8. Мераб Константинович Мамардашвили / под редакцией Н. В. Мотрошиловой. - Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 438 с. - ISBN 978-5-8243-1218-8.
9. Монсиньор Поль Пупар. Церковь и культура. Заметки о пастырстве разума / Поль Пупар. - Милан ; Москва : Христианская Россия, 1993. - 254 с. - ISBN 5-87648-013-4.
10. Оботурова, Н. С. Философско-антропологические основания методологии психотерапии осужденных : монография / Н. С. Оботурова, А. М. Чирков. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2019. - 186 с. - ISBN 978-5-94991-469-2.
11. Тонконогов, А. В. Обеспечение духовной безопасности в современной России : монография / А. В. Тонконогов. - Москва : Академия управления МВД России, 2011. - 211 с.
12. Чирков, А. М. Полимодальная психотерапия ассоциации стрессовых и психических личностных расстройств у осужденных / А. М. Чирков // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2017. - № 1 (37). -С. 67-71.
13. Чирков, А. М. Системогенез стрессовой адаптации осужденных / А. М. Чирков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 1 (72) - С. 40-46.
14. Чуприкова, Н. И. Интроекция и явления сознания в системе естественнонаучной психологии / Н. И. Чупри-кова // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 2-20.
1. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva. Opyt opravdaniya cheloveka [The philosophy of freedom. The meaning of creativity. Human Justification Experience]. Moscow ; Yekaterinburg, 2015. 522 p. (In Russ.).
2. Bratus' B. S. Problema vozvrashcheniya kategorii «dushi» v nauchnuyu psihologiyu [The problem of returning the category of «soul» to scientific psychology]. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal - National Psychological Journal, 2014, no. 3 (15), pp. 5-15. (In Russ.).
3. Losskij V. N. Ocherkmisticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [Essay on the mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Moscow, 1991. 288 p. (In Russ.).
4. Zinchenko V. P. Soznanie i tvorcheskijakt [Consciousness and creative act]. Moscow, 2010. 592 p. (In Russ.).
5. Il'in I. A. Aksiomy religioznogo opyta [Axioms of Religious Experience]. Moscow, 2006. 668 p. (In Russ.).
6. Ioann Mejendorf (protoierej). Vvedenie vsvyatootecheskoe bogoslovie [Introduction to Patristic Theology]. Minsk, 2007. 384 p. (In Russ.).
7. Losskij V. N. Bogovidenie [Godvision]. Minsk, 2007. 495 p. (In Russ.).
8. Motroshilova N. V. (red.) Merab Konstantinovich Mamardashvili [Merab Konstantinovich Mamardashvili]. Moscow, 2009. 438 p. (In Russ.).
9. Monsin'or Pol' Pupar. Cerkov' i kul'tura. Zametki o pastyrstve razuma [Church and culture. Notes on Shepherding the Mind]. Milan ; Moscow, 1993. 254 p. (In Russ.).
10. Oboturova N. S., CHirkov A. M. Filosofsko-antropologicheskie osnovaniya metodologii psihoterapii osuzhdennyh [Philosophical and anthropological foundations of the methodology of psychotherapy of convicts]. Vologda, 2019. 186 p. (In Russ.).
11. Tonkonogov A. V. Obespechenie duhovnoj bezopasnosti v sovremennoj Rossii [Ensuring spiritual security in modern Russia]. Moscow, 2011. 211 p. (In Russ.).
12. CHirkov A. M. Polimodal'naya psihoterapiya associacii stressovyh i psihicheskih lichnostnyh rasstrojstv u osuzhdennyh [Multimodal psychotherapy of the association of stress and mental personality disorders in convicts]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie - Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, 2017, no. 1 (37), pp. 67-71. (In Russ.).
13. CHirkov A. M. Sistemogenez stressovoj adaptacii osuzhdennyh [Systemogenesis of stress adaptation of convicts]. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah - Psychopedagogy in law enforcement, 2018, no. 1 (72), pp. 40-46. (In Russ.).
14. CHuprikova N. I. Introekciya i yavleniya soznaniya v sisteme estestvennonauchnoj psihologii [Introjection and phenomena of consciousness in the system of natural science psychology]. Voprosy psihologii - Psychology Issues, 2010, no. 2, pp. 2-20. (In Russ.).
Психофизиологическая совместимость специалиста-кинолога
и служебной собаки
Е. А. КУСАКИНА - доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Пермского института ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент;
Р. В. МАЛЬЧИКОВ - старший преподаватель кафедры кинологии Пермского института ФСИН России, кандидат сельскохозяйственных наук
Реферат
В статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению одного из важнейших аспектов служебного собаководства - психофизиологиче-
I REFERENCES
УДК 159.929:343.83
DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-416-422
ской совместимости специалиста-кинолога и собаки. В качестве основных методов сбора эмпирического материала выступили система проверки динамических характеристик АРАКС и методика определения особенностей темперамента кинологов, разработанная Г Айзенком. Результаты исследования подчеркивают прямое влияние совместимости темперамента кинолога и служебной собаки на результаты дрессировки и совместное выполнение служебных задач. В учреждениях уголовно-исполнительной системы в целях повышения эффективности деятельности кинологической службы целесообразно учитывать психофизиологические особенности в формируемых парах «кинолог - собака».
Ключевые слова: психофизиологическая совместимость; динамические характеристики психики собаки; специалист-кинолог; темперамент; методика АРАКС; дрессировка собак; тренировка собак.
19.00.06 - Юридическая психология
Psychophysiological compatibility of a specialist cynologist and service dog
E. A. KUSAKINA - Associate Professor of the Department of Criminal and Penal Law of the Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology, Associate Professor;
R. V. MALCHIKOV - Senior Lecturer of the Department of Cynology of the Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Agriculture
Abstract
The article discusses the results of the study devoted to one of the most important aspects of service dog breeding - the psychophysiological compatibility of a specialist cynologist and a dog. The main methods for collecting empirical material were the system of checking the dynamic characteristics of ARAKS and the methodology for determining the characteristics of the temperament of cynologists, developed by H. Eysenck. The results of the study emphasize the direct influence of the compatibility of the temperament of the cynologist and the service dog on the results of training and joint performance of service tasks. In institutions of the penal system in order to increase the effectiveness of the cynological service it is advisable to take into account the psychophysiological features in the formed cynologist-dog pairs.
Key words: psychophysiological compatibility; dynamic characteristics of the psyche of the dog; cynologist; temperament; ARAKS technique; dog learning; dog training.
19.00.06 - Legal psychology
Кинологическая служба занимает важное место в решении оперативно-служебных задач, стоящих перед учреждениями уголовно-исполнительной системы. Сфера профессиональной деятельности кинологов ФСИН России достаточно разнопланова, что предъявляет высокие требования к личности специалиста, в том числе и в вопросах взаимодействия с собакой. Согласно классификации Е. А. Климова [3, с. 34] профессия «кинолог» относится к сфере «человек - живая природа», что определяет главную ее особенность, заключающуюся в работе с животными. Многочисленными исследованиями И. П. Павлов доказал, что различие в поведении собак, прежде всего, обусловливается определенным комплексом основ-
ных свойств нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность).
Рассматривая особенности высшей нервной деятельности собаки и человека с точки зрения их взаимосвязи и влияния на результаты служебной деятельности, можно констатировать малоизученность темы. Так, в своих наблюдениях И. П. Павлов пришел к такому выводу: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы на человека и обозначить их совместимость или различие» [5, с. 131]. Изучение особенностей высшей нервной деятельности собак, их учет на всех этапах служебной деятельности, в том числе и в вопросах закрепления за кинологом служебной собаки, должно стать одной из важных
задач совершенствования и укрепления кинологической службы ФСИН России. В связи с этим предметом нашего исследования выступило изучение психофизиологических особенностей поведения собаки и их совместимости с типом темперамента специалиста-кинолога. Можно предположить, что психофизиологическая совместимость специалиста-кинолога и собаки предопределяет результаты дрессировки и тренировки собаки, а в последующем влияет на эффективность выполнения поставленных служебных задач.
Обозначенной в нашем исследовании проблеме психофизиологической совместимости кинолога и собаки посвящено недостаточное количество исследований. Так, Н. Д. Криволапчук занималась изучением динамических характеристик психики собаки [4, с. 15]. В. В. Арепьевым была разработана система АРАКС для оценки динамических характеристик поведения собаки при подготовке к выполнению служебных задач [1, с. 8]. Немаловажное значение для нашего исследования имеют теоретические подходы И. П. Павлова. Так, в работах автора основные динамические качества психики были определены по характеристикам процессов, протекающих в центральной нервной системе собаки. Базой для описания психической деятельности стало соотношение двух основных процессов - возбуждения и торможения, которые, как известно, характеризуются величиной электрического импульса, возникающего в нервных волокнах и центрах головного мозга, а значит, поддаются регистрации и измерению. По мере совершенствования технических средств исследователи физиологии высшей нервной деятельности получили возможность (по крайней мере, в лабораторных условиях) с хорошей точностью фиксировать и изучать свойства центральной нервной системы как электрической цепи. Исследований, посвященных изучению психофизиологической совместимости служебной собаки и кинолога для эффективного выполнения поставленных задач в сфере исполнения уголовных наказаний, до настоящего времени не проводилось.
Для решения задач исследования была использована методика проверки динамических характеристик психики собаки АРАКС, где анализируются следующие функциональные характеристики:
1) активность поведения (А1) - сила реакции на раздражитель (громкость лая, дальность броска и бега и т. п.);
2) реактивность поведения (Р) - скорость наступления реакции, отражающая время протекания процесса возбуждения;
3) адаптивность поведения (А2) - прекращение реакции, соответствующее смене возбуждения торможением;
4) конструктивность поведения (К) - способность собаки извлекать и использовать новую информацию;
5) стабильность поведения (С) - воспроизводимость его при тех же условиях [1, с. 65].
Данная методика основана на определении зависимости динамических характеристик психики от смысла поведения. Для этого необходимо анализировать внешнее поведение собаки в максимально нейтральных условиях с использованием раздражителя, минимально затрагивающего мотивацию животного, а результаты должны интерпретироваться одинаково при разном по смыслу поведении. Сценарий проверки строится на стандартной ситуации, которую легко воспроизвести в любых условиях без сложной подготовки и специального оборудования. Для проведения эксперимента необходимо соблюдение ряда условий. В качестве события, минимально воздействующего на побуждающие реакции собаки, рекомендуется использовать падение мягкого предмета (например, подушки), незнакомого собаке, с высоты около полутора метров на расстоянии, примерно равном десяти ростам собаки в холке (это расстояние определяется средней зоной активного восприятия собаки и для собаки ростом 50 сантиметров составляет около пяти метров). Размер предмета выбирается так, чтобы он был примерно равен размеру головы животного, что также определяется особенностями пространственного восприятия собак. Запрещается использовать игрушки, предметы собачьей амуниции и обихода, а также предметы, издающие при падении звонкий или грохочущий звук [1, с. 74].
Проверка производится в месте, знакомом собаке и не вызывающем у нее избыточных эмоций, но не дома и не на привычном выгуле. Необходимо проследить за отсутствием сильных отвлекающих факторов -других собак, играющих детей, транспорта, кошек и т. п. С собакой находится только один инструктор-кинолог, как правило тот, с кем собака чувствует себя увереннее всего.
Лучшим временем для проверки является период активности - во второй половине дня, между 14 и 16 часами. Нельзя проводить проверку сразу после еды или сна,
собака должна быть предварительно выгуляна. Поскольку поведение собак зависит от освещенности, то в зимнее время рекомендуется обращать внимание на время наступления сумерек. В проведении исследования участвуют помощник, производящий необходимые действия, и тестирующий (опытный сотрудник), регистрирующий результаты хода проверки. Помощник должен быть незнаком собаке.
Для выявления преобладающего типа темперамента специалиста-кинолога была использована методика Г. Айзенка, которая основана на предположении, что нервной системе человека присущи некие врожденные качества, которые существенно влияют на формирование личности. Как отмечал исследователь, наибольшее влияние на личность оказывают самые сильные черты характера, которые он разделил на два типа - экстраверсия и интраверсия, стабильность и нейротизм. Именно комбинации этих признаков формируют темперамент человека.
На базе кафедры кинологии Пермского института ФСИН России было проведено изучение совместимости темперамента курсантов и служебных собак и ее влияния на результаты общего и специального курса дрессировки. В эксперименте участвовали 23 курсанта (16 юношей и 7 девушек) третьего курса (34 учебная группа) по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния». Дисциплина «Дрессировка и тренировка собак» изучалась курсантами в течение одного учебного года и составила 576 академических часов. За каждым испытуемым на весь период дрессировки и эксперимента была закреплена служебная собака. Средний возраст собак, участвующих в эксперименте, составил от 1 до 3 лет, из них 8 кобелей и 15 сук.
Для определения оптимального сочетания пар «кинолог - собака», дрессировки и дальнейшей служебной деятельности в нашем исследовании использовались результаты сдачи экзамена по общему и специальному курсу дрессировки, преобладающий тип реагирования собак по типу темперамента (методика АРАКС) и тип темперамента кинолога (методика Г. Айзенка).
Так, по результатам использования методики АРАКС (рис. 1) было выявлено 48 % собак с преобладающим реагированием по типу темперамента «сангвиник», имеющих одинаково сильные процессы возбуждения и торможения, что способствует быстрому образованию условных рефлексов и прочному их закреплению. Собаки с преобла-
дающим реагированием по типу темперамента «флегматик» составили 30 %. У них смена процессов возбуждения и торможения происходит не так быстро, как у сангвиников, поэтому положительные и тормозные условные рефлексы вырабатываются медленнее, но удерживаются стойко. Меньшая часть приходится на «холериков» (22 %), где процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому условные рефлексы у них вырабатываются быстро и отличаются постоянством, тормозные рефлексы в свою очередь вырабатываются с трудом и не являются стойкими. Следует отметить, что среди обследуемых служебных собак меланхоличный тип темперамента отсутствовал.
Рис. 1. Типы темперамента служебных собак (п=23)
Также при проведении исследования были выявлены типы темпераментов курсантов (рис. 2). Преобладающее число составили сангвиники (35 %), обладающие сильным, уравновешенным, подвижным типом высшей нервной деятельности, и холерики (30 %) с сильным подвижным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности. Меньше выявлено флегматиков с сильным уравновешенным, но инертным по подвижности нервных процессов типом высшей нервной деятельности (26 %). Наиболее редкий тип - меланхолики, которые отличаются слабыми свойствами нервной системы (9 %).
40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%
Сангвиники Флегматики Холерики Меланхолики
Рис. 2. Типы темпераментов курсантов (п=23)
По итогам сопоставления результатов изучения типов темперамента участвующих в эксперименте были выявлены пары (рис. 3). Наиболее встречаемые пары - это «сангвиник - сангвиник», «сангвиник - холерик», «холерик - сангвиник» (по
Следующим этапом исследования являлось сопоставление пар «кинолог - собака» и результатов сдачи экзамена по общему и специальному курсу дрессировки (рис. 4). Так, оценку «отлично» получили две пары «холерик - сангвиник», две пары «сангвиник - холерик» и две пары «сангвиник - сангви-
17 %), менее встречаемые - «меланхолик -флегматик», «меланхолик - холерик» (по 5 %) и «холерик - флегматик» (4 %). Пар «меланхолик - сангвиник» и «флегматик - холерик» в ходе исследования выявлено не было.
ник». Низкие результаты «удовлетворительно» показали следующие совокупности: «холерик - холерик» (2 пары), «флегматик - сангвиник», «флегматик - флегматик» (3 пары), «меланхолик - холерик» и «меланхолик - флегматик». Остальные пары показали средний результат.
Оценка Холерик -холерик Холерик -сангвиник Холерик -флегматик Сангвиник - холерик Сангвиник - сангвиник Флегматик - сангвиник Флегматик -флегматик Меланхолик - холерик Меланхолик -флегматик
Отлично 2 2 2
Хорошо 2 1 2 2 2
Удовлетворительно 2 1 3 1 1
Меланхолик - флегматик ^^^^^^^^^^^ Меланхолик - холерик ^^^^^^^^^^^ Флегматик - флегматик Флегматик - сангвиник
Сангвиник - сангвиник ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Сангвиник - холерик Холерик - флегматик Холерик - сангвиник Холерик - холерик
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5
■ Удовлетворительно ■ Хорошо Отлично
Результаты экзамена по дисциплине «Дрессировка и тренировка собак»
Рис. 4. Результаты экзамена по дисциплине «Дрессировка и тренировка собак» НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Обратим особое внимание на оценку «отлично» по курсу «Дрессировка и тренировка собак». На наш взгляд, при оценке «хорошо» уже имеются недостатки в овладении основными навыками, что недопустимо в служебной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Наилучшие результаты в дрессировке собак показали кинологи - холерики и сангвиники. Сочетание таких свойств нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность, позволяет установить оптимальный контакт с собакой при решении конкретно поставленных задач. Кинологи-холерики с учетом такого свойства, как неуравновешенность, и таких психологических качеств, как вспыльчивость, несдержанность, высокая эмоциональность, добиваются высоких результатов в дрессировке собак с преобладающим реагированием по типу темперамента «сангвиник». Следовательно, пары «холерик - сангвиник», «сангвиник - холерик», «сангвиник
- сангвиник» можно считать самыми оптимальными в решении задачи по дрессировке и тренировке собак. Наши результаты подтверждаются выводами аналогичного исследования, проведенного в ФГКОУ ДПО РШ СРС МВД России в 2008 г., где при сдаче экзамена по специальному курсу общерозыскного профиля лучшие результаты показали пары «сангвиник - холерик» и «сангвиник - сангвиник» [2, с. 31].
Анализ оценки «хорошо» показывает, что к парам, получившим наилучший результат, примыкает пара «флегматик - сангвиник». Менее результативными оказались пары «флегматик - флегматик» и «меланхолик
- холерик». Кинологи с флегматическим типом темперамента слабо справились с дрессировочным процессом, возникли сложности не только в усвоении общего и специального курса дрессировки, но и в оценке динамических характеристик поведения собаки с помощью системы АРАКС. В паре «флегматик - флегматик» присутствует наибольшее количество неудовлетворительных показателей. Следовательно, инертный тип нервной системы кинолога не сочетаем с аналогичным типом нервной системы собаки. Излишнее спокойствие, инертность, ригидность психических процессов не позволяют отвечать требованиям процесса дрессировки.
Эффективность деятельности специалистов-кинологов учреждений и органов уго-
ловно-исполнительной системы во многом зависит от уровня подготовки служебной собаки. Успех в дрессировке зависит от взаимодействия между служебной собакой и дрессировщиком. Одним из факторов взаимодействия, по нашему мнению, является совместимость реагирований по типам темперамента служебных собак и типа темперамента специалиста-кинолога, но на сегодняшний день обозначенной проблеме не уделяется должного внимания.
В исследовании предпринята попытка разработки алгоритма определения психофизиологической совместимости кинолога и собаки. Исследование проводилось в два этапа. Сначала определялся тип темперамента у курсантов по методике Г. Ай-зенка, которая доступна к использованию и удобна в применении, имеет достаточно емкую и доступную для понимания интерпретацию со шкалами, позволяющими учесть социально желаемые ответы обследуемых лиц. Второй этап был направлен на изучение динамических характеристик собак с помощью методики АРАКС с целью определения преобладающего реагирования по типу темперамента. На завершающем этапе был сделан качественный анализ совместимости типов темперамента курсантов и закрепленных за ними собак, для оценки результатов исследования приведены итоговые оценки экзамена по дисциплине «Дрессировка и тренировка собак».
Полученные данные, по нашему мнению, имеют объективный характер, поскольку количество часов, выделенное на дрессировку по указанной дисциплине, обеспечивает качественную подготовку служебной собаки. По итогам исследования были выделены наиболее результативные пары «кинолог -собака», которые показали лучшие результаты. К таковым относятся «холерик - сангвиник», «сангвиник - холерик», «сангвиник - сангвиник».
Таким образом, продемонстрирована связь между результатами дрессировки и совместимостью темпераментов в паре «кинолог - собака».
Для эффективной деятельности специалистов-кинологов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы рекомендуется учитывать психофизиологические особенности в формируемых парах «кинолог - собака».
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арепьев, В. В. Оценка динамических характеристик поведения по системе АРАКС / В. В. Арепьев, Л. Б. Мельникова // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. - 2008. - № 5 (10). - С. 95-100.
2. Золоторева, Е. Э. Влияние совокупности психофизиологических качеств (преобладающих типов темпераментов) в парах специалистов-кинологов и служебных собак на результаты дрессировки / Е. Э. Золоторева, Г. В. Галкин // Профессия кинолог - 2015. - № 9. - С. 13-19.
3. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учебник для вузов / Е. А. Климов. - Москва : Культура и спорт, ЮНИ-ТИ, 1998. - 350 с. - ISBN 5-85178-060-6.
4. Криволапчук, Н. Д. Прикладная психология собаки : учебное пособие / Н. Д. Криволапчук. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 560 с. - ISBN 978-5-222-12689-9.
5. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов. - Москва : Книга по требованию, 2012. - 661 с. - ISBN 978-5-458-23276-0.
| REFERENCES
1. Arep'ev V. V., Mel'nikova L. B. Ocenka dinamicheskih harakteristik povedeniya po sisteme ARAKS [Assessment of dynamic behavior characteristics using the ARAKS system]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta - Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University, 2008, no. 5 (10), pp. 95-100. (In Russ.).
2. Zolotoreva E. E., Galkin G. V. Vliyanie sovokupnosti psihofiziologicheskih kachestv (preobladayushchih tipov temperamentov) v parah specialistov-kinologov i sluzhebnyh sobak na rezul'taty dressirovki [The influence of a combination of psychophysiological qualities (prevailing types of temperaments) in pairs of dog handlers and service dogs on the results of training]. Professiya kinolog - Profession dog handler, 2015, no. 9, pp. 13-19. (In Russ.).
3. Klimov E. A. Vvedenie vpsihologiyu truda [Introduction to Labor Psychology]. Moscow, 1998. 350 p. (In Russ.).
4. Krivolapchuk N. D. Prikladnaya psihologiya sobaki [Applied Dog Psychology]. Rostov-on-Don, 2008. 560 p. (In Russ.).
5. Pavlov I. P. Dvadcatiletnij opyt ob»ektivnogo izucheniya vysshej deyatel'nosti (povedeniya) zhivotnyh [Twenty years of experience in the objective study of higher activity (behavior) of animals]. Moscow, 2012. 661 p. (In Russ.).
УДК 159.9 DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-422-426
Особенности эмоционального интеллекта у мужчин, осужденных за насильственные виды преступлений
М. А. ЧЕРКАСОВА - начальник психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук
Реферат
В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня и компонентов эмоционального интеллекта у мужчин, осужденных за насильственные преступления. Полученные данные свидетельствуют о том, что осужденные за насильственные преступления характеризуются низкой способностью к осознанию качественных характеристик эмоций и неумением оценивать динамику эмоциональных состояний, что затрудняет объективное понимание окружающей действительности и приводит к повышенной восприимчивости в социальных контактах, ощущаемых как угроза. Осужденные имеют низкий уровень саморегуляции и испытывают затруднения в понимании окружающих в связи с недостаточным уровнем развития рефлексивной стороны в общении. Полученные результаты могут быть использованы для психолого-педагогического сопровождения данной категории осужденных.
Ключевые слова: эмоции; эмоциональные состояния; агрессия; саморегуляция; социальный интеллект; эмоциональный интеллект.
19.00.06 - Юридическая психология
Features of emotional intelligence of men convicted for violent crimes
M. A. CHERKASOVA - Head of the Psychological Department of the Vologda Institute of Law and Economics of Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology