УДК 37.014.5
Е. В. Овчинникова
Значение системы управления знаниями для непрерывного образования педагога
В статье рассматриваются актуальные вопросы управления знаниями в системе профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений. В числе таких мер создание системы управления знаниями для непрерывного профессионального развития педагога. Построение модели целостной системы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации выдвигается в качестве важнейшей задачи организационного развития образовательной организации.
The article considers topical issues of knowledge management in the system of professional retraining of heads of educational institutions. Among these measures are establishment of a knowledge management system for continuous professional development of teachers. The construction of the model of integral system of additional professional education, advanced training is becoming a critical task of organizational development of educational organizations.
Ключевые слова: система управления знаниями, профессиональное развитие, непрерывное образование, самообучающаяся организация.
Key words: knowledge management system, professional development, lifelong learning, learning organization.
Анализ современных педагогических исследований и практика системы профессиональной переподготовки свидетельствуют о возрастающем интересе к процессу управления знаниями - одной из наиболее острых общенациональных проблем.
Знания всегда играли большую роль в жизни человечества. Сегодня интеллектуальные ресурсы, информация и знания являются решающим фактором в конкурентной борьбе. На данный момент времени можно говорить о возникновении новой функции менеджмента - управление знаниями и это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений как науки, так и практики. В ХХ! в. базовой компетенцией любого современного руководителя образовательной организации становятся готовность и способность управления знаниями.
Управление знаниями - систематический процесс поиска, использования и передачи информации, знаний. Это процесс в ходе которого организация воспроизводит знания, накапливает и использует в интересах получения конкурентных преимуществ [1].
© Овчинникова Е. В., 2017
Понятие «управление знаниями» в образовании включает две составляющие: процесс, который непосредственно связан с общей теорией управления и объект - знание в образовании, отрасли социальной сферы.
В любой организации для качественной работы нужны три элемента: технологии, сотрудники, производственные процессы. Управление знаниями реализуется в двух направлениях:
- повышение эффективности работы персонала за счет более полного и качественного использования их знаний;
- приумножение знаний через обучение педагогов.
Данные направления реализуются прежде всего через высшие учебные заведения. Принято считать, что образовательные учреждения сами по себе являются «фабриками» по производству и распространению знаний. Однако необходимо помнить, что важна не столько формальная ретрансляция накопленной обществом информации, сколько способность при наличии оной к собственному самообразованию и к переходу на систему «самообучающихся» организаций. В связи с этим крайне важны подходы к выбору стратегии управления знаниями, применяемые различными организациями.
Самая трудная задача организационного обучения - это формирование культуры в образовательном учреждении, благодаря которой каждый сотрудник был бы способен проявлять инициативу, делиться с другими информацией или опытом, принесшими успех лично ему, нести ответственность за поставленные задачи, даже если видимый результат работы ему не принадлежит. Даже наличие некоторого количества авторитетных сотрудников, обладающих необходимым объемом современных знаний, не гарантирует образовательному учреждению успех. Очень важно, как эти лидеры образовательного учреждения умеют продвигать среди своих коллег эти знания, насколько они зрелы с точки зрения умения формирования самообучающейся организации, внедрения инновационных образовательных технологий, ведущих к экономическому успеху организации в целом.
Создание специальных организационных структур управления знаниями в образовательном учреждении, предусматривающих (в зависимости от масштабов конкретного учреждения) то или иное количество сотрудников, является современным требованием развития любой организации.
В небольших образовательных учреждениях, например «в средней общеобразовательной школе, это может быть заместитель директора по знаниям (науке). В средних общеобразовательных школах, которые работают в инновационном режиме экспериментальных площадок, это могут быть более сложные организационные
структуры управления» [5]. В учебных заведениях высшего образования это могут быть специальные подразделения, которые контролируют вопросы распространения системы управления знаниями. Задача таких организационных структур - внедрение в организациях целостной системы управления знаниями, которая предусматривала бы переход к самообучающейся организации.
Таким образом, процесс управления знаниями в образовательном учреждении должен иметь непрерывный характер. Анализ ситуации, сложившейся в организации:
- учет и классификация знаний;
- планирование приобретения и развития;
- организация использования и хранения знаний;
- развитие системы знаний в организации;
- усвоение новых знаний как собственных;
- регулирование уровня и качества знаний;
- контроль над качеством знаний.
«Обучения персонала в организации должно представлять единый, непрерывный и качественный процесс. Поскольку целью системы обучения, а также повышения квалификации профессиональных знаний и способностей персонала является достижение в процессе обучения реальных результатов, необходимы разработка и практическое внедрение комплексной системы постоянного промежуточного и конечного контроля» [8].
«На данном этапе имеет место противоречие между изменившимися требованиями к развитию образования и недостаточной готовностью учителей и руководителей школ в своей массе к решению этой проблемы. Все это приводит к необходимости повышения и профессионализма учителя, и управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений. Поэтому важнейшее значение приобретает вся система дополнительного профессионального образования и, прежде всего, профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений.
Особенно актуальным для существенного укрепления состава персонала является более активное использование возможностей специальных образовательных учреждений, обучение кадров с учетом приоритетных в сегодняшних условиях управления специальностей и динамично возрастающих требований к их профессионализму и квалификации.
Кроме того, необходимо, чтобы организация имела в любой момент и на каждом участке необходимое количество квалифицированных и мотивированных руководящих работников, потенциал которых соответствовал бы современным требованиям управления процессами, характерными для данной организации» [3].
Работники образовательных учреждений в нашей стране используют инструменты управления знаниями уже в течение нескольких лет. Более того, как показывают наблюдения, значитель-значительная часть профессорско-преподавательского состава и руководителей образовательных учреждений периодически используют определённые элементы управления знаниями, обмена знаниями в профессиональной деятельности. Но, к сожалению, данный процесс не носит характера системности. Пытаться управлять знаниями как системой в образовательных учреждениях России стали только в последние годы, когда знание стало важнейшим экономическим фактором развития.
Система управления знаниями в образовании представляет собой многокомпонентную модель, включающую управление образованием как отраслью социальной сферы, управление им на различных уровнях - федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне конечного звена образовательной системы - образовательного учреждения [3].
Принципиальное отличие управления знаниями в образовательном учреждении связано с его функциональным назначением, в соответствии с которым в структуре управления знаниями на уровне образовательного учреждениям различают две взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы: управление знаниями в педагогическом коллективе и управление знаниями обучаемых. В первой подсистеме административно-управленческий персонал и педагогический коллектив в своей деятельности ориентируется на знания, полученные из органов управления образованием федерального, регионального и муниципального уровня.
В то же время как непосредственные исполнители реализации цели образования - передачи знаний от поколения к поколению и воспитания личности, образовательные учреждения должны в своей деятельности использовать новые достижения педагогической науки. Таким образом, знания в образовательном учреждении представляют собой, с одной стороны, нормативно-правовую информацию, которой должны пользоваться руководители в своей практической работе, с другой - гипотезы, новые образовательные технологии, которые способствуют повышению квалификации педагогов.
Основными задачами применения управления знаниями в образовании остаются: улучшение качества образовательных услуг, повышение конкурентоспособности и эффективности образовательных учреждений, создание системы управления знаниями (мотивация к обмену знаниями и опытом, создание структуры организации, облегчающий обмен знаниями).
Различные образовательные учреждения, в зависимости от своих размеров и масштабов задач по основной деятельности и в рамках своих научных инновационных направлений, используют те или иные организационные структуры управления своими организациями. Это помогает им наиболее полно раскрыть свои организационные возможности и реализовать свои основные стратегические и инновационные задачи.
Образовательное учреждение, внедряя систему управления знаниями, нередко наталкивается на ряд трудностей: необходимость интеграции и широкого распространения знаний; ограниченный срок службы знаний; необходимость стандартизации знаний и сохранение их специфичности как продукта; проблемы хранения и использования знаний; необходимость постоянного контроля за качеством знаний; наличие временного лага для получения рентабельности от инвестиций в знания.
В рамках образовательного процесса польза от внедрения управления знаниями может обеспечить: повышение качества учебных программ; возможность внедрения междисциплинарного подхода к разработке и реализации учебных программ; улучшение условий труда преподавателей; улучшение административных услуг, связанных с преподаванием и обучением с применением современных технологий; сокращение затрат времени на исследования.
Многие отечественные ученые обращают внимание на международный опыт управления знаниями в сфере образования. Наиболее заметные и интересные исследования в данной области были проведены К. Ширер, Ф. Баутхильер, Дж. Кидуэлл, Дж. Парсел, Кр. Коллинсон. И зарубежные, и отечественные ученые считают, что двойственная природа образования, которое является не только общественным благом, но и имеет в условиях рыночной экономики все признаки частного, обусловливает превращение образовательных услуг в предмет конкуренции, в условиях которой все более востребованным становится тип руководителей, отличающегося от руководителя-педагога. Новые методы и формы управления образовательным учреждением требует комплексного подхода к управлению знаниями, включая методологический, организационный, проектный характер управления. Для реализации такого подхода в образовательных учреждениях можно предложить следующий проект - создать портал знаний.
Цель его создания - обеспечить эффективный доступ сотрудников учреждения ко всей информации и знаниям, функционирующим в организации, т. е.:
- определить требования к порталу;
- сформировать междисциплинарную рабочую группу;
- установить типы знаний, необходимых пользователям для работы;
- разработать методики получения знаний;
- изучить процессы перемещения и обмена знаниями между пользователями портала внутри образовательной организации;
- выстроить эффективную процедуру документирования процессов;
- разработать стратегии управления знаниями;
- создать модель пользовательского портала;
- разработать методику корпоративного обучения в информационной среде портала;
- обучение сотрудников организации работе с порталом [4].
Таким образом, основными проблемами внедрения системы
управления знаниями в системе профессиональной переподготовки, на наш взгляд, являются:
- отсутствие понимания системы управления знаниями среди преподавателей;
- непонимание процесса управления знаниями у руководителей образовательных учреждений;
- нехватка у работников времени на внедрение управления знаниями;
- отсутствие навыков в управлении знаниями у персонала;
- недостаток навыков в технологии управления знаниями;
- недостаточное финансирование программ управления знаниями.
В образовании система управления знаниями используется как
составной компонент менеджмента. Таким образом, процесс управления знаниями необходимо рассматривать как составную часть общей стратегии развития образовательного учреждения.
Любая современная образовательная организация, ориентированная на эффективное управление человеческими ресурсами, стремиться применять в кадровой практике технологии по формированию резерва кадров. И прежде всего, это направление связывают с подготовкой будущих руководителей. В этой связи на первое место выступает профессиональная переподготовка руководителей образовательных учреждений. Наряду с подготовкой будущих руководителей всех уровней, следует уделять одинаковое внимание и вопросу заблаговременной подготовки специалистов, которые будут востребованы и придут на работу в образовательное учреждение.
В своих исследованиях И.А. Сиялова указывает, что «реализация программы управления знаниями педагогов в системе повышения квалификации включает следующие этапы, результаты каждого из которых позволяют сделать более эффективной деятельность администрации школы по управлению образовательной организацией:
- диагностический - выявление потребностей в обучении персонала, анализ накопленного положительного и негативного опыта работы педагогического коллектива;
- теоретический - изучение педагогическим коллективом новых образовательных технологий, новых подходов к обучению и воспитанию;
- практический - практическое использование новых научных подходов, актуального педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через проведение открытых уроков, семинаров-практикумов, мастер-классов;
- контрольно-оценочный - подведение итогов работы учителей» [6].
В процессе управления знаниями необходимо постоянно помнить о контроле над качеством знаний. Это важнейший этап процесса управления знаниями в целом. Качество знаний обеспечивает необходимый уровень и образовательный статус любого образовательного учреждения. При обнаружении недостатков в качестве имеющихся и приобретаемых знаний менеджмент организации должен вносить необходимые коррективы и регулирование. Важно, чтобы приобретаемые знания становились и осознавались как собственные, что позволяло бы организации в дальнейшем развивать и приумножать систему знаний в целом.
Основные направления модернизации системы дополнительного профессионального образования связаны с системой управления знаниями. А так как эффективность работы по управлению знаниями напрямую зависит от повышения качества профессиональной переподготовки, ее доступности и эффективности, преподаватели кафедры дополнительного профессионального образования ЛГУ им. А.С. Пушкина несколько лет назад стали разрабатывать методики и инструментарии мониторинга успешности обучения слушателей курсов дополнительного профессионального образования. Так как качество обучения слушателей невозможно определить по результатам оценки какого-либо одного, хотя бы и важного, курса профессиональной переподготовки, преподавателями кафедры были разработаны тестовые задания по различным курсам. Были созданы группы слушателей (контрольная и экспериментальная). В первой группе был проведен только итоговый контроль качества обучения слушателей, а во второй - мониторинг качества обучения с использованием разработанного информационно-технологического обеспечения, предусматривающий входной, рубежный и промежуточный контроль. Исследование проводилось методом сравнительно-сопоставительного анализа. Результатом данного эксперимента стало повышение качества знаний, умений и способов деятельности по различным курсам профессиональной переподготовки.
На данном этапе сотрудниками кафедры разрабатывается автоматизированная система сбора, обработки, статистического анализа, накопления и хранения данных для использования при проведении контроля качества профессиональной переподготовки
руководителей образовательных учреждений. Такая автоматизированная система создает возможности для независимого проведения всего спектра контрольных мероприятий в элементах системы профессиональной переподготовки и включает в себя также разработку таких мероприятий, их проведение и последующую оперативную обработку полученных результатов.
Повышение качества обучения в системе профессиональной переподготовки нуждается в разработке технологии управления знаниями. «Механизмом такого управления может стать образовательный мониторинг.
Основными задачами образовательного мониторинга являются:
- своевременное выявление несоответствия качества знаний слушателей государственным и программным требованиям, а также требованиям самих слушателей;
- организация параллельных целевых диагностических исследований для получения точных данных для принятия обоснованного управленческого решения и на этой основе внесения корректив в образовательный процесс» [7].
В целом развитие концепции управления знаниями в системе повышения квалификации как одной из современных технологий менеджмента потребует от управленцев осознания того, что знания превратились в ключевой экономический ресурс и источник конкурентного преимущества любой организации, в том числе и образовательных учреждений.
Список литературы
1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
2. Маслов А.В. Управление знаниями в организации // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исслед. - №6. - 2015. - С. 489-491.
3. Нечаев Н.Н., Рябков О.А. Управление знаниями в образовательных учреждениях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. №562/2009. [Электронный ресурс]. - URL: cyberleninka.ru.
4. Овчинникова Е.В. Значение системы управления знаниями в образовании // ХХ Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 20-21 апр. 2016. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - Т.II. - С. 174-177.
5. Селютина Т.А. Основные положения стратегии управления знаниями в образовательном учреждении // [Электронный ресурс]. - URL: cyberleninka.ru.
6. Сиялова И.А. Корпоративная система повышения квалификации как управление знаниями в непрерывном образовании педагога // ХХ Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 20-21 апр. 2016. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016 - Т.II. - С. 184-187.
7. Сергеева М.А. Информационно-технологическое обеспечение мониторинга качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений: автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2003. [Электронный ресурс]. - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-informatsionno-tehnologicheskoe-obespechenie-monitoringa-kachestva-professionalnoy-perepodgotovki-rukovoditeley-obrazovat#ixzz4AieUip2W
8. Управление персоналом организации: учеб. / под ред. А.Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 638 с.
УДК 37.013 : 808.5
Н. М. Полетаева, Е. А. Родина Ораторское искусство педагога
В статье раскрывается сущность, структура и значимость ораторского искусства для становления профессиональной зрелости педагога. Показана взаимосвязь ораторского искусства с профессиональными компетенциями педагога, раскрыты условия формирования ораторского искусства в непрерывном педагогическом образовании.
The article reveals the essence, structure and significance for the development of vocational education of oratory teacher. The interrelation of oratory with the professional competence of the teacher, revealed conditions of formation of oratory in continuous pedagogical education.
Ключевые слова: ораторское искусство педагога, педагогическое общение, педагогическая деятельность, профессиональная зрелость педагога, условия формирования ораторского искусства педагога.
Key words: oratorical art of the teacher, pedagogical communication, pedagogical activity, professional maturity of the teacher, conditions for the formation of the oratorical art of the teacher.
Педагогический процесс в любой образовательной организации осуществляется во взаимодействии педагога и обучаемого, чаще всего, непосредственном, реже - дистанционном, с помощью Интернета. В любом случае главным средством взаимодействия является речь педагога: устная или письменная. Дистанционное взаимодействие педагога и обучаемого пока не является основным способом общения, непосредственная речь: беседа, лекция, опрос и т. д. остаются главным механизмом педагогического взаимодействия, эффективность которого зависит, в том числе и от ораторского мастерства. Ораторское искусство педагога является одним из признаков профессиональной зрелости; от него зависит интерес, понимание информации, внимание, желание выполнять задания и приходить на занятия [4]. К профессиональным компетентностям педагога новый федеральный государственный образовательный стандарт относит «владение искусством публичного выступления в соответствии с принципами риторики». Таким образом, ораторское искусство педагога должно быть одним из результатов его профессиональной подготовки и условием эффективного педагогического взаимодействия, которое является базовым компонентом педагогической деятельности, определяющим качество результата и процесса в системе образования.
© Полетаева Н. М., Родина Е. А., 2017
150