Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ КИНОЛОГОВ'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ КИНОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ КИНОЛОГОВ / КИНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / КАЧЕСТВО МЫШЛЕНИЯ / ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ / КИНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Богданов Сергей Геннадьевич

В статье установлена значимость развития профессионального мышления бакалавров кинологов и необходимость повышения квалификации преподавателей по данным вопросам. В статье анализируется совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей, низкая организация которой является одной из причин сложившейся неблагоприятной обстановкой в сфере оказания услуг кинологической деятельности в России бакалаврами кинологами, имеющими недостаточный уровень профессиональной компетентности. Ставиться цель при повышении квалификации преподавателей - в вопросах развития профессионального мышления будущих бакалавров кинологов по направлениям подготовки «Зоотехния»1 и «Биология»2, посредством рассмотрения проблем, корректировкой существующих образовательных программ, использованием современных интерактивных технологий обучения. Методологической основой исследования выступают условия организации повышения квалификации преподавателей, а также компоненты, критерии и особенности развития профессионального мышления будущих бакалавров кинологов. Описание результатов связано с анализом, разработкой и формированием предложений по совершенствованию программы повышения квалификации преподавателей. Научно обосновано понятие «профессиональное мышление будущих бакалавров кинологов» - «профессионально-кинологическое мышление» - это способность, которая сформирована в процессе обучения, заключающаяся в определении ситуации с точки зрения квалифицированной осведомленности, выявлять, исследовать и оценивать степень и силу собственного воздействия, с готовностью влиять на объекты сферы кинологической деятельности с целью получения наилучшего положительного результата реализации своих трудовых функций. Развитие профессионального мышления представляется равно как сложная доля концепции высшего образования и является необходимым компонентом у самих преподавателей. Разрабатываются комбинации в технологических процессах педагогики, направленные на развитие профессионального мышления будущих бакалавров кинологов. Предложено формирование кинологической компетентности, как обособленного спектра определённых профессиональных компетенций, схожих в различных направлениях подготовки, но объединенных одним профилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Богданов Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL THINKING OF FUTURE BACHELOR DOG HANDLERS

The article establishes the importance of the development of professional thinking of bachelor dog handlers and the need for advanced training of teachers on these issues. The article analyzes the improvement of the process of professional development of teachers, the low organization of which is one of the reasons for the current unfavorable situation in the provision of services of cynological activity in Russia by bachelor cynologists with an insufficient level of professional competence. The goal is to improve the qualifications of teachers - the development of professional thinking of future bachelor dog handlers in the areas of training "Animal Science" and "Biology", through the consideration of problems, the adjustment of existing educational programs, the use of modern interactive learning technologies. The methodological basis of the research is the conditions for the organization of advanced training of teachers, as well as components, criteria and features of the development of professional thinking of future bachelor dog handlers. The description of the results is related to the analysis, development and formation of proposals for improving the teacher-training program. The concept of "professional thinking of future bachelor dog handlers" is scientifically substantiated - it is the ability that is formed in the learning process, which consists in determining the situation from the point of view of qualified awareness, to identify, investigate and evaluate the degree and strength of their own impact, with a willingness to influence the objects of professional activity in order to obtain the best positive result. The development of professional thinking is also a complex part of the concept of higher education and is a necessary component for teachers themselves. Combinations are being developed in the technological processes of pedagogy aimed at the development of professional thinking of future bachelor dog handlers. The formation of cynological competence as a separate spectrum of certain professional competencies, similar in various areas of training, but united by one profile, is proposed.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ КИНОЛОГОВ»

3. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии, 1976, № 4. - С.55-68.

4. Выготский Л. С. Педология подростка. (На правах рукописи.) - М.-Л., 1931.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - 574 с.

6. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // В сб.: Изучение мотивации детей и подростков.- М., 1972. - С.45-80.

References

1. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood. M., 1968.464 p.

2. Bozhovich L.I. The problem of the development of the motivational sphere of the child. In the collection: Study of motivation of behavior of children and adolescents. M., 1972. pp. 7-44.

3. Bozhovich L.I., Slavina L.S., Endovitskaya T.V. Experience of experimental study of arbitrary behavior. Questions of psychology, 1976, No. 4. pp. 55-68.

4. Vygotsky L. S. Pedology of a teenager. (On the rights of the manuscript.). ML., 1931.

5. Leontiev A.N. Problems of the development of the psyche. M., 1972. 574 p.

6. Slavina L.S. The role of the goal set for the child and the intention formed by him as the motives of the student's activity. In the collection: The study of motivation of children and adolescents. M., 1972. pp.45-80.

ПЕДАГОГИКА

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ КИНОЛОГОВ

Долинина Ирина Геннадьевна

Доктор педагогических наук, профессор, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь), e-mail: professordolini-na@mail.ru

Богданов Сергей Геннадьевич

Преподаватель, адъюнкт адъюнктуры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь), e-mail: Bogdanov-sergey13@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-15-30

Аннотация:

В статье установлена значимость развития профессионального мышления бакалавров кинологов и необходимость повышения квалификации преподавателей по данным вопросам. В статье анализируется совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей, низкая организация которой является одной из причин сложившейся неблагоприятной обстановкой в сфере оказания услуг кинологической деятельности в России бакалаврами кинологами, имеющими недостаточный уровень профессиональной компетентности. Ставиться цель при повышении квалификации преподавателей — в вопросах развития профессионального мышления будущих бакалавров кинологов по направлениям подготовки «Зоотехния»1 и «Биология»2, посредством рассмотрения проблем, корректировкой существующих образовательных программ, использованием современных интерактивных технологий обучения.

Методологической основой исследования выступают условия организации повышения квалификации преподавателей, а также компоненты, критерии и особенности развития профессионального мышления будущих бакалавров кинологов.

Описание результатов связано с анализом, разработкой и формированием предложений по совершенствованию программы повышения квалификации преподавателей. Научно обосновано понятие «профессиональное мышление будущих бакалавров кинологов» - «профессионально-кинологическое мышление» - это способность, которая сформирована в процессе обучения, заключающаяся в определении ситуации с точки зрения квалифицированной осведомленности, выявлять, исследовать и оценивать степень и силу собственного воздействия, с готовностью влиять на объекты сферы кинологической деятельности с целью получения наилучшего положительного результата реализации своих трудовых функций.

Развитие профессионального мышления представляется равно как сложная доля концепции высшего образования и является необходимым компонентом у самих преподавателей.

Разрабатываются комбинации в технологических процессах педагогики, направленные на развитие профессионального мышления будущих бакалавров кинологов. Предложено формирование кинологической компетентности, как обособленного спектра определённых профессиональных компетенций, схожих в различных направлениях подготовки, но объединенных одним профилем.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональное мышление будущих бакалавров кинологов, кинология, педагогическая технология, мыслительные операции, качество мышления, формы мышления, кинологическая компетентность.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки зоотехния, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. N 972

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки биология, Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 7 августа 2020 г. N 920.

16

ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL THINKING OF FUTURE BACHELOR DOG HANDLER

Dolinina Irina Gennadievna

Doctor of Pedagogics, Professor, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (Perm), e-mail: professordolinina@mail.ru

Bogdanov Sergey Gennadievich

Lecturer, Adjunct, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (Perm), e-mail: Bogdanovsergey13@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-15-30

Annotation:

The article establishes the importance of the development of professional thinking of bachelor dog handlers and the need for advanced training of teachers on these issues. The article analyzes the improvement of the process of professional development of teachers, the low organization of which is one of the reasons for the current unfavorable situation in the provision of services of cynological activity in Russia by bachelor cynologists with an insufficient level of professional competence. The goal is to improve the qualifications of teachers - the development of professional thinking of future bachelor dog handlers in the areas of training "Animal Science" and "Biology", through the consideration of problems, the adjustment of existing educational programs, the use of modern interactive learning technologies.

The methodological basis of the research is the conditions for the organization of advanced training of teachers, as well as components, criteria and features of the development of professional thinking of future bachelor dog handlers.

The description of the results is related to the analysis, development and formation of proposals for improving the teacher-training program. The concept of "professional thinking of future bachelor dog handlers" is scientifically substantiated - it is the ability that is formed in the learning process, which consists in determining the situation from the point of view of qualified awareness, to identify, investigate and evaluate the degree and strength of their own impact, with a willingness to influence the objects of professional activity in order to obtain the best positive result.

The development of professional thinking is also a complex part of the concept of higher education and is a necessary component for teachers themselves.

Combinations are being developed in the technological processes of pedagogy aimed at the development of professional thinking of future bachelor dog handlers. The formation of cynological competence as a separate spectrum of certain professional competencies, similar in various areas of training, but united by one profile, is proposed.

Key words: professional development, professional thinking of future bachelor dog handlers, cynology, pedagogical technology, mental operations, quality of thinking, forms of thinking, cynological competence.

Введение. Индустрия в области кинологической деятельности развита не только в силовых ведомствах Российской Федерации, но и в гражданском секторе, где согласно «Национальным стандартам Российской Федерации»3 установлены определенные необходимые требования к профессиональной деятельности, в которой распространены услуги сферы кинологической деятельности4. Данные услуги должны осуществляться качественно, подготовленными квалифицированными специалистами, обладающими профессиональной компетентностью, выражающейся в способности организовать и обеспечить дрессировку и тренировку собак, а также их разведение, выращивание, размещение, содержание, кормление, уход и сбережение.

Распространение услуг специалистов-кинологов связано с ростом спроса на собак в качестве домашних питомцев, для участия в соревнованиях, для защиты имущества и личности, службы в государственных структурах и охранных предприятиях. В связи с этим количество высших учебных заведений, желающих открыть направление по обучению профилю «Кинология», с каждым годом увеличивается. В настоящее время около 37 ВУЗов страны, обучают профильных кинологов бакалавров по направлениям подготовки «Зоотехния» и «Биология» с целью динамичного ответа спросам рынка труда. В силу ряда причин данные специалисты не обеспечивают качественного оказания услуг в полном объеме, о чем свидетельствует статистика.

Данные Роспотребнадзора указывают на прогрессивную динамику покуса людей собаками в 2021 году, составили 69,4% (более 120 тыс. случаев) от общего количества обращений в медицинские организации, за аналогичный период 2020 года - 65,5%. Реклама и социальная потребность многих людей влечет к приобретению щенков и молодых собак, но, по мере взросления своего питомца они отказываются от него в связи с появляющимися проблемами в поведении животного и сложностями его содержания. Рабочие качества пород собак, которые являются приоритетными для формирования навыков дрессировки, применения в силовых структурах, охранных предприятиях и выступлениях на различных отечественных и международных соревнованиях в последнее время имеют тенденцию к ухудшению. Слабо развиваются и формируются перспективные методические материалы отражающие творческую деятельность специалистов-кинологов по совершенствованию и развитию технологий дрессировки и тренировки собак, развития в них новых качеств, которые будут востребованы в социуме.

Одними из причин вышеперечисленных проблем являются не

3 Далее — ГОСТ.

4 ГОСТ Р 56392—2015, Услуги для непродуктивных животных. Разведение непродуктивных животных. ГОСТ Р 56390—2015, Услуги для непродуктивных животных. Дрессировка собак для адаптации к городским условиям. ГОСТ Р 57527—2017, Услуги для непродуктивных животных. Подготовка и аттестация собак для адаптивного спорта. ГОСТ Р 57526—2017, Услуги для непродуктивных животных. Дрессировка собак для противодействия человеку. Общие требования.

профессиональное оказание услуг по дрессировке собак, либо не оказание полностью, отсутствие способностей дрессировать собак конкретных пород, не качественное освоение кинологами способностей по селекционно-племенному разведению, что в годы повышенного спроса ведет к ухудшению рабочих качеств собак. Недостаточно сильно развит и применяется профессиональный подход, при котором оказания гражданам, организациям и государству услуг кинологической деятельности рассматривается как компетентная область с поддержкой подготовленных высококвалифицированных экспертов, удовлетворяющих клиентам требуемые потребности, помогающих обнаружить трудности, изучить и предоставить советы, провести консультирование согласно их устранению, также способствовать исполнению установленных заключений и приобретенных советов.

С целью решения обнаруженных проблемных вопросов нужны эксперты со значительной степенью сформированных компетентностей и современным типом профессионального мышления, для которых кинологическая деятельность и собственная позитивная роль в данной сфере является императивом.

Цель нашего исследования заключается в рассмотрении вопросов развития профессионального мышления будущих бакалавров кинологов «профессионально-кинологического мышления», посредством рассмотрения проблем, корректировкой существующих образовательных программ, использованием современных интерактивных технологий обучения, при повышении квалификации преподавателей ВУЗов.

Обзор литературы. На протяжении последнего десятилетия в современных научных трудах часто озвучиваются проблемы качественной профессиональной деятельности специалистов-кинологов, сформированные из отзывов клиентов, работодателей, персонала и начальников служб силовых ведомств, где будущие бакалавры кинологи осуществляют свою трудовую деятельность. Авторы научных исследований утверждают, что выпускникам кинологам слабо прививаются профессиональные кинологические и педагогические компетенции [16], приводят примеры влияния данного факта на способности организовывать и проводить тренировочные занятия с персоналом кинологической организации, личным составом подразделения силового ведомства, проводить дрессировку собак, а также их содержание и уход [6; 3]. По отзывам командиров воинских частей и подразделений силовых ведомств, отмечается недостаток знаний, умений и навыков у специалистов-кинологов в рамках своей профессиональной деятельности, связанный со слабыми специальными знаниями и использованием консервативных методов и способов подготовки собак [10; 18].

По утверждению Д. Фатина, «Наша единая проблема заключается не только в собаках, проблема гораздо основательнее. Вопрос в целой концепции, помимо нехватки методик подготовки собак, существует непонимание процессов, происходящих в дрессировке, в стремлении желаемое выдать за действительное. И это последнее, пожалуй, самое опасное» [17]. Нет единых подходов в формировании профессиональной компетентности специалистов-кинологов в образовательной деятельности.

В Федеральном законе «Об образовании» указано, что педагоги должны осуществлять собственную работу на значительном высокопрофессиональном уровне, использовать педагогически аргументированные и обеспечивающие высокое качество образования, способы и формы преподавания и воспитания, регулярно наращивать собственное профессиональное мастерство5. Но зачастую преподаватели профильных дисциплин ВУЗа не обладают должным объемом знаний, умений и навыков по определенным направлениям кинологической деятельности, даже в силу своего педагогического мастерства не могут качественно развить профессиональные компетенции у будущих выпускников бакалавров.

Помимо ВУЗов с кинологическим профилем подготовки, где обучаются будущие бакалавры кинологи, еще одним рычагом воздействия на существующую проблему является «институт повышения квалификации».

К основным задачам повышения квалификации педагогов можно отнести:

1. Повышение педагогического мастерства через использование современных и инновационных методов в образовательной деятельности;

2. Создание условий для совершенствования индивидуальных способностей к профессиональной деятельности;

3. Апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм обучения и переподготовки [13].

Перечисленные задачи повышения квалификации направлены на проведение анализа сформированных, а в некоторых случаях остаточных, знаний, умений, навыков профессиональной кинологической компетентности преподавателей ВУЗов, формирование оценки сложившейся ситуации при полученных результатах и своевременное реагирование, которое реализуется в принятии мер по ликвидации существующей профессиональной отсталости конкретных педагогов.

В настоящее время система повышения квалификации педагогов, в особенности узких профессиональных направлений подготовки находится в кризисном состоянии и активно нуждается в современных подходах, методах и формах, что в свою очередь не устраняет существующие проблемы и не удовлетворяет потребности практикующих преподавателей [12].

Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования составляют условия организации повышения квалификации преподавателей, а также компоненты, критерии и особенности развития профессионального мышления будущих бакалавров кинологов. С увеличением количества ВУЗов, наращивается и научно-педагогический состав в них входящий. На современном этапе педагогической деятельности уровень представлений преподавателей ВУЗов о современных тенденциях, условиях, спросах, методах и технологиях оказания услуг в сфере кинологической деятельности не достаточен, что ведет к формированию низкого уровня профессиональной компетентности будущих бакалавров кинологов. В связи с этим научно педагогический состав ВУЗов нуждается в повышения квалификации в вопросах качественного формирования профессионального мышления у выпускников бакалавров кинологов.

5 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 20

Профессиональное мышление равно как терминологическое словосочетание возник в научно-практической области ХХ столетия, равно как результат интеллектуализации социальной работы, в следствии влияния научно-технологического прогресса.

Понятие применяется при подчеркивании значения профессионально-квалификационного уровня специалиста и особенностях мышления, выражающих качественный аспект.

Профессиональное мышление бакалавров кинологов складывается из профессиональных компетенций, которыми они овладевают в процессе обучения в ВУЗе и, способностью, применять приобретенные знания, умения, навыки, в базе компетентностного и технологического подхода, обнаруживать решение в необычных моментах (критических ситуациях), если отсутствуют выработанные методы воздействия.

В программе повышения квалификации должно быть предусмотрено проведение практических занятий в специализированных кинологических организациях (клубах, секциях), организующих дрессировку и содержание собак, в племенных питомниках по селекции, разведении и содержании собак различных пород.

В «Основной профессиональной образовательной программе высшего образования»6 (программа бакалавриата) направления «Зоотехния» и «Биология» общего профиля подготовки «Кинология» (на примере «Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации» и «Пермского института Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации»), требуется обеспечение профессиональных компетенций (ПК) - «Способности применять современные методики дрессировки и тренировки собак, а также организовать их разведение, выращивание, размещение, содержание, кормление, уход и сбережение» реализуется в следующих дисциплинах: «Теоретические основы методики и техники дрессировки собак», «Дрессировка служебных собак», «Дрессировка и тренировка собак», «Служебная кинология», «Организация кинологического обеспечения», «Введение в кинологию», «Спорт с собаками», «Физиологические основы поведения и дрессировки собак».

Рассматриваемые ВУЗы в своей структуре имеют подразделения по разведению, выращиванию и содержанию собак и к тому же проводят повышение квалификации преподавательского состава учебных подразделений собственной системы федеральной службы, а также иных служб и в иных учреждениях по соответствующим договорам.

Современная учебно-материальная база и взаимосвязь с кинологическими организациями и племенными питомниками на территории Пермского края позволяет организовать всестороннее повышение квалификации преподавателей и соответственно обучение будущих бакалавров кинологов.

Существующая необходимость формирования профессионального мышления у бакалавров кинологов ведет к разработке методологических основ

6 Далее - ОПОП ВО.

по формированию профессионального мышления обучающихся как главного компонента культуры кинологической деятельности «Кинологической культуры» и компетентности выпускников.

На занятиях по повышению квалификации рассмотрены вопросы, связанные с разработкой идентичного поставленным задачам терминологического аппарата, развития технологических педагогических процессов формирования профессионального мышления бакалавров кинологов, также составлены профессиональные портреты будущего специалиста, обладающего профессиональным мышлением.

Такие понятия, как дрессировщик собак, инструктор-дрессировщик собак, дисциплинарная, специальная и коррекционная дрессировка собак, в настоящий момент закреплены ГОСТом и используются в области оказания услуг кинологической деятельности. Они предполагают конкретную заинтересованность с целью осмысления сущности в этих проблемах.

В основе разработанных и принятых «Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования»7, ОПОП ВО и исследований отечественных экспертов полагаем достаточно научно аргументированным последующее представление «профессиональное мышление будущих бакалавров кинологов» - «профессионально-кинологическое мышление» - это способность, которая сформирована в процессе обучения, заключающаяся в определении ситуации с точки зрения квалифицированной осведомленности, выявлять, исследовать и оценивать степень и силу собственного воздействия, с готовностью влиять на объекты сферы кинологической деятельности с целью получения наилучшего положительного результата реализации своих трудовых функций.

Профессиональное мышление представляет собой особое мышление бакалавра кинолога, при помощи которого он успешно сможет выполнить задачи услуг кинологической деятельности на высоком уровне своего мастерства: оперативно, качественно, оригинально решать ординарные и не свойственные задачи в ограниченный временной диапазон. Развитие профессионального мышления является частью системы высшего образования и необходимо к рассмотрению на занятиях по повышению квалификации преподавателей.

В процессе повышения квалификации преподавателям необходимо усвоить, что профессиональное мышление будущего бакалавра кинолога воспроизводится в присутствии поддержки мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, которые рассматриваются в контексте исследования и продемонстрированы в соответствующей таблице [8] (Таблица 1.).

Преподавателям в процессе повышения квалификации передавался опыт формирования последовательности мыслительных операций, который используется при анализе сформированности профессиональных компетенций в рамках образовательного процесса курсантов (студентов) направления подготовки «Зоотехния» и «Биология» общего профиля подготовки «Кинология». Освоен алгоритм мыслительных операций, что имеет положительное преимущество,

7 Далее - ФГОС ВО 22

например будущие бакалавры могут более грамотно проводить анализ процесса подготовки конкретной собаки с определенным ее владельцем, детально отслеживать причинно-следственные связи формирования нежелательного поведения и оперативное их пресечение, оценивать масштабы получения потомства с низкими или высокими рабочими качествами, реализовывать функции контроля и надзора (в образовательном процессе), формировать план и график тренировок собак, составлять план мероприятий по обеспечению сохранения и сбережения особей пород собак.

Таблица 1.

«Формируемые виды мышления будущих бакалавров кинологов в педагогическом процессе военного вуза»

Операция мышления Сущность процесса Примечание

Анализ Изучение методов мыслительного разделения объекта услуг кинологической деятельности, цепочки определенных действий, на элементы компоненты, акцентирование единичных элементов, происшествий. По функциональному назначению формирование навыка у конкретной породы собак можно разделить на следующие этапы: изучение особенностей породы, применение оптимальных методов дрессировки, организация качественных тренировок, разработка рекомендаций владельцу.

Сравнение Развитие навыка сопоставления назначенных компонентов, явлений, происшествий (анализируемых объектов услуг кинологической деятельности), их качеств, обнаружение воздействия друг на друга, общности и также отличия среди них. В разведении и выращивании собак различных пород формируются стадии последовательных действий специалистов, направленные на улучшение рождаемости и закреплении породных рабочих качеств. Для этого происходит сравнение процессов селекции однопородных особей между собаками и с иными породами.

Синтез Обучение установлению смысловых связей назначенных компонентов, рассматриваемого объекта услуг кинологической деятельности, цепочки определенных действий, явлений, событий в общее единое. Разрабатываются новейшие познания, комбинация, операции, изменяются технологии расплаты, устанавливаются условия нормативных бумаг местного характера

Абстрагирование Формирование способности отклоняться от незначимых, также акцентирование ключевых свойств (свойств, взаимосвязей, закономерностей) назначенных компонентов, явлений, происшествий. Процесс селекции, разведения и выращивания собак трудоемкий и многофункциональный. На качество получаемого потомства, помимо профессионализма специалистов оказывают влияние и условия окружающей среды, а также финансовая составляющая объекта услуг кинологической деятельности.

Обобщение Развитие способности осмысления назначенных компонентов, явлений, происшествий (анализируемых объектов услуг кинологической деятельности, цепочки определенных действий), согласно тому или иному в таком случае единому, значимому показателю. Классификация наследуемых признаков необходима для выявления их доминантности в отношении каждой линии пород собак с целью планирования вязок и получения определенного необходимого потомства.

Для преподавателей эффективность профессионального мышления обусловливается соответствующими главными свойствами:

1) оперативность - умение обнаруживать верные решения в обстоятельствах недостатка времени (важное свойство, большинство проблем в подготовке, разведении и выращивании собак возможно избежать еще в период их возникновения);

2) гибкость (подвижность) - способность модифицировать разработанный проект операций, в результате внезапного изменения сформировавшейся ситуации, нормативно-правовые акты в области общегосударственной защищенности и кинологической деятельности достаточно зачастую расширяются, меняются, также теряют юридическую силу, поэтому будущий бакалавр кинолог обязан быть готовым к коррекции программы подготовки, селекции и развития собак в собственной высококлассной работе;

3) углубленность - определяет уровень проникновения в суть исследуемого действия, умение обнаруживать значительные закономерные взаимосвязи среди компонентов проблемы (свойство, определяющее степень мастерства в этой области) [9];

4) критичность - умение в своей деятельности никак не воздерживаться, ощущая влияние сторонних идей, рационально производить оценку положительных и отрицательных сторон своих и чужих действий (данное свойство мышления потребует крепкого абстрактного и практического фундамента, чтобы реагировать на критику и оценивать ее на фоне личного и иного мышления, достаточно являться компетентным в данной сфере) [8];

5) самостоятельность - определяет способность, применять навыки других учреждений, экспертов в сфере услуг кинологической деятельности, также самостоятельность своих взглядов, рассматривать и обнаруживать новые проблемные вопросы и искать решения своими силами (качество профессионального мышления бакалавра кинолога, соответствует творческому

уровню овладения профессиональными компетенциями);

6) последовательность - владение способностью соблюдения строгого последовательного порядка действий в своей профессиональной среде.

Перечисленные качества профессионального мышления должны корректироваться совместно со знаниями, навыками и умениями в процессе образовательной деятельности ВУЗа, и подвергаться контролю и оцениванию во время промежуточной и итоговой аттестации обучаемого.

При повышении квалификации преподавателей обучены методам анализа [4; 11; 5; 1] с применением современных интерактивных технологий обучения, способствующих качественному формированию профессионального мышления, усилена перспектива подготовки бакалавров кинологов, умеющих оперативно, самостоятельно принимать правильные, ответственные решения в условиях ограничения временных данных, предвидение результатов своей деятельности, владение способностями анализировать формирование проблем поведения и закрепления рабочих качеств собак, готовность разрабатывать грамотные рекомендации по дрессировке, содержанию собак различных пород, что является составной частью профессионального управления услугами кинологической деятельности.

Результаты и их описание. В соответствии с выбранными методологическими основаниями сформулированы предложения по совершенствованию программы повышения квалификации преподавателей. В условиях повышения квалификации преподавателей ВУЗов на занятиях акцентировалось внимание на использование технологий интерактивного подхода в образовании, связанных с разработкой и использованием обучающих компьютерных программ, программ дополненной и виртуальной реальности, тестирующих программ, изучены и закреплены на практике знания и навыки в области подготовки, селекции, разведения, содержания и кормления собак различных пород.

Преподаватели подготовлены к формированию личных профессиональных компетенции, отвечающих современному прогрессу на рынке труда, и владению профессиональным мышлением, которое необходимо им так же развивать у будущих бакалавров кинологов. Очевидно, что уровень развития профессионального мышления преподавателя на дисциплинах, связанных с организацией дрессировки, тренировки, селекции, разведения, выращивания и содержания пород собак оказывает непосредственное влияние на развитие профессионального мышления будущих бакалавров кинологов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последующая перспектива и углубление существующей и рассматриваемой проблемы связаны с аналитическими особенностями кинологической деятельности будущих бакалавров, с целью установления качества сформированных знаний, умений и навыков, педагогических приемов, определения конкретных обстоятельств, в каковых обязана формироваться, совершенствоваться и развиваться личность специалиста.

Обсуждение. Имеется потребность из всего спектра профессиональных компетенций кинологического профиля выделить обособленную группу,

которая содержит в себе схожие индикаторы, как у биологов, так и у зоотехников формируемые в ВУЗах и присвоить им общее название кинологической компетентности.

Преподаватели при повышении квалификации должны усвоить, что разработка технологии формирования профессионального мышления, в особенности кинологической компетентности, проводится на основе теоретической модели формирования профессиональной компетентности выпускника ВУЗа [2] и применением интерактивных технологий, в образовательной деятельности в современных педагогических условиях, что будет являться следствием совершенствования образовательного процесса преподавателями в своих ВУЗах.

Заключение. В итоге повышения квалификации у преподавателей должна быть сформирована способность прогнозирования и решения вопроса о подготовке бакалавров кинологов с профессиональным типом мышления, с высоким уровнем культуры кинологической деятельности «Кинологической культуры», профессионалов, четко понимающих глубину взаимосвязи человека с сферой обитания, созданной им же самим, возможные перспективы развития данной отрасли и недопущения ошибок, ведущих к творческому и профессиональному регрессу, и, самое главное, к некачественному оказанию услуг кинологической деятельности и решения задач безопасности человека, общества и государства.

Литература

1. Аверьянова, С. С. Дополненная реальность: применение и перспективы в образовании / С. С. Аверьянова, И. А. Прохорова // Наука ЮУрГУ : Материалы 71-й научной конференции, Челябинск, 10-12 апреля 2019 года. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. - С. 36-44.

2. Антюхов, А. В. Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности выпускника вуза / А. В. Антюхов, Н. В. Фомин // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 120-129.

3. Бахарева, А. Ю. Становление кинологической службы в таможенных органах России / А. Ю. Бахарева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 2-1(52). - С. 30-32.

4. Богданов, С. Г. Актуальность внедрения интерактивных программ в процесс обучения курсантов-кинологов / С. Г. Богданов, К. В. Березин // Генерал от инфантерии Е.Ф. Комаровский - первый командир отдельного корпуса внутренней стражи России: Межвузовская научно-практическая конференция, Пермь, 23 октября 2019 года / под общ. ред. В.Ф. Купавского. - Пермь: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2019. - С. 271-278.

5. Бутов, Р. А. Технологии виртуальной и дополненной реальности для образования / Р. А. Бутов, И. С. Григорьев // Про-ДОД. - 2018. - № 1(13). - С. 18-29.

6. Вотинов, А. А. Повышение эффективности процесса профессиональной подготовки будущих кинологов: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вотинов Александр Андреевич. - Киров, 2011. - 19 с.

7. Долинина, И. Г. Проблемы подготовки педагогических кадров высшей квалификации в политехническом вузе / И. Г. Долинина // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Москва, 28-29 марта 2019 года / Российский университет дружбы народов. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. - С. 114-119.

8. Долинина, И. Г. Риск-ориентированное мышление обучающихся: актуальность, определение и операции / И. Г. Долинина, О. В. Кушнарева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 495-499.

9. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 30-33 // Психология обучения. - 2006. - № 1. - С. 7.

10. Дорофеев, В. С. Оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дорофеев Вячеслав Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с.

11.Зайцев В.С. Интерактивные технологии обучения студентов и магистрантов в современном вузе. - учебное пособие изд. - Челябинск: Феникс, 2017. - 85 с.

12. Кандаурова, А. В. Современные проблемы повышения квалификации педагогов / А. В. Кандаурова, Н. Г. Милованова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6(73). - С. 322-323.

13. Колиниченко, А. В. Повышение квалификации педагога / А. В. Колиниченко, А. В. Колиниченко // Молодой ученый. - 2016. - № 25(129). - С. 552-554.

14. Кручинина, К. С. О проблеме формирования готовности выпускников вузов Росгвардии к обучению личного состава боевым приемам / К. С. Кручинина, А. Н. Ларин // Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в современном мире: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пермь, 16 апреля 2021 года / Под общей редакцией А.Н. Мертвищева. - Пермь: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2021. - С. 213-218.

15. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

16. Прудников, В. И. Развитие профессиональных педагогических компетенций в организации огневой подготовки у курсантов-кинологов / В. И.

Прудников, С. Г. Богданов // Актуальные вопросы повышения эффективности огневой подготовки в силовых структурах: теория и практика (I Макаровские чтения): Всероссийский сборник научно-практических материалов конференции, Пермь, 24 мая 2021 года / Под общей редакцией О.А. Емельянова. - Пермь: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2021. - С. 212-218.

17. Фатин Д. А. Атакующие собаки. Мифы и реальность современной дрессировки. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2013. - 200 с.

18. Ходак, В. Н. Актуализация проблемы подготовки кинологов-фигурантов силовых структур в условиях военно-профессионального образования / В. Н. Ходак // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире: материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 21-22 апреля 2021 года. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. - С. 83-88.

References

1. Averyanova, S. S. Augmented reality: application and prospects in education / S. S. Averyanova, I. A. Prokhorova // Science of SUSU : Materials of the 71st Scientific Conference, Chelyabinsk, April 10-12, 2019. - Chelyabinsk: SUSU Publishing Center, 2019. - pp. 36-44.

2. Antyukhov, A.V. Theoretical model of the formation of professional competence of a university graduate / A.V. Antyukhov, N. V. Fomin // Bulletin of the Bryansk State University. - 2011. - No. 3. - pp. 120-129.

3. Bakhareva, A. Yu. The formation of the cynological service in the customs authorities of Russia / A. Yu. Bakhareva // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. - 2015. -№ 2-1(52). - Pp. 30-32.

4. Bogdanov, S. G. The relevance of the introduction of interactive programs in the process of training cadets-dog handlers / S. G. Bogdanov, K. V. Berezin // General of Infantry E.F. Komarovsky - the first commander of a separate corps of the internal Guard of Russia: Intercollegiate Scientific and Practical Conference, Perm, October 23, 2019 / under the general editorship of V.F. Kupavsky. - Perm: Federal State State-owned Military Educational Institution of Higher Education "Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation", 2019. - pp. 271-278.

5. Butov, R. A. Technologies of virtual and augmented reality for education / R. A. Butov, I. S. Grigoriev // Pro-DOD. - 2018. - № 1(13). - Pp. 18-29.

6. Votinov, A. A. Improving the efficiency of the process of professional training of future dog handlers: specialty 13.00.08 "Theory and methods of professional education": abstract of the dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences / Votinov Alexander Andreevich. - Kirov, 2011. - 19 p.

7. Dolinina, I. G. Problems of training of highly qualified pedagogical personnel in a polytechnic university / I. G. Dolinina // Higher School: experience, problems, prospects: materials of the XII International Scientific and Practical Conference: in 2 parts, Moscow, March 28-29, 2019 / Peoples' Friendship University of Russia. - Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), 2019. - pp. 114-119.

8. Dolinina, I. G. Risk-oriented thinking of students: relevance, definition and operations / I. G. Dolinina, O. V. Kushnareva // Modern high-tech technologies. - 2016.

- No. 9-3. - pp. 495-499.

9. Dorofeev A. Professional competence as an indicator of the quality of education // Higher education in Russia. 2005. No. 4. pp. 30-33 // Psychology of learning.

- 2006. - No. 1. - p. 7.

10. Dorofeev, V. S. Optimization of the process of professional training of future officers-dog handlers at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia: specialty 13.00.08 "Theory and methodology of vocational education": abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Dorofeev Vyacheslav Sergeevich. - St. Petersburg, 2013. - 22 p.

11. Zaitsev V.S. Interactive technologies of teaching students and undergraduates in a modern university. - textbook ed. - Chelyabinsk: Phoenix, 2017. - 85 p.

12. Kandaurova, A.V. Modern problems of professional development of teachers / A.V. Kandaurova, N. G. Milovanova // The world of science, culture, education. -2018. - № 6(73). - Pp. 322-323.

13. Kolinichenko, A.V. Advanced training of a teacher / A.V. Kolinichenko, A.V. Kolinichenko // Young scientist. - 2016. - № 25(129). - Pp. 552-554.

14. Kruchinina, K. S. On the problem of formation of readiness of graduates of Rosgvardiya universities to train personnel in combat techniques / K. S. Kruchinina, A. N. Larin // Humanities and socio-economic disciplines in the modern world: Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation, Perm, April 16, 2021 / Under the general editorship of A.N. Deadishchev. - Perm: Federal State State-owned Military Educational Institution of Higher Education "Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation", 2021. - pp. 213-218.

15. Petrovsky, V.A. Personality in psychology: the paradigm of subjectivity / V.A. Petrovsky. - Rostov-on-Don: "Phoenix", 1996.

16. Prudnikov, V. I. Development of professional pedagogical competencies in the organization of fire training for cadets-dog handlers / V. I. Prudnikov, S. G. Bogdanov // Topical issues of improving the effectiveness of fire training in law enforcement agencies: theory and practice (I Makarov readings): All-Russian collection of scientific and practical materials of the conference, Perm, May 24, 2021 year / Under the general editorship of O.A. Emelyanov. - Perm: Federal State State Military Educational Institution of Higher Education "Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation", 2021. - pp. 212-218.

17. Fatin D. A. Attacking dogs. Myths and reality of modern training. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2013. - 200 p.

18. Khodak, V. N. Actualization of the problem of training dog handlers involved in law enforcement agencies in the conditions of military vocational education / V. N. Khodak // National security and youth policy: cybersocialization and transformation of values in the VUCA world: materials of the International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, April 21-22, 2021. - Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 2021. - pp. 83-88.

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Исакович Елена Ивановна

Кандидат социологических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: fondro@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-30-36

Аннотация:

Сегодня интерес к семье обусловлен реальными требованиями самой жизни. Социологические опросы общественного мнения на Западе и в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей людей. В наше время мировой экономический кризис влияет на нестабильность общества, непосредственно отражается на человеке и его благополучии, поэтому все его внимание обращено к семье, где он находит взаимопонимание близких ему людей, уважение, заботу и покой.

Ключевые слова: семья, интерес, ценности, благополучие, взаимопонимание, уважение, общество, требования.

FAMILY IN THE MODERN WORLD

Isakovich Elena Ivanovna

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: fondro@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-30-36

Annotation:

Today the interest in the family is due to the real requirements of life itself. Opinion polls in the West and in Russia show that the family is perceived as one of the main life values of people. Nowadays, the global economic crisis affects the instability of society, directly affects a person and his well-being, so all his attention is turned to the family, where he finds mutual understanding of people close to him, respect, care and peace.

Key words: family, interest, values, well-being, mutual understanding, respect, society, requirements.

Интерес к семье как социальному институту обусловлен реальными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.