2. Klochkova G. M. Kreativnaja obrazovatel'naja sreda vuza kak pedagogicheskoe uslovie raz-vitija kreativnyh obuchajushhijsja [Creative educational environment of the university as a pedagogical condition for the development of creative students], Vektor nauki Toljattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science vector of Togliatti State University], 2012, no. 4 (22), pp. 379-383. (In Russian)
3. Chernikova T. V. Upravlenie razvitiem obrazovatel'nogo uchrezhdenija : ucheb.-metod. poso-bie [Management of the development of an educational institution: study guide. allowance]. Moscow, TC Sphere, 2005, 304 p., ISBN 5-89144-535-2. (In Russian)
4. Jasvin V. A. Jekspertno-proektnoe upravlenie razvitiem shkoly [Expert-project management of school development]. Moscow, September, 2011, 176 p., ISBN 9785-8875-128-1. (In Russian)
5. Fedorova O. A. Obrazovatel'naja sreda razvitija lichnostnogo potenciala podrastajushhego pokolenija [Educational environment for the development of the personal potential of the younger generation], Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern science-intensive technologies], 2017, no. 9, pp. 151-155. (In Russian)
6. Elagina V. S., Rogozhin V. M. Obrazovatel'naja issledovatel'skaja sreda kak faktor samoraz-vitija kursantov voennogo vuza [Educational research environment as a factor of self-development of cadets of a military higher educational establishment], Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific-methodical electronic journal "Concept"], 2018, no. 12 (December), pp. 21-31, available at: http://e-koncept.ru/2018/181089.htm (accessed: 06.09.2021). (In Russian)
7. Elagina V. S., Matsyna A. I. Issledovatel'skaja dejatel'nost' kursantov voennogo vuza: teorija ipraktika: monogr. [Research activity of cadets of a military university: theory and practice: monograph.]. Chelyabinsk, Branch of VUNC VVS "VVA", 2019, 178 p., ISBN 978-5-6043036-0-3. (In Russian)
Елагина Вера Сергеевна, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Быков Владимир Петрович, доцент ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр ВВС „Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"» (филиал, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: Vladimir. [email protected]
Elagina Vera Sergeevna, Professor, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Bykov Vladimir Petrovich, Associate Professor, Federal State Educational Institution of Higher Education "Military educational and scientific center of the Air Force" Air Force Academy named after Professor N. Ye. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin (branch, Chelyabinsk), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Садыкова, Ю. Р. Практико-ориентированные приемы обучения курсантов-кинологов в формировании знаний о нарушениях работы системы пищеварения у военнослужащих и служебных собак / Ю. Р. Садыкова, И. О. Крылова, А. Н. Богданов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 35-43.
УДК 378 ББК 74.48
практико-ориентированные приемы обучения курсантов-кинологов в формировании знаний о нарушениях работы системы пищеварения у военнослужащих и служебных собак
Ю. Р. Садыкова, И. О. Крылова, А. Н. Богданов
В статье актуализируются вопросы необходимости использования практико-ориентированно-го обучения при подготовке военных специалистов в военном вузе. Выделяются особенности подготовки курсантов-кинологов, нацеленные на профилизацию будущей профессиональной
деятельности. Показано, что значимую роль в практической подготовке специалиста-кинолога играют базовые биологические дисциплины направления подготовки «Биология». Большое внимание акцентируется на практико-ориентированных приемах обучения основам профилактики нарушений работы системы пищеварения у военнослужащих и служебных собак. На примере освоения дисциплин «Физиология», «Зоология», «Микробиология и вирусология», «Радиационная, химическая и биологическая защита» приводятся современные образовательные технологии, такие как проблематизация знаний, развитие критического мышления, групповая работа, кейс-технологии, практическая визуализация, виртуальный эксперимент, которые повышают эффективность практической подготовки кинологов в области знаний о патологиях систем органов человека и животных.
Ключевые слова: курсанты-кинологи, активные методы обучения, профилактика, патология системы пищеварения.
Подготовка выпускника военного вуза требует, как и в целом во всем современном образовательном пространстве, применения интерактивных методов обучения. Для курсантов-кинологов, обучающихся в Пермском военном институте по направлению подготовки «Биология», это особенно актуально в силу специфики основного целевого объекта — служебной собаки, работа с которой возможна в прямом контактном режиме. Наряду с этим естественно-научное, ком-
плексируемое с кинологическим и военно-профессиональным, направление подготовки требует от участников образовательного процесса тесного взаимодействия. Курсант-кинолог, следовательно, в обучении составляет центральный компонент системы «живые организмы в целом как объекты биологии — собака как живой организм и профессиональный объект служебной деятельности — военнослужащие как живые объекты и объекты военной деятельности» (рис. 1).
Рис. 1. Комплексирование объектов обучения при подготовке курсантов-кинологов
Исходя из этого, мы видим, что подготовка офицера-кинолога сопрягает в себе и биологическую, и военную, в том числе служебную кинологическую, составляющие.
В число обязанностей офицера-кинолога входят пропаганда здорового образа жизни, использование здоровьесберегающих методов работы с вверенным ему подразделением военнослужащих, сохранение их высокой боеспособности; при этом необходимо сохранить также нормативное функциональное состояние и высокую работоспособность поголовья служебных
собак. Эти требования отражаются и в основной образовательной программе подготовки кинологов, включающей все предписанные ФГОС компетенции, в том числе и такую общепрофессиональную компетенцию, в которой отмечено, что, освоив направление подготовки «Биология», уровень подготовки «бакалавр», выпускник способен применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов; знает механизмы гомеостатической регуляции; владеет основными методами анализа и оценки состояния живых систем. Введение
с 2021 г. ФГОС 3++ еще более приблизило эту компетенцию к профессиональной деятельности офицера-кинолога, включив способность применять знания о структурно-функциональной организации живых объектов для коррекции их состояния. Военно-профессиональные компетенции нацелены на формирование кинологической и военной составляющих общей компетентности кинолога. Биологическая база в подготовке такого специалиста только усиливает его способность в дальнейшем, после окончания кинологического факультета, к организации профессионально-должностной, командирской и боевой подготовки личного состава кинологической службы, дрессировки и тренировки служебных собак, а также их разведения, выращивания, размещения, содержания, кормления, ухода и сбережения. Таким образом, исходя из требований образовательных стандартов, офицер-кинолог должен быть способен не только оценивать состояние лично себя, подчиненного личного состава военнослужащих, служебных собак как биологических объектов, но и выявлять и корректировать нарушения нормативного состояния. Именно это нацеливает преподавательский состав военного института в методике своей деятельности смещать ориентир на практическую профильную деятельность и компетентностный профессионализм будущего выпускника. Как отмечают ученые, практи-ко-ориентированное обучение является важнейшей стратегией профессиональной подготовки, несмотря на разные вариации определения его сущности [1]. Такой подход согласуется с современными инновационными образовательными технологиями, так как последние десятилетия на всех уровнях образования на фоне переработки большого объема информации и практических манипуляций именно они позволяют развивать у обучающихся аналитическое мышление, способность быстро принимать верные решения на основе широкого спектра интеллектуальных, визуальных и практических навыков [2].
В общей системе формируемой компетентности специалиста-кинолога важнейшими составляющими являются знания кинолога о нормативном функциональном состоянии организма животных и человека, при котором все системы работают на оптимальном уровне, с сохранением гомеостаза, и, исходя из этого, владение практическими приемами донозологическо-го выявления сдвигов от нормы.
Одной из наиболее важных систем поддержания здоровья организма является система пищеварения, при участии которой осуществ-
ляется тесное и разнородное взаимодействие с окружающей средой. В то же время именно органы пищеварения чаще других систем подвергаются воздействию чрезвычайных, в том числе вредных, раздражителей, являясь достаточно уязвимым звеном обеспечения гомеостаза, что существенно нарушает работоспособность организма и усугубляется тесным взаимодействием пищеварительной системы с органами других физиологических систем [3; 4].
Рассмотрим педагогические приемы, ориентированные на формирование у курсантов-кинологов практических навыков по определению признаков нарушения деятельности системы пищеварения. Структура и функции пищеварительной системы изучаются традиционными технологиями, преимущественно объяснительно-иллюстративными методами, на дисциплинах «Биология человека», «Физиология». В то же время на лекциях по физиологии активно применяются приемы проблематизации материала: например, в рамках обсуждаемой темы проводится анонимный экспресс-опрос с целью оценки мнения курсантов о здоровье собственной пищеварительной системы и о ее состоянии у закрепленных служебных собак. Вопросы направлены как на выявление симптомов пищеварительных нарушений, так и на установление корреляций с возможными провоцирующими агентами, вызвавшими данные нарушения. К практическим и лабораторным занятиям выдается задание на самостоятельную работу с перечнем рекомендуемой литературы по изучению статистических научно обоснованных данных по патологиям пищеварительной системы у военнослужащих и собак, в которых подтверждаются сведения о высокой частоте встречаемости патологий желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез у военнослужащих и собак [5-9]. На лабораторных занятиях используется метод реальных и виртуальных экспериментов, в ходе которых курсантами осваиваются лабораторные принципы оценки пищеварения в ротовой полости, желудке, кишечнике. При этом каждый отработанный лабораторный блок подкрепляется ситуационными задачами, в которых приводится реальная картина той или иной ферментативной или секреторной патологии. Так, после выполнения в программе «Виртуальная физиология» опыта по действию панкреатической липазы предлагаются задачи по патологии желчевыво-дящих путей, по кормлению служебных собак кормами, насыщенными жирами; после опыта по действию пепсина предлагаются задачи по
нарушениям пищеварения в желудке в зависимости от состава пищи, кислотности желудочного сока.
Очень активно проходят практические занятия, на которых обучаемые анализируют рационы питания курсантов и кормления служебных собак. Обеспечение питанием курсантов и кормами — собак регламентируется нормативными документами [10; 11]. В ходе занятий на основе меню — из раскладки продуктов в столовой и из состава и энергоценности приобретенных дополнительно продуктов (для курсантов), а также данных из раскладки приготовляемого рациона или из состава, указанного производителями на упаковках готовых кормов (для собак), курсанты, используя программы расчета калорийности рациона либо стандартизированные таблицы, вычисляют суточную пищевую ценность и количество составляющих макро-и микронутриентов рациона. Итоговые результаты анализируются всей группой, соотносятся с нормативами для военнослужащих и служебных собак, в случае обнаружения дисбаланса предлагаются варианты корректировки рационов питания и отмечаются прогнозы нарушений функций пищеварительной и других систем организма при сохранении нарушенного рациона питания. На основе усредненных данных для питания курсантов, как правило, обнаруживается дисбаланс по белковой и углеводной составляющим суточного рациона. Совместно с преподавателем обсуждается проблематика обменных нарушений у военнослужащих и собак, подчеркиваются этиологические факторы риска их развития, проводится демонстрация клинических проявлений подобных нарушений. Результат проведения таких занятий показывает высокую заинтересованность обучаемых, в том числе применительно к рациону своих питомцев, достигается понимание практической значимости для здоровья полноценности питания.
Важнейшей составляющей гигиены здоровья пищеварительной системы является использование профилактических мер, сформированных в ходе санитарно-просветительской работы, тематического информирования и лабораторного эксперимента на дисциплине «Микробиология и вирусология». Наряду с общими вопросами микробиологии закладываются представления о нормативной микробиоте организма человека и собаки, о дисбиозах, актуализируются вопросы эпидемиологии инфекционных болезней, в том числе сопряженных с поражением желудочно-кишечного тракта, и вопросы биологической безопасности в целом. Важнейшим
аспектом является закрепление санитарно-гигиенических правил работы с собаками и вопросов поддержания личной гигиены. На лабораторных работах по микробиологии отчетливо прослеживается практико-ориентированное направление обучения: после инструктажа и повторения правил техники безопасности курсанты обучаются проводить посевы с поверхностей слизистой ротовой полости, кожи рук с использованием специализированных питательных сред. Затем анализируется рост микробных изолятов, вычленяются колонии патогенных микроорганизмов, отмечается их специфика, прогнозы развития инфекций желудочно-кишечного тракта, меры защиты личного состава. В ходе семинарских занятий результаты лабораторных работ обсуждаются в форме деловой игры «Алгоритм профессионального реагирования». Таким образом, курсанты учатся в дальнейшем применять на практике приемы защиты личного состава и поголовья служебных собак от заразных заболеваний, осуществлять поиск эпизоотически значимой информации и профессионально реагировать на выявленные зоо-антропонозные ситуации.
Одной из значимых проблем здоровья системы пищеварения являются паразитарные инвазионные болезни. Кишечные гельминтозы — распространенная патология и среди людей, а среди собак она поражает почти 100 % животных [12; 13]. Начиная со второго курса обучения за щенками служебных собак закрепляются курсанты, обеспечивая уход за ними и местами их содержания, кормление и дрессировку. Тесный контакт со служебными собаками создает и для самих курсантов угрозу заражения фактически всеми кишечными инвазиями. Правила работы с собаками проходят сквозной линией через все дисциплины профиля подготовки и отрабатываются непосредственно во взаимодействии со служебными животными. Профилактика гель-минтозов у курсантов обеспечивается информационными беседами, изучением разработанных пропагандистских просветительских плакатов, памяток, а также в ходе лабораторных работ по разным биологическим и кинологическим дисциплинам с профессионально ориентированными целями. Также практическая работа со щенками при содержании их в щенячьих вольерах часто сопровождается визуальным наблюдением выделенных с фекалиями паразитов, в основном кишечных нематод токсокар. В рамках работы с собакой поддерживается тесное взаимодействие и с ветеринарными специалистами. В учебном процессе в разделе «Зоология
беспозвоночных животных» дисциплины «Зоология» при освоении тем, тесно переплетающихся с паразитологией, курсантам приводятся статистические данные об интенсивности поражения кишечными нематодными инвазиями
Наряду с оценкой статистики зараженности собак курсантам в виде демонстрации представляется сама методика приготовления нативного мазка, на слайдах иллюстрируются возможные результаты микроскопии. Готовые микропрепараты с нативными мазками фекалий выдаются курсантам для исследования под микроскопом и самостоятельного установления диагноза. Работа с таким фактическим материалом выстраивается в микрогруппах в виде составления графиков, установления корреляционных связей с возрастом собаки, сезоном, индивидуальными особенностями собак, ветеринарными данными о мероприятиях дегельминтизации, которые прилагаются к таблицам. Для этого обучаемый должен хорошо владеть методами математического графического анализа, выстраивать причинно-следственные связи с разнообразными переменными. В групповом диалоге такая работа способствует развитию критического мышления, дискуссионных способностей, а обобщение аналитических данных по всем микрогруппам способствует качественной рефлексии и упрочению понимания необходимости санитарных проти-вопаразитарных мер безопасности при контакте с собаками.
Военно-профессиональные компетенции являются важнейшей составляющей системы подготовки офицера-кинолога, но и в военных дисциплинах, нацеленных на их выработку, формируются здоровьесберегающие принципы. Биологическая основа подготовки кинолога создает прочную основу для их усвоения. Знание функций системы пищеварения является положительным базисом для освоения дисциплины «Радиационная, химическая и биологическая
у собак учебного комплекса кинологического факультета, установленные ветеринарными специалистами по нативным мазкам фекалий. Одна из таких анализирумых курсантами таблиц приведена ниже (табл. 1).
защита», в которой изучаются многие угрозы здоровью и жизни военнослужащих, а также служебных животных, сопряженные с профессиональной военной деятельностью. Наиболее часто преподавателями отмечаются симптомы поражения системы пищеварения, особенно нарушения работы печени, связанные с токсическим действием некоторых веществ (таких как дихлорэтан, метиловый спирт, тетраэтиленсви-нец, антифриз и др.), используемых в войсках в технических целях [14]. Также отмечается роль употребления некачественных продуктов питания и вероятность отравления белковыми продуктами в составе неправильно обработанных мясных, рыбных, бобовых или грибных консервов, в которых может содержаться ботулинический токсин. Опасность представляет и стафилококковый энтеротоксин в составе некачественных молока, сладких творожных масс, кондитерских кремов. Курсантам демонстрируются видеоматериалы по разным симптомам отравлений при действии токсинов, затем внедряются кейс-технологии по конкретным клиническим ситуациям, выстроенные по принципу сравнительных ситуационных задач с рядом конкретных заданий по каждому токсину. Такая методология широко используется при обучении специалистов медицинского профиля [15; 16]. Курсанты-кинологи, таким образом, закрепляют понятийно-категориальный аппарат о строении пищеварительной системы и ее функциях, в особенности — деток-сикационной функции печени, понимают логику представления каждого ядовитого компонента по определенному алгоритму, учатся находить общие и частные особенности этих ядовитых для организма компонентов.
Таблица 1
Инвазированность щенков по количеству обнаруженных яиц токсокар в поле зрения в нативном мазке фекалий
№ собаки 5 мес. 6 мес. 6 мес. 7 мес. 7 мес. 7 мес. 8 мес. 9 мес. 9 мес. 9 мес. 10 мес.
1 16 56 148 43 - - 3 5 4 - -
2 1 1 20 26 3 119 10 12 32 158 17
3 43 22 24 12 15 9 20 12 17 29 28
4 - 3 83 17 87 91 101 25 49 29 12
5 - 41 68 16 66 64 47 13 25 29 12
6 16 14 19 8 16 6 2 - - 19 15
7 79 8 69 32 12 14 - - - -
8 19 - 3 6 16 7 24 - 7 - -
Итак, подготовка курсантов-кинологов в Пермском военном институте сопряжена с активной профилизацией и использованием практико-ори-ентированных приемов обучения в ходе отработки многих базовых биологических и военно-профессиональных дисциплин. Непосредственно освоенные практические, интерактивные приемы с успехом применяются курсантами при выполнении выпускных квалификационных работ, реали-
зуются в программах производственной практики, военных стажировках при выполнении обязанностей офицеров управляющего звена и начальников кинологической службы, на государственной итоговой аттестации при решении практических задач, а поступающие из войск с мест службы отзывы на выпускников позволяют считать применяемые при обучении кинологов образовательные технологии актуальными и эффективными.
Библиографический список
1. Вяткина, И. В. Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете / И. В. Вяткина // Новый взгляд на систему образования : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Прокопьевск, 10 апреля 2019 г.) // Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева» : [сайт]. — 2019. — URL: http://science.kuzstu.ru/wp-сontent/Events/Conference/nv/newview/pages/ Articles/007.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
2. Ash, J. Understanding clinical teaching in times of change / J. Ash // The clinical teacher. — 2009. — Vol. 6. — Issue 3. — P. 177-80.
3. Патологическая физиология системы пищеварения : учеб. пособие / Е. В. Зиновьев,
B. Н. Цыган, А. В. Дергунов, О. Ю. Пахальская. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2017. — 103 с. — ISBN 978-5-299-00800-5.
4. Беляева, Ю. Н. Болезни органов пищеварения как медико-социальная проблема / Ю. Н. Беляева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2013. — Т. 3. — № 3. —
C. 566-568.
5. Киселева, Е. Ю. Этиология и статистика заболеваний желудочно-кишечного тракта собак и кошек / Е. Ю. Киселева, А. А. Дарбинян // Научный аспект. — 2019. — Т. 12. — № 2. — С.1514-1517.
6. Беляева, Ю. Н. Современные тенденции заболеваемости болезнями органов пищеварения в Российской Федерации и на региональном уровне / Ю. Н. Беляева // Молодые ученые — здравоохранению : материалы 72-й научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. — Саратов : Изд-во СГМУ, 2011. — С. 79-83.
7. Мухаметжанов, А. М. Актуальные вопросы заболеваемости военнослужащих срочной службы / А. М. Мухаметжанов, Н. К. Смагулов, С. Б. Жаутикова, Ф. У. Умер, К. М. Жиенбае-ва // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9242 (дата обращения: 02.07.2021).
8. Зайкова, З. А. Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме «Заболевания человека, обусловленные недоброкачественной пищей, их расследование и профилактика» / З. А. Зайкова // Иркутский государственный медицинский институт : [сайт]. —2016. — URL: https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/9cc70bb6_pischevye_otravleniya,_ rassledovanie_i_profilaktika.pdf (дата обращения: 01.07.2021).
9. Евдокимов, В. И. Показатели заболеваемости военнослужащих контрактной службы Вооруженных Сил Российской Федерации (2003-2016 гг.) : моногр. / В. И. Евдокимов, П. П. Сиващенко, С. Г. Григорьев. — Санкт-Петербург : Политехника-принт, 2018. — 80 с. — ISBN 978-5-906931-91-7.
10. Об утверждении Порядка и Норм обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных войск национальной гвардии Российской Федерации, а также Норм замены одних кормов (продуктов) другими и Нормы замены одних подстилочных материалов другими при обеспечении штатных животных войск национальной гвардии Российской Федерации : Приказ Росгвардии от 19.10.2019 № 416 // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371466/ (дата обращения: 06.07.2021).
11. О некоторых вопросах продовольственного обеспечения военнослужащих и отдельных категорий лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции : Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1484 // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_362719/ (дата обращения: 06.07.2021).
12. Бронштейн, А. М. Гельминтозы органов пищеварения: проблемы диагностики и лечения / А. М. Бронштейн, Н. А. Малышев, В. И. Лучшев_// Русский медицинский журнал. Приложение «Болезни органов пищеварения». — 2005. — № 2. — С. 67. — URL: https://www.
rmj.ru/articles/bolezni_organov_pishchevareniya/Gelymintozy_organov_pischevareniya_problemy_ diagnostikijjecheniya/ (дата обращения: 02.07.2021).
13. Дубина, И. Н. Гельминтозы собак : монография / И. Н. Дубина. — Витебск, 2006. — 200 с.
14. Прохоров, И. И. Военная и экстремальная медицина. Часть II / И. И. Прохоров, И. И. Ивашин, В. А. Новоселецкий. — Гродно : УО «ГРГМУ», 2011. — 314 с. — ISBN 978-985-496-817-9.
15. Жаутикова, С. Б. Об опыте внедрения современных методов образования в учебный процесс кафедры патологической физиологии Карагандинского государственного медицинского университета / С. Б. Жаутикова, Ф. С. Абикенова // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 5. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28113 (дата обращения: 05.07.2021).
16. McLean, S. F. Case based learning and its application in Medical and health care fields: A review of worldwide literature / S. F. McLean // Journal of medical education and curricular development. — 2016. — № 3. — P. 39-49.
For citation: Sadykova, Yu. R. Practice-oriented training methods for cinologists in the formation of knowledge about disorders of the digestive system in military services and service dogs / Yu. R. Sadykova, I. O. Krylova, A. N. Bogdanov // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 35-43.
practice-oriented training methods for cinologists in the formation of knowledge about disorders of the digestive system in military services and service dogs
Yu. R. Sadykova, I. O. Krylova, A. N. Bogdanov
The article actualizes the issues of the need to use practice-oriented training in the education of military specialists at a military university. The peculiarities of training cadets-cynologists, aimed at the profiling of future professional activities, are highlighted. It is shown, that the basic biological disciplines of the direction of training «Biology» play a significant role in the practical training of a dog handler. Much attention is focused on practice-oriented methods of teaching the basics of preventing disorders of the digestive system in military personnel and service dogs. Using the example of learning the disciplines «Physiology», «Zoology», «Microbiology and Virology», «Radiation, chemical and biological protection», modern educational technologies are given, such as problematization of knowledge, development of critical thinking, group work, case technologies, practical visualization, virtual experiment, which increase the effectiveness of the practical training of dog handlers in the field of knowledge about the pathologies of human and animal organ systems.
Key words: cadets-cynologists, active teaching methods, prevention, pathology of the digestive system.
References
1. Vyatkina I. V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie kak sredstvo professionalizacii podgotovki bu-dushhih specialistov v universitete [Practice-oriented education as a means of professionalizing the training of future specialists at the university], Sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Novyj vzgl-jad na sistemu obrazovanija» (g. Prokop'evsk, 10 aprelja 2019 g.) [Digest of materials of the II Intern. scientific-practical conf. "A new look at the education system" (Prokopyevsk, April 10, 2019)]. Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev, 2019, available at: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/nv/newview/pages/Articles/007.pdf (accessed: 10.07.2021). (In Russian)
2. Ash J. Understanding clinical teaching in times of change, The clinical teacher, 2009, vol. 6, issue 3, pp. 177-80. (In English)
3. Zinoviev E. V., Tsygan V. N., Dergunov A. V., Pakhalskaya O. Yu. Patologicheskaja fiziologija sistemy pishhevarenija: ucheb. posobie [Pathological physiology of the digestive system: textbook. allowance]. St. Petersburg, SpetsLit, 2017, 103 p., ISBN 978-5-299-00800-5. (In Russian)
4. Belyaeva Yu. N. Bolezni organov pishhevarenija kak mediko-social'naja problema [Diseases of the digestive system as a medical and social problem], Bjulleten' medicinskih internet-konferencij [Bulletin of medical Internet conferences], 2013, Vol. 3, no. 3, pp. 566-568. (In Russian)
5. Kiseleva E. Yu., Darbinyan A. A. Jetiologija i statistika zabolevanij zheludochno-kishechnogo trakta sobak i koshek [Etiology and statistics of diseases of the gastrointestinal tract of dogs and cats], Nauchnyj aspekt [Scientific aspect], 2019, vol. 12, no. 2, pp. 1514-1517. (In Russian)
6. Belyaeva Yu. N. Sovremennye tendencii zabolevaemosti boleznjami organov pishhevare-nija v Rossijskoj Federacii i na regional'nom urovne [Modern trends in the incidence of diseases of the digestive system in the Russian Federation and at the regional level], Materialy 72-j nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i molodyh uchenyh s mezhdunarodnym uchastiem "Molodye uchenye — zdravoohraneniju" [Materials of the 72nd scientific-practical conference of students and young scientists with international participation "Young scientists — to public health"]. Saratov, Publishing house of SSMU, 2011, pp. 79-83. (In Russian)
7. Mukhametzhanov A. M., Smagulov N. K., Zhautikova S. B., Umer F. U., Zhienbaeva K. M. Aktual'nye voprosy zabolevaemosti voennosluzhashhih srochnoj sluzhby [Topical issues of morbidity among conscripts], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2013, no. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9242 (accessed: 02.07.2021). (In Russian)
8. Zaikova Z. A. Metodicheskie rekomendacii dlja studentov k prakticheskomu zanjatiju po teme «Zabolevanija cheloveka, obuslovlennye nedobrokachestvennoj pishhej, ih rassledovanie i profilak-tika» [Methodical recommendations for students for a practical lesson on the topic "Human diseases caused by poor quality food, their investigation and prevention"], Irkutsk State Medical Institute, 2016, available at: https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/9cc70bb6_pischevye_otravleniya,_ rassledovanie_i_profilaktika.pdf (accessed: 01.07.2021). (In Russian)
9. Evdokimov V. I., Sivashchenko P. P., Grigoriev S. G. Pokazatelizabolevaemosti voennosluzhashhih kontraktnoj sluzhby Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii (2003-2016 gg.) : monogr. [Indicators of morbidity among contract servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation (2003-2016): monograph.]. St. Petersburg, Polytechnic-print, 2018, 80 p, ISBN 978-5-906931-91-7. (In Russian)
10. Ob utverzhdenii Porjadka i Norm obespechenija kormami (produktami) i podstilochnymi materialami shtatnyh zhivotnyh vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, a takzhe Norm za-meny odnih kormov (produktov) drugimi i Normy zameny odnih podstilochnyh materialov drugimi pri obespechenii shtatnyh zhivotnyh vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: Prikaz Rosgvardii ot 19.10.2019 № 416. ConsultantPlus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_371466/ (accessed: 06.07.2021). (In Russian)
11. O nekotoryh voprosah prodovol'stvennogo obespechenija voennosluzhashhih i otdel'nyh kategorij lic, prohodjashhih sluzhbu v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii i imejush-hih special'nye zvanija policii : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.09.2020 № 1484. Consultant-Plus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362719/ (accessed: 06.07.2021). (In Russian)
12. Bronstein A. M., Malyshev N. A., Luchshev V. I. Gel'mintozy organov pishhevarenija: problemy diagnostiki i lechenija [Helminthiasis of the digestive system: problems of diagnosis and treatment], Russkij medicinskij zhurnal. Prilozhenie «Bolezni organov pishhevarenija» [Russian medical journal. Appendix "Diseases of the digestive system"], 2005, no. 2, pp. 67, available at: https://www. rmj.ru/articles/bolezni_organov_pishchevareniya/Gelymintozy_organov_pischevareniya_problemy_ diagnostiki_i_lecheniya/ (accessed: 02.07.2021). (In Russian)
13. Dubina I. N. Gel'mintozy sobak: monografija [Helminthiasis of dogs: monograph].Vitebsk, 2006, 200 p. (In Russian)
14. Prokhorov I. I., Ivashin I. I., Novoseletsky V. A. Voennaja i jekstremal'naja medicina. Chast'II [Military and extreme medicine. Part II]. Grodno, UO «GRGMU», 2011, 314 p., ISBN 978-985-496817-9. (In Russian)
15. Zhautikova S. B., Abikenova F. S. Ob opyte vnedrenija sovremennyh metodov obrazovanija v uchebnyj process kafedry patologicheskoj fiziologii Karagandinskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta [On the experience of introducing modern methods of education into the educational process of the Department of Pathological Physiology of Karaganda State Medical University], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2018, no. 5, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28113 (accessed: 05.07.2021). (In Russian)
16. McLean S. F. Case based learning and its application in Medical and health care fields: A review of worldwide literature, Journal of medical education and curricular development, 2016, no. 3, pp. 39-49. (In English)
Садыкова Юлия Рамисовна, заведующая кафедрой биологии факультета (кинологического) ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат биологических наук, доцент, Российская Федерация, г. Пермь, e-mail: [email protected]
Sadykova Yulia Ramisovna, Head of the Department of Biology of the Faculty (cynological) of the Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Perm, e-mail: [email protected]
Крылова Ирина Олеговна, профессор кафедры биологии факультета (кинологического) ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат биологических наук, доцент, Российская Федерация, г. Пермь, e-mail: [email protected] Богданов Александр Николаевич, доцент кафедры тактики и служебно-боевого применения ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат военных наук, Российская Федерация, г. Пермь, e-mail: [email protected]
Krylova Irina Olegovna, Professor of the Department of Biology of the Faculty (cynological) of the Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Perm, e-mail: [email protected]
Bogdanov Aleksandr Nikolaevich, Associate Professor of the Department of Tactics and Service and Combat Use of the Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Candidate of Military Sciences, Russian Federation, Perm, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Сысоева Ю. А. Проект «Литературная гостиная» как образовательная технология / Ю. А. Сысоева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 43-47.
УДК 372.016:82 ББК 74.268.3
проект «литературная гостиная» как образовательная технология
Ю. А. Сысоева
Статья рассматривает возможность создания эффективных условий психолого-педагогической поддержки творческих студентов в рамках внеаудиторной формы работы. В связи с этим предлагается использовать в условиях СПО проектную деятельность, связанную с общеобразовательными дисциплинами и направленную на формирование общих компетенций. Обсуждается реализация авторского проекта «Литературная гостиная» в профессиональной образовательной организации. Обосновывается, что эта образовательная технология не только способствует формированию общих компетенций, предусмотренных федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования (ОК-4, ОК-5), включением студентов в творческую деятельность, но и позволяет выявить и купировать их тревожное состояние. К такому выводу автор приходит на основе результатов лингвистического анализа на лексико-семантическом уровне поэтических текстов студентов — участников «Литературной гостиной».
Ключевые слова: литературная гостиная, одаренные студенты, образовательная технология, воспитательная работа, творческий проект.
Вызовы последних лет диктуют свои требования ко всем сферам жизнедеятельности, в том числе и к образованию. В существующих реалиях, вызванных повсеместными ограничительными мерами, педагоги вынуждены разрабатывать новые методы и способы взаимодействия с обучающимися, обеспечивая тем самым непрерывность данного процесса. Наш педагогический опыт подсказывает, что одним из таких способов является проектная деятельность студентов, успешность применения которой подтверждается как при урочном
изучении отдельных дисциплин, так и при внеаудиторной организации работы.
Проведенное теоретическое исследование также приводит к выводу, что методика проектной деятельности, разработанная в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи, становится все более актуальной в современном информационном обществе. Как известно, данный способ работы с обучающимися нашел свое применение еще во второй половине XIX века в США и продолжает свое успешное функционирование в настоящее