М. М. мирзорустамов,
адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами (Академия управления МВД России)
M. M. MIRZORUSTAMOV,
Adjunct at the Department of Psychology, Pedagogics and Personnel Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 340.131.4
Законность в деятельности органов МВД Республики Таджикистан
Compliance with the Law in the Work of Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan
В статье рассматривается управленческая деятельность МВД Республики Таджикистан в обеспечении дисциплины и законности, предупреждении коррупции среди личного состава, а также учет и анализ правонарушений данного характера. Анализируются причины совершения правонарушений сотрудниками милиции в процессе выполнения оперативно-служебных (боевых) задач. Даются рекомендации по организации профилактики делинкветных действий сотрудников территориальных органов МВД Республики Таджикистан.
Законность, дисциплина, коррупция, профилактика, кадровые решения, реформа.
The author analyzes the nature and causes of offences committed by Tajik police officers in the line of duty, with particular attention to instances of corruption. Much attention is also devoted to how the Ministry of Internal Affairs of Tajikistan exercises its managerial powers to minimize criminality, including bribe-taking, among police officers. Advice is offered on how best to prevent delinquency in territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Tajikistan.
Legality, discipline, corruption, prevention, personnel replacement, reform.
К наиболее существенным признакам законности, как правило, относят обязательность соблюдения и исполнения законов; осуществление всех властных функций исключительно на основе закона при соблюдении прав и свобод человека и гражданина, гарантированности от необоснованного привлечения граждан к ответственности или незаконного лишения имущества; пресечение и предупреждение любых правонарушений, а также обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законов [1].
Первоначально законность как политико-правовой феномен возникает в качестве принципа,
которому должны следовать субъекты, определяя свое отношение к действующему закону. Если субъекты соблюдают данный принцип в своей повседневной управленческой деятельности, включая правоохранительную, то он перерастает в метод управленческой деятельности. Когда данный метод становится всеобщим, формируется режим законности, а подлинная социальная ценность законности становится очевидной лишь тогда, когда она приобретает свою завершенную форму в виде режима законности [5].
Несмотря на многочисленную критику со стороны общественности и некоторую утра-
Ранее - научный сотрудник ОН и РИО Академии МВД Республики Таджикистан.
' Formerly - Researcher at the Research and Publishing Department of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan.
ту собственного имиджа, МВД Республики Таджикистан (далее — МВД РТ) в процессе реформирования милиции целенаправленно проводит открытую и твердую кадровую политику, ориентированную на кардинальное изменение нравственного облика таджикистанского милиционера и искоренение в системе Министерства внутренних дел нарушений законности, дисциплины и коррупции.
В 2016 г. организации работы с личным составом были посвящены несколько расширенных коллегий МВД РТ с участием руководителей территориальных органов УМВД, УВДТ, ОМВД. В частности, на одной из них наиболее объемно были обсуждены вопросы предотвращения нарушений законности и дисциплины, противодействия коррупции, совершенствования кадровой политики, воспитательной работы в МВД РТ, формирования высокопрофессионального социально и деонтологически ответственного корпуса таджикистанской милиции.
В решении коллегии были закреплены меры по ужесточению ответственности руководителей ОВД за состояние антикоррупционной работы и обеспечение соблюдения дисциплины и законности личным составом. В результате за непринятие по этим вопросам соответствующих мер к строгой дисциплинарной ответственности был привлечен ряд руководителей, а за неудовлетворительную организацию деятельности по обеспечению дисциплины и законности среди личного состава от занимаемых должностей были освобождены семь руководителей территориальных органов МВД РТ.
Также было отмечено, что положительные результаты деятельности милиции по борьбе с преступностью остаются не замеченными гражданами и обществом в целом из-за большого количества нарушений конституционных прав и законных интересов граждан, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов.
Только за 11 месяцев 2016 г. в органах внутренних дел выявлено 27 коррупционных преступлений, в том числе 15 фактов взяточничества, рассмотрено 127 жалоб и заявлений граждан на противозаконные действия сотрудников милиции, по которым проведено 53 служебные проверки. По подтвердившимся данным возбуждено 11 уголовных дел, привлечены к дисциплинарной ответственности 37 сотрудников милиции, в том числе 18 уволены и 13 освобождены от занимаемых должностей [4].
Изучение ведомственной статистики и материалов служебных проверок о нарушениях законности сотрудниками органов МВД РТ по результатам прокурорских проверок в 2016 г. показало прирост фактов использования служебных кабинетов и комнат, предназначенных для административно задержанных, изоляторов
временного содержания в управлениях и отделах Министерства в целях незаконного содержания граждан, подозреваемых в совершении преступлений. Допускаются противозаконные обыски и досмотры, а также не прекращаются случаи получения оперативными сотрудниками признательных показаний путем физического воздействия на задержанных лиц.
Сегодня вопрос обеспечения законности в оперативно-служебной (боевой) деятельности органов МВД РТ не теряет своей актуальности и определяется лидером нации — президентом Э. Рахмоном — как приоритетное направление развития всей системы МВД РТ [2].
Под нарушением законности следует понимать виновное невыполнение сотрудником правоохранительных органов предусмотренных законом правовых предписаний, которое причинило или могло причинить материальный, моральный, физический вред (ущерб) конституционным правам и свободам человека и гражданина, обеспечению правопорядка, конституционному строю государства, а равно иное посягающее на правопорядок общественно опасное (общественно вредное) деяние либо предоставление незаконных льгот и привилегий.
Гарантия законности в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел — это целенаправленное управляющее воздействие на организацию и осуществление профессиональной (правоохранительной, правоприменительной) деятельности в целях достижения максимального соответствия ее правовым нормам. Практическим обеспечением законности можно считать ее укрепление в форме непосредственного управленческого профилактического воздействия руководителей на причины и условия, способствующие правонарушениям подчиненного личного состава.
С учетом степени общественной опасности или общественной вредности различаются два типа нарушений законности в деятельности органов МВД РТ: преступления и дисциплинарные проступки. В свою очередь, необходимо разграничивать нарушения законности, совершаемые сотрудниками милиции на службе и вне ее (на досуге и в быту). Действительно, в отдельных случаях нарушения законности могут совершаться и вне службы, но, как правило, они сопряжены со злоупотреблениями властных полномочий, в частности, путем использования удостоверений и других служебных документов, спецсредств, оружия, полномочий либо неформальных связей и знакомств должностного лица.
Обозначенные аспекты в классификации нарушений законности в деятельности сотрудников МВД РТ следовало бы юридически закрепить в нормативном акте, в частности в Инструкции по учету нарушений законности и чрезвычай-
ных происшествий в органах внутренних дел Республики Таджикистан. Наряду с этим сами нарушения законности необходимо подразделить на незаконные (очевидно научающие правовые предписания и запреты) и необоснованные (процессуально и тактически ошибочные).
Источники информации для анализа и оценки состояния законности на уровне городских, районных органов и центрального аппарата МВД РТ значительно отличаются. В городских и районных органах и подразделениях — это специально предназначенные журналы учета нарушений законности и соответствующие дела, где концентрируются материалы, подтверждающие факты совершения должностных правонарушений. В подразделениях Министерства анализируются статистические данные, поступающие из Информационного центра, которые готовятся на основе присылаемых с мест статистических карточек. Анализ и обобщение осуществляются одновременно как в целом по МВД РТ, его отраслевым службам, так и по отдельным органам и подразделениям.
При изучении состояния законности не всегда обстоятельно анализируются находящиеся в производстве и оконченные расследованием уголовные дела, представления прокуроров по выявленным в процессе надзорной деятельности нарушениям законности, допущенным личным составом, жалобы граждан, справки по итогам инспекторских, целевых и контрольных проверок. Общая оценка состояния законности включается в качестве самостоятельного раздела в отчетность о состоянии правопорядка и результатах деятельности служб либо входит в оценку оперативной обстановки за соответствующий календарный период, а также отражается в специальной справке.
Рассмотрим единичные причины нарушений законности в деятельности милиции, а также их комплекс в целом. Данные причины условно можно разделить на две большие группы: общие и специальные.
Общие причины нарушений законности в большинстве случаев связаны с несовершенством законодательных актов: их неполнотой, противоречивостью, нестабильностью и ненадлежащим качеством. Недостаточный уровень профессиональной правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел определяется, в частности, постоянными, порой не вызванными социально-экономической и политической необходимостью изменениями, вносимыми в уголовное, административное, оперативно-разыскное и процессуальное законодательство Республики. Юридическая апатичность, а порой и негативизм многих сотрудников, также как недостаточно эффективно организованное информирование о законодательных новеллах
личного состава отдаленных органов и подразделений, создают условия для дефектной правовой культуры правоприменителей, осуществляющих большую часть функции по обеспечению правопорядка в обществе. До настоящего времени не преодолен массовый правовой нигилизм, вызванный разрушением традиционных и советских ценностей гуманитарной культуры, других последствий бесчеловечной гражданской войны 1992—1997 гг. Низкий уровень правосознания и кратофобия (неприязнь и недоверие ко всем уровням власти) предопределяют низкую требовательность большей части населения к должностным лицам, а также их невысокую дееспособность в защите нарушенных милицией прав, свобод и законных интересов граждан.
Проанализируем факторы, оказывающие влияние на состояние законности в повседневной деятельности органов МВД РТ. Комплекс данных факторов называется системой обеспечения (гарантиями) законности. В Республике Таджикистан экономические факторы обеспечения законности в деятельности органов МВД имеют большое значение в силу их катастрофической недостаточности и выражаются в форме материальных средств социальной защиты (денежное довольствие, материальные поощрения всех видов деятельности и обеспечение жилищем, санаторно-курортным лечением, домами отдыха и медицинским обслуживанием, детскими учреждениями, пенсиями и др.), материально-технического обеспечения оперативно-служебной (боевой) деятельности (оборудование, транспорт, средства связи, специальная, боевая техника и вооружение, средства защиты и т. д.).
Отсутствие официальной государственной идеологии отрицательно воздействует на правовую культуру и психологию, этику, сформированные в общественном сознании, а также на ценностные установки и нравственные ориентации каждого сотрудника милиции.
В системе обеспечения законности особое место занимают организационно-управленческие и правовые факторы. Значение организационно-управленческих факторов заключается в реализации определенных организационных форм, создаваемых в целях влияния на законность и дисциплину оперативно-служебной (боевой) деятельности, а также организующего воздействия субъектов применения законов легитимными средствами и контроля за соблюдением материальных и процессуальных правовых норм и регламентов. Требуются также эффективные организационные и процессуальные механизмы судебной и административной защиты гражданами нарушенных прав, свобод и законных интересов. Кроме указанных гарантий законности, важное значение придается высококвалифицированным
и граждански ответственным кадрам и социально эффективной кадровой политике, которая влияет на разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление законности.
Отметим также, что система контроля за деятельностью правоохранительных органов Таджикистана состоит из политического (президентского, парламентского и правительственного) контроля, судебной и прокурорской контрольно-надзорной деятельности, а также общественного контроля со стороны институтов зарождающегося гражданского общества.
Изучение материалов служебных проверок позволяет конкретизировать причины и условия наиболее распространенных правонарушений, допущенных сотрудниками милиции.
Во-первых, неспособность отдельных сотрудников сохранять самообладание в напряженной (стрессогенной) обстановке при агрессивном сопротивлении и провокационных действиях правонарушителей. Так как зачатую вспыхнувший гнев сотрудника милиции по отношению к правонарушителю, ненависть вызваны гибелью сослуживца, другого близкого лица, жестокостью злоумышленников, то негативные эмоции оказываются сильнее чувства служебного долга и гуманизма. Данные причины относятся к личностным характеристикам сотрудника милиции и могут быть устранены квалифицированной профессиональной подготовкой, включая в первую очередь ее нравственно-психологическую составляющую.
Во-вторых, профессионализм сотрудников органов внутренних дел находится на низком уровне. В силу недостаточных знаний норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства сотрудниками милиции не обеспечивается всесторонность и полнота предварительных (доследственных) проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях. В последующем сотрудники нередко стремятся посредством применения противозаконных методов ведения следствия и дознания компенсировать недостаточность и некачественность ранее полученных данных о преступлении. Допускаются нарушения конституционных прав и свобод граждан в сфере уголовно-правовой защиты. Профессиональная подготовка должна обеспечить каждому сотруднику милиции обладание разносторонними и глубокими правовыми знаниями. Он должен уметь быстро находить законы, иные нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, подлежащие применению. Помимо знаний, милиционерам необходимы профессиональные умения и навыки по применению норм материального права и соблюдению процессуальных правовых предписаний в строгом соответствии с законом.
Очень значимо и практическое владение тактикой осуществления различных оператив-
но-разыскных мероприятий и процессуальных действий. В качестве элемента профессиональной культуры в характеристике менталитета сотрудника правоохранительного органа главным является его высокая гражданская и профессиональная деонтологическая [3] ответственность, устойчиво положительное отношение к праву, легитимной практике его применения.
Нравственные и организационно-правовые особенности среды профессионального функционирования сотрудников оказывают прямое влияние на состояние правопорядка внутри территориальных органов МВД. Служебная внутри-организационная среда должна отличаться нетерпимостью к нарушению законности, для чего необходимо:
— вовремя подмечать и поощрять проявления активной принципиальной позиции сотрудников милиции по отношению к нарушениям законности и, наоборот, проявления пассивной позиции публично осуждать;
— своевременно фиксировать случаи нарушений законности в оперативно-служебной (боевой) деятельности сотрудников, по каждому нарушению при необходимости проводить служебную проверку и принимать меры управленческого воздействия, включая справедливую дисциплинарную ответственность;
— преодолевать проявления узковедомственного подхода как в раскрываемости преступлений, так и в другой правоохранительной деятельности, ложном понимании товарищества по отношению к сотрудникам — делинквентам, а также системно противодействовать процессам распространения правового нигилизма и профессиональной деформации (деградации) в среде личного состава;
— выносить на широкое обсуждение служебных коллективов факты нарушения законности, придавать должное значение и внимание подготовке таких обсуждений;
— выявлять и устранять случаи служебного сокрытия и несвоевременного реагирования руководителей (начальников) на правонарушения сотрудников милиции, проводить служебные проверки по данным фактам, придавая широкой служебной огласке принятые по результатам управленческие решения, в том числе и приказы о наложении дисциплинарных взысканий.
Таким образом, для устранения или нейтрализации недостатков необходим системный подход, включающий обеспечение верховенства закона, совершенствование и систематизацию ведомственного правового регулирования и правоприменительной деятельности, повышение уровня социальной защиты и профессиональной культуры сотрудников милиции в целом, использование организационно-управленческих, психолого-педагогических и иных факторов, влияющих на эффективность применения законов.
Список литературы:
1. Нечипас Ю. В., Побережная И. А. Принцип конституционной законностии и его реализация // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).
2. Рахмон Э. Выступление на торжественном собрании в честь Дня таджикской милиции 10 ноября 2012 г. URL: http://www.mvd.tj (дата обращения: 03.04.2017).
3. Сафронов А. Д. Полицейская виктимология: монография. М., 2015.
4. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Республики Таджикистан за 2016 г.: сборник аналитических и информационных материалов. Душанбе, 2016.
5. Федоринова Е. А. Законность в деятельности органов внутренних дел // Инновационная наука. 2016. № 4.
E-mail: [email protected]
О —
0
1
о —
о ^
о <
о
<
X
>>
S а. Е-
163