Научная статья на тему 'Управленческие инструменты деятельности центров содействия занятости выпускников'

Управленческие инструменты деятельности центров содействия занятости выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ УПО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРЫ (СЛУЖБЫ) / КОНЦЕПЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIALIZED CENTERS (SERVICES) / SYSTEM OF ASSISTANCE TO EMPLOYMENT OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS GRADUATES / ESTABLISHMENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илясов Евгений Павлович

В статье рассматриваются проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования (УПО), а также пути решения этих проблем. Отмечается, что создание специализированных центров (служб) в учреждениях профессионального образования это одно из направлений снижения напряженности на рынке труда. Особое внимание уделено концепции формирования и функционирования общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников УПО, а также внедрению и техническому сопровождению уже созданной новой автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников УПО (АИСТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илясов Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managerial tools in russian system of assistance to employment of graduates

Problems of assistance to employment of Professional Educational Establishments' graduates are discussed. Developing of specialized centers (services) in Establishments of Professional Education is supposed to be one of the effective methods of labor-market tension decreasing. A great role of Distributed Information System as an effective tool of gathering and processing of data, corresponding to the state of national labor-market and educational services is shown.

Текст научной работы на тему «Управленческие инструменты деятельности центров содействия занятости выпускников»

2. Посохова С.Т. Индивидуальные стратегии личностной адаптации // Психология адаптации и социальная среда: современ-

ные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007.

ABRAMOVK. SPECIFICS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIETY IN TRANSIENT STATE

Social transformations, as processes of radical change in Russian society, are affecting dramatically all life spheres of representatives of various social layers. Such socio-economic conditions cause a phenomenon ofsocio-psychological adaptation, i.e. adjustment of human being (as a person) to existence in the changed environment according to requirements of this society and to his own needs, motives and interests. The meaning of social adaptation lies in mastering the norms, values, lifestyles, new strategies of social interaction.

Keywords: socio-psychological adaptation, youth, life quality, social wellbeing, satisfaction with life.

Е.П. ИЛЯСОВ, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана

Управленческие инструменты деятельности центров содействия занятости выпускников

В статье рассматриваются проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования (УПО), а также пути решения этих проблем. Отмечается, что создание специализированных центров (служб) в учреждениях профессионального образования - это одно из направлений снижения напряженности на рынке труда.

Особое внимание уделено концепции формирования и функционирования общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников УПО, а также внедрению и техническому сопровождению уже созданной новой автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников УПО (АИСТ).

Ключевые слова: система содействия трудоустройству выпускников УПО, информационная система, центры (службы), концепция, учреждения профессионального образования.

В процессе формирования в стране рыночной экономики произошли значительные сдвиги в структурах занятости населения, в спросе на различные категории работников. Система возникающих рынков часто является несогласованной и требует определенных механизмов по её регулированию и приведению к сопоставимости спроса и предложения.

В настоящее время ситуация по реализации одного из главных ресурсов России - интеллектуального потенциала - остается критической. Ликвидация системы государственного распределения лишила учебные заведения информационной обратной связи. Экономика регионов не получает

необходимых специалистов, выпускники образовательных учреждений вынуждены заново переучиваться под потребности рынка труда, в то время как образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, не пользующимся спросом. Бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого профессионала по конкретной специальности, в таком случае оказываются потраченными с крайне низкой эффективностью.

Проблемы безработицы среди молодежи определяются рядом факторов: низкой конкурентоспособностью на рынке труда, неподготовленностью к новым экономическим отношениям, несоответствием профессио-

нальной подготовки потребностям рынка труда, недостаточной мотивацией к труду.

Все это препятствует нормальному развитию общества и его трудового потенциала. В связи с этим представляется весьма актуальным решение проблем, связанных с синтезом двух составляющих процесса преобразования общества - профессионального образования и рынка труда.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:

■ низкая эффективность традиционных систем и подсистем профессиональной ориентации школьников, учащихся профессиональных учебных заведений, студентов и выпускников вузов;

■ слабая профессионально-кадровая, технологическая и научно-методическая обеспеченность систем профессиональной и социальной ориентации молодежи на уровне общеобразовательной школы, учреждений среднего и высшего профессионального образования, служб и учреждений для молодежи;

■ низкий уровень межведомственного и межсекторного взаимодействия субъектов региональных рынков образовательных услуг, труда и занятости в решении проблем трудоустройства молодежи, прогнозирования и принятия эффективных мер содействия трудовой занятости молодежи;

■ неразвитость механизмов, обеспечи-вающихкорреляцию в развитии региональных рынков образовательных услуг, труда и занятости;

■ отсутствие региональных и межрегиональных программ кадровой политики и закрепления молодежи на рабочих местах;

■ неадекватность оценки молодежью перспектив и возможностей собственного профессионального трудоустройства и роста в условиях региональных экономик, несоответствие между уровнем ожиданий, требований молодежи к рабочему месту,

уровню оплаты и реальными возможностями трудоустройства.

Становится очевидным, что эту дисгармонию должна устранить специальная служба, осуществляющая содействие в решении всех вышеперечисленных вопросов. В данном процессе должны участвовать и система образования, и государственные службы занятости, и коммерческие структуры.

Выбор и реализация экономической стратегии как на федеральном, так и на региональном уровне невозможны без создания эффективного механизма формирования, движения и использования трудового потенциала.

По поручению Правительства Российской Федерации Министерство образования и Министерство труда и социального развития в конце 1990-х годов приняли решение о разработке Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования (УПО), целью которой является создание системы организаций, осуществляющих комплексное консультационное, информационное и образовательное содействие в трудоустройстве учащихся и незанятых выпускников УПО.

В соответствии с программой на местном уровне приказом ректора учреждения профессионального образования создается центр содействия трудоустройству выпускников. В каждом субъекте РФ решением Совета ректоров образовательных учреждений региона на базе одного из центров содействия трудоустройству выпускников создается региональный центр. На федеральном уровне функции координации, информационного и методического обеспечения осуществляет Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования (МЦПТ) МГТУ им. Н.Э. Баумана, учрежденный 12 мая 1999 г.

На сегодняшний день система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в целом сформирована. Ее основу составили центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников, созданные во всехУПО России, оснащенные информационной системой поддержки трудоустройства с выходом в Интернет. Такие центры призваны решать целый ряд задач, а именно:

• непосредственная деятельность по трудоустройству (организация стажировок и практик, временной занятости студентов в свободное от учебы время, трудоустройство по окончании УПО);

• предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда;

• ведение базы данных информационной системы поддержки трудоустройства;

• переподготовка и дополнительное профессиональное обучение незанятых выпускников (организация дополнительных курсов в рамках существующих учебных программ, краткосрочные программы переподготовки и дополнительной подготовки незанятых выпускников на базе УПО);

• решение стратегических задач по проблемам трудоустройства (взаимодействие с промышленными предприятиями и другими работодателями, с органами власти, общественными организациями и т.п., анализ спроса на специалистов, прогнозирование развития ситуации, определение специфики УПО на рынке образовательных услуг и стратегических ориентиров подготовки специалистов).

За 10 лет сделано немало. В 324 вузах страны созданы центры содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников. В 76 субъектах РФ работают региональные центры, координирующие деятельность вузовских центров. В 2007 г. система получила дальнейшее развитие. Службы содействия трудоустройству стали появляться и в сфере среднего профессионального образования.

Экономический кризис обострил ситуа-

цию на рынке труда. С одной стороны, это выразилось в снижении спроса на молодых специалистов, с другой - в существенном ужесточении требований к их профессиональной подготовке. Как следствие, значительная часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с серьезными трудностями при решении проблемы трудоустройства. Имеющиеся вакансии требуют от специалистов практически невозможного. Они должны, с одной стороны, обладать широким спектром знаний в самых различных сферах, с другой - быть достаточно специализированными в определенной области. Претенденты на престижные рабочие места должны иметь высокую мотивацию к постоянному совершенствованию, быть приверженными своей фирме, но в то же время быть готовыми к поиску нового места работы.

Молодые люди, получившие высшее образование, часто не имеют возможности применить свои знания, изучить особенности приложения этих знаний к конкретной специальности, что сказывается на общем уровне квалификации. В первую очередь это обусловлено тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций не систематизирована, а разбросана по разным источникам.

В связи с этим Министерство образования и науки РФ приняло решение о подготовке концепции формирования и функционирования общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (ОРСТ). В концепции сформированы основные цели, задачи создания и функционирования ОРСТ с учетом основных направлений государственной политики в сфере образования и занятости населения. Общая цель -содействие трудоустройству выпускников путем:

• создания условий для информирования выпускников УПО о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда;

• создания условий для взаимодействия выпускников УПО и потенциальных

работодателей через сеть центров содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений при учебных заведениях.

В целях оказания влияния на снижение напряженности на рынке труда в части обеспечения занятости выпускников УПО (высшего, среднего и начального) целесообразно формирование общероссийской системы содействия их трудоустройству с включением в сетевое взаимодействие всех учреждений профессионального образования Российской Федерации. Эффективность функционирования ОРСТ напрямую связана с созданием автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (АИСТ), что обусловлено, с одной стороны, значительным количеством УПО (1134 вуза, 2786 колледжей и техникумов и 2498 профессиональных лицеев и училищ), распределенных на территории страны, а с другой стороны - необходимостью оперативной актуализации информации по субъектам Российской Федерации о вакансиях по должностям, по направлениям подготовки в разрезе конкретных предприятий и организаций. Таким образом, создание АИСТ будет способствовать оперативному информированию заинтересованных лиц о состоянии рынка труда и принятию решений по различным направлениям деятельности сферы образования, в том числе связанным с приведением объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в соответствие с потребностями рынка труда.

В целях совершенствования координации, научно-методического и информационного обеспечения деятельности учреждений профессионального образования по содействию трудоустройству выпускников УПО и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда

субъектов Российской Федерации » и решения рабочей группы по координации действий в сфере образования и науки было принято решение переименовать Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана в Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее -Центр).

Определены основные направления деятельности Центра:

■ методическое и информационное обеспечение общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

■ координация деятельности служб содействия трудоустройству выпускников УПО;

■ разработка, внедрение и сопровождение программного обеспечения автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (АИСТ);

■ обеспечение взаимодействия АИСТ с другими существующими информационными системами;

■ проведение мониторингов различных направлений деятельности образовательных учреждений в части содействия занятости выпускников;

■ представление аналитической информации в части содействия трудоустройству выпускников органам государственной власти, в том числе органам управления образованием.

По всем этим направлениям Центром ведется активная работа. Для выработки современных, перспективных методов работы проводится ежегодный мониторинг деятельности региональных и вузовских центров содействия трудоустройству. Наиболее эффективные программы центров

изучаются, анализируются возможности их использования и внедрения с учетом специфики каждого региона. Результаты исследований отражены в периодически издаваемой методической литературе.

В настоящий момент для сбора и обработки информации о состоянии рынка труда и образовательных услуг функционирует распределенная информационная система содействия трудоустройству выпускников (РИС). Она установлена в каждом вузе, приславшем запрос на ее использование. Система позволяет получить подробные сведения о наличии рабочих мест, перспективах получения работы по той или иной специальности, нормативно-правовых и социальных аспектах трудоустройства, а также о возможностях дополнительного обучения по соответствующему профилю подготовки. Имеющаяся на центральном сервере системы база данных вакансий работодателей и резюме соискателей пополняется сведениями из всех субъектов Федерации. Подсистема навигационно-спра-вочной службы содержит информацию о биржах труда, кадровых агентствах, кур-

сах обучения и переподготовки; здесь же представлен обзор доступных в средствах массовой информации материалов по проблемам трудоустройства. Раздел, посвященный профессиональной ориентации, включает в себя комплекс тестов, помогающих желающим правильно выбрать будущую профессию.

К сожалению, многие учреждения профессионального образования и работодатели не уделяют должного внимания внедрению и активному использованию данной технологии. Информация поступает не в полном объеме, а периодичность обновления данных оставляет желать лучшего. Контроль качества функционирования существующей распределенной информационной системы (РИС), наряду с активным внедрением и техническим сопровождением уже созданной новой автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (АИСТ), является не только важным направлением работы Центра, но и первостепенной задачей реализации социально-экономической

политики страны.

ILYASOVE. MANAGERIAL TOOLS IN RUSSIAN SYSTEM OF ASSISTANCE TO EMPLOYMENT OF GRADUATES

Problems of assistance to employment of Professional Educational Establishments' graduates are discussed. Developing of specialized centers (services) in Establishments of Professional Education is supposed to be one of the effective methods of labor-market tension decreasing.

A great role of Distributed Information System as an effective tool of gathering and processing of data, corresponding to the state of national labor-market and educational services is shown.

Keywords: system of assistance to employment of Professional Educational Establishments' graduates, specialized centers (services), Establishments of Professional Education.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.