Научная статья на тему 'О совершенствовании профессиональной компетентности специалистов-кинологов таможенных органов Российской Федерации'

О совершенствовании профессиональной компетентности специалистов-кинологов таможенных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Специалист-кинолог таможенных органов / профессиональная компетентность / служебная собака / учебный процесс / тренировка служебных собак / практическое занятие / тренировочное занятие / методика проведения занятия. / Cynology specialist of customs authorities / professional competence / service dog / educational process / training of service dogs / practical lesson / training lesson / method for teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербов Владимир Федорович, Рожкова Анжела Юрьевна

В статье акцентировано внимание на том, что неотъемлемым элементом профессиональной компетентности специалиста-кинолога таможенных органов является владение основами методики подготовки служебных собак. Рассмотрены особенности проведения учебных занятий в кинологических подразделениях таможенных органов. Проанализированы задачи, функции и виды занятий со служебными собаками. Обоснована необходимость взаимосвязи теоретического материала и тренировочных практических занятий. Предложены рекомендации по повышению эффективности учебных тренировочных занятий со служебными собаками в кинологических подразделениях таможенных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Improvement of Professional Competence of Cynology Specialist of Customs Authorities of the Russian Federation

The article focuses on the fact that an integral element of professional competence of a cynology specialist of customs authorities is the knowledge of the basic methods of training of service dogs. The features of conducting training sessions in the cynological units of customs authorities are considered. The tasks, functions and types of classes with service dogs are analyzed. The necessity of interrelation of theoretical material and practical training sessions is substantiated. Recommendations for improving the effectiveness of training sessions with service dogs in the cynological units of the customs authorities of the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании профессиональной компетентности специалистов-кинологов таможенных органов Российской Федерации»

12. Федеральное казначейство. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/dohody/neftegazovye-i-neneftegazovye-do hody/?paramPeriod=2018 (дата обращения: 14.04.2021).

13. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

14. ФТС отвечает на вопросы: авторегистрация и автовыпуск, СУР, таможенный досмотр, аннулирование выпуска товаров - мнение эксперта от 14.05.2020. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/74261/ (дата обращения: 14.04.2021).

15. Центральная энергетическая таможня. URL: https://cet.customs.gov.ru/ statistic (дата обращения: 14.04.2021).

УДК 339.543:377.4

Б01 10.24412/с1-36450-2021-2-49-56

В. Ф. ВЕРБОВ, А. Ю. РОЖКОВА

О совершенствовании профессиональной компетентности специалистов-кинологов таможенных органов Российской Федерации

В статье акцентировано внимание на том, что неотъемлемым элементом профессиональной компетентности специалиста-кинолога таможенных органов является владение основами методики подготовки служебных собак. Рассмотрены особенности проведения учебных занятий в кинологических подразделениях таможенных органов. Проанализированы задачи, функции и виды занятий со служебными собаками. Обоснована необходимость взаимосвязи теоретического материала и тренировочных практических занятий. Предложены рекомендации по повышению эффективности учебных тренировочных занятий со служебными собаками в кинологических подразделениях таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: специалист-кинолог таможенных органов; профессиональная компетентность; служебная собака; учебный процесс; тренировка служебных собак; практическое занятие; тренировочное занятие; методика проведения занятия.

ВЕРБОВ Владимир Федорович, канд. техн. наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, декан факультета повышения квалификации Ростовского филиала Российской таможенной академии.

РОЖКОВА Анжела Юрьевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии.

V. F. VERBOV, A. Yu. ROZHKOVA

On the Improvement of Professional Competence of Cynology Specialist of Customs Authorities of the Russian Federation

The article focuses on the fact that an integral element of professional competence of a cynology specialist of customs authorities is the knowledge of the basic methods of training of service dogs. The features of conducting training sessions in the cynological units of customs authorities are considered. The tasks, functions and types of classes with service dogs are analyzed. The necessity of interrelation of theoretical material and practical training sessions is substantiated. Recommendations for improving the effectiveness of training sessions with service dogs in the cynological units of the customs authorities of the Russian Federation are proposed.

Keywords: cynology specialist of customs authorities; professional competence; service dog; educational process; training of service dogs; practical lesson; training lesson; method for teaching.

В условиях глобальной цифровизации экономики и внедрения искусственного интеллекта, по-прежнему остается актуальной проблема борьбы с контрабандой товаров, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, боеприпасов, которые без преувеличения представляют угрозу национальной безопасности страны, окружающей среде и здоровью граждан. Важным звеном в борьбе таможенных органов с этой противоправной деятельностью является работа специалистов-кинологов со служебными собаками, которые самостоятельно и во взаимодействии с иными правоохранительными органами участвуют в операциях по пресечению таких правонарушений [1].

Кинологическая служба в деятельности таможенных органов имеет особое значение. Специалист-кинолог - это должностное лицо таможенных органов, реализующее свои профессиональные возможности, в пределах своей компетенции, в области содержания, сбережения, подготовки и применения служебной собаки с целью предотвращения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Во время проведения таможенного контроля, оперативно-розыскных мероприятий и производства следственных действий служебная собака используется для обнаружения наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и иных вещественных доказательств либо для получения информации, дающей возможность структурным подразделениям таможенных органов осуществлять свои полномочия [2].

Подготовка служебных собак в кинологических подразделениях таможенных органов имеет свою специфику, которая обусловлена многоаспектностью таможенной деятельности. Для выполнения служебной собакой необходимых таможенной службе функций подготовка состоит из двух процессов: дрессировки и тренировки.

Процесс дрессировки служебных собак предполагает воздействие в кинологических подразделениях таможенных органов различными методами на собак для выработки и закрепления у них определенных условных рефлексов и навыков.

Процесс тренировки служебных собак включает систематические занятия с собаками по закреплению, развитию и совершенствованию рефлексов и навыков, выработанных у них в процессе дрессировки.

Безусловно, процесс дрессировки является первичным, очень важным и относительно кратковременным (всего несколько месяцев), большое значение имеет специализация собаки (поиск наркотических средств, взрывчатых веществ, денежных знаков и пр.). Именно в процессе дрессировки собака приобретает основные навыки и условные рефлексы, необходимые ей в дальнейшей работе. Завершением процесса дрессировки является вывод вообще о пригодности собаки к выполнению ею поставленных задач. Качество дрессировки во многом зависит от умения специалиста-кинолога грамотно проводить учебные занятия. Эти вопросы подробно представлены в специальной литературе [3; 4].

После дрессировки начинается сложный, непрекращающийся и очень трудоемкий процесс тренировки служебных собак. Тренировка служебных собак проводится непосредственно в кинологических подразделениях таможенных органов по месту нахождения собаки.

Основная цель тренировочных занятий состоит в обеспечении эффективного применения служебных собак в определенных формах таможенного контроля. Указанная цель в ходе тренировочных занятий достигается путем:

- поддержания у служебных собак стабильного рабочего состояния;

- закрепления и совершенствования ранее выработанных у служебных собак навыков;

- наращивания физических возможностей служебных собак.

Каждый специалист-кинолог должен самостоятельно на месте непосредственной службы осуществлять систематическую работу по тренировке служебной собаки. Между тем в отсутствие достаточной методической подготовки специалиста-кинолога и компетентной помощи тренировочные занятия на местах прохождения таможенной службы проводятся нерегулярно и в ряде случаев недостаточно эффективно.

В целях исключения ошибок при подготовке и проведении учебных занятий, в том числе и тренировочных, специалистам-кинологам рекомендуется соответствующая учебно-методическая литература [5; 6; 7; 8].

Основным способом устранения выявленных недостатков и совершенствования навыков у служебных собак является тренировка в форме практических занятий.

Практические занятия являются одним из основных видов учебного процесса, осуществляются в разных формах, выбор которых зависят от количественного состава и степени профессиональной подготовленности обучаемых, порядка и последовательности отработки учебных задач, места и продолжительности занятий, специфики учебно-тренировочной деятельности участников. Следует подчеркнуть, что термин «практическое занятие» имеет широкое толкование. В данной работе практические занятия рассматриваются в узком значении - как тренировочные, т. е. как одна из форм учебного процесса, направленная на углубление и закрепление знаний и умений, полученных во время обучения.

Тренировочное занятие - один из видов практических занятий, обеспечивающих связь теории с практикой, содействующих совершенствованию умения кинолога применять на практике знания, полученные в ходе обучения на лекционных и семинарских занятиях, а также в ходе самостоятельной работы.

Во время проведения тренировочного занятия возникает возможность решения специалистом-кинологом не только типовых учебных задач, но и освоить методы решения разнообразных задач, возникающих в ходе практической работы.

Основными задачами тренировочных занятий являются:

- закрепление и углубление теоретических знаний;

- демонстрация связи теоретического материала с практикой применения служебных собак и необходимости применения теоретических знаний к решению практических задач;

- выработка у специалиста-кинолога практических навыков правильного применения служебной собаки в реальных условиях;

- совершенствование методики подготовки служебных собак;

- помощь специалисту-кинологу в развитии навыков самостоятельной работы, работы со служебной документацией и специальной литературой.

В системе профессионального становления специалиста-кинолога тренировочные занятия занимают определенную часть времени. Они направлены на совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности специалиста-кинолога. По этой причине тренировочные занятия выполняют не только познавательную и воспитательную функции, а также функцию контроля профессионального развития.

Физиологическая основа тренировочных занятий состоит в упрочении связей и ассоциаций, образовавшихся ранее во время процесса дрессировки, путем многократно повторяющегося практического выполнения ряда определенных действий. В этом смысле понимается процесс закрепления и совершенствования знаний у самого специалиста-кинолога, а также доведение выработанных условных рефлексов до навыков у служебной собаки.

В ходе проведения тренировочных занятий должны быть осуществлены следующие учебные мероприятия:

- совершенствование профессиональных навыков специалиста-кинолога, путем тщательного разбора их действий по практическому применению служебных собак, с указанием на ошибки, обобщением положительных результатов;

- обмен опытом путем показа результатов работы служебных собак, закрепленных за опытными кинологами, наиболее эффективных методов тренировки и применения служебных собак на практике с использованием тех или иных навыков специального назначения;

- контроль результатов самостоятельных тренировок;

- определение конкретных заданий по совершенствованию общих и специальных навыков.

Тренировочные занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные тренировочные занятия проводятся обычно самими специалистами-кинологами не менее трех раз в неделю по два-четыре часа в день согласно месячному плану тренировки служебной собаки, утвержденному начальником кинологического отдела таможенного органа [9].

Данный план составляется специалистом-кинологом лично или совместно со старшим функциональной группы кинологического отдела на таможенном посту с учетом складывающейся оперативной обстановки, степени подготовленности и назначения собаки.

В плане предусматриваются мероприятия по устранению недостатков, выявленных во время практического использования собаки, а также мероприятия по совершенствованию навыков ее общей и специальной дрессировки.

Результаты проведения индивидуальных тренировочных занятий и выполнения месячного плана отмечаются в соответствующих графах журнала учета работы, который вносится в номенклатуру дел кинологического отдела. Форма заполнения журнала определяется руководством оперативной таможни регионального таможенного управления.

Групповые тренировочные занятия проводятся руководителем занятий с группой кинологов и закрепленными за ними служебными собаками.

При подготовке к такому занятию его руководитель должен проанализировать результаты прошлой тренировки и наметить конкретную программу на предстоящее занятие.

Накануне занятия руководитель обязан составить подробный план проведения группового тренировочного занятия. План проведения группового тренировочного занятия должен включать следующие основные элементы: наименование темы, цель занятия; перечень руководств, пособий и иной литературы, используемых при подготовке и проведении занятия; учебные вопросы (приемы, упражнения), рассматриваемые на данном занятии; количество учебного времени, отводимого на отработку учебных вопросов; перечень материальных средств, необходимых при проведении занятия.

При составлении плана группового тренировочного занятия необходимо продуманно и грамотно распределить время на отработку поставленных вопросов с целью усвоения учебного материала.

При распределении времени проведения практического занятия необходимо учитывать, что время расходуется на проверку личного состава и его готовности к занятию; объявление темы, цели и учебных вопросов занятия; проверку состояния служебных собак; время движения в район проведения занятия и обратно (если занятие выездное); выгуливание служебных собак по прибытии в район занятии; краткий опрос слушателей по теоретическим вопросам темы; постановку учебных задач и распределение индивидуальных заданий; разбор проведенного группового практического занятия, подведение итогов и объявление оценок, полученных слушателями; постановку индивидуальных заданий слушателями на самостоятельную подготовку. Один из вариантов такого плана приводится также в [9].

Занятия по тренировке собак должны проводиться в разных местах, в разное время суток и при различных погодных условиях. По возможности тренировочные занятия необходимо проводить в местах реального использования служебных собак.

Основная ответственность за правильное проведение тренировочных занятий и достижение поставленных задач лежит на руководителе занятий. Руководитель занятий должен не только замечать ошибки в действиях кинологов, но и своевременно вмешиваться в процесс тренировки, оказывать конкретную помощь в устранении увиденных недостатков. Для этого ему необходимо постоянно быть в движении и не расслабляться в течение всего занятия. Только при таком подходе он завоюет в глазах кинологов авторитет хорошего методиста, опытного специалиста

кинологической службы и сможет рассчитывать на их добросовестное отношение к тренировке.

Тренировочные занятия призваны научить специалиста-кинолога умению решать задачи, возникающие во время практической работы. При этом специалист-кинолог должен постигать это умение на протяжении всей своей работы со служебной собакой. В результате у каждого кинолога должны быть выработаны: соответствующий профессиональный подход к решению каждой поставленной или возникшей в ходе практической работы задаче, а также интуиция.

Тренировочные занятия проводятся после учебных занятий, на которых, как правило, после каждой темы даются практические примеры, поясняется и разбирается смысл изложенного материала. Таким образом, перед началом проведения тренировочного занятия специалисты-кинологи уже располагают определенной подготовкой по теме занятия. Следовательно, активность специалистов-кинологов на тренировочном занятии во многом зависит не только от их подготовки к занятию, но и от качества предшествующих учебных занятий. Эффективность тренировочных занятий повышается, если учебный материал не только преподавался на высоком профессиональном уровне и хорошо ориентировал специалистов-кинологов по существу изучаемой проблемы, но и в достаточной степени был дополнен правильно подобранными, интересными практическими примерами.

В системе подготовки специалиста-кинолога существенную роль играет правильное соблюдение очередности теоретических, практических и тренировочных занятий.

Теоретические занятия являются первой ступенью подготовки специалиста-кинолога к практической деятельности. Традиционно таким занятием считается лекция, во время проведения которой даются соответствующие знания, необходимые для качественного проведения практических и тренировочных занятий.

Второй ступенью подготовки специалиста-кинолога к работе является практическое занятие, в ходе проведения которого проблемы, поставленные на лекции или на семинаре, приобретают конкретное практическое выражение и решение.

Третьей ступенью подготовки кинолога считается тренировочное занятие, традиционно являющееся развивающим, совершенствующим и закрепляющим знания кинологов. Кроме того, тренировочное занятие также активно выполняет функции занятия, ведущего к последующему активному восприятию дополнительного материала. Для этого можно рекомендовать два наиболее распространенных варианта:

- проводимое тренировочное занятие должно быть взаимосвязано с темой предстоящего занятия, на котором возникшие в ходе тренировки проблемные вопросы темы будут разбираться более углубленно;

- последние несколько минут тренировочного занятия (5-7 мин) посвящаются созданию определенной мотивации кинологов к следующему занятию, которое может проводиться как в практической, так и в теоретической формах.

Первый вариант подготовки кинологов к предстоящему занятию применим в том случае, когда будущее тренировочное занятие является продолжением предыдущего.

Второй вариант подготовки кинологов к следующему занятию может быть реализован в том случае, когда материал будущего занятия оказывается принципиально новым и мало связан с предыдущим. Этого можно достигнуть демонстрацией в конце занятия нескольких, заранее подготовленных кадров видеоматериалов или плакатов, графически представляющих проблему, подлежащую рассмотрению на следующем занятии.

Таким образом, теоретические, практические и тренировочные занятия не только должны строго чередоваться во времени, но и быть методически связаны проблемной ситуацией. Лекция должна готовить специалиста-кинолога к практическому занятию, практическое занятие - к непосредственной работе, тренировочное занятие, в свою очередь, должно поддерживать и совершенствовать полученные в ходе учебных занятий навыки профессионального теоретического анализа и практической работы, содействовать работе сложного механизма «человек - собака».

Следует подчеркнуть, что на тренировочных занятиях наиболее наглядно проявляется дидактический принцип связи процесса обучения с реальной работой, ставший в настоящее время основным законом обучения и воспитания. Он находит отражение в отборе учебного материала, реализуется и в содержании, и в методах обучения, связывающих теорию с решением практических задач. В этих условиях необходимо показать специалистам-кинологам практическую значимость не только основополагающих фундаментальных научных идей, но и принципиально новых, современных научных концепций и положений.

Целесообразно отметить, что возможность приобщиться к новому и стимулировать развитие профессионализма специалистов-кинологов представляют подготовка и участие в различных соревнованиях. Например, прошедшие в сентябре 2021 г. «Всероссийские межведомственные соревнования сборных команд федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по служебно-прикладным видам спорта».

В завершение, следует привести слова руководителя Кинологического центра ФТС России: «Таможенные органы Российской Федерации в своем арсенале имеют уникальный инструмент - служебных собак (верных, неподкупных), специально обученных для пресечения и предотвращения незаконного перемещения через границу запрещенных средств, товаров и предметов, обладающих индивидуальным запахом, который, несомненно, необходимо шире использовать в деятельности ФТС России» [10]. Полагаем, что по-настоящему эффективно применение служебной собаки может быть только при условии постоянного совершенствования профессионального уровня самого специалиста-кинолога.

Таким образом, в исследовании получены следующие результаты. Показаны принципиальные различия процессов дрессировки служебных собак в кинологических центрах и их тренировки непосредственно в подразделениях таможенных органов по месту нахождения собаки. Проанализированы задачи, функции и виды занятий со служебными собаками. Приведены основные методические рекомендации по совершенствованию организации и проведения тренировочных занятий специалистов-кинологов со служебными собаками в кинологических подразделениях таможенных органов Российской Федерации.

Список литературы

1. Бахарева А. Ю. Становление кинологической службы в таможенных органах России // Исторические, философские, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2. С. 30-32.

2. Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 30.07.2019 № 1243. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73266269 (дата обращения: 21.10.2021).

3. Вербов В. Ф. Основы методической подготовки к проведению практических занятий по дрессировке служебных собак в кинологических центрах таможенных органов / В. Ф. Вербов, А. А. Тесля // Академический вестник Ростовского филиала РТА. 2020. № 1. С. 30-36.

4. Вербов В. Ф. Об особенностях подготовки преподавательского состава к проведению практических занятий со служебными собаками // Профессия кинолог. 2020. № 19. С. 12-19.

5. Гурнакова Е. Н. Дрессировка собак. Теория и практика. М.: Аст-Агата, 2008. 287 с.

6. Адамчик В. В. Воспитание и дрессировка. Полный курс дрессировки собак. М.: АСТ, 2012. 320 с.

7. Вербов В. Ф. Организация и проведение занятий по тренировке служебных собак: методическое пособие / В. Ф. Вербов, О. В. Ильинский. Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2011. 38 с.

8. Вербов В. Ф. Организация и проведение занятий по тренировке служебных собак: учебное пособие / В. Ф. Вербов, А. А. Тесля. Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2016. 48 с.

9. Вербов В. Ф. Таможенное дело: основы служебной кинологии: учебник / В. Ф. Вербов [и др.]. Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2021. 236 с.

10. Филиппов В. А. Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России). URL: https://kinolog.customs.gov.ru (дата обращения: 21.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.