Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3148
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ / ТЕМП РЕЧИ / РИТМ РЕЧИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДИЗАРТРИЯ / TEMPO-RHYTHMIC ORGANIZATION OF SPEECH / TEMPO OF SPEECH / RHYTHM OF SPEECH / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / DYSARTHRIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина Ирина Анатольевна, Реутова Анастасия Александровна

Количество детей с нарушениями речи увеличивается. При этом страдает не только речевое развитие, но и в темпы формирования просодических компонентов речи. Авторы акцентируют внимание на изучении темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Целью статьи является исследование темпо-ритмической организации речи у дошкольников. Для достижения поставленной цели была адаптирована методика, включающая обследование шести основных элементов темпо-ритмической организации речи (восприятие ритма, воспроизведение ритма, определение темпа речи, восприятие темпа речи, воспроизведение отражённого темпа речи и самостоятельное управление темпом речи). Теоретическая новизна. Проведён количественный и качественный анализ особенностей развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников 6-7 лет с дизартрией. Выделены особенности сформированности темпо-ритмических компонентов у дошкольников с дизартрией. Условно выделены уровни развития темпо-ритмической организации речи и их качественная характеристика. Практическая значимость. Разработана адаптированная методика диагностики темпо-ритмической организации речи у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинина Ирина Анатольевна, Реутова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE TEMPO-RHYTHMIC ORGANIZATION OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The number of children with speech disorders is increasing. At the same time, not only speech development suffers, but also the rate of formation of prosodic components of speech. The authors focus on the study of the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children with dysarthria. The purpose of the article is to study the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children. To achieve this goal, a methodology was adapted, which included an examination of six basic elements of the tempo-rhythmic organization of speech (perception of rhythm, rhythm reproduction, determination of the speech pace, perception of the speech pace, reproduction of the reflected speech pace and independent control of the speech pace). The theoretical novelty. Conducting in quantitative and qualitative aspects of the analysis of the development of the tempo of the rhythmic side of speech to preschoolers 6-7 years old with dysarthria. The features of the formation of tempo-rhythmic components in preschool children with dysarthria are highlighted. Conditionally allocated levels of development of the tempo-rhythmic organization of speech and their qualitative characteristics. Practical significance. An adapted method for diagnosing the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children has been developed.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

8. Ladyzhenskaja T.A. Sistema raboty po razvitiju svjaznoj ustnoj rechi [System of work for the speech development]. Moscow: Prosveshhenie, 1975. 190 p.

9. Tkachenko T.A. Al'bom individual'nogo obsledovanija doshkol'nika: diagnost. posobie dlja logopedov, vospitatelej i roditelej [Album of individual examination of a preschooler]. Moscow: Gnom i D, 2012. 48 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Калашникова, студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000033247@study.utmn.ru.

Н.И. Отева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: n.i.oteva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1165-1012.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

EA. Kalashnikova, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000033247@study.utmn.ru. N.I. Oteva, Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Postgraduate Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: n.i.oteva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1165-1012.

УДК 376

Ирина Анатольевна Калинина

г. Тюмень Анастасия Александровна Реутова

г. Тюмень

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Количество детей с нарушениями речи увеличивается. При этом страдает не только речевое развитие, но и в темпы формирования просодических компонентов речи.

Авторы акцентируют внимание на изучении темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Целью статьи является исследование темпо-ритмической организации речи у дошкольников.

Для достижения поставленной цели была адаптирована методика, включающая обследование шести основных элементов темпо-ритмической организации речи (восприятие ритма, воспроизведение ритма, определение темпа речи, восприятие темпа речи, воспроизведение отражённого темпа речи и самостоятельное управление темпом речи).

Теоретическая новизна. Проведён количественный и качественный анализ особенностей развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников 6-7 лет с дизартрией. Выделены особенности сформированном^ темпо-ритмических компонентов у дошкольников с дизартрией. Условно выделены уровни развития темпо-ритмической организации речи и их качественная характеристика.

Практическая значимость. Разработана адаптированная методика диагностики темпо-ритмической организации речи у дошкольников.

Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, темп речи, ритм речи, общее недоразвитие речи, дизартрия.

Irina Anatolyevna Kalinina

Tyumen

Anastasia Alexandrovna Reutova

Tyumen

Study of the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children with dysar-

thria

The number of children with speech disorders is increasing. At the same time, not only speech development suffers, but also the rate of formation of prosodic components of speech.

The authors focus on the study of the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children with dysarthria. The purpose of the article is to study the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children.

To achieve this goal, a methodology was adapted, which included an examination of six basic elements of the tempo-rhythmic organization of speech (perception of rhythm, rhythm reproduction, determination of the speech pace, perception of the speech pace, reproduction of the reflected speech pace and independent control of the speech pace).

The theoretical novelty. Conducting in quantitative and qualitative aspects of the analysis of the development of the tempo of the rhythmic side of speech to preschoolers 6-7 years old with dysarthria. The features of the formation of tempo-rhythmic components in preschool children with dysarthria are highlighted. Conditionally allocated levels of development of the tempo-rhythmic organization of speech and their qualitative characteristics.

Practical significance. An adapted method for diagnosing the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children has been developed.

Keywords: tempo-rhythmic organization of speech, tempo of speech, rhythm of speech, general underdevelopment of speech, dysarthria.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_ 2542-0291

Термин «Темпо--ритмическая организация речи» - это управляемая говорящим система, образующая общность особенностей произносимой речи, которая характеризуется постоянным ритмом в периодическом повторении слогов во время речевого выдоха и беспрепятственно модулированным темпом, подходящим возрастной норме. Темпо-ритмическая организация речи отвечает за ясность речевого высказывания, понятность и эмоциональность произносимой речи; нарушение любого из компонентов ведёт к нарушению коммуникации ребёнка. Темпо-ритмическая организация речи координирует все процессы, связанные с устной речью ребенка, в том числе и лексико-грамматические умения, артикуляторную и дыхательную часть и систему просодических характеристик. У детей может быть ускорение темпа речи (тахилалия), несущее за собой искажение звукослоговой системы, либо замедление темпа речи (брадилалия) с наличием паузирования и речевых ошибок.

Главнейшую роль в системе темпо-ритмической организации занимает ритм, состоящий из смены ударных и безударных слогов. Ритм позволяет передать тип произносимого материала, модальность и эмоциональность. Темп - это скорость произнесения звуков, слогов и слов. Темп и ритм всегда находятся во взаимосвязи и зависят друг от друга. У ритма есть конкретная структура. Основополагающим элементом речевого ритма является его постоянство. Ритм заключает в себе метрические и неметрические свойства. Метрические характеристики определяют порядком и количеством ударных и безударных слогов, а неметрические включены в мелодику речи. Ритм - это выражение порядка и последовательности на физиологическом уровне, фундамент для живых и неживых систем. Развитие ритма в норме носит неравномерный, скачкообразный характер, что является общепринятым и для развития речи.

Термином «Дизартрия» принято обозначать нарушение звукопроизношения, темпа речи, ритма и речевого дыхания в результате небольшого органического поражения головного мозга. Исследованием дизартрии у дошкольников занимались Е.Ф. Архипова, Бабина Г.В., Белякова Л.И., Винар-ская Е.Н., Лопатина Л.В., Мастюкова Е.М. и другие. В источниках современной психолого-педагогической литературы (Л.И. Белякова, И.М. Аксарина; Е.А. Дьякова; С.Р. Асланова) отмечается, что у детей с дизартирией наблюдается нарушение организации темпо-ритмической стороны речи и трудности в согласованной работе нервно-психических процессов. Данное положение является методологической основой изучения тем-по-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Чаще всего дизартрия встречается у детей с общим недоразвитием речи, под общим недоразвитием речи предполагается дефектное формирова-

ние всех сторон речи при нормальном слухе и интеллекте.

Исследователи в различные промежутки времени интересовались проблемой развития элементов просодики у детей с разными речевыми аномалиями. Так, к примеру, в трудах Л.В. Лопатиной, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой и др. освещаются исследования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Хотя, несмотря на неоднократные исследования, были отражены не все особенности развития темпа и ритма у детей данной категории. Не совсем полно изученной оказалась темпо-ритмическая организация речи, её особенности у детей с дизартрией. Поэтому, данное исследование направлено на изучение характерных особенностей темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР III уровня с дизартрией.

Экспериментальное исследование темпо -ритмической организации речи проводилось на базе СП ДО МАОУ Кулаковская СОШ, с. Кулако-во, Тюменского муниципального района. В констатирующем эксперименте участвовали 10 детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленного дизартрией, посещающие подготовительную к школе группу.

Для исследования и достижения поставленных задач, была адаптирована методика, за основу которой была взята методика «Исследование просодической стороны речи» Е.Ф. Архиповой [1].

В методику вошли 6 компонентов:

1. Восприятие ритма.

2. Воспроизведение ритма.

3. Определение темпа речи.

4. Восприятие темпа речи.

5. Воспроизведение отражённого темпа речи.

6. Самостоятельное управление темпом речи.

Был создан протокол, адаптированы критерии

оценки и подобран стимульный материал. За основу были взяты критерии оценивания, представленные в методике Е.Ф. Архиповой - процент успешно пройденных заданий.

1. Обследование восприятия ритма включала в себя три задания:

- Определить количество изолированных ударов;

- Определить количество серий простых ударов;

- Определить количество акцентированных ударов.

2. Исследование воспроизведения ритма состояло из четырёх заданий: послушать и повторить

- изолированные удары (без опоры на рисунок);

- серии простых ударов (без опоры на картинку);

- акцентированные удары (без опоры на рисунок).

Четвёртое задание заключалось в том, чтобы ребёнок, послушал и определил какие были удары,

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

91

и сколько их прозвучало, и записать ритмический рисунок к этим ударам.

3. Определение темпа речи ребёнка состояло их одного задания, которое осуществлялось при помощи следующих критериев: единица измерения - слог, особенности темпа - количество слогов в секунду.

4. В исследование восприятия темпа речи вошло одно задание, темп речи обследовали при помощи введения картинок-символов.

5. Исследование отражённого темпа речи основывалось на одном задании, где ребёнку нужно было прослушать предложения и повторить их в том же темпе.

6. Изучение самостоятельного управления темпом речи основано на одном задание, где ребёнку предлагалось произвести изменение темпа по сигналу экспериментатора на материале маленького знакомого стихотворения, при предъявлении картинки-символа.

Обследование детей проводилось в индивидуальном порядке с каждым воспитанником в течение 20-25 минут, не превышая допустимую возрастную нагрузку, в первую половину дня. Все участники экспериментальной группы показали положительное отношение к обследованию. Если обследуемый испытывал трудности в ответе на задание, ему повторно зачитывались инструкции, если ребёнок так и не мог дать ответ, то только после этого испытуемому оказывалась помощь.

Полученные результаты:

I. Обследование восприятия ритма.

В результате исследования по первому показателю, никто из ребят экспериментальной группы не достиг высоких результатов и не выполнил задания правильно. Однако успешность всех детей по данному критерию была в пределах 60%, что, в свою очередь является неплохим показателем. Качественный анализ ошибок показал, что трудности у детей возникли на этапах восприятия ритмических отстукиваний, к примеру, у одного из детей возникла длительная пауза, прежде чем ребёнок, повторяя разное количество похожих отстукиваний, выделил правильный и соотнёс количество этих отстукиваний.

II. Исследование воспроизведения ритма.

В данной категории заданий 50% детей показали средний уровень выполнения заданий, дети допускали ошибки, но всё же справились с заданием. Результат ниже среднего, к сожалению, показали 40% обследованных, один ребёнок долго раздумывал над заданием, использовал более трёх попыток, прежде чем смог воспроизвести и соотнести представленные ритмы. Ещё 3 детей испытывали трудности в выполнении задания, потому что дети затруднялись выполнить его без опоры на ритмические рисунки, для них было выполнено многократное повторение серий простых ударов. Один обследуемый показал низкий уровень в выполнении зада-

ний, так как для него оно стало невыполнимо, ребёнок не смог воспроизвести заданный ритм.

Качественный анализ показал, что успешнее у детей экспериментальной группы получалось воспроизвести изолированные удары, ребята допускали немного ошибок, но всё выполнялось в замедленном темпе. Более 3 детей не смогли расставить правильные акценты в серии акцентированных ударов, другие дети не всегда могли разграничить громкие и тихие удары, путались в их количестве.

III. Определение темпа речи.

Большая часть детей экспериментальной группы показали результат низкий и ниже среднего. Один из испытуемых показал средний уровень, так как говорил медленно и показал несущественное отклонение от нормы (6 слогов в секунду), причиной послужило нарушение звукопроизношения и протяжное произнесение некоторых звуков. Уровень ниже среднего, показали 60% обследованных, 3 человека показали замедленный темп 2-3 слога в секунду, а другие 3 убыстренный темп 7-8 слогов в секунду. Низкий уровень выявлен у 40% детей, двое очень быстрый темп, захлёбываясь то в начале слова, то в конце, при этом имели место быть многократные повторения слогов, а потом следовало окончание фразы. Так же 2 детей имели медленный темп, отмечались навязчивые движения.

IV. Исследование восприятия темпа речи.

В данном задании дети экспериментальной группы показали результат 60 % в диапазоне ниже среднего уровня, 40% показали результат ниже среднего, 10% средний уровень. Подсчёт результатов показал, что четыре ребёнка не смогли соотнести картинки-символы с воспроизведённым экспериментатором предложением с двух попыток. После повторения предложения на третий раз, исправляли свои ошибки, ещё одному ребёнку было необходимо длительное время на то, чтобы дать ответ, так как ребёнок определял темп правильно, но медлительно и с помощью взрослого. Два ребёнка не замечали допущенных ошибок после повторения предложений, один из детей пытался ответить, но терялся в размышлениях и зацикливался на предыдущих вариантах. А трое испытуемых показали низкий уровень, один из ребят постоянно торопился, нервничал и, несмотря на повторное прочтение, не смог соотнести предложение с нужной картинкой-символом. Второй ребёнок слушал задание два раза, но постоянно отвлекался, поэтому тоже не выполнил задания. Третий ребёнок вёл себя безынициативно и даже не сделал попыток, чтобы получить результат по этому заданию, поэтому показал низкий результат.

V. Воспроизведение отражённого темпа речи.

В данном задание исследуемая группа детей

показала результат 70% в пределах ниже среднего уровня, все 7 детей едва ли смогли несколько раз использовать правильный темп речи (2-3 предложения из пяти). У одного из детей темп был неярко

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_^ЬМ 2542-0291

выражен, в конце высказывания темп полностью терялся. Второй ребёнок смог подобрать и воспроизвести правильный темп, который должен произноситься быстро, остальные предложения ускорял привычном для него порядке в конце предложения, либо проговаривал непонятно. Остальные 5 детей наоборот, смогли узнать и произнести без ошибок строчки в привычном для них медленном темпе. Трое детей, т.е. 30% показали результат низкого уровня, к сожалению, у этих детей не увенчалось успехом воспроизведение нужного темпа на слух в стихотворном тексте, дети не смогли управлять темпом, произносили предложения монотонно, почти, не меняя темп.

VI. Изучение самостоятельного управления темпом речи.

В данном задании дети показали максимально низкие результаты. Трое детей, т.е. 30% достигли уровня ниже среднего, они не всегда справлялись с использованием правильного темпа речи и часто ошибались. Так один из детей смог перестроится с быстрого темпа на медленный темп, но когда, появилась потребность сделать всё по обратному сценарию, и уйти с медленного темпа на быстрый, ребёнок потерпел неудачу. Второй ребёнок, наоборот, испытал огромные трудности при переключении с быстрого темпа на медленный. Семь детей, т.е. 70% показали низкий уровень.

Из результатов эксперимента следует, что большая часть испытуемых не смогли определить нужный темп речи в стихотворениях. Воспроизведение текстов стихотворений происходило в свойственном для детей темпе, либо совсем не имело окраски и звучало монотонно. Данное задание только обобщает результаты предыдущего задания, доказывая, что большая часть детей экспериментальной группы испытывают колоссальные затруднения с самостоятельным изменением темпа речи и управлением им.

Вывод. В ходе исследований были выявлены особенности сформированности темпо-ритмической организации речи у детей в возрасте 6-7 лет с дизартрией.

У детей экспериментальной группы отмечается средний, ниже среднего и низкий уровень выполнения заданий.

Низкий уровень формирования темпо - ритмической организации речи проявляется в том, что

ребёнок не способен чётко реагировать на изменения темпа; не может поменять темп по требованию экспериментатора; предложения произносятся однотипно, ритмические упражнения выполняются детьми не правильно. Так же у некоторых детей не получается самостоятельно подобрать ритмоинто-национный рисунок и отхлопывать правильные ритмы стихотворений; наблюдаются трудности в определении ритмического рисунка стихотворения.

Уровень ниже среднего темпо-ритмического развития определяется следующими показателями: ребёнок способен менять темп речи на отработанных рядах слов, но испытывает трудности с пере-ключаемостью с одного темпа на другой; может частично использовать заданный темп речи в стихотворном тексте, так же ребёнок узнаёт ритмоин-тонационный рисунок предлагаемого исследователем высказывания, но эти задания вызывают у него затруднения; иногда может самостоятельно подбирать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Средний уровень темпо-ритмической организации речи характеризуется следующими особенностями: ребёнок меняет темп речи на отработанном материале слов, не испытывает больших затруднений с переключением с одного темпа на другой, но испытывает трудности на новых рядах слов, и не может без ошибок менять темп речи в новых текстах.

Дети с низким уровнем нуждается в активной помощи взрослого, не выполняют задания, повторное инструктирование не приносит желаемого эффекта.

Темпо-ритмическая сторона речи таких детей имеет существенные отличия от нормы развития. Нарушения темпа и ритма у детей с дизартрией представлены не только снижением показателей темпо-ритмической организации речи, но и низкими двигательными возможностями, а также нарушениями в общей моторной деятельности.

Результаты проведённого исследования констатируют наличие у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией стойких нарушений темпо-ритмической организации речи. Выделенные особенности состояния данных речевых функций дополняет имеющиеся исследования и позволяют в дальнейшем приступить к планированию коррек-ционной работы с данной категорией детей с нарушениями в речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 331 с. REFERENCES

1. Arhipova E.F. Stjortaja dizartrija u detej [Obliterated dysarthria in children]. Moscow: AST: Astrel', 2007. 331 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.А. Калинина, студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000110640@study.utmn.ru.

А.А. Реутова, аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: a.a.reutova@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-8605-0396.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I.A. Kalinina, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000110640@study.utmn.ru. A.A. Reutova, Graduate Student, Instructor, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: a.a.reutova@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-8605-0396.

УДК 376

Юлия Сергеевна Канова

г. Тюмень Надежда Ивановна Отева г. Тюмень Елена Владимировна Пащенко

г. Тюмень

Исследование связной речи у детей с дизартрией

Количество детей с различными нарушениям речи растет, у дошкольников чаще всего встречается дизартрия. При дизартрии могут нарушаться лексика, грамматический строй речи, связная речь и т. д.

Акцент авторами сделан на изучение связной речи у дошкольников с дизартрией.

Целью статьи является исследование особенностей формирования связной речи у дошкольников с дизартрией.

Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ нарушений связной речи у дошкольников с дизартрией.

Определены специфические особенности пересказа у детей с дизартрией: бедность повествования, недостаточная полнота и точность высказываний, нарушения последовательности пересказа, выпадение некоторых смысловых звеньев.

Выявлены нарушения в установлении смысловых связей между картинками, затруднения при составлении рассказа на основе личного опыта: нарушения связности, последовательности повествования; пропуск некоторых пунктов плана, согласно которому должен был составлен рассказ.

Практическая значимость: исследованы такие показатели связной речи, как: полнота и точность высказываний, способность устанавливать связи между объектами, соблюдение логической последовательности и смысловой связи между предложениями.

Ключевые слова: связная речь, дизартрия, дошкольники.

Julia Sergeevna Canova

Tyumen Nadezda Ivanovna Oteva

Tyumen

Elena Vladimirovna Pashchenko

Tyumen

The study of speech in children with dysarthria

The number of children with various speech disorders is growing, and dysarthria is the most common in preschoolers., Vocabulary, grammatical structure of speech, speech and so on can be disordered with dysarthria.

The authors focus on the study of speech in preschool children with dysarthria.

The purpose of the article is to study the features of speech formation in preschool children with dysarthria.

The theoretical novelty. A qualitative analysis of speech disorders in preschool children with dysarthria was performed.

Specific features of retelling in children with dysarthria are defined: poor narration, insufficient completeness and accuracy of statements, violations of the sequence of retelling, loss of some semantic links.

Disorders in establishing semantic connections between the pictures, difficulties in composing a story based on personal experience were discovered: disorders with sequence of the story; omission of some points of the plan according to which the story should have been composed.

Practical significance: such indicators of speech as: completeness and accuracy of statements, the ability to establish connections between objects, compliance with logical sequence and semantic connection between sentences are studied.

Keywords: speech, dysarthria, preschool children.

Актуальность: В настоящее время существует тенденция постоянного увеличения числа речевых нарушений у детей-дошкольников. Речевые расстройства чаще всего встречаются у детей в виде дизартрии - нарушении произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата.

Причиной дизартрии является органическое поражение головного мозга, вызванное влиянием различных неблагоприятных факторов в прена-тальном, натальном и постнатальном периодах. Органическое поражение мозга, как правило, является следствием гипоксии плода, острых хронических инфекций, интоксикации, токсикоза беремен-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.