Моделирование и развитие профессиональной
образовательной организации как открытой системы
(Представлено ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»)
Н. Ю. Бармин Ю. Н. Петров М. Н. Булаева
(Нижний Новгород)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МОДЕЛИ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
QUALITY MANAGEMENT OF PROJECT-BASED LEARNING AND WORKING CAPACITY OF STUDENTS IN THE OPEN EDUCATIONAL SYSTEM MODEL
В статье раскрыт механизм управления качеством проектного обучения и измерение изменения работоспособности в модели открытой образовательной системы при различных видах нагрузки обучающихся. Задачи опытно-экспериментальной работы по управлению качеством образовательного процесса при проектном обучении явились следствием цели нашего исследования
Ключевые слова: управление, качество, проектное обучение, работоспособность, открытая система
The article reveals the mechanism of quality management of project-based learning and measurement of working capacity changes in the model of an open educational system within different types of learners' workload. Objectives of experimental work on the quality management for the educational process in the frame of project-based learning are the consequence of our research Keywords: management, quality, project learning, working capacity, open system
Исследование особенностей управления качеством образовательного процесса при проектном обучении в условиях реализации развивающегося личностно ориентированного подхода опиралось на современные тенденции развития систем образования в мировой практике, их соотношение с возможностями совершенствования образовательной системы в нашей стране, которые тесно связаны с проблемами социально-экономического развития государства на современном этапе.
В процессе проектного обучения в системе профессионального образования организм обучающегося испытывает воздействия различных нагрузок: изменяется его психофизическое состояние; появляются характерные признаки утомления разного вида; снижается работоспособность [4] и соответственно снижается качество восприятия открытой обра-
зовательной системы.
На фоне качественного изменения системы профессионального образования, которое связано с возрастанием роли нематериальных активов, управление информацией и знаниями становится основной профессиональной компетенцией [2, с. 10].
Затраты на образование в мире продолжают расти, что вызывает необходимость повышения эффективности используемых ресурсов, прозрачности финансирования системы профессионального образования, ее гибкости и эффективности, открытости к внешним запросам.
Методика подготовки управленческих кадров к решению проблемы управления качеством образования проектным обучением с учетом изменения работоспособности обучающихся прямо связана с потребностями ру-
ководителя образовательного процесса, с самоутверждением в основной педагогической профессии, к которой в качестве одной из составляющих частей добавляется потребность в успешной управленческой деятельности [3, с. 89].
Управление образовательными процессами строится по единой программе и общему принципу, который называется принципом организации функциональных систем. Функциональные саморегулирующиеся системы являются одной из форм проявления деятельности живой материи, их отдельные компоненты взаимодействуют, обеспечивая качественные для организма результаты [1, с. 22-23]. В рамках теории функциональных систем общая работоспособность обучающегося зависит от функционирования физиологических, психологических и эмоциональных компонентов этой системы.
Основным фактором, определяющим направленность развития профессиональной образовательной организации, является открытость ее образовательной системы, ее связь и взаимодействие с внешней средой, активность и целеустремленность [7, с. 58]. Важно понимать, что открытость является объективным свойством любой образовательной системы. При построении модели профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы исходим из следующих ее объективных характеристик:
- открытая система имеет свою внешнюю среду (для образовательных систем это социальная и природная среда];
- открытые системы всегда имеют так называемые входы, то есть то, что должно быть в этой системе для того, чтобы она могла работать, функционировать. При этом «входы» могут появляться из внешней среды, но могут создаваться и внутри самой системы. К «входам» образовательной системы обычно относят, с одной стороны, внешние социальные требования к ней, а с другой - ресурсы, необходимые для их успешного выполнения;
- в центре представлений об открытой системе находится собственно сама эта система, все то, что в результате протекающих в ней процессов производит различные «выходы». Этот ключевой компонент открытой системы можно также рассматривать
как своего рода процессор или операционную систему, которая производит потребные «выходы» определенного качества, в определенном количестве, с определенной эффективностью и т. д.; - на первом месте в описаниях открытой системы находятся «выходы», все то, что система порождает в процессах своей жизнедеятельности. При этом далеко не все «выходы» в буквальном смысле этого слова покидают систему. Напротив, многие из них остаются в ней и служат наращиванию ее ресурсов, функциональных возможностей, потенциала или, наоборот, накоплению отрицательных стереотипов [8, с. 13].
Эффективная профессиональная образовательная организация - это организация, обеспечивающая достойный уровень качества жизни образовательного сообщества, а также вносящая позитивный вклад в развитие социума.
Технологическая составляющая образовательного процесса включает в себя общую образовательную технологию и совокупность частных педагогических технологий [5, с. 79]. В рамках модернизации системы профессионального образования в качестве основной принята модульно-компетентностная образовательная технология.
Модульно-компетентностный подход в качестве итога образования рассматривает способность обучающегося продуктивно действовать в профессиональных и жизненных ситуациях, а главными результатами профессионального образования определяет компетенции специалиста.
Существенным компонентом управления качеством образовательного процесса проектного обучения и оценки изменения работоспособности обучающегося является ориентация на индивидуально-личностный подход к обучению, на субъект-субъектное межличностное общение педагога и обучающегося в процессе обучения. Ролевые функции руководителя образовательного учреждения, руководителей учебных подразделений и, наконец, самого педагога в управлении качеством образовательного процесса меняются в направлении признания приоритета интересов и личностных потребностей обучающихся [6, с. 23].
Управление качеством образовательного процесса при проектном обучении и учет из-
менения уровня общей работоспособности обучающихся явились следствием цели наше-исследования и включали: выбор и обоснование методов исследования, критериев оценки результатов экспериментального исследования учебного процесса; проверку достоверности результатов исследования с использованием методов математической статистики; разработку основ методики определения изменения работоспособности обучающихся при управлении качеством образовательного процесса. Отслеживание результатов проводилось в ходе констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов с помощью использования основных методов диагностики: наблюдение, анкетирование, самооценка, экспертная оценка, собеседование, изучение продуктов деятельности обучающихся, тестирование, методики диагностики непрерывности учебной мотивации, методы первичной и вторичной статистической обработки данных.
Повышение уровня профессиональной компетентности в управленческой деятельности при проектном обучении и оценке изменения работоспособности обучающихся и их готовность к узкопрофессиональной деятельности как результат склонностей, осознаваемых мотиваций и ценностных предпочтений реализуются в управленческой деятельности, составляющей в модели открытой образовательной системы непрерывного развития профессионализма операциональную сферу профессионализма.
На основе полученных количественных данных [4] осуществлен качественный анализ результатов эксперимента, а это позволило получить представление о степени сфор-мированности различных сторон знаний при управлении качеством проектного обучения и оценке изменения уровня общей работоспособности обучающихся. Установлено влияние характера нагрузки на цветовую чувствительность левого и правого глаза. Методика измерения критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ] известна давно, но эти исследования часто проводились на одном, в основном белом или красном, цвете. Метод оценки состояния обучающегося на основе измерения критической частоты слияния световых мельканий 2-х разных цветов был впервые использован в работе (патент].
В ходе исследования [4] доказаны следующие положения:
- любой вид нагрузки и все изменения, происходящие в основных компонентах организма, вызывают различные изменения в показателях чувствительности колбочкового аппарата зрительной системы при управлении качеством проектного обучения и оценке изменения уровня общей работоспособности обучающихся;
- состояние каждой компоненты организма отражается и доминирует в показателях чувствительности одной из колбочек зрительного анализатора;
- последовательно измеряются показатели цветовой чувствительности зрительного анализатора к красному цвету, затем к зеленому и синему;
- измерение проводится сначала по левому, а затем по правому глазу;
- результаты измерений заносятся в специальную таблицу и откладываются на соответствующей оси координат, где по оси X нанесен весь диапазон видимого света (от 380 до 780 нм], а по оси Y - показатели КЧСМ (в Гц].
Положительное значение разницы показателей КЧСМ указывает на доминирование правого полушария, отрицательное - на доминирование левого.
Для доказательства заявленных положений был разработан специальный прибор для измерения критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ] разных цветов (красного, зеленого и синего] по левому и правому глазу раздельно.
Функциональное состояние организма и работоспособность не являются постоянной величиной. Психофизиологическое состояние обучающегося претерпевает определенные изменения в течение дня, недели, года. Уровень и динамика работоспособности обучающегося зависят от целого ряда факторов: от мотивов, побуждающих обучающегося работать на занятиях; от условий обучения; вида и характера нагрузок; от психофизического состояния и доминирующих эмоций.
Известно, что цвета отражают текущее функциональное состояние обучающегося.
Глаза - бесценный источник информации о функциональном состоянии организма. Функциональное состояние, «записанное» в мозгу, находит свое отражение в зрительной
системе. Диагностика состояния глаз позволяет получить ценнейшую информацию о разуме, чувствах и физическом состоянии обучающегося. Изменения цветоощущения наблюдаются как в результате умственного и физического утомления, так и при нервно-эмоциональном напряжении. Иначе говоря, цветовая чувствительность глаз отражает психофизическое состояние обучающегося, определяющее работоспособность всего организма при управлении качеством проектного обучения в модели открытой образовательной системы.
Обсуждение результатов экспериментальных исследований по теме «Закономерности саморегуляции организма обучающегося» проводилось на заседаниях Ученого совета Волжского государственного инженерно-педагогического университета (2009] и Бюро отделения профессионального образования РАО (2010].
Рассмотренный способ управления качеством проектного обучения и оценки изменения уровня общей работоспособности обучающихся в экспериментальных исследованиях обсуждался на заседании кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и был рекомендован для:
- диагностирования функционального состояния основных компонентов функциональной системы организма обучающегося при управлении качеством проектного обучения;
- более точного определения состояния межполушарной цветовой асимметрии с оценкой изменения уровня общей работоспособности обучающегося в зависимости от определенной нагрузки при проектном обучении.
Результат исследования был рекомендован к использованию при разработке и создании новых способов контроля и оценки общей работоспособности и отдельных компонентов функциональной системы организма
обучающегося, а также при разработке методик и устройств по повышению возможностей обучающегося и восстановлению работоспособности за счет саморегуляции и рефлексии в процессе проектного обучения.
Результаты формирующего эксперимента показывают, что у руководителей профессиональных образовательных организаций наблюдались существенные изменения в готовности к управлению качеством образовательного процесса и коррекции управленческих функций, и это обусловило значительное повышение уровня знаний обучающихся, глубину осмысления их содержания и места в общей образованности и культуре личности.
Анализ проведенного исследования показывает, что:
- методика позволяет получить показатели, отражающие сотни различных состояний функциональной системы при управлении качеством проектного обучения и способом оценки изменения уровня общей работоспособности обучающихся;
- изменение величины показателей КЧСМ в сторону уменьшения свидетельствует об утомлении, то есть развитии тормозного процесса в соответствующих отделах коры головного мозга;
- любая нагрузка действует на все компоненты функциональной системы, но наибольшие изменения происходят в соответствующих показателях КЧСМ. Психологическая нагрузка вызывает наибольшие изменения в показателях КЧСМ синего цвета; физическая - в показателях красного цвета, эмоциональная нагрузка - в показателях КЧСМ зеленого цвета;
- при тренировке различных навыков происходит полная перестройка взаимодействия между системами организма, создается такая их форма, которая является наиболее благоприятной для получения качественного результата по управлению качеством проектного обучения и работоспособностью обучающихся в модели открытой образовательной системы.
Литература
1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / / Принципы системной организации функций. - М., 1973. - С. 22-28.
2. Бармин Н. Ю. Образование взрослых в условиях новой экономики: социально-философский анализ: моногр. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 155 с.
3. Булаева М. Н., Петров Ю. Н. Менеджер инженерно-педагогического образования в административно-управленческой деятельности: моногр. - Нижний Новгород: НГПУ, 2012. - 195 с.
4. Петров Ю. Н., Аликперов Ф. Г., Егорова Т. Е. и др. Способ оценки измерения уровня общей работоспособности человека: патент России № 2354282 / заявка №. 2007119324 от 24.05. 2007; опубл. 2009 , бюл. № 13.
5. Петров Ю. Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы: моногр. - М.: ГИЦ «Владос», 2006. - 332 с.
6. Субетто А. И. Системологические основы образовательных систем. Часть 1. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -284 с.
7. Проектирование профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы: учебно-методический комплекс /авт.-сост. О. В. Тулупова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 151 с.
8. Технология формирования инновационной среды профессиональной образовательной организации: учебно-методический комплект /авт.-сост. О. В. Тулупова, А. Б. Ходжибекова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. - 142 с.