Н. С. Петрова Н. В. Сырова Т. А. Липина
(Нижний Новгород)
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
CRITERIAL-EVALUATING INDICATORS OF PROJECT ACTIVITIES RESULTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION STUDENTS
В статье анализируются общие и специфические критериально-оценочные показатели и описание процедур оценки результатов проектной деятельности, оценки продукта проектной деятельности, продукта прикладного проекта, оценки качества процессуального аспекта, оценки презентации проекта
Ключевые слова: критерии оценки, проектный продукт, обучающиеся, проектная деятельность, уровень сформированности коммуникативной деятельности
The article analyzes the general and specific criterial- evaluating indicators and description of procedures for project activities evaluation, evaluation of project activities product, project applied product, evaluation of the quality of procedural aspect, evaluation of project presentation
Keywords: evaluation criteria, project product, students, project activities, level of communicative activity development
Исследованиями доказано, что нет другого способа стимулирования развития как инновационный проект, но его нельзя рассматривать только как процесс освоения новшеств. М. М. Поташник констатирует: «Новшество необходимо найти, придумать на уровне идеи, осмыслить, структурировать, разработать технологию его внедрения и только потом его можно осваивать» [4, с. 4353]. Инновационный процесс - это процесс поиска, придумывания новшества, его исследования, осмысления; приведения к виду, приемлемому для освоения; разработка системы мер его освоения; внедрение этого новшества при условии, что это освоение также является предметом специального исследования. Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ инновационного развития находит отражение в формах конструирования, моделирования и проектирования [7, с. 14-15].
Приказ Министерства образования Нижегородской области «Об организации регионального инновационного сетевого образова-
тельного проекта "Модель профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы"» нацелен на разработку и апробацию современных форм развития кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций Нижегородской области.
Как отмечает И. Д. Чечель [8, с. 52], на последних этапах проектирования обучающиеся и педагоги анализируют и оценивают результаты деятельности, отождествляемые с выполненным проектом. При реализации практико-ориентированных проектов существуют два результата: это образовательный эффект от включения обучающихся в учебный процесс и его логического применения, при этом к оценке предъявляется только сам проект, а вторая оценка результата - это проектный продукт. Вначале обучающихся знакомят с критериями оценивания их работы.
Цель преподавателя - разработка критериев оценивания, показать обучающимся, как каждый этап работы приближает их к результату. Грамотное определение критериев оценки и по-
казателей - это использование адекватных им Основные аспекты оценки результативно-
измерителей, в этом залог правильного оцени- сти проектной деятельности, соотнесенные с вания проектной деятельности. объектами оценивания, представлены в табл.1.
Таблица 1.
Оценка результатов проектной деятельности_
№ п/п Аспект оценки Объект оценивания
1 Объективированный, материализованный результат проектной деятельности Продукт проекта (имеет свою специфику для каждого типа практикоориентированных проектов]
2 Образовательный результат проектной деятельности Профессиональные и общие компетенции
3 Процесс (работа по выполнению проекта] Проектный дневник (портфолио проекта] - записи, осуществляемые обучающимся для описания конкретного опыта проектной деятельности, выполняемых заданий, освоенных умений, отношения к процессу и результатам собственной проектной деятельности
4 Презентация проекта Публичное выступление. Мультимедийная презентация. Дискуссия.
Общими критериями оценивания результатов проектной деятельности являются:
- значимость и актуальность предлагаемых решений проблемы проекта;
- практическая значимость работы;
- правильность использования методов обработки информации;
- глубокое проникновение в проблему, применение знаний из других областей;
- четкость и аргументированность выводов;
- новаторские предложения по решению проблемы;
- активность участников проекта с учетом
их индивидуальных возможностей;
- характер общения в ходе работы над проектом;
- умение защищать результат проекта, корректность в дискуссии;
- наличие перспектив развития результатов проекта (потенциал];
- качество оформления результатов проекта (с учетом требований стандарта]. Оценка будет точнее, если конкретнее обозначить оцениваемый продукт. По каждому аспекту оценки проектной деятельности можно представить комплекс показателей [табл. 2].
Таблица 2.
Результат^ оценки продукта проектной деятельности
№ п/п Критерии оценки Показатели
1 Новизна Продукт ранее не существовал
2 Оригинальность Необычность, своеобразие и т.д.
3 Уникальность Единственный в своем роде
4 Оптимальность Наилучшее сочетание параметров продукта проектной деятельности
5 Экологичность Отсутствие вреда для человека от использованных материалов
6 Функциональность Эстетичность Эксплуатационность Возможная сфера использования Соответствие формы и содержания Удобство, простота использования
Помимо общих критериев оценки проектного продукта могут быть введены специфические критерии для продуктов разных
типов практикоориентированных проектов. Так, для информационного проекта можно предложить критерий информативность, ко-
торый определяется следующей системой показателей: оригинальность, завершенность, структурная упорядоченность, связность, целостность.
При оценке продукта исследовательского проекта, который представляет собой, как правило, реферативную работу или аналитический отчет о проведенном исследовании, целесообразно дополнить ряд общих критериев следующими оценочными параметрами:
- правильность формулировки проблемы исследования;
- наличие и правильность формулировки гипотезы;
- множественность, актуальность и надежность фактов, наблюдений, доказательств;
- наличие новой информации;
Оценка продукта
- сопоставимость (соотношение] данных и умозаключений;
- объективная научная новизна [6].
Также для оценки продуктов информационного и исследовательского практикоориентированных проектов, формой представления которых является текст, можно воспользоваться критериальной базой оценки проектов, представленных только в виде текста: общая оценка, оценка введения, оценка основной части, оценка заключения [5, с. 26].
Для оценки продукта прикладного практи-коориентированного проекта используются следующие аспекты оценки: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный (процессуальный], аналитический, творческий, уровень самосовершенствования [табл. 3].
Таблица 3.
Аспект оценивания Критерии оценки
Эмоционально-психологический Эстетические качества продукта
Регулятивный Соответствие продукта требованиям техники безопасности и охраны труда
Социальный (процессуальный] Соблюдение технологических требований
Аналитический Понимание ситуации
Творческий Самостоятельность исполнения, оригинальность продукта, использование новых материалов и технологий
Уровень самосовершенствования Самооценка качества продукта. Видение путей совершенствования продукта
При оценке качества процессуального аспекта проектной деятельности представляются показатели для двух уровней развития проектной деятельности - базового (проектная деятельность обучающихся осуществляется строго в заданных и контролируемых
педагогом границах самостоятельности] и творческого (в проектной деятельности максимальна доля инициативности и самостоятельности самих обучающихся, роль педагога в данном случае ограничивается консультативной помощью] [табл. 4].
Таблица 4.
Оценка процессуального аспекта выполнения проекта
№ п/п Критерии оценки Уровень и соответствующие ему показатели
1. Формулировка проблемы проекта Базовый Понимание проблемы, сформулированной педагогом
Описывает проблемную ситуацию
Творческий Называет причины проблемы на основе анализа ситуации
Формулирует проблему
2. Поиск способов решения проблемы Базовый Понимает и принимает цель, сформулированную педагогом
С помощью педагога формулирует задачи, соответствующие цели проекта
Творческий Планирует задачи под цель для ее реализации
Определяет ожидаемый результат проекта
3. Анализ и обработка информации Базовый Использует рекомендованные педагогом источники информации
Проводит анализ информации способами, предложенными педагогом
Творческий Организует способы поиска информации и виды источников
Самостоятельно обрабатывает информацию и делает по ней выводы
4. Поиск способов создания и оценки проектного продукта Базовый Осознает предлагаемые педагогом способы создания продукта
Оценивает продукт в соответствии с предложенными педагогом критериями
Творческий На основе анализа самостоятельно выбирает способы создания продукта (иногда альтернативные)
Предлагает и использует систему критериев для оценки продукта, прогнозирует перспективы его использования
5. Использование ресурсов Базовый Определяет с помощью педагога возможные ресурсы
Распределяет предложенные ресурсы по задачам проекта
Творческий Самостоятельно определяет весь перечень необходимых ресурсов для выполнения проектных работ
Обосновывает достаточность ресурсов для реализации всего проекта
6. Контроль и коррекция проектной деятельности Базовый Реализует деятельность по плану педагога
Корректирует проектную деятельность после контроля, осуществленного педагогом
Творческий Самостоятельно планирует свою деятельность по содержанию и по времени
Самостоятельно осуществляет коррекцию проектной деятельности системно
7. Защита проектного результата Базовый Проводит презентацию проекта по установленной стандартной схеме
Отвечая на вопросы, повторяет нужные фрагменты своего выступления
Творческий Готовит и проводит презентацию проекта
Приводит развернутую аргументацию при ответах на вопросы
Общественное представление нового с определенными целями - это презентация, смысл которой - обеспечить прием презентуемому новшеству со стороны общественности [2, с. 33]. Обучающиеся демонстрируют
презентационные умения и навыки в ходе презентации проекта: умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении [табл. 5].
Таблица 5.
Оценка презентации проекта_
№ п/п Критерии оценки Показатели
1. Качество выступления Системность. Полнота представления подходов к решению проблемы. Ясность формулировок.
2. Ответы на вопросы Адекватность ответов заданным вопросам. Аргументированность ответов. Полнота, убедительность ответов.
3. Проявление личностных качеств докладчика Уверенность, владение собой. Компетентность в предметной области, соответствующей теме проекта. Настойчивость в отстаивании своей точки зрения. Культура речи. Способность удерживать внимание аудитории. Импровизация, находчивость. Эмоциональность. Требовательность к себе, рефлективность.
4. Качество мультимедийной презентации Единство стиля, соответствие презентации содержанию проекта. Визуальная доступность рисунков, таблиц, схем. Оптимальность цветового решения, эффектов анимации. Композиционная целостность доклада и презентации.
Проектная деятельность обучающихся является одновременно инструментом формирования коммуникативных компетенций, поскольку для выполнения большинства практикоориентированных проектов в учебном процессе требуется организация группового общения [1, с. 10]. Оценка уровня сфор-мированности готовности к коммуникативной деятельности предполагает в ходе выполнения обучающимися проектных работ диагностику умений понимать сущность и социальную значимость выполняемой проектной работы, организовать выполнение технологических операций с учетом следующих критериев:
- способность и готовность сотрудничать;
- умение передавать информацию другим на вербальном и невербальном уровне;
- обмен информацией, проявление толе-
рантности к другим мнениям;
- владение способами получения специальной информации;
- координация действия по проектной команде;
- умение организовать выполнение работы с максимальной пользой;
- использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности;
- использование источников информации как средства повышения эффективности профессиональной деятельности [3, с. 68]. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности коммуникативной деятельности являются наблюдение за выполнением проектного задания и оценка взаимодействия обучающихся в учебном процессе [табл. 6].
Таблица 6.
Оценка уровня сформированности коммуникативной деятельности обучающихся в ходе
выполнения проектных работ
Критерии Показатели
Эмоционально-психологический Готовность к выполнению задания
Регулятивный Планирование деятельности и управление ею
Социальный (процессуальный) Совместное выполнение технологических операций
Аналитический Работа с информацией: поиск, анализ, выделение главного, структурирование и т. п.
Творческий Выдвижение оригинальных идей по созданию проектного продукта, аргументация выдвинутых идей
Уровень самосовершенствования Рефлексивность как способность к выявлению оснований собственных действий, определению степени своего участия в решении проектной задачи
Фиксация результатов наблюдения за проектной деятельностью группы обучающихся может проводиться по соответствующей форме.
Критериально-оценочные показатели, рассмотренные в работе, позволяют производить оценку: результатов проектной дея-
тельности; продукта проектной деятельности; продукта прикладного проекта; качества процессуального аспекта; презентации проекта. Описание процедур оценки результатов образовательной деятельности можно рекомендовать в учебный процесс профессиональных образовательных организаций.
Литература
1. Бармин Н. Ю. Образование взрослых в условиях новой экономики: социально-философский анализ: моногр. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 155 с.
2. Петрова Н. С. Педагогические аспекты саморегуляции на основе рефлексии в профессиональном обучении студентов вуза: моногр. - Нижний Новгород: Изд-во Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ), 2010. - 157 с.
3. Петров Ю. Н., Сырова Н. В., Серова О. В. Построение перспективы интерьера: учебное пособие с грифом УМО. - Нижний Новгород: Вестник Мининского университета, 2014. - 84 с.
4. Поташник М. М. Программа развития: что волнует директоров школ // Народное образование. - 2005. - № 9. - С. 43-53.
5. Проектирование профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы: учебно-методический комплекс / авт.-сост. О. В. Тулупова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 151 с.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20120210_04 (дата обращения: 18.10.2016 г.).
7. Технология формирования инновационной среды профессиональной образовательной организации: учебно-методический комплекс / авт.-сост. О. В. Тулупова, А. Б. Ходжибекова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. - 142 с.
8. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 2008. - 144 с.