ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ОНИКОВА Е.А., СТЕПАНОВА М.Е.
В статье представлен анализ особенностей организации учебнометодической работы в рамках реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов третьего поколения. Авторами разработана модель методической службы, адаптированная к дисциплинарно-модульному построению образовательного процесса.
Социально-экономическое развитие московского мегаполиса сегодня и на ближайшую перспективу может быть охарактеризовано следующими признаками:
— многообразие и многоукладность форм и видов социально-экономической деятельности;
— интенсивное расширение сферы услуг, связанное с развитием Москвы как крупнейшего делового, административного и финансового центра;
— внедрение высоких технологий на предприятиях обрабатывающей промышленности;
— возрастающая степень инновационности в традиционных отраслях городской экономики -жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе;
— повсеместное использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды;
— интенсификация миграционных потоков;
— недостаточность собственных (коренных) демографических ресурсов для воспроизводства кадрового потенциала социально экономической сферы города.
Таким образом, XXI век предъявляет новые требования к формированию специалиста, обладающего профессионализмом, мобильностью, способностью творчески мыслить, готовностью и умением самостоятельно совершенствовать свои профессиональные компетенции. В данных условиях организация учебного процесса, максимально приближенная к условиям реального производства, направленного на расширение профессиональных компетенций приобретает особую ценность. Кроме того, развитие наукоемких технологий требует от современного специалиста использования спектра широкого профессиональных знаний и возможностей. Все вышеперечисленное сформулировано в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте среднего профессионального образования.
Конкурентоспособность современного специалиста определяются, в первую очередь, уровнем у обучающихся знаний, умений и навыков по различным дисциплинам, сформированностью общих и профессиональных компетенций. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
В рамках Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области ПОО в Европе, так называемый Копенгагенский процесс заостряет свое внимание на наибольшем сотрудничестве образовательных учреждений и производства.
В этом случае методическое обеспечение образовательного процесса, направленное на развитие практико-ориентированного подхода в обучении, требует организации и
In article the analysis of features of the organization of educational and methodical work within the limits of realization of Federal state educational standards of the third generation is presented. Authors develop the model of methodical service adapted for modular construction of educational process.
Профессиональное образование. Столица | № 03 2011
1
функционирования иной, инновационной модели методической службы в учреждении профессионального образования. Использование механизмов традиционного методического обеспечения образовательного процесса может негативно отразиться не только на качестве обучения, но и вызвать профессиональные затруднения у педагогов и мастеров производственного обучения, внедряющих разноуровневые образовательные программы.
Методическая служба играет доминирующую роль в процессе интенсификации педагогического труда, что влияет, несомненно, на результаты деятельности колледжа и качество образования. Традиционно она, занимается повышением квалификации педагогов, и призвана организовывать чёткую последовательную систему совершенствования педагогической компетентности преподавателей.
В структуре организации процесса управления учреждением профессионального образования методическое звено занимает одно из важных мест, ибо именно гибкая методическая система даёт возможность членам педагогического коллектива право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, даёт возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации инновационных моделей организации работы в колледже.
Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике, способно не в полной мере обеспечить качественную реализацию ФГОС, так как в большинстве случаев оно предполагает наличие нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля и т.п., но не имеет гибкой системы, решающей задачи внедрения модульно-компетентностного подхода в обучении, осуществления режима развития, реализации инновационной деятельности. На этапе перехода к реализации ФГОС в колледже возникла, с одной стороны, необходимость в ознакомлении педагогов с методиками внедрения междисциплинарных курсов, основанных на практико-ориентированном подходе, а с другой - потребность использования рационально сочетаемых принципов комплексности, оптимальности, информативности, социализации, педагогической самооценки, индивидуализации педагогического процесса в процессе обучения.
Кроме того, у учреждений среднего профессионального образования появляется возможность введения прикладного бакалавриата. Основная причина данной необходимости заключается в том, что рынок труда не готов принимать значительную часть выпускников учреждений среднего профессионального образования с теми компетенциями, которыми они обладают на сегодняшний день. Квалифицированные специалисты должны не просто уметь выполнять набор операций, но и на хорошем уровне владеть теорией, адекватно воспринимать изменения, понимать, как меняются технологии.
Прикладной бакалавриат представляет собой практико-ориентированное обучение в сочетании с изучением теории, характерное в большей степени для программ среднего образования. Представители работодателей - профессиональные объединения в различных отраслях - поддерживают идею открытия таких программ и будут участвовать, в частности, в составлении перечня специальностей прикладного бакалавриата.
Выпускник прикладного бакалавриата в состоянии с первого дня начать свою профессиональную деятельность, потому что процесс обучения изначально имеет практикоориентированную составляющую, в отличие от выпускника традиционного бакалавриата, получившего общее высшее образование. В этом случае, зачастую, работодатель вынужден его доучивать или даже переучивать под конкретное рабочее место. Переход учреждений среднего профессионального образования на ФГОС и внедрение в этой системе прикладного бакалавриата ставит необходимым введения кафедральной системы в инновационную модель методической службы.
Кафедра в структуре колледжа должна стать его структурным подразделением, осуществляющим учебную, методическую, научно-исследовательскую, учебно-производственную и воспитательную работу. В состав кафедры должны войти: заведующий, заместитель заведующего, преподаватели, мастера производственного обучения, лаборанты.
Предлагается инновационная модель структуры методической службы колледжа, адаптированная к дисциплинарно-модульному построению образовательного процесса согласно ФГОС. Разработанная модель методической службы колледжа построена на принципах: комплексности, оптимальности, информативности, социализации, педагогической самооценки, индивидуализации педагогического процесса. Она включает: целеполагание, содержательный блок, обеспечивающий формирование методологической культуры педагогов, совершенствование методических и дидактических умений, развитие исследовательской культуры и умений проектирования; технологический блок, включающий совокупность инструментальных и методологических средств, выстроенных в определённой последовательности, и обеспечивающих повышение кадрового потенциала образовательного учреждения среднего профессионального образования в соответствии с исследовательским, мастерским, репродуктивным, формально - исполнительским уровнями методической подготовки педагогов.
Модернизация методической службы в настоящее время является одной из приоритетных задач. Повышение профессионального мастерства педагогических кадров осуществляется через более совершенные формы методической работы, что является весьма значимой и актуальной проблемой.
Библиографический список:
1. Белотелова Л.Н., Новицкая В.А. Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 7. С. 41-46.
2. Распопова С. Конкурс профессионального мастерства методических служб // Народное образование. 2009. № 4. С. 65-69.
Ключевые слова: учебно-методическая работа, модель методической службы.
Keywords: educational methodical work, model of methodical service.