Научная статья на тему 'Особенности мероприятий по истории искусств в школе в рамках педагогической практики'

Особенности мероприятий по истории искусств в школе в рамках педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мероприятия по истории искусств / педагогическая практика / производственно-педагогическая практика / история искусств / художественное образование / events on history of art / teaching practice / production and teaching practice / art history / art education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л П. Оноприенко

Статья посвящена рассмотрению понятия «педагогическая практика» в рамках профессиональной подготовки будущего педагога по истории искусств в школе. Выделяются основные специфические черты такой производственной практики, определяются ее функции. Выделяются методы и формы преподавания в ее рамках. Приводится условная классификация возможных развивающих мероприятий по истории искусств, позволяющих ученикам овладеть базовыми знаниями и навыками в этой области. Определяется роль студента-педагога в процессе освоения учениками теоретическими и практическими знаниями в области истории искусств. В заключение сделан вывод о значении педагогической практики в области преподавания истории искусств и определено, что это – неотъемлемый и обязательный тип коммуникативно-исследовательской работы студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л П. Оноприенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EVENTS ON THE HISTORY OF ART AT SCHOOL WITHIN THE FRAMEWORK OF PEDAGOGICAL PRACTICE

The article is dedicated to the consideration of a concept of “pedagogical practice” as part of the training of the future teacher in the history of art at school. The main specific features of such a production practice are highlighted, its functions are determined. The methods and forms of teaching in its framework are highlighted. A conditional classification of possible developmental events on the history of art is given, allowing students to master basic knowledge and skills in this area. The role of student-teacher in the process of mastering by students of theoretical and practical knowledge in the field of art history is determined. The conclusion is drawn on the importance of pedagogical practice in the field of teaching art history and it is determined that this is an integral and obligatory type of communication and research work of students studying in the humanitarian areas of training. Thus, considering the topic of teaching the history of art and developing activities in this discipline, it is necessary to study comprehensively the systems of perception of the student-teacher, passing the practice, and the student, who receives knowledge and experience of communication with the new a trainee teacher.

Текст научной работы на тему «Особенности мероприятий по истории искусств в школе в рамках педагогической практики»

Основная цель и задача преподавания предметов, связанных с различными видами искусства в системе дополнительного образования, - приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи общечеловеческих ценностей от поколения к поколению [6], дающее детям возможность не только приобрести навыки, но и способствующее воспитанию художественного вкуса. Последовательность ознакомления детей с особенностями декоративно-прикладного искусства и определение структуры занятий должны быть строго продуманы и подкреплены обоснованной методикой.

Занятия в процессе приобщения к декоративно-прикладным видам искусства очень увлекательны. Интерес, увлечённость работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлечённой, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства дети нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе детей охранительного торможения. Для каждого из детей перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных детей от выполнения собственного задания, не прерывает художественного процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства [7].

Внедрение в учебно-воспитательный процесс регионального искусства предполагает рассмотрение сущности декоративно-прикладного искусства. А.С. Максяшин рассматривает декоративно-прикладное искусство как часть де-

Библиографический список

коративного искусства, охватывающего все виды художественной деятельности людей, вносящие красоту в обыденную обстановку их жизни [5, с. 44].

Индивидуальный подход во время кружковых занятий в УДО является одним из важных в художественном образовании и воспитании. Он помогает вовлечь всех детей в художественную деятельность. В УДО имеются большие возможности для изучения индивидуальных способностей детей.

Таким образом, система дополнительного развития предоставляет возможность обучающимся заниматься творчеством в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными возможностями. В республике Дагестан повышается число внешкольных и дополнительных образовательных центров различного направления. При этом растет актуальность разработки содержания программ дополнительного образования, в том числе и художественно-эстетического направления.

Однако следует помнить, что для повышения эффективности воспитательных возможностей системы дополнительного образования необходимо использовать и национальный материал в качестве содержания обучения. При этом учащихся необходимо знакомить с лучшими образцами народной культуры, возрождать ремёсла, обучать им подрастающее поколение.

Как показал опыт, такая работа обычно очень заинтересовывает учащихся, даёт им возможность почувствовать сопричастность к истории и культуре своего народа.

1. Дарчинянц Э.Р Как организовать инновационное развитие российской системы образования детей в сфере культуры и искусства. Музыка в школе. 2009; № 1: 13 - 19.

2. Самонь Л.В. Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ raznoe/2016/12/25/metodiki-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-tvorchestvu-v

3. Субержанская И.П. Эстетическое воспитание учащихся в системе дополнительного художественного образования. Available at: http://polenovchtenia.org.ru/? page_id=191

4. Келденова К.К. Дополнительное образование в мировой художественной педагогике как главный ресурс эстетического воспитания школьников. Символ науки. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-mirovoy-hudozhestvennoy-pedagogike-kak-glavnyy-resurs-esteticheskogo-vospitaniya-Shkolnikov

5. Собкин В.С. Художественное образование и эстетическое воспитание / В.С. Собкин, В.А. Левин. Вопросы психологии. 1989; № 1: 11 - 18.

6. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Available at: https://yamiki.ru/item/167287

7. Давалева Д.А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 4-х ч. Тамбов: Грамота, 2015; Ч. II; № 12 (62): 80.

8. Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование: цикл бесед. Москва, 1993.

References

1. Darchinyanc 'E.R. Kak organizovat' innovacionnoe razvitie rossijskoj sistemy obrazovaniya detej v sfere kul'tury i iskusstva. Muzyka v shkole. 2009; № 1: 13 - 19.

2. Samon' L.V. Metodika obucheniya dekorativno-prikladnomu iskusstvu v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ raznoe/2016/12/25/metodiki-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-tvorchestvu-v

3. Suberzhanskaya I.P. 'Esteticheskoe vospitanie uchaschihsya vsisteme dopolnitel'nogo hudozhestvennogoobrazovaniya. Available at: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=191

4. Keldenova K.K. Dopolnitel'noe obrazovanie v mirovoj hudozhestvennoj pedagogike kak glavnyj resurs 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Simvol nauki. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-mirovoy-hudozhestvennoy-pedagogike-kak-glavnyy-resurs-esteticheskogo-vospitaniya-shkolnikov

5. Sobkin V.S. Hudozhestvennoe obrazovanie i 'esteticheskoe vospitanie / V.S. Sobkin, V.A. Levin. Voprosy psihologii. 1989; № 1: 11 - 18.

6. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Dagestana. Available at: https://yamiki.ru/item/167287

7. Davaleva D.A. Osobennosti vospriyatiya podrostkami proizvedenij dekorativno-prikladnogo iskusstva. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teoriiiprakiiki: v 4-h ch. Tambov: Gramota, 2015; Ch. II; № 12 (62): 80.

8. Nemenskij B.M. Iskusstvo. Kul'tura. Obrazovanie: cikl besed. Moskva, 1993.

Статья поступила в редакцию 03.03.20

УДК 378

Onoprienko L.P., senior teacher, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF EVENTS ON THE HISTORY OF ART AT SCHOOL WITHIN THE FRAMEWORK OF PEDAGOGICAL PRACTICE. The article is dedicated to the consideration of a concept of "pedagogical practice" as part of the training of the future teacher in the history of art at school. The main specific features of such a production practice are highlighted, its functions are determined. The methods and forms of teaching in its framework are highlighted. A conditional classification of possible developmental events on the history of art is given, allowing students to master basic knowledge and skills in this area. The role of student-teacher in the process of mastering by students of theoretical and practical knowledge in the field of art history is determined. The conclusion is drawn on the importance of pedagogical practice in the field of teaching art history and it is determined that this is an integral and obligatory type of communication and research work of students studying in the humanitarian areas of training. Thus, considering the topic of teaching the history of art and developing activities in this discipline, it is necessary to study comprehensively the systems of perception of the student-teacher, passing the practice, and the student, who receives knowledge and experience of communication with the new a trainee teacher.

Key words: events on history of art, teaching practice, production and teaching practice, art history, art education.

Л.П. Оноприенко, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mai: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ШКОЛЕ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Статья посвящена рассмотрению понятия «педагогическая практика» в рамках профессиональной подготовки будущего педагога по истории искусств в школе. Выделяются основные специфические черты такой производственной практики, определяются ее функции. Выделяются методы и формы преподавания в ее рамках. Приводится условная классификация возможных развивающих мероприятий по истории искусств, позволяющих ученикам овладеть базовыми знаниями и навыками в этой области. Определяется роль студента-педагога в процессе освоения учениками теоретическими и практическими

знаниями в области истории искусств. В заключение сделан вывод о значении педагогической практики в области преподавания истории искусств и определено, что это - неотъемлемый и обязательный тип коммуникативно-исследовательской работы студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях подготовки.

Ключевые слова: мероприятия по истории искусств, педагогическая практика, производственно-педагогическая практика, история искусств, художественное образование.

Ранняя профессиональная направленность, совершенствование методов художественно-эстетического воспитания и освоения основных знаний по искусству - основные условия современного художественного образования как в специальных учреждениях по типу художественной школы, так и в среднеобразо-вательных школах. Особое внимание сейчас уделяется конструированию и развитию творческой активности школьника не только на практических уроках изобразительного искусства, но и на теоретических по изучению истории искусств. Кроме того, творческие способности, развиваемые в рамках школьной программы, могут пригодиться ученику в любом виде деятельности, поскольку формируют у него четкую творческую и креативную направленность, трансформирующую сам образ мышления [1 - 6].

Часто история искусств является предметом, на преподавание которого ориентируется студент высшего учебного заведения во время прохождения производственной педагогической практики. Поскольку эта дисциплина комплексная и многогранная, будущему педагогу необходимо значительно подготовиться к вступлению на поприще непосредственно практики профессиональной деятельности. Именно для этого вузами тщательно разрабатываются программы производственной педагогической практики. Такие программы направлены не только на развитие педагогических способностей студентов, но и на формирование у них глобального комплекса знаний о школьной педагогической и художественно-воспитательной системах в сфере образования. В рамках практики будущие педагоги учатся предоставлять необходимые ученикам знания, строить план урока, а также разрабатывать концептуальные планы по проведению дополнительных, урочных и внеурочных мероприятий по истории искусств.

Искусство сегодня - это одно из наиболее широких понятий, не имеющих строгих рамок и границ. Оно проявляется и как мастерство высшей степени в какой-либо области деятельности, и как вид культурной деятельности, отвечающий нормам эстетики и художественности, и как создание эстетически-выразительных форм посредством любой деятельности, и как «потребление» аудиторией произведений мирового искусства, и как процесс реализации таланта посредством выразительных форм и т.д. К.А. Курбанбаев и А.М. Оморкулов, к примеру, выдвигают следующее определение этого понятия: «Искусство - специфическая сфера духовной жизни социума, которая представляет собой творческое восприятие объективной реальности в художественных образах» [4].

Такое обширное понятийное разнообразие приводит к осложнению процесса его изучения, поскольку порождает неопределенность в умах обучающихся. И это касается не только студентов художественных направлений, но и школьников. Именно с целью поэтапного изучения генезиса, сущности и специфики искусства в школьную учебную программу вводятся курсы истории искусств, а система высшего образования предусматривает педагогическую направленность этого предмета.

Для дальнейшего рассмотрения выбранной нами темы необходимо указать, что в настоящем исследовании важна последовательность, придерживаясь которой можно прийти к определенным выводам. Рассмотрению подлежат такие аспекты, как специфика и сущность истории искусств как учебной дисциплины; особенности педагогической практики; целесообразность педагогической практики при разработке мероприятий по истории искусств в школе. Такая последовательность представляется нам наиболее логичной и последовательной.

История искусств - дисциплина, изучающая процесс развития пластических искусств со времени их зарождения и до наших дней [1]. Ее можно отнести к гуманитарным дисциплинам, которые заключаются в раскрытии особенностей эстетического освоения человечеством окружающей действительности в процессе исторического развития. Исходя из такой специфики, педагогический процесс предусматривает четкую градацию методов обучения, в которые помимо словесных, наглядных и практических входят и метод проблемного изложения, поисковый и исследовательский [1].

Преподавание такой дисциплины в школе в рамках педагогической практики должно быть направлено, во-первых, на формирование базовых педагогических навыков и умений, а во-вторых, на саморазвитие и самореализацию в этой области. Производственная педагогическая практика предусматривает организацию и особенных мероприятий, которые направлены на освоение учениками принципов и изучение сущности истории искусств. Самореализация будущего педагога происходит посредством получения различных навыков педагогической работы в области художественных дисциплин; приобретения опыта адаптации к условиям образовательного учреждения; создания и разработки системы профессиональных умений; самостоятельного выбора методов и приемов обучения, а также форм передачи научно-исследовательской информации по истории искусств.

Помимо этого, студенты в ходе такой практики осваивают, проявляют и закрепляют приобретенные ранее теоретические знания, вырабатывают практические умения в различных формах педагогической профессиональной деятельности. «Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов

является производственная практика», - считает З.С. Жиркова [2]. Такая практика предназначена для подготовки к основным видам профессиональной деятельности, а также самореализации и воплощении приобретенных специальных (профильных) профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации на практике, т.е. для приобретения профессиональной компетентности, вхождения в профессию, освоения и осмысления своей социальной роли, профессионального и творческого самоопределения, формирования педагогических и личностных позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств в свою деятельность [2].

Основная цель профильной педагогической практики заключается в формировании у студентов художественных направлений подготовки (а также студентов-историков) профессиональной компетентности в области преподавания истории искусств, необходимой для успешной работы педагога в современных условиях.

Базовые компетенции дисциплины «История искусств» состоят из следующих навыков и умений: восприятие, логическое обобщение, анализ информации, овладение культурой мышления; четкое, структурное и аргументированное выстраивание устного выступления и письменного текста; понимание социальной важности выбранной специальности, стремление к достижению высоких показателей в профессиональной деятельности; воспитание бережного и уважительного отношения к историческому прошлому, толерантное отношение и понимание различий культур и народов; использование основных средств и методов для постижений знаний, духовного и интеллектуального развития [6].

Мероприятия по истории искусств в школе - это специфичная и несколько творческая область педагогической деятельности, поскольку состоит не только в получении и освоении учениками теории искусства, но и в закреплении их на практике. Они могут выбираться педагогами (или на время производственной педагогической практики студентами) самостоятельно и согласовываться с учебной программой и расписанием внеурочной деятельности учеников. Выработаем и опишем условную систему таких возможных мероприятий в школе.

Первая группа - учебные, то есть входящие в состав учебного плана. К таким мероприятиям можно отнести, во-первых, рядовые уроки по истории искусств. Это классическое представление дисциплины, согласованное с учебным планом. Такие уроки базируются на теоретических знаниях, которые различаются в зависимости от возраста учеников по иерархическому индуктивному принципу - от простого, первоначального, к сложному, комплексному. Особенности таких занятий состоят в эрудированности самого педагога и наличия качественной материально-технической базы в школе.

Следующий тип мероприятий - практические уроки, включающие занятия художественным творчеством, что является важным элементом развития эстетичного воспитания и художественно-творческой активности ученика.

Такие занятия лежат в основе всестороннего и гармоничного развития эстетического воспитания, поскольку включают как создание творческого проекта или единичного творческого объекта, так и приобретение умений воспринимать, описывать и ощущать уже существующие произведения. Т.С. Житник и Е.М. Музя в связи с этим считают, что «ребенок, воспринимая художественное произведение, выбирает явления, осмысливает их, тем самым развивая творческую культуру и эстетический вкус» [3]. Ученик таким образом привносит в художественный образ произведения новые элементы, свойственные его мироощущению и пониманию искусства.

Особенность таких мероприятий состоит в формировании личностного отношения и взаимодействия ученика с произведениями искусства, посредством чего им приобретаются творческое развитие и художественные способности. Ребенок учится творить, задействовав разные сферы собственного опыта, оценивать, воспринимать произведения. Теоретические и практические занятия составляют определенную систему, которая позволяет формировать не только знания, но и эстетический (в том числе и художественный) вкус у обучающихся, который, как мы знаем, состоит из смеси творческого потенциала, творческих способностей и художественного опыта. Таким образом, осуществляя педагогическую практику на таких занятиях, студент учится нацеливаться не только на выполнение основной образовательной цели, но и на дополнительные задачи, одна из которых - формирование художественного вкуса и культуры учеников.

Вторая группа - внеурочные, неучтенные учебным планом мероприятия. К ним относятся различные классные часы, «нулевые» уроки, внеурочные занятия, кружки по интересам, факультативные уроки. Их особенности состоят, прежде всего, в общности и заинтересованности учеников, а также в мотивированности и целенаправленности педагога-практиканта. Здесь важно отметить, что все вышеуказанные формы мероприятий будут активными лишь в том случае, если практикант перенимает или поддерживает инициативу «основного» педагога. Такие занятия важны тем, что создают для учеников группу «искусствоведов», умеющих выражать свое мнение в удобной и понятной всем форме. Перед студентом-практикантом стоит важная задача - найти общий мотиватор для учеников,

объединить их вокруг одного вида деятельности. Нужно уметь заинтересовывать детей, слушать их мнение, советоваться с ними и непрерывно вести диалог. Эти умения послужат фундаментальной базой для дальнейшего развития в процессе профессиональной подготовки.

Третья группа - инициативные мероприятия. Эта группа условна, поскольку, по сути, ее можно объединить с предыдущей, однако нам представляется необходимым и вполне логичным такое разделение в силу того, что имеется в виду самостоятельная организация студентом-практикантом таких мероприятий, как посещение с учениками музеев, библиотек, архивов и даже кинотеатров, высшего учебного заведения, в котором он обучается и т.д. Инициативной эту группу можно назвать из-за исключительной самоотдачи и целенаправленности студента рассказать ученикам большее, нежели они получают на уроках. Конечно, такие мероприятия не обязательны, однако могут послужить огромным и важным шагом на пути к формированию у учеников правильного понимания и заинтересованности в истории искусств.

Главной особенностью всего комплекса этих мероприятий можно считать обязательную необходимость тщательно продумывать и составлять планы к каждому из них, основываясь на определенных принципах. Практикант обязательно должен усвоить и овладеть этими принципами, прежде чем приступать к педагогической практике. К ним относятся: принцип единства воспитания, обучения, развития; принцип научности; принцип увлеченности; принцип активности; принцип оптимизации; принцип тематического построения внеклассного мероприятия.

Кроме того, студент должен перед каждым мероприятием заниматься активным целеполаганием. Так, в основе каждого урока должна стоять цель, к при-

Библиографический список

меру, обобщение учениками представления о художественных произведениях мирового искусства, а также задачи, обязательные для всего образовательного процесса: воспитание нравственно-эстетического отношения к сфере искусства и умение вызвать интерес к его истории; ознакомление с научно-исследовательской работой и обучение ей в сфере проектной деятельности; развитие ассоциативно-образного мышления и способности анализировать материал, произведения искусства, вычленять главное из большого потока информации.

«Формирование творческой, духовно зрелой личности человека в школьные годы определяется в большей степени уровнем его художественного образования и художественного развития. Эта проблемная ситуация вычленяется из общей проблемы преподавания изобразительного искусства в школе, причем весьма актуальная в свете процессов, происходящих в образовании на современном этапе», - считает В.А. Романова [5]. Именно это, на наш взгляд, является основой для развития педагогической компетентности в рамках профессионального образования. И студент-практикант должен ориентироваться на выполнение этой цели. Педагогическая практика должна помочь сориентироваться будущему специалисту в системе образования и смотивировать его к выполнению вышеуказанной цели.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что специфика мероприятий по истории искусств в школе в рамках производственной практики должна быть обязательно учтена студентом, поскольку без ее изучения и освоения эффективная педагогическая профессиональная деятельность просто невозможна. Будущий специалист должен сам обладать рядом качеств, которые позволят развиваться и ему, и его ученикам посредством передачи опыта в процессе взаимодействия.

1. Амиржанова А.Ш. История искусства: методическое указание к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов. Омск: ОГИС, 2011.

2. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности. Фундаментальные исследования. 2012; № 6-2: 360 - 364.

3. Житник Т.С., Музя Е.М. Методика преподавания истории искусства детям старшего дошкольного возраста в условиях детских художественных школ. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1-1.

4. Курбанбаев К.А., Оморкулов А.М. Гуманизирующее значение искусства. Интерактивная наука. 2017; № 11.

5. Романова В.А. Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью. Москва, 1997.

6. Искусство. Сборник нормативных документов. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Москва: Дрофа, 2007.

References

1. Amirzhanova A.Sh. Istoriya iskusstva: metodicheskoe ukazanie k seminarskim zanyatiyam i samostoyatel'noj rabote studentov. Omsk: OGIS, 2011.

2. Zhirkova Z.S. Pedagogicheskaya praktika studentov - podgotovka k osnovnym vidam professional'noj deyatel'nosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; № 6-2: 360 - 364.

3. Zhitnik T.S., Muzya E.M. Metodika prepodavaniya istorii iskusstva detyam starshego doshkol'nogo vozrasta v usloviyah detskih hudozhestvennyh shkol. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1-1.

4. Kurbanbaev K.A., Omorkulov A.M. Gumaniziruyuschee znachenie iskusstva. Interaktivnaya nauka. 2017; № 11.

5. Romanova V.A. Metodicheskie osnovy prepodavaniya istorii izobrazitel'nogo iskusstva uchaschimsya starshih klassov vo vzaimosvyazi s izobrazitel'noj deyatel'nost'yu. Moskva, 1997.

6. Iskusstvo. Sbornik normativnyh dokumentov. Sostaviteli 'E.D. Dneprov, A.G. Arkad'ev. Moskva: Drofa, 2007.

Статья поступила в редакцию 03.03.20

УДК 378

Fedak Ye.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department 19 (Pedagogy), Federal State military educational institution of higher education "Military University' of the Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Potiayev P.Yu., postgraduate, Pedagogy Department, Federal State military educational institution of higher education "Military University" of the Ministry of defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

ADVANCEMENT OF THE METHODOLOGY OF TEACHING CADETS TO USE SLEDGE DOGS AND DOGPULLED SLEDS FOR OPERATIONS IN THE ARCTIC REGIONS. The article describes the importance of using dogpulled sleds in the Arctic zone, explains the necessity of teaching motorized rifle (Arctic) units personnel the ways of moving by means of sledge dogs and dogpulled sleds in the Arctic conditions, depicts features of methodology of teaching the cadets of military higher educational institutions to move on dogpulled sleds. The authors conclude that the need to train cadets of Arctic units of sled dogs and sleds for action in the difficult territory of the Arctic is obvious. The introduction of in the future in the staff of the military university of instructors - dog handlers, a specialized kennel for dogs will significantly improve the training and quality of training of cadets. The development of military university training and methodological base will affect the level of acquired competences in the training of Military Units.

Key words: Arctic region, sledge, sledge dogs, musher instructors, cadets of military higher educational institute.

Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., проф., ФГКВОУ «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

П.Ю. Потяев, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ ЕЗДОВЫХ СОБАК И УПРЯЖЕК ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ

В статье раскрывается значение применения собачьих упряжек в арктической зоне, объясняется необходимость обучения военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических) приемам передвижения с применением ездовых собак и упряжек в условиях Арктики, описываются особенности методики обучения курсантов военных вузов передвижению на собачьих упряжках. Авторы делают вывод о том, что необходимость применения в обучении кур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.