УДК 378.147.88
АРТЕФАКТ-ПЕДАГОГИКА: ОТ АРТЕФАКТА К УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ
ARTIFACT-PEDAGOGY: FROM ARTIFACT TO LEARNING SITUATION
© Л.В. Рождественская Таллиннская кесклиннаская русская гимназия (Эстония, Таллинн)
© L.V. Rozhdestvenskaya Tallinna Kesklinna Vene Gumnaasium (Estonia, Tallinn)
В статье рассматривается инновационный подход к построению учебных ситуаций на основе цифровых артефактов - «мотиваторов». Обобщается опыт проведения спецкурса «Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации» для студентов педагогического вуза.
The article presents an innovative approach to the construction of learning situations on the basis of digital artifacts- "motivators". The author shares her experience of teaching special course "Artifact-pedagogy: from artifact to learning situation" in the pedagogical university.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования; учебная ситуация; цифровой артефакт; артефакт-педагогика.
Keywords: Federal state educational standard; a learning situation; a digital artifact; artifact-pedagogy.
Понятие «учебная ситуация» активно вошло в нашу профессиональную деятельность вместе с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования прежде всего потому, что ключевым условием успешной реализации любой основной образовательной программы является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. И сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных предметов, основанных на деятельностном подходе.
Все чаще в педагогической среде речь заходит о тех технологиях, которые стали возможны благодаря использованию мобильных средств обучения и, собственно, сети Интернет, дидактический потенциал которой переоценить сложно. Экспериментально-исследовательская деятельность педагогов по апробации инновационных подходов в образовании, основанных на использовании средств информационно-коммуникационных технологий, стала объективной реальностью. Следует констатировать факт, что развитие современной дидактики осуществляется революционным пу-
тем, и инициатива преобразований принадлежит непосредственно участникам образовательного процесса. акоплен колоссальный педагогический опыт, и сегодня, по словам Б. Ярмахова, «пришло время глубокого анализа современной нам педагогической реальности и критического обращения к основам образовательной парадигмы, на которой построена современная школа» [6].
Так, претерпевают изменения не только форма организации образовательного процесса (достаточно упомянуть организацию обучения с мобильными устройствами вне стен классной комнаты: в музеях и парках, на улицах и площадях, в торговых центрах и т.п.), средства получения информации и способы ее транслирования (реальность модели «1 ученик : 1 смартфон» доказывать не приходится), но и способы взаимодействия учителя и обучающихся. ы все активнее говорим о смешанном (гибридном) обучении.
Однако при инновационном характере форм педагогами зачастую ставятся достаточно традиционные дидактические задачи. Заметим, что традиционно учебная задача ориентирована на формирование определенных предметных результатов, фактическому воспроизведению определенного теоретического материала и демонстрации
некоторых практических навыков. Принципиальным же отличием современной образовательной парадигмы является перевод обучающегося в режим саморазвития, и, следовательно, обеспечение мотивации.
Но как мотивировать обучающихся к познанию окружающего мира? Что может служить «точкой опоры»? Возможно, надо найти «артефакты»?
Артефакт (лат. artefactum: arte - 'искусственно' + factus - 'сделанный') в обычном понимании - это любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности, носитель информации, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. А что стоит за этим артефактом? Конечно, мотив, который будет способствовать повышению эффективности и качества образовательного процесса, включению в активную познавательную деятельность.
Артефактом может быть любой цифровой объект: текст, картинка, короткое видео, схема и т.п. Гипотеза состоит в том, что учитель на основе такого объекта, отталкиваясь от него, может спроектировать и организовать обучение детей, инициировать самостоятельную познавательную деятельность. Только вот обучение... чему? Какие цели поставит учителя для себя и обучающихся на таком уроке «вокруг артефакта»? Через какие формы учебной деятельности педагог попытается это сделать? Какие результаты обучения запланирует и как сможет их отследить и оценить?
Особенность артефакта - его неизвестные свойства, которые необходимо сначала исследовать и описать (как правило, это цифровые объекты, но не исключен вариант, что это может быть и реальный физический объект). Скажем, на первый взгляд, объект представляется материалом для отработки каких-то конкретных учебных навыков («взятых» с нижних «этажей» пирамиды Б. Блума), потом эти свойства объекта дополнительно исследуются, уточняются, в результате выдвигаются другие идеи, которые позволяют обогатить, а, возможно, и полностью изменить первоначальный сценарий и выдвинуть в его рамках более сложные учебные задачи... В ходе дальнейшего исследования и обсужде-
ния, как правило, выясняются новые, более ценные, свойства объекта, параллельно предлагаются и конкретизируются варианты контекста, в который можно «погрузить» данный артефакт. Как следствие -выполнение мыслительных операций более высокого уровня (анализ, синтез, оценивание), то есть переход к вершине пирамиды Б. Блума.
Кроме того, работа с артефактами -творческая и развивающая мастерская для учителей, в которой они учатся проектировать учебную ситуацию на незнакомом и даже иногда противоречивом материале. В одной творческой группе по проектированию учебных ситуаций могут сотрудничать учителя самых разных предметов. Одна из задач внутри группы, которую ей непременно приходится решать - договориться о теме, о предмете урока, о тех понятиях и концепциях, на которых он будет строиться. Надо отметить, что учителю, который традиционно очень прочно связывает свою профессиональную роль с тем предметом, который он преподает, в этом случае будет нелегко. В обсуждении внутри групп могут столкнуться предметные логики разных дисциплин, тезаурусы и культурные контексты разных педагогов, проблемати-зируется (как бы подвергается сомнению и пересмотру) весь предшествующий опыт учителей. Таким образом, участники обсуждения неизбежно придут к идее мета-предметности, которую они попытаются развернуть в учебном сценарии и отразить в планируемых результатах обучения.
Таким образом, использование артефактов значительно расширяет набор учебных задач, позволяя создавать ситуации априори невозможные в традиционной дидактике. а сегодняшний день педагогическое сообщество очень нуждается в заданиях, ориентированных прежде всего на аналитическую, продуктивную, экспериментально-исследовательскую деятельность, развитие критического мышления.
Рассматривая артефакт как объект учебной деятельности, учитель проектирует учебную ситуацию, ориентированную уже не только на формирование предметных, но и на развитие метапред-метных и личностных результатов. Артефакт позволяет учителю выйти за при-
вычные рамки учебного процесса через творчество, сделать доминирующей информационно-аналитическую, про-
Учебная
Артефа
а рисунке 1 представлена хорошая модель для проектирования учебных ситуаций в смешанном (гибридном) обучении, «перевернутом классе» и других, только еще нарождающихся педагогических подходах. Да, в классно-урочную систему такое вписывается плохо, да и не для ее жестких рамок придуман этот подход. Он как раз решает совсем другие задачи: как «раскрепостить» учителя, расширить его представления о том, что может быть «поводом» для создания учебной ситуации. Для учителя-предметника, который десятилетиями держится обеими руками за школьный учебник и не может сделать даже шага в сторону от содержания параграфа, очень полезно умение идти от примера, факта и объекта, который может встретиться в любом месте, где «бытуют» сегодня ученики. Да, артефакт останавливает внимание, иногда удивляет, вызывает вопросы... Но одного удивления от встречи с непонятным или удивительным мало, нужно еще уметь это свое удивление преобразовать в инструменты познания. У этих инструментов несколько степеней сложности/подробности описания. От списка направляющих ученика вопросов до «закрученных» сценариев организации учебной деятельности. о есть еще и второй план - описание того, каких результатов обучения мы планируем достичь. И третий - какой видим учебную деятельность.
Следует заметить, что конструирование подобных заданий - достаточно трудо-
дуктивную и исследовательскую деятельность обучающихся.
ые
емкий процесс, требующий от учителя серьезной подготовительной работы и прежде всего отбора «качественных» артефактов, действительно мотивирующих к деятельности и познанию. Но именно в инновациях такого рода нуждается сегодня школа, и при такой постановке вопроса разработка соответствующего дидактического материала - важная задача педагогического сообщества.
Эти идеи [2-4] были развиты и получили практическую реализацию в авторском курсе Л.В. Рождественской «Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации» для студентов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара) [5].
Создание банка учебных ситуаций на основе артефактов - одна из важнейших задач этого проекта. Важно, что этот банк (URL: http://goo.gl/grct04) является принципиально открытым - любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку. Перед студентами была поставлена ключевая задача - превратить артефакт в учебный объект, с помощью которого инициируется познавательная деятельность обучающихся, показать, как тот или иной артефакт направлен на формирование личностных и метапредметных результатов обучающихся.
Что послужило артефактами? Перечень их просто уникален: это и телеграмма (автор А. Пономарева), рингтон теле-
Рис. 1. Модель проектирования учебных ситуаций
фона Nokia (автор Е. Наумова), dpi-калькулятор (автор И. Саримова) и другие цифровые объекты. В сообществе социальной сети Google+ представлена уникальная коллекция артефактов (URL: https://plus.google.com/u/0/communities/115 799197929821274610), которую пополняют сегодня педагоги всей страны.
Учебные ситуации студентов были ориентированы на различные образовательные модели: BYOD (Bring Your Own Device - «принеси свое собственное устройство»), Flip class («перевернутый класс»), модель «1 ученик : 1 компьютер», «образование вне стен классной комнаты». Основой разработки учебных ситуаций стали технологические карты.
Почему в качестве способа структуризации педагогической информации выбрана технологическая карта? Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся [1]. Необходимость реализации в образовательном процессе си-стемно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятель-ностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Для того чтобы грамотно отразить специфику педагогической деятельности, в технологической карте урока фиксировались не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и прогнозировались предполагаемые образовательные результаты (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
Кроме того, студенты - будущие учителя информатики, конструируя интерактивные учебные листы в формате «перевернутого класса», получили уникальный опыт работы с открытыми данными в социальной сфере (включая образование, здравоохранение и т.п.), в технике, экономике, экологии и т.п.
К какому же выводу они пришли? абота с открытыми данными:
• это «уникальный опыт проведения первого научного исследования... Какой простор для проявления интеллектуальных и творческих способностей обучающихся!» (Е. Наумова);
• «возможность для мотивации, повод научить детей иначе (объективно!) смотреть и воспринимать окружающий мир.» (А. Пономарева);
• «возможность научиться аргументировать свою точку зрения, подтверждать ее фактами. Информирован, значит, вооружен)» (И. Сримова);
• «революционное изменение в осознании роли "статистики в мире", того как мы понимаем наш мир и все, что нас окружает» (Л. Варыгин).
Говоря о цифровых артефактах, нельзя не упомянуть об объектах инфо-графики. При проектировании учебных ситуаций авторами курса использовался «кубик Блума» как прием педагогической техники. Анализируя объекты инфогра-фики и проектируя интерактивные листы, студенты конструировали вопросы, соответствующие различным ступеням пирамиды Б. Блума:
о «Назови.» (уровень репродукции знаний);
о «Почему.» (установление причинно-следственных связей);
о «Объясни.» (применение полученных знаний и опыта в новых ситуациях);
о «Предложи.», «Придумай.», «Поделись.» (активизация мыслительной деятельности школьников).
Конструирование подобных вопросов - это уникальный опыт, полученный студентами в рамках дистанционного курса. А артефакты (графические и звуковые объекты, видеоролики, открытые данные, объекты инфографики и т.п.), выполняющие роль мотиваторов - это самый верный способ инициирования у обучающихся интереса к познанию... Ведь для учителя самое главное - научить детей УДИВЛЯТЬСЯ! Это самый действенный импульс к саморазвитию.
Литература
1. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. URL: http://www.gosbook.ru/document/48367/48401/preview.
2. Рождественская Л.В. Артефактогогика..., или В поисках другого глобуса. URL: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule= blog&blogid=8&showentry=4685.
3. Рождественская Л.В. Мастер-класс «Цифровые артефакты для организации учебной деятельности». URL: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=5987.
4. Рождественская Л.В. Умеем ли мы выстроить учебную ситуацию с артефактом? По следам МК... URL: https://edugalaxy.intel.ru/ index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry= 6061#comment27136.
5. Рождественская Л.В. Дистанционный курс «Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации». URL: https://sites.google.com/site/artefaktpedagogy/.
6. Ярмахов Б.Б. «1 ученик : 1 компьютер». Образовательная модель мобильного обучения. Москва, 2012 г. 236 с. URL: http://edugalaxy.intel.ru/assets/pdf/YarmakhovBB_Book_148x210_v5_ 5LR.PDF?stats=saved.
Сведения об авторе
Людмила Викторовна Рождественская, образовательный технолог Таллиннской кесклиннаской русской гимназии, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, сертифицированный преподаватель Google.
E-mail: ljudmillar@gmail.com.
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: (846) 333-27-27.