Научная статья на тему 'Формирование мотивации к обучению по специальности/ направлению и интереса к профессиональной деятельности'

Формирование мотивации к обучению по специальности/ направлению и интереса к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / МАРКЕТИНГ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грецова Е. В., Гущина Л. И.

Мотивация к обучению термин, в основе которого лежит методология трех наук: педагогики, менеджмента и маркетинга. В настоящее времени создается на практике новая "способностная модель" обучения: Знания Мышление Способности Умения Навыки Мастерство. В этой модели максимально учитываются личностные предпосылки к более успешному способу усвоения знаний и выработки навыков и умений. Мотивация к труду является одной из главных функций менеджмента, а также одной из составляющих инструментов маркетингового "микса" в отношении персонала. Психологические аспекты мотивации в трех областях науки пересекаются. На первое место выступают личностные характеристики человека, способность его к самообучению, умение создать себе "установку". У студентов установка выступает как готовность к обучению по данному направлению или специальности путем преодоления сложности предмета, преодоления собственной лени или инертности. Наличие сильной установки означает обретение социальной зрелости личности студента, его готовности к гармоническому развитию и как человека, и как специалиста. Необходимость такой установки очевидна. Такую установку можно создать путем каждодневной работы над собой, используя умственный, физический и психологический потенциал индивидуума. Необходима всесторонняя поддержка и помощь со стороны администрации ВУЗа. И здесь, на первый план выступают менеджмент и маркетинг со своим инструментарием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к обучению по специальности/ направлению и интереса к профессиональной деятельности»

Формирование мотивации к обучению по специальности/ направлению и интереса к профессиональной деятельности

Ключевые слова: мотивация к обучению, престиж профессии, маркетинг, менеджмент, маркетинговый "микс"', конкурентоспособность ВУЗа.

Мотивация к обучению—термин, в основе которого лежит методология трех наук: педагогики, менеджмента и маркетинга. В настоящее времени создается на практике новая "способностная модель" обучения: Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство. В этой модели максимально учитываются личностные предпосылки к более успешному способу усвоения знаний и выработки навыков и умений. Мотивация к труду является одной из главных функций менеджмента, а также одной из составляющих инструментов маркетингового "микса" в отношении персонала. Психологические аспекты мотивации в трех областях науки пересекаются. На первое место выступают личностные характеристики человека, способность его к самообучению, умение создать себе "установку". У студентов установка выступает как готовность к обучению по данному направлению или специальности путем преодоления сложности предмета, преодоления собственной лени или инертности. Наличие сильной установки означает обретение социальной зрелости личности студента, его готовности к гармоническому развитию и как человека, и как специалиста. Необходимость такой установки очевидна. Такую установку можно создать путем каждодневной работы над собой, используя умственный, физический и психологический потенциал индивидуума. Необходима всесторонняя поддержка и помощь со стороны администрации ВУЗа. И здесь, на первый план выступают менеджмент и маркетинг со своим инструментарием.

Грецова Е.В.,

начальник отдела Целевой подготовки и маркетинга

Гущина Л.И.,

зам. декана ЗОТФ

Мотивация к обучению — термин, в основе которого лежит методология трех наук: педагогики, менеджмента и маркетинга.

В настоящее времени создается на практике новая "способностная модель" обучения: Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство. В этой модели максимально учитываются личностные предпосылки к более успешному способу усвоения знаний и выработки навыков и умений.

Мотивация к труду является одной из главных функций менеджмента, а также одной из составляющих инструментов маркетингового "микса" в отношении персонала. Психологические аспекты мотивации в трех областях науки пересекаются. На первое место выступают личностные характеристики человека, способность его к самообучению, умение создать себе "установку".

У студентов установка выступает как готовность к обучению по данному направлению или специальности путем преодоления сложности предмета, преодоления собственной лени или инертности. Наличие сильной установки означает обретение социальной зрелости личности студента, его готовности к гармоническому развитию и как человека, и как специалиста. Необходимость такой установки очевидна. Такую установку можно создать путем каждодневной работы над собой, используя умственный, физический и психологический потенциал индивидуума. Однако, необходима всесторонняя поддержка и помощь со стороны администрации ВУЗа. И здесь, на первый план выступают менеджмент и маркетинг со своим инструментарием.

В разработке мероприятий, направленных на формирование мотивации к обучению, интереса к профессиональной деятельности, повышению престижа и общественного признания профессий и специальностей/ направлений МТУСИ, должны участвовать структурные подразделения, отвечающие за учебный, научный и воспитательный процессы, а также весь профессорско-преподавательский состав, используя свои навыки и умения профессиональной деятельности с целью повышения конкурентоспособности учебного заведения.

Реализация мероприятий осуществляется на определенных этапах, представленных на рис. 1: на этапе привлечения абитуриентов, на этапе обучения студентов, на этапе выпуска из университета.

Наличие и эффективность системы поиска потенциальных абитуриентов является одной из составляющих конкурентоспособности ВУЗа. Процесс поиска потенциальных абитуриентов является одним из элементов общей процессной модели Системы менеджмента качества МТУСИ. Рекламная деятельность, как процесс, должна быть документирована в виде информационной карты процесса, которая составляется по стандартной форме, утвержденной ректором МТУСИ.

Этап привлечения абитуриентов включает в себя составление плана рекламной кампании и позиционирования ВУЗа, как ведущего отраслевого ВУЗа, обязательными элементами которого являются: выпуск рекламной продукции/материалов в виде листовок, дисков, буклетов, блокнотов и др., размещение рекламной информации в печатных и электронных СМИ, в том числе и специализированных, наружная реклама; оптимизация и продвижение сайта университета; презентации ВУЗа (направлений/специальностей и профессий) на образовательных, научно-технических выставках, в средних и средних специальных учебных заведениях; проведение Дней открытых дверей; проведение специальных акций — Олимпиад и викторин, игр, интеллектуальных марафонов для школьников (например, Олимпиада школьников по сетевым технологиям, организованная Учебным центром Сиско Системс МТУСИ, Викторина

Этап привлечения

аоитуриентов

Этап обучения студентов

Научная деятельность

Обучение по

оора«овательном программе

Досуг

N /

Этап выпуска студентов

1-ый уровень

2-ой уровень

3-ий уровень

Рис. 1. Уровни реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности ВУЗа

Рис. 2. Причины выбора абитуриентами МТУСИ

"Абитуриент-2012", Интеллектуальный марафон для школьников "Юные знатоки" и др.). Результативность проведенных рекламных кампаний оценивается:

• Сохранением/потерей доли рынка образовательных услуг;

• Повышением/ снижением рейтинга ВУЗа.

Эффективность рекламных кампаний определяется объемом

прибыли университета, приносимой от обучения студентов с полной компенсацией затрат.

Анкетирование, проведенное в 2011 г. приема абитуриентов на 2011 /2012 учебный год, дало позитивную картину относительно результативности проведенной рекламной кампании. На рис. 2 приведены причины выбора абитуриентами непосредственно Московского технического университета связи и информатики.

Интерес к ВУЗу определяется различными критериями. Чаще всего абитуриенты отвечали на вопрос о причинах выбора ВУЗа, отмечая и рейтинг, и востребованность выпускников на рынке труда, и положительные отзывы, и наличие интересующих специальностей.

Данные анализа приема студентов в 2011 г. показали, что доля рынка образовательных услуг сохранена. При уменьшении количества выпускников 11 -х классов в 2011 г. на 12,5% суммарная численность поступивших в МТУСИ на очную форму обучения уменьшилась на 10,4%. За последние 5 лет демографический спад составил 58%. Все это при условии, что спрос на технические специальности/ направления падает год от года. По данным Официального информационного портала Единого государственного экзамена свыше 48% выпускников 11 -х классов сдавали в 2011 г. "общество-знание", как предмет по выбору. Данные сведены в таблицу.

Возможности и перспективы улучшения системы поиска потенциальных абитуриентов: оптимизация системы поиска потенциальных абитуриентов за счет заключения договоров о взаимном сотрудничестве со школами; проведение социально значимых акций; презентации ВУЗа в организациях связи; информационная поддержка Министерства связи и массовых коммуникаций.

Проведенные исследования показали, что на этапе обучения студентов мероприятия по повышению престижа специальностей/ направлений должны быть направлены на:

• Участие студентов в научных конференциях, организованных при участии отраслевых организаций. Для агрегации российского и международного опыта в области подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, МТУСИ является инициатором научнотехнических форумов, конференций, а также встреч с представителями компаний-работодателей и ведущих зарубежных образовательных учреждений;

• Усовершенствование курса "Введение в специальность", раскрывающей специфику будущей профессии;

• Планирование и проведение мероприятий Управления по воспитательной работе, направленных на создание у студента идеального образа его будущей профессии (организованные, запланированные встречи студенческого актива с ректором; выездные ме-

роприятия студенческого состава и т.д.);

• Проведение экскурсий на предприятия, в учебные центры, встречи-презентации кампаний-партнеров, которые формируют не только интерес к будущей профессиональной сфере, но и позволяют сравнить карьерные возможности разных кампаний;

• Планирование и проведение мероприятий Центра научнотехнического творчества молодежи;

• Работу Учебных центров, созданных на базе МТУСИ, для студентов старших курсов, желающих получить практический опыт в выбранной ими профессиональной области (Интеллектуальные соревнования среди студентов МТУСИ в области телекоммуникационных технологий с выдачей призов, денежных премий или других вознаграждений);

• Проведение производственной практики у студентов в отраслевых организациях. В 2011 г. студенты прошли практику на 35 предприятиях, с которыми были заключены договоры на прохождение производственной практики.

• Назначение и наработку именных стипендий.

Проведенные исследования также показали, что на этапе выпуска из университета мероприятия по повышению престижа специальностей/ направлений должны быть направлены на работу Центра содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ). Примерная рабочая программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников ФГОБУ ВПО Московского технического университета связи и информатики на 2010-2011 учебный год сведена в табл. 2.

В настоящее время для развития системы мониторинга отзывов от организаций-работодателей об образовательном уровне и компетенциях выпускников, а также для автоматизации бизнес-процесса поиска потенциальных работодателей студентами университета, в МТУСИ создана и находится в стадии апробации система для обработки запросов от пользователей, базирующейся на М'ЕВ-интер-фейсе (клиент — серверная модель). Благодаря высокой интеграции с существующими информационными системами (в случае МТУСИ

— система Контингент), существует возможность предоставления дополнительной информации работодателю, который сегодня особенно заинтересован в дополнительном ранжировании кандидатов.

Еще одной важнейшей функцией такой системы является постепенное актуализация резюме, которая происходит как силами самого соискателя, так и автоматически, благодаря уникальному трехстороннему интерфейсу системы (соискатель — работодатель — центр содействия трудоустройству). Автоматическая актуализация происходит благодаря необходимости у работодателя после просмотра контактных данных (происходит посредствам моментального запроса у системы) обязательно отметить статус взаимоотношений с соискателем (принят на работу, не прошел собеседование, не подошел по другим критериям, не высказал заинтересованности в данной вакансии), а также возможностью размещения отзывов и рекомендаций (процесс сбора рекомендаций начинается с прохождения практики студентом), которые могут быть в будущем использова-

Таблица 1

Оценка выборочных показателей коммерческой деятельности МТУСИ

Показатели 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012

Стоимость обучения (очная форма) 75600 86700 86700 86700 86700

Демофафический

спал - кол-во выпускников 11-х классов 114.024 103.769 90 110 81 189 72 177

Численность, чел.:

Коммерческий прием 256 148 94 164 127

Бюджетный прием 625 628 728 821 765

I 881 776 822 985 892

Таблица 2

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников МТУСИ

№ 11/11 Наименование мероприятий Исполнители, соисполнители

1. Обеспечение взаимодействия выпускников МТУСИ и потенциальных работодателей через систему содействия трудоустройству выпускников Деканаты, ЦСТВ, Учебновычислительный центр (УВЦ), отдел кадров. Студенческий центр МТУСИ

1.1. Создание автоматизированной системы подбора кадров для организаций-работодателей УВЦ, ЦСТВ

1.2. Координация информирования студентов и выпускников МТУСИ о вакансиях и о состоянии и тенденциях рынка труда с целью содействия их трудоустройству ЦСТВ, деканаты, отдел кал ров

1.3. Отслеживание издаваемой вышестоящими организациями нормативно-правовой документации по вопросам содействия трудоустройству выпускников ЦСТВ

1.4. Расширение и укрепление совместной работы с Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, Центрами занятости населения города Москвы, Совета ректоров вузов, организаций-работодателей по вопросам содействия трудоустройству выпускников ЦСТВ, отдел кадров. Студенческий центр МТУСИ

2. Расширение практики заключения договоров с орга-низациями-работолателями на подготовку кадров Отдел Целевой подготовки и маркетинга (ОЦПиМ), деканаты

3. Увеличение базы договоров на прохождение студентами университета производственной практики ОЦПиМ, деканаты

4. Разработка нормативно-правовой и учебно-методической документации по вопросам деятельности Центра содействия трудоустройству выпускников МТУСИ ОЦПиМ

5. Организация мероприятий по трудоустройству (ярмарок вакансий. Дней карьеры, презентаций организаций-работодателей и т.п.) выпускников МТУСИ ОЦПиМ. деканаты. Студенческий центр

6. Участие в совместных с заинтересованными учреждениями и организациями круглых столах, выставках, конференциях и форумах, посвященных вопросам содействия трудоустройству выпускников ЦСТВ, деканаты. Студенческий центр

7. Поддерживание сайта Центра содействия трудоустройству выпускников в активном режиме ОЦПиМ

ны соискателем для обнаружения слабых мест в наличии опыта и образования для работы по выбранной им специальности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы? что для повышения эффективности престижа и общественного признания профессий отрасли и специальностей/ направлений МТУСИ необходимы:

• Информационная поддержка Министерства связи и массовых коммуникаций;

• Привлечение организаций-работодателей на Дни открытых дверей университета с целью грамотной ориентации и мотивации потенциальных студентов, и как следствие, будущих специалистов отрасли к работе на конкретных предприятиях по конкретной профессии;

• Помощь организаций-работодателей в создании рекламных материалов (видео-роликов, печатных и электронных изданий) и продвижение в СМИ;

• Активное участие работодателя в образовательном процессе

— создание совместных образовательных программ; заключение договоров на целевое обучение, учреждение именных стипендий от организаций-работодателей.

Литература

1. Менеджмент в телекоммуникациях / Под ред. Н.П. Резникоой, Е.В. Деминой. — М.: Эко-Трендз, 2005. — 392 с.

2. Маркетинг в телекоммуникациях. — Н.П. Резникова — М.: Эко-Трендз, 2002. — 336 с.

3. http://www.ege.edu.ru — Официальный информационный портал Единого государственного экзамена.

4. "Цели МТУСИ в области качества". ОД 4.2.1-02-2010.

5. "Концепция создания и развития Системы Менеджмента Качества МТУСИ". (СМК МТУСИ) ОРД СМК 5.4.2.-01 -2010.

6. http://www.elitarium.ru.

T-Comm, #12-2012

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.