Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинолог / высшее образование / профессиональная компетентность / кинологическая деятельность / высшие учебные заведения / служебная собака / cynologist / higher education / professional competence / cynological activity / higher educational institutions / service dog

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Богданов Сергей Геннадьевич

В статье рассматриваются зарождение, развитие, особенности и тенденции кинологического образования в России. Актуальность исследования обусловлена востребованностью данного вида профессионального образования. Рассматривается влияние политических, социальных и экономических факторов на становление института профессиональных кинологов, строительство учебных заведений и организацию учебного процесса. Выявляются проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов на каждом этапе и возможные пути их решения в образовательной деятельности. Представленная ситуация в высшем кинологическом образовании вызывает необходимость педагогического исследования с целью повышения эффективности профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Богданов Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTOIOGRAPHY OF FORMATION AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF CYNOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA

The article discusses the origin, development, features and trends of cynological education in Russia. The relevance of the study is due to the demand for this type of vocational education. The influence of political, social and economic factors on the formation of the institute of professional dog handlers, the construction of educational institutions and the organization of the educational process is considered. The problems of the formation of professional competencies of specialists at each stage and possible ways to solve them in educational activities are identified. The presented situation in higher cynological education calls for pedagogical research in order to increase the effectiveness of professional training.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-168-184

Долинина Ирина Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального

образования),

профессор кафедры безопасности жизнедеятельности горно-нефтяного

факультета

ФГК ВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии

Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1, e-mail: professordolinina@mail.ru

ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический

университет», Пермь, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, д. 29, (342) 2-198-482

Богданов Сергей Геннадьевич

преподаватель кафедры кинологии факультета (кинологического)

ФГК ВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии

Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1, e-mail: Bogdanovsergey13@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Irina G. Dolinina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Humanities and Social Sciences of the Faculty (training of highly qualified personnel and additional professional education), Professor of the Department of Life Safety of the Faculty of Mining and Petroleum

Federal State-Owned Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation», 614112, Perm, Russia, 1, Gremyachy log str., e-mail: professordolinina@mail.ru

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Perm National Research Polytechnic University " 614990, Perm, Russia, 29, Komsomolsky Prospekt str.

© Долинина И.Г., Богданов С.Г., 2022

Sergey G. Bogdanov

Teacher of the Department of Cynology of the Faculty (Cynological)

Federal State-Owned Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation», 614112, Perm, Russia, 1, Gremyachy log str. e-mail: Bogdanovsergey13@mail.ru

HISTOIOGRAPHY OF FORMATION AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF CYNOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация. В статье рассматриваются зарождение, развитие, особенности и тенденции кинологического образования в России. Актуальность исследования обусловлена востребованностью данного вида профессионального образования. Рассматривается влияние политических, социальных и экономических факторов на становление института профессиональных кинологов, строительство учебных заведений и организацию учебного процесса. Выявляются проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов на каждом этапе и возможные пути их решения в образовательной деятельности. Представленная ситуация в высшем кинологическом образовании вызывает необходимость педагогического исследования с целью повышения эффективности профессиональной подготовки.

Ключевые слова: кинолог, высшее образование, профессиональная компетентность, кинологическая деятельность, высшие учебные заведения, служебная собака.

Abstract. The article discusses the origin, development, features and trends of cynological education in Russia. The relevance of the study is due to the demand for this type of vocational education. The influence of political, social and economic factors on the formation of the institute of professional dog handlers, the construction of educational institutions and the organization of the educational process is considered. The problems of the formation of professional competencies of specialists at each stage and possible ways to solve them in educational activities are identified. The presented situation in higher cynological education calls for pedagogical research in order to increase the effectiveness of professional training.

Key words: cynologist, higher education, professional competence, cynological activity, higher educational institutions, service dog.

Система требований к организации образовательного процесса в учреждениях образования предполагает результаты образования в виде компетенций и способствует практико-ориентированному характеру подготовки обучающихся, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы, метод

моделирования результатов образования как норму его качества, что особенно актуально для кинологического образования военных вузов [5, 9, 14].

Согласно данным портала «Работа в России», вакансий на специалистов-кинологов с высшим образованием немного, всего 3 на всю страну и только в силовых ведомствах. Чего не скажешь про вакансии, требующие профильного среднего профессионального образования [16]. Прежде всего это связано с тем, что должности специалистов с высшим образованием комплектуются в первую очередь, кадровые организации уделяют данному вопросу особое внимание, так как специалисты соответствующего профиля выполняют управленческие и педагогические функции.

На должности, предусматривающие высшее образование, стараются отбирать хорошо подготовленных специалистов, однако, по данным ряда источников, специалисты-кинологи не могут качественно выполнять свои обязанности, связанные с подготовкой и применением собак или деятельностью своих подчиненных младших специалистов-кинологов [11, 11]. От их функций в том числе зависит состояние безопасности государства, общества и личности. Уровень профессионализма данных специалистов в настоящее время определяется состоянием их компетентности в области кинологической деятельности, что является актуальным составляющим критерием оценки их готовности к своей профессиональной занятости.

Квалифицированного специалиста, владеющего, помимо теоретических знаний, еще и практическими навыками, невозможно найти не занятым, и наоборот, профессионально не компетентные специалисты остаются «за бортом» занятости и вынуждены работать не по специальности.

Чтобы разобраться в существующих проблемах, необходимо обратить внимание на систему образования и именно на то направление, которое отвечает за подготовку необходимых в сфере кинологической деятельности специалистов.

Причинно-следственные связи существующей проблемы в формировании профессиональной компетентности специалистов-кинологов могут показать исторические данные становления и развития кинологического образования и собаководства в нашей стране, стоит обратить особое внимание на зарождение и развитие учебных заведений по подготовке специалистов и особенность их образовательной деятельности, а также формирование института преподавателей-кинологов, обеспечивающих учебный процесс будущих специалистов [12].

Начало исторического описания собаководства начинается со времен Античности. В Индии, Мексике, Иране, Древней Греции, Египте собак использовали в разных видах деятельности и даже боготворили [6].

Основным направлением использования собак в то время являлось военное дело, о данном факте свидетельствуют археологические документы, которым более семи тысяч лет. Собак применяли для несения караульной и сторожевой службы в Северной Америке, Африке и Евразии, а также для охоты. Расширение спектра использования собак человеком послужило началом

разработки и развития методической базы для их подготовки. В Древней Греции ученый Ксенофонт создал трактат «Псовая охота», который является одним из первых учебных источников по собаководству.

В России на протяжении длительного времени активно развивалось охотничье и пастушье собаководство. В исторических источниках имеются описания аристократической царской охоты, которая была популярна среди императорского окружения. Первые охотничьи породы собак разводились в питомниках, принадлежавших помещикам, боярам, купцам. Собаководство в царской России было под покровительством Императорского общества охоты, которое часто контактировало с Английским Кеннел-клубом и обменивалось опытом разведения и применения собак.

Более системно с акцентом на профессиональном применении собак в военном и служебном деле собаководство берет начало с XIX столетия. Помимо охотников, интерес к использованию собак стали проявлять военные и полицейские в европейских странах. По примеру зарубежных стран пограничники Российской империи применяли собак для поисковой деятельности [8, 13]. Для подготовки собак в России были организованы курсы проводников, первый выпуск которых состоялся 12 марта 1874 г., где были подготовлены 27 вожатых и их собак.

В 1892 г. полковник генерального штаба Н.Г. Николаев, изучая документы 1840-х гг., обнаружил ряд донесений с фронтов Кавказской кампании, где командиры подразделений положительно характеризовали применение собак в авангарде.

В конце XIX столетия собак применяют и в среднеазиатском регионе в пограничной охране, в Туркестанской армии, на Русско-японской войне. Собакам определяется казенный паек.

В связи с расширением применения собак в европейских странах в Германии в 40-х гг. XIX в. организуются первые прообразы образовательных учреждений, где начинается обучение будущих кинологов и подготовка их собак.

Регулярному применению собак на службе в полиции и жандармерии способствовал австрийский профессор-криминалист Ганс Гросс, который привлек внимание к собаке как к полезному животному в деле охраны полицейского от нападения и для розыска преступников. Г. Гросс опубликовал статью «Помощник жандарма», в которой описал основные понятия кинологического метода раскрытия преступлений и задержания преступников.

С накопленным опытом применения собак и развитием собаководства в 1902 г. в Германии учреждается Общество поощрения применения и разведения полицейских собак РНУ под руководством Р. Герсбаха, который, руководя кинологической полицейской службой Германии, достиг наилучших результатов.

В этот период в Российской империи происходит формирование и развитие обществ и союзов людей, увлекающихся служебным, охотничьим и дамским (любительским) собаководством. Первый прообраз кинологической

службы был создан в киевской полиции в 1904 г. заведующим сыскной частью секретарем Г.М. Рудным. По решению вышестоящего начальства были приобретены в Германии четыре овчарки и в городе Швельме прошел специальную подготовку их дрессировщик А. Эргант. С прибытием собак в Киев разрабатывается первая инструкция для работы со служебными собаками.

Собаководы-энтузиасты предпринимают попытки создать отдельное направление для подготовки собак разыскной деятельности. Министерство внутренних дел Российской империи обращает особое внимание на данный факт и поручает Департаменту полиции начать изучение сложившейся ситуации. Особенным толчком в развитии кинологической деятельности послужили реформы после событий 1905 г. Реформы в полиции были направлены на повышение эффективности ее деятельности.

Большой интерес к использованию собак в разыскной деятельности проявлял бывший начальник сыскного отделения московской полиции чиновник по особым поручениям Департамента полиции статский советник подполковник В.И. Лебедев.

В 1906 г. В.И. Лебедев посещает несколько полицейских учреждений европейских стран, в Бельгии приобретает двух щенков и направляет их в Санкт-Петербург. По возвращении обобщает опыт Германии и Бельгии по применению собак в полиции и организации питомников содержания служебных собак.

По примеру Германии в 1908 г. в Российской империи происходит объединение союзов собаководов и создается Общество поощрения и применения собак в полицейской и сторожевой службе. Главная задача данного общества заключалась в подготовке специалистов-кинологов для дрессировки и применения собак на службе.

В январе 1909 г. по инициативе В.И. Лебедева и под покровительством Общества поощрения и применения собак в полицейской и сторожевой службе начинается строительство школы полицейских кинологов и питомника сыскных собак. 21 июня 1909 г. состоялось торжественное открытие школы и началось обучение дрессировщиков-проводников по трехмесячной программе, разработанной В.И. Лебедевым. В настоящее время на месте школы организован Центр кинологической службы ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

По примеру первой школы подобные образовательные учреждения были организованы в Варшаве, Москве, Ташкенте, Уфе, Владивостоке, Харькове, Армавире, Риге, Пскове и ряде других городов. Более чем в 50 губерниях было организовано использование собак на полицейской службе. Перед Первой мировой войной функционировало более ста питомников служебных собак, более 500 проводников проходили службу в полиции и жандармерии.

С началом октября 1917 г. развитие кинологического образования в России приостанавливается. XIX и начало XX в. (вплоть до революции 1917 г.) можно назвать этапом зарождения, становления, организации кинологического образования на профессиональном уровне (дореволюционный этап).

Данный период характеризуется образованием первых специализированных учебных заведений, направленных на подготовку кадров кинологического направления в полиции, жандармерии и армии. В основном используется зарубежный европейский опыт образовательной деятельности и организации учебного процесса. Государственные структуры осуществляют минимальное вмешательство в ход учебного процесса, наоборот, проявляется сильнейший интерес к расширениям функций использования четвероногих помощников. Образовывается педагогический состав школ подготовки дрессировщиков, которые анализируют и обобщают зарубежный и отечественный опыт применения собак в полиции и армии. Публикуются статьи о положительных результатах применения собак, разрабатываются инструкции по подготовке, содержанию и применению собак, начинается издание первых методических пособий по подготовке собак для учебных заведений (книга «Полицейская собака», журнал «Полицейская и сторожевая собака», «Руководство дрессировки полицейских и военных собак»).

Особое внимание необходимо обратить на строительство питомников для служебных собак при каждом учебном заведении. Этот факт свидетельствует о том, что в школах подготовки дрессировщиков велось практическое обучение будущих кинологов, присутствовала теоретическая часть, где рассматривались методики подготовки собак, анатомия животных, болезни собак и передовой опыт применения. Обучаемые на протяжении всего периода подготовки контактировали со служебными животными, дрессировали их и после выпуска направлялись в территориальные подразделения полиции, жандармерии, в войсковые подразделения. Подготовленный кинолог Российской империи, помимо теоретических знаний, обладал практическими навыками дрессировки собак, которые совершенствовал на месте своей службы. Специалисты-кинологи оказывали огромную помощь в деятельности того ведомства, где проходили службу.

Дальнейшее развитие кинологической деятельности в России начинается с советского этапа. Только в начале 1918 г. появляется интерес к собаководству. Распространение права на охоту всех совершеннолетних дает толчок к распространению среди населения охотничьих собак. Помимо этого, государственные ведомства и негосударственные организации испытывали существенную потребность в охране имущества, объектов. Появилась необходимость в использовании для этой функции собак. Но дореволюционный опыт подготовки грамотных кинологов был утерян, а любители-собаководы не могли восполнить данную потребность [7].

В 1918 г. в Петрограде начинается подготовка кинологов и организуется питомник служебных собак для обеспечения деятельности уголовного розыска [22]. Первым начальником питомника Петроградского уголовного розыска назначается В.С. Языков, который внес огромный вклад в развитие кинологического образования советской эпохи - вплоть до Великой Отечественной войны. При Петроградском питомнике организуется Центральная школа-питомник собак-ищеек уголовного розыска Советской Республики.

Аналогичный питомник открывается в Москве в 1921 г., а в 1923 г. -школа Центрального питомника Отдела уголовного розыска НКВД РСФСР [7].

В 1923 г. в Подмосковье начинают функционировать Центральные курсы инструкторов служебных собак пограничных войск, которые первоначально были организованы при Центральном питомнике Отдела уголовного розыска, а затем выделены в самостоятельное подразделение [6]. Аналогичные курсы до 1945 г. были организованы в каждом округе с созданием питомников и затем с включением их в штат школ.

В Красной армии не было своих дрессировщиков, для подготовки собак привлекали охотников, работников разыскной службы, цирковых артистов.

Деятельность В.С. Языкова способствовала открытию в 1924 г. в Москве Центрального учебно-опытного питомника-школы военных и спортивных собак, где развилась Центральная военная школа младших специалистов Рабоче-крестьянской Красной армии и племенной питомник, который в дальнейшем стал называться «Красная звезда». После были созданы окружные школы в Смоленске, Тбилиси, Ульяновске, Ташкенте.

Но служебное собаководство развивается крайне медленно, сказывается нехватка педагогических кадров, а также малое количество служебных собак в стране, связанное со слабой организацией племенной деятельности.

По примеру дореволюционной России Советское государство продолжает закупать собак в Германии и других странах Европы, но это не обеспечивает потребности ведомств в служебных собаках.

Специальная комиссия из руководства школ служебного собаководства и госпитомников решает привлечь гражданское население для участия в подъеме и наращивании поголовья собак.

В апреле 1925 г. после первого собрания любителей-собаководов учреждается секция любителей доберманов-пинчеров и немецких овчарок, начинает издаваться журнал «Собаководство и дрессировка».

В 1925 г. была проведена первая Всесоюзная выставка собак-ищеек и собак сторожевых пород. Она была проведена в Москве на территории первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Выставка принесла хорошие доходы, позволившие образованной секции расширить свои функции.

В 1928 г. секция перешла в оборонное общество Осоавиахим, где любительскому собаководству придали оборонное направление, начинается запись служебных собак во Всесоюзную родословную книгу, открываются курсы экспертов, которые проходили обучение у специалистов, приглашенных из Европы.

По инициативе руководства Центральной школы военного собаководства РККА начинаются исследования отечественных пород собак для возможности их использования в оборонной деятельности.

В 1931 г. Центральная школа военного собаководства и небольшие разбросанные учебные центры РККА реорганизуются в Центральный научно-испытательный кинологический институт и 12 окружных школ собаководства [2]. С 1933 по 1934 г. данное учебное заведение именуется Научно-

испытательным институтом военного собаководства РККА, а с 1941 г. -Центральной военно-технической школой военного собаководства РККА. Подготовка курсантов осуществляется с привлечением лучших научных сотрудников, биологов, профессоров и докторов биологических наук, таких как Д.И. Фролов, Ю.А. Васильев, Н.А. Ильин.

В 1932 г. создается Центральная школа командного состава служебного собаководства, при которой организуется питомник войск НКВД, начинает работать научная лаборатория, стремительно растет интерес к собаководству в стране.

Организуется выпуск учебной литературы: выходят учебник «Кинология» и сборник статей «Служебное собаководство», «Физиологический журнал СССР» публикует материалы научных исследований в области кинологии.

Зарождается собаководство и в сельском хозяйстве, первоначально для охраны стад от нападения диких животных. По поддержке Наркомзема СССР начинается строительство питомников и открываются школы пастушьего собаководства в Николаеве и Куйбышеве. Всесоюзный институт животноводства создает на своей базе научную кинологическую лабораторию. В Подмосковье создается Всесоюзная школа пастушьего собаководства с племенным питомником и большим научным отделом. Начинается подготовка инструкторов-зоотехников, разрабатываются методики дрессировки пастушьих собак.

Развернутая государством деятельность по созданию специализированных школ подготовки дрессировщиков в армии, НКВД, в Наркомземе СССР и других ведомствах, создание научно-исследовательских центров по собаководству и племенных питомников позволили по-научному поставить племенное дело, разработать новую учебно-методическую базу подготовки собак и самое главное организовать образовательную деятельность по подготовке специалистов-кинологов, а также сформировать педагогический состав учебных заведений [20]. Деятельность Осоавиахима позволила существенно увеличить количество специалистов-собаководов вне армии.

С началом Великой Отечественной войны клубы служебного собаководства быстро перестроили свою деятельность на обеспечение армии собаками и сбережение поголовья, все силы были брошены на нужды фронта.

Основываясь на анализе событий в собаководстве после октября 1917 г., можно сделать вывод, что предвоенный период характеризуется возрождением уничтоженной революцией системы собаководства. Советское правительство в рамках наращивания педагогического потенциала и специалистов-кинологов привлекает собаководов - охотников, любителей и циркачей. Используется накопленный опыт подготовки кадров и собак в Российской империи, также через секции Осоавиахима из Германии вывозится немалое количество учебной литературы по подготовке собак и обучению специалистов-кинологов.

Как и в дореволюционной России, при каждом учебном заведении организуется питомник служебных собак, где курсанты, слушатели курсов переподготовки систематически на протяжении всего обучения контактируют

со своими питомцами, вырабатывают необходимые навыки, что способствует качественному формированию, помимо знаний, еще и практических навыков подготовки и управления животным.

Особенностью развития кинологического образования данного периода является привлечение научных деятелей, профессоров и докторов наук в качестве преподавателей учебных заведений по подготовке кинологов.

По сравнению с царской Россией, советское правительство в кинологическом образовании делает упор на развитие военного собаководства. Именно в РККА организуется научно-исследовательская база и институт подготовки младшего командного состава с возможностью переподготовки старшего и среднего командного состава.

Впервые появляется руководящий документ - «Наставление по военному собаководству», регламентирующий обучение специалистов по основным вопросам.

Помимо военного ведомства и НКВД, научно-педагогическая деятельность была организована в учебных и научных учреждениях сельского хозяйства, где осуществляется обучение инструкторов-зоотехников, дрессировщиков.

Однако к 1930 г. содержание учебных программ и учебно-строевых планов военных школ было слишком объемным, что приводило к поверхностному изучению учебного материала. Существенные коррективы были внесены в связи с боевыми операциями Красной армии и войск НКВД. Уделяется особое внимание качеству отработки теоретических вопросов и тесной взаимосвязи теории с практикой. Отработка практических навыков проводилась в условиях, максимально приближенных к боевым.

Несмотря на то что в 1930 г. была создана огромная сеть военных учебных заведений, командиры и специалисты-кинологи, прибывшие для прохождения службы, не могли сразу приступить к выполнению своих обязанностей и вынуждены были доучиваться в процессе практической работы.

Развернутый курс Советского государства на ускоренную индустриализацию затронул и собаководство. Положительная оценка правительством оборонной значимости собак дала толчок ускоренному наращиванию потенциала собак и специалистов-кинологов через закупки, племенное воспроизводство и качественное обучение.

Особое внимание было уделено подготовке кадров специалистов-кинологов и формированию преподавательского состава с созданием учебных заведений. Все эти действия позволили обеспечить фронты Великой Отечественной войны достойными профессиональными специалистами. Для укомплектования всех подразделений, обеспечивающих применение собак, было подготовлено: офицеров - 3 тыс., сержантов - 8 тыс., вожатых - 32 тыс. Всего 42 тыс. человек [19].

По окончании Великой Отечественной войны военное собаководство в армии Советского государства постепенно утрачивает былое развитие. Причина тому - последствия войны, нехватка финансирования и постепенный

переход на автоматизацию и технические средства, которые во многих направлениях заменили собак. Необходимость в мирное время наращивания количества служебных животных и специалистов резко снизилась. Страна нуждалась в восстановлении. Основные направления использования собак вплоть до распада Советского Союза - это караульная и минно-разыскная служба [10].

С 1946 г. начинается систематическое сокращение штатов учебных заведений Красной армии, сокращается численность обучаемых в них курсантов и слушателей, преподавательский состав частично переходит на службу во внутренние войска МВД СССР.

Центральная военная школа служебного собаководства переходит на штат мирного времени и подвергается большому сокращению. Вплоть до распада Советского Союза ее захлестывает волна реорганизаций и переподчинений - из управления связи - в инженерное и далее в службу войск и переброска в Московскую область, Дмитровский район.

В 1960 г. на территории школы формируется учебное заведение Всероссийского общества слепых, где данному ведомству оказывается помощь в подготовке собак-поводырей. Далее, в 1965 г., школа подготовки собак-поводырей была передислоцирована.

В 1980 г. была налажена подготовка личного состава и минно-разыскных собак для нужд войск в Афганистане.

В 1994 г. Центральная военная школа служебного собаководства преобразована в 470-й Методико-кинологический центр служебного собаководства МО РФ [10].

Если в армии наблюдается сокращение кинологических учебных заведений и специалистов-кинологов, то в системе НКВД, далее - МВД и КГБ СССР, проявляется огромный интерес к использованию собак в служебной деятельности, связано это с проявлениями бандитизма, криминала в послевоенном Советском государстве и с необходимостью усиления государственной границы. Накопленный опыт развития собаководства в 19201930-х гг. и практика применения собак в годы Великой Отечественной войны позволили руководству НКВД СССР 18 июля 1945 г. организовать в Алма-Атинском пограничном училище подготовку офицеров-специалистов службы собак для пограничных и внутренних войск со сроком обучения 2 года [18].

Помимо этого, работали школы по подготовке младших специалистов-кинологов.

Алма-Атинское военное училище войск НКВД СССР берет свое начало с 1931 г., когда в городе Харькове 26 декабря была организована Вторая нормальная школа пограничной охраны и войск ОГПУ [4].

После ряда реорганизаций в феврале 1941 г. школа переименовывается в Харьковское кавалерийское пограничное училище НКВД имени Ф.Э. Дзержинского. В октябре того же года передислоцировано в г. Ташкент, а в августе 1944 г. переведено в город Алма-Ату. В 1945 г. переименовано в Алма-Атинское военное училище войск НКВД [4]. На базе училища формируется кафедра кинологии и питомник служебных собак.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1956 г. в связи с реорганизацией учебных заведений школу по подготовке офицеров службы собак из г. Сланцы Ленинградской области переводят в Алма-Атинское училище, преподавателей специальных дисциплин включают в состав кафедры тактики пограничных войск. Разрабатываются методические пособия и учебники для подготовки офицеров-кинологов. Повышается уровень подготовки офицеров-кинологов, связанный с разработкой новых форм, методов подготовки специалистов.

В июне 1960 г. училище переименовано в Высшее пограничное командное училище КГБ при Совете Министров СССР, начинается подготовка офицеров с высшим образованием.

3 сентября 1968 г. начинается обучение офицеров с высшим образованием по профилю «Кинология» для службы собак в пограничных и внутренних войсках.

В преддверии распада СССР в 1990 г. командование внутренних войск создает кафедру кинологии и переводит часть курсантов в Пермское высшее военное командное училище внутренних войск МВД СССР. С 1 августа 1991 г. начинается подготовка будущих офицеров-кинологов с высшим образованием в г. Перми.

Кроме того, в советской милиции наращивается применение собак. В одной только Москве и области, начиная с 1945 г., в каждых территориальных подразделениях появляются штатные отделения.

С середины 50-х гг. подготовка собак и специалистов ведется в Центральном питомнике служебного собаководства ГУВД г. Москвы, а с 1957 г. - в Учебном пункте управления милиции МВД РСФСР по переподготовке проводников разыскных собак, реорганизованном в 1965 г. в Ростовскую школу младшего начальствующего состава МВД МООП СССР, занимающуюся подготовкой младших инспекторов-кинологов в общесоюзном масштабе [7].

С 1974 г. вводится штатная должность кинолога во всех отделениях милиции Советского Союза [7].

С 1966 г. во Всероссийском научно-исследовательским институте Министерства охраны общественного порядка РСФСР - Всесоюзном научно-криминалистическом центре МВД СССР начинается работа по изучению судебной экспертизы запаховых следов человека [17]. Начиная с 1974 г. К.Т. Сулимов и подключившийся позднее к нему В.И. Старовойтов начинают исследование возможности применения собак для идентификации запаха человека, в мае 1991 г. они отстаивают свои идеи на заседании ученого совета ВНИИ МВД СССР и убеждают ведущих ученых-криминалистов в необходимости развития данного вида экспертных исследований [17].

В Советском Союзе стать офицером-кинологом с высшим образованием в Министерстве обороны, пограничных войсках КГБ, органах и войсках МВД СССР было возможным, пройдя обучение в высших учебных заведениях по специальностям ветеринарии, зоотехнии, биологии и где были организованы военные кафедры, по окончании присваивалось звание офицера запаса. После

кандидат проходил специализированные курсы переподготовки или повышения квалификации в соответствующей школе либо в военном училище и распределялся на руководящие должности подразделений службы собак (служебного собаководства).

Сами силовые ведомства обучали рядовой и сержантский состав, младших офицеров, офицеров со средним специальным образованием в основном командного направления, профиля служебного собаководства, которые получали необходимые знания и навыки, позволяющие дрессировать собак по определенным направлениям деятельности, руководить подразделением - от отделения до взвода. Дальнейшее совершенствование навыков в подготовке собак и обучении младших специалистов-кинологов предполагало прохождение курсов повышения квалификации.

С 1968 г. получить высшее образование в рамках военного специального стало возможным в Алма-Атинском высшем пограничном командном училище КГБ при Совете Министров СССР.

Особый вклад в подготовку специалистов-кинологов в СССР вносит Центральная секция служебного собаководства Осоавиахима, деятельность которой была направленна на агитацию населения к участию в развитии собаководства в стране, на организацию разведения собак, создание и управление курсами, школами подготовки кинологов, а также оказание помощи в развитии служебного собаководства в силовых ведомствах и сельском хозяйстве СССР.

С 1948 по 1953 г. произошли ряд реорганизаций Осоавиахима и появилась организация под названием Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) СССР. Задачи общества были схожими с Осоавиахимом и заключались в более масштабном объединении своих членов, ведении пропаганды среди гражданского населения по военно-техническим, авиационных, морских знаниям.

В 1957 г. под патронажем Совнархоза в Ленинграде создается Центральная питомник-школа специальных служб. Произошло объединение всех питомников различных предприятий, применявших собак для охраны объектов.

В 1965 г. Центральная питомник-школа была упразднена, совнархозы реорганизованы. Руководство работой по служебному собаководству было передано Ленинградскому клубу служебного собаководства, вошедшему в ДОСААФ, который к тому же занимался допризывной военно-патриотической подготовкой населения.

Любители собак, несмотря на контроль со стороны государства, начиная с 1960 г., объединяются в секции декоративных собак при охотничьих и отдельных обществах, зарождается направление любительского собаководства.

Система служебного собаководства и подготовка кинологов в гражданском секторе развивались до 1972 г. В 1973 г. кинологи - любители доберманов, боксеров, догов - были исключены из системы ДОСААФ и переведены в клубы декоративного собаководства [3].

Стихийно появляются различные клубы любительского собаководства, потенциал системной подготовки гражданских кинологов рушится, племенная деятельность ведется на низком уровне. Зарождается Московское городское общество любителей собак и по подобию ДОСААФ создает свой устав. Аналогичные организации появляются на всей территории СССР.

Перед распадом Советского Союза ведущие клубы служебного, охотничьего и любительского собаководства объединяются в единую Всесоюзную кинологическую организацию. Возрождается сотрудничество с международными кинологическими организациями, которое было утрачено после октября 1917 г.

Советский период характеризуется организацией подготовки кинологов с высшим образованием в самом ведомстве, продолжается набор офицеров-резервистов с военных кафедр биологических, сельскохозяйственных высших учебных заведений. Офицеры-кинологи постепенно приобретают статус человека с высшим образованием. Научный кинологический потенциал от Министерства обороны переходит в МВД И КГБ СССР.

Правительство Советского Союза впервые регламентирует деятельность высших учебных заведений и вводит обязательные программы с качественным усвоением общенаучных дисциплин (математика, биология, физика, химия) 8080 % от общего учебного времени без производственной практики, обязывает увязать в единый учебный процесс теорию и практику, с таким расчетом, чтобы каждая ступень практических действий была подкреплена изучением соответствующей теории [15]. Делается упор на повышение уровня знаний учащихся и развитие их самостоятельности.

При учебных заведениях имелись лаборатории, производства, питомники, научные центры, где велась научно-исследовательская и производственная деятельность. Сформированная строгая система контроля знаний позволяла отсеивать неготовых и неспособных учиться.

В школы собаководства, училища, высшие учебные заведения поступали кандидаты, прошедшие предварительную подготовку в школах ДОСААФ и имевшие первоначальные навыки подготовки, содержания и применения собак.

С образованием Российской Федерации гарантия на трудоустройство выпускника исчезла, система довузовской подготовки кинологов ДОСААФ прекращает свое существование. Поддержанием и развитием собаководства в России начинают заниматься образованные объединения любительского и охотничьего собаководства, преследующие коммерческие цели.

В системе образования вводятся государственные стандарты, регламентирующие освоение образовательных программ.

В 1991 г. первым высшим учебным заведением в России, готовящим офицеров-кинологов с высшим образованием, стало Пермское высшее военное командное училище внутренних войск МВД России. В 1992 г. преобразовано в Пермское высшее военное командно-тыловое училище внутренних войск МВД СССР, затем в 1996 г. реорганизовано в Пермский военный институт

внутренних войск МВД России, а с 2016 г. передан вновь образованному ведомству Росгвардии и стал именоваться Пермский военный институт войск национальной гвардии (ПВИ ВНГ) Российской Федерации.

До 1992 г. в России на государственном уровне не существовал регламентирующий документ, включающий требования к подготовке специалиста какой-либо специальности. Преемственность подготовки специалистов обеспечивалась учебными планами и квалификационными характеристиками. В этом же году, согласно закону Российской Федерации «Об образовании», впервые было введено понятие государственного стандарта в системе образования [21].

До 1996 г. подготовка кинологов в ПВИ ВНГ РФ осуществлялась по командному направлению с квалификационной характеристикой подготовки «Кинология». С 1996 г. подготовка офицеров-кинологов с высшим образованием осуществляется по программе специалитета 011600 «Биология» (специализации «Кинология»), срок обучения составляет 5 лет. В настоящее время ПВИ ВНГ РФ в рамках подготовки кинологов с высшим образованием перешел на новые федеральные стандарты и обучает специалистов по направлению 06.03.01 «Биология», срок обучения - 4 года.

В 2008 г. по решению Правительства Российской Федерации в Перми создается Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, осуществляющий в настоящее время подготовку кинологов с высшим образованием по направлению 36.03.02 «Зоотехния». Это второе высшее учебное заведение силового ведомства, готовящее специалистов-кинологов с высшим образованием.

С 1993 г. начинается разработка государственных стандартов по биологии и зоотехнии, а в 2009 г. осуществляется переход на Болонскую систему высшего образования с внедрением компетентностного подхода. До 2020 г. бакалавриат по биологии и зоотехнии, согласно примерной образовательной программе, включал профили подготовки «Кинология», «Непродуктивное животноводство (Кинология)», на что были ориентированы профессиональные компетенции выпускников высших учебных заведений.

Всего, начиная с 1993 г. по настоящий момент, в России обучают кинологов с высшим образованием 4 высших учебных заведения по направлению «Биология» и 18 - по направлению «Зоотехния».

С 2021 г. все высшие учебные заведения перешли на новый стандарт, где профессиональная ориентированность направлена на профессиональные стандарты либо на требования, предъявляемые на рынке труда работодателями, объединениями работодателей кинологической отрасли, в которой востребованы выпускники.

Из анализа этапа современной России видно, что стремительное появление высших учебных заведений, обучающих кинологов с высшим образованием, обусловлено ростом спроса со стороны желающих получить данное образование и коммерческой составляющей. Наряду с бюджетными, появляются платные отделения подготовки.

Спрос со стороны гражданского населения вырос в связи с формированием в различных силовых ведомствах должностей, предусматривающих наличие высшего образования у специалиста, должности офицерского, среднего и старшего начальствующего состава, благоприятного социального пакета условий и раннего пенсионного возраста.

По сравнению с Российской империей и Советским Союзом при высших учебных заведениях не создаются питомники либо городки содержания собак, в отличие от силовых ведомств, где обучение специалистов-кинологов организовано с систематическим контактированием обучающихся со служебными собаками на протяжении 2 курсов обучения из 4.

Практическое освоение навыков дрессировки, управления и содержания собак в гражданских образовательных организациях осуществляется через практику, составляющую один месяц за каждый год обучения, начиная со второго курса. Этого категорически не достаточно для формирования профессиональных компетенций, направленных на выполнение функций кинологической деятельности. Происходит лишь ознакомление с условиями кинологической деятельности.

Начиная с 2021 г. профессиональный стандарт кинолога отсутствует в перечне профессиональных стандартов, установленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, профессиональные компетентности разрабатываются либо в соответствии с квалификационными требованиями заказчика специалистов, либо на основе анализа рынка труда, что может составлять определенные трудности и не учитывать определенные особенности необходимых составляющих.

Положительными изменениями можно считать появление заочного образования по направлениям биологии и зоотехнии, что позволяет кинологам, занимающимся любительской подготовкой собак, кинологам-спортсменам и кинологам-охотникам получить соответствующее образование для своей профессиональной деятельности без отрыва от своего трудоустройства.

Система современного образовательного стандарта по биологии и зоотехнии требует всестороннего изучения, результаты которого покажут перспективы подготовки профессионала-кинолога, готового выполнять свои обязанности в рамках кинологической деятельности, а не доучиваться еще не менее пяти лет, находясь на соответствующей должности и не отвечая ее требованиям.

Проведенный историографический анализ определяет перспективу дальнейшего исследования, демонстрирует необходимость разработки методологии профессионализации кинологической компетентности и конкретизации концептуальных основ и элементов педагогической технологии, выявления педагогических условий, адекватной диагностики и рефлексии.

Список литературы

1. Анализ результатов исследования развития профессионально значимых качеств будущих специалистов-кинологов в процессе обучения в высшем образовательном учреждении ФСИН России [Электронный ресурс]. - URL: https://studref.com/419019/pravo/analiz_rezultatov_issledovaniya_razvitiya_professi onalno_znachimyh_kachestv_buduschih_spetsialistov_kinol (дата обращения: 18.11.2021).

2. Бобырь С.Л. Система военного собаководства в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: исторический аспект: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. -СПб., 2000. - 174 с.

3. Воспоминания Е.Г. Розенберга о ДОСААФ И МГОЛС [Электронный ресурс]. - URL: https://training-dog.livejournal.com/471543.html (дата обращения: 20.11.2021).

4. Генерал-майор Талгат Есетов: «Пограничная академия КНБ - флагман высшей военной школы Казахстана» [Электронный ресурс]. - URL: http://нижегородскийпограничник.рф/wp-content/uploads/2019/01/VG_2011_04_2.pdf

5. Долинина И.Г. Проблемы подготовки педагогических кадров высшей квалификации в политехническом вузе // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (г. Москва, 28-29 марта 2019 г.) / Рос. ун-т дружбы народов (РУДН). - М., 2019. - С. 114-119.

6. Дорофеев В.С. Оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2013. - 200 с.

7. Иванов А.А., Матиенко Т.Л., Эриашвили Н.Д. «Не допустить, предотвратить и найти!»: кинологическая служба МВД России в советский и современный периоды // Вестник Московского университета МВД России. -2018. - № 2. - С. 12-16.

8. Иванов А.А., Матиенко Т.Л., Эриашвили Н.Д. Становление службы полицейских собак в Российской империи // Образование и право. - 2018. -№ 1. - С. 227-234.

9. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования: коллектив. моногр. / Н.А. Ананьева, С.Ф. Андрусенко, Е.В. Денисова [и др.]. - St. Louis: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2013. - 492 с.

10. История и боевой путь Центральной школы военного собаководства (1924-1996 гг.) [Электронный ресурс]. - URL: https://statehistory.ru/3848/Istoriya-i-boevoy-put-TSentralnoy-shkoly-voennogo-sobakovodstva--1924-1996-gg--/ (дата обращения: 19.11.2021).

11. Никитина Т.В., Никитин П.И Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4 (169). - С. 162-166.

12. Новожилов В.Ю. Исторический опыт создания и развития системы подготовки военных кадров внутренних войск МВД России // Вестник Военного университета. - 2011. - № 4 (28). - С. 147-152.

13. Пограничная кинология России: 110 лет на службе по охране государственной границы / Федер. служба безопасности Российской Федерации, Центр оперативно-пограничных исслед.; [К.Н. Маслов и др.]. - М.: Граница, 2005.

14. Помазной Р.В. Концептуально-методологические проблемы непрерывного дополнительного кинологического образования «Школа -военный вуз» // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 3. -С. 137-139.

15. Постановление ЦИК СССР. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах [Электронный ресурс]: утв. Политбюро ЦК ВКП(б) 16.IX.1932 г. Приложение № 1 к п. 1 пр. ПБ № 116. - URL: https://istmat.info/node/57484 (дата обращения: 18.11.2021).

16. Работа и вакансии в России от прямых работодателей [Электронный ресурс]. - URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_title=кинолог&page=0&education=H[GH (дата обращения: 20.11.2021).

17. Сергиевский Д.А. Использование запаховых следов человека при раскрытии и расследовании преступлений в России и за рубежом в исторической ретроспективе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6-1 (68). - С. 175-179.

18. Сидоренков С.В., Киселев Д.С. Исторические уроки применения кинологии и служебного собаководства в обучении курсантов в период Великой Отечественной войны // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 9. -С. 86-90.

19. Собаки на военной службе в годы Великой Отечественной войны / А.А. Вербицкий, А.А. Дмитриев, А.Г. Бурдин [и др.] // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2017. - № 4 (13). - С. 98-106.

20. Твой друг: сборник по собаководству / сост. К.Б. Глиер. - 2-е изд. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1973.

21. Хисматуллина З.Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16, № 22. - С. 397-401.

22. Ходак В.Н., Плотникова Е.Г. История становления и развития кинологического образования в России и за рубежом // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4. - С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.