение целей по обеспечению качества образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации. Целями научно-исследовательского процесса являются формирование и развитие у субъектов педагогического процесса устойчивого интереса и навыков научно- исследовательской деятельности на основе получения новых знаний об окружающем мире, концепций, технологий, обеспечение функционирования образования-науки-производства как единой системы.
Неотъемлемым структурным компонентом процессной модели обеспечения качества образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации является социально-воспитательный процесс, цель которого - сознательное формирование и развитие личностных и социальных качеств обучающихся. Обеспечение качества социально-воспитательного процесса являет-
ся одним из составляющих факторов, определяющих качество подготовки специалиста.
Основой содержания воспитательного процесса является его соответствие требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, концепции воспитательной работы.
Социально-воспитательная деятельность в профессиональной образовательной организации направлена на формирование у обучающихся гражданской ответственности, правового сознания, добросовестного отношения к учебе; на развитие профессиональной мобильности, способности к социализации в обществе, потребности в здоровом образе жизни; на овладение культурой умственного труда, методами самостоятельной работы; на приобщение обучающихся к богатству национальной и мировой культур; на формирование корпоративной культуры; на создание условий для выявления и реализации творческого потенциала обучающихся, развития общей и педагогической культуры, культуры общения.
Социально-воспитательная деятельность ориентирована на демократическую культуру общения, открытое обсуждение злободневных вопросов, доверие к общественным организациям, поддержку инициативы обучающихся.
Цель производственного процесса - формирование и развитие профессионально и социально значимых качеств будущих специалистов применительно к конкретному производству. Производственный процесс направлен на развитие обучающихся, овладение технологиями профессиональной деятельности, на формирование способностей к мобильной профессиональной и социальной деятельности.
Взаимосвязь и взаимообусловленность рассматриваемых процессов обеспечивают качество образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации, а также позволяют системе образования удовлетворять потребности личности и общества.
Особенностью рассматриваемой модели является обеспечение качества образовательной деятельности в профессиональной образовательной организации. Процессуальная составляющая представляет собой качественные характеристики рассматриваемых процессов нашей модели, которые выступают нормативными факторами. Результирующая составляющая - это разноплановые результаты
по всем образовательным процессам в профессиональной образовательной организации, отвечающим потребностям общества и потребности в дальнейшей самореализации.
Развитие любой образовательной модели осуществляется под воздействием как внешних условий, так и внутренних тенденций саморазвития. Если рассматривать образовательную организацию как открытую социальную систему, а под открытостью понимать наличие среды, с которой взаимодействует система, то можно констатировать, что таким системам присущи процессы не только полновесного обмена со средой - функционирования, но и развития [4, с. 32].
Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ инновационного развития находит отражение в форме проектирования (теоретического способа создания новации). Обращение к проектированию образовательной организации связано с высокой эффективностью данного метода. Оно позволяет достичь конкретного результата модернизации образовательной системы, экономно расходуя ресурсы, концентрируя и распределяя их в соответствии с реализуемыми проектами.
Качество и разнообразие ресурсов являются главными условиями жизнедеятельности образовательной организации. Развитие образования, как правило, связано с изменениями его ресурсного обеспечения, как внутреннего, так и приходящего извне.
Инновационный режим важен и необходим потому, что без него нельзя качественно изменить сложившийся и ставший тормозом характер функционирования, обновить жизнедеятельность образовательной организации, привести ситуацию в соответствие с растущими потребностями времени [5]. Режим развития предполагает использование нововведений, которые должны охватить всё функционирование процессов профессиональной образовательной организации и все функциональные области образовательного организма.
Таким образом, в рассматриваемой модели над процессами функционирования надстраивается инновационный процесс, когда инновационная деятельность имеет свои устремления и цели, средства достижения этих целей, условия и результаты, должна стать объектом планирования, организации, руководства и контроля.
Литература
1. Бармин Н. Ю. Образование взрослых в условиях новой экономики: социально-философский анализ: моногр. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 155 с.
2. Булаева М. Н., Петров Ю. Н. Менеджер инженерно-педагогического образования в административно-управленческой деятельности: моногр. - Нижний Новгород: НГПУ, 2012. - 195 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 06.09.2016 г.).
4. Проектирование профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы: учебно-методический комплекс /авт.-сост. О. В. Тулупова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 151 с.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20120210_04 (дата обращения: 26.07.2016 г.).
6. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf (дата обращения: 20.08.2016 г.).
7. Технология формирования инновационной среды профессиональной образовательной организации: учебно-методический комплект / авт-сост. О. В. Тулупова, А. Б. Ходжибекова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. - 142 с.