Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности вуза через модернизацию ряда его структур'

Повышение конкурентоспособности вуза через модернизацию ряда его структур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности вуза через модернизацию ряда его структур»

В.В. Коваль, И.А. Синявская

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ЧЕРЕЗ МОДЕРНИЗАЦИЮ РЯДА ЕГО СТРУКТУР

Образование в настоящее время - это «сложная организационная система, многообразно взаимодействующая с окружающей ее социально-экономической, экологической, политической средой» [1].

Высшее образование - это «система, открытая по отношению к окружающей среде. Важными составляющими системы образования (и учебных заведений) становятся предприимчивость, креативность, способность к росту и развитию, т.е. неразрывная связь с переменами, происходившими в окружающей среде, с которой учебные заведения постоянно обмениваются информацией, человеческими ресурсами и откуда, кстати, получают финансовые средства» [2].

Перемены, происходившие в окружающей среде, затрагивают непосредственно вуз, являющийся элементом системы высшего образования. В связи с этим возникает необходимость не просто учитывать изменения, но и по возможности предвидеть их. Для этого в вузе следует организовать маркетинговую службу.

Маркетинг в образовании является одним из инструментов повышения конкурентоспособности вуза на региональном (и не только) рынке образовательных услуг, инструментом повышения эффективности процессов управления, следовательно, и качества работы в целом. Под качеством работы вуза понимаем совокупность качества организации учебного процесса и качества знаний выпускников, т.е. результат образовательной деятельности.

Рассмотрим более подробно целесообразность организации маркетинговой службы в вузе на примере Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ). В университете ведется обучение по широкому спектру направлений и специальностей подготовки. При этом набор абитуриентов - количество человек, зачисляемое в университет, остается каждый год практически одно и тоже, однако перечень специальностей, осуществляемых прием, корректируется вузом ежегодно. Это связано с рядом факторов, оказывающих влияние на решение вуза при формировании перечня специальностей. Научное исследование этой проблемы на системном уровне предлагаем осуществлять маркетинговой службе университета. Систематическое проведение исследований различных внешних и внутренних факторов позволит обоснованно сформировать из имеющегося списка лицензированных образовательных программ перечень специальностей и направлений подготовки, осуществляемых набор в вузе и предложение для участия в открытом конкурсе «Размещения государственного задания (контрольных цифр приема) в аккредитованных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» на каждый год, а также разработать механизмы совершенствования процессами управления в ТРТУ. Рассмотрим некоторые факторы, представленные на схеме (рис. 1).

Маркетинговая служба, изучая рынок образовательных услуг, предоставляет вузу информацию о существующем спектре профессиональной подготовки на региональном и государственном уровнях.

Аудиторный^

фонд

Учебная

Нагрузка

ППС

Штаты

ППС

^ Рынок Образовательных услуг

Рынок

труда

-► Госзадание

Рис. 1. Схема взаимодействия маркетинговой службы университета

При этом рынок образовательных услуг можно определить как «систему отношений, складывающихся между потребителями и заказчиками образовательных услуг; формирующую предложения специфического интеллектуального товара и обеспечивающую воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов» [3].

Рынок образовательных услуг в настоящее время характеризуется, с одной стороны жесткой конкуренцией между вузами особенно в регионах, с другой стороны, предоставлением услуг не всегда востребованных потребителями. Конкуренцию составляет реализация региональными вузами аналогичных программ профессиональной подготовки. Например, одна из профилирующих образовательных программ нашего университета - «Радиотехника». В Ростовской области помимо Таганрогского государственного радиотехнического университета (г. Таганрог) осуществляют подготовку по этому направлению в Ростовском институте сервиса (г. Ростов-на-Дону) и Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса (г. Шахты), а в ЮФО: Волгоградском государственном университете (г. Волгоград), Дагестанском государственном техническом университете (г. Махачкала), Кабардино-Балкарском государственном университете (г. Нальчик), Кавминводском институте сервиса (филиал) Южно-Российского государственного университета (г. Пятигорск), Кисловодском гуманитарно-техническом институте (г. Кисловодск), Кубанском государственном университете (г. Краснодар). Таким образом, только в ЮФО по одной профессиональной образовательной программе обучает 9 вузов. По программам подготовки экономики, юриспруденции, психологии, туризма и сервиса конкуренция значительно выше, эти программы реализуют большинство государственных и коммерческих вузов и филиалов с различной весовой составляющей на рынке образовательных услуг.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг зависит и от востребованности его выпускников рынком труда.

Рынок труда охарактеризуем как «сложную систему общественных отношений, складывающуюся между работодателями и наемными работниками, формирует предложение специфического характера, а также обеспечивает воспроизводство ресурсов труда и их эффективное использование» [3].

Анализируя предоставляемую информацию о состоянии рынков образовательных услуг и труда, используя современные методы прогнозирования, вуз может обоснованно формировать перечень специальностей, по которым будет осуществляться прием, предложение на конкурс «размещение госзадания (контрольных

цифр приема)», планировать свою работу на перспективу в соответствии со своей миссией.

Взаимодействие маркетинговой службы со службой практики и трудоустройства позволит повысить востребованность выпускников вуза на рынке труда.

«Гибкая и адекватная профессиональная подготовка выпускников, достигаемая путем оперативного реагирования вуза на изменяющиеся требования рынка труда к профессионально-квалификационным и личностным качествам работника в региональном, отраслевом, производственном аспектах» [4] возможна при условии совместной работы служб практик и трудоустройства и маркетинговой.

Предложение вуза для участия в открытом конкурсе «Размещения государственного задания (контрольных цифр приема)» должно основываться на анализе рынков труда и образования, но также с учетом внутреннего потенциала вуза.

Организация в вузе маркетинговой службы поможет абитуриентам и их родителям осуществлять обоснованный выбор специальности, учитывающий прогнозируемые потребности рынка труда. Не менее важной является совместная деятельность маркетинговой службы и службы практик и трудоустройства вуза в формировании имиджа выпускников, отражающего преимущества освоенной образовательной программы и присвоенной квалификации, у потенциальных работодателей. Работа этих служб позволит снизить дисбаланс между критериями профессиональной подготовки выпускника, направленными на выполнение требований государственного образовательного стандарта по специальности или направлению подготовки, и рынком труда, критерии оценки которого изменяются в соответствии с темпами развития науки и экономики.

Проблема трудоустройства молодых специалистов затрагивает все слои общества. Совершенствование законодательства в Российской Федерации в последнее десятилетие позволило сформулировать ряд важнейших нормативных положений, отражающих права и интересы молодежи. В целях определения организационного механизма осуществления государственной молодежной политики, включая установления полномочий органов исполнительной власти, источников финансирования и материально-технического обеспечения молодежной политики предлагается разработать комплексные меры внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости [5].

В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетов образовательной политики в целях обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования является то, что « обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и потребностях рынка труда», что для достижения нового качества профессионального образования необходимо осуществлять «прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости» [6].

В настоящее время на основе Решения коллегии Минобразования России от 25.09.2001 г. № 14/1 «О программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений высшего профессионального образования», письма Минобразования России ректорам подведомственных высших учебных заведений от 16.07.2001 г. № 39-56-56 ин 39-20 «О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», письма Минобразования России Советам ректоров высших учебных заведений регионов от 31.10.2001 г. № 39-55-84 ин /9-13 «О создании региональных центров», письма Минобразования России министерствам, ведомствам, органам управления образованием субъектов Российской Федерации,

учреждениям профессионального образования от 10.01.2001 № 39-52-1 ин /39-16 «Рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования» созданы более чем в 220 вузах Российской Федерации Центры содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ). В Ростовской области ЦСТВ созданы в 12 вузах, а недавно образован и межвузовский региональный ЦСТВ на базе ЮРГУЭС.

Создание такого Центра в ТРТУ на базе уже существующей службы практик и трудоустройства университета является логичным и наиболее выгодным в финансовом отношении. Структура реорганизации службы практик и трудоустройства университета в ЦСТВ ТРТУ предложена на рис. 2.

Главной целью деятельности Центра является содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников ТРТУ. Выделим основные направления ее работы:

- работа с соискателями;

- работа с предприятиями-работодателями;

- аналитическая работа;

- предпринимательская деятельность.

Данный список может дополняться и изменяться, но две первых позиции будут присутствовать всегда. Оптимальный вариант для работы с соискателями и работодателями - ведение информационной базы данных, резюме и вакансий (желательно с Интернет-доступом) для обеспечения единства требований, предъявляемых учреждением профессионального образования к участникам рынка труда,

Рис. 2. Структура Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников ТРТУ

возможность автоматического сбора данных с различных региональных баз в едином центре, по заданию Минобразования Российской Федерации была разработана распределенная система поддержки трудоустройства молодых специалистов (сокращенно РИС). Ее бесплатная установка в подведомственных Минобразованию России начата в июне 2002 года. С технологической точки зрения РИС состоит из ряда локальных телекоммуникационных серверов, каждый из которых разворачивается непосредственно в вузе в центре содействия занятости. Центральный сервер, развернутый в Минобразовании Российской Федерации, и зеркальный в МЦПТ МГТУ им. Баумана осуществляют консолидацию данных локальных серверов.

Каждый локальный сервер обеспечивает поддержку следующих взаимосвязанных друг с другом информационных систем с интернет-доступом:

- трудоустройство;

- система нормативно-правовой информационной поддержки;

- навигационно-справочная служба;

- система анализа рынка труда и рынка образовательных услуг.

- Работа с РИС может осуществляться в трех режимах: гость, клиент и администратор.

Гость обладает возможностью доступа к информационным системам в режимах чтения и поиска информации. Клиент, кроме этого, обладает возможностью заполнения, коррекции и удаления записей баз данных, относящихся к нему. Администратор обладает полным доступом к любым записям в базах данных.

Большой частью работы ЦСТВ ТРТУ может стать профориентационная работа. Проведение ее необходимо, так как многие абитуриенты подают заявление в высшее учебное заведение не всегда обоснованно. Хорошо, если студент сам (или его родители) поймет допущенную ошибку в самом начале обучения и найдет в себе силы изменить выбор. Иначе общество в будущем получит молодого специалиста, равнодушного к своей профессии, который в лучшем случае пойдет переучиваться.

Следующий аспект деятельности Центра ориентирован на студентов, учащихся средних и старших курсов. Это организация и проведение дополнительных учебных курсов в области их будущей профессиональной деятельности. Безусловно, возможна консультация каждого обращающегося студента в Центр за помощью: с чего нужно начинать поиск работы, как правильно составить резюме, каким образом подготовиться и как себя вести во время собеседования, что такое трудовой договор и какие обязательные разделы он должен содержать, правомерность работы с испытательным сроком и многое другое. Однако гораздо эффективнее прочитать краткий курс лекций и провести тренинг-семинар с группами студентов каждой кафедры (или факультета), в которых осветить не только общие вопросы, но и коснуться отличительных особенностей, специфических требований тех предприятий-работодателей, на которых нацелена подготовка студентов выпускающей кафедры (или факультета). Для студентов 2-3 курсов можно запланировать курс лекций по «Основам технологии делового и профессионального общения», знакомящий с социально-психологическими аспектами общения в коллективе, вырабатываются навыки делового общения в коллективе. Семинары-тренинги по технологии трудоустройства для дипломников помогут осознать ситуацию предстоящего поиска работы, сформировать алгоритм поиска и способствовать его реализации. Курсы могут реализовываться как на базе Центра, так и на базе соответствующих кафедр.

Не менее важным в работе Центра является осуществление координирующей функции по организации практик студентов на профильных предприятиях. Заполнение базы данных на студентов (результаты прохождения практики могут вноситься в резюме студента), отслеживание временной занятости по специальности и последующему трудоустройству выпускников (обоснованный выбор молодого специалиста).

Одним из тезисов новой парадигмы образования является ориентированность на конечный результат образовательной деятельности - профессиональное признание выпускника за минимально короткий срок. Организация Центра в ТРТУ является основополагающей частью системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников нашего университета.

Новые приоритеты в сфере высшего образования, вариативность новых форм и технологий получения образования, диверсификация учебных заведений, профессионально-образовательных программ непосредственно влияет на жизнеспо-

собность каждого вуза. Совершенствование методов и механизмов управления университета с помощью создания в своей структуре маркетинговой службы и Центра содействия трудоустройству выпускников является своевременным и актуальным шагом для повышения качества образования, а следовательно, и конкурентоспособности вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. - Майкоп: Изд-во «Печатный двор Кубани» 2002. - С. 40.

2. Яблецка Ю. Миссии организации и университета: некоторые особенности. //Alma mater «Вестник высшей школы». - М.: Изд-во РУДН, 2004. - С.6. - №9.

3. Федорищева О.И., Шуметов В.Г. К вопросу о мониторинге системы высшего профессионального образования // По материалам журнала «Образование и общество» - Образовательный портал Ханты-Мансийского округа: htp//www.eduhmao.ru

4. Батышева С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. - М.: АПО, 1999. - 488 с., ил. Т.3 - Р-Я - 1998. - С.288.

5. Перспективы государственной молодежной политики // Бюллетень «Официальные документы в образовании.- М., 2005. - №15. - С.3,5.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756-р.

7. Организация и направления работы центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждения профессионального образования (Методическое рекомендации) - М.: Изд-во: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 78 с.

М.А Масыч

ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В настоящее время система высшего образования переживает кризис, университеты обеспокоены рядом факторов изменения внешней среды. К таким факторам относятся потеря былой стабильности, усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности университета, то есть образовательные услуги, и возможностями их удовлетворения. С каждым днем повышаются требования потребителей к качеству научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг, сокращается бюджетное финансирование. Таким образом, управление высшими учебными заведениями является актуальной проблемой в настоящее время, поскольку богатство современных государств определяется не природными и технологическими параметрами, а, в первую очередь, интеллектуальным потенциалом страны.

В принятой Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетных направлений в развитии системы высшего образования заявлено акцентирование внимания на научных исследованиях и разработках, повышения статуса вузовской науки как одного из факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, а также аккумуляция инновационного потенциала вузов. Исходя из этого, высшие учебные заведения должны идти по пути инновационно ориентированного развития, то есть внедрять инновации как в образовательную, так и в научную деятельность с целью долгосрочного и перспективного развития вуза и системы высшей школы в целом.

Обеспечить эффективное инновационно ориентированное развитие образовательной, научной и инновационной деятельности может технический университет, имеющий такие особенности как развитая инфраструктура научных подразделе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.