Э.В.Качмарчик, профессор
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Здоровый образ жизни — это часть общечеловеческой культуры, и, конечно же, было бы лучше, если школа могла бы давать основы культуры здоровья. Сегодня эта идея становится все более популярной. Многие учителя и школы начинают уделять больше внимания различным аспектам проблемы здоровья школьников и здорового образа жизни.
Очевидно, что необходимым условием успешности работы учителя в режиме здоровь-есбережения в школе является изменение целей обучения, и среди новых целей — преобладание достижения умений или компетенций. Получение знаний, оставаясь в числе приоритетных целей, должно быть ориентировано на освоение какой-либо компетенции. Необходимы также корректировка содержания обучения, внесение недостающих блоков в уже существующие дисциплины и смена акцентов в некоторых существующих темах. Должна измениться и методика обучения. Необходимо провести отсев методов обучения, отобрать из них систему таких, которые в меньшей степени травмируют учащегося и не создают у него ежедневные стрессы, облегчают общение и взаимодействие со сверстниками и со взрослыми.
Указанные направления работы важны, но они реализуемы только при условии приоритета опережающего
повышения квалификации или переподготовки учителей по проблемам организации здоро-вьесбережения в школах. Ведь для того чтобы учителя смогли формировать иные системы ценностей у учеников, необходимо, чтобы у них самих подобные системы уже существовали.
Осуществление обучения педагогов здо-ровьесберегающим технологиям становится возможным при условии перехода на инновацио-ную основу, которая строится с учетом педагогических ресурсов и условий, средств обеспечения процесса образования.
В качестве педагогических ресурсов и условий обеспечения процесса образования на здоровьесберегающей основе выступают:
• внедрение нового понимания дефиниции «здоровья» как условия и базиса для совершенствования духовных и интеллектуальных достижений человека;
• формирование новой позиции педагогов, а именно необходимость здоровьесберега-ющей деятельности как ведущей профессиональной функции;
• радикальное изменение принципов и установок, касающихся медико-экологических знаний, реализуемых в процессе обучения преподавателей;
• использование новых педагогических технологий, построенных на принципе паритетности образованности и здоровья обучающихся;
• готовность руководителей к здоровь-есберегающему управлению образовательным учреждением;
• обучение родителей медико-педагогическим основам сохранения здоровья в семье;
• создание комплексных программ, обеспечение паритета образованности и здоровья обучающихся;
• потребность учителя в дополнительном обучении, наличие у него положительной мотивации;
• комплекс мер, стимулирующих педагогические кадры овладевать инновационными технологиями обучения, и др.
Эти условия ориентированы на подготовку педагогического сообщества России к восприятию новой культуры — культуры здоровья. Очень многое зависит от активности каждого учителя, от того, насколько быстро и широко мы сможем организовать преподавание культуры здоровья в школе. При этом важно выявить, каковы ожидания общества в отношении изменений в работе учителя в связи с попытками школы разрешить противоречие между объективной необходимостью формирования здорового образа жизни обучающихся и недостаточным уровнем подготовленности педагогов, руководителей образовательных учреждений к практической работе в этом направлении, какие специфические
трудности предстоит преодолеть системе образования в практическом внедрении идей школьного здоровьесбережения?
На основе тщательного анализа исходной ситуации должна быть разработана новая, основывающаяся на целостном подходе к здоровью проектная программа обучения здоровью и создания здоровьесберегающей среды для школ. Данная программа определяется как модель организации процесса обучения здоровью в школе и отличается от старых аналогичных тем, что не предлагает готовую модель обучения здоровью, а скорее служит в качестве ресурсного материала для разработки собственных программ, ориентированных на нужды каждой конкретной школы. Именно такую программу разработал и предложил для реализации в экспериментальных школах республики Коми КРИРОиПК совместно с Центром психолого-педагогической поддержки. Данная программа-модель характеризуется как «школа, которая постоянно совершенствуется в создании здоровых предпосылок для жизни, обучения и работы». Чтобы достичь данной цели, программа укрепления здоровья школьников руководствуется интегрированным подходом, при котором соединяются усилия всех участников образовательного процесса в школе.
Сегодня всем участникам работы по сохранению здоровья школьников ясно, что пути школьного обучения здоровью идут через организацию эффективного урока к организации эффективной школы. При этом необходимым условием для успеха всех усилий является освоение кооперативных форм работы как учителями, так и учениками. Наш анкетный опрос слушателей курсов повышения квалификации преподавателей показал, что именно слабые навыки школьных педагогических коллективов в совместных и корпоративных действиях являются серьезным
препятствием для становления школы как среды здоровьесбережения. Практика показывает, что если не придавать значения обучению учителей новым формам и методам, то та атмосфера, которую один учитель старательно создает на своем уроке, будет подвергаться сомнению и разрушаться на уроках других учителей.
Обучение педагогов здоровьесберегаю-щим технологиям — протекающий во времени процесс, в результате которого происходят качественные личностно-профессиональные изменения каждого, в том числе и в его мотивацион-ной сфере. Этому должны способствовать профессиональное развитие педагогов, выработка у них личностно-профессиональной позиции, организация их профессиональной деятельности. При этом происходит своеобразный динамичный оборот модели педагогического развития в разных плоскостях здоровьесберегающей деятельности, его следствием является настраивание на единый мотивационный, ценностно-смысловой вектор развития всех участников здоровьесберегающе-го процесса.
Необходимым условием эффективности здоровьесберегающей деятельности учителя является его мотивация и высокая готовность к работе по сохранению здоровья школьников. В широком спектре факторов, положительно влияющих на формирование мотиваций у педагогов, особо значимы системное видение проблемы, творческое освоение опыта инновационных подходов к овладению педагогической технологией здоровьесберегающей деятельности. Контрольные срезы готовности педагогов к здоровь-есберегающей деятельности, проведенные в период обучения педагогов на курсах повышения квалификации в КРИРОиПК, показали, что с ростом качества специальных знаний и умений в организации здоровьесбережения одновременно воз-
растают как готовность, так и мотивация на деятельность по сохранению здоровья школьников.
Изменение уровня готовности слушателей курсов повышения квалификации
Этапы Уровни готовности (в %)
учебного процесса высокий средний низкий
До начала учебного процесса 8.6 52.4 39.0
В конце курса обучения 26.3 58.5 15.2
к здоровьесберегающей деятельности на разны1х этапах учебного процесса
Мотивация учителя на профессиональную здоровьесберегающую деятельность значительно возрастает в тех случаях, когда он сам является образцом внимательного и серьезного отношения к своему здоровью. Результаты анкети-Человек и образование №3 2005 -
рования слушателей курсов по вопросу целесообразности включения в программу повышения квалификации по здоровьесбережению раздела «профессиональное здоровье учителя» показали высокую востребованность данной темы. Каждый учитель понимает, что дети учатся не только непосредственно на уроках, но и благодаря
Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования
«скрытому» обучению — через наблюдение способов руководства школой, взаимоотношений между сотрудниками, между учителями и учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной обстановки, а также наблюдая старших учащихся и учителей в качестве ролевых моделей. Если то, чему учат в классе, не поддерживается тем, что учащиеся видят, и тем, какой опыт они получают в школе в целом, то информация, получаемая в классе, становится такой выхолощенной и слабой, что теряет свою значимость во влиянии на решения, которые учащиеся принимают относительно их образа жизни.
Первостепенное значение для реализации единой концепции обеспечения паритета между развитием образованности и сбережением здоровья школьников обретает участие в повышении квалификации по здоровьесбережению руководителей образовательных учреждений, так как большинство из них традиционно ориентированы в своей управленческой деятельности «на результат», а не на условия и состояние здоровья участников образовательного процесса.
Очевидна необходимость изменений в иерархии ценностей руководителя школы, которые должны затронуть как личностные, так и их управленческие стратегии:
— перейти от формального участия, направленного на локальные изменения в образовательном процессе, — к позиции «идейного» лидера школьного здоровьесбережения;
— осознать необходимость создания комплексной общешкольной программы здоровья и формирования команды единомышленников для ее реализации;
— изменить отношение к учителю и его роли; увидеть новые творческие возможности учителей, осознать необходимость стимулирования их профессиональной компетентности;
— сместить акцент в управлении школой на формирование психологически безопасной атмосферы, позволяющей учителям и учащимся получать удовольствие от совместной работы в процессе обучения.
Система дополнительного педагогического образования призвана восполнять имеющиеся недостатки образования, в том числе и базового. Однако, несмотря на вполне удовлетворительную систему образования и повышения квалификации, подготовка и повышение квалификации учителей здоровья, а также реализация обучения здоровью в школах обнаруживают ряд трудностей и недостатков, наиболее существенными из которых являются:
— недостаток специалистов со средним или высшим образованием по специальности «здоровьесбережение» (педагог-валеолог), профессионалов, которые в процессе обучения получили серьезную базу знаний, умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию у них здорового образа жизни;
— реализация интегрированного обучения здоровью и создание среды, способствующей здоровью, замедляются тем обстоятельством, что повышением квалификации в основном занимаются учителя начальных классов и классные руководители, желающие проводить первичную профилактическую работу, а большая часть педагогов не получают базовых знаний по основным вопросам обучения здоровью и оздоровления в школе. Очевидно, что проблема подготовки специалистов в области здоровьесбережения должна решаться в первую очередь в вузах, институтах системы подготовки и переподготовки кадров на основе профессионального стандарта учителя здоровья, который должен включать следующие разделы:
— профессиональные обязанности:
• формировать индивидуальную концепцию обучения здоровью;
• знать регламентирующие образование документы;
• способствовать участию школьников в решении проблем, связанных со здоровьем, способствовать созданию безопасной и творческой учебной среды;
• совершенствовать профессиональную компетенцию;
— специфические профессиональные
умения:
• умение включить связанные со здоровьем мероприятия в учебный процесс, умение интегрировать положения различных наук, умение оценивать факторы риска здоровью, анализировать данные социально-эпидемиологических исследований, умение организовать оздоровительную школьную среду;
• знания: педагогика, психология, обучение здоровью, оздоровление, развитие ребенка (основы анатомии, физиологии, гигиены и генетики).
Без серьезных дополнительных затрат на современном этапе внедрения здорового образа жизни в систему образования возможны следующие пути реализации:
— рекомендовать учебно-методическим объединениям (УМО) совместно с педагогической общественностью разработать образова-
тельный стандарт высшего профессионального образования, включающий здоровьесбрегающий компонент;
— ввести в дисциплину «Психология и педагогика» раздел: «Психология здоровья», включающий такие темы, как: «Здоровье как системное понятие физического, психического и социального здоровья», «Психология здорового образа жизни», «Психическая саморегуляция и здоровье», «Психическое здоровье студентов», «Психология профессионального здоровья», «Педагогические методы и способы сохранения здоровья» и др.;
— дополнить дисциплину «Социология» разделом «Социальное здоровье», включающим темы: «Здоровье как социальное явление», «Социальная структура общества и здоровье», «Здоровье и социальная организация», «Социальные изменения и здоровье общества», «Системы здравоохранения и образования как институты социального контроля»;
— ввести разделы в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»: «Охрана профессионального здоровья», «Методы предупреждения стрессов в профессиональной деятельности», «Работоспособность и профессиональное здоро-
вье», «Факторы профессиональной работоспособности», «Методы поддержания профессионального здоровья», «Педагогические методы обеспечения здорового образа жизни» и др;
— ввести курс «Здоровый образ жизни» в программу подготовки специалистов-менеджеров для социальной сферы; при подготовке специалистов в области реабилитации инвалидов;
— в дисциплины «Менеджмент», «Управление персоналом», «Социальный менеджмент», «Стратегический менеджмент» и т.п. необходимо ввести разделы: «Профессиональное здоровье», «Управление в обеспечении здоровьесбе-регающих технологий», «Здоровый образ жизни».
Жизнь подсказывает, что тема здоровья будет оставаться актуальной еще многие десятилетия, а в ближайшие годы станет еще острее — одной из важнейших задач школьного образования и воспитания. Создать условия для того, чтобы сделать педагогическую задачу выполнимой и эффективной, — это то, чем необходимо заняться уже сегодня. И в первую очередь это вопрос подготовки педагогических кадров для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.