Научная статья на тему 'Плюсы, минусы и перспективы онлайн-образования'

Плюсы, минусы и перспективы онлайн-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1350
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / электронная образовательная среда / образовательная платформа / distance education / online education / electronic educational environment / educational platform
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плюсы, минусы и перспективы онлайн-образования»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Плюсы, минусы и перспективы онлайн-образования

марта 2020 года Министерством науки и высшего образования РФ были опубликованы рекомендации вузам перевести обучающихся на дистанционное обучение (ДО) из-за угрозы распространения вируса СОУГО-19.

Российские вузы давно используют ДО, однако оно рассматривалось как альтернатива и дополнение к традиционной системе обучения, для выполнения определенных задач (повышение квалификации, дополнительные обучающие курсы, некоторые вузовские онлайн-курсы и др.). При этом часть преподавательского состава и вовсе игнорировала систему дистанционного обучения (СДО). Сегодня же СДО стала основной и безальтернативной платформой взаимодействия всех участников учебного процесса. Каждый преподаватель и студент получил возможность испытать на себе специфику ДО, оценить его достоинства и недостатки.

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (БГУ) также перешел на дистанционное обучение, используя в качестве технологической платформы систему ЬМБ МоосИе. По прошествии более полутора месяцев можно заключить, что БГУ во многом был готов к вынужденному переходу в онлайн. Стремительное переформатирование образовательного процесса даже не потребовало внесения изменений в действующее расписание.

На факультете технологии и дизайна БГУ учебный процесс реализуется в форме комбинации виртуальных лекций, интерактивных практических заданий, самостоятельных заданий, глоссариев, кроссвордов, вебинаров, телеконференций, видеообращений, чат-сообщений, интерактивных тестов. Таким образом, перевод в виртуальную форму теоретических дисциплин можно считать успешным. Гораздо сложнее обстоит дело с практикой (в нашем случае — с педагогической и технологической). Во время вынужденного дистанционного обучения студентам выдаются задания по разработке не реальных, а виртуальных занятий или мероприятий, что сегодня более актуально. Однако непреодолимый недостаток он-лайн-практики проявляется в том, что студенты лишены возможности посещать школу, общаться с педагогическим коллективом и со школьниками, погрузиться в образовательную среду школы.

Как отмечают представители различных вузов, в условиях экстренного перехода большого числа студентов к дистанционному обучению технических проблем возникло не так уж много. Чего нельзя сказать о проблемах методического характера, связанных с необходимостью срочного перевода в онлайн курсов, изначально

Сидорова Л. В., Крупская Ю. В. Плюсы, минусы и перспективы онлайн-образо-вания // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 87-88. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10229.

2/2020 | 87

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ш

СИДОРОВА Лидия

Владимировна,

доцент кафедры теории и методики профессионально-технологического образования Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, Брянск

КРУПСКАЯ Юлиана

Владимировна,

доцент кафедры теории и методики професси-онально-технологи-ческого образования Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, Брянск

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронная образовательная среда, образовательная платформа

88 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

рассчитанных на аудиторную форму изучения. При этом вопросы ускоренной модификации учебно-методических материалов каждому преподавателю приходится решать самостоятельно.

Плюсами онлайн-образования можно считать:

для преподавателей:

- повышение интереса к СДО;

- всплеск активности (пусть вынужденной) по созданию онлайн-курсов и электронных учебных материалов;

- осознание необходимости повышения квалификации в области ИКТ;

для студентов:

- погружение в привычную для молодежи виртуальную среду и, как следствие, устранение психологического барьера в ситуациях живого, пусть и в режиме онлайн, общения.

Итак, сегодня запущены необратимые процессы качественного изменения системы образования на основе цифровых технологий. Какой же она будет после окончания кризиса? Конечно, полностью дистанционным образование не станет. Есть важные элементы процесса обучения, для которых требуется реальное (не виртуальное) присутствие и окружение: практика, работа в лабораториях, проведение исследований, живой диалог между студентом и преподавателем.

На наш взгляд, система образования приобретет форму, позволяющую сочетать офлайн-обучение с технологичным дистанционным форматом, чтобы активно использовать достоинства и возможности электронного обучения. Произойдет цифровизация многих образовательных услуг, будут развиваться сопутствующие технологии, регламентирующие и оптимизирующие образовательный процесс.

УШАКОВА

Ольга Александровна,

преподаватель Ревдин-ского многопрофильного техникума, г. Ревда

(Свердловская область)

О коммуникации, видеоуроках и проблемах педагогов

За последние полтора месяца «удаленки» педагоги столкнулись с огромным количеством проблем, которые значительно усложнили их работу. Студентов порой и в аудитории трудно контролировать, а следить за ними во время онлайн-занятий представляется невозможным. Особенно если все время возникают какие-нибудь сбои: то соединение плохое, то файл не открывается, а то и вовсе компьютер сломался. Плюс ко всему переизбыток коммуникации.

Возможностей для организации виртуального общения сегодня в избытке. Кто-то использует социальные сети, кто-то

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, видеоурок

Ушакова О. А. О коммуникации, видеоуроках и проблемах педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 88-89. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.