ґ
V,
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Е. ИЛЯСОВ, канд. социол. наук, директор МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана
Эффективная экономическая стратегия как на федеральном, так и на региональном уровнях невозможна без создания адекватного механизма формирования, движения и использования трудового потенциала. И здесь особенно важно обеспечить качество и сбалансированность подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования как ключевого фактора социально-экономических реформ.
В настоящее время ситуация в этой сфере вызывает озабоченность. По информации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, положение молодежи на рынке труда характеризуется ее экономической активностью, т.е. желанием и способностью к труду, различным видам деятельности (учебе, работе и т.д.). Но при этом значительная часть выпускников вузов трудоустраивается с потерей квалификации, а многие (особенно в регионах с кризисным положением в промышленности) не трудоустраиваются вообще.
В 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось 35 млн. чел. в возрасте от 14 до 30 лет. Из них экономически активное население составило 18,0 млн. чел., из которых в общественном производстве было занято 15,4 млн. чел., не работали и не учились около 2,6 млн. юношей и девушек.
С 2000 по 2003 гг. уровень экономической активности молодежи (отношение численности экономически активного населения к численности населения отдельной возрастной группы) в возрасте до 20 лет увеличился с 12,4 до 16,2%, а в возрасте от 20 до 24 лет и в возрасте от 25 до 29 лет уменьшился с 71,7 до 65,7% и с 86,3 до 85,6% соответственно.
Трудоустройство и занятость выпускников вузов: система содействия
Молодежь работает практически во всех отраслях экономики, но наибольший интерес у нее вызывают (в качестве основного места работы) такие сферы, как оптовая и розничная торговля, общественное питание - 30,0% от общей численности занятых; финансы, кредит, страхование - 29,6%; управление хозяйственной деятельностью (менеджмент) - 27,3%; строительство - 23,0%; промышленность - 21,1%. В здравоохранении, физическом воспитании и спорте занято 19,4%; на транспорте и в организациях связи занятость молодежи составляет только 9,8%, в науке и научном обслуживании -13%; в остальных отраслях - 18-15%.
Если в прошлые годы уровень молодежной безработицы увеличивался, то с 2000 г. стал снижаться: с 17,5 до 12,4% в 2003 г.
И тем не менее проблема занятости стоит чрезвычайно остро - особенно перед выпускниками школ, колледжей, вузов, отдельными категориями молодых женщин, молодежью, демобилизованной из рядов Вооруженных Сил. Самый высокий уровень безработицы сохраняется среди молодежи в возрасте до 20 лет - 24,2%. В возрастных группах 20-24, 24-29 лет он составил соответственно 14,0% и 8,5%.
Каждый шестой безработный, зарегистрированный в органах службы занятости,-это человек в возрасте от 16 до 30 лет. К июлю 2003 г. численность данной категории безработных составила 449 тыс., или 29% от общей численности зарегистрированных безработных.
Мероприятия, осуществляемые как на федеральном, так и на региональном уровне в сфере занятости молодежи, нацелены прежде всего на развитие инфраструктуры
профориентации и трудоустройства молодежи, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную занятость молодых граждан, информационно-методическую поддержку молодежных структур в субъектах Российской Федерации, а также укрепление творческих стремлений части молодежи к предпринимательской деятельности.
Трудоустройство молодежи - один из самых сложных вопросов реализации государственной молодежной политики.
Значительные проблемы с занятостью молодежи вызваны тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда происходят существенные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Спрос зачастую оказывается не согласованным с предложением. В соответствии с закономерностями развития постиндустриального общества усиливается потребность в профессионалах для постоянно возникающих новых специальностей. Однако длительность цикла подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах (5-6 лет) приводит к тому, что их выпуск часто не соответствует актуальным запросам предприятий и организаций.
Таким образом, бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности, затрачиваются с крайне низкой эффективностью: экономика региона не получает необходимые кадры; выпускники образовательных учреждений вынуждены переучиваться с учетом рынка труда; образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, уже не пользующимся спросом. С упразднением системы государственного распределения учебные заведения утратили информационную обратную связь и ответственность за подготовку «лишних» специалистов. Вместе с тем очевидно, что для обеспечения экономического роста региона должна быть создана единая система оценки перспективной потребности в высококвалифицированных кадрах
с государственным заказом на подготовку специалистов для стратегически важных и отраслеобразующих предприятий. Такая система должна распространяться на районы и отдельные административно-территориальные образования (города, поселки городского типа, села и даже отдельные предприятия).
Нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на молодых специалистов, с другой - существенным ужесточением требований к их профессиональной подготовке, поэтому значительная часть выпускников учреждений профессионального образования (УПО) сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве.
Молодые люди, получившие высшее образование, часто не имеют возможности применить свои знания по специальности, что сказывается на их квалификации. В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях предприятий и организаций в трудовых ресурсах не систематизирована, а разбросана по разным источникам (периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости).
Как следствие, выпускники вузов считают полученную специальность не отвечающей их материальным и моральным запросам, т.е. неконкурентоспособной на рынке труда (зачастую это соответствует действительности), что приводит к психологическим травмам, социальным проблемам.
Ситуация с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования, сложившаяся в новых социально-экономических условиях - при отсутствии государственного заказа, предполагает необходимость выработки принципиально новых подходов, организационных и методических принципов создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству молодых специалистов.
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
Профессиональная школа во многом адекватно реагирует на процессы, связанные с формирующимся спросом на рынке труда: в значительной мере изменились содержание и структура подготовки кадров на всех образовательных уровнях, вводится новая система содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников на базе Межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана (МЦПТ). Разработана Межведом-
и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (ЦСЗУМ), рекомендации по разработке соответствующих программ).
Данные материалы (см. список литературы) можно рассматривать как предварительный результат разработки организационных принципов создания и функционирования системы содействия трудоустройству и занятости выпускников УПО. Как предполагается, сеть ЦСЗУМов станет основой создаваемой в Российской Федерации системы содействия трудоустройству.
На рис. 1 представлена общая схема функционирования государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников УПО. Центров должно
Рис. 1
ственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Во все учебные заведения разосланы рекомендации по проведению организационно-методической работы в этой области (примерное положение о Центре содействия занятости учащейся молодежи
быть столько, сколько учреждений профессионального образования находится в данном регионе. Решением совета ректоров региона среди них выбирается центр, созданный в одном из УПО. На федеральном уровне создается центр, выполняющий координационные и аналитические функции в масштабе Российской Федерации. Он органи-
зуется в одном из вузов, подчиненных Минобрнауки России.
Все эти структуры должны быть обеспечены информационной системой с выходом в Интернет, содержащей сведения и для работодателей, и для тех, кто ищет работу. Работодатели смогут узнать, кто и в каком году выйдет из стен того или иного учебно-
го заведения, познакомиться с данными о будущих специалистах (пол, место проживания, специальность и специализация, возможно, персональная характеристика). На сайте будут размещены и предложения от работодателей: рабочие места по специальности данного вуза, техникума, их число в текущем году или в перспективе.
Таблица
Задача Какую деятельность включает Существует ли, или на какой базе может создаваться
1. Непосредственная деятельность по трудоустройству выпускников УПО Организация стажировок и практик, временная занятость, трудоустройство по окончании УПО В большинстве случаев такая деятельность, официально или неофициально (например, на базе студенческого профкома), ведется в УПО, однако нет согласованности и единых целей
2. Предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда Создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и работодателей данными о рынке труда и рынке образовательных услуг Во многих УПО и вне их такие системы уже реализованы (например, на основе Интернета), тем не менее их разрозненность не обеспечивает их эффективности. Базой для создания единой системы должна стать сеть РЦИ/ЦНИТ Минобразования России
3. Переподготовка и дополнительное профессиональное обучение незанятых выпускников Организация дополнительных курсов в рамках учебных программ УПО, «второе образование», краткосрочные программы переподготовки и доп. подготовки незанятых выпускников УПО, МВА** и т.п. Базой для решения этой задачи должны стать уже существующие организации: МРЦПК***, ИПК, центры переподготовки офицеров. Необходимо лишь повысить эффективность их работы
4. Стратегические задачи по содействию трудоустройству Работа с промышленными предприятиями и другими работодателями, анализ спроса на специалистов, прогноз развития ситуации, определение специфики УПО на рынке образовательных услуг, взаимодействие с другими УПО, органами власти, общественными организациями, определение стратегических ориентиров подготовки специалистов в данном УПО и т.п. Частично реализуется в некоторых центрах занятости, но недостаточно. Нужен специальный Центр содействия занятости или отдельная рабочая группа в рамках существующего центра (службы) занятости. Сеть таких центров должна стать основой создаваемой системы содействия занятости
* РЦИ/ЦНИТ - региональные центры информатизации/центры новых информационных технологий.
** МВА - Master of business administration - Магистр делового администрирования.
*** МРЦПК - Межотраслевой центр повышения квалификации.
Таким образом, задачи разделены в зависимости от уровня государственной власти, а также между разными подразделениями и организациями, осуществляющими содействие трудоустройству выпускников в рамках одного уровня.
Иными словами, в деятельности по содействию занятости выпускников УПО можно выделить четыре главные группы задач, соответствующие направлениям Межведомственной программы содействия.
Из таблицы видно, что, помимо уже существующих структур, необходимы организации (рабочие группы) двух типов:
1. Региональные центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования. Они должны создаваться решением совета ректоров на конкурсной основе в одном из вузов региона, который в этом случае становится головным по этой проблеме.
2. Вузовские центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников. Они должны создаваться во всех УПО.
Функции регионального центра включают:
а) координацию (информационную, стратегическую) сотрудничества в проведении совместных семинаров, конференций, советов;
б) анализ взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе, в сфере промышленности, статистика;
в) внешние контакты с другими регионами, с федеральными органами власти, с МЦПТ, с зарубежными структурами.
Функции вузовского центра содействия трудоустройству (занятости) выпускников:
а) стратегия выпуска: целевая группа работодателей, сегмент РОУ, специфика образовательных программ в вузе;
б) профориентация: работа со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации;
в) выработка рекомендаций для руководителей управлений по учебной работе по корректировке учебных планов - в соответствии с текущими требованиями ра-
ботодателей и перспективами развития рынка труда;
г) стратегия взаимодействия с ЦНИТ, центрами повышения квалификации и др. подобными организациями внутри и вне вуза;
д) взаимодействие с промышленностью, другими работодателями: презентации профессий, семинары и конференции, постоянная работа;
е) сотрудничество с другими вузами, центрами содействия занятости, администрацией, регионами.
Выше были выделены две группы задач, которые должен решать вузовский центр (служба) занятости: непосредственного трудоустройства и стратегические задачи. Мы условно разделяем их решение между двумя структурами: центром занятости и центром содействия занятости. Реально стратегическими задачами может заниматься специально выделенная группа в едином центре занятости. Существует и другой вариант: непосредственной деятельностью по трудоустройству, профориентации, организации практик и стажировок могут заниматься специально назначенные сотрудники (группы) в едином центре содействия трудоустройству выпускников. Окончательный выбор организационной структуры зависит от специфики учебного заведения и является прерогативой руководителей учебных заведений.
При этом рекомендуется выбрать следующую стратегию: в вузе создается центр содействия трудоустройству выпускников, который разрабатывает политику вуза в области занятости и занимается сам (или координирует деятельность соответствующих подразделений университета и студенческих организаций) непосредственным трудоустройством выпускников, организацией временной занятости студентов, профориентацией, предоставляет информацию и консультирует студентов. Уже существующие организации в этом случае не упраздняются, а объединяются в рамках центра содействия трудоустройству (занятости)
выпускников или просто согласовывают с ним свою деятельность.
Кратко перечислим основные задачи центра занятости и центра содействия занятости вуза.
I. Непосредственное трудоустройство студентов и выпускников (центр занятости):
1) стажировки (практика);
2) временная занятость (во время обучения);
3) трудоустройство после окончания вуза.
II. Стратегические задачи, обеспечивающие трудоустройство студентов и выпускников (центр содействия занятости).
1. Определение особенностей и актуальности программ обучения в вузе, сравнение их с программами других вузов, готовящих специалистов по той же тематике, выявление сильных и слабых сторон обучения в данном вузе, его специфики на рынке образовательных услуг.
2. Выбор «целевой группы» - предприятий (групп предприятий), для которых вуз готовит специалистов, сравнение с другими вузами, выпускники которых предназначены для той же целевой группы, определение своего сегмента на рынке труда.
3. Работа с выпускниками: ведение базы данных, создание ассоциации (партнерства), совершенствование ее деятельности.
4. Работа со студентами: профориентационные занятия, предоставление информации о ситуации на рынке труда и о прогнозах его развития, координация их научной работы, способствующей успешному трудоустройству и отвечающей задачам центра.
5. Выработка рекомендаций по корректировке программ обучения в вузе, профиля подготовки и номенклатуры специальностей с учетом спроса на специалистов.
6. Взаимодействие с работодателями (промышленными предприятиями, учреждениями, фирмами), проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимного сотрудничества.
7. Контакты вуза относительно проблем
трудоустройства - с другими вузами, центрами занятости, организациями работодателей, профессиональными союзами и ассоциациями, профильными органами федеральной, региональной и местной власти.
Рассмотрим типовой вариант организационной формы вузовского центра содействия занятости выпускников на примере крупного вуза (около 10 тыс. студентов, большое число факультетов, кафедр, специальностей, подготовка конкурентоспособных специалистов по всему их спектру).
Непосредственная деятельность по трудоустройству выпускников разворачивается на кафедрах, факультетах и в других структурных подразделениях вуза. При этом существует необходимость в подразделении на верхнем уровне управления, которое, подчиняясь непосредственно ректору или первому проректору, координировало бы деятельность по трудоустройству (рис. 2).
РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников реализует следующие основные направления деятельности:
■ работа с выпускниками;
■ работа с предприятиями-работодате-лями;
■ сотрудничество с другими организациями;
■ аналитическая работа;
■ предпринимательская деятельность.
Приведенный список может изменяться, но две первые позиции будут присутствовать всегда.
Оптимальный вариант для работы с выпускниками и другими претендентами на рабочие места и работодателями - это ведение базы данных (резюме и вакансии) с Интернет-доступом.
Для обеспечения единства требований, предъявляемых учреждениями профессионального образования к участникам рынка труда, и организации автоматического
Ректор
І
Проректор по научной работе
I
Проректор по учебной работе
Факультеты
Дентр содействия занятости вытускников
Факультеты
Другае подразделения
Непосре дствення я
Тепосре дственна я
Непосредств енная деятельность по трудоустройству выпускников
Рис. 2
сбора данных с различных региональных баз данных в едином центре разработана распределенная информационная система поддержки трудоустройства молодых специалистов.
В настоящее время система апробирована в ГНИИ ИТТ «Информика», в МГТУ им. Н.Э. Баумана, Петрозаводском государственном университете, Тамбовском государственном техническом университете и других вузах.
Структура и функции системы. Общие положения
Распределенная информационная система с технологической точки зрения состоит из ряда локальных телекоммуникационных серверов, каждый из которых разворачивается в центрах содействия занятости. В системе предусмотрен также центральный сервер, осуществляющий консолидацию данных локальных серверов - в Государственном НИИ информационных технологий и телекоммуникаций и зеркальном сервере, размещенном в МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Каждый локальный сервер обес-
печивает поддержку следующих взаимосвязанных информационных систем с Интернет-доступом:
■ ЦСЗУМ;
■ система нормативно-правовой информационной поддержки;
■ навигационно-справочная служба;
■ система анализа рынка труда.
При необходимости, без каких-либо технологических изменений, частично или полностью может быть задействована трехзвенная структура: сервер учреждения профессионального образования - региональный сервер - центральный сервер. К ним на региональном и центральном уровнях подключается подсистема консолидации данных нижних уровней.
Информационная система ЦСЗУМ обеспечивает:
■ ведение базы данных выпускников (регистрация выпускников, удаленный ввод/редактирование и хранение предложений молодых специалистов, желающих найти работу);
■ ведение базы данных вакансий (регистрация фирм, удаленный ввод/редакти-
рование и хранение предложений фирм, нуждающихся в специалистах);
■ поиск специалистов по таким параметрам, как специальность, возраст, учреждение профессионального образования, оклад, знание иностранных языков и др.;
■ поиск организаций, нуждающихся в специалистах, по таким параметрам, как специальность, оклад, должность и др.
Система нормативно-правовой информационной поддержки предоставляет доступ пользователей к законодательным актам, документам различных ведомств, регулирующим взаимоотношения всфере труда и образования. Система, в частности, обеспечивает интерфейс с базой данных нормативных и распорядительных документов Минобрнауки России на сервере http:// шшш.т(Ъгт1ка.ш,сюридической базой данных ФАПСИ (http://pravo.informika.ru), с сервером МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана (http://cszum.bmstu.ru), содержащим информацию о работе в области содействия занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Вместе с тем в системе выделены нормативные документы, представляющие интерес для лиц, ведущих поиск работы, кадровых агентств, руководителей предприятий и учреждений. В этот раздел включены, в частности, материалы, относящиеся к Трудовому кодексу, юридические консультации, специализированные обзоры.
Система анализа рынка труда и образовательных услуг готовит расчеты статистических показателей, характеризующих спрос и предложение на рынке образовательных услуг и труда во временном и географическом аспектах:
■ предложения специалистов (количество предложений по различным специальностям и группам специальностей с учетом географии предложений);
■ спрос на специалистов различных специальностей(количество вакансий по тем или иным специальностям и группам специальностей с учетом географии предложений).
Навигационно-справочная служба предоставляет пользователю информацию о службах занятости, информационных ресурсах Интернета, справочниках и базах данных, направленных на поддержку трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, психологическую поддержку соискателей вакансий. В настоящее время в навигационно-справочной службе имеются следующие разделы: ЦСЗУМ и базы данных, кадровые агентства, курсы переподготовки, газеты и журналы, обзоры.
Системные требования
При разработке системы были приняты во внимание ее существенная географическая распределенность, а также иерархичность (федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения).
С информационно-технологической точки зрения реализуемая система удовлетворяет следующие требования:
■ открытость - использованы технологические решения, обеспечивающие совместимость подсистем по структурам данных, используемым протоколам их передачи; программный код системы открыт;
■ масштабируемость - возможность подключения к ней новых локальных серверов структур по мере их готовности, без существенных изменений производительности и качества функционирования;
■ платформо-независимость и гетерогенность - возможно использование широкого спектра оборудования, системных и сетевых программных сред, имеющихся в образовательных учреждениях;
■ ориентация на интернет/интранет-технологии;
■ защищенность информации от несанкционированного доступа.
Минимальные технические требования к аппаратным средствам сервера следующие: Реп1:шт II или III, ИЛМ 32МЬ, ИББ ЮЬ.
Сервер функционирует под любой из операционных систем - 08, "^^ошз 95,
98, 2000, Win NT 4.0. Программное обеспечение может быть легко настроено на UNIX платформы (Linux, FreeBSD и др.).
На сервере должен быть установлен интерпретатор языка Perl.
В качестве web-сервера могут быть использованы IIS 4, 5, Sambar 4.x и другие.
Может быть применена любая СУБД, допускающая доступ с помощью ODBC-драйвера.
Режимы доступа к системе
Работа синформационной системой может осуществляться в трех режимах: гость, клиент, администратор.
Гость обладает возможностью доступа к информационным системам в режиме чтения и поиска информации. Клиент, помимо этого, может заполнять, корректировать и удалять относящиеся к нему записи баз данных. Администратору доступны любые записи в базах данных. Специалист, желающий разместить свое резюме, может стать клиентом, просто зарегистрировавшись на сервере, после чего получает свой индивидуальный пароль и логин. Организация, желающая найти специалиста, может разместить информацию о предоставляемых вакансиях также после предварительной регистрации и занесения в базу необходимых идентификационных данных.
Обеспечение взаимодействия региональных серверов
Для организации взаимодействия региональных ЦСЗУМ, глобального поиска по нескольким серверам, мониторинга рынка труда и образовательных услуг на межрегиональном уровне разработаны единые структуры данных для различных подсистем - структура резюме специалиста, структура объявления о вакансии, структура данных об организации (фирме), осуществляющей поиск специалистов.
В качестве языка реализации структур данных и средства взаимосвязи локальных серверов в проекте использован язык XML. Такое решение позволяет «развязать» во-
просы взаимодействия электронных бирж и вопросы их локальной реализации. Иными словами, каждый региональный ЦСЗУМ можетиспользовать различные СУБД, свой собственный интерфейс пользователя и поисковую логику. Это дает возможность интегрировать в общую распределенную систему электронные биржи различных независимых разработчиков.
Работа с системой
С общим видом Web-интерфейса системы и отдельными ее подсистемами можно ознакомиться непосредственно на сервере http://job.informika.ru или http:// job.bmstu.ru. Адрес электронной почты для получения инсталляционного пакета системы и консультаций по ее установке: [email protected] или [email protected]
Работа с базой данных соискателей (выпускников) сводится к внесению (редактированию) и удалению информации о выпускнике.
При регистрации пользователь получает индивидуальные логин (имя) и пароль, после чего может входить в систему в любой момент. После регистрации пользователь заполняет анкету. Одни позиции анкеты являются обязательными, другие - дополнительными (они могут не заполняться). Некоторые поля заполняются в произвольной текстовой форме, а некоторые - по выбору значения из списка. Число обязательных полей было решено сделать минимальным: опыт показывает, что слишком развернутые анкеты «отпугивают» соискателей. Вместе с тем пользователь всегда может дополнить обязательную информацию о себе: внести сведения о дополнительном образовании, знании иностранных языков, наличии водительских прав, о предыдущем месте работы. Кроме того, он заполняет собственные адресные данные и вносит требования, предъявляемые им к вакансии (должность, профессия, специализация, заработная плата, вид и график работы и пр.). Все не указанные в анкете сведения пользователь может в произвольной форме доба-
вить к своему резюме. Он может также зафиксировать свое желание получать информацию о подходящих вакансиях по электронной почте. Зарегистрированный соискатель может в любой момент исправить введенные данные или полностью удалить резюме. Если в экранных формах встречается кнопка «выбрать», пользователь может выбрать специальность, квалификацию, должность, регион и пр. из соответствующих официальных классификаторов.
Работа с базой данных вакансий также начинается с регистрации - в нее заносятся необходимые сведения о предприятии. Зарегистрированное предприятие может впоследствии внести в базу данных любое число вакансий.
После занесения в базу идентификационных данных пользователь (работник кадровой службы) предоставляет информацию о свободных вакансиях, указав необходимую должность, краткое описание должностных обязанностей, вид и график работы, оплату труда, число вакансий, их месторасположение, требования к соискателю (образование, возраст, знание иностранных языков и пр.). Пользователь может на определенный период сделать информацию о вакансии неактивной. Это означает, что она не будет видна соискателям. Это целесообразно, если соискателя берут на определенный период, после чего вакансия вновь может быть открыта, либо если предполагается, что через некоторое время будет открыта еще одна (как минимум) вакансия с теми же характеристиками. Пользователь, естественно, может и удалить информацию о вакансии.
Поиск вакансии. В системе реализованы возможности поиска вакансии для любого (в том числе и незарегистрированного) пользователя по следующим параметрам: должность, специальность (или группа специальностей), специализация, заработная плата, вид и график работы, город (регион), пол, возраст, стаж работы, владение ПК, водительские права, знание иностранных языков и др., причем лишь некоторые
из них являются обязательными. В остальном пользователь может задавать любые сочетания параметров.
Кроме кратких сведений, пользователь может получить более подробную информацию об организации и предлагаемой вакансии. Кстати, это позволяет собирать детализированную статистику по различным параметрам, характеризующим как спрос, так и предложение на рынке труда. В частности, подробная детализация адреса позволяет вести статистику по отдельным регионам, населенным пунктам и даже районам города, что важно для больших городов.
Поиск специалиста во многом аналогичен поиску вакансии. Отметим только, что и в том и в другом случае данные об удовлетворяющих условиям поиска возможностях могут в автоматическом режиме отсылаться зарегистрировавшемуся лицу (работнику кадровой службы или соискателю) по электронной почте, что избавляет от необходимости периодического посещения сервера для поиска новых резюме или вакансий.
Консолидация данных. Как уже указывалось, для консолидации данных используется язык XML. Это означает, что обмен данными между локальным и вышестоящим (центральным, региональным) серверами осуществляется с помощью XML-файлов согласованной структуры. Эта структура с некоторыми изменениями, отражающими российскую специфику, в целом соответствует международному протоколу HR-XML Staffing Protocol, используемому для обмена данными о вакансиях и соискателях на электронных биржах труда в Европе и США. Сущность обмена заключается в том, что файлы из баз данных локальных серверов по мере обновления автоматически конвертируются в XML-файлы заданной структуры, доступ к чтению которых предоставляется центральному серверу. В результате пользователю (соискателю, работнику кадровой службы) доступна вся информация, хранящаяся на серверах разных вузов, что, во-первых, существенно увели-
чивает эффективность и оперативность поиска, а во-вторых, позволяет проводить статистический анализ спроса и предложений на рынке труда по данным, собираемым со всех серверов, входящих в систему.
Анализ данных. По данным, собранным как на локальных, так и на центральном серверах, возможен анализ информации по различным срезам: количеству вакансий (резюме по данной специальности или группе специальностей), региону, возрасту соискателей, требуемой (предлагаемой) заработной плате, квалификации, виду и характеру работы и др. Данные выводятся в виде таблиц, которые могут быть использованы для оперативного управления рынком труда и образовательных услуг, в частности для принятия решений о реструктуризации направлений и изменении количественных показателей подготовки и переподготовки специалистов. Рассматриваемая система предусматривает в последующих версиях наличие прогнозной составляющей и реализацию геоинформационного представления статистического материала.
Создание вузовских ЦСЗУМ и их эффективная работа имеет огромное значение. Они призваны наладить взаимодействие между вузами и промышленностью, повысить сбалансированность рынков образовательных услуг и труда, определить стратегию каждого конкретного вуза в отношении подготовки специалистов. Роль ЦСЗУМ можно сравнить с ролью службы маркетинга в крупной корпорации, производящей потребительские товары. Так как основным «продуктом» вуза являются выпускники, деятельность по содействию занятости выпускников становится важнейшей задачей вуза.
Таким образом, система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, создаваемая в Российской Федерации, своей основой будет иметь сеть центров содействия трудоустройству (занятости) выпускников, оснащенныхраспределенной информацион-
ной системой и имеющих общие цели и скоординированные программыработ.
Список литературы
• Аналитическая оценка и изучение поэтап-
ного становления организационного механизма функционирования системы трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 25 с.
• Методические рекомендации по исполь-
зованию функциональных возможностей распределенной информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 18 с.
• Методические рекомендации по органи-
зации системы психологической поддержки выпускников учреждений профессионального образования. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 24 с.
• Методические рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. - 18 с.
• Методические рекомендации по созданию системы содействия занятости учащейся молодежи и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. - 36 с.
• Роль и место центров содействия занятос-
ти и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости (Концепция системы содействия занятости) / Под общ. ред. Е.П. Илясова. - М.: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 11 с.
• Роль и место центров содействия занято-
сти и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости: Материалы школы-семинара (20 марта 2002 г.). - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 142 с.