КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «НЕГОВОРЯЩИХ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
О.А. Бережная, магистрант
Т.А. Алтухова, канд. пед. наук, доцент
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11870
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коммуникативно -речевой деятельности «неговорящих» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приведены данные исследования микросоциальных условий развития, психофизиологического и когнитивного компонентов речестановления, доступных ребенку средств общения. На основе полученных результатов выделено две основные группы «неговорящих» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Сформулированы выводы о том, что неговорящие дети среднего и старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представляют собой негомогенную группу в отношении коммуникативно-речевой активности, что определяет необходимость индивидуального и дифференцированного подходов в организации и реализации коррекционно-развивающей работы. Отмечается преобладание низкого уровня коммуникативно -речевой активности независимо от возраста ребенка, что указывает на невозможность его спонтанного выхода из ситуации «неговорения».
Ключевые слова: неговорящие дети, коммуникативно-речевая деятельность, задержка психического развития, дошкольный возраст.
Формированию коммуникативно-
речевых навыков у детей дошкольного возраста сегодня уделяется значительное внимание, так как они выступают важным фактором психического развития и социализации ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся такие задачи, как: «овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анали-тико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» и др. [1].
В литературе отмечается тенденция к увеличению количества детей дошкольно-
го возраста с ЗПР, которые испытывают определенные трудности в овладении коммуникативно-речевыми навыками. Особый интерес представляют дети, которые в дошкольном возрасте «практически не говорят».
Детей, для которых характерно отсутствие речи при сохранном слухе, определяют как «неговорящие», «безречевые». По мнению Е.В. Кирилловой, «безречевой» ребенок - это ребенок, имеющий такой уровень речи, который не может служить для полноценного общения и выступать регулятором поведения. Речь представлена в основном вокализацией, звукоподражаниями, звукокомплексами, эмоциональными восклицаниями, отдельными нечетко произносимыми обиходными словами. Таким детям свойственны отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. При этом, данные проявления различаются по качеству протекания, степени выраженности,
могут отмечаться на протяжении всего дошкольного возраста [2].
По мнению М.И. Лынской и др. исследователей безречевые дети представляют собой неоднородную группу, в которую входят дети с алалией, задержками психического и психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, со сложной структурой дефекта и др. [3].
К сожалению, как отмечает Е.В. Локтева, несмотря на достаточную изученность психолого-педагогических особенностей дошкольников с ЗПР, мало проведено исследований в области их коммуникативно-речевого развития. Отсутствуют исследования, посвященные выявлению специфики коммуникативно-речевой активности, коммуникативно-речевого поведения «неговорящих» дошкольников с ЗПР. Имеются отдельные работы, посвященные изучению коммуникативно-речевого развития неговорящих детей раннего и младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [4].
В связи с изложенным выше мы посчитали целесообразным провести изучение состояния коммуникативно-речевой активности неговорящих дошкольников с задержкой психического развития.
В исследовании приняло участие 17 воспитанников (2 девочки и 15 мальчиков) в возрасте от 4 до 6 лет, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии - «Задержка психического развития. Системное недоразвитие речи, I уровень речевого развития».
В качестве диагностического инструментария нами была взята методика оценки психоречевого развития ребёнка Е.В. Шереметьевой, которая включает 4 основных блока обследования: микросоциальных условий развития ребенка, когнитивных компонентов речестановления, языковых компонентов речеязыкового развития ребенка, психофизиологических компонентов речеязыковой системы [5].
Результаты исследования представлены на рисунке 1.
1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
60%
-28%
100%
58%
■В
£
о с
PC 0J
с и
0J
к с
е
100%
0 Й
1 ^ § £
А
76%
24%
58%
58%
58%
Психифизиологический компонент
Когнитивный Изучение доступных компонент ребенку средств общения
Стимуляция потребности общения близким взрослым
н Высокий уровень н Средний уровень н Низкий уровень ^ Очень низкий уровень
Рис. 1. Результаты изучения коммуникативно-речевого развития у «неговорящих» детей
дошкольного возраста с ЗПР
При изучении микросоциальных условий развития ребенка оценивались чтение детской литературы и стимуляция речевого развития взрослыми. В 60% случаев был установлен очень низкий уровень стимуляции потребности общения близкими взрослыми.
Выявлено, что 82% обследуемым редко читают детскую литературу, потому что 24% детей отказываются слушать, а у 58% - родители заняты на работе и домашними делами. Большинство родителей (94%) в основном молчат при взаимодействии с ребенком, из них 65% не стимулируют потребность в речевом общении, не учат имитировать речевые звуки в игровой форме и не просят повторить или сказать слова.
При изучении когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка оценивалось оречевление игровых действий. Выявлено, что у 58% детей - низкий уровень, а у 30% - очень низкий уровень оре-чевления игровых действий. 66% детей склонны к подражательной деятельности, 89% играют по одиночке молча, при этом у 72% отмечаются редкие фонационные возгласы эмоционального характера.
Обследование психофизиологических компонентов включало оценку состояния фонематического восприятия, двигательных возможностей губных, нижнечелюстных мышц и мышц языка.
Был установлен у 58% детей очень низкий уровень развития фонематического восприятия, а у 24% - низкий уровень. Дети или отказывались выполнять задание, или показывали картинки «наугад». Это связано с тем, что понимание речи детей ограничено рамками обиходно-бытовой тематики, и большинство слов, используемых при обследовании, им не знакомы.
Обследование двигательных возможностей мышц языка показало, что у всех обследованных дошкольников отмечается низкий уровень. Во время и после еды дети не облизывают испачканные губы, а вытирают губы рукавом или их умывает воспитатель.
Положительным фактом являлось наличие у всех детей высокого уровня двига-
тельных возможностей губ: во время приема жидкая пища не проливается, губы принимают участие в захвате и удержании твердой пищи. В 76% случаев был установлен высокий уровень двигательных возможностей нижнечелюстных мышц. Дети достаточно открывают рот при откусывании пищи, тщательно пережевывают твердую пищу, в свободной деятельности рот закрыт.
При изучении доступных детям средств общения оценивались как неречевые средства, так и начальные языковые средства коммуникации.
Выявлено, что 76% испытуемых используют коммуникативные жесты просьбы, а именно, указательный жест с инто-немой просьбы. Один ребенок в качестве жеста просьбы протягивает ладонь в сторону и сжимает-разжимает пальцы. Все дети используют коммуникативные жесты приветствия и прощания: машут рукой при прощании, 24% протягивают руку для приветствия.
Для 72% детей характерно наличие вокабул, у 28% отмечается подражание голосовым модуляциям взрослых, при этом у 72% детей отсутствует подражание голосовым модуляциям взрослого. 24% испытуемых давали быструю реакцию на музыку, начинали активно двигаться, танцевать.
Собственная речь у 18% детей представлена короткими фразами, у 28% упрощенными словами и у 54% речь представлена лепетными словами. 28% детей проявляют инициативное общение, у 28% детей его проявление зависит от настроения, 48% детей не проявляют инициативное общение.
Беседа с воспитателями и родителями, показала, что для 24% детей необходимо повторение инструкции несколько раз для выполнения задания, 76% детей понимает бытовые, знакомые инструкции.
При обследовании ритмической организации первичной продукции ребенка выявлено, что у 72% детей в активном словаре преобладают двусложные лепетные слова с ударением на первый слог и появляются двусложные лепетные слова с уда-
рением на второй слог. У 28% детей в словарном запасе преобладают двусложные слова с ударением на первом слоге, при этом присутствуют двусложные слова с ударением на втором слоге.
Обследование начальных языковых средств общения показало, что преобладал очень низкий уровень (58%), у 36% детей отмечен низкий, и только у 6% дошкольников - высокий уровень владения начальными языковыми средствами. При этом следует указать, что данные критерии
оценивания применимы для детей 3 -х летнего возраста, что говорит о несоответствии возрасту развития речи детей 4-6 лет.
Анализ полученных результатов позволил на выделить две основные группы «неговорящих» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: дети с низким уровнем коммуникативно-речевой активности (72%), и дети с уровнем ниже среднего (28%), что отражено на рисунке 2.
Ниже среднего "Низкий
Рис. 2. Уровень развития коммуникативно-речевой активности у «неговорящих» детей
дошкольного возраста с ЗПР
Для группы детей с низким уровнем характерно отсутствие прямого контакта глаза в глаза. Речь представлена вокализациями, не связанными с ситуацией общения. Отмечается несформированность ритмико-интонационной стороны речи, дети не умеют модулировать голос, затруднено понимание интонационной окрашенности речи. Фонематическое восприятие находится на низком уровне. Ограничены двигательные возможности мышц языка. При этом двигательные возможности губ и нижнечелюстные мышцы незначительно отклоняются от нормы. Отмечаются трудности в использовании невербальных средств коммуникации -дети не используют жесты. Дети играют молча, по своему сценарию, с преобладанием стереотипных самоуспокаивающих движений и их сложно включить в организованную и целенаправленную деятельность.
У детей второй группы (с уровнем развития коммуникативно-речевой активности ниже среднего) начальные языковые средства общения находятся на начальном этапе формирования. Дети подражают го-
лосовым модуляциям взрослого, но не умеют самостоятельно изменять голос по силе и высоте. Дети не выступают инициаторами общения, предпочитая играть молча в одиночестве. При этом отмечается оречевление игровых действий при руководстве игрой взрослыми. Отмечается бедный номинативный словарь. Дети затрудняются показывать картинки, обозначающие слова, выходящие за рамки обиходно-бытовой тематики. Фонематическое восприятие находится на низком уровне развития. Ограничены двигательные возможности мышц языка. При этом двигательные возможности губ и нижнечелюстные мышцы соответствуют норме.
Проведенное исследование и обсуждение результатов позволили нам сформулировать следующие выводы:
1. Неговорящие дети среднего и старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представляют собой негомогенную группу в отношении коммуникативно-речевой активности, что определяет необходимость индивидуального и дифференцированного подходов в
организации и реализации коррекционно- условия развития детей, прежде всего, от-развивающей работы. сутствие стимуляции потребности в рече-
2. Отмечается преобладание низкого вом общении со стороны близких взрос-уровня коммуникативно-речевой активно- лых. А в качестве важного педагогическо-сти независимо от возраста ребенка, что го условия эффективной коррекционно-указывает на невозможность его спонтан- развивающей работы с неговорящими ного выхода из ситуации «неговорения». детьми с задержкой психического разви-
3. В качестве одной из причин, влияю- тия по стимуляции и развитию их комму-щих на низкую коммуникативно-речевую никативно-речевой активности определить активность дошкольников с задержкой психолого-педагогическую компетент-психического развития, можно рассматри- ность родителей.
вать неблагоприятные микросоциальные
Библиографический список
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2013.
2. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми [Текст]: Учебно-методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
3. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. - М.: Парадигма, 2012. - 86 с.
4. Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - Н. Новгород, 2007. - 213 с.
5. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. — М. Национальный книжный центр, 2012. - 168 с.
COMMUNICATIVE AND SPEECH FEATURES OF «NON-SPEAKING» PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION DEVELOPMENT
O.A. Berezhnaya, Graduate Student
T.A. Altukhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)
Abstract. The article deals with the peculiarities of communicative and speech activity of "non-speaking" preschool children with mental retardation. The information of microsocial conditions of development research, psychophysiological and cognitive components of speech recovery, means of communication available to the child was given. On the basis of the results, two main groups of "non-speaking"preschool children with mental retardation were identified. Conclusions that non-speaking children of middle and senior preschool age with mental retardation represent a heterogeneous group in relation to communicative and speech activity were formulated, which determines the need for individual and differentiated approaches in the organization and implementation of correctional and developmental work. The predomination of low level of communicative and speech activity regardless of the age of the child was noticed, that indicates the impossibility of his spontaneous exit from the situation of "non-speaking".
Keywords: non-speaking children, communicative and speech activity, mental retardation, preschool age.