Лапшова А.В., Петрова Н.С., Сырова Н.В. Инновационная проектная деятельность в учебном процессе...
А. В. Лапшова Н. С. Петрова Н. В. Сырова
(Нижний Новгород)
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
INNOVATIVE MARKETING OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS AN OPEN EDUCATIONAL SYSTEM
В статье подчеркивается необходимость активного вовлечения обучающихся в проектную деятельность, рассматриваются этапы организации проектной деятельности обучающихся и роль инноваций в работе над проектом. Большое внимание уделено организации прикладных проектов в процессе прохождения обучающимися учебной и производственной практик Ключевые слова: инновационная профессиональная деятельность, обучающиеся, проектная деятельность, профессиональные образовательные организации
The article explores the process of formation and implementation of the positive image of the educational organization in modern innovative competitive environment. The issues of organization of advertising activities and development of an advertising campaign in the frame of informativeness of innovative educational services are substantiated
Keywords: innovation, marketing, professional educational organization, image, prestige, reputation, brand, branding, rebranding, educational service, advertising, advertising events
Профессиональная компетенция будущего специалиста определяет его общественную значимость, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а это возможно лишь при активном вовлечении обучающихся в проектную деятельность [2].
Элементы проектной работы должны вводиться в учебный процесс профессиональных образовательных организаций со временем, усложняясь от курса к курсу посредством различных видов самостоятельной работы. На начальном этапе развития проектной деятельности у обучающихся развиваются способности извлекать знания из полученной информации и умение работать с информацией. Эта задача решается через организацию информационных проектов в теоретическом курсе специальных дисциплин [1].
На первых курсах происходит ознакомление обучающихся с методами учебного исследования через доклады и написание рефератов. Доклад - это элементарный вид исследовательского проекта, который предполагает
публичное выступление на определенную тему, что, в свою очередь, содействует развитию первых навыков экспериментальной деятельности. Более сложным считается реферативное исследование, которое представляет собой краткое изложение идей или тем с анализом использованной литературы. В последующем обучающимся можно предложить наиболее сложный вид исследовательского проекта, который предполагает непосредственное исследование какого-либо производственного объекта, технологического процесса, явления и т. п. [7, с. 41].
В процессе прохождения учебной и производственной практики целесообразно организовать прикладные проекты. Задача данного этапа развития проектной деятельности обучающихся - создание условий для их самоопределения в профессиональном пространстве, которое осуществляется в процессе отбора возможных и имеющихся проектных идей, последующей идентификации по направлениям и идеям обучающимися и преподавателями-руководителями проектов,
культурного оформления данных идей в соответствии с нормами проектной деятельности и, наконец, непосредственного воплощения проектной идеи в реальном продукте, экспертизы на основании общественной презентации и защиты разработанных проектов.
Работа над проектом заключается в тесном взаимодействии обучающихся и преподавателей. Для обучающегося проект - это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал и творческое мышление. Основными особенностями творческого мышления обучающихся являются способности выбирать разные варианты решения при одних и тех же условиях и находить консистентные решения противоречивым ситуациям [5, с. 151].
Комбинация данных способностей с соответствующими индивидуальными особенностями составляет сущность такого инте-гративного качества, как творчество, являющегося необходимым компонентом иннова-ционности. Инновационный процесс - это поиск, придумывание изобретения, рождение новшества, его изучение, осмысление; приведение к виду (форме]. Формирование условий (кадровых, мотивационных, финансово-материальных, временных и др.] является предметом особого изучения (осуществление мониторинга, определение промежуточных результатов, коррекция процесса и т.д.]. Для преподавателя учебный проект дает возможность вырабатывать и совершенствовать у обучающихся умения и навыки проектной деятельности [8, с. 53]. Обращение к проектированию (теоретического способа создания новации] связано с высокой эффективностью данного метода. Оно помогает достичь конкретного результата, а проектную деятельность можно использовать для поэтапной модернизации образовательной системы, при этом экономно расходуя ресурсы, концентрируя и распределяя их в соответствии с реализуемыми проектами. Эффективное использование проектного подхода при построении системы управления образовательными организациями требует регламентации новой деятельности, что предполагает разработку нормативно-правового, научно-методического, информационного и критериального обеспечения, а также организацию специальной подготовки руководителей и специалистов системы образования [3, с. 31].
Специфика действий преподавателя при организации проектной деятельности обучающихся заключается в том, чтобы создать условия для максимального проявления их инициативы в работе, чтобы обучающийся осознавал, что проект - это создание и изобретение, а также и осуществление его собственных идей. Роль преподавателя в данном процессе носит характер консультационного сопровождения, а методический контекст предполагает описание деятельности преподавателя и обучающегося.
Первый этап - подготовительный -предполагает знакомство обучающихся с сутью проектной деятельности, ее этапами, характером продукта, критериями оценки.
Второй этап работы над проектом - про-блематизация. Постановка проблемы является индуктором проектной деятельности. На данном этапе преподаватель помогает обучающимся выявить в предлагаемом проектном задании проблему, каждому интересную для него, связанную с его предстоящей трудовой деятельностью. Для успешной организации этого этапа преподавателю рекомендуется подготовить проектное задание, рассмотреть возможные способы и средства для поддержания мотивации обучающихся (задачи практического характера, наглядные материалы и т. д.], продумать вопросы, которые помогли бы обучающимся осмыслить проблематику проекта.
Третий этап организации проектной работы - целеполагание. Он подразумевает конкретную постановку цели проектной работы и соответственно определение проектного продукта, то есть принятие решения, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. На этом этапе рационально в режиме «мозгового штурма» показать как можно больше способов достижения цели проекта и подобрать самый оптимальный.
Точное понимание исходной проблемы проекта и ясность цели проектной работы позволяют перейти к четвертому этапу - планированию, на котором определяются задачи и способы выполнения проекта, оговариваются сроки работы и оцениваются существующие средства. Смысл действий преподавателя на данном этапе не в том, чтобы предоставить обучающимся план предстоящей проектной деятельности, а в том, чтобы показать им алгоритм планирования и затем про-
Лапшова А.В., Петрова Н.С., Сырова Н.В. Инновационная проектная деятельность в учебном процессе..
контролировать правильность самостоятельно составленных ими планов проектной работы. На этом этапе возможно использовать перечень во-
Осуществление проекта - это пятый этап. Он начинается с аналитического шага, который подразумевает самостоятельное осуществление исследования, получение и анализ информации и интерпретацию полученных данных. Тут рекомендована следующая очередность действий: установить, где и какие сведения следует отыскать; подобрать информацию, применяя разные способы в зависимости от области проектирования: наблюдение, анкетирование, работу с литературой и т. п.; интерпретировать полученные данные в соответствии с их значимостью в решении проблемы проекта.
На аналитическом этапе преподаватель предстает в виде активного наблюдателя: следит за процессом аналитических работ, их соответствием цели и задачам проекта; оказывает участникам проектной деятельности нужную поддержку, не допуская их пассивности; обобщает промежуточные итоги исследования для подведения итогов на конечном этапе. Важность аналитического этапа для формирования проектных способностей обучающихся в том, что они приобретают и формируют навыки поиска информации, ее сопоставления, систематизации; определения взаимосвязей и выполнения аналогий; анализа и синтеза; интерпретации фактов, формулировки заключений, развития личных суждений; координации разных точек зрения посредством экспериментирования; общения с другими людьми (встречи, интервью, опросы].
Следующим шагом проектной работы будет непосредственно осуществление работ по
просов и возможных ответов, которые помогут не только организованно выполнить проект, но и правильно его изложить [табл.].
Таблица.
получению проектного продукта. На данном этапе преподавателю следует проводить консультации, обнаруживать способы решения появившихся проблем, следить за тем, чтобы обучающиеся не потеряли мотивацию к проектной работе. Кроме того, немаловажно определять контрольные точки - точки проверки работы над проектом. Возможно в том числе и осуществлять оценивание каждого этапа работы. Это стимулирует обучающихся к своевременному выполнению проекта.
Шестой этап - публичная защита, презентация результата работы. Это непременное условие проекта. В процессе презентации автор проекта не только говорит о ходе работы над проектом, но и показывает ее результаты и предполагает рефлексивную оценку обучающимися всей проделанной работы, а также приобретенного опыта.
При подготовке обучающихся к презентации результатов проектной работы преподаватель может рекомендовать, какие сведения и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию, а также в какой форме показать результаты своей работы.
Регламент презентации, как правило, предоставляет на выступление не более 7-10 минут. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая была проделана, представить проектный продукт. Любая форма презентации также является учебным процессом, в котором обучающиеся получают навыки представления результатов своей работы. На данном этапе преподавателю весьма
Перечень вопросов и ответов по планированию проектных работ
Вопрос обучающемуся Ответ
Почему выбрана данная тема проекта? Дается описание проблемы проекта
Что надо сделать (создать, исследовать, изучить] для того, чтобы найти решение по данной проблеме? Обозначается цель проекта Описывается проектный продукт
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? Определяются задачи разработки проекта
Как будут решаться задачи проекта? Определяются способы проектной работы по каждой задаче проекта
Когда будут выполняться задачи проекта? Определяются сроки работы по каждой задаче проекта
Как определить успешность продвижения в проекте? Дается описание промежуточных результатов проекта по каждой задаче и показателей качества выполнения проектных работ
важно научить обучающихся выбирать самое главное, лаконично излагать собственные идеи, конструктивно относиться к критике своих суждений, допускать возможность существования различных точек зрения на решения поставленной проблемы [7, с. 41].
Седьмой этап - рефлексия. Следует оформить письменный отчет о ходе своей деятельности, в котором прописываются все этапы (начиная с обозначения проблемы проекта], все принимавшиеся решения с их обоснованием, все трудности и способы их преодоления; подводятся итоги; делаются выводы и
выясняются перспективы реализации проекта. Такого рода отчет сможет помочь в будущем преподавателю скорректировать организацию проектной деятельности обучающихся [4, с. 23].
Таким образом, рассмотренный вариант инновации проектной деятельности в учебном процессе профессиональной образовательной организации дает возможность преподавателю профессиональной подготовки значительно поднять качество профессионального обучения, используя обучающихся как субъектов проектной деятельности.
Литература
1. Анисимов П. Ф, Ярошенко Н. Г., Барер Т. Д. Инновации в среднем профессиональном образовании. - М.: Новый учебник, 2004.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http//www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 18.10.2016 г.).
3. Лапшова А. В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Минского университета. - 2014. - № 4(8). - С. 31.
4. Петрова Н. С. Педагогические аспекты саморегуляции на основе рефлексии в профессиональном обучении студентов вуза: моногр. - Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2010. - 157 с.
5. Петров Ю. Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы: моногр. - М.: ГИЦ «Владос», 2006. - 332 с.
6. Петров Ю. Н., Сырова Н. В., Серова О. В. Построение перспективы интерьера: учебное пособие с грифом УМО. - Нижний Новгород: Вестник Мининского университета, 2014. - 84 с.
7. Проектирование профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы: учебно-методический комплекс / авт.-сост. О. В. Тулупова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 151 с.
8. Технология формирования инновационной среды профессиональной образовательной организации: учебно-методический комплекс / авт.-сост. О. В. Тулупо-ва, А. Б. Ходжибекова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. - 142 с.