DOI: 10.25588/CSPU.2019.39.65.016
УДК 159: 371.9 ББК 88.48: 74.55
Н. А. Крушная1, А. А. Усманова2
^RCID № 0000-0001-5095-998X Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-1271-4169 Студент, направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
профиль «Дошкольная дефектология», Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты диагностического исследования особенностей коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме коммуникатив-| ных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой пси-£ хического развития (ЗПР), а также диагностические методики, включающие наблюдение и беседу, методы статистической обработки данных.
Результаты. Авторами представлен анализ проведенного исследования, характеристика основных критериев наблюдения; выявлен и описан общий уровень развития коммуникативных навыков детей с ^ задержкой психического развития.
£
н
§
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью исследования является определение уровня развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, сопоставление полученных данных с нормативно развивающимися детьми.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация цикла коррек-ционных занятий будет способствовать формированию и развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, коммуникативные навыки, результаты исследования.
Основные положения:
- представлены методики диагностики коммуникативных навыков;
- определен уровень развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития;
- разработан и апробирован цикл коррекционных занятий на основании полученных результатов исследования.
1
ж С 2
л д
о §
ж
К
к
§
S к № ж
О-
Ж §
№ о-
№
№ д
е
1 Введение (Introduction)
Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области специальной психологии и педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей развития личности детей с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации. Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение име-
ет своевременное овладение коммуникативными навыками (ориентацией человека в коммуникационных процессах, отражающей степень адекватности понимания им основных смыслов). В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывает интерес развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР [1].
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Мы провели исследование коммуникативных навыков детей с ЗПР
►а 3
о д
о
I
о-
ж о
0
1
зз §
с
о §
д з
к
Л
е §
о з
а
«о
0 ж а
1
£
ж §
в г. Нижний Тагил Свердловской области, на базе МБОУ «Начальная школа — детский сад №2 105 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В состав выборки вошли дети с диагнозом «задержка психического развития», посещающие группу компенсирующей направленности. Возраст детей — от 5 до 7 лет. В группе 12 детей, из них 8 мальчиков и 4 девочки.
Методики, применяемые в диагностическом исследовании:
1. Методика «Диагностика представлений ребенка о переживаниях сверстника и своих собственных» (выявление информационно-коммуникативного аспекта). Цель — выявление представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих собственных [2].
2. Методика «Наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств дошкольников в межличностном общении» (Е. О Смирнова, В. М. Холмогорова) (выявление регуляционно-коммуникативного аспекта). Методика является первичным ориентиром в реальной среде детских отношений. Она позволяет дать представление о психологических особенностях и состоянии каждого ребен-
ка в межличностном взаимодействии в естественных для него условиях. Инструкция к проведению: наблюдение осуществляется за коммуникативными проявлениями детеи в группе, особенностями их межличностного взаимодействия [3].
3. Методика М. Я. Басова «Схема наблюдения уровня навыков общения у ребенка» (выявление аффективно-коммуникативного аспекта). Проводится как наблюдение за детьми во время совместных игр, вербального и невербального общения, коллективной деятельности, на прогулке [2].
3 Результаты (Results)
Результаты исследования по методике «Диагностика представлений ребенка о переживаниях сверстника и своих собственных» показали у большинства детей группы (66 %) низкий уровень представлений о состоянии сверстника. На вопросы о чувствах и переживаниях сверстников в различных ситуациях они затруднились дать адекватную оценку. Многие из этой группы, например, на вопрос: «Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?» — дети ответили: «Не знаю». На воп-
рос: «Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем? Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?» — половина этой группы ответили отрицательно и, соответственно, не знают, какое настроение было бы у сверстника. На вопросы: «Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?», «Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?» — большинство детей с низким уровнем также ответили: «Не знаю».
У 34 % детей выявлен средний уровень представлений о состоянии сверстника, они могут распознать и понять переживания сверстника в определенной ситуации, например, на вопрос: «Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?» — дети давали такие ответы: «Грустно, потому что его поставят в угол». На вопрос: «Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?» — отвечали: «Он будет веселый, радостный». На остальные вопросы о переживаниях сверстника дети дали ответ:
«Не знаю». Высокий уровень представлений о состоянии сверстника не выявился ни у кого (0 %).
Далее был проведен качественный анализ результатов по параметру «Уровень сформированнос-ти представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания». Результаты были получены следующие: низкий уровень — 59 % испытуемых, средний уровень — 25 % и высокий уровень —16 %. Дети с высоким уровнем могут прогнозировать свое настроение в зависимости от той или иной ситуации. Дети со средним уровнем в основном на вопрос: «Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем? Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?» — отказывались дарить игрушку и не знали, что будет чувствовать при этом их сверстник. Дети с низким уровнем в основном оценивали свои переживания в той или иной ситуации неадекватно. Например, на вопрос: «Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?» — один ребенок этой группы ответил: «Буду играть». На вопрос: «Когда те-
л
ж
с
л
е д
о
§
н
и
и §
и
№ н
о-
Ж §
№ о-
№
№
д
е
►а
о д о
I
он
о
0
1
§
с
о §
д
е
3
ж
ч
е
§
о
3
а
«о
0 ж а
1
£
ж §
бя взрослые за что-нибудь хвалят, какое у тебя настроение бывает в этом случае?» — дети в основном отвечали, либо «Не знаю, либо «Никакое».
Качественный анализ результатов по параметру «Общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях» дает представление об отношении детей с задержкой психического развития к сверстникам своей группы и к детскому саду в целом. Отрицательное отношение выявилось у 50 % испытуемых. Им не нравится, они предпочли бы оставаться дома, с мамой или другими близкими родственниками. На вопрос: «Как ты думаешь, есть ли плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?» — дети отвечали: «Да, есть», называли некоторые имена и считали их своими обидчиками, «плохими» или «нехорошими». 25 % детей не знают, нравится ли им ходить в детский сад, среди них один ребенок также высказал нежелание ходить в детский сад, поскольку ему дома лучше, интересней. Но к детям отношение у него положительное, плохих детей не выделяет. Одному ребенку этой группы посещать детский сад нра-
вится, однако он тоже выделяет плохих детей в группе, на вопрос: «Почему?» — он отвечал: «Потому что он (она) дерется», «Жадничает, ссорится со всеми». У 25 % испытуемых к детям своей группы и к детскому саду отношение положительное. Им нравится, хорошо, весело, плохих детей в ситуации обследования они не выделили.
Анализ результатов по методике «Наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств дошкольников в межличностном общении» показал: дети нашей выборки проявляют инициативу ситуативно, только в той деятельности, которая вызывает у них интерес [3].
В специально организованных играх и совместных (коллективных) занятиях дети часто безынициативны (84 %), полагаются полностью на контроль взрослого (воспитателя). Во время занятий дети (100 %) не проявляют чувствительности к воздействиям сверстников: у них нет желания и готовности воспринять и откликнуться на его действия, реакции и обращения, они не замечают его пожелания и настроения, не подстраиваются под ситуацию. Преобладающий эмоциональный фон у
детей—нейтрально-деловой (84 %). Лишь 16 % испытуемых проявляют среднюю инициативу, эмоционально откликаются на действия и реакции сверстников и имеют преобладающий эмоциональный фон ситуативного характера.
В свободной игровой деятельности картина несколько иная. С высоким уровнем инициативности выявлено 8 % испытуемых (1 ребенок). Он во время игры, проявляет лидерские качества, желает привлечь к себе внимание сверстников, побудить их к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям. 8 % испытуемых (1 ребенок) имеет среднюю инициативность и проявляет её только в определенных ситуациях, значимых для него. У остальных детей (84%) инициативность отсутствует, они полностью полагаются на окружающих. С высоким уровнем чувствительности к воздействиям сверстников детей не выявилось — 0 % (это связано со специфическими особенностями эмоциональной сферы детей с ЗПР). 50 % испытуемых проявляют средний уровень чувствительности к воздействиям сверстников: в некоторых ситуациях про-
являют желание и готовность воспринять действия сверстника и откликнуться на его предложения. Они замечают пожелания и настроения сверстника и пытаются подстраиваться под него. Низкий уровень по данному параметру выявлен у 50 % испытуемых. Преобладающий фон у детей во время свободных игр и прогулки в основном ситуативный (84 %) а 16 % имеют нейтрально-деловой фон. Детей с преобладающим положительным фоном в ходе наблюдения не выявлено (0 %). Полученные результаты показывают слабое развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, то есть дети проявляют себя только по ситуации, сделать над собой волевое усилие в уже организованной деятельности детям трудно. Сюжетная игра или коллективная деятельность не вызывает у них эмоциональный отклик и интерес, а это является важным средством накопления представлений об окружающем мире. У детей с задержкой психического развития недостаточный уровень сформиро-ванности навыков общения, как со сверстниками, так и со взрослыми, скудны знания правил поведения во
ул
ж сс
сл е
о § н
уни и
§ и № н
о-
ж §
№
о-
ко№ №
д
е
►а 3
§о
о
I
он
о §о
I
3 §
с
о §
д
е
3
Ж ч
е
ско§
§о
3
а в о н а
маУс §
н
§
взаимодействии с окружающими людьми, у них возникают трудности при выполнении коллективной работы, поскольку они не имеют навыков приходить к общему решению, умения договариваться [4].
Анализ результатов по методике М. Я. Басова «Схема наблюдения уровня навыков общения у ребенка» показал, что ни у одного испытуемого нашей выборки нет высокого уровня ни по одному диагностируемому критерию.
По критерию «Владение пластикой» (мимика, жесты, пантомимика), т. е. навыком невербального общения) 25 % испытуемых имеют средний уровень, для таких детей характерны импульсивный характер движений; порывистые выразительные жесты; повышенный мышечный тонус, преобладающее выражение лица — улыбка. Большинство испытуемых (75 %) имеют низкий уровень, им характерны следующие особенности: движения резкие; жесты хаотичные, не обладают выразительностью; преобладает «жесткое выражение лица»; «взгляд исподлобья», отсутствует «глазной контакт».
По критерию «Чувствительность к воздействию сверстника» средний
уровень выявлен у 59 % испытуемых, они имеют среднюю чувствительность к воздействию сверстника: такие дети в редких случаях реагируют на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру, и не всегда отвечают на предложения сверстника. У 41 % испытуемых выявлен низкий уровень, для них характерно отсутствие чувствительности к воздействию сверстника, не откликаются на его предложения.
По критерию «Степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника» 59 % испытуемых имеют средний уровень, для них характерно периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, имеют место быть отдельные комментарии или вопросы к его действиям сверстника. 41 % испытуемых имеют низкий уровень по данному критерию, им характерно полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращают внимания, смотрят по сторонам, занимаются своими делами).
По критерию «Характер участия в действиях сверстника» средний уровень выявлен у 16 % испытуемых. Такие дети не имеют преобла-
дающей оценки: все зависит от личностного отношения к сверстнику на данный момент времени. Могут проявлять и негативные оценки его действий (ругать, насмехаться), и позитивные (одобрять, подсказывать, помогать, дать совет). 84 % испытуемых имеют низкий уровень, это большинство нашей выборки. Такие дети не могут дать ни негативную, ни позитивную оценку действиям сверстника.
По следующему критерию — «Характер и степень выраженности сопереживания» 16 % детей имеют средний уровень сформированнос-ти, при разных обстоятельствах такие дети могут согласиться и с положительными, и с отрицательными оценками взрослого по отношению к действиям сверстника. 84 % испытуемых — большинство выборки — имеют низкий уровень по данному критерию. Им характерна безусловная поддержка порицания сверстника и протест в ответ его поощрение со стороны взрослого. Такие дети охотно принимают критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживают как свое поражение.
По критерию «Наличие потребности в общении» 59 % испытуемых имеют средний уровень, в общении они нуждаются, но участвуют в нем по инициативе других. Наблюдают за детьми со стороны, но первыми не подходят и инициативы не проявляют. 41 % испытуемых имеют низкий уровень по данному критерию, они проявляют безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженную потребность в общении и довольно кратковременную, при этом проявляют пассивную заинтересованность.
И, наконец, по критерию «Продолжительность общения», 84 % (большинство испытуемых) имеют средний уровень, такие дети быстро устают, утомляются и через некоторое время прекращают общение со сверстниками. 16 % испытуемых находятся на низком уровне по данному критерию, им характерно избегание даже кратковременного ситуативного общения с детьми в быту.
Далее по полученным результатам наблюдения по всем семи критериям был определен общий уровень навыков общения каждого ребенка и, таким образом, мы получи-
1
ж Й
л д
о
§
ж
и и
§
3 и
№ ж
О-
Ж §
№ о-
№
№ д Л
►а 3
о д о
I
о-ж
о
о
§
3 §
с
о §
д 3
ж
Л
Л §
о 3
а
«о
0 ж а
1
£ ж
S §
ли следующие количественные данные: высокий уровень навыков общения — 0 % детей; средний уровень навыков общения — 34 % детей; низкий уровень навыков общения — 66 % детей.
4 Обсуждение (Discussion)
Таким образом, сопоставив данные исследования навыков общения у старших дошкольников с задержкой психического развития, мы видим, что у наших испытуемых преобладает ситуативно-деловой уровень общения, что характерно для нормативно развивающихся дошкольников более раннего возраста. В ходе исследования выяснилось, что у большинства детей группы низкий уровень представлений о состояниях сверстника, низкий уровень представлений о своих собственных переживаниях. Отрицательное отношение к детям своей группы и детскому саду в целом выявилось у 50 % испытуемых. Оказалось, что большая часть наших испытуемых имеют низкий уровень развития ком-
муникативных качеств: они безынициативны, чувствительность к воздействиям сверстника у них слабая, в основе эмоционального фона лежит нейтрально-деловой характер. Такие результаты, вероятно, связаны с тем, что старшим дошкольникам с ЗПР характерна эмоциональная незрелость [5]. Также выяснилось, что большая часть детей нашей выборки имеет низкий уровень навыков общения: нет навыков невербального общения, чувствительность к воздействию сверстников слабая, низкая степень эмоциональной вовлеченности детей в действия сверстника. Потребность в общении низкая, продолжительность общения — кратковременная [6].
5 Заключение (Conclusion)
Для развития и оптимизации межличностных отношений у старших дошкольников с ЗПР был разработан и апробирован цикл кор-рекционных занятий. Думается, что данный цикл окажется эффективен для старших дошкольников с ЗПР.
Библиографический список
1. Михеева В. В., Кузьменко И. В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ средствами драматических игр // Проблемы педагогики. 2018. № 2 (34). С. 100-103.
2. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и
направления коррекционной работы : научная монография / Л. Б. Баряева [и др.]. М. : УМЦ «Добрый мир», 2018. - 348 с. - ISBN 978-5-6041322-1-0
3. Булгакова Д. Р. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12 - С 1685-1686
4. Крушная Н. А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития : монография. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 211 с. - ISBN 978-5-906908-36-0 *
5. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития комму- ^ никативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклю- ^ зивного образования // Концепт. 2017. № 10. С. 167-178.
6. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б., Исмайлова А. С. Современный взгляд * на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10 (2). С. 256-262.
RESULTS OF THE RESEARCH UNION COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT
h
л
N. A. Krushnaya1, А. А.Usmanova2
^RCID No. 0000-0001-5095-998X Q
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor at the Department of Special Education, Psychology and substantive procedures, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected] g
2ORCID No. 0000-0003-1271-4169 S
S
A Student, Direction 44.03.03 Special (defectological) education, ^
S
Profile "Preschool defectology", g
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
о
о h о
о ^^
S"
a
л
Ob
y
Abstract
Introduction. The article presents the results of a diagnostic study of the features of the communicative skills of children with mental retardation ^
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of commu- |
nicative skills of children of senior preschool age with mental retardation; as well as diagnostic techniques, including observation and conversation, methods of statistical data processing.
Results. The authors presented an analysis of the study, a description of the main observation criteria; The general level of development of communicative skills of children with mental retardation has been identified and described.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the research is the determination of the level of development of communication skills of children of senior preschool age with mental retardation, comparison of the data obtained with the normatively developing children.
Conclusion. It is concluded that the implementation of the cycle of remedial classes will contribute to the formation and development of communication skills of children of preschool age with mental retardation.
Keywords: children with mental retardation, communication skills, research results. Highlights:
Presented methods of diagnosis of communication skills; Determined the level of development of communication skills of children with mental retardation;
A Cycle of remedial classes was developed and tested on the basis of the obtained research results.
a >
§ References
s
1. Mikheeva V.V., Kuzmenko I.V. (2018) Psikhologo-pedagogicheskoye so-^ provozhdeniye sotsial'no-kommunikativnogo razvitiya detey s OVZ sredstvami dra-« maticheskikh igr [Psychological and pedagogical support of the social and communicative development of children with disabilities with means of dramatic games]. g Problemypedagogiki. 2 (34), 100-103. (In Russian). ^ 2. Baryayeva L.B., Vechkanova I.G., Gallyamova YU.S. (2018) Deti s zaderzhkoy
^ psikhicheskogo razvitiya: eksperimental'noye issledovaniye i napravleniya korrektsionnoy
raboty [Children with mental retardation: an experimental study and areas of correctional work]. Nauchnaya monografiya. Moscow, OOO "UMTSDobryy mir". 348 p. ISBN 9785-6041322-1-0 (In Russian).
3. Bulgakov D.R. (2015) Problema razvitiya kommunikativnykh navykov u detey 5-7 let s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [The problem of the development of communication skills in children 5-7 years of age with mental retardation]. Byulleten' med-itsinskikh internet-konferentsiy. 5, 12, 1685-1686. (In Russian). i
4. Krushnaya N.A. (2017) Otnosheniya v sem'yakh, vospityvayushchikh detey s gg
s
zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Relationships in families raising children with men- g tal retardation]. Monografiya. Chelyabinsk, Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudar-stvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteteta. 211 p. ISBN 978-5-90690836-0 (In Russian).
5. Platokhina N.A., Abashina N.N. (2017) Pedagogicheskiye usloviya razvitiya g kom-munikativnykh navykov detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya v usloviyakh in- §
klyuzivnogo obrazovaniya [Pedagogical conditions for the development of communica- |
s
tion skills of children with mental retardation in an inclusive education]. Kontsept. 10, §
167-178. (In Russian). |
6. Filippova N.V., Barylnik Yu.B., Ismayilova A.S. (2015) Sovremennyy vzglyad ^ na zaderzhku psikhicheskogo razvitiya [Modern view on mental retardation]. Mezhdu- SS narodnyy zhurnal prikladnykh i fun-damental'nykh issledovaniy. 10 (2), 256-262. (In ^ Russian).
I §
I
S'
h
S S
^^ I
a
I
y
I
£ I
§