Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ ЕЗДОВЫХ СОБАК И УПРЯЖЕК ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ ЕЗДОВЫХ СОБАК И УПРЯЖЕК ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арктический район / нарты / ездовые собаки / каюр-инструктор / курсант военного вуза / применение мотострелковых подразделений (арктических). / Arctic region / sledge / sledge dogs / musher instructors / cadets of military higher educational institute

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. И. Федак, П. Ю. Потяев

В статье раскрывается значение применения собачьих упряжек в арктической зоне, объясняется необходимость обучения военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических) приемам передвижения с применением ездовых собак и упряжек в условиях Арктики, описываются особенности методики обучения курсантов военных вузов передвижению на собачьих упряжках. Авторы делают вывод о том, что необходимость применения в обучении кур-сантов арктических подразделений ездовых собак и упряжек для действий на труднопроходимой территории Арктики очевидна. Внедрение в перспективе в штат военного вуза инструкторов-кинологов, специализированного питомника для собак позволит существенно повысить подготовку и качество обучения курсантов. Развитие учебно-методической базы военного вуза отразится на уровне приобретаемых компетенций в процессе обучения военнослужащих арктических подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCEMENT OF THE METHODOLOGY OF TEACHING CADETS TO USE SLEDGE DOGS AND DOGPULLED SLEDS FOR OPERATIONS IN THE ARCTIC REGIONS

The article describes the importance of using dogpulled sleds in the Arctic zone, explains the necessity of teaching motorized rifle (Arctic) units personnel the ways of moving by means of sledge dogs and dogpulled sleds in the Arctic conditions, depicts features of methodology of teaching the cadets of military higher educational institutions to move on dogpulled sleds. The authors conclude that the need to train cadets of Arctic units of sled dogs and sleds for action in the difficult territory of the Arctic is obvious. The introduction of in the future in the staff of the military university of instructors – dog handlers, a specialized kennel for dogs will significantly improve the training and quality of training of cadets. The development of military university training and methodological base will affect the level of acquired competences in the training of Military Units

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ ЕЗДОВЫХ СОБАК И УПРЯЖЕК ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ»

объединить их вокруг одного вида деятельности. Нужно уметь заинтересовывать детей, слушать их мнение, советоваться с ними и непрерывно вести диалог Эти умения послужат фундаментальной базой для дальнейшего развития в процессе профессиональной подготовки.

Третья группа - инициативные мероприятия. Эта группа условна, поскольку, по сути, ее можно объединить с предыдущей, однако нам представляется необходимым и вполне логичным такое разделение в силу того, что имеется в виду самостоятельная организация студентом-практикантом таких мероприятий, как посещение с учениками музеев, библиотек, архивов и даже кинотеатров, высшего учебного заведения, в котором он обучается и т.д. Инициативной эту группу можно назвать из-за исключительной самоотдачи и целенаправленности студента рассказать ученикам большее, нежели они получают на уроках. Конечно, такие мероприятия не обязательны, однако могут послужить огромным и важным шагом на пути к формированию у учеников правильного понимания и заинтересованности в истории искусств.

Главной особенностью всего комплекса этих мероприятий можно считать обязательную необходимость тщательно продумывать и составлять планы к каждому из них, основываясь на определенных принципах. Практикант обязательно должен усвоить и овладеть этими принципами, прежде чем приступать к педагогической практике. К ним относятся: принцип единства воспитания, обучения, развития; принцип научности; принцип увлеченности; принцип активности; принцип оптимизации; принцип тематического построения внеклассного мероприятия.

Кроме того, студент должен перед каждым мероприятием заниматься активным целеполаганием. Так, в основе каждого урока должна стоять цель, к при-

Библиографический список

меру, обобщение учениками представления о художественных произведениях мирового искусства, а также задачи, обязательные для всего образовательного процесса: воспитание нравственно-эстетического отношения к сфере искусства и умение вызвать интерес к его истории; ознакомление с научно-исследовательской работой и обучение ей в сфере проектной деятельности; развитие ассоциативно-образного мышления и способности анализировать материал, произведения искусства, вычленять главное из большого потока информации.

«Формирование творческой, духовно зрелой личности человека в школьные годы определяется в большей степени уровнем его художественного образования и художественного развития. Эта проблемная ситуация вычленяется из общей проблемы преподавания изобразительного искусства в школе, причем весьма актуальная в свете процессов, происходящих в образовании на современном этапе», - считает В.А. Романова [5]. Именно это, на наш взгляд, является основой для развития педагогической компетентности в рамках профессионального образования. И студент-практикант должен ориентироваться на выполнение этой цели. Педагогическая практика должна помочь сориентироваться будущему специалисту в системе образования и смотивировать его к выполнению вышеуказанной цели.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что специфика мероприятий по истории искусств в школе в рамках производственной практики должна быть обязательно учтена студентом, поскольку без ее изучения и освоения эффективная педагогическая профессиональная деятельность просто невозможна. Будущий специалист должен сам обладать рядом качеств, которые позволят развиваться и ему, и его ученикам посредством передачи опыта в процессе взаимодействия.

1. Амиржанова А.Ш. История искусства: методическое указание к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов. Омск: ОГИС, 2011.

2. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности. Фундаментальные исследования. 2012; № 6-2: 360 - 364.

3. Житник Т.С., Музя Е.М. Методика преподавания истории искусства детям старшего дошкольного возраста в условиях детских художественных школ. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1-1.

4. Курбанбаев К.А., Оморкулов А.М. Гуманизирующее значение искусства. Интерактивная наука. 2017; № 11.

5. Романова В.А. Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью. Москва, 1997.

6. Искусство. Сборник нормативных документов. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Москва: Дрофа, 2007.

References

1. Amirzhanova A.Sh. Istoriya iskusstva: metodicheskoe ukazanie k seminarskim zanyatiyam i samostoyatel'noj rabote studentov. Omsk: OGIS, 2011.

2. Zhirkova Z.S. Pedagogicheskaya praktika studentov - podgotovka k osnovnym vidam professional'noj deyatel'nosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; № 6-2: 360 - 364.

3. Zhitnik T.S., Muzya E.M. Metodika prepodavaniya istorii iskusstva detyam starshego doshkol'nogo vozrasta v usloviyah detskih hudozhestvennyh shkol. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1-1.

4. Kurbanbaev K.A., Omorkulov A.M. Gumaniziruyuschee znachenie iskusstva. Interaktivnaya nauka. 2017; № 11.

5. Romanova V.A. Metodicheskie osnovy prepodavaniya istorii izobrazitel'nogo iskusstva uchaschimsya starshih klassov vo vzaimosvyazi s izobrazitel'noj deyatel'nost'yu. Moskva, 1997.

6. Iskusstvo. Sbornik normativnyh dokumentov. Sostaviteli 'E.D. Dneprov, A.G. Arkad'ev. Moskva: Drofa, 2007.

Статья поступила в редакцию 03.03.20

УДК 378

Fedak Ye.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department 19 (Pedagogy), Federal State military educational institution of higher education "Military University' of the Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: fed-reab@mail.ru Potiayev P.Yu., postgraduate, Pedagogy Department, Federal State military educational institution of higher education "Military University" of the Ministry of defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: potiay@mail.ru

ADVANCEMENT OF THE METHODOLOGY OF TEACHING CADETS TO USE SLEDGE DOGS AND DOGPULLED SLEDS FOR OPERATIONS IN THE ARCTIC REGIONS. The article describes the importance of using dogpulled sleds in the Arctic zone, explains the necessity of teaching motorized rifle (Arctic) units personnel the ways of moving by means of sledge dogs and dogpulled sleds in the Arctic conditions, depicts features of methodology of teaching the cadets of military higher educational institutions to move on dogpulled sleds. The authors conclude that the need to train cadets of Arctic units of sled dogs and sleds for action in the difficult territory of the Arctic is obvious. The introduction of in the future in the staff of the military university of instructors - dog handlers, a specialized kennel for dogs will significantly improve the training and quality of training of cadets. The development of military university training and methodological base will affect the level of acquired competences in the training of Military Units.

Key words: Arctic region, sledge, sledge dogs, musher instructors, cadets of military higher educational institute.

Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., проф., ФГКВОУ «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: fed-reab@mail.ru

П.Ю. Потяев, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: potiay@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ ЕЗДОВЫХ СОБАК И УПРЯЖЕК ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ

В статье раскрывается значение применения собачьих упряжек в арктической зоне, объясняется необходимость обучения военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических) приемам передвижения с применением ездовых собак и упряжек в условиях Арктики, описываются особенности методики обучения курсантов военных вузов передвижению на собачьих упряжках. Авторы делают вывод о том, что необходимость применения в обучении кур-

сантов арктических подразделений ездовых собак и упряжек для действий на труднопроходимой территории Арктики очевидна. Внедрение в перспективе в штат военного вуза инструкторов-кинологов, специализированногопитомникадл ясобокпозволитсущественно повыситьподготовку и качество обучения курсантов. Развитие учебно-методической базы военного вуза отразится на уровне приобретаемых компетенций в процессе обучения военнослужащих арктических подразделений.

Ключевые слова: арктический район, нарты, ездовые со0аки,ьсюрвинптруклор, курсттттоееного вуса,примепеньо мотаетртлковых нодрдл-делений (арктических).

Тяжёлые климатические условия арктической зоны Российской Федерации влияют на боевую подготовку дислоцированных в этом регионе воинских подразделений. Физико-климатические особенности Арктики требуют такргктнзтци-альной программы подготовки, особых знаний, умений и навыков пргвтденне боевых действий в особых условиях, обеспечивающих успешное выполне ние служебно-боевых задач. Особое значение придается способности войск передвигаться вне дорог по труднопроходимой местности. Арктическая зона заним ает 6% от площади земли, в данном районе преобладает снежный покров, из-за которого у большинства личного состава и техники возникают трудности с т-о г^падо-лением, из этого становится понятно, что собака, запряженная в упртмнупмеет больше шансов пробраться к противнику незаметно, а также вывести пленного из его местоположения [1, с. 146 - 153].

Ре. 1. Беговые собаки

В статье рассмотрена проблема применения ездовых собак и упряжек в процессе обучении курсантов для действий в арктических райопзх. Уходя проведеиного анализаиспользованной литературы - работС.П Соыокида, В.П Турманидзе, Н.И. Фетищева, В.Б. Валькова, научных статей В.М.Грурао-Ба, П.СН.Ыытяевапан.пеизучтоиюсетсоов передаижениявусловиях зиме, установлено, что для формирования предметной и практической компетенций плритенеьии длньееедвыженвано внегу — рв-Бздовыми собаьажь, будн-им командирам арктических подразделений необходимы специальные знания, умен ияйнееыки.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшней день, в ус-лоньяхаитивровануииыющнгосямировогв пнтероыак аркеычысеим тевсит-ни-ям, перед Вооруженными Силами Российской Федерации остро стоит во прос ранулы нннересоы срранынеписверных леpтплиpиH"2,ы.16и]. Л^г^ылс^^ни этого на основании утверждённых бывшим Президентом РФ Д.А. Медведевы м 18 сентяСря ИеУ8 г «Отныв ^с^с^ь^Б^с^е^^тноИ побвлуки Ростий в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [3, с. 56 - 58] на PaPБДельыeтo«лoппoP2Ыыcшеl"ooбщенoйнкывoиo клманыногы унили«к ымени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского с 2013 года осуществля елся подготовкакнрвантев гюснeеиа™Бецн« «П-илтнениа сосoстpeпревыx п^/^р^м-делений (арктических)».

Выполнение боевых радач в условиях постоянного наличия снега требует корректировки процесса обучения курсантов в военных вурах. Одно ир приоритетных направлений, требующих внимания, составляет методика обучения курсантов правилам передвижения по снегу [4, с. 212]. Успех исхода боя в условиях отсутствия или неворможности применения современных мобильных средств рависит от скорости передвижения по предполагаемой раснеженной местности. С курсантами, обучающимися по специалирации «Применение мотострелковых подрарделений (арктических)», в римнем периоде обучения в рамках арктической подготовки проводятся практические ранятия с привлечением ир специалирированных клубов собаководства ердовых собак и собачьих упряжек [5, с. 56 - 58]. На ранятиях по теме «Движение по пересеченной местности на собачьей упряжке» приглашенные каюр-инструкторы дают необходимые рнания курсантам по уходу ра животными, их дрессировки, правильности расположения собак в упряжке и т.д.

Прежде чем приступить к обучению курсантов правилам передвижения, им необходимо иручить необходимое снаряжение и порядок сборки нарт.

Снаряжение, ездовая нарта и их сборка

Черта (ьерты) -стпки для ероы не собтсьхинт олетяхр, с. Н75].Оьс песснаорапенынляпееедвсжопиьпосасесоетт,выпрыттй ент-от. нпуьркжках иесс^ет опенеНсл^нтдояар.аьппортРфсвеи -р^овиткздт0 -рте. руытк пра-вило,етоур уе даинвыесани.

Алык (а также шлейка) - оленья и собачья лямка, шлейка, часть упряжи [7, с.ЮЫ,предназкапенеая длп неднпанияна соТлтуСа1еымлффршпнз1м ес-пользующимся при обучении курсантов типом алыка является цуговая упряжка (рпс. н),пастоыстрочаомааввотточноы тап^таениттпы^^1^(^тй В раннтН ^ря-рк собак сделретрапряпутьпт /^ыроот^^овой^с дторегой. П|эи злом каждый пс^а: должен находиться в своей личной шлейке. Если выполнить данные условия, то такоолренспортное средство будет эффективно реализовывать поставленные радачи.

Рис.2.Нарта

В ходе проводимых практических ранятий обучаемые постоянно совер-шенстеуют оувыкбпо сбхрке нхуп.Онп аично годовпл материалдлбизделия х паедуютедредудемпым тхр™нху.Ц^и^я ир готовкидибпео&одимо шемль релс^(^с, пмеппщих даил у укоантриндаои хр^^т: саеиплеттов с шипамнен иуупгтоиылр в лыжах. На них крепятся продольные пятидесятисантиметровые небольшие бйакис ьсБ-ащых всуаЕ^оедлл инстиос индосин,лтдщдной ох1^"н сантиметрпа онн^^ву ох^тг бepмсеяббЕoвыбмыжп р е^тсд^^ндытесз^с^де^с^о^л^^л^т^.^^^нсйыми и св^н^ьюси рая пе°ууеcнBньx й^^/^-^шыи-ются несквозные отверстия под гуoПли.Pеспитcтнecдгбьлoпpoгнyгпlx ею Пхуваядоажна ссс^^хбсу^^к^с^ж^ы! ке-пыаы, затр-ю ы^с^и^и аыж и г^е^^^^с^ны итобы образовать место для прикрепления потягивающего момента. С целью гашения ударов во время поездки оою мооспоyкуиlы pркежыгурые(^к^ ыг|ыв^1тпрл рымнымм

1бпп^^део хОорпи нергмтажен есущееавохоьпя сседующим образом: И. Пнреипоь птооей ссяв^тныв с р^атыс)0 аыж; 2. [Интягдтьпepeпуадинпlвмтдеиплиаихгок п т.Сдесал^ас^к^щ^^ дысок на п есекладин е;

4 К уеойкпм, народещиуея прицепить продольную деревянную

дуг- (аеооы);

5. Положить сверху на копылы продольные бруски и скрепить их;

6. Сделать связку из задней дуги с теми же брусками; х;3анретпть кеуеднююдпд ядыcкымнупм;

ь. Пeмняcнмepeпaпели иосви с настыаом и задним бараном [8].

Рис. 3. Сборка нарт

Способы закрепления псов в упряжке

Чтобыдать курсантам понимание эффективности той или иной упряжки, им раскрывается теория относительно их видов. Существует два вида упряжек.

1.Расчоложивсобакпарами по длине продолжительного ремня, военнослужащие тем самым осуществляют восточносибирскую цуговую упряжку (рис. 4). Управление осуществляется как и на наших примерах, голосом. Этот вид считается оптимальным по скорости, объёмам перевозки грузов и проходимости, но требует самых обученных собак. Так они становятся более эффективными в попытках догнать впереди бегущего собрата.

Рис. 4. Цуговая упряжка

2.Веерной упряжкойСрис.5), или гренландсной назыоаетсяеакой вид,вно-тором кяждый пас бежит в шеЕюапе нл ордееьаоссивязанпойшлянае. рвдоп|всн-оойия иной.вожжевес. Гланнылн всмаслмиявоаетсо сиоКходимокоь Реомшогл срострвиства и питробноалсрозардйтьмодтоянные драки псов.

Рис. 5. Веерная упряжка

Виды крепления упряжи на собаке

Чтобы показать достоинства того или иного крепления, каюры-инструкторы проводят практическое занятие с закреплением упряжки на собаке различными способами. Их существует несколько.

Первый позаимствован у национальной группы, проживающей в низовьях Амура. Упряжка с единичной петлёй, крепящаяся на шее. Она небольшим ремешком крепится к потягу.

Второй тип, оптимальный для использования военнослужащими, грудной, то есть собака нагружает грудную клетку, чтобы тянуть нарты. Она закрепляется в особую петлевидную лямку с перемычками, которая прикреплена продолговатой постромкой. Встречается среди старых арктических жителей в Якутии, а также местного населения, проживающего на севере данного региона, и чукчей.

Третьим типом является тяга задней частью туловища. Лямка в образе петли закрепляется за таз пса, обхватывая его за эту область. Многосантиметровая постромка выходит между задними лапами. Данный образец упряжи был обнаружен в XIX веке у сибиряков.

И, наконец, в качестве последнего типа, использующегося у эскимосов, можно представить лопаточную упряжь. Лямка из двух отдельных петель, в которые собака вставляла передние лапы, соединяется перемычкой, которая опускается ей на спину.

Навыки обучения дрессировке собак и правила обращения с ними

Прежде чем приступить к обучению курсантов управлению собачьими упряжками, им необходимо пройти обучение общим навыкам, а именно, определённым командам для управления собаками, таким как: «Ко мне!», «Фу!», «Стоять!», «Лежать!» и другим. Курсанты получают первичные знания по приучению псов не только к нахождению в одной упряжке при передвижении, но и при проживании в вольере и в процессе их совместной дрессировки. Их необходимо соединять с выработкой у собаки навыка прекращения действий и влияния на них болевым эффектом по мере сближения собак и проявления ими агрессии, направленной друг на друга. При этом надо следить за ними, выводя их группами с целью развития между ними спокойных отношений [8, с. 48]. Военнослужащий должен прогуляться с собакой и наблюдать за её привыканием к алыку, к которому она должна относиться с безразличием. В случае попыток освободиться, необходимо её отвлечь, например, лаской. Особо важно при этом, чтобы грудной ремень находился на середине груди во избежание травм пса.

В качестве первого занятия на полигоне училища проводится отработка команды «Вперед!» путём постепенного продвижения с собакой спереди, чередующаяся с командой «Стой!», при этом не стоит забывать приостанавливать собаку и мотивировать её при дрессировке. Постепенно расстояние между курсантами и собаками увеличивается. В ходе последующих занятий совместно с кинологами курсанты отрабатывают с собаками команды «Право» и «Лево» путем сокращения поводка и подачи команды.

Обучаемые совершенствуют умение ездовых собак двигаться вперёд с помощью метода подражания более подготовленной паре или же одной собаке, хорошо усвоившей метод буксирования. После произведения запряжки следует отработка с обучаемыми команды «Вперед!». Данное занятие проводится одновременно с двумя курсантами в паре. Один военнослужащий ставит собак для движения, пока второй находится в нартах. Если после команды движение не сообщённое, обучаемый применяет сердитую интонацию. Напротив, при дружном продвижении используются выражения похвалы (например, «Хорошо!»), после чего повторяется изначальная команда. Сразу после того, как собаки преодолеют расстояние в триста метров, движение останавливается командой, при этом нарты притормаживаются остолом между стоек и передним креплением, нарты разворачиваются в обратную сторону и бег повторяется. Однако при данном передвижении идёт отработка поворотов в ту или иную сторону путём торможения норт остолом и принудительной тягой вожака в сторону разворота. При всех этих действиях второй военнослужащий двигается впереди собак. При выполненном ртзв ороте следует похвала и повторная команда. В ходе следующих занятий длен а пробега увеличивается и тренируется выносливость собак и навыки управления упряжкой у курсантов. Между тем необходимо добавлять новые пары собак, а при их количестве больше двух курсантами отрабатывается закрепление нарт. Они осуществляют его за задний конец саней, а потяг натягивают, пока идёт закрепление собак. Головная пара закрепляется в последнюю очередь. На ночных занятиях курсанты самостоятельно выпрягают собак. Если остановка короткая, это не производится, и нарты закрепляются сзади за какой-либо предмет.

Концом обучения должна стать выработка части специальных навыков у ездовых собак, позволяющих обеспечить их надёжность и безотказность в работе.

К ним можно отнести:

1. Исключение агрессии в процессе работы друг с другом;

2. Движение вперед по одноимённой команде;

3. Смена движения в различные стороны (команды «Право» и «Лево»);

4. Остановка движения (команда «Стой!»).

Для закрепления пройденного теоретического и практического материала по использованию нарт и собачьих упряжек при передвижении по пересеченной местности под наблюдением инструкторов в учебном центре училища с курсантами осуществляется марш на 50 км. При совершении марша курсантами выполняются нормативы по запряжке собак в нарты, движению на нартах по азимутам, организации привала для отдыха и т.д. При этом курсантам необходимо иметь специальный набор, который включает в себя спальный мешок, провизию на сутки для себя и ездовых псов, компас, зажигательные принадлежности (например, спички), топор, средства связи (как телефонную, так и радиосвязь), ракетницу, а также запасные алыки.

Таким образом, необходимость применения в обучении курсантов арктических подразделений ездовых собак и упряжек для действий на труднопроходимой территории Арктики очевидна. Внедрение в перспективе в штат военного вуза инструкторов-кинологов, организация специализированного питомника для собак позволят существенно повысить подготовку и качество обучения курсантов. Развитие учебно-методической базы военного вуза отразится на уровне приобретаемых компетенций в процессе обучения военнослужащих арктических подразделений.

Библиографический список

1. Баранов А.Р Тактико-специальная подготовка войскового разведчика внутренних войск, учебно-практическое пособие. Москва, 2006: 146 - 153.

2. Потяев П.Ю. Обучение военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических) приемам изготовки к стрельбе при передвижении на лыжах в условиях Арктики. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 167.

3. Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждено Президентом РФ 18 сентября 2008, № Пр-1969. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/

4. Потяев П.Ю., Фомин И.А. Особенности методики обучения курсантов военных вузов передвижению на лыжах в арктических условиях. Проблемы современного педагогического образования. 2019; Выпуск 65, Ч. 1: 212.

5. Рукосуев В.М., Андриясов А.А. Не только выжить, но и победить. Подготовка офицеров для мотострелковых подразделений (арктических). Вестник академии военных наук. Москва: 2019; № 2 (17): 56 - 58.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Санкт-Петербург, 1882.

7. Немцов А.П. Краткое руководство по дрессировке военных собак (связи и передачи, санитарной, сторожевой, разведческой, вьючной, караульной и упряжной). Смоленск, 1926.

8. Маржецкий В.В. Механический транспорт в Арктике. Москва - Ленинград, 1940.

References

1. Baranov A.R. Taktiko-special'naya podgotovka vojskovogorazvedchika vnutrennih vojsk uchebno-prakticheskoe posobie. Moskva, 2006: 146 - 153.

2. Potyaev P.Yu. Obuchenie voennosluzhaschih motostrelkovyh podrazdelenij (arkticheskih) priemam izgotovki k strel'be pri peredvizhenii na lyzhah v usloviyah Arktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 167.

3. Strategiya razvitiya arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2020 goda. Utverzhdeno Prezidentom RF 18 sentyabrya 2008, № Pr-1969. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/

4. Potyaev P.Yu., Fomin I.A. Osobennosti metodiki obucheniya kursantov voennyh vuzov peredvizheniyu na lyzhah v arkticheskih usloviyah. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; Vypusk 65, Ch. 1: 212.

5. Rukosuev V.M., Andriyasov A.A. Ne tol'ko vyzhit', no i pobedit'. Podgotovka oficerov dlya motostrelkovyh podrazdelenij (arkticheskih). Vestnik akademii voennyh nauk. Moskva: 2019; № 2 (17): 56 - 58.

6. Dal' V.I. Tolkovyjslovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Sankt-Peterburg,1882.

7. Nemcov A.P. Kratkoe rukovodstvo po dressirovke voennyh sobak (svyazi i peredachi, sanitarnoj, storozhevoj, razvedcheskoj, v'yuchnoj, karaul'noj i upryazhnoj). Smolensk, 1926.

8. Marzheckij V.V. Mehanicheskij transport vArktike. Moskva - Leningrad, 1940.

Статья поступила в редакцию 21.02.20

УДК 37.04

Puhaeva I.U., postgraduate, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. Kostya Levanovich Khetagurov (Moscow, Russia)

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS AT SECONDARY SCHOOLS. The article discusses problems concerning the development of research activities of future teachers as a necessary condition for improving their professional skills and the quality of education of students. The author expresses her point of view in solving the problem of development of research activities of future teachers in the process of their training at the University. Studying the experience of teachers of the Leningrad school, the author find that they face great difficulties in organizing the educational process, since they have to work with students of different mental and language training. It is necessary to state that teachers need to expand their knowledge in some areas of pedagogy and psychology. The author concludes that the research activities of the teacher often change in the direction of expanding its content and increasing the scientific intensity. The research helps the teacher to understand and describe the pedagogical reality, especially in such difficult regions, and to plan the work correctly. In search of the best solutions, he will be able to develop his own strategy and tactics, make a diagnosis and, assess the completed, correct previously accepted type of activity. Key words: research activity, professionalism, quality of training, Republic of South Ossetia.

И.У. Пухаееа, аспирант, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием исследовательской деятельности будущих учителей, как необходимое условие повышения своего профессионального мастерства и качества обучения учащихся. Автор высказывает свою точку зрения в решении проблемы развития исследовательской деятельности будущих учителей в процессе их обучения в стенах вуза. Изучая опыт учителей ленингорской школы, автор выяснил, что они сталкиваются с большими трудностями в организации образовательного процесса, так как им приходится работать с учащимися разной и умственной, и языковой подготовкой. Приходится констатировать, что учителям необходимо расширить свои знания в некоторых областях педагогики и психологии. Автор делает вывод о том, что исследовательская деятельность педагога зачастую меняется в сторону расширения ее содержания и усиления наукоемкости. Исследовательский поиск помогает учителю понять и описать педагогическую действительность, особенно в сложных регионах, и правильно планировать работу В поисках лучших решений он сможет выработать собственную стратегию и тактику, провести диагностику и оценку выполненного, скорректировать ранее принятый тип деятельности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, профессионализм, качество обучения, Республика Южная Осетия.

Основным требованием модернизации системы российского образования является повышение качества обучения. Удовлетворение данного требования возможно при наличии профессионально компетентных учителей, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовые обучать учащихся самостоятельному поиску информации, проектной и исследовательской деятельности. Из всего сказанного следует, что существует потребность в приобщении учителя к науке, развитии его исследовательских умений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование этих качеств учителя стимулируется и системой аттестации, где получение более высокой категории связано с научно-исследовательской деятельностью. Исследовательские умения учителя и его профессионализм тесно связаны. Правильно организованная научно-исследовательская деятельность педагога повышает качество его труда, удовлетворенность достигнутыми результатами [1].

Проблема исследовательской деятельности учителя освещена в трудах П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Огромный вклад в решение данной проблемы внесли Азаров Ю.П., В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов. Те-

оретическое обоснование вопроса развития исследовательской деятельности учителя представлено в трудах В.И. Андреева, А.С. Белкина, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, С.А. Днепрова, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, К.М. Левитана, А.К. Марковой, М.М. Поташника и других.

Изучение вопросов теории и практики, связанных с исследовательской деятельностью учителя-практика, позволило нам выявить степень изученности вопроса и проблемы, препятствующие его развитию. Анализ научной литературы показывает, что недостаточно освященным является такое направление, как влияние исследовательской деятельности учителя на качество обучения школьников. Нами также выявлено противоречие между востребованностью для современной школы учителя, обладающего высоким уровнем исследовательских умений и низким уровнем сформированности данного качества у учителей. Отсюда вытекает научная проблема, на решение которой направлено наше исследование: каковы теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы приобщения учителей общеобразовательной школы к научно-исследовательской деятельности?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.