Научная статья на тему 'Современные проблемы законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан с позиций исторического опыта'

Современные проблемы законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан с позиций исторического опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТАДЖИКСКАЯ МИЛИЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / LEGALITY / SERVICE DISCIPLINE / INTERNAL AFFAIRS BODIES / TAJIK POLICE / HISTORICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифзода М. С.

Актуальность: вопрос соблюдения и укрепления законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан в 20-30-е гг. ХХ в. является ключевым в использовании исторического опыта развития таджикской милиции в воспитании личного состава в современных условиях, поскольку неуклонное исполнение законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами является сущностью законности и основой государственности. Проблема состояния и укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Таджикистана обусловливает актуальность изучения исторического опыта, накопленного таджикской милицией. Практика укрепления законности и служебной дисциплины, особенно в советский период, имеет огромное политическое и нравственное значение в совершенствовании системы работы с кадрами органов внутренних дел. Постановка проблемы: социально-политическая природа нарушений законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан не ограничивается одним лишь отрицательным влиянием на эффективность охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с различными видами преступности. Криминальный характер нарушений законности и служебной дисциплины личного состава таков, что он дестабилизирует позитивные правоохранительные тенденции, процесс демократизации общества, становления современной государственности Республики Таджикистан, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Цель исследования: выработка новых подходов к разработке методов диагностики и урегулирования последствий нарушений законности и служебной дисциплины личным составом, отражающих интересы в практике управления прохождением правоохранительной службы. Методы исследования: философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, методы исторического опыта. Результаты и ключевые выводы: В условиях государственной независимости Таджикистана предъявляются повышенные требования к соблюдению и укреплению законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, их профессиональным, общечеловеческим, моральным и другим качествам, выдвигаются новые задачи по воспитанию личного состава. По нашему мнению, роль исторического опыта в решении современных проблем соблюдения законности и служебной дисциплины огромна, особенно в поисках путей решения вопросов правильного подбора и расстановки кадров, воспитания их в духе честности и уважительного отношения к гражданам, создания необходимой правовой и правоприменительной практики. Опыт, исследованный в статье по укреплению законности и служебной дисциплины, является ориентиром для современных сотрудники органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF LEGALITY AND SERVICE DISCIPLINE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN FROM THE PERSPECTIVE OF HISTORICAL EXPERIENCE

The relevance: the issue of compliance and strengthening the rule of law and service discipline in the bodies of internal Affairs of the Republic of Tajikistan in the 20-30s of the XX century is the key to using historical experience in the development of the Tajik police in the training of personnel in modern conditions, as the steady execution of laws by all state bodies, public organizations, officials and citizens is the essence of law and the basis of statehood. The problem of the state and strengthening of service discipline and legality in the internal Affairs bodies of Tajikistan determines the relevance of studying the historical experience accumulated by the Tajik police. The practice of strengthening the rule of law and official discipline, especially during the Soviet period, is of great political and moral importance in improving the system of work with the personnel of internal Affairs bodies. The problem statement: the socio-political nature of violations of the law and official discipline in the internal Affairs bodies of the Republic of Tajikistan is not limited to the negative impact on the effectiveness of public order, public security and the fight against various types of crime. The criminal nature of violations of the rule of law and official discipline of personnel is such that it destabilizes positive law enforcement trends, the process of democratization of society, the formation of a modern state of the Republic of Tajikistan, ensuring the rights, freedoms and legitimate interests of citizens. The purpose of the study: to develop new approaches to the development of methods for diagnosing and resolving the consequences of violations of law and official discipline by personnel, reflecting the interests in the practice of managing the passage of law enforcement service. The research methods: philosophical, General scientific, private and special methods of knowledge, methods of historical experience. The results and key conclusions: In the conditions of state independence of Tajikistan, increased requirements are imposed on the observance and strengthening of the rule of law and official discipline by employees of internal Affairs bodies, their professional, universal, moral and other qualities, and new tasks are put forward for the education of personnel. In our opinion, the role of historical experience in solving modern problems of law enforcement and official discipline is huge, especially in the search for ways to solve the issues of proper selection and placement of personnel, educating them in the spirit of honesty and respect for citizens, creating the necessary legal and law enforcement practices. The experience studied in the article on strengthening the rule of law and official discipline is a reference point for modern employees of internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан с позиций исторического опыта»

5. Петухов Б. В., Перелыгин К. Г. Предмет преступления при незаконном использовании товарного знака // Юридический мир. 2006. № 2.

6. Сводные отчеты по России «Единый отчет о преступности» за 2017—2019 гг. Доступ из локальной сети МВД России. URL: https://10.5.1. 16/csi (дата обращения: 20.03.2020).

7. Сотрудники полиции выявили факты незаконного использования средств индивидуализации товаров. URL: https://zakonovest. ru/post-group/sotrydniki-policii-vyiavili-fakty-nezakonnogo-ispolzovaniia-sredstv-individyalizacii-tovarov/ (дата обращения: 20.03.2020).

8. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Л. В. Иногамо-вой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М., 2008.

9. Уголовное право. Общая и Особенная части / под ред. Н. Г. Кадникова. М., 2006.

10. Храмова Е. Ф. Амбивалентность отношения потребителей к контрафактной продукции // Экономическая социология. 2012. № 4.

5. Petuhov B. V., Perelygin K. G. Predmet prestu-pleniya pri nezakonnom ispol'zovanii tovarno-go znaka // Yuridicheskij mir. 2006. № 2.

6. Svodnye otchety po Rossii «Edinyj ot-chet o prestupnosti» za 2017—2019 gg. Dos-tup iz lokal'noj seti MVD Rossii. URL: htt-ps://10.5.1.16/csi (data obrashcheniya: 20.03.2020).

7. Sotrudniki policii vyyavili fakty nezakonnogo ispol'zovaniya sredstv individualizacii tovarov. URL: https://zakonovest.ru/post-group/sot-rydniki-policii-vyiavili-fakty-nezakonnogo-ispolzovaniia-sredstv-individyalizacii-tovarov/ (data obrashcheniya: 20.03.2020).

S. Ugolovnoe pravo Rossijskoj Federacii. Osoben-naya chast' / pod red. L. V. Inogamovoj-Hegaj, A. I. Raroga, A. I. CHuchaeva. M., 200S.

9. Ugolovnoe pravo. Obshchaya i Osobennaya chasti / pod red. N. G. Kadnikova. M., 2006.

10. Hramova E. F. Ambivalentnost' otnosheniya potrebitelej k kontrafaktnoj produkcii // Eko-nomicheskaya sociologiya. 2012. № 4.

Для цитирования:

For citation:

Салеева Ю. Е., Царёва Ю. В. Причины невостребованности ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 154-162.

Saleeva Yu. E. Tsaryova Yu. V. Reasons for not requiring article 180 of the Criminal code of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. No 2 (54). P. 154-162.

162

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ,

международное сотрудничество

M. S. SHARIFZODA, Adjunct** of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Staff)

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Sharifzoda.mirzo@mail.ru

Scientific specialty: 12.00.11 - Judicial Activity; Prosecutor's Activity; Human Rights and Law Enforcement Activities.

М. С. ШАРИФЗОДА,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: Sharifzoda.mirzo@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.

УДК 351.74:94 (575.3)

Дата поступления: 4 марта 2020 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2020 г.

Современные проблемы законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан с позиций исторического опыта

Modern problems of legality and service discipline in the internal Affairs bodies of the Republic of Tajikistan from the perspective of historical experience

Аннотация

Актуальность: вопрос соблюдения и укрепления законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан в 20-30-е гг. ХХ в. является ключевым в использовании исторического опыта развития таджикской милиции в воспитании личного состава в современных условиях, поскольку неуклонное исполнение законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами является сущностью законности и основой государственности.

Проблема состояния и укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Таджикистана обусловливает актуальность изучения исторического опыта,

Annotation

The relevance: the issue of compliance and strengthening the rule of law and service discipline in the bodies of internal Affairs of the Republic of Tajikistan in the 20-30s of the XX century is the key to using historical experience in the development of the Tajik police in the training of personnel in modern conditions, as the steady execution of laws by all state bodies, public organizations, officials and citizens is the essence of law and the basis of statehood.

The problem of the state and strengthening of service discipline and legality in the internal Affairs bodies of Tajikistan determines the relevance of studying the historical experience accumulated by the Tajik police. The practice of strengthening the

* Ранее - заместитель начальника Академии МВД Республики Таджикистан.

** Formerly - Deputy head of the Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Tajikistan.

164

накопленного таджикской милицией. Практика укрепления законности и служебной дисциплины, особенно в советский период, имеет огромное политическое и нравственное значение в совершенствовании системы работы с кадрами органов внутренних дел.

Постановка проблемы: социально-политическая природа нарушений законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан не ограничивается одним лишь отрицательным влиянием на эффективность охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с различными видами преступности. Криминальный характер нарушений законности и служебной дисциплины личного состава таков, что он дестабилизирует позитивные правоохранительные тенденции, процесс демократизации общества, становления современной государственности Республики Таджикистан, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.

Цель исследования: выработка новых подходов к разработке методов диагностики и урегулирования последствий нарушений законности и служебной дисциплины личным составом, отражающих интересы в практике управления прохождением правоохранительной службы.

Методы исследования: философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, методы исторического опыта.

Результаты и ключевые выводы: В условиях государственной независимости Таджикистана предъявляются повышенные требования к соблюдению и укреплению законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, их профессиональным, общечеловеческим, моральным и другим качествам, выдвигаются новые задачи по воспитанию личного состава. По нашему мнению, роль исторического опыта в решении современных проблем соблюдения законности и служебной дисциплины огромна, особенно в поисках путей решения вопросов правильного подбора и расстановки кадров, воспитания их в духе честности и уважительного отношения к гражданам, создания необходимой правовой и правоприменительной практики. Опыт, исследованный в статье по укреплению законности и служебной дисциплины, является ориентиром для современных сотрудники органов внутренних дел.

Ключевые слова: законность; служебная дисциплина; органы внутренних дел; таджикская милиция; исторический опыт.

rule of law and official discipline, especially during the Soviet period, is of great political and moral importance in improving the system of work with the personnel of internal Affairs bodies.

The problem statement: the socio-political nature of violations of the law and official discipline in the internal Affairs bodies of the Republic of Tajikistan is not limited to the negative impact on the effectiveness of public order, public security and the fight against various types of crime. The criminal nature of violations of the rule of law and official discipline of personnel is such that it destabilizes positive law enforcement trends, the process of democratization of society, the formation of a modern state of the Republic of Tajikistan, ensuring the rights, freedoms and legitimate interests of citizens.

The purpose of the study: to develop new approaches to the development of methods for diagnosing and resolving the consequences of violations of law and official discipline by personnel, reflecting the interests in the practice of managing the passage of law enforcement service.

The research methods: philosophical, General scientific, private and special methods of knowledge, methods of historical experience.

The results and key conclusions: In the conditions of state independence of Tajikistan, increased requirements are imposed on the observance and strengthening of the rule of law and official discipline by employees of internal Affairs bodies, their professional, universal, moral and other qualities, and new tasks are put forward for the education of personnel. In our opinion, the role of historical experience in solving modern problems of law enforcement and official discipline is huge, especially in the search for ways to solve the issues of proper selection and placement of personnel, educating them in the spirit of honesty and respect for citizens, creating the necessary legal and law enforcement practices. The experience studied in the article on strengthening the rule of law and official discipline is a reference point for modern employees of internal Affairs bodies.

Key words: legality; service discipline; internal Affairs bodies; Tajik police; historical experience.

В последние годы пути решения современных проблем законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел

редко рассматриваются с позиций исторического опыта. В данной публикации нами предпринята попытка подвергнуть анализу

подобные научные подходы на примере Республики Таджикистан.

На современном, качественно новом-правовом, демократическом и духовном этапах развития государства Республики Таджикистан существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню, порядку обеспечения законности и служебной дисциплины в деятельности сотрудников органов внутренних дел различных подразделений.

Неуклонное исполнение законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами является сущностью законности и основой государственности.

Необходимо отметить, что законность и служебная дисциплина — это два перекрещивающихся явления, тесно взаимосвязанных между собой. Законность представляет собой государственную дисциплину (такую ее разновидность, как служебную) и все требования законности, обращенные к сотрудникам органов внутренних дел, составляют одновременно и содержание дисциплины. Об этом отмечается в ряде работ российских ученых, в частности, ученых Академии управления МВД России [3, с. 130— 140; 4, с. 116-126; 10-12].

Вопросы соблюдения законности и служебной дисциплины закреплены в Законе Республики Таджикистан «О милиции»1, а также в приказах и иных директивных документах МВД Республики Таджикистан2, в постановлении Правительства Республики Таджикистан «О Программе реформы (развития) милиции на 2014-2020 годы» от 3 мая 2014 г. № 2963, Положении о прохождении службы4.

Так, Президентом Таджикистана Э. Рахмо-ном подчеркнута важность неукоснительного соблюдения законности и выполнения требований служебной дисциплины сотрудниками ор-

1 О милиции [Электронный ресурс]: закон Республики Таджикистан (принят Маджлиси намояндагон 7 апреля 2004 г., одобрен Маджлиси милли 3 мая 2004 г.) (с изменениями Закона РТ от 27 ноября 2014 г. № 1140). URL: https://mvd.tj/old/index.php/ru/zakony-respubliki-tadzhikistan/5412-zakon-respubliki-tadzhikistan-o-militsii. (дата обращения: 15.02.2020).

2 Торжественная присяга рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Таджикистан [Электронный ресурс]: указ Президента Республики Таджикистан от 30 января 1995 г. № 167. URL: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=4814 (дата обращения: 15.02.2020); Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Таджикистан [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2006 г. № 424. URL: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=14744. (дата обращения: 15.02.2020).

3 О Программе реформы (развития) милиции на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2014 г. № 296. URL: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx/show_doc.fwx?rgn=67696. (дата обращения: 15.02.2020).

4 Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Таджикистан от 5 апреля 2005 г. № 137. https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=31585056 (дата обращения: 15.02.2020).

ганов внутренних дел [6, 7]. В свою очередь Министром внутренних дел Республики обращено внимание на недопустимость нарушений прав и свобод граждан, правонарушений, преступлений и корыстных злоупотреблений со стороны сотрудников органов внутренних дел [14].

Исторический путь органов внутренних дел Республики Таджикистан является эффективным воспитательным ресурсом, так как на протяжении десятилетий происходило формирование служебных и боевых традиций: это и преданность гражданскому и служебному долгу, и самоотверженность, и мужество, верность присяге и своему народу. На сложившихся традициях следует воспитывать современное поколение сотрудников органов внутренних дел, возрождать национальное самосознание и национальную гордость. Как справедливо отметил Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон, «только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений» [8]. Его слова, на наш взгляд, можно напрямую соотнести с историческим прошлым органов внутренних дел Таджикистана.

История развития органов внутренних дел Таджикистана представлена в работах авторов Я. С. Матылева, А. А. Каххорова, М. Джонова, Ф. Т. Тохирова, Р. Х. Рахимзода, К. Х. Солиева, А. Ш. Розикзода, Н. Дж. Назарова, Ф. Р. Ша-рифзоды, А. Д. Ульянова, А. М. Абдулова, Ш. С. Саймуддинова и других ученых.

Отдавая должное научным работам указанных авторов, необходимо отметить, что вопросы соблюдения и укрепления законности и служебной дисциплины в сфере деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан до сих пор не исследованы в полной мере.

До приобретения государственной независимости Республики Таджикистан (9 сентября 1991 г.) таджикская милиция существовала в составе Советской милиции.

Таджикская Советская Социалистическая Республика образовалась в 1929 г. К этому времени органы внутренних дел были сформированы окончательно с единой республиканской структурой органов правопорядка [9].

Обратимся к середине 20-х гг. XX в., когда таджикская милиция в тяжелейших условиях вела активную борьбу со спекуляцией, хищениями и растратами, боролась с преступностью, бандитизмом, детской беспризорностью, занималась ликвидацией басмаческих банд и была надежным стражем общественного порядка. В этот период окончательно устанавливается Советская власть на территории всей республики, происходит процесс совершенствования органов правопорядка, деятельность органов внутренних дел жестко регулируется законодательством.

166

Постановление руководства республики «О НКВД Таджикской АССР» от 14 августа 1926 г. и последующие нормативные документы, такие как «Положение о Народном Комиссариате внутренних дел», «Положение об Адмотделе ЦАУ НКВД», отразили соблюдение личным составом законности и служебной дисциплины. В положениях устанавливались границы полномочий личного состава во время исполнения служебных обязанностей и вне службы. Приведем цитату из нормативного документа того времени, который касается соблюдения законности и служебной дисциплины: «Каждый милиционер во время несения службы, под страхом суровой ответственности перед законом, обязан выполнить обязательство, данное им при поступлении на службу; беспрекословно исполнять все приказы и распоряжения своих начальников, соблюдать строгую дисциплину и порядок; неуклонно следить за исполнением гражданами декретов, постановлений и распоряжений Советской власти; быть честным, трезвым, исполнительным и вежливым со всеми, и в особенности с городской и деревенской беднотой; защищать республику всеми силами и средствами от империалистов, басмачей и других врагов» [1]. Таким образом, в представленных нормативных документах говорится о недопустимости злоупотребления служебным положением сотрудниками органов внутренних дел: «...служебное положение милиционера не дает ему никаких преимуществ перед другими гражданами во внеслужебное время» [13].

Интересно, на наш взгляд, положение СНК СССР «Общее положение о службе в рабоче-крестьянской милиции» (1926 г.), которое было единым к исполнению для милиции всех союзных республик. Оно действовало до 1962 г. В нем был установлен точный перечень обязанностей и прав сотрудников милиции и предусматривалась строгая дисциплина, что намного повышало ответственность личного состава [2]. В каждом районном отделе милиции [9] создавалась аттестационная комиссия, приоритетными задачами которой являлись строгий отбор претендентов на работу в органах милиции, оценка уровня знаний и степень их годности к милицейской службе, аттестация действующих сотрудников, и в случае соответствия необходимым требованиям комиссия выдавала рекомендацию для их продвижения на руководящие должности.

К важнейшему документу, определяющему основные принципы деятельности милиции Республики, следует отнести постановление ЦИК и СНК Таджикистана от 3 ноября 1928 г. о введении в действие «Дисциплинарного Устава рабоче-крестьянской милиции, уголовного розыска и мест заключения Таджикской АССР». Данным Уставом были урегулированы право-

вые и организационные основы прохождения государственной службы работников органов внутренних дел республики [1]. Работники таджикской милиции свою деятельность основывали на соответствующих постановлениях и законах местных органов власти.

НКВД республики в своей деятельности руководствовалась узаконениями и декретами Таджикской ССР, РСФСР, которые регулировали и деятельность органов милиции.

Постановление «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска» в 1932 г. дало толчок для создания бригад содействия милиции (Бригадмил). Бригадами осуществлялась постовая служба, патрулирование общественных мест с сотрудниками милиции, дежурство в отделениях милиции. Положительный опыт бригадмильцев внес значительный вклад в охране общественного порядка республики [13].

В начале 30-х гг. XX в. сотни милиционеров показали мужество, стойкость, героизм в борьбе с преступностью и басмаческими бандами на севере и на юге Таджикистана. НКВД республики в этот исторический период, несмотря на все сложности, создал специальную школу начальствующего состава милиции, которая стала основной площадкой для базовой подготовки и переподготовки личного состава.

Подготовке кадров руководство милиции Таджикской АССР всегда придавало огромное значение, в связи с этим создавались курсы для местных жителей по подготовке командного, рядового и технического состава. Эти курсы прошли тысячи граждан республики, что положительно повлияло на деятельность таджикской милиции в целом [5].

ЦИК СССР в июле 1933 г. был утвержден нагрудный знак «Почетный работник рабоче-крестьянской милиции». Кроме того, учреждены переходящие Красные знамена для вручения лучшим милицейским коллективам союзных республик. СНК СССР для награждения наиболее отличившихся сотрудников 31 октября 1940 г. был учрежден другой почетный знак — «Заслуженный работник НКВД».

В 1934 г. милиция и уголовный розыск стали составной частью единой системы органов внутренних дел СССР. Результат постоянных поисков организационных форм позволил ГУРКМ НКВД СССР создать централизованную систему милиции и уголовного розыска. Как показало время, это было правильным решением.

Анализ научных источников позволяет нам выделить трудности по созданию уголовного розыска в Таджикистане:

— низкий образовательный уровень коренного населения;

— незнание русскоговорящими таджикского языка и местных обычаев;

— нехватка оперативной связи;

— низкая зарплата сотрудников органов внутренних дел, недостаточность финансирования [1].

Несмотря на тяжелую социально-экономическая ситуацию, нехватку квалифицированных кадров, непрекращающиеся нападки бандформирований, таджикские милиционеры самоотверженно выполняли поставленные перед ними задачи по обеспечению безопасности общественного порядка, предотвращению преступных проявлений, борьбе с преступностью.

Строжайшее соблюдение законности и служебной дисциплины эффективно влияли на борьбу с преступностью и охрану общественного порядка в Таджикистане. Малейшие отступления от требований закона негативно влияло на сотрудников и приводило к нарушению прав и законных интересов граждан.

На данном этапе обеспечение законности и служебной дисциплины заключалось в следующем:

— во-первых, в укреплении соблюдения законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел не только с помощью мер государственного принуждения, но и путем воспитательной работы. Воспитательная работа в тот период проводилась партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями;

— во-вторых, в сознательном соблюдении требований закона всеми гражданами страны, уважении закона и прав граждан.

Важное значение имело обеспечение органов внутренних дел Таджикистана достойными кадрами, поэтому расстановка, обучение и воспитание личного состава находилось в центре внимания партийных и советских органов. На данном этапе работа с личном составом состояла в том, чтобы «на основе усиления организаторской и политико-воспитательной работы с кадрами, повышения персональной ответственности руководящего, оперативно-начальствующего и рядового состава за порученное дело, дальнейшего укрепления связи и взаимодействия с трудовыми коллективами, организациями трудящихся добиться коренного улучшения оперативно-служебной деятельности. Они должны были обеспечить надежную охрану об-

щественного порядка и соблюдение законности, поднять эффективность и культуру работы всех звеньев и сотрудников органов внутренних дел до уровня требований правительства» [6, с. 5].

В 1935—1936 гг. были осуществлены как служебная аттестация всего начальствующего состава органов внутренних дел, так и установление специальных званий, присваиваемых в соответствии со специальной подготовкой, квалификацией, служебной аттестацией и соответствующим стажем работы [2, с. 93].

Принятая 1 марта 1937 г. Конституция Таджикской ССР заложила твердую правовую основу деятельности милиции Таджикистана, закрепив главные задачи: охрану государственного, общественного имущества, прав и интересов граждан, укрепление правопорядка.

В целях улучшения качества работы сотрудников милиции Таджикистана в период своего становления уделялось особое внимание аналитической работе и планированию, контролю, укреплению исполнительской дисциплины, выполнению приказов МВД Таджикской ССР, МВД СССР, а также УВД обл.-гор-райисполкомов.

Таким образом, история органов внутренних дел Таджикистана имеет собственный уникальный опыт по укреплению законности и служебной дисциплины, на который могут ориентироваться современные сотрудники органов внутренних дел. В последние годы в условиях государственной независимости Таджикистана предъявляются повышенные требования к соблюдению и укреплению законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, их профессиональным, общечеловеческим, моральным и другим качествам, выдвигаются новые задачи по воспитанию личного состава. По нашему мнению, роль исторического опыта в решении современных проблем соблюдения законности и служебной дисциплины огромна, особенно в поисках путей решения вопросов правильного подбора и расстановки кадров, воспитания их в духе честности и уважительного отношения к гражданам, создания необходимой правовой и правоприменительной практики.

Список литературы:

References:

1. Документальные материалы Центрального государственного архива Таджикской ССР / под ред. В. А. Козачковского. Сталинабад, 1961.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. История органов внутренних дел Советского государства / под ред. Р. С. Мулукае-ва. М., 1986.

3. Кильмашкина Т. Н, Лозовицкая Г. П., Чирки-на Р. В., Дегтярев А. В. Теоретическое обо-

1. Dokumental'nye materialy Central'nogo gosu-darstvennogo arhiva Tadzhikskoj SSR / pod red. V. A. Kozachkovskogo. Stalinabad, 1961.

2. Istoriya organov vnutrennih del Sovetskogo gosudarstva / pod red. P. C. Mulukaeva. M., 1986.

3. Kil'mashkina T. N, Lozovickaya G. P., Chirki-na R. V., Degtyarev A. V. Teoreticheskoe obos-

168

снование курса повышения квалификации в области управления конфликтами в организации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6.

4. Лозовицкая Г. П. Генезис формирования кадровой политики МВД России: научно-исследовательский аспект // Российская полиция: три века служения Отечеству: сб. ст. Юбилейной междунар. науч. конф.: в 2 ч. / под ред. В. Л. Кубышко. 2019.

5. Назаров Н.Д. История таджикской милиции: этапы становления, развития и совершенствования. Душанбе, 2005.

6. Некоторые меры повышения эффективности и качества оперативно-служебной деятельности отраслевых служб органов, подразделений, каждого сотрудника, воспитания обучения и идейной закалки кадров. Душанбе, 1976.

7. Послание Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли от 26 декабря 2018 г. URL: http://president.tj/ru/node/19089 (дата обращения: 21.02.2020).

8. Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 2002.

9. Розикзода А. Ш. История формирования и деятельности милиции Таджикистана: ав-тореф. дис. ... д-ра ист. наук. Душанбе, 2003.

10. Русаков В. К, Колодкин Л. М, Лозовицкая Г. П. и др. Теоретические основы и практика работы кадровых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам прохождения службы: учеб.-практ. пособ. М., 2017.

11. Тарасов Ю. Ю, Закатов В. В., Сердюк Н. В., Лозовицкая Г. П., Фомин А. Г., Семченко

A. С., Боева О. В., Байков Д. М. Педагогика высшего образования МВД России: учеб. пособ. / [Ю. Ю. Тарасов и др.]; под ред.

B. В. Закатова. М., 2018.

12. Формирование кадровой политики и управление персоналом государственной службы: учеб. пособ. / [Сердюк Н. В. и др.; под общ. ред. Г. П. Лозовицкой]. М., 2019.

13. Хокироев А. Ю. Функционирование милиции Северного Таджикистана как государственного органа Таджикской АССР в 1924-1929 гг.

14. URL: https://mvd.tj/index.php/ru (дата обращения: 21.02.2020).

Для цитирования:

Шарифзода М. С. Современные проблемы законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел Республики Таджикистан с позиций исторического опыта // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 163—168.

novanie kursa povysheniya kvalifikacii v oblasti upravleniya konfliktami v organizacii // Psiho-logicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22. № 6.

4. Lozovickaya G. P. Genezis formirovani-ya kadrovoj politiki MVD Rossii: nauchno-issledovatel'skij aspekt // Rossijskaya policiya: tri veka sluzheniya Otechestvu: sb. st. Yubilejnoj mezhdunar. nauch. konf.: v 2-h chastyah / pod red. V. L. Kubyshko. 2019.

5. Nazarov N. D. Istoriya tadzhikskoj milicii: etapy stanovleniya, razvitiya i sovershenstvovaniya. Dushanbe, 2005.

6. Nekotorye mery povysheniya effektivnosti i kachestva operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti otraslevyh sluzhb organov, podrazdelenij, kazh-dogo sotrudnika, vospitaniya obucheniya i ide-jnoj zakalki kadrov. Dushanbe, 1976.

7. Poslanie Lidera nacii, Prezidenta Respub-liki Tadzhikistan Emomali Rahmona Madzhli-si Oli ot 26 dekabrya 2018 g. URL: http://pres-ident.tj/ru/node/19089 (data obrashcheniya: 21.02.2020).

8. Rahmonov E. Sh. Tadzhiki v zerkale istorii. Dushanbe, 2002.

9. Rozikzoda A. Sh. Istoriya formirovaniya i deyatel'nosti milicii Tadzhikistana: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk. Dushanbe, 2003.

10. Rusakov V. K., Kolodkin L. M, Lozovic-kaya G. P. i dr. Teoreticheskie osnovy i praktika raboty kadrovyh podrazdelenij organov vnu-trennih del Rossijskoj Federacii po voprosam prohozhdeniya sluzhby: ucheb.-prakt. posob. M., 2017.

11. Tarasov Yu. Yu., Zakatov V. V., Serdyuk N. V., Loz.ovickaya G. P., Fomin A. G, Semchen-ko A. S., Boeva O. V., Bajkov D. M. Pedagogi-ka vysshego obrazovaniya MVD Rossii: ucheb. posob. / [Yu. Yu. Tarasov i dr.]; pod red. V. V. Zakatova. M., 2018.

12. Formirovanie kadrovoj politiki i upravlenie personalom gosudarstvennoj sluzhby: ucheb. posob. / [Serdyuk N. V. i dr.; pod obshch. red. G. P. Lozovickoj]. M., 2019.

13. Hokiroev A. Yu. Funkcionirovanie milicii Sever-nogo Tadzhikistana kak gosudarstvennogo organa Tadzhikskoj ASSR v 1924-1929 gg.

14. URL: https://mvd.tj/index.php/ru (data obrash-cheniya: 21.02.2020).

For citation:

Sharifzoda M. S. Modern problems of legality and service discipline in the internal Affairs bodies of the Republic of Tajikistan from the perspective of historical experience // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. No 2 (54). P. 163-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.