Научная статья на тему 'О педагоге как главном элементе в системе электронного образования'

О педагоге как главном элементе в системе электронного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / электронное образование / компетентностный профиль педагога / distance education / online education / e-education / teacher competency profile
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О педагоге как главном элементе в системе электронного образования»

70 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Тем не менее в процессе перехода на ДО в колледже был выявлен ряд проблем:

- отсутствует методика организации и проведения оценки знаний обучающихся дистанционно;

- удаленные занятия не смогут гарантировать полноценное формирование профессиональных компетенций;

- необходима организация педагогического (тьюторского) сопровождения обучающихся в процессе дистанционного обучения.

В связи с этим были определены три новых направления деятельности колледжа по повышению квалификации преподавателей:

1. Для системы СПО, помимо платформ онлайн-обучения, необходимы демонстрация и практика. С этим могут помочь УЯ- и ЛЯ-технологии.

2. УЯ/ЛЯ изменит не только процесс обучения, но и направление в повышении квалификации преподавателей, которые смогут работать с новыми инструментами обучения.

3. Для осуществления эффективного дистанционного обучения необходимы преподаватели, способные и готовые профессионально, психологически и технически работать тьютором.

Именно в организации специальной подготовки преподавателей к осуществлению деятельности в системе ДО возможно решение данных проблем.

ИГОНИНА

Екатерина

Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования Института развития образования, Екатеринбург

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронное образование, компетент-ностный профиль педагога

О педагоге как главном элементе в системе электронного образования

Сложно не согласиться с тем, что сама жизнь сегодня поставила перед профессиональным сообществом вопрос об освоении нового пространства — электронной образовательной среды. Обсуждался ли данный вопрос ранее? Конечно, обсуждался, но, смею предположить, в большей степени с позиций недалекого (или далекого) будущего, но не актуального настоящего. Хотя предпосылки перевода процесса обучения студентов в режим онлайн стали формироваться достаточно давно.

В качестве иллюстрации можно обратиться к одному из аналитических материалов с прогнозом развития сферы образования до 2024 года — Атласу новых профессий1. В перечень

1 Атлас новых профессий / Вторая редакция. — М.: 2014. URL: https://asi.ru/reports/34983.

Игонина Е. В. О педагоге как главном элементе в системе электронного образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 70-72. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10220.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

«педагогических профессий будущего» авторы Атласа включили координатора образовательной онлайн-платформы, разработчика образовательных траекторий, ментора стартапов и т. д. Кроме того, в компе-тентностном профиле современного педагога нашлось место для таких надпрофессиональных навыков и умений, как «программирование», «робототехника» и «искусственный интеллект».

Показательно также, что в Атласе был предложен список задач, которые могут возникнуть перед педагогами всех уровней единой системы образования уже в ближайшее время:

- проектировочного характера (организация онлайн-курсов, разработка и сопровождение образовательных онлайн-платформ, создание виртуальных миров для обучения и т. п.);

- психолого-педагогического характера (развитие метакомпетенций и когнитивных способностей обучающихся, обучение их продуктивным состояниям сознания и т. п.);

- организационно-методического характера (организация проектной работы, сопровождение обучающихся в рамках реализуемых образовательных траекторий, проведение игровых образовательных мероприятий и т. п.);

- методического характера (разработка игропрактических инструментов и методик и т. п.).

Все перечисленное обозначает одну из тенденций развития современного образования, лишь подтвержденную создателями Атласа, — его активную информатизацию и компьютеризацию. Даже без глубокого анализа профессиональной деятельности «нового педагога» отчетливо видно, что ее центр постепенно смещается с традиционных задач к инновационным. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько сегодняшний педагог реально готов к работе в меняющейся образовательной среде?

Кафедрой педагогики профессионального образования Института развития образования уже не первый год реализуется программа повышения квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагогов профессиональной образовательной организации». Интересно, что при ее проведении стабильно проявляют себя специфические дефициты в работе слушателей (особенно педагогов со стажем). Среди них:

- отсутствие опыта или небольшой опыт использования электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- неразвитость элементарных навыков работы на компьютере и в интернете (регистрация на разных сайтах, работа с электронной почтой, навигация на информационных и других порталах и т. д.);

- негативное отношение к информатизации образования вплоть до полного отказа использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.

Перевод образовательного процесса в режим онлайн требует от преподавателей целого спектра взаимосвязанных компетенций:

- ориентации в актуальных методологических подходах (прежде всего компетентностном, системно-деятельностном, практико-ориентирован-ном и личностно-ориентированном) и их инструментарии;

2/2020 | 71

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

72 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

- владения психолого-педагогическими основами организации и реализации электронного обучения, которое неизбежно влечет появление особых психологических эффектов во взаимодействии педагога и студента;

- совершенствования методических умений, связанных с постановкой цели, отбором и представлением учебного материала, выбором форм и методов работы, обеспечением обратной связи о процессе и результатах обучения;

- освоения современных технологий активного и интерактивного, группового и индивидуального, имитационного и аутентичного обучения (таких, как кейс-стади и погружения, тренинги и симуляции, игры и квесты, учебные проекты, форсайты и мозговые штурмы и т. д.).

Наверное, стоит прислушаться к мнению А. М. Новикова, писавшего, что средства информационно-коммуникационных технологий практически могут быть реализованы «в любой методической системе — от репродуктивного, догматического до проективного обучения»?1 Ведь в таком случае новаторство деятельности педагога будет измеряться не просто фактом использования им компьютера или интернета, но степенью технологичности выстраиваемого с их помощью процесса обучения. На мой взгляд, именно в этом состоит основная сложность освоения педагогами электронной образовательной среды в настоящее время.

1 Новиков А. М. О развитии методических систем [Электронный ресурс] // Сайт академика РАО Новикова А. М. URL: http://anovikov.ru/artikie/met_sys.htm.

ИСХАКОВ

Ринад Хакимуллович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Цифровая дидактическая стена

Классно-урочная система просуществовала четыре века и до сих пор здравствует, но к XXI веку она исчерпала свои ресурсы развития. Ситуация обострилась, когда в обстоятельствах эпидемиологической безысходности пришлось менять формат обучения: учитель и ученик дистанцировались. Теперь ученик индивидуально, «на удаленке», обучается «чему-нибудь и как-нибудь». Следуя закону спирального развития, круг замкнулся, мы медленно, но уверено возвращаемся к индивидуальной форме обучения, присущей древней цивилизации.

Сейчас идет активное обсуждение формирования новой цифровой эпохи образования. Критика, которая была высказана в свое время в адрес классно-урочной системы образования, теперь почти один в один повторяется в адрес цифровой

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровая дидактика

Исхаков Р. Х. Цифровая дидактическая стена // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 72-73. — 001 10.24411/23074264-2020-10221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.