Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ТЕМП РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / РИТМ РЕЧИ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ОТКЛОНЕНИЯ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ / НАРОДНЫЙ / ФОЛЬКЛОР / ADVANCED TRAINING / SPEECH RATE / SPEECH DEVELOPMENT / SPEECH RHYTHM / EARLY AGE / DEVIATIONS IN SPEECH MASTERY / PEOPLE'S / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шереметьева Е.В., Плотникова Е.В., Ковалева А.А.

Введение. В статье обоснована актуальность и эффективность повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в аспекте коррекционно-предупредительной работы с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Коррекционно-предупредительная работа строилась с использованием средств фольклора в формировании темпа и ритма речи детей раннего возраста, систематизированных в авторском курсе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью». Материалы и методы. Авторы описали организацию эксперимента и содержание коррекции темпо-ритмической организации речи неговорящих детей раннего возраста на материале малых форм фольклора. Базовым методологическим положением исследования стала культурно-историческая теория Л. С. Выготского, согласно которой речевое развитие ребёнка раннего возраста возможно только при формирующем воздействии специально организованной взрослым окружением коммуникативной среды [1, с. 81]. Для этого надо научить взрослых организовывать познавательную и коммуникативную среду, способствующую компенсации нарушений в развитии. При этом под речевым развитием мы понимаем гармоничное становление единой сложной системы взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, располагающихся в определенной структурной иерархии, начиная с первичного просодического уровня. Авторы изложили их понимание основных компонентов темпа и ритма речи детей третьего года жизни в рамках данного исследования. Разработаны и апробированы методы и приемы диагностики и коррекции темпа и ритма речи для детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Выделены наиболее эффективные и соответствующие раннему возрасту формы фольклора для формирования темповой и ритмической организации речи: потешки, пестушки, прибаутки. Результаты. Нами разработана диагностика интонационно-ритмических процессов устной речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью; предложена технология коррекционно-предупредительно воздействия на интонационно-ритмические процессы, позволяющая своевременно компенсировать нарушения в речевом развитии детей раннего возраста; разработан и апробирован авторский курс для программы магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью», который может использоваться в системе повышения квалификации педагогов, работающих с детьми раннего возраста. Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью пилот-ного исследования является компенсация нарушений устноречевого развития неговорящих детей раннего возраста как следствие овладения определенными профессиональными компетенциями педагогами, освоившими образовательную дисциплину «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью». Заключение. В результате, мы пришли к выводу, что фольклор является важным средством повышения эффективности коррекционного формирования темпа и ритма, как базовых предпосылок устной речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и способствует формированию духовно-нравственных ценнос-тей родной для ребёнка культурной, национальной среды. И если включить это содержание в программу повышения квалификации педагогов ДОО, работающих с детьми раннего возраста, то неговорящие дети раннего возраста начинают овладевать устной речью, и отклонения в овладении речью своевременно компенсируются. Основные положения: - разработано содержание, методы и приемы диагностики темпо-ритмической организации речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью; - систематизированы малые фольклорные формы для детей раннего возраста, способствующие формированию темпо-ритмический основы устной речи; - на основе систематизации разработаны методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия на темпо-ритмическую основу устной речи в раннем возрасте; - разработан обучающий курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» и апробирован в рамках программы магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». Может использоваться для повышения квалификации педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шереметьева Е.В., Плотникова Е.В., Ковалева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVANCED TRAINING OF TEACHERS AS A CONDITION FOR CORRECTING THE TEMPO-RHYTHMIC BASIS OF SPEECH IN NON-SPEAKING CHILDREN OF EARLY AGE

Introduction. The article substantiates the relevance and effectiveness of advanced training of teachers of preschool educational organizations in the aspect of corrective and preventive work with young children with deviations in speech mastery. Corrective and preventive work was built using folklore in the formation of the pace and rhythm of speech of young children, systematized in the author's course “Psychological and pedagogical support for young children with deviations in speech mastery”. Materials and methods. The authors described the organization of the experiment and the content of the correction of the tempo-rhythmic organization of speech of non-speaking young children on the material of small forms of folklore. The basic methodological position of the study was the cultural and historical theory of L.S. Vygotsky, according to which the speech development of an early child is possible only with the formative effect of a communicative environment specially organized by an adult environment [8, pp. 81]. To do this, it is necessary to teach adults to organize a cognitive and communicative environment that contributes to the compensation of violations in development. At the same time, by speech development we mean the harmonious formation of a single complex system of interconnected and interdependent components located in a certain structural hierarchy, starting from the primary prosodic level. The authors outlined their understanding of the main components of the pace and rhythm of speech of children of the third year of life as part of this study. Methods and techniques for diagnosing and correcting the pace and rhythm of speech for young children with deviations in speech mastery have been developed and tested. The most effective and early-age forms of folklore for the formation of the tempo and rhythmic organization of speech are highlighted. Results. We have developed diagnostics of intonation-rhythmic processes of oral speech in young children with deviations in speech mastery; technology of corrective-preventive effect on intonation-rhythmic processes is proposed, which allows timely compensation of disorders in speech development of young children; the author's course for the master's program "Psychological and pedagogical support of young children with deviations in speech mastery" has been developed and tested, which can be used in the system of advanced training of teachers working with young children. hierarchies starting from the primary prosodic level. The authors outlined their understanding of the main components of the pace and rhythm of speech of children of the third year of life as part of this study. Methods and techniques for diagnosing and correcting the pace and rhythm of speech for young children with deviations in speech mastery have been developed and tested. The most effective and early-age forms of folk folklore for the formation of the tempo and rhythmic organization of speech are highlighted: sweats, cannons, tricks. Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the pilot study is compensation for violations of the oral development of non-speaking children of early age as a result of the mastery of certain professional competencies by teachers who have mastered the educational discipline "Psychological and pedagogical support for young children with deviations in the mastery of speech”. Conclusion. As a result, we believe that folk folklore is an important means of increasing the effectiveness of corrective formation of pace and rhythm, as the basic prerequisites of oral speech, in young children with deviations in the mastery of speech and contributes to the formation of spiritual and moral values of the cultural and national environment native to the child. And if this content is included in the advanced training program for teachers of the Preschool Educational Organization who work with young children, then non-speaking young children begin to master oral speech, and deviations in language acquisition are promptly compensated. Highlights: Content, methods and techniques for diagnosing tempo-rhythmic organization of speech in young children with deviations in speech mastery have been developed; Systematized small folklore forms for young children, contributing to the tempo-rhythmic basis of oral speech; On the basis of systematization, methods and techniques for corrective and preventive influence on the tempo-rhythmic basis of speech at an early age have been developed; The training course “Psychological and pedagogical support for young children with deviations in speech mastery” was developed and tested as part of the master's program “Psychological and pedagogical support for persons with speech disorders”. It can be used to improve the skills of teachers working with young children.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»



DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.015

УДК 378.937: 371.9 ББК 74.480.8: 74.5

Е. В. Шереметьева1, Е. В. Плотникова2, А. А. Ковалева3

1ORCID № 0000-0002-4925-1148 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: sheremetevaev2@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-9561-2397 Старший преподаватель кафедры специальной педагогики,

психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: plotnikovaev2@cspu.ru

3ORCID № 0000-0002-6246-5378 Старший преподаватель кафедры специальной педагогики,

психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kovalevaaa@cspu.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ

ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОИ ОСНОВЫ РЕЧИ

У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ раннего возраста

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность и эффективность повышения квалификации педагогов дошкольных образова-05 тельных организаций в аспекте коррекционно-предупредительной работы с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Коррекционно-предупредительная работа строилась с использованием средств фольклора в формировании темпа и ритма речи детей раннего возраста, систематизированных в авторском курсе ^ «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста ^ с отклонениями в овладении речью».

Материалы и методы. Авторы описали организацию эксперимента и содержание коррекции темпо-ритмической организации речи неговорящих детей раннего возраста на материале малых форм фольклора.

Базовым методологическим положением исследования ста-

0 № О*

1

е ж и л

№ и

ла культурно-историческая теория Л. С. Выготского, согласно ко- и

и

и

и

а

е

д

а г о г о

л *

а л

о

о

№ и

е Р

ной иерархии, начиная с первичного просодического уровня. *

и

и

торой речевое развитие ребёнка раннего возраста возможно только при формирующем воздействии специально организованной взрослым окружением коммуникативной среды [1, с. 81]. Для этого надо научить взрослых организовывать познавательную и коммуникативную среду, способствующую компенсации нарушений в развитии. При этом под речевым развитием мы понимаем гармоничное становление единой сложной системы взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, располагающихся в определенной структур-

Авторы изложили их понимание основных компонентов темпа и ритма речи детей третьего года жизни в рамках данного исследования. Разработаны и апробированы методы и приемы диагностики и коррекции темпа и ритма речи для детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Выделены наиболее эффективные и соответствующие раннему возрасту формы фольклора для формирования темповой и ритмической организации речи: потешки, пестушки, прибаутки.

Результаты. Нами разработана диагностика интонационно- е ритмических процессов устной речи у детей раннего возраста с отк

процессы, позволяющая своевременно компенсировать нарушения в речевом развитии детей раннего возраста; разработан и апробирован авторский курс для программы магистратуры «Психолого-педагоги-

ладении речью», который может использоваться в системе повышения квалификации педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью пилотного исследования является компенсация нарушений устноречевого

л

л и

л

лонениями в овладении речью; предложена технология коррекцион- г

о

но-предупредительно воздействия на интонационно-ритмические о

р

¡о

л

д

е

ческое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в ов- а

н

н е

оо о

№ о р

а с

развития неговорящих детей раннего возраста как следствие овладения определенными профессиональными компетенциями педагогами, освоившими образовательную дисциплину «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Заключение. В результате, мы пришли к выводу, что фольклор является важным средством повышения эффективности коррек-ционного формирования темпа и ритма, как базовых предпосылок устной речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и способствует формированию духовно-нравственных ценностей родной для ребёнка культурной, национальной среды. И если включить это содержание в программу повышения квалификации педагогов ДОО, работающих с детьми раннего возраста, то неговорящие дети раннего возраста начинают овладевать устной речью, и отклонения в овладении речью своевременно компенсируются.

Ключевые слова: повышение квалификации; темп речи; развитие речи; ритм речи; ранний возраст; отклонения в овладении речью; народный; фольклор.

Основные положения:

- разработано содержание, методы и приемы диагностики а темпо-ритмической организации речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью;

^ - систематизированы малые фольклорные формы для детей

раннего возраста, способствующие формированию темпо-ритмический основы устной речи;

а"

ик - на основе систематизации разработаны методы и приемы

£

о коррекционно-предупредительного воздействия на темпо-

сц

е

е

ритмическую основу устной речи в раннем возрасте;

^ - разработан обучающий курс «Психолого-педагогическое

е№ сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» и апробирован в рамках программы магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». Может использоваться для повышения квалификации педагогов, ра-^ ботающих с детьми раннего возраста.

1 Введение (Introduction)

Одним из целевых ориентиров Национального проекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-

го в

о*

I e

н и e

кв ал

культурных традиций. Мы считаем, что повышение квалификации и

ка

-к и

и п

e д а г о г о в к

педагогических работников системы дошкольного образования — необходимое условие для достижения поставленной в национальном проекте цели. Особенное звучание это приобретает в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоро-

вья, в частности с отклонениями в овладении речью. 8

Ранний возраст является важным и ответственным периодом развития. Ключевой линией развития в этот возрастной период становится развитие устной речи. В этом возрасте дети стараются, чтобы их речь была понятной другим и использует её как средство познания и общения с окружающими, средство управления собой. Однако современные исследования (Е. В. Шереметьева, Н. С. Жукова, Г. В. Чиркина, С. Б. Лазуренко) указывают на увеличение количества детей третьего года жизни, имеющих отклонения в речевом развитии [1-4].

Дети раннего возраста с отклонениями в овладении речью достаточно новый контингент детей для системы общего дошкольного образования. Об этой проблеме в нашей стране стали говорить, начиная с 2000 годов.

О. Е. Громова, Е. М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Е. В. Шереметьева, С. Б. Лазуренко, О. Г. Приходько обращают внимание на необходимость и целесообразность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие в раннем возрасте [1-6]. Поскольку даже незначительное недоразвитие устной д

е

речи в раннем возрасте препятствует, прежде всего, социальному |

и, следовательно, познавательному и в целом психическому разви- 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

тию, становлению сознания, самосознания и затрудняет общение ^

о

ребенка со взрослыми. §

Е. В. Шереметьева рассматривает отклонения в овладении а речью, как недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических

усло о

в и e корр р e

к

и

и

а о-

р и

к

ч

e с к о о с н о в

£ р

e ч и у н e г о в

1 So

процессов в пределах психоречевой системы, обусловленное неадекватностью социальных условий и, как следствие, незрелостью психофизиологических предпосылок речи [1].

По мнению Р. В. Тонковой-Ямпольской, Л. И. Беляковой, Ю. О. Филатовой, речевые темп и ритм начинают активно формироваться уже в раннем возрасте и являются одними из основополагающих компонентов для последующего развития устной речи в дошкольном возрасте [7-9].

Посредством темповой и ритмической организации устной речи связываются и координируются между собой не только все компоненты просодической стороны речи и артикуляционно-дыхательная программа, но и лексическое и грамматическое структурирование.

Таким образом, темп и ритм речи являются исходными, базовыми компонентами в появлении, овладении и организации речевой функции. Даже при незначительной девиации в развитии этих компонентов и, тем более, при их несформированности возникает необходимость коррекции.

Система высшего образования как приоритетный резерв повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций должна взять на себя разработку и реализацию программ по работе с детьми раннего возраста с нарушенным развитием и включить в общую систему прироста профессиональных компетенций педагогических работников ДОО. ^ Л. И. Белякова, О. Г. Приходько, Ю. О. Филатова, Т. Б. Фи-

личева, Е.В. Шереметьева выявили, что у детей с речевыми откло-

а

50 |

ни нениями отмечаются общие и специфические онтогенетические ол особенности овладения темпом и ритмом собственной речевой ^ продукции [1; 2; 6; 9; 10].

^ Г. В. Чиркина определила, что возрастной период 5-6 меся-

цев как этап перехода к лепету связан с формированием ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляционного аппарата, постепенным увеличением длительности слоговой продукции, формированием интонированного голосового общения. Автор отмечает, что при нарушении анатомической целостности артикуляцион-

е р

е

В

ного аппарата наблюдается стридорозное дыхание в сочетании с

П

нарушениями орального праксиса, приводящие к тому, что лепет §

имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. е

н

Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формиро- е

§

вания интонационной стороны речи, которая уже к шести месяцам |

приобретает у нормально развивающихся детей типичную для их и

ц

и и

а

е

родного языка мелодику [1].

Е. В. Шереметьева, рассматривая ритмическую организацию речи ребенка раннего возраста с отклонениями в становлении речи, 5 отмечает, что она характеризуется значительным доминированием хореически организованных слов над ямбически организованными в словарном запасе. Отмечается тенденция к уподоблению ямбически организованных слов хореически организованным. Автор пришел к выводу, что в акустическом гнозисе детей раннего возраста с откло- § нениями в овладении речью противопоставления хореически и ям- К бически организованных слов формируются позже, чем при нормаль- ии ном развитии речи. Сохраняются однотипные последовательности | ритмических структур [1]. Сохранение хореически организованного ударения в двусложных словах негативно влияет на развитие словаря детей, потому как для русского языка свойственным является тип мелодической фигуры со средним положением ударного слога [11].

Изучение ритмической организации речевой продукции детей третьего года жизни с нарушениями развития И. С. Ляпиной по-ка-зало, что их речевое развитие соответствует этапу доречевых вокализаций. При этом их доречевые вокализации аритмичны. В звуковом оформлении наблюдаются единичные невыразительные повторы отдельных звуков, которые не объединены в лепетные цепочки [11].

Таким образом, на данный период времени существует достаточная теоретическая база для обращения к проблеме диагно-

а

о и

8

Л

е

а *

о

|

0

а н

о

в

сг е

Л и

* н е

г о

в

1 ¡о

*

д

е

стики и коррекции темпо-ритмической основы устной речи детей е|

раннего возраста с отклонениями в овладении речью, для разра- и

н

ботки содержания коррекционно-предупредительного воздействия

о

на ключевые компоненты (темп и ритм) устноречевого развития и во разработки соответствующих программ повышения квалификации иа педагогических работников ДОО.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Для подтверждения нашего предположения мы организовали пилотное исследование на базе факультета инклюзивного и коррекционного образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

В эксперименте приняли участие шесть педагогов дошкольных образовательных организаций Челябинска и Копейска (МБДОУ «Детский сад № 307 г. Челябинск» — два педагога; МБДОУ «Детский сад № 382 г. Челябинск» — один педагог; МБДОУ «Детский сад № 43» Копейского городского округа — три педагога). Все педагоги, принимавшие участие в нашем пилотном исследовании, имеют высшее педагогическое образование, обучаются по программе магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи», работают в группах для детей раннего возраста.

Основная цель пилотного экспериментального исследования — выявить зависимость между повышением квалификации педагогов групп раннего возраста и состоянием речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, используя средства фольклора.

Цель исследования определила ряд задач: а - выявить детей с отклонениями в овладении речью в экспе-

риментальных группах раннего возраста;

50

- описать исходный уровень темпо-ритмической организа-

ции речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в

,ва овладении речью до обучения педагогов этих групп;

во

ик - провести обучение педагогов по авторскому курсу «Пси-

тн

о холого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с

сц

отклонениями в овладении речью» с акцентом на формировании ^ темпа и ритма средствами фольклора;

- измерить прирост профессиональных компетенций педагогов после обучения по данному курсу;

- провести итоговую диагностику уровня темпо-ритмической организации речевого развития детей раннего возраста с отклонени-

ьЗ ями в овладении речью.

Пилотный эксперимент проводился нами в течение 20182019 учебного года. На первом этапе эксперимента мы провели обучение шести выбранных для экспериментального исследования педагогов по авторскому курсу «Психолого-педагогическое сопро-

чью», созданному канд. пед. наук, доцентом Е. В. Шереметьевой.

0

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о*

1 е

н и е

кв

вождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении ре- §

и

л * к

Особо мы акцентировали внимание на технологиях коррекционно- и

и

а

е

д и г о г о в к и к

Уо о

в и е

предупредительного воздействия на темпо-ритмическую основу устной речи средствами фольклора.

На втором этапе исследования в рамках данного курса педагоги обследовали детей своих групп (143 ребёнка) по методике диагностики Е. В. Шереметьевой, что позволило выявить детей с отклонениями в овладении речью разных типов (58 детей). На этом же этапе у детей с отклонениями в овладении речью были диагно- е

Л

стированы состояние темпо-ритмической основы устной речи. ии

При обследовании темпо-ритмической готовности к овла- | дению речью детьми раннего возраста мы использовали приемы О

и

Ю. О. Филатовой, Е. В. Шереметьевой [1; 12]. -

На третьем этапе мы измеряли прирост профессиональных компетенций педагогов в балльно-рейтинговой форме и в формате экзамена после изучения курса «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью». В рамках данной учебной дисциплины мы измеряли сфор-мированность двух профессиональных компетенций согласно у ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного приказом Мини- 31 стерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № 904 (ПК -2 и ПК - 13).

На четвертом этапе педагогами в 6 группах в течение одного

предупредительная работа с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью для нормализации темпо-ритмической основы устной речи средствами малых фольклорных форм.

л |

ин

учебного года была организована и проведена коррекционно- не

г

о в о и а

е р

е

В hq

На пятом этапе эксперимента шестью педагогами, прошедшими обучение по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью», были проведены контрольные диагностические замеры состоя-ния темпо-ритмической основы устной речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и в целом уровня их речевого развития. Полученные на шести экспериментальных группах (ЭГ) результаты сравнивались с диагностикой темпо-ритмической базы устной речи и в целом уровня речевого развития неговорящих детей раннего возраста, посещающих группы, педагоги которых не повышали свою квалификацию по выше обозначенной программе (две контрольные группы (КГ). Диагностику проводили по методикам, предложенным нами на констатирующем (втором) этапе эксперимента.

3 Результаты (Results)

Изучение особенностей темповой и ритмической организации речи проводилось индивидуально с каждым ребенком, а также в процессе наблюдения в различных ситуациях: в игре с другими детьми, с игрушками. Для диагностики мы выделили ключевые параметры: восприятие ритма, воспроизведение неречевого и речевого ритма, темп речи.

Анализ результатов обследования восприятия ритма показал, что дети с отклонениями в овладении речью в отличие от де-

а в

е

л тей с типичным для возраста развитием речи очень медленно ^ включаются в ритм играющей музыки, при этом движения под му-

,а в

вко

и

н

зыку однообразны и неритмичны.

В процессе обследования воспроизведения неречевого и речевого ритма мы отметили у детей с отклонениями в овладении ре-

о

£3 чью замедленность ответа на простой ритмический образец, труд

сц

ности в воспроизведении акцентированного ритма. В целом, дети с отклонениями в овладении речью могут повторить простой ритмический образец, но в замедленном темпе.

Темп речи неговорящих детей третьего года жизни мы обследовали в процессе специально организованного диалога в свободной деятельности.

нения этих заданий детьми с нормальным возрастным развитием речи.

Из полученных результатов обследования темповой и ритмической организации речи детей раннего возраста можно сделать

ния ряда заданий теоретического и практического характера, разработанных нами и зафиксированных в рабочей программе дисциплины, были допущены к экзамену. На экзамене они продемонстрировали высокий уровень овладения указанными профессиональны-

Результаты обследования темпа речи показали, что у детей с отклонениями в овладении речью темповая организация речи имеет свою специфику. Дети испытывают трудности при выполнении заданий на воспроизведение и изменение темпа речи. И в этом диагностическом блоке дети с отклонениями в овладении речью продемонстрировали замедленность собственного темпа. Двадцать детей и

ки

смогли произвольно менять темп, однако для выполнения задания и

потребовалось в три-четыре раза больше времени, нежели для выпол- а

д

и

г о г о в к и к

с

вывод, что у детей с отклонениями в становлении речевого разви- о

в

и е

3

е

к

и

и

тия имеется значительная несформированность данных компонентов. Следовательно, необходима специально организованная кор-рекционная работа по развитию темпо-ритмической базы речи. Мы предположили, что такая коррекционная работа будет способствовать развитию устной речи в целом.

На этапе повышения квалификации шесть педагогов из трех и дошкольных образовательных организаций г. Челябинск и Копейс-кого городского округа в рамках освоения учебной дисциплины «Пси-

8

ч е с

ко

холого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с от- |

ос

клонениями в овладении речью» в результате успешного выполне- но

в

сг

3

е

4 и у н е г о

во

ми компетенциями и готовность к реализации разработанных нами 1

45

методик диагностики и коррекции темпа и ритма устной речи в сво- *

ее

ей практической деятельности с детьми раннего возраста с отклоне- -

а

ниями в овладении речью. 3

ин

Коррекционную работу по развитию темпа и ритма как ба- не

г

зовых компонентов речевого развития детей раннего возраста с отк- в

лонениями в овладении речью мы организовали в двух направлениях: 3и

с

коррекционном и консультационном. В данное направление мы

241

включили разработанные нами 20 музыкально-логопедических занятий с использованием средств фольклора, направленных на развитие темпа и ритма речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Тематику занятий мы определили, исходя из потребностей и возрастных возможностей детей. В календарно-тематический план мы включили лексические темы, связанные с наиболее часто повторяющимися коммуникативными ситуациями детей. Содержательно каждое занятие мы максимально наполняли специально отобранными потешками, пестушками, попевками и другими малыми формами детского фольклора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детский фольклор — это средство художественной народной педагогики, область народной поэзии, произведения, созданные и отточенные многими поколениями с учетом возрастных физиологических, психофизиологических и когнитивных возможностей детей [13].

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой гармонично с точки зрения темпа и ритма организованный речевой материал, который можно использовать в совместной, образовательной и коррекционно-предупредительной деятельности в раннем возрасте. Поэтому детский фольклор является наиболее эффективным средством формирования темпа и ритма речи детей раннего возраста. Он развивает интонационную выразительность ^ речи, что готовит ребёнка раннего возраста к дальнейшему воспри-^ ятию и воспроизведению системы устной речи.

,ва С помощью ритмичности, напевности, звучности малых

во

ки фольклорных форм мы легко привлекали внимание детей, побуждали

т

о к эмоционально-положительному контакту, к выполнению заданий,

к участию в организованных играх. Ритмично повторяющиеся зву-^ ки, слоги, слова и фразы в различном темпе, их рифмованность, крат-

ев кость и выразительность стимулировали детей третьего года жизни

50

с отклонениями в овладении речью воспроизводить ритмический и еер темповый рисунок звукоподражаний, слов и фраз за взрослым.

Коррекционная работа велась с использованием потешек, при-ьЗ бауток, песенок. Сопровождение специально подобранными и систе-

матизированными по различным направлениям потешками, пестуш-ками, прибаутками бытовых процессов, организованных групповых и индивидуальных игр, общедвигательных заданий способствовало выработке ритмической способности, ритмического слуха через собственные кинетические ощущения. Дети быстро запоминали, а затем

0

в

о*

1

е н и е

кв и

и воспроизводили интонацию, темп и ритм потешек и прибауток, са- и

ми повторяли стихотворный текст, конечно же, по возможности. Л

и

и

а

е

С помощью потешек мы формировали речевой темп и ритм. Мы подбирали потешки, в которых слоги или короткие слова по- диг вторяются несколько раз в различном темпе, ритме, с различной

о г о в

интонацией. ки

к

о о

в и е

ко33 3

е

кЛ и

и

Мы подобрали, систематизировали и составили такие малые формы, как чистоговорки. Постепенное ускорение или замедление темпа произношения чистоговорки способствовало развитию восприятия речевого темпа, а в последующем развитию способности изменять темповый рисунок собственной речи. Наличие повторяющегося звука, слога делает данную малую форму доступной для воспроизведения детям раннего возраста с отклонениями в овладении речью, так как соответствует возможностям и уровню их речевого развития. Мы акцентировали произнесение одного из повторяющихся слогов, что способствовало развитию восприятия и возможности произнесения акцентированного речевого ритма.

Отбор речевого фольклорного материала осуществлялся в рамках изучаемых лексических тем с учетом познания детьми раннего возраста окружающего мира, уровня их развития речи. Мы

определили лексические темы, максимально частотно встречаю- ег

о

щиеся, с одной стороны, в повседневных коммуникативных ситуа- о

1

циях, с другой стороны, в программных требованиях, согласно ФГОС ДО: варим кашу, наш огород, фруктовый сад, любимые иг-

а

о 3

и

ч е с к о | о с н о в

сг

3

е

4 и у

* д е

рушки, моя семья, хлопушки-топотушки, домашние животные, до- е| машние птицы, лесные звери, зимние забавы, новогодний празд- 3ин

ник, обувь, птички невелички, баранки-калачи, одежда, едем-едем, ег

о

в гостях у сказки, лес, мамин праздник, музыкальные инструменты. во

3

Простота и мелодичность звучания малых фольклорных ис форм помогали детям быстро их запоминать, сначала воспроизво-

243

дить их темповый и ритмический рисунок, затем интонационно-ритмический рисунок и повторять целостные малые стихотворные формы или их элементы.

Консультативное направление включало в себя взаимодействие со вторым воспитателем группы, который не изучал курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» и родителями.

Для вторых воспитателей мы составили рекомендации по развитию темпа и ритма речи детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью. Для родителей — цикл консультаций, которые проводили в клубном варианте и в форме дистанционного консультирования в созданной нами группе в социальных сетях.

Анализ результатов пятого контрольного этапа нашего эксперимента показал, что все дети ЭГ в отличие от детей КГ самостоятельно повторяют простой и акцентированный ритм. 56 из 58 детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью шести ЭГ, в отличие от детей КГ, легко выделяют акцентированные элементы предъявляемых речевых и неречевых ритмических образцов, двое детей выполняют эти задания со стимулирующей помощью взрослого.

Мы отметили, что все дети ЭГ воспринимают заданный ритмический рисунок и воспроизводят его без ошибок уже после первого предъявления. Каждый из 58 детей с отклонениями в овла-

в

дении речью повысил свой индивидуальный уровень воспроизве-

о сц

е р

е

дения ритма с соблюдением темпа.

§ 57 из 58 детей ЭГ овладели навыками контроля и изменения

| речевого темпа. Голос детей модулирован, речевая продукция де-

тей характеризуется нормальным темпом речи. Один ребенок еще затрудняется изменять темп речевой продукции самостоятельно, ^ но уже повторяет различные темповые варианты организации зву-

ев коподражаний за взрослым.

Таким образом, в результате коррекционной работы по формированию темпа и ритма речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью с применением фольклорных средств в ЭГ ьЗ мы отмечаем положительную динамику. Дети третьего года жизни

научились соблюдать речевой ритмический рисунок и его темп, в

П

целом повысили свой индивидуальный уровень речевого развития, § что доказывает эффективность проделанной работы. |

и

В контрольных группах раннего возраста, педагоги которых *

§

не повышали квалификацию по программе «Психолого-педагоги- §

и

ческое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в и

ки

овладении речью», наметилась некоторая незначительная положи- Ли

тельная динамика развития устной речи неговорящих детей по типу а

д

и

г о г о * и к

спонтанного развития.

4 Обсуждение (Discussion)

Учитывая полученные в результате экспериментального исследования данные, мы считаем, что тематически направленное g

№ S №

1

1

повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми раннего возраста, положительно влияет на темпо-ритмическую основу и в целом на овладение J устной речью детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Ключевую роль в разработке современных программ повышения квалификации педагогических работником должны иг- U рать ведущие профильные кафедры педагогических вузов.

5 Заключение (Conclusion)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительная динамика в темповой и ритмической орга-

нии речью подтвердила эффективность организованной и проведённой педагогами ДОО после повышения квалификации под нашим руководством коррекционной работы, ключевым средством которой стали малые фольклорные формы.

s

s

Л

о «

о Kl о

низации речи детей третьего года жизни с отклонениями в овладе- S

3

е ч и у

Ж е

г о §

о3

Мы уверены, что такая работа должна быть комплексной, 1

45

д

е

системной и охватывать всех участников образовательного процесса. Поэтому к коррекционной работе по формированию темпа и ритма речи средствами фольклора целесообразно привлечь музы- ц кального руководителя и инструктора по физическому воспита- | нию. Эту методическую работу внутри образовательных учреждений будут проводить шесть педагогов, которые приняли участие в нашем экспериментальном исследовании.

После проведённого эксперимента мы готовы утверждать, что повышение квалификации педагогов ДОО позволило организовать работу по формированию темпа и ритма речи с применением фольклорных средств у детей раннего возраста и в целом способствовало коррекции отклонений в овладении речью.

Итак, детский фольклор является эффективным средством формирования темпа и ритма речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, поскольку:

1) максимально соответствует возрастному уровню когнитивно-речевого развития ребенка раннего возраста, состоит из нескольких строк, доступных по содержанию и простых по форме;

2) определенная интонационно-ритмическая и темповая организация: напевно-мелодичная акцентуация гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний; звучность, ритмичность малых форм фольклора привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить интонацию, ритмический рисунок, темповую организацию, что, в свою очередь, способствует развитию темпо-ритмической стороны речи;

3) особая эмоциональность народного фольклора, чувство сопричастности способствует установлению продуктивного коммуникативного контакта с неговорящими детьми раннего возраста.

Таким образом, целенаправленное тематическое повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по программе «Психолого-педагогическое сопровождение де-^ тей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» является

,а в

вко

ни го года жизни с отклонениями в овладении речью средствами

то

в

3

50

необходимым условием развития темпа и ритма речи детей третье-

фольклора способствует не только коррекции темповой и ритмиче-

сц ской организации речи, но и развитию устной речи детей в целом.

Библиографический список

1. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению : монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. - 282 с.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М. : Эксмо, 2014. - 288 с.

3. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. 3-е изд., доп. М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.

ORCID No. 0000-0002-4925-1148

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

a

g

o

4. Лазуренко С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья

в раннем возрасте : монография. М. : ЛОГОМАГ, 2015. - 255 с. ^

5. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексико- ^ на. М. : ТЦ Сфера, 2003. - 176 с. Л

6. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в ^ системе комплексной реабилитации: монография. - СПб. : Изд-во РГПУ им. ^ А.И. Герцена, 2008. - 208 с. |

7. Белякова Л. И., Филатова Ю. О., Харенкова А. В. Онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей до 3х лет // Вопросы психолингвистики. 2013. № ^

2 (18). С. 100-113. а

о

8. Тонкова-Ямпольская Р. В. Начальные этапы становления детской ре- ^

^

чи // Журнал высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова. 1966. Т. 16. № ^ 2. С. 351-356. а

9. Филатова Ю. О. Влияние ритмических процессов на развитие рече- 0

языковой функции // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специ- ^

о' а

о

0

1 g

№ e

альной психологии и детской психиатрии : сб. материалов Международной научной конф., 23-24 апреля 2008 г. Санкт-Петербург : Издательство Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2008. С. 445-448. р

10. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии // Вопросы психолингвистики. 2012. № 16. С. 84-91.

11. Ляпина Н. С. Формирование элементарной ритмической способности у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы // Вестник ЧГПУ. 2016. № 3. С. 125-134. о

12. Филатова Ю. О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2014. - 310 с.

13. Чуева И. Г. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм // Вопросы дошкольной педагогики. 0

2016. № 3. С. 77-79. ^

л л

Ye.V. Sheremetyeva1, Ye.V. Plotnikova2, A.A. Kovaleva3 ^

8

§

Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, a

Associate Professor at the Department of Special Pedagogy, ^

Psychology and Subject Methods, South-Ural state S

§

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. g

E-mail: sheremetevaev2@cspu.ru S

r

2ORCID No. 0000-0002-9561-2397 §

Senior Lecturer at the Department of Special Pedagogy, ^

Psychology and Subject Methods, South-Ural state r1

TT g

E-mail: plotnikovaev2@cspu.ru e

i

3ORCID No. 0000-0002-6246-5378 Senior Lecturer at the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: kovalevaaa@cspu.ru

THE ADVANCED TRAINING OF TEACHERS

AS A CONDITION FOR CORRECTING THE TEMPO-RHYTHMIC BASIS OF SPEECH IN NON-SPEAKING CHILDREN OF EARLY AGE

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance and effectiveness of advanced training of teachers of preschool educational organizations in the aspect of corrective and preventive work with young children with deviations in speech mastery. Corrective and preventive work was built using folklore in the formation of the pace and rhythm of speech of young children, systematized in the author's course "Psychological and pedagogical support for young children with deviations in speech mastery".

Materials and methods. The authors described the organization of the experiment and the content of the correction of the tempo-rhythmic organization of speech of non-speaking young children on the material of small forms of folklore. va The basic methodological position of the study was the

§ cultural and historical theory of L.S. Vygotsky, according to K . which the speech development of an early child is possible only .A, with the formative effect of a communicative environment spe-

a

cially organized by an adult environment [8, pp. 81]. To do this, it is necessary to teach adults to organize a cognitive and communicative environment that contributes to the compensation of viola-£ tions in development. At the same time, by speech development

G

aev we mean the harmonious formation of a single complex system of interconnected and interdependent components located in a certain structural hierarchy, starting from the primary prosodic level.

The authors outlined their understanding of the main com-Ye ponents of the pace and rhythm of speech of children of the third

year of life as part of this study. Methods and techniques for di- ^ agnosing and correcting the pace and rhythm of speech for young ^

children with deviations in speech mastery have been developed a

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and tested. The most effective and early-age forms of folklore for £

d

the formation of the tempo and rhythmic organization of speech 9 are highlighted.

Results. We have developed diagnostics of intonation-rhythmic processes of oral speech in young children with deviations in speech mastery; technology of corrective-preventive effect on intonation-rhythmic processes is proposed, which allows

timely compensation of disorders in speech development of C

o

young children; the author's course for the master's program i "Psychological and pedagogical support of young children with deviations in speech mastery" has been developed and tested, which can be used in the system of advanced training of teachers working with young children. hierarchies starting from the primary prosodic level.

The authors outlined their understanding of the main components of the pace and rhythm of speech of children of the third o

a

s g

f a

a c h e

s

0 n

9

9

c

1 g

h

e

ee

o

year of life as part of this study. Methods and techniques for di- ^ agnosing and correcting the pace and rhythm of speech for young children with deviations in speech mastery have been developed ^ and tested. The most effective and early-age forms of folk folklore for the formation of the tempo and rhythmic organization of speech are highlighted: sweats, cannons, tricks.

Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the pilot study is compensation for violations of the oral development of non-speaking children of early age as a result of the mastery of e

certain professional competencies by teachers who have mastered n

g

h

ee

e

e

c h

the educational discipline "Psychological and pedagogical support for young children with deviations in the mastery of speech".

e

Conclusion. As a result, we believe that folk folklore is an s

f

important means of increasing the effectiveness of corrective for- a

i

mation of pace and rhythm, as the basic prerequisites of oral ^ speech, in young children with deviations in the mastery of speech e

a v le

la v

£ a

v vko

lo

^

£

v

S

e

m

e

r

e

^ £

and contributes to the formation of spiritual and moral values of the cultural and national environment native to the child. And if this content is included in the advanced training program for teachers of the Preschool Educational Organization who work with young children, then non-speaking young children begin to master oral speech, and deviations in language acquisition are promptly compensated.

Keywords: Advanced training; Speech rate; Speech development; Speech rhythm; Early age; Deviations in speech mastery; People's; Folklore.

Highlights:

Content, methods and techniques for diagnosing tempo-rhythmic organization of speech in young children with deviations in speech mastery have been developed;

Systematized small folklore forms for young children, contributing to the tempo-rhythmic basis of oral speech;

On the basis of systematization, methods and techniques for corrective and preventive influence on the tempo-rhythmic basis of speech at an early age have been developed;

The training course "Psychological and pedagogical support for young children with deviations in speech mastery" was developed and tested as part of the master's program "Psychological and pedagogical support for persons with speech disorders". It can be used to improve the skills of teachers working with young children.

References

1. Sheremet'yeva Ye.V. (2019), Ot rozhdeniya do pervoy frazy: tern-istyy put' k obshcheniyu [From birth to the first phrase: the thorny path to communication]. Monografiya, Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, 282 p. (In Russian).

2. Zhukova N.S., Mastyukova Ye.M. & Filicheva T.B. (2014), Logo-pediya. Osnovy teorii i praktiki [Speech Therapy. Fundamentals of theory and practice]. Izdatel'stvo "Eksmo ", Moscow, 288 p. (In Russian).

3. Chirkina G.V. (2003), Metody obsledovaniya rechi detey: posobiye po diagnostike rechevykh narusheniy [Methods of examination of children's speech: a guide to the diagnosis of speech disorders]. Izdatel'stvo "ARKTI", Moscow, 240 p. (In Russian).

4. Lazurenko S.B. (2015), Psikhicheskoye razvitiye detey s narusheni-

yami zdorov'ya v rannem vozraste [Mental development of children with health dis- S

orders at an early age]. Monografiya, LOGOMAG, Moscow, 255 p. (In Russian). d

5. Gromova O.Ye. (2003), Metodika formirovaniya nachal'nogo a

n

detskogo leksikona [Methodology for the formation of an initial children's ce

vocabulary]. Izdatel'stvo "TTS SferaЭ,Moscow, 176 p. (In Russian). T

6. Prikhod'ko O.G. (2008), Rannyaya pomoshch' detyam s tsere- 2

bral'nym paralichom v sisteme kompleksnoy reabilitatsii [Early help for children with cerebral palsy in the comprehensive rehabilitation system]. Monografiya, Izdatel'stvo Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo e

s

g

of Tea

universiteta imeni A.I. Gertsena, St. Petersburg, 208 p. (In Russian). h

e

rs

7 .Belyakova L.I., Filatova Yu.O. & Kharenkova A.V. (2013), Onto-genez rechevykh i dvigatel'nykh ritmov u detey do 3kh let [Ontogenesis of

speech and motor rhythms in children under 3 years old]. Voprosy a

psikholingvistiki, 18 (2), 100-113. (In Russian). s?

8. Tonkova-Yampol'skaya R.V. (1966), Na chal'nyye etapy stanovleniya i detskoy rechi [The initial stages of the formation of children's speech]. Zhurnal n vysshey nervnoy deyatel'nosti imeni I.P. Pavlova, 16 (2), 351-356. (In Russian). r

9. Filatova Yu.O. (2008), Vliyaniye ritmicheskikh protsessov na razvitiye o recheyazykovoy funktsii [The influence of rhythmic processes on the development ^ of speech functions]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii

s

"Aktual'nyye voprosy korrektsionnoy pedagogiki, spetsial'noy psikhologii i detskoy t

psikhiatri", 23-24 aprelya 2008 g. [A collection of materials of the International ro

scientific conference "Actual issues of correctional pedagogy, special psychology em

and child psychiatry", April 23-24 2008]. Izdatel'stvo Leningradskogo gosudar- o

stvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, Sankt-Peterburg, pp. 445-448. (In Russian). h

10. Belyakova L.I. & Filatova YU.O. (2012), Ritm rechevykh i ^ nerechevykh protsessov u detey v norme i pri rechevoy patologii [The rhythm of speech and non-speech processes in children is normal and in speech pa- a thology]. Voprosy psikholingvistiki, 16, 84-91. (In Russian).

11. Lyapina N.S. (2016), Formirovaniye elementarnoy ritmicheskoy ^ sposobnosti u detey rannego vozrasta, perenesshikh perinatal'noye pora- e zheniye tsentral'noy nervnoy sistemy [The formation of elementary rhythmic h ability in young children who have suffered a perinatal lesion of the central nervous system]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno- ^ pedagogicheskogo universiteta, 3,125-134. (In Russian).

s

p

12. Filatova Yu.O. (2014), Rechevyye i motornyye ritmicheskiye protsessy i e model' ikh razvitiya u detey s narusheniyami rechi (Dissertatsiya na soiskaniye & uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Speech and motor rhythmic processes and a model of their development in children with speech dis- hil orders (A dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Moscow. 310 p. (In Russian).

re n

o

f

13. Chuyeva I.G. (2016), Razvitiye rechi detey rannego vozrasta ^ posredstvom ispol'zovaniya malykh fol'klornykh form [The development of yy speech of young children through the use of small folklore forms]. Voprosy A doshkol'noypedagogiki, 3, 77-79. (In Russian). e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.