60 | 2/2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
АКСЕНОВА
Татьяна
Геннадьевна,
преподаватель колледжа информатики и программирования Финансового университета при Правительстве РФ, аспирант Института стратегии развития образования РАО, Москва
Ключевые слова:
цифровые образовательные технологии, онлайн-обучение, дистанционное образование, онлайн-урок
Потенциал цифровых образовательных ресурсов для развития дистанционного обучения в СПО
Цифровой образовательный ресурс — это учебное средство, реализующее возможности цифровых образовательных технологий и обеспечивающее экранное представление учебной информации; интерактивное взаимодействие как между субъектами образовательного процесса, так и между ними и образовательным ресурсом; автоматизацию контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением1.
В связи с внезапностью перехода «в онлайн» каждый педагог колледжа информатики и программирования Финуниверсите-та вынужден подбирать и оперативно осваивать новые цифровые образовательные ресурсы, которые можно классифицировать по различным критериям (см. рис.).
Из рисунка видно, что функцию автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением выполняет система «Электронный журнал». Она позволяет вести календарно-тематическое планирование занятий, учитывать посещаемость и успеваемость студентов, осуществлять размещение заданий и теоретического материала для выполнения практических и лабораторных работ, а также автоматизировать контроль результатов обучения студентов посредством тестирования. Следует признать, что данный модуль имеет ряд недостатков, поэтому преподаватели колледжа более активно применяют в своей работе другие системы контроля знаний.
Модуль системы для проведения онлайн-уроков находится в разработке, поэтому каждый педагог выбрал для себя одну из систем поддержки видеоконференций, представленных на рисунке.
Как показала практика, ни один из перечисленных выше цифровых образовательных ресурсов не был готов к такому
1 Роберт И. В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии // Педагогическая информатика. — 2019. — № 1. — С. 108-121.
Аксенова Т. Г. Потенциал цифровых образовательных ресурсов для развития дистанционного обучения в СПО // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 60-61. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10214.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ
2/2020 | 61
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Цифровые образовательные ресурсы, применяемые в колледже информатики и программирования
резкому увеличению числа пользователей. В течение первых двух недель во время проведения онлайн-занятий постоянно происходили сбои, зависания. Система «Электронный журнал» не позволяла загрузить файлы с заданиями для студентов, некоторые ее функции (например, родительский доступ) были отключены. Кроме того, у многих преподавателей и обучающихся отсутствовали технические возможности организации образовательного процесса в домашних условиях. В экстренном режиме началась подготовка нормативной и методической документации по организации образовательного процесса в новых условиях. В связи с этим значительно увеличилась нагрузка на преподавателей и методистов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время дистанционное обучение не может стать полноценной заменой очного обучения, однако большую актуальность представляет разработка и внедрение сетевых образовательных программ как нового формата индивидуализации профессионального обучения1.
1 Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ: практико-ориентированная монография. — М.: РУСАЙНС, 2018.