ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
как, например, получение подписей руководителей на отчеты по практике, а также необходимость в устранении возникающих технических неполадок, отнимает много времени.
И все же переход на дистанционное обучение без потери качества обучения возможен, но при выполнении ряда условий:
- четкая организация работы администрации во взаимодействии с преподавателями;
- хорошая подготовка в использовании технических и программных средств как преподавателей, так и студентов;
- обеспеченность всех участников образовательного процесса техническими и программными средствами;
- использование в обучении процессов, которые хорошо поддаются алгоритмизации, как, например, выполнение требований по оформлению документов.
2/2020 | 69
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Повышение квалификации преподавателей для работы в условиях дистанционного обучения
Система СПО столкнулась с необходимостью в кратчайшие сроки перейти на дистанционное обучение (ДО). Эффективность ДО зависит от таких составляющих, как материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение, цифровая компетентность преподавателей.
Работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в Колледже информационных технологий1 ведется с 2010 года.
Действующая в колледже система непрерывного повышения квалификации, включающая такие направления, как создание электронного УМК, разработка дистанционного курса в СДО МооШе3.5, создание видеолекций для онлайн-курса и др., позволила преподавателям в ситуации карантина быстро и безболезненно перестроиться с дистанционного сопровождения очного обучения на полностью дистанционное.
1 В настоящее время колледж является ресурсным центром по инновационной образовательной программе «Разработка и распространение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в СПО в условиях внедрения ФГОС СПО по профессиям и специальностям ТОП-50». Деятельность центра направлена на разработку электронного УМК по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» с учетом требований стандарта WSR по компетенции «Программные решения для бизнеса».
Елпатова О. И. Повышение квалификации преподавателей для работы в условиях дистанционного обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 69-70. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10219.
ЕЛПАТОВА Ольга Ивановна,
заместитель директора по НМР, руководитель Ресурсного центра Колледжа информационных технологий, Санкт-Петербург
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, повышение квалификации преподава-
70 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Тем не менее в процессе перехода на ДО в колледже был выявлен ряд проблем:
- отсутствует методика организации и проведения оценки знаний обучающихся дистанционно;
- удаленные занятия не смогут гарантировать полноценное формирование профессиональных компетенций;
- необходима организация педагогического (тьюторского) сопровождения обучающихся в процессе дистанционного обучения.
В связи с этим были определены три новых направления деятельности колледжа по повышению квалификации преподавателей:
1. Для системы СПО, помимо платформ онлайн-обучения, необходимы демонстрация и практика. С этим могут помочь УЯ- и ЛЯ-технологии.
2. УЯ/ЛЯ изменит не только процесс обучения, но и направление в повышении квалификации преподавателей, которые смогут работать с новыми инструментами обучения.
3. Для осуществления эффективного дистанционного обучения необходимы преподаватели, способные и готовые профессионально, психологически и технически работать тьютором.
Именно в организации специальной подготовки преподавателей к осуществлению деятельности в системе ДО возможно решение данных проблем.
ИГОНИНА
Екатерина
Вячеславовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования Института развития образования, Екатеринбург
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронное образование, компетент-ностный профиль педагога
О педагоге как главном элементе в системе электронного образования
Сложно не согласиться с тем, что сама жизнь сегодня поставила перед профессиональным сообществом вопрос об освоении нового пространства — электронной образовательной среды. Обсуждался ли данный вопрос ранее? Конечно, обсуждался, но, смею предположить, в большей степени с позиций недалекого (или далекого) будущего, но не актуального настоящего. Хотя предпосылки перевода процесса обучения студентов в режим онлайн стали формироваться достаточно давно.
В качестве иллюстрации можно обратиться к одному из аналитических материалов с прогнозом развития сферы образования до 2024 года — Атласу новых профессий1. В перечень
1 Атлас новых профессий / Вторая редакция. — М.: 2014. URL: https://asi.ru/reports/34983.
Игонина Е. В. О педагоге как главном элементе в системе электронного образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 70-72. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10220.