70 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
Тем не менее в процессе перехода на ДО в колледже был выявлен ряд проблем:
- отсутствует методика организации и проведения оценки знаний обучающихся дистанционно;
- удаленные занятия не смогут гарантировать полноценное формирование профессиональных компетенций;
- необходима организация педагогического (тьюторского) сопровождения обучающихся в процессе дистанционного обучения.
В связи с этим были определены три новых направления деятельности колледжа по повышению квалификации преподавателей:
1. Для системы СПО, помимо платформ онлайн-обучения, необходимы демонстрация и практика. С этим могут помочь УЯ- и ЛЯ-технологии.
2. УЯ/ЛЯ изменит не только процесс обучения, но и направление в повышении квалификации преподавателей, которые смогут работать с новыми инструментами обучения.
3. Для осуществления эффективного дистанционного обучения необходимы преподаватели, способные и готовые профессионально, психологически и технически работать тьютором.
Именно в организации специальной подготовки преподавателей к осуществлению деятельности в системе ДО возможно решение данных проблем.
ИГОНИНА
Екатерина
Вячеславовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования Института развития образования, Екатеринбург
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронное образование, компетент-ностный профиль педагога
О педагоге как главном элементе в системе электронного образования
Сложно не согласиться с тем, что сама жизнь сегодня поставила перед профессиональным сообществом вопрос об освоении нового пространства — электронной образовательной среды. Обсуждался ли данный вопрос ранее? Конечно, обсуждался, но, смею предположить, в большей степени с позиций недалекого (или далекого) будущего, но не актуального настоящего. Хотя предпосылки перевода процесса обучения студентов в режим онлайн стали формироваться достаточно давно.
В качестве иллюстрации можно обратиться к одному из аналитических материалов с прогнозом развития сферы образования до 2024 года — Атласу новых профессий1. В перечень
1 Атлас новых профессий / Вторая редакция. — М.: 2014. URL: https://asi.ru/reports/34983.
Игонина Е. В. О педагоге как главном элементе в системе электронного образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 70-72. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10220.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
«педагогических профессий будущего» авторы Атласа включили координатора образовательной онлайн-платформы, разработчика образовательных траекторий, ментора стартапов и т. д. Кроме того, в компе-тентностном профиле современного педагога нашлось место для таких надпрофессиональных навыков и умений, как «программирование», «робототехника» и «искусственный интеллект».
Показательно также, что в Атласе был предложен список задач, которые могут возникнуть перед педагогами всех уровней единой системы образования уже в ближайшее время:
- проектировочного характера (организация онлайн-курсов, разработка и сопровождение образовательных онлайн-платформ, создание виртуальных миров для обучения и т. п.);
- психолого-педагогического характера (развитие метакомпетенций и когнитивных способностей обучающихся, обучение их продуктивным состояниям сознания и т. п.);
- организационно-методического характера (организация проектной работы, сопровождение обучающихся в рамках реализуемых образовательных траекторий, проведение игровых образовательных мероприятий и т. п.);
- методического характера (разработка игропрактических инструментов и методик и т. п.).
Все перечисленное обозначает одну из тенденций развития современного образования, лишь подтвержденную создателями Атласа, — его активную информатизацию и компьютеризацию. Даже без глубокого анализа профессиональной деятельности «нового педагога» отчетливо видно, что ее центр постепенно смещается с традиционных задач к инновационным. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько сегодняшний педагог реально готов к работе в меняющейся образовательной среде?
Кафедрой педагогики профессионального образования Института развития образования уже не первый год реализуется программа повышения квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагогов профессиональной образовательной организации». Интересно, что при ее проведении стабильно проявляют себя специфические дефициты в работе слушателей (особенно педагогов со стажем). Среди них:
- отсутствие опыта или небольшой опыт использования электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- неразвитость элементарных навыков работы на компьютере и в интернете (регистрация на разных сайтах, работа с электронной почтой, навигация на информационных и других порталах и т. д.);
- негативное отношение к информатизации образования вплоть до полного отказа использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.
Перевод образовательного процесса в режим онлайн требует от преподавателей целого спектра взаимосвязанных компетенций:
- ориентации в актуальных методологических подходах (прежде всего компетентностном, системно-деятельностном, практико-ориентирован-ном и личностно-ориентированном) и их инструментарии;
2/2020 | 71
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
72 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
- владения психолого-педагогическими основами организации и реализации электронного обучения, которое неизбежно влечет появление особых психологических эффектов во взаимодействии педагога и студента;
- совершенствования методических умений, связанных с постановкой цели, отбором и представлением учебного материала, выбором форм и методов работы, обеспечением обратной связи о процессе и результатах обучения;
- освоения современных технологий активного и интерактивного, группового и индивидуального, имитационного и аутентичного обучения (таких, как кейс-стади и погружения, тренинги и симуляции, игры и квесты, учебные проекты, форсайты и мозговые штурмы и т. д.).
Наверное, стоит прислушаться к мнению А. М. Новикова, писавшего, что средства информационно-коммуникационных технологий практически могут быть реализованы «в любой методической системе — от репродуктивного, догматического до проективного обучения»?1 Ведь в таком случае новаторство деятельности педагога будет измеряться не просто фактом использования им компьютера или интернета, но степенью технологичности выстраиваемого с их помощью процесса обучения. На мой взгляд, именно в этом состоит основная сложность освоения педагогами электронной образовательной среды в настоящее время.
1 Новиков А. М. О развитии методических систем [Электронный ресурс] // Сайт академика РАО Новикова А. М. URL: http://anovikov.ru/artikie/met_sys.htm.
ИСХАКОВ
Ринад Хакимуллович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Цифровая дидактическая стена
Классно-урочная система просуществовала четыре века и до сих пор здравствует, но к XXI веку она исчерпала свои ресурсы развития. Ситуация обострилась, когда в обстоятельствах эпидемиологической безысходности пришлось менять формат обучения: учитель и ученик дистанцировались. Теперь ученик индивидуально, «на удаленке», обучается «чему-нибудь и как-нибудь». Следуя закону спирального развития, круг замкнулся, мы медленно, но уверено возвращаемся к индивидуальной форме обучения, присущей древней цивилизации.
Сейчас идет активное обсуждение формирования новой цифровой эпохи образования. Критика, которая была высказана в свое время в адрес классно-урочной системы образования, теперь почти один в один повторяется в адрес цифровой
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровая дидактика
Исхаков Р. Х. Цифровая дидактическая стена // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 72-73. — 001 10.24411/23074264-2020-10221.