Научная статья на тему 'Направления совершенствования деятельности Центральной энергетической таможни ФТС России на современном этапе'

Направления совершенствования деятельности Центральной энергетической таможни ФТС России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральная энергетическая таможня / таможенный контроль энергоносителей / центры электронного декларирования. / Central energy customs / customs energy control / electronic declaration centers.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брянский Андрей Андреевич, Колпаков Александр Федорович

В рамках реализации положений «дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов в период 2018–2020 гг. Центральная энергетическая таможня претерпела ряд преобразований. При этом сохраняется крайне значимая ее роль в наполнении федерального бюджета Российской Федерации. В статье проанализировано современное состояние Центральной энергетической таможни после реформ и предложены направления совершенствования работы таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions for Improving the Activity of the Central Energy Customs of the Federal Customs Service of Russia at the Present Stage

According to the «roadmap» provisions on the reformation of customs service in 2018-2020, the Central energy customs was reformed. Nevertheless, the Central energy customs occupies a very important role in the fi lling of the federal budget of Russian Federation. The current state of the Central energy customs after the reformation was analyzed and the ways to improve the work of that customs are suggested.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования деятельности Центральной энергетической таможни ФТС России на современном этапе»

УДК 34.096

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-44-49

А. А. БРЯНСКИЙ, А. Ф. КОЛПАКОВ

Направления совершенствования деятельности Центральной энергетической таможни ФТС России на современном этапе

В рамках реализации положений «дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов в период 2018-2020 гг. Центральная энергетическая таможня претерпела ряд преобразований. При этом сохраняется крайне значимая ее роль в наполнении федерального бюджета Российской Федерации. В статье проанализировано современное состояние Центральной энергетической таможни после реформ и предложены направления совершенствования работы таможни.

Ключевые слова: Центральная энергетическая таможня, таможенный контроль энергоносителей, центры электронного декларирования.

A. A. BRYANSKY, A. F. KOLPAKOV

Directions for Improving the Activity of the Central Energy Customs of the Federal Customs Service of Russia at the Present Stage

According to the «roadmap» provisions on the reformation of customs service in 2018-2020, the Central energy customs was reformed. Nevertheless, the Central energy customs occupies a very important role in the filling of the federal budget of Russian Federation. The current state of the Central energy customs after the reformation was analyzed and the ways to improve the work of that customs are suggested.

Keywords: Central energy customs, customs energy control, electronic declaration centers.

Перемещение энергоносителей, в частности экспорт сырой нефти, является очень важным аспектом наполнения федерального бюджета Российской Федерации. Порядка 40 % доходов федерального бюджета обеспечено за счет экспорта нефти: часть за счет таможенных платежей, часть - за счет внутренних налогов, реализации «большого налогового маневра» [12].

Независимо от того, какие налоги, платежи и сборы взимаются при экспорте энергоносителей РФ, товары, перемещаемые через границу РФ, а равно через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подлежат таможенному контролю [1; 13]. В России таможенный контроль в отношении энергоносителей осуществляет Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) и таможенные посты Центральной энергетической таможни [7]. С помощью

БРЯНСКИЙ Андрей Андреевич, студент 5 курса факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

КОЛПАКОВ Александр Федорович, канд. хим. наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

таможенного контроля энергоносителей государство обеспечивает соблюдение положений нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования. В данной связи при экспорте энергоносителей ЦЭТ отводится особая роль гаранта корректного и своевременного взимания таможенных платежей, сохраняющих особую значимость в части наполнения федерального бюджета РФ.

ЦЭТ - это специализированный таможенный орган, элемент единой федеральной централизованной системы Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России), который реализует задачи и функции, возложенные на ФТС России, в пределах компетенции ЦЭТ и в регионе деятельности ЦЭТ [7]. В компетенцию ЦЭТ входят:

а) совершение таможенных операций в отношении энергоносителей;

б) осуществление таможенного контроля (ТК) в отношении энергоносителей.

Под энергоносителями, согласно Положению о ЦЭТ, следует понимать следующие товары:

- сырая нефть;

- газовый конденсат;

- природный газ;

- уголь каменный;

- лигнит, или бурый уголь;

- торф;

- кокс;

- горючие сланцы;

- электроэнергия [7].

В рамках анализа специфики деятельности ЦЭТ и его структуры были выявлены возможные направления совершенствования деятельности.

1. Проведение ТК должностными лицами ЦЭТ с учетом территориального расположения объектов ТК.

Согласно приказу ФТС России от 26.02.2020 № 207 и приказу ФТС России от 28.06.2019 № 1068, регионом деятельности таможенных постов фактического контроля ЦЭТ является Российская Федерация [9; 10].

Приборы учёта, в отношении которых осуществляется таможенный контроль и на основании показаний которых контролируется перемещение товаров, фактически расположены в разных субъектах РФ, например, в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ (Минэнерго России) и Министерства финансов РФ (Минфина России) от 18.11.2019 № 186н/1232, приказом ФТС России и Минэнерго России от 19.07.2011 № 1486/290 [4].

Таким образом, возникает ситуация, при которой юридически возможно должностным лицам Дальневосточного энергетического таможенного поста осуществлять таможенный контроль в отношении приборов учёта ПС «Джанкой» (Республика Крым). На практике такое осуществление таможенного контроля не может быть эффективным и экономически выгодным по очевидным причинам: время на дорогу из Приморского края в Республику Крым, финансовые затраты на дорогу и т. д.

Скорее всего, в действительности таможенный контроль таким образом никогда не проводится по вышеуказанным причинам. Однако юридически, формально, такая возможность у таможенных постов ЦЭТ имеется. Такая ситуация может открывать окно для неэффективного расходования средств ФТС России. В связи с этим может быть целесообразной разработка и применение алгоритма правоприменительной практики, исключающего возможность неэффективного использования сил и средств ЦЭТ.

2. Регистрация таможенных деклараций и выпуск товаров таможенными постами ЦЭТ (центрами электронного декларирования (ЦЭД), и постами фактического контроля).

В соответствии с приказом Минфина России от 19.10.2020 № 238н, компетенцией по регистрации и выпуску энергоносителей, помещаемых под таможенные процедуры, обладает только таможенный пост Энергетический (центр электронного декларирования) [5]. В действительности, согласно информации официального сайта Центральной энергетической таможни, таможенные декларации регистрируются и другими таможенными постами ЦЭТ: Дальневосточным, Кавказским, Калининградским, Северным, Северо-Западным и Южным, как показано в табл. 1.

Таблица 1

Количество деклараций, зарегистрированных в ЦЭТ в 2020-2021 гг. [15]

Таможенный орган 2021 год 2020 год

кол-во % кол-во %

Всего по ЦЭТ 37 005 100,00 36 168 100,00

Дальневосточный энергетический таможенный пост 1 670 4,51 1 642 4,54

Кавказский энергетический таможенный пост 1 0,01 0 0,00

Калининградский энергетический таможенный пост 102 0,28 174 0,48

Северный энергетический таможенный пост 195 0,53 351 0,97

Северо-Западный энергетический таможенный пост 2 300 6,22 2 652 7,33

Южный энергетический таможенный пост 3 186 8,61 3 359 9,29

Энергетический таможенный пост (ЦЭД) 29 551 79,86 27 990 77,39

В структуре ЦЭТ таможенные посты, которые не являются ЦЭД, должны выполнять функции постов фактического контроля. На практике посты фактического контроля ЦЭТ осуществляют регистрацию и выпуск таможенных деклараций по состоянию на 2020-2021 гг. Стоит отметить, что приказ Минфина России от 19.10.2020 № 238н определяет полномочия постов фактического контроля по таможенному оформлению энергоносителей, перемещаемых в качестве

припасов - могли бы быть основания предположить, что таможенные посты ЦЭТ, не являющиеся ЦЭД, регистрируют таможенные декларации лишь на припасы.

Однако статистика за 2019-2020 гг. свидетельствует о том, что таможенные декларации на энергоносители, не являющиеся припасами и помещаемые под таможенные процедуры, оформляются не только в ЦЭД ЦЭТ (табл. 2).

Таблица 2

Зарегистрированные ЦЭТ ДТ в 2019-2020 гг., шт. [15]

Год Количество оформленных ДТ на энергоносители, помещаемые под таможенные процедуры Количество ДТ на энергоносители, зарегистрированных в ЦЭД ЦЭТ

2019 г. 119 768 119 255

2020 г. 119 660 119 579

Как показано в табл. 2, фактически деклараций для помещения энергоносителей под таможенные процедуры было зарегистрировано больше, чем в ЦЭД ЦЭТ. Значит, есть основания полагать, что энергоносители под таможенные процедуры помещались в постах фактического контроля ЦЭТ; если представленные данные в принципе не являются статистической ошибкой.

Регистрация и выпуск таможенных деклараций на энергоносители, помещаемые под таможенные процедуры, постами фактического контроля ЦЭТ в том числе может быть связана с недавней реорганизацией ЦЭТ приказом ФТС России от 26.02.2020 № 207 и поправками в нормативные правовые акты ФТС России, связанные с реализацией технологии удаленного выпуска товаров [3; 8; 9].

Также в настоящее время проводится эксперимент по диспетчеризации таможенных деклараций. Нормативного правового документа, в полной мере описывающего данный процесс, в открытом доступе нет. В связи с этим, несмотря на то, что на официальном сайте ФТС размещена информация о диспетчеризации таможенных деклараций только между ЦЭД, можно предположить, что декларации по алгоритмам диспетчеризации направляются в посты фактического контроля для их оформления ввиду загруженности ЦЭДа ЦЭТ [2; 11; 14].

Для однозначного восприятия количественных показателей деятельности ЦЭТ, связанных с регистрацией таможенных деклараций, следует внести дополнительные уточнения в представляемую статистику.

Таким образом, на основе анализа особенностей и возможных путей совершенствования деятельности ЦЭТ допустимо сформулировать следующие выводы.

1. В целях эффективного осуществления ТК ЦЭТ целесообразно регламентировать проведение ТК таможенными постами ЦЭТ с учетом территориальной расположенности таможенного поста и объектов таможенного контроля.

2. Для однозначного восприятия количественных показателей, касающихся деятельности ЦЭТ, следует внести дополнительные уточнения в представляемую статистику.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

2. О работе системы диспетчеризации таможенных деклараций. URL: https:// customs.gov.ru/press/federal/document/268666 (дата обращения: 14.04.2021).

3. О применении технологии удаленного выпуска товаров: письмо ФТС России от 28.03.2012 № 01-11/14513. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

4. Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенных в Российской Федерации, и о признании утратившим силу приказа Минфина России и Минэнерго России от 28.11.2017 г. № 207н/1127: приказ Министерства финансов РФ, Министерства энергетики РФ от 18.11.2019 № 186н/1232. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

5. О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров: приказ Минфина России от 19.10.2020 № 238н. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

6. О ликвидации Астраханского энергетического, Мичуринского, Московского энергетического таможенных постов и таможенного поста Рязанский нефтеперерабатывающий завод Центральной энергетической таможни и о внесении изменения в приложение к приказу ФТС России от 28 июня 2019 г. № 1068: приказ ФТС России от 02.12.2020 № 1055. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

7. Об утверждении Положения о Центральной энергетической таможне: приказ ФТС России от 17.02.2016 № 294 (ред. от 18.11.2019). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

8. Об утверждении Порядка свершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования: приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

9. О реорганизации таможенных постов со статусом юридического лица Центральной энергетической таможни и об оптимизации ее структуры: приказ ФТС России от 26.02.2020 № 207. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

10. О местонахождении и регионах деятельности таможен и таможенных постов, непосредственно подчиненных ФТС России: приказ ФТС России от 28.06.2019 № 1068. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

11. Применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров. URL: https://customs.gov.ru/press/ federal/document/18839 (дата обращения: 14.04.2021).

12. Федеральное казначейство. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/dohody/neftegazovye-i-neneftegazovye-do hody/?paramPeriod=2018 (дата обращения: 14.04.2021).

13. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2021).

14. ФТС отвечает на вопросы: авторегистрация и автовыпуск, СУР, таможенный досмотр, аннулирование выпуска товаров - мнение эксперта от 14.05.2020. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/74261/ (дата обращения: 14.04.2021).

15. Центральная энергетическая таможня. URL: https://cet.customs.gov.ru/ statistic (дата обращения: 14.04.2021).

УДК 339.543:377.4

Б01 10.24412/с1-36450-2021-2-49-56

В. Ф. ВЕРБОВ, А. Ю. РОЖКОВА

О совершенствовании профессиональной компетентности специалистов-кинологов таможенных органов Российской Федерации

В статье акцентировано внимание на том, что неотъемлемым элементом профессиональной компетентности специалиста-кинолога таможенных органов является владение основами методики подготовки служебных собак. Рассмотрены особенности проведения учебных занятий в кинологических подразделениях таможенных органов. Проанализированы задачи, функции и виды занятий со служебными собаками. Обоснована необходимость взаимосвязи теоретического материала и тренировочных практических занятий. Предложены рекомендации по повышению эффективности учебных тренировочных занятий со служебными собаками в кинологических подразделениях таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: специалист-кинолог таможенных органов; профессиональная компетентность; служебная собака; учебный процесс; тренировка служебных собак; практическое занятие; тренировочное занятие; методика проведения занятия.

ВЕРБОВ Владимир Федорович, канд. техн. наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, декан факультета повышения квалификации Ростовского филиала Российской таможенной академии.

РОЖКОВА Анжела Юрьевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.