4. Ломов, Б. Ф. Личность в системе общественных отношений / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 3—17.
5. Проектирование эколого ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс : монография / под ред. Н. Н. Демидовой, Н. Ф. Винокуровой. — Н. Новгород : Кириллица ; Благовест, 2019. — 220 с.
6. Прохорова, М. П. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике / М. П. Прохорова, О. И. Ваганова // Вестник Мининского университета. — 2019. — Т. 7. —
№ 4.— URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-2.
7. Рагулина, М. В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд : монография / М. В. Рагулина. — Ульяновск : Зебра, 2015. — 147 с.
8. Родоман, Б. Б. Этические уровни отношения человека к ландшафту в сфере досуга / Б. Б. Родоман // География и туризм. — 2018. — Вып. 1. — С. 47—53.
9. Сырова, Н. В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека / Н. В. Сырова // Вестник Мининского университета. — 2019. — Т. 7. — № 1. — URL: https:// doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-5.
10. Уилбер, К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер ; пер. с англ. под ред. А. Киселева. — М. : ACT, 2004. — 412 с.
11. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices / N. F. Vinokurova, A. A. Loshchilova, I. A. Shevchenko, О. E. Efimova // Modern journal of language teaching methods. — 2017. — Vol. 7. — № 9. — P. 409—422.
В статье обоснована необходимость методического сопровождения совершенствования педагогической компетентности педагогов в вопросах организации экологического образования детей дошкольного возраста. В структуру данной компетентности включается не только овладение комплексом специаль-
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Т. Г. ХАНОВА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина
ГалуаЛа 10@mail.ru
Ж. Н. ЛИФАНОВА, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11 "Умка"» г. Павлово zhuckde ©mail, ru
ных знаний и умений по методике экологического образования, но и развитие экологического мышления, способности к педагогической рефлексии и самообразованию. В статье представлены задачи, формы и методы работы с педагогами по повышению уровня педагогической компетентности.
The article substantiates the need for methodological support to improve the pedagogical competence of teachers in the organization of environmental education of preschool children. The structure of this competency includes not only mastery of a set of special knowledge and skills in environmental education methods_ but also the development of environmental thinking, the ability to pedagogical reflection and self-education. The article presents the tasks, forms and methods of working with teachers to improve the level of pedagogical competence.
Ключевые слова: педагогическая компетентность педагогов, методическое сопровождение, экологическое мышление, экологическое обучение дошкольников, экологическая культура
Key words: pedagogical competence of teachers, methodological support, ecological thinking, ecological education of preschool children, ecological culture
Возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют не только достаточно легко формировать у них экологические представления и элементарные понятия, но и воспитывать осознанное ценностное отношение к природе.
Развитие человеческого общества характеризуется бурным ростом промышленности, что в свою очередь сопровождается огромным по силе и разнообразным по форме негативным влиянием на окружающую природную среду. Загрязнение воздуха, почвы и воды отходами производства, с одной стороны, и активное использование разнообразных природных ресурсов — с другой, привело в конечном итоге к глобальному экологическому кризису. В настоящее время проблема экологии касается всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Длительное потребительское отношение к природе сделало свое дело, и теперь необходимо принятие срочных адекватных мер, направленных на восстановление разумного баланса между природой и обществом, что обуславливает особую значимость воспитания экологической культуры, начиная с дошкольного возраста.
Как известно, дошкольный возраст является сензитивным периодом для фор-
мирования предпосылок экологического мышления, в основу которого положена система научных знаний о природе. В связи с этим одной из ведущих задач дошкольного образования на современном этапе становится задача экологического воспитания и образования детей (В. А. Зеб-зеева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Т. А. Серебрякова и др.). Ученые пришли к выводу, что возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют не только достаточно легко формировать у них экологические представления и элементарные понятия, но и воспитывать осознанное ценностное отношение к природе, навыки и привычки ответственного и безопасного поведения.
Под экологическим образованием дошкольников следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование уважительного отношения к природе и экологической культуры в целом [2]. Этот процесс осуществляется посредством социализации личности в условиях обучения и воспитания, приобретения жизненного опыта, а природа является одним из важнейших средств развития личности. Ознакомление с окру-
жающей средой обогащает чувственный опыт детей, учит воспринимать окружающее пространство — слушать, смотреть, ощупывать, осязать, чувствовать. Приобщение к миру природы формирует у детей представления о явлениях, происходящих в природе и обществе, их взаимосвязях и взаимозависимостях (Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, О. А. Соломенни-кова, И. А. Хайдурова и др.).
Ключевую роль в осуществлении задач экологического образования дошкольников играет педагог, обладающий экологическими знаниями и соответствующей компетентностью, поэтому проблема формирования профессиональной компетентности педагогов в сфере организации экологического образования дошкольников входит в разряд первоочередных. Отметим, что экологическая компетентность — это «характеристика педагога, профессионально ориентированного в области экологического образования детей, владеющего целым рядом необходимых для решения педагогических задач компетенций и готовностью к эколого-педагогической деятельности» [8, с. 263].
О. Г. Роговая рассматривает экологическую компетентность педагога дошкольного образования как «интегративное качество личности, которое включает в себя знания, умения и убеждения экологической направленности, а также личностные качества, которые позволяют эффективно проектировать и осуществлять экологическое образование дошкольников» [9, с. 23].
Следует добавить, что «экологически компетентным можно считать человека, который способен выстраивать гармоничные отношения с природой как средой обитания и социальным миром, рационально разрешать возникающие противоречия в сфере отношений человека с окружающей средой, то есть экологически грамотного человека, владеющего на-
выками рационального природопользования» [8, с. 263—264].
В этой связи особую актуальность приобретает проблема поиска оптимальных путей совершенствования педагогической компетентности специалистов в сфере реализации экологического образования детей. Одним из таких путей является методическое сопровождение данного процесса в дошкольной организации, использование новых активных форм и методов работы с педагогическим коллективом.
Анализ различных точек зрения ученых позволяет определить методическое сопровождение педагога как деятельность методической службы и коллектива дошкольной организации, направленную на развитие профессионально значимых качеств личности, профессиональной компетентности, разрешение проблем профессиональной деятельности, реализацию образовательной программы дошкольного образования. Профессиональная компетентность предполагает владение педагогом определенной базой теоретических знаний и практических умений, которые он будет совершенствовать путем самообразования. Также профессиональная компетентность во многом определяет профессионализм педагогических работников. Формирование у детей экологических представлений предполагает не только сообщение знаний об окружающем мире природы, но и обучение навыку принимать экологически целесообразные решения в конкретных ситуациях. Эта особенность рассматривается как один из основных показателей оценки качества методической работы дошкольной организации по экологическому образованию. Отсюда следует цель методического сопровождения совершенствования педагогической компетентности педагогов, заключающаяся в разработке и апроба-
Проблема формирования профессиональной компетентности педагогов в сфере организации экологического образования дошкольников входит в разряд первоочередных.
Необходимо создать систему методического сопровождения в рамках активного творческого взаимодействия педагогов по овладению профессионально-педагогическими компетенциями в области экологического образования дошкольников.
ции модели методического сопровождения, направленной на совершенствование педагогической компетентности педагогов в вопросах организации экологического образования детей дошкольного возраста.
К задачам методического сопровождения относятся:
/углубление и систематизация знаний педагогов об особенностях и закономерностях экологического образования детей дошкольного возраста;
/формирование у педагогов умений организовывать экологически ориентированные виды деятельности дошкольников, приобщать родителей к активному участию в образовательном процессе;
/ развитие у педагогов способности к созданию оптимального образовательного пространства, посредством которого решались бы задачи экологического воспитания дошкольников;
/ активизация стремления педагогов к саморазвитию и самообразованию [8, с. 266].
Чтобы реализовать указанные задачи, необходимо создать систему методического сопровождения в рамках активного творческого взаимодействия педагогов по овладению профессионально-педагогическими компетенциями в области экологического образования дошкольников, что способствует развитию комплекса аналитических, проектировочных, коммуникативных и других компонентов педагогической деятельности и активизации процесса самообразования педагога [4].
Для решения данных задач следует соблюдать ряд педагогических условий:
/ систематическое проведение методических мероприятий по повышению эколого-педагогической компетентности педагогов;
/ стимулирование активной практиче-
ской деятельности педагогов по овладению опытом решения задач экологического характера;
/ преобладание интерактивных форм и методов методической работы с кадрами.
Как подчеркивает К. Ю. Белая, методическое сопровождение воспитателя дошкольной организации предполагает реализацию ряда этапов:
/ аналитико-диагностического — на нем выявляются проблемы в профессиональной деятельности педагога, осознается необходимость их решения посредством привлечения компетентного специалиста;
/ проектировочного — совместное проектирование индивидуальной программы совершенствования профессиональной деятельности, поиск путей решения проблем;
/ реализации маршрута профессиональной деятельности — на этом этапе педагогу оказывается систематическая помощь в разнообразных формах и методах организации методической работы;
/ контрольно-рефлексивного—совместное обсуждение и оценка полученных результатов [1].
Методическая работа с педагогами, направленная на оптимизацию хода образовательного процесса, его обновление и совершенствование, играет важную роль в повышении качества дошкольного образования при проведении методического сопровождения, поскольку последнее является необходимым условием повышения профессиональной компетентности педагогов [1].
Разработка программы методического сопровождения совершенствования педагогической компетентности в сфере экологического образования дошкольников осуществлялись с опорой на исследования К. Ю. Белой [1], И. Б. Бичевой [3], С. Н. Николаевой [7], О. А. Соломеннико-вой [10] и др. Необходимо подчеркнуть, что содержание методического сопровождения должно, на наш взгляд, включать изучение педагогами теоретических, методических и дидактических аспектов теории и технологии экологического обра-
зования детей, развитие педагогических способностей и мастерства. Именно этим обусловлено выделение двух этапов методического сопровождения.
На первом — теоретическом — этапе методического сопровождения были поставлены такие задачи, как повышение уровня педагогической компетентности педагогов в исследуемой области, обогащение профессионально-методических знаний по экологическому образованию дошкольников.
Программа
На втором — методическом — этапе совершенствовались профессиональные умения и навыки в решении задач экологического образования детей, развития педагогической рефлексии, активизации поисковой деятельности и сотрудничества между педагогами. В таблице 1 представлен фрагмент разработанной нами программы методического сопровождения, направленной на совершенствование уровня эколого-педагогической компетентности педагогов дошкольной организации.
Таблица 1
ского сопровождения (фрагмент)
№ темы Название темы Форма методической работы Задачи
Теоретический этап Цели: повышение уровня эколого-педагогической компетентности, развитие адекватной профессиональной самооценки, расширение профессионально-методических знаний по теории и методике экологического воспитания дошкольников
1 «Экологическое воспитание дошкольников» Круглый стол Развитие у педагогов экологической компетентности, творческого потенциала; повышение профессионального мастерства; установление сотрудничества между педагогами
2 «Экологические книги» Выставка детской литературы природоведческого содержания Ознакомление педагогов с произведениями детской литературы экологической направленности
3 «В мире экологии» Деловая игра Актуализация и закрепление знаний педагогов по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоционально благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольной организации
4 «Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников» Педсовет-дискуссия Вовлечение педагогов в процесс осмысления экологических проблем; развитие способности педагогов к ведению конструктивного диалога о роли семьи в экологическом воспитании дошкольников
5 «Вопросы экологии» Неделя открытых дверей Создание условий для получения педагогами нового опыта и возможности поделиться своим опытом
6 «Парциальные экологические программы» Выставка программного материала Ознакомление педагогов с парциальными экологическими программами
7 «Экологический калейдоскоп» Экологическая викторина Развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в вопросах экологии; активизация мыслительно-поисковой деятельности
Методический этап Цель: совершенствование профессиональных умений в решении задач экологического воспитания детей
8 «Методы экологического воспитания дошкольников» Круглый стол Развитие компетентности педагогов ДОО в сфере экологии; совершенствование профессионального мастерства
Окончание табл. 1
№ темы Название темы Форма методической работы Задачи
9 «Наблюдение как метод познания природы дошкольниками» Педагогический час Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах применения методов экологического воспитания; развитие умения логически мыслить, аргументированно излагать свою точку зрения
10 «Инновационные методы экологического воспитания дошкольников» Семинар-практикум Повышение эколого-педагогической компетентности педагогов; развитие профессионального мастерства; установление сотрудничества между педагогами
11 «Зимний лес» Экологическая экскурсия Расширение естественнонаучных знаний педагогов; формирование эстетического вкуса; воспитание чувства любви к родному краю; организация отдыха
12 «Лучший уголок природы» Смотр-конкурс Создание условий для демонстрации педагогами своих достижений; оценка результативности проведенной методической работы
В данном контексте наиболее эффективными формами работы с педагогами, на наш взгляд, являются дискуссии, мастер-классы, деловые игры, семинары, тренинги, коучинг-сессии, решение кейс-задач и др. [5]. Так, в рамках семинара-практикума «Инновационные методы экологического воспитания дошкольников» педагоги обсуждали эффективность применения квест-игр, мнемотехники, образовательных проектов, экологических акций и др. в процессе экологического образования детей разных возрастных групп, рассматривали возможности обогащения предметно-пространственной среды для их реализации. Серия мастер-классов («Использование сказки в экологическом образовании дошкольников», «Экологический калейдоскоп», «Квест-игра как эффективная технологии экологического образования дошкольников», «Игровые обучающие ситуации экологической направленности», «Оборудование экологических центров», «Метеостанция как компонент экологической среды детского сада» и др.) способствовали повышению уровня компетентности педагогов в вопросах экологического образования, развитию творческого потенциала, совершенствованию
профессионального мастерства. Достаточно продуктивными формами методического сопровождения оказались открытые просмотры, недели открытых дверей, смотры-конкурсы, направленные на создание условий для демонстрации своих достижений, обмена опытом, оценки результативности методической работы.
Для проверки эффективности разработанной и апробированной программы методического сопровождения по развитию профессиональной компетентности педагогов в организации экологического образования дошкольников была проведена диагностика уровня сформированное™ педагогической компетентности педагогов двух дошкольных организаций Нижегородской области — МАДОУ «Детский сад № 11 "Умка"» (г. Павлово) и МБДОУ «Детский сад № 17 "Сказка"» (с. Арефино Вачского района) — в начале учебного года и после апробации экспериментальной программы в конце учебного года. В таблице 2 на с. 65 представлены сравнительные результаты исследования уровня эколого-педагогической компетентности педагогов на констатирующем и контрольном этапах исследования (по результатам анкетирования).
Таблица 2
Сравнительная характеристика результатов эколого-педагогической компетентности
(л = 30 человек)
Уровни Экспериментальная группа (15 чел.) Контрольная группа (15 чел.)
констатирующий этап контрольный этап констатирующий этап контрольный этап
Низкий 5 чел. 1 чел. 4 чел. 2 чел.
Средний 9 чел. 7 чел. 9 чел. 9 чел.
Высокий 1 чел. 7 чел. 2 чел. 3 чел.
Из таблицы следует, что после реализации программы методического сопровождения у педагогов экспериментальной группы уровень эколого-педагогической компетенции повысился. Так, высокий уровень был выявлен у семи человек, что на 40% больше, чем на констатирующем этапе (7 % — один человек). Это означает, что педагоги стали уверенно ориентироваться в экологических проблемах; успешно применять современные технологии экологического воспитания и образования детей, грамотно планировать работу с родителями воспитанников, демонстрировать творческий подход к организации экологической предметно-пространственной среды в группе и на участке.
Средний уровень эколого-педагогиче-ской компетенции сохранился у семи педагогов дошкольной образовательной организации. Педагоги продолжали характеризовать экологические проблемы в общих чертах; использовать преимущественно традиционные формы сотрудничества с родителями в области ознакомления детей с природой; демонстрировать неглубокие знания современных программ экологической направленности.
Количество педагогов, имеющих низкий уровень, сократилось с пяти человек до одного.
Результаты участников контрольной группы изменились незначительно. Так, высокий уровень эколого-педагогической компетентности обнаружен у трех педагогов, что на 7 % больше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень эко-лого-педагогической компетенции сохра-
нился у девяти педагогов дошкольной образовательной организации. Сократилось количество воспитателей, имеющих низкий уровень, с четырех человек до двух.
Полученные нами в ходе экспериментальной работы результаты позволили сделать вывод о том, что уровень педагогической компетентности участников эксперимента на констатирующем этапе оказался достаточно низким: экологические проблемы характеризовались респондентами в общих чертах; педагоги продемонстрировали слабое знание задач, содержания, методов и технологий экологического образования дошкольников, а также сложности в планировании и проведении работы с родителями по проблеме экологического воспитания детей и построении экологической предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
При анализе методической работы по развитию педагогической компетентности педагогов в организации экологического образования детей было выявлено, что мероприятия экологической направленности педагоги проводят эпизодически, не основываясь на системном подходе в отслеживании качества воспитательно-образовательных результатов. Это свидетельствует о том, что в педагогической среде экологические проблемы не являются значимыми, что в свою очередь тормозит освоение педагогами конкретных технологий, форм и методов экологического воспитания дошкольников.
Анализ данных, полученных в ходе
контрольного этапа исследования, показывает, что уровень сформированности педагогической компетентности участников экспериментальной группы заметно повысился по сравнению с результатами в контрольной группе. Педагоги понимают необходимость применения новых методов и технологий в педагогической работе, стремятся к исследовательской деятельности, реализуют современные технологии экологического образования детей, проводят работу с родителями воспитанников, оригинально и творчески подходят к организации экологической предметно-пространственной среды в группе и на участке.
Таким образом, по итогам работы,
направленной на создание и апробацию программы методического сопровождения педагогов в области экологического образования детей, мы можем констатировать, что методическое сопровождение, осуществляемое систематически и планомерно, с использованием активных и интерактивных форм организации взаимодействия участников, способствует повышению уровня педагогической компетентности и мастерства педагогов, совершенствованию экологического сознания и культуры, овладению современными технологиями экологического образования детей, активизации интереса к вопросам охраны природы и природопользования, развитию профессионализма в целом.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Белая, К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К. Ю. Белая. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 128 с.
2. Беликова, Н. В. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста / Н. В. Белинова, И. Б. Бичева, Т. Г. Ханова // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 6 (36). — С. 114—121.
3. Бичева, И. Б. Роль экологической компетентности педагога в профессиональной деятельности / И. Б. Бичева, А. В. Хижная, О. В. Дряхлова//Государственный советник. — 2019. — № 1 (25). — С. 69—73.
4. Введенский, В. Н. Профессиональная компетентность педагога / В. Н. Введенский. — СПб. : Просвещение, 2004. — 159 с.
5. Лифанова, Ж. Н. Методическая работа как средство повышения педагогической компетентности по вопросам экологического образования дошкольников / Ж. Н. Лифанова // Детский сад от А до Я. — 2019. — № 6 (102). — С. 66—74.
6. Муравьева, Е. А. Ключевое направление методической работы — повышение профессиональной компетентности педагогов / Е. А. Муравьева, Т. И. Колесова, Е. В. Вербовская // Инно-ватика в современном образовании: от идеи до практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 14 ноября 2018 г.). — Чебоксары : Экспертно-методи-ческий центр, 2018. — С. 129—142.
7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном образовании / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 1. — С. 36—44.
8. Организация методической работы в системе повышения эколого-педагогической компетентности педагога дошкольного образования / Т. Г. Ханова, И. Г. Мартынова, А. Г. Платова, А. С. Курбатова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета : электронный научный журнал. — 2018. — № 1 (25). — URL: http://www.vestospu.ru.
9. Роговая, О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 280 с.
10. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. — М. : Мозаика-синтез, 2006. — 56 с.