УДК 504:37.03 Л.А. Пастухова*
Экологические компетенции выпускников военного вуза: определение содержания на основе требований работодателей
В статье рассматриваются особенности экологического образования курсантов в военном вузе, обусловленные необходимостью реализации компетентностной модели подготовки специалистов. Представлены результаты практического исследования по учету мнения работодателей при формировании паспортов экологических компетенций выпускников военных вузов.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, основная образовательная программа, офицеры внутренних войск, экологические компетенции, работодатели.
L.A. Pastukhova*. Ecological competences of graduates of military institute of high education: determination of the content based on the requirements of employers. In the article are examined the special features of the ecological education of cadets in military Institute of Higher Education, of the caused by the need for the realization of a competence model of training specialists. The results of a practical study on the calculation of the opinion of employers with molding of the passports of the ecological competences of the graduates of military Institute of Higher Education are represented.
Keywords: high vocational education, main educational program, officers of the internal troops, ecological competences, employers.
Высшее профессиональное образование в настоящее время призвано удовлетворять запросы большого спектра потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства и соответствующих отраслей человеческой деятельности. Возможность выполнения такой функции связывается прежде всего с реализацией компетентностной модели подготовки выпускников.
Под компетенцией как результатом освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее ООП ВПО) сегодня понимается «способность выпускника применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности» [2, с. 21], или «...для успешной деятельности в определенной области» [1, с. 23]. Обязательные общекультурные и профессиональные компетенции в программах военных вузов дополняются военно-профессиональными. Во всех этих блоках можно выделить экологические компетенции, т.е. те, которые обеспечивают экологически целесообразную профессиональную деятельность. Выпускникам военного вуза сразу же после его окончания приходится организовывать взаимодействие воинского подразделения с окружающей средой, принимать решения в области экологической безопасности, а также выполнять функции педагогов-воспитателей.
В связи со сказанным чрезвычайно актуальной задачей высшего военного образовательного учреждения становится приведение содержания образования в соответствие с компетенциями, для чего необходимо в первую очередь определить содержание и сущностные характеристики всех компетенций выпускника по соответствующему направлению (профилю) подготовки. Данный этап, согласно рекомендациям, является важнейшим в разработке паспортов компетенций и других документов, обеспечивающих целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО [2, с. 22]; кроме этого, он необходим для установления логических связей между компетенциями и, так же, как и ООП ВПО (на стадии разработки), требует согласования с работодателями.
Основным заказчиком экологически компетентных выпускников военных вузов является государство - в нашем случае это и есть главный работодатель, однако присутствует также заинтересованность командиров воинских подразделений всех уровней, поскольку помимо сказанного выше ужесточаются требования в области природопользования к юридическим лицам и в армии. Целью нашего исследования было установление соответствия набора «программных» компетенций по различным направлениям подготовки с требуемыми на практике (в воинских подразделениях) от офицеров внутренних войск.
Ключевые моменты по обеспечению экологической безопасности, в частности экологические требования к военнослужащим, отражены в основополагающих документах, действующих во внутренних войсках, - общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. В Уставе внутренней службы [3] это ст. 75, 163, 317, 324, 337, 338, и др. Также сквозь третью и седьмую главы названного источника проходит описание обязанностей должностных лиц воинских подразделений по отношению к окружающей среде. Считаем целесообразным привести содержание компетенций в соответствие с уставными требованиями.
* Пастухова, Лариса Анатольевна, доцент, ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ПВИ ВВ МВД России). Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1. E-mail: [email protected].
* Pastukhova, Larisa Anatolievna, assistant professor, The Perm’s military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russian Fed-eration. Address: Russia, 614112, Perm, ul. Gremyachy Log, 1.E-mail: [email protected].
© Пастухова Л.А., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Педагогика
На основании вышесказанного, на первом этапе нашего исследования были сформулированы экологические составляющие «программных» компетенций. Согласно рекомендациям [1, с. 18], они охватили когнитивную (1-12), деятельностную (13-27), ценностную (28-29) и рефлексивную (30-31) сферы, отсюда должностное лицо воинского подразделения:
1) имеет базовые представления о сущности биосферных процессов и роли биологического разнообразия как ведущего фактора устойчивости экосистем;
2) демонстрирует знание структурных и функциональных особенностей популяций, биоценозов и экосистем;
3) понимает роль человеческого общества в биосфере Земли;
4) знает важнейшие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества и возможные пути их решения;
5) оперирует основными экологическими понятиями и терминами;
6) владеет знаниями факторов воздействия объектов и процессов профессиональной деятельности (автомобильной, бронетанковой техники, оружия, для кинологов - войсковых питомников) на окружающую среду;
7) знает сущность комплексной экологической защиты войск и правила проведения основных мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защиты личного состава от экологически вредных факторов природного и техногенного характера;
8) знает цели и задачи экологического контроля и используемые для этого в войсках средства;
9) владеет знаниями о влиянии факторов среды на здоровье людей, в т.ч. военнослужащих;
10) имеет базовые представления о принципах и методах экологического мониторинга;
11) знает задачи и технологии (формы и методы) экологического воспитания и обучения подчиненных;
12) знает нормативно-правовые и экономические основы природопользования;
13) проявляет экологическую грамотность в профессиональной деятельности и в быту;
14) следует этическим и правовым нормам в отношении природы;
15) понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни;
16) способно использовать знания экологических принципов охраны природы и рационального природопользования;
17) соблюдает интересы экологической безопасности России;
18) умеет пользоваться техническими средствами оценки экологической обстановки в районах расположения войск, на военных объектах и технике;
19) имеет навыки работы с техническими средствами оценки экологической обстановки в районах расположения войск, на военных объектах и технике;
20) руководствуется в службе основными требованиями системы природоохранных мероприятий;
21) умеет выявлять источники экологического загрязнения и оценивать экологическую обстановку в районах расположения войск, на военных объектах и технике;
22) умеет действовать в различных экологических ситуациях;
23) способно обеспечивать соблюдение экологических требований;
24) владеет основными методами защиты военных объектов и населения от возможных последствий экологических аварий, катастроф, стихийных бедствий;
25) способно организовывать мероприятия по ликвидации последствий экологических аварий, катастроф, стихийных бедствий;
26) соблюдает экологическое законодательство;
27) умеет применять на практике технологии (формы и методы) экологического воспитания и обучения подчиненных военнослужащих;
28) готово повышать свою грамотность в вопросах экологии и экологического воспитания;
29) имеет ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану здоровья человека;
30) умеет прогнозировать экологические последствия своей профессиональной деятельности;
31) готово нести ответственность за последствия своих решений в области экологической безопасности.
Далее в тексте вместо наименований компетенций нами использованы соответствующие порядковые номера.
Вторым этапом исследования являлось анкетирование старших офицеров, занимающих должности начальника штаба, командира отряда, командира воинской части и выше, имеющих стаж практической деятельности более 10 лет, с целью выявления важности экологических компетенций для выпускников военного института. Далее для каждой компетенции подсчитывался процент респондентов, отметивших ее как необходимую в профессиональной деятельности выпускников на должностях, находящихся в подчинении у этих офицеров. Результаты опроса показали, что все предложенные нами формулировки нашли отклик и понимание у опрошенных работодателей: для большинства компетенций получена положительная оценка у более 75 % респондентов.
Важность экологических компетенций для офицеров-кинологов составила от 55,6 % (№№
2, 5, 10, 12, 18, 19 для командира кинологического взвода) до 100% (№№ 15, 24, 29 для названной должности и начальника кинологической службы воинской части, соединения).
Максимальное количество компетенций, имеющих стопроцентную важность, отмечено также у таких должностей, как заместитель командира роты по вооружению (№№ 13, 15, 17, 21, 24), начальник службы горючего воинской части (№№ 1, 19, 29, 30), начальник автомобильной, бронетанковой (автобронетанковой) службы в/ч (№№ 9, 16, 26), командир взвода по ремонту автомобильной (бронетанковой) техники (№№ 7, 20, 27). Такое же высокое значение работодатели придают компетенциям №№ 23 и 28 для командира автомобильного (учебного) взвода, № 14 для начальника мастерской по ремонту вооружения, № 31 для заместителя командира батальона по вооружению.
Самую низкую оценку получила вторая когнитивная компетенция, которая была обозначена как необходимая для всех технических должностей менее 50 % опрошенных. Первая компетенция имеет средние значения важности для командира взвода по ремонту артиллерийского вооружения, начальника мастерской по ремонту вооружения, начальника службы артиллерийского вооружения воинской части и заместителя командира батальона по вооружению (от 42,9 % до 57,1 %). Компетенции №№ 4 и 5 получили минимальные значения для начальника службы горючего воинской части, начальника мастерской по ремонту вооружения и командира кинологического взвода (от 50,0 % до 55,6 %). Такие же значения для первых двух должностей имеет компетенция № 11. Причиной таких результатов может быть недостаточное видение респондентами причинно-следственных связей некоторых когнитивных компетенций с другими, важными, по их мнению, компетенциями.
Для некоторых должностей недооцененными оказались №№ 10, 12, 18 и 19, что указывает на сравнительно низкую значимость среди старших офицеров нормативно-правовых и экономических знаний в организации взаимодействия с природой, экологического мониторинга во внутренних войсках, а также недооценку в повседневной профессиональной деятельности экологического контроля.
Некоторую трудность у офицеров вызвал следующий вопрос: «Перечислите (для каждой должности) порядковые номера важнейших из названных компетенций, начиная с самой необходимой». В анкетах, содержащих ответы на данный вопрос, важнейшими названы следующие компетенции: для командира автомобильного (учебного) взвода - №№ 3, 6, 7, 14, 31; начальника автомобильной, бронетанковой (автобронетанковой) служб отдельного батальона или воинской части и начальника службы артиллерийского вооружения воинской части - №№ 3, 6, 7, 22, 24, 31; начальника службы горючего воинской части и начальника мастерской по ремонту вооружения - №№ 3, 6, 7, 23, 31.
Таким образом, наше исследование показало, что руководящий состав воинских соединений внутренних войск придает высокое значение экологической компетентности подчиненных офицеров, о чем свидетельствует в целом высокая оценка всех выделяемых нами компонентов экологических компетенций - когнитивной, деятельностной, ценностной и рефлексивной. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке (корректировке) ООП ВПО и паспортов компетенций. Они также могут быть использованы в организации экологической подготовки руководящего состава воинских частей.
Список литературы
1. Азарова, Р. Н., Золотарева, Н. М. Разработка паспорта компетенции : методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 52 с.
2. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования : методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / науч. ред. Н.А. Селезнева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 84 с.
3. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. // Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 2008. - С.28-144.
Literature
1. Azarova, R. N., Zolotareva, N. M. Razrabotka pasporta kompetentsii : metodicheskie rekomendatsii dlya organizatorov proektnyih rabot i professorsko-prepodavatelskih kollektivov vuzov. - M.: Issledovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Koordinatsionnyiy sovet uchebno-metodicheskih ob’edineniy i nauchno-metodicheskih sovetov vyisshey shkolyi, 2010. - 52 s.
2. Proektirovanie osnovnyih obrazovatelnyih programm, realizuyuschih federalnyie gosudarstvennyie obrazovatelnyie standartyi vyisshego professionalnogo obrazovaniya : metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley i aktiva uchebno-metodicheskih ob’edineniy vuzov / nauch. red. N.A. Selezneva. - M.: Issledovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Koordinatsionnyiy sovet uchebno-metodicheskih ob’edineniy i nauchno-metodicheskih sovetov vyisshey shkolyi, 2009. - 84 s.
3. Ustav vnutrenney sluzhbyi Vooruzhennyih Sil Rossiyskoy Federatsii. Utverzhden Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 10 noyabrya 2007 g. // Obschevoinskie ustavyi Vooruzhennyih Sil Rossiyskoy Federatsii. - M.: Voennoe izdatelstvo, 2008. - S. 28-144.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013