В.В. Коваль, И.А. Синявская
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ЧЕРЕЗ МОДЕРНИЗАЦИЮ РЯДА ЕГО СТРУКТУР
Образование в настоящее время - это «сложная организационная система, многообразно взаимодействующая с окружающей ее социально-экономической, экологической, политической средой» [1].
Высшее образование - это «система, открытая по отношению к окружающей среде. Важными составляющими системы образования (и учебных заведений) становятся предприимчивость, креативность, способность к росту и развитию, т.е. неразрывная связь с переменами, происходившими в окружающей среде, с которой учебные заведения постоянно обмениваются информацией, человеческими ресурсами и откуда, кстати, получают финансовые средства» [2].
Перемены, происходившие в окружающей среде, затрагивают непосредственно вуз, являющийся элементом системы высшего образования. В связи с этим возникает необходимость не просто учитывать изменения, но и по возможности предвидеть их. Для этого в вузе следует организовать маркетинговую службу.
Маркетинг в образовании является одним из инструментов повышения конкурентоспособности вуза на региональном (и не только) рынке образовательных услуг, инструментом повышения эффективности процессов управления, следовательно, и качества работы в целом. Под качеством работы вуза понимаем совокупность качества организации учебного процесса и качества знаний выпускников, т.е. результат образовательной деятельности.
Рассмотрим более подробно целесообразность организации маркетинговой службы в вузе на примере Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ). В университете ведется обучение по широкому спектру направлений и специальностей подготовки. При этом набор абитуриентов - количество человек, зачисляемое в университет, остается каждый год практически одно и тоже, однако перечень специальностей, осуществляемых прием, корректируется вузом ежегодно. Это связано с рядом факторов, оказывающих влияние на решение вуза при формировании перечня специальностей. Научное исследование этой проблемы на системном уровне предлагаем осуществлять маркетинговой службе университета. Систематическое проведение исследований различных внешних и внутренних факторов позволит обоснованно сформировать из имеющегося списка лицензированных образовательных программ перечень специальностей и направлений подготовки, осуществляемых набор в вузе и предложение для участия в открытом конкурсе «Размещения государственного задания (контрольных цифр приема) в аккредитованных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» на каждый год, а также разработать механизмы совершенствования процессами управления в ТРТУ. Рассмотрим некоторые факторы, представленные на схеме (рис. 1).
Маркетинговая служба, изучая рынок образовательных услуг, предоставляет вузу информацию о существующем спектре профессиональной подготовки на региональном и государственном уровнях.
Аудиторный^
фонд
Учебная
Нагрузка
ППС
Штаты
ППС
^ Рынок Образовательных услуг
Рынок
труда
-► Госзадание
Рис. 1. Схема взаимодействия маркетинговой службы университета
При этом рынок образовательных услуг можно определить как «систему отношений, складывающихся между потребителями и заказчиками образовательных услуг; формирующую предложения специфического интеллектуального товара и обеспечивающую воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов» [3].
Рынок образовательных услуг в настоящее время характеризуется, с одной стороны жесткой конкуренцией между вузами особенно в регионах, с другой стороны, предоставлением услуг не всегда востребованных потребителями. Конкуренцию составляет реализация региональными вузами аналогичных программ профессиональной подготовки. Например, одна из профилирующих образовательных программ нашего университета - «Радиотехника». В Ростовской области помимо Таганрогского государственного радиотехнического университета (г. Таганрог) осуществляют подготовку по этому направлению в Ростовском институте сервиса (г. Ростов-на-Дону) и Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса (г. Шахты), а в ЮФО: Волгоградском государственном университете (г. Волгоград), Дагестанском государственном техническом университете (г. Махачкала), Кабардино-Балкарском государственном университете (г. Нальчик), Кавминводском институте сервиса (филиал) Южно-Российского государственного университета (г. Пятигорск), Кисловодском гуманитарно-техническом институте (г. Кисловодск), Кубанском государственном университете (г. Краснодар). Таким образом, только в ЮФО по одной профессиональной образовательной программе обучает 9 вузов. По программам подготовки экономики, юриспруденции, психологии, туризма и сервиса конкуренция значительно выше, эти программы реализуют большинство государственных и коммерческих вузов и филиалов с различной весовой составляющей на рынке образовательных услуг.
Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг зависит и от востребованности его выпускников рынком труда.
Рынок труда охарактеризуем как «сложную систему общественных отношений, складывающуюся между работодателями и наемными работниками, формирует предложение специфического характера, а также обеспечивает воспроизводство ресурсов труда и их эффективное использование» [3].
Анализируя предоставляемую информацию о состоянии рынков образовательных услуг и труда, используя современные методы прогнозирования, вуз может обоснованно формировать перечень специальностей, по которым будет осуществляться прием, предложение на конкурс «размещение госзадания (контрольных
цифр приема)», планировать свою работу на перспективу в соответствии со своей миссией.
Взаимодействие маркетинговой службы со службой практики и трудоустройства позволит повысить востребованность выпускников вуза на рынке труда.
«Гибкая и адекватная профессиональная подготовка выпускников, достигаемая путем оперативного реагирования вуза на изменяющиеся требования рынка труда к профессионально-квалификационным и личностным качествам работника в региональном, отраслевом, производственном аспектах» [4] возможна при условии совместной работы служб практик и трудоустройства и маркетинговой.
Предложение вуза для участия в открытом конкурсе «Размещения государственного задания (контрольных цифр приема)» должно основываться на анализе рынков труда и образования, но также с учетом внутреннего потенциала вуза.
Организация в вузе маркетинговой службы поможет абитуриентам и их родителям осуществлять обоснованный выбор специальности, учитывающий прогнозируемые потребности рынка труда. Не менее важной является совместная деятельность маркетинговой службы и службы практик и трудоустройства вуза в формировании имиджа выпускников, отражающего преимущества освоенной образовательной программы и присвоенной квалификации, у потенциальных работодателей. Работа этих служб позволит снизить дисбаланс между критериями профессиональной подготовки выпускника, направленными на выполнение требований государственного образовательного стандарта по специальности или направлению подготовки, и рынком труда, критерии оценки которого изменяются в соответствии с темпами развития науки и экономики.
Проблема трудоустройства молодых специалистов затрагивает все слои общества. Совершенствование законодательства в Российской Федерации в последнее десятилетие позволило сформулировать ряд важнейших нормативных положений, отражающих права и интересы молодежи. В целях определения организационного механизма осуществления государственной молодежной политики, включая установления полномочий органов исполнительной власти, источников финансирования и материально-технического обеспечения молодежной политики предлагается разработать комплексные меры внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости [5].
В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетов образовательной политики в целях обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования является то, что « обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и потребностях рынка труда», что для достижения нового качества профессионального образования необходимо осуществлять «прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости» [6].
В настоящее время на основе Решения коллегии Минобразования России от 25.09.2001 г. № 14/1 «О программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений высшего профессионального образования», письма Минобразования России ректорам подведомственных высших учебных заведений от 16.07.2001 г. № 39-56-56 ин 39-20 «О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», письма Минобразования России Советам ректоров высших учебных заведений регионов от 31.10.2001 г. № 39-55-84 ин /9-13 «О создании региональных центров», письма Минобразования России министерствам, ведомствам, органам управления образованием субъектов Российской Федерации,
учреждениям профессионального образования от 10.01.2001 № 39-52-1 ин /39-16 «Рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования» созданы более чем в 220 вузах Российской Федерации Центры содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ). В Ростовской области ЦСТВ созданы в 12 вузах, а недавно образован и межвузовский региональный ЦСТВ на базе ЮРГУЭС.
Создание такого Центра в ТРТУ на базе уже существующей службы практик и трудоустройства университета является логичным и наиболее выгодным в финансовом отношении. Структура реорганизации службы практик и трудоустройства университета в ЦСТВ ТРТУ предложена на рис. 2.
Главной целью деятельности Центра является содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников ТРТУ. Выделим основные направления ее работы:
- работа с соискателями;
- работа с предприятиями-работодателями;
- аналитическая работа;
- предпринимательская деятельность.
Данный список может дополняться и изменяться, но две первых позиции будут присутствовать всегда. Оптимальный вариант для работы с соискателями и работодателями - ведение информационной базы данных, резюме и вакансий (желательно с Интернет-доступом) для обеспечения единства требований, предъявляемых учреждением профессионального образования к участникам рынка труда,
Рис. 2. Структура Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников ТРТУ
возможность автоматического сбора данных с различных региональных баз в едином центре, по заданию Минобразования Российской Федерации была разработана распределенная система поддержки трудоустройства молодых специалистов (сокращенно РИС). Ее бесплатная установка в подведомственных Минобразованию России начата в июне 2002 года. С технологической точки зрения РИС состоит из ряда локальных телекоммуникационных серверов, каждый из которых разворачивается непосредственно в вузе в центре содействия занятости. Центральный сервер, развернутый в Минобразовании Российской Федерации, и зеркальный в МЦПТ МГТУ им. Баумана осуществляют консолидацию данных локальных серверов.
Каждый локальный сервер обеспечивает поддержку следующих взаимосвязанных друг с другом информационных систем с интернет-доступом:
- трудоустройство;
- система нормативно-правовой информационной поддержки;
- навигационно-справочная служба;
- система анализа рынка труда и рынка образовательных услуг.
- Работа с РИС может осуществляться в трех режимах: гость, клиент и администратор.
Гость обладает возможностью доступа к информационным системам в режимах чтения и поиска информации. Клиент, кроме этого, обладает возможностью заполнения, коррекции и удаления записей баз данных, относящихся к нему. Администратор обладает полным доступом к любым записям в базах данных.
Большой частью работы ЦСТВ ТРТУ может стать профориентационная работа. Проведение ее необходимо, так как многие абитуриенты подают заявление в высшее учебное заведение не всегда обоснованно. Хорошо, если студент сам (или его родители) поймет допущенную ошибку в самом начале обучения и найдет в себе силы изменить выбор. Иначе общество в будущем получит молодого специалиста, равнодушного к своей профессии, который в лучшем случае пойдет переучиваться.
Следующий аспект деятельности Центра ориентирован на студентов, учащихся средних и старших курсов. Это организация и проведение дополнительных учебных курсов в области их будущей профессиональной деятельности. Безусловно, возможна консультация каждого обращающегося студента в Центр за помощью: с чего нужно начинать поиск работы, как правильно составить резюме, каким образом подготовиться и как себя вести во время собеседования, что такое трудовой договор и какие обязательные разделы он должен содержать, правомерность работы с испытательным сроком и многое другое. Однако гораздо эффективнее прочитать краткий курс лекций и провести тренинг-семинар с группами студентов каждой кафедры (или факультета), в которых осветить не только общие вопросы, но и коснуться отличительных особенностей, специфических требований тех предприятий-работодателей, на которых нацелена подготовка студентов выпускающей кафедры (или факультета). Для студентов 2-3 курсов можно запланировать курс лекций по «Основам технологии делового и профессионального общения», знакомящий с социально-психологическими аспектами общения в коллективе, вырабатываются навыки делового общения в коллективе. Семинары-тренинги по технологии трудоустройства для дипломников помогут осознать ситуацию предстоящего поиска работы, сформировать алгоритм поиска и способствовать его реализации. Курсы могут реализовываться как на базе Центра, так и на базе соответствующих кафедр.
Не менее важным в работе Центра является осуществление координирующей функции по организации практик студентов на профильных предприятиях. Заполнение базы данных на студентов (результаты прохождения практики могут вноситься в резюме студента), отслеживание временной занятости по специальности и последующему трудоустройству выпускников (обоснованный выбор молодого специалиста).
Одним из тезисов новой парадигмы образования является ориентированность на конечный результат образовательной деятельности - профессиональное признание выпускника за минимально короткий срок. Организация Центра в ТРТУ является основополагающей частью системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников нашего университета.
Новые приоритеты в сфере высшего образования, вариативность новых форм и технологий получения образования, диверсификация учебных заведений, профессионально-образовательных программ непосредственно влияет на жизнеспо-
собность каждого вуза. Совершенствование методов и механизмов управления университета с помощью создания в своей структуре маркетинговой службы и Центра содействия трудоустройству выпускников является своевременным и актуальным шагом для повышения качества образования, а следовательно, и конкурентоспособности вуза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. - Майкоп: Изд-во «Печатный двор Кубани» 2002. - С. 40.
2. Яблецка Ю. Миссии организации и университета: некоторые особенности. //Alma mater «Вестник высшей школы». - М.: Изд-во РУДН, 2004. - С.6. - №9.
3. Федорищева О.И., Шуметов В.Г. К вопросу о мониторинге системы высшего профессионального образования // По материалам журнала «Образование и общество» - Образовательный портал Ханты-Мансийского округа: htp//www.eduhmao.ru
4. Батышева С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. - М.: АПО, 1999. - 488 с., ил. Т.3 - Р-Я - 1998. - С.288.
5. Перспективы государственной молодежной политики // Бюллетень «Официальные документы в образовании.- М., 2005. - №15. - С.3,5.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756-р.
7. Организация и направления работы центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждения профессионального образования (Методическое рекомендации) - М.: Изд-во: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 78 с.
М.А Масыч
ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
В настоящее время система высшего образования переживает кризис, университеты обеспокоены рядом факторов изменения внешней среды. К таким факторам относятся потеря былой стабильности, усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности университета, то есть образовательные услуги, и возможностями их удовлетворения. С каждым днем повышаются требования потребителей к качеству научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг, сокращается бюджетное финансирование. Таким образом, управление высшими учебными заведениями является актуальной проблемой в настоящее время, поскольку богатство современных государств определяется не природными и технологическими параметрами, а, в первую очередь, интеллектуальным потенциалом страны.
В принятой Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетных направлений в развитии системы высшего образования заявлено акцентирование внимания на научных исследованиях и разработках, повышения статуса вузовской науки как одного из факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, а также аккумуляция инновационного потенциала вузов. Исходя из этого, высшие учебные заведения должны идти по пути инновационно ориентированного развития, то есть внедрять инновации как в образовательную, так и в научную деятельность с целью долгосрочного и перспективного развития вуза и системы высшей школы в целом.
Обеспечить эффективное инновационно ориентированное развитие образовательной, научной и инновационной деятельности может технический университет, имеющий такие особенности как развитая инфраструктура научных подразделе-