72 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
- владения психолого-педагогическими основами организации и реализации электронного обучения, которое неизбежно влечет появление особых психологических эффектов во взаимодействии педагога и студента;
- совершенствования методических умений, связанных с постановкой цели, отбором и представлением учебного материала, выбором форм и методов работы, обеспечением обратной связи о процессе и результатах обучения;
- освоения современных технологий активного и интерактивного, группового и индивидуального, имитационного и аутентичного обучения (таких, как кейс-стади и погружения, тренинги и симуляции, игры и квесты, учебные проекты, форсайты и мозговые штурмы и т. д.).
Наверное, стоит прислушаться к мнению А. М. Новикова, писавшего, что средства информационно-коммуникационных технологий практически могут быть реализованы «в любой методической системе — от репродуктивного, догматического до проективного обучения»?1 Ведь в таком случае новаторство деятельности педагога будет измеряться не просто фактом использования им компьютера или интернета, но степенью технологичности выстраиваемого с их помощью процесса обучения. На мой взгляд, именно в этом состоит основная сложность освоения педагогами электронной образовательной среды в настоящее время.
1 Новиков А. М. О развитии методических систем [Электронный ресурс] // Сайт академика РАО Новикова А. М. URL: http://anovikov.ru/artikie/met_sys.htm.
ИСХАКОВ
Ринад Хакимуллович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Цифровая дидактическая стена
Классно-урочная система просуществовала четыре века и до сих пор здравствует, но к XXI веку она исчерпала свои ресурсы развития. Ситуация обострилась, когда в обстоятельствах эпидемиологической безысходности пришлось менять формат обучения: учитель и ученик дистанцировались. Теперь ученик индивидуально, «на удаленке», обучается «чему-нибудь и как-нибудь». Следуя закону спирального развития, круг замкнулся, мы медленно, но уверено возвращаемся к индивидуальной форме обучения, присущей древней цивилизации.
Сейчас идет активное обсуждение формирования новой цифровой эпохи образования. Критика, которая была высказана в свое время в адрес классно-урочной системы образования, теперь почти один в один повторяется в адрес цифровой
Ключевые слова:
дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровая дидактика
Исхаков Р. Х. Цифровая дидактическая стена // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 72-73. — 001 10.24411/23074264-2020-10221.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
дидактики: устранение личностного взаимодействия между учителем и учеником, снижение уровня обратной связи, ослабление контроля успеваемости. Педагогическое сообщество находится в активном поиске оптимальных форм, методов, средств по реализации новой идеи — вхождения «цифры» во все реалии феномена образования, пытаясь повторить достижения классно-урочный системы, утвердившейся в свое время благодаря найденным оптимальным формам, методам, средствам и приемам.
На наших глазах выстраивается «цифровая дидактическая стена» между учителем и учеником. Результатом этого карантинного эксперимента является не полноценное обучение, а в лучшем случае поддержание учебно-познавательного тонуса у обучающихся — учеников, студентов. Учителя и ученики самоизолировались друг от друга.
«Цифра» должна стать средством обучения, но не замещать реальное обучение. Мерцающий экран монитора искажает реальность и заставляет воспринимать учебную информацию дискретно, не целостно. Первый признак этого — клиповое мышление, выявленное у современной молодежи.
Человек изначально существо социальное. Его социальность формируется и развивается, когда он отражается от другого человека. Собственное «Я» у него возникает, когда он говорит другому «Ты». Что может отразить в нем мерцающий экран и что он, как личность, пока еще не потерянная, отразит от себя в тот же мерцающий экран? Мы рискуем создать вокруг себя личностный вакуум.
Я не против «цифры», но она должна быть реализована как средство обучения внутри школы (университета), но не вне. Она должна обитать внутри круга познания, но не вне его. «Цифра» должна быть под «неусыпным» контролем, иначе она может обнулить формирующуюся личность. Вне этого круга познания много бесконтрольного, анархичного и деструктивного.
Но не все потеряно. Анализируя эмоциональные «сбросы» в социальные сети, неожиданно понимаешь, что ученики (студенты) хотят вернуться к своим учителям (преподавателям). Дети поняли, что с ними происходит что-то не то. Радость свободы от школы была преждевременной и непредсказуемой. Если дети ЭТО поняли, неужели нам, взрослым, ЭТО не суждено понять?
Давайте не будем лишать детей желания учиться в школе, видеть глаза учителей, ощущать их живое дыхание, слышать теплые и рассудительные интонации их голоса и воспринимать живьем мысль — быть в континууме реального живого времени и пространства. Мы не должны разорвать круг познания.
2/2020 | 73
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА