Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РОСТА ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РОСТА ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыченков Павел Сергеевич, Лозовицкая Галина Петровна

Рассмотрены особенности повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Институт повышения квалификации сотрудников ОВД проанализирован с теоретических и нормативно-правовых позиций в качестве основы роста их компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыченков Павел Сергеевич, Лозовицкая Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES THE RUSSIAN FEDERATION AS A BASIS FOR THE GROWTH OF THEIR COMPETENCE

The features of professional development of employees of internal affairs bodies are considered. The Institute for improving the qualifications of A TS employees is analyzed from theoretical and regulatory positions as a basis for the growth of their competence.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РОСТА ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная детельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_151

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РОСТА ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A BASIS FOR THE GROWTH OF THEIR COMPETENCE

СЫЧЕНКОВ Павел Сергеевич,

факультет подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: sichenkov83@gmail.com;

ЛОЗОВИЦКАЯ Галина Петровна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: sichenkov83@gmail.com;

SYCHENKOV Pavel Sergeevich,

Faculty of Training of heads (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: sichenkov83@gmail.com;

LOZOVITSKAYA Galina Petrovna,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: sichenkov83@gmail.com;

Краткая аннотация: рассмотрены особенности повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Институт повышения квалификации сотрудников ОВД проанализирован с теоретических и нормативно-правовых позиций в качестве основы роста их компетентности.

Abstract: the features of professional development of employees of internal affairs bodies are considered. The Institute for improving the qualifications of A TS employees is analyzed from theoretical and regulatory positions as a basis for the growth of their competence.

Ключевые слова: повышение квалификации, органы внутренних дел, эффективность, компетенции, обучение, компетентность.

Keywords: professional development, internal affairs bodies, efficiency, competence, training, competence.

Дата направления статьи в редакцию: 16.08.2021

Дата публикации: 29.10.2021

Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как в теории юриспруденции, так и в практике органов внутренних дел (далее - ОВД) должна рассматриваться в качестве основы роста их компетентности. К такому утверждению мы приходим на основании следующих аргументов.

Актуальность повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел вытекает из специфики деятельности органов, которая сопряжена с постоянным совершенствованием методов раскрываемости преступлений и направлений роста качества их расследования, единой результативности работы всех подразделений органов внутренних дел. Кроме этого, профессиональная подготовка сотрудников ОВД в виде повышения квалификации во многом определяет качество правоохранительной деятельности в целом и служит основой карьерного роста сотрудников органов внутренних дел, а также их компетентности.

Повышение квалификации сотрудников ОВД можно охарактеризовать как непрерывный процесс передачи новых профессиональных знаний, направленных на рост компетенций сотрудников полиции, необходимых для решения практических задач в области правоохранительной деятельности.

Ключевой проблемой подъема эффективности управления организацией повышения квалификации является выбор верных направлений формирования комплексной профессиональной и личностной характеристик сотрудников органов внутренних дел.

Сам процесс повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел создает предпосылки для развития и совершенствования следующих компетенций [13; С.54]:

- в ходе выполнения поставленных задач сотрудники правоохранительных органов должны уметь оперативно преодолевать непредвиденные и неожиданные ситуации, которые могут помешать эффективному обеспечению должностных обязанностей;

- формировать и реализовывать эффективные управленческие решения в области обеспечения деятельности органов внутренних дел;

- принимать ответственность и обладать необходимыми профессионально-личностными качествами, которые способствуют развитию не только личностной, но и коллективной ответственности.

Система повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел требует роста результативности эффективности за счет

формирования инновационных путей развития, а также гибкости реагирования на запросы общества.

Реализация основных направлений повышения квалификации должна выстраиваться на основе процесса непрерывного образования сотрудников ОВД, сочетая в себе оптимальные формы подготовки, присущие конкретному времени их реализации. Также немаловажным фактором является построение комплексной системы не только профессионального, но и личностного роста каждого сотрудника ОВД, формируя единую форму компетенций с учетом динамичных изменений, а также взаимосвязи с индивидуальным профессиональным продвижением в служебной деятельности кадров. [14; С.136]

Таким образом, перед системой управления повышением квалификации сотрудников органов внутренних дел определяются следующие задачи:

1) определение стратегии формирования квалифицированных кадров;

2) уточнение потребности в дополнительном обучении сотрудников ОВД по конкретным видам деятельности;

3) выбор оптимальных методов и форм обучения для процесса повышения квалификации;

4) совершенствование материально-технического и программно-методического обеспечения системы повышения квалификации [16;

С.121].

Следует также отметить, что, учитывая специфику и график работы сотрудников ОВД, повышение квалификации часто может осуществляться вне места службы сотрудника полиции.

В данном случае можно выделить некоторые преимущества подобного процесса повышения квалификации [11; С.26]:

- обучение проводится опытными преподавателями и практиками, которые не привязаны необходимостью присутствия в месте проведения обучения;

- в процессе обучения используются компьютерные и информационные технологии, что повышает мобильность проведения обучения сотрудников ОВД.

При этом необходимо учитывая и ряд недостатков, которые присущи для процесса повышения квалификации:

- обучение проходит в режиме теории;

- практическая направленность почти отсутствует, что может не соответствовать целям повышения квалификации сотрудников ОВД;

- рост расходов на необходимость изготовления видео-обучающих материалов с демонстрацией практических приемов деятельности сотрудников.

Таким образом, целью повышения квалификации сотрудников ОВД должно стать непрерывное обновление и пополнение профессиональных знаний сотрудников, а также цель приобретения ими опыта по занимаемой должности.

Кроме того, для формирования требуемого уровня компетенций в рамках повышения квалификации сотрудников ОВД ключевым ориентиром является достижение результативности процесса повышения квалификации [12; С.55].

Так, фактор роста результативности повышения квалификации напрямую зависит от качества осуществляемого управления. Следовательно, для обеспечения эффективности процесса повышения квалификации необходимо выделить и реализовать следующие направления [15; С.419]:

1) прогнозирование не только текущей, но и перспективной потребности в кадрах;

2) планирование процесса продвижения, профессионального роста и перераспределения кадров;

3) обеспечение постоянно действующей системы подготовки и переподготовки сотрудников;

4) принятие управленческих решений, связанных с задачами правоохранительной деятельности;

5) выбор оптимальных методов морального и материального стимулирования сотрудников полиции;

6) создание условий, при которых интересы сотрудников полиции отождествляются с интересами правоохранительной деятельности.

В целом правовое регулирование образовательного процесса в системе МВД России осуществляется на основе положений:

1) Конституции РФ;

2) Федеральных законов РФ;

3) приказов Минобрнауки РФ, Министерства науки и высшего образования РФ;

4) приказов МВД РФ;

5) локальных нормативных актов.

Нормативно-правовая база, определяющая порядок повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, включает в себя прежде всего положения следующих источников:

- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 (далее - ФЗ №342);

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Организация повышения квалификации сотрудников полиции регулируется приказом МВД России от 05.05.2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» и иными организационно-правовыми актами МВД России в сфере подготовки кадров, а его содержание — учебными, учебно-тематическими программами.

В соответствие с указанными законодательными актами подготовка кадров для органов внутренних дел РФ осуществляется путем

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная детельность

обучения по дополнительным профессиональным программам, к которым относятся программы повышения квалификации, а также программы профессиональной переподготовки. Дополнительное профессиональное образование сотрудников ОВД организуется в порядке, установленном МВД России, и реализовывается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; также оно может осуществляться в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, не входящих в систему МВД России, на основании государственного заказа (статья 77 ФЗ №342).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В соответствии со статьей 76 ФЗ №342 дополнительное профессиональное образование сотрудников ОВД осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Получение сотрудником ОВД дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения его в кадровый резерв, продолжения замещения им соответствующей должности в ОВД или назначения на вышестоящую должность.

С учетом рассмотренных особенностей процесса повышения квалификации сотрудников полиции и реализации функций управления были выделены следующие пути его совершенствования [12; С.73]:

1. Исключение дублирования действий руководящего состава в процессе повышения квалификации, определение направления повышения квалификации исходя из реальных потребностей органов внутренних дел, повышение уровня взаимодействия всех субъектов повышения квалификации;

2. Разработка методики принятия оптимальных управленческих решений в области повышения квалификации (планирование, организация обеспечения, взаимодействия, непосредственная подготовка, контроль и оценка результатов повышения квалификации сотрудников ОВД);

3. Информационное обеспечение процесса повышения квалификации (подключение к информационной системе организаций, проводящих повышение профессиональной квалификации сотрудников полиции);

4. Совершенствование образовательного процесса в системе повышения квалификации посредством ориентации на формирование внутренних мотивов, потребностей в оптимизации профессиональной деятельности;

Данные пути совершенствования позволяют систематизировать в единое целое саморазвитие сотрудников и существующий потенциал группового обучения.

Совершенствование управления процессом повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел позволяет оптимизировать такие его направления, как:

1) подбор и расстановка кадров. Перспектива обучения и повышения квалификации привлекает хороших специалистов, снижается текучесть кадров, поскольку должным образом подготовленные сотрудники больше удовлетворены работой, могут полнее себя реализовать, а их усилия получают признание;

2) использование новых подходов и технологий в профессиональной деятельности. Во многих организациях имеется широкий спектр технологических возможностей, однако некоторые из них не используются из-за отсутствия квалифицированных кадров. Повышение квалификации на рабочем месте, когда начальник организует повышение квалификации отдельных сотрудников или небольших групп, служит кратчайшим путем к применению новых технологий;

3) выявление перспективных руководителей для органов внутренних дел, которые имеют возможность проявить свои способности, что позволяет грамотно строить кадровую политику на будущее в системе органов внутренних дел;

4) обеспечение способности организации эффективно реагировать на перемены во внешних условиях. Прошедший повышение квалификации сотрудник расширяет возможности реагирования на меняющиеся обстоятельства [10; С.55].

Таким образом, повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел является одним из ключевых направлений роста эффективности деятельности ОВД в целом. Эффективность процесса повышения квалификации обеспечит не только количественный рост обученных сотрудников ОВД в среднем порядка 10% от общего личного состава, но и качественный их уровень. При этом в результате повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел появляется возможность роста по оценкам экспертов до 20% результативности и качества выполнения установленных компетенций сотрудников, что позволит достичь экономической и социальной эффективности.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства - 2012.

3. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Андрианов А. С. О профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Евразийское научное объединение. - 2016. - №4 (16). - С. 126-128.

5. Горбачев В. В. Дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации как важнейшее условие профессионального

совершенствования сотрудников органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - №4 (40).

- С. 235-238.

6. Коблов Ф. Ч., Хадиков Р. Ш. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образовательных организациях МВД России // №6 - С. 91-93.

7. Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 47. - С. 15-19.

8. Манукян А. Р. Профессиональная подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 5. - С. 60-64.

9. Нагоева М.А. Особенности правового воспитания сотрудников правоохранительных органов. // Успехи современной науки и образования. - 2016. -Т. 1. - № 9. - С. 179-180.

10. В.К. Русаков, Л.М. Колодкин, Г.П. Лозовицкая и др. Теоретические основы и практика работы кадровых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам прохождения службы. Учебно - практическое пособие // М.: Академия управления МВД России, 2017.

11. Тарасов Ю.Ю., Закатов В.В., Сердюк Н.В., Лозовицкая Г.П., Фомин А.Г., Семченко А.С., Боева О.В., Байков Д.М. Педагогика высшего образования МВД России: учебное пособие / [Ю.Ю. Тарасов и др.]; под ред. канд. пед. наук В.В. Закатова // М. Академия управления МВД России, 2018.

12. Формирование кадровой политики и управление персоналом государственной службы: учебное пособие / [Сердюк Н.В. и др.; под общей ред. Г.П. Лозовицкой]. - Москва: Академия управления МВД России, 2019.

13. Лозовицкая Г. П. Кадровое обеспечение в органах внутренних дел: учебное пособие / Г. П. Лозовицкая, Е. А. Сумина, Д. М. Аказеев; под общ. ред. Г. П. Лозовицкой. - М.: Академия управления МВД России 2020. - 104 с.

14. Кильмашкина Т.Н., Лозовицкая Г.П., Чиркина Р.В., Дегтярев А.В. Теоретическое обоснование курса повышения квалификации в области управления конфликтами в организации // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 130-140. doi: 10.17759/pse.2017220612

15. Лозовицкая Г.П., Бобровский С.А. Подконтрольность и подчиненность при близком родстве на службе в органах внутренних дел //Научный альманах. сборник научных трудов. Волгоград, 2019. С. 417-420.

16. Лозовицкая Г.П. Генезис формирования кадровой политики МВД России: научно-исследовательский аспект В сборнике: Российская полиция: три века служения Отечеству. Сборник статей Юбилейной международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией В.Л. Кубышко. 2019. С. 116-126.

References (transliterated):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federal'nyj zakon ot 30.11.2011 g. № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».

2. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva - 2012.

3. Prikaz MVD Rossii ot 5 maya 2018 g. № 275 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii podgotovki kadrov dlya zameshcheniya dolzhnostej v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii».

4. Andrianov A. S. O professional'noj podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Evrazijskoe nauchnoe ob"edinenie. - 2016. -№4 (16). - S. 126-128.

5. Gorbachev V. V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v forme povysheniya kvalifikacii kak vazhnejshee uslovie professional'nogo

sovershenstvovaniya sotrudnikov organov vnutrennih del // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2017. - №4 (40). - S.

235-238.

6. Koblov F. CH., Hadikov R. SH. K voprosu o sovershenstvovanii professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del v period prohozhdeniya obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // №6 - S. 91-93.

7. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 47. - S. 15-19.

8. Manukyan A. R. Professional'naya podgotovka v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». -2017. - T. 5. - S. 60-64.

9. Nagoeva M.A. Osobennosti pravovogo vospitaniya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2016. - T. 1. -№ 9. - S. 179-180.

10. V.K. Rusakov, L.M. Kolodkin, G.P. Lozovickaya i dr. Teoreticheskie osnovy i praktika raboty kadrovyh podrazdelenij organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii po voprosam prohozhdeniya sluzhby. Uchebno - prakticheskoe posobie // M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2017.

11. Tarasov YU.YU., Zakatov V.V., Serdyuk N.V., Lozovickaya G.P., Fomin A.G., Semchenko A.S., Boeva O.V., Bajkov D.M. Pedagogika vysshego obrazovaniya MVD Rossii: uchebnoe posobie / [YU.YU. Tarasov i dr.]; pod red. kand. ped. nauk V.V. Zakatova // M. Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2018.

12. Formirovanie kadrovoj politiki i upravlenie personalom gosudarstvennoj sluzhby: uchebnoe posobie / [Serdyuk N.V. i dr.; pod obshchej red. G.P. Lozovickoj]. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2019.

13. Lozovickaya G. P. Kadrovoe obespechenie v organah vnutrennih del: uchebnoe posobie / G. P. Lozovickaya, E. A. Sumina, D. M. Akazeev; pod obshch. red. G. P. Lozovickoj. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii 2020. - 104 s.

14. Kil'mashkina T.N., Lozovickaya G.P., CHirkina R.V., Degtyarev A.V. Teoreticheskoe obosnovanie kursa povysheniya kvalifikacii v oblasti upravleniya konfliktami v organizacii // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. Tom 22. № 6. S. 130-140. doi: 10.17759/pse.2017220612

15. Lozovickaya G.P., Bobrovskij S.A. Podkontrol'nost i podchinennost pri blizkom rodstve na sluzhbe v organah vnutrennih del //Nauchnyj al'manah. sbornik nauchnyh trudov. Volgograd, 2019. S. 417-420.

16. Lozovickaya G.P. Genezis formirovaniya kadrovoj politiki MVD Rossii: nauchno-issledovatel'skij aspekt V sbornike: Rossijskaya policiya: tri veka sluzheniya Otechestvu. Sbornik statej YUbilejnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. V 2-h chastyah. Pod redak-ciej V.L. Kubyshko. 2019. S. 116-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.