Управление образовательным процессом с учетом потребностей студента, вуза и работодателя
Ключевые слова: образовательный процесс, управление, модель, функционал, информационная система, трудоустройство, компетенции.
Представлена модель образовательного процесса, на основе которой с учетом возможностей имеющихся и предлагаемых автоматизированных систем можно повышать эффективность взаимодействия студента, вуза и работодателя. В настоящее время рейтинг вуза и выделение ему государством бюджетных мест напрямую зависят от количества трудоустроенных выпускников, поэтому вузу требуется система оценки результативности образовательного процесса на основе мониторинга востребованности рынком труда выпускников с развитыми у них компетенциями — итога всего образовательного процесса. В МТУСИ уже разработаны и функционируют АСУ основных подпроцессов образовательного процесса, в частности, на входе работает система "Абитуриент", а успеваемость отслеживается системой "Контингент11. Показана концепция формирования методики оценки образовательного процесса на выходе с целью содействия трудоустройству выпускников ФГОБУ ВПО МТУСИ, Благодаря высокой интеграции с уже существующими информационными системами, система предоставляет дополнительные возможности работодателю, который особенно заинтересован в информации о ранжировании кандидатов с точки зрения их компетенций, а также позволяет вывести взаимодействие бизнеса и образования на новый уровень, благодаря оценке в реальном времени потребностей рынка труда и как следствие, созданию возможности разработки и дополнения учебных планов под целевые задачи организаций — работодателей.
Грецова Е.В.,
начальник отдела Целевой подготовки и маркетинга МТУСИ, старший преподаватель кафедры Менеджмента МТУСИ
Образовательный процесс в целом — это сложная система, нуждающаяся в управлении и координации взаимосвязанных подпроцессов, эффективность функционирования которой отражается в степени востребованности рынком труда выпускников с их компетенциями. Поэтому в настоящее время рейтинг вуза и выделение государством бюджетных мест высшим учебным заведениям напрямую зависят от количества трудоустроенных выпускников. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 гг. установила пороговый показатель трудоустройства выпускников, равный 74%, с учетом количества выпускников, призванных в ряды Вооруженных Сил РФ. Это делает актуальной создание такой системы управления компетенциями в вузе, которая могла бы увязывать интересы всех трех заинтересованных сторон: вуза, студента и работодателя. При этом в соответствии с поручениями Президента РФ (см. Пр-911 от 8 апреля 2011 г. и Пр-1315 от 11 мая 2011 г.) необходимость четкого и оперативного отслеживания трудоустройства выпускников по специальностям ограничена временным интервалом в течение не менее трех лет после окончания обучения [21].
Существует определенная нормативная база, которая регламентирует вопросы, связанные с трудоустройством выпускников высших учебных заведений, см. [1-15]. В соответствии с указанной нормативной базой, а также с учетом целей МТУСИ в области качества [17], в Московском техническом университете связи и информатики уже разработаны и функционируют АСУ основных подпроцессов, которые включены в управленческую систему "Электронный университет", а с 2010 г. создан и активно функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ "ОРИГО"), имеющий свой сайт, где размещены вакансии работодателей, публикуются полезные советы для соискателя вакансии.
Основные информационные системы, составляющие электронный университет, можно разделить на три блока: Управление учебным процессом, Управление персоналом, Мониторинг и административно-хозяйственная деятельность.
На входе образовательного процесса МТУСИ имеет полный "портрет абитуриента". Мы попытались позиционировать МТУСИ среди других вузов-конкурентов по данным приема 2012 г. Для этого, были использованы собственный данные как результат анализа этого портрета, и данные из внешних источников информации (рейтинга, который проводила Высшая школа экономики) о месте в позиции "технические вузы, принявшие не менее 200 человек по результатам ЕГЭ". В этом рейтинге котором МТУСИ занял 12 место. Всего в рейтинге принимали участие 140 вузов [18]. Общая картина рейтинга представлена в табл. 1.
Все делопроизводство по студенческому составу строится по принципу электронных карт студентов, в которых хранится вся информация о деятельности студента в период обучения. Эта информация заносится из разных подсистем АСУ ВУЗ: "Абитуриент", "Контингент" и "Электронный экзамен". Таким образом, практически все реперные точки образовательного процесса имеют свою автоматизированную систему оценки, кроме выходной точки — трудоустройство выпускников.
Первым этапом методики оценки образовательного процесса на выходе является разработка и внедрение автоматизированной информационной системы трудоустройства (АИСТ) для созданного ЦСТВ "ОРИГО". Система АИСТ позволит автоматизировать сбор, обработку и анализ статистических данных об успехах выпускника в течение всего периода обучения, его компетенциях навыках и умениях и, как следствие, возможностях и реалиях трудоустройства.
Использование автоматизированной информационной системы трудоустройства выпускников и студентов, позволит в разы увеличить как скорость, так и гибкость выбора места работы. Благодаря высокой интеграции с существующими информационными системами, система АИСТ позволит предоставить дополнительные возможности работодателю, который сегодня особенно заинтересован в надежном ранжировании кандидатов и экономии издержек на их поиск.
Концепция технического задания, разработанного для создания системы АИСТ, базируется на трех основных направлениях, представленных на рис. 1-3: Функционал для студента/выпускника (см. рис.1); Функционал для работодателя (см. рис. 2); Функционал для модератора/администратора (см. рис. 3).
Таблица 1
Рейтинг вузов по укрупненным группам направлений
ВУЗы/ направления Рейтинг
Информатика н вычислительная техника Электронная техника, радиотехника и связь Автоматика и управление Информационная безопасность
ФГОБУ ВПО МТУСИ 75 (21 место из 297) 65,7 (13 место из 108) 69,1 (18 место из 139) 73.2 (24 место из 126)
НИУ МЭИ (230100,210400, 090900,230700) - 67.5 (62 место)
НИУ МАИ (230100, 231300, 230400,210400,230700, 210700,090900) 64,9 (81 место) 62,5 (27 место) 65,9 (31 место) 72.7 (26 место)
МАДИ (230100, 220700, 231300) 60,2 (149 место) - 55,6 (92 место) -
МИИТ (230100,090900, 230400, 230700) 63,4 (106 место) - 62,7 (49 место) 63.5 (92 место)
МГУПИ (090900, 230100, 231300, 230400, 230700,220700) 64,8 (86 место) 543 (50 место) 58,9 (61 место) 66.6 (72 место)
МГТУ МИРЭА (230100, 230400, 231300,090302, 210400) 66,2 (59 место) 60,5 (36 место) 63,9 (42 место) 72 (30 место)
МИЭМ НИУ ВШЭ (230100, 210700,010300, 230700, 231300) 71,6 (36 место) 70,2 (3 место) 68,1 (22 место) 76.9 (12 место)
МЭСИ (230100,090900, 230700) 74,4 (22 место) - - 79.2 (8 место)
МГТУ нм. Баумана (230100, 230400,’231300, 220700) 76,7 (16 место) 71,7 (2 место) 73,9(11 место) 80.3 (6 место)
НИЯУ МИФИ (230100, 230400, 231300,090900, 230700) 79,7 (8 место) 71,9(15 место) 77 (11 место)
НИУ ВШЭ (010400, 230100) 89,6 (1 место) - -
НИУ МИЭТ (090900,230100,231300,2107 00,210400,230700) 70,29 (17 место) Нет в рейтинге - Нет в рейтинге
Функционал для студента/выпускника
Регистрация отсутству
Функционал для работодателя
■ Наличие регистрации
Главная страница
Текст приглашения
Г
Выход на контакт с Центром содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ), занимающимся вопросами трудоустройства студентов/выпускников.
ч-
В случае одобрения вакансии руководителем ЦСТВ. высылается приглашение на указанный адрес электронной почты. В течение 10 дней работодателю необходимо активировать запись, пройдя по ссылке в письме и ввести собственный пароль для входа в систему
Выход на контакт с нужным соискателем
Отчет о состоянии взаимоотношений с соискателем (о результатах собеседования с указанием причин в случае отказа)
Добавление и подтверждение вакансии работодателем
Подтверждение вакансии модератором системы
Допол и ител ьн ые функции личного кабинета: вставка логотипа. смена пароля, просмотр вакансий и статистики по вакансиям, оставленным работодателем
Размещение вакансии в каталоге системы
Рис. 2
Предложенный подход позволит работодателю, в значительной степени, отказаться от услуг кадровых агентств в пользу прямого сотрудничества с высшим учебным заведением. Вместе с тем, при работе системы АИСТ основное внимание уделяется непрерывности процесса поиска рабочего места для студента и, таким образом, процесс трудоустройства каждый кандидат может начать с момента зачисления в вуз. Пока в системе установлен статус поиска: она ежедневно в автоматическом режиме, проверяет на совпадение данных, указанных в резюме, данным, требуемым для каждой конкретной вакансии. Она также еженедельно подбирает несколько вакансий, по
которым кандидат не подходит по минимальному количеству требований. Такой подход позволяет университету взаимодействовать со значительно большим количеством студентов, заинтересованным в поиске как постоянного места работы, так и временной подработки, а студентам — не тратить время на постоянный поиск вакансии, особенно в течение первых лет обучения, когда их компетенции и навыки еще не могут в полной мере соответствовать требованиям рынка профессионально-ориентированных рабочих мест.
В целом модель образовательного процесса с учетом возможностей имеющихся и предлагаемых автоматизированных систем
Функ'ционал для модератора/администратора
и
Стартовая страница
Функция модерации резюме и вакансий
Контрольная панель админист-оатооа
Статистика системы:
• Оценка спроса и предложения на рынке труда
...• Статистика отказов от соис-
•••
кателей по разделам и профессиям
Просмотр причин отказов по каждому резюме; комментариев, оставленных работодателем с целью оказания помощи соискателю
л
Оценка компетенций и навыков выпускников
Рис. 3
Рис. 4
имеет вид, представленный на рис. 4.
Инновационные свойства разработанного комплекса программного обеспечения для ее реализации позволяют осуществлять следующие возможности:
• автоматизацию работы центров содействия трудоустройству, сохраняя возможность предоставления эксклюзивных услуг по подбору кадров для организаций — партнеров учебного заведения;
• оценку работодателем качеств соискателя, являющейся неотъемлемой обязанностью работодателя, для обнаружения слабых мест в компетенциях и навыках выпускников;
• мониторинг потребностей рынка труда, благодаря систематизации и анализу требований, предъявляемых работодателем к выпускникам учебного заведения.
Одновременно система, позволяет вывести взаимодействие бизнеса и образования на новый уровень, благодаря оценке в реальном времени потребностей рынка труда и, как следствие, созданию возможности разработки и дополнения учебных планов под целевые задачи организаций — работодателей.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства Москвы № 250-ПП от 30 марта 2010 года "О комплексе мер, направленных на содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в городе Москве"
3. Письмо от 18 января 2010 г. №ИК-35/03 Министерства образования и науки Российской Федерации "О создании и функционировании центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования"
4. Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием";
5. Приказ Минобразования России от 12.05.1999 N 1283 "О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования";
6. Приказ Минобразования России / Минтруда России от 04.10.1999 № 462/175 "О мерах по эффективному функционированию системы1 содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда";
7. Приказ Минобразования России / Минтруда России от 24.07.2000 N 2285/187 "О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования" (с изм. на 15 марта 2002 года);
8. Письмо Минобразования России министерствам, ведомствам, органам управления образованием субъектов Российской федерации, учреждениям профессионального образования от 10.01.2001 № 39-52-1 ин/39-16 "Рекомендации по проведению организационно-методической работы1 в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования";
9. Письмо Минобразования России ректорам подведомственных высших учебных заведений от 16.07.2001 № 39-56-56ин/39-20 "О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования";
10. Приказ Минобразования России от 16.10.2001 N 3366 "О программе "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования";
11. Приказ Росстата от 08.09.2009 N 193 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за трудоустройством и закрепляемостью выпускников учреждений профессионального образования";
12. Письмо Руководителя Федерального агентства связи от 05.02.2010 №ДП-П30-655 "О создании центра содействия трудоустройству выпускников";
13. Письмо Рособразования от 15.02.2010 N 17-55 "О представлении данных для мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования";
14. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2011 N 12-538 "О системе информирования абитуриентов о трудоустройстве";
15. Письмо Минобрнауки России от 20.01.2011 № АП-29/18 "Об автоматизированной информационной системе трудоустройства" и др.
16. Менеджмент в телекоммуникациях /Под ред. Н.П. Резникоой, Е.В. Деминой. — М.: Эко-Трендз, 2005. — 392 с.
17. "Цели МТУСИ в области качества". ОД 4.2.1 -02-2010
1 8. http://ria.ru/rt2012/ — РИА НОВОСТИ, дата обращения 31.01.2013
1 9. http://trud.mos.ru/ — Официальный сайт труда и занятости населения города Москвы1, дата обращения 1 8.02.2013
20. http://kcst.bmstu.ru/ — Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, дата обращения 18.02.2013
21. Методика по мониторингу, анализу и прогнозированию трудоустройства выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионал ьного образовании, разработанная Петрозаводским государственным университетом, совместно с Центром тестирования и развития "Гуманитарные технологии" (МГУ им. М.В. Ломоносова) и Координационно-аналитическим центром содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, (МГТУ им. Н.Э. Баумана), 2012.