Научная статья на тему 'Трудоустройство выпускников задача учреждений профессионального образования'

Трудоустройство выпускников задача учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1806
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство выпускников задача учреждений профессионального образования»

г

\

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

Е. ИЛЯСОВ, кандидат социологических наук МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана

В настоящее время одной из важнейших социально-экономических проблем, связанных с изменениями на рынке труда, является угроза безработицы для молодых специалистов, окончивших вузы, техникумы, училища. С отменой планового распределения, гарантировавшего постоянное рабочее место и необходимый минимум социальных гарантий, выпускники учебных заведений оказываются одной из самых слабо защищенных в этом отношении категорий населения.

Причина высокой безработицы среди молодежи - в ее неподготовленности к новым экономическим отношениям, в несоответствии профессиональной подготовки потребностям рынка труда, в недостаточной мотивации к труду.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что выпускникам учреждений профессионального образования никто, кроме них самих, не поможет. Действительно, получается какая-то нерешаемая дилемма. После того как выпускнику вручили диплом, учреждению профессионального образования он уже не нужен, а службам занятости в регионах - еще не нужен (т.к. не зарегистрирован на бирже труда). Рыночные механизмы регулирования занятости не заработали, базы вакансий в сети Интернет еще только формируются, так что обеспечить массовое трудоустройство выпускников по всей территории России пока затруднительно. К тому же базы данных по

Трудоустройство выпускников - задача учреждений профессионального образования

работодателям, мягко говоря, далеки от совершенства.

Все это препятствует нормальному развитию трудового потенциала общества. В связи с этим представляется весьма актуальным решение проблем, связанных с синтезом двух составляющих процесса модернизации общества - профессионального образования и рынка труда. В решении этих задач чрезвычайно важна поэтому совместная деятельность Министерства образования с Министерством труда.

В последнее время здесь были получены определенные результаты. Так, в соответствии с совместным приказом министра образования РФ и министра труда и социального развития РФ от 04.10.1999 г. № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда» была разработана «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования». Опуская трудности и проблемы по ее финансированию, подчеркну, что основная цель программы - создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда. Основу данной системы составят центры содействия занятости уча-

щейся молодежи (ЦСЗУМ), работающие в каждом учреждении профессионального образования (УПО). Они являются связующим звеном между рынком образовательных услуг и рынком труда.

Каждый такой центр должен решать задачи не только по непосредственному трудоустройству своих выпускников, но и по предоставлению информации о спросе и предложении на рынке труда по профильным специальностям, по переподготовке и непрерывному профессиональному обучению незанятых выпускников.

В интервью газете «Поиск» №10 от 14.03.03 министр образования РФ В.М. Филиппов заявил: «Мы за то, чтобы действительно в каждом вузе, в каждом техникуме был отдел или, по крайней мере, один человек, ответственный за трудоустройство студентов и выпускников... Поэтому содействие студентам в поисках работы становится для вузов и техникумов просто необходимым условием существования. У нас в ближайшей перспективе каждый вуз, каждый техникум обязаны обзавестись специальным сайтом, на котором будет размещаться информация, с одной стороны, для работодателей, с другой - для тех, кто ищет работу. Заглянув на такой сайт, работодатели смогут узнать, кто и в каком году выйдет из стен этого учебного заведения, познакомиться с характеристиками будущих выпускников: пол, место проживания, специальность и специализация, на какой кафедре пишет дипломную работу и так далее. На этом же сайте будут размещаться и предложения от работодателей: какие рабочие места по специальностям данного вуза или техникума вакантны в этом году или появятся в следующем.

Мы считаем, что в течение ближайшего года такая система в обязательном порядке должна появиться в каждом вузе и техникуме».

В этой связи министром поставлена задача создать во всех вузах центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников, располагающие банками данных спроса и предложения с выходом в Интернет: «Информационная система будет распространяться безвозмездно. Она разрабатывается централизованно, при поддержке Минобразования, и будет рекомендована всем средним и высшим учебным заведениям. Более того, мы намерены вузовские системы поддержки трудоустройства объединить. Чтобы в эту единую сеть мог войти выпускник, например, уральского вуза и посмотреть, какие рабочие места есть, скажем, в Иркутской области. Может, и действительно туда поедет - если работодатель предложит рабочее место с жильем или еще какие-то заманчивые условия. Мы рассчитываем закончить работу по созданию общероссийской системы информационной поддержки трудоустройства выпускников в течение года».

Такая распределенная информационная система поддержки трудоустройства молодых специалистов (сокращенно - РИС) сегодня создана. Ее бесплатная установка в высшие учебные заведения, подведомственные Миноб-разованию России, начата в июне 2002 года.

По состоянию на 18.09.2003 250 высших учебных заведений (из 332), подведомственных Минобразованию России, уже прислали запрос на установку этой системы.

С технологической точки зрения РИС состоит из ряда локальных телекоммуникационных серверов, развернутых в каждом учреждении профессионального образования - центре содействия занятости. Центральный сервер - в Минобразовании России и зеркальный сервер - в МГТУ им. Н.Э. Баумана (об этом - во второй части ста-

тьи) осуществляют консолидацию данных локальных серверов.

При необходимости, без каких либо технологических изменений, может быть рекомендована трехзвеньевая структура:

Сервер УПО

К указанным выше подсистемам на региональном и центральном уровнях добавляется подсистема консолидации данных нижележащих уровней.

Работа с РИС может осуществляться в трех режимах; гость, клиент и администратор. Гость обладает возможностью доступа к информационным системам в режиме чтения и поиска информации. Клиент, кроме этого, обладает возможностью заполнения, коррекции и удаления записей баз данных, относящихся к нему. Администратор обладает полным доступом к любым записям в базах данных. Специалист, желающий опубликовать свое резюме, может стать клиентом, просто зарегистрировавшись на сервере, после чего он получает свой индивидуальный пароль и логин. Организация, желающая найти специалиста, может оставить информацию о предоставляемых вакансиях (после предварительной регистрации и занесения в базу необходимых идентификационных данных).

Каждый локальный сервер обеспечивает поддержку следующих взаимосвязанных друг с другом информационных систем:

♦ Трудоустройство.

♦ Система нормативно-правовой информационной поддержки.

♦ Навигационно-справочная служба.

♦ Система анализа рынка труда и образовательных услуг.

Информационная система ТРУДОУСТРОЙСТВО обеспечивает:

Ведение базы данных выпускников (регистрация, удаленный ввод/редак-

тирование и хранение предложений молодых специалистов, желающих найти работу).

Ведение базы данных вакансий (регистрация фирм, удаленный ввод/ре-

Центральный сервер

дактирование и хранение предложений фирм, нуждающихся в специалистах).

Поиск специалистов по таким параметрам, как специальность, возраст, учреждение профессионального образования, оклад, знание иностранных языков и т.п.

Поиск организаций, нуждающихся в специалистах, по таким параметрам, как специальность, оклад, должность и т.п.

Система НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ обеспечивает доступ к законодательным актам, нормативным и распорядительным документам различных ведомств, регулирующим взаимоотношения в сфере труда и образования.

Система АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

обеспечивает расчет статистических показателей, характеризующих спрос и предложение на рынке образовательных услуг и труда во временном и географическом аспектах: предложения специалистов (количество предложений по различным специальностям и группам специальностей с учетом географии предложений) и спрос на специалистов различных специальностей (количество вакансий по различным специальностям и группам специальностей с учетом географии предложений).

НАВИГАЦИОННО-СПРАВОЧ-НАЯ СЛУЖБА предоставляет пользователю информацию о службах занятости, информационных интернет-ресурсах, справочниках и базах данных,

Региональныш сервер

направленных на поддержку трудоустройства, подготовку и переподготовку кадров, психологическую поддержку соискателей вакансий. В настоящее время в разделе представлены: биржи труда и базы данных; кадровые агентства; курсы переподготовки; газеты и журналы; обзоры.

Абитуриентам и студентам система поможет определить профиль специальности и выбрать учебное заведение.

Для учебных заведений - это, с одной стороны, возможность дать рекламу оказываемых образовательных услуг, а с другой - получить необходимые сведения о наличном спросе и требованиях, предъявляемых работодателями.

Порядок заполнения банка резюме, как нам видится, должен быть следующий: все зачисленные абитуриенты на этапе оформления документов проходят через так называемый студенческий отдел кадров, где их данные заносят в соответствующий раздел РИС. Ранний этап заполнения базы данных имеет ряд положительных сторон:

■ студент-первокурсник сразу информируется о существовании РИС и получает дополнительный шанс для поиска временной работы;

■ индивидуальный пароль и логин дают ему право корректировать свои данные по мере их изменения;

■ сотрудник студенческого отдела кадров может отслеживать изменения в базе данных (удаление отчисленных, академические отпуска и т.п.);

■ сотрудник Центра имеет дело с уже заполненной (минимально) базой, которую ведет до выпуска (внесение изменений, подбор вакансий, удаление и т.п.);

■ значительно увеличиваются возможности для проведения исследовательских работ по прогнозированию трудоустройства.

Данная область работы Центра не

ограничивается только ведением базы данных. Центр обязан предоставлять студентам информацию об имеющихся вакансиях по специальности, проводить профориентационную работу (нацеленную в основном на учащихся младших курсов), участвовать в организации и проведении дополнительных учебных курсов и тренингов.

Необходимо организовать тесную взаимосвязь с руководителями служб по работе с персоналом предприятий-работодателей, заключая договора о сотрудничестве в области трудоустройства выпускников.

Вариант разработанной нами системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования показан на рисунке 1.

Центры содействия занятости должны создаваться как структурные подразделения своих учреждений профессионального образования, подчиненные проректору по учебной работе, на основании следующих документов Минобразования России:

■ решение коллегии Минобразования России от 25.09.2001 №14/1 «О программе или или "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования"»;

■ письмо Минобразования России ректорам подведомственных высших учебных заведений от 16.07.2001 № 39-56-56ин/39-20 «О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования»;

■ письмо Минобразования России Советам ректоров высших учебных заведений регионов от 31.10.2001 № 39-55-84ин/39-13 «О создании региональных центров»;

■ письмо Минобразования России министерствам, ведомствам, органам

Ммчспрстюобрашш РоишсотФщ^лиш *

а *^^^

цпт

МЦП

М1 IУ им. I I I

Сервер

Мшщн^рсглй труди исошшмюго разйпия Ро^ыйской ераиин

II11 форм»1 ш( я 11 стпеш

...............и ............

ЧТишкл^к: ги тр1л;| Г^члтЧ

■шмшдкцж* м-шь-ш юс^сШа

Рисунок 1

СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ I (Р^фЕСО ЮТ 1ЛЛЫ ТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н^р4пши||>грам1»ис Г'У Г| I" РН А "ТОР Йврчач^чииж»"»* Инфбрм^ино^

ГС1 ИОЧиЛКНЫН домки гы ■а^-лп*

ЦПУМ „ _ | Ч

кифнЬрмашюийвя дщ'тсчл

Н|.||^-<|".|.||М11

¿ДМИЕ1ИСТРЛЦИЯ РЕГИОНА

И 1и!нл[М||Ц|н

Мкфгрышшвдпк и \Х\Х Кнфвфшшламт аюршатикшое пбгепсчсинс слрлшчный гёжи

СЖП'СМЙ

Ор1 ¡11 И-а ГКО ГЮЛ1Ш

вдиголежн регамш

Договор

Сервер

IБ11 ЯфО Р М Пи 1

СщШНЧЩ) ППфирУЛН-НИил

Об^бОТП ИНфорЧЛЕПП!

Нина лжим кисшим

СПрЛЯиЧШЙ (ШфгрШШН

ВУЗы И ССУЗы

^тзнр

V

ч .

РЬЛЛГО-ИПП! ...............

00 00

Ьв

в"

Г*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ « £

а

Й ?

Г* Г* Й Й

управления образованием субъектов Российской Федерации, учреждениям профессионального образования от 10.01.2001 № 39-52-1ин/з9-16 «Рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования».

Последовательность шагов на этапе организации и создания Центра может быть следующей.

1. В первую очередь учреждением профессионального образования издается приказ о создании нового или реорганизации уже существующего структурного подразделения.

2. Затем разрабатывается и утверждается «Положение о Центре» и Паспорт Центра.

3. По решению ректора (директора) УПО выдается доверенность директору Центра на право представлять свое учреждение в части, относящейся к деятельности Центра.

4. Утверждается штатное расписание.

5. Утверждаются должностные инструкции.

6. Составляется план работы Центра на ближайший период.

В настоящее время катастрофически мало законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность учреждений профессионального образования в разделе трудоустройства выпускников, и полностью отсутствуют какие-либо документы (даже рекомендательного характера) в области содействия занятости учащихся в свободное от учебы время. В своей работе Центр содействия занятости может руководствоваться действующим Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. №942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным

образованием» и Постановлением Минтруда РФ и Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. №73/7 «О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».

Работа Центра не должна ограничиваться рамками только своего учреждения. Ему придется сотрудничать с предприятиями-работодателями, с местными органами Минтруда России, комитетами по делам молодежи, СМИ и другими организациями, способными оказать помощь. И работать в этой области постоянно, целенаправленно выполняя определенный перечень задач, призванных улучшить положение с трудоустройством учащихся и выпускников. Следовательно, эту деятельность необходимо упорядочить и расписать в рамках Муниципальной программы содействия занятости.

Несмотря на положительные процессы, происходящие в создании системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда, возникли серьезные трудности с определением статуса и роли центров содействия занятости в структуре вуза, с постановкой задач и функций, которые они реализуют, а самое главное - с порядком финансирования и определения штатной структуры. К сожалению, это привело к тому, что массового характера это движение пока не получило.

На рис. 2 показано количество созданных центров содействия занятости выпускников в вузах России по Федеральным округам за период 2000 г. -середина 2003 г.

За последние годы был принят ряд мер, направленных на повышение уров-

Рис. 2. ■■^■г1.: г ту-?7-1ч.,,-г .г. .".'Л"-'

) гл-1гЬ11й 1фи^ги1к1ий.Ж1Ь1| и «брЛйЫИШ Ь il.nl ЛЬМ^ПйкйШВ Рш 11Й

ги : 1 : Гц I ш|-н .'М Ч 1-1.111

к£ж■:■ ■ шктрон :■ - - ■ ».

п* ■^'■-^■-ул ТМИН

1 ] ■ ЩЦ

.Л1лм--*-гчь ипй Атралмий ■

Н№

27 17

1ГЧПЧГТШ-" и-пф-т 'рчщги ГТ7

ня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Среди них:

■ введена контрактная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

■ определен временный порядок согласования объемов и профилей подготовки специалистов для системы начального профессионального образования;

■ в ряде образовательных учреждений созданы специализированные подразделения по работе с выпускниками;

■ выпускникам профшколы, попавшим в критическую ситуацию с трудоустройством и получившим статус «безработных», государственная служба занятости, используя различные программы, оказывает поддержку (трудоустройство, переподготовка и психологическая поддержка);

■ в ряде субъектов РФ введены различные системы комплексного ре-

гулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы;

■ реализуется ряд проектов в области трудоустройства выпускников с участием международных организаций.

Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда в Российской Федерации позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования и снизит уровень социальной напряженности на рынке труда.

Уже сегодня ясно, что центры содействия занятости зависят в своей работе от вида и типа учреждения профессионального образования, а главное - от политики, проводимой им в области трудоустройства выпускников и вторичной занятости учащихся. И если это понимают руководители, значит, вопросы трудоустройства могут быть решены.

Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана создан приказами Минобразования РФ №1283 от 12.05.99 г., №75 от 12.07.99 г. и приказом ректора №103/281 от 12.07.99 г. Преобразован в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.09.2001 г. № 14/1 в Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана (далее Центр, МЦПТ).

Задачи Центра - научное, методическое, информационное обеспечение и координация деятельности центров содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

Предметом деятельности Центра являются научное и методическое обеспечение работы региональных и вузовских центров содействия занятости, предоставление информации и аналитических отчетов по проблемам труда и занятости Министерству образования РФ, другим федеральным органам государственной и исполнительной власти, в чью сферу деятельности входят вопросы занятости молодых специалистов, обучение работников вышеуказанных организаций, консультации для заинтересованных организаций, взаимодействие со всеми организациями и учреждениями, оказывающими влияние на рынок труда молодых специалистов.

Основные направления деятельности:

1. Координация деятельности и оказание практической помощи региональным центрам и центрам учреждений профессионального образования в области содействия занятости уча-

щейся молодежи и трудоустройству выпускников.

2. Взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

3. Анализ российской практики в области трудоустройства молодых специалистов с профессиональным образованием.

4. Анализ зарубежного опыта решения подобных вопросов.

5. Информирование о профориентации, довузовской и вузовской подготовке учащихся и студентов учреждений профессионального образования с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.

6. Содействие в прохождении переподготовки учащихся и студентов учреждений профессионального образования.

7. Консультирование и информация по проблемам занятости молодых специалистов заинтересованных организаций.

8. Мониторинг трудоустройства молодых специалистов учреждений профессионального образования в России.

9. Участие в научно-исследовательских программах и проектах Министерства образования Российской Федерации по направлениям деятельности Центра.

10.Организация и проведение выставок, конкурсов, школ, семинаров, конференций, ярмарок вакансий по направлениям деятельности Центра.

11.Разработка рекомендаций по вопросам занятости молодых специалистов для федеральных и региональных органов государственной власти.

12.Создание условий для внебюджетного финансирования деятельности Центра.

В рамках выполнения задач, поставленных министром образования Российской Федерации на 20032004 гг.: создать во всех вузах, подведомственных Минобразованию России, ЦСЗУМы, располагающие банками данных спроса и предложения с выходом в Интернет. Центр проводит работу по созданию, организационной и научно-методической поддержке создаваемых структурных подразделений, занимающихся содействием трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, установке в высших учебных заведениях Российской Федерации, подведомственных Минобразованию России, информационной системы по трудоустройству и занятости выпускников вузов.

По состоянию на 1 октября в 229 высших учебных заведениях, подведомственных Минобразованию Российской Федерации, созданы ЦСЗУМы.

Информация о ЦСЗУМах заносится в специально разработанную базу, позволяющую обобщать данные по различным параметрам, осуществлять быстрый поиск подразделений и др. По состоянию на 1 октября 2003 года создано 339 ЦСЗУМов в учреждениях профессионального образования Российской Федерации.

В ходе реализации системного проекта «Создание системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» в рамках Межведомственной программы разработана распределенная информационная система поддержки трудоустройства молодых специалистов (далее - РИС).

По состоянию на 1 октября 251 высшее учебное заведение, подведомственное Минобразованию Российской Федерации, прислало запрос на установку распределенной

информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов.

Центр оказывает методическую и консультационную помощь при установке и эксплуатации программного обеспечения регионального узла РИС.

Разработан комплект методических материалов по программе: «Создание системы содействия занятости учащейся молодежи и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования», состоящий из 12 пособий, каждое из которых представляет собой модуль программы обучения руководителей и сотрудников ЦСЗУМов и рассматривает теоретические аспекты различных проблем с практическими примерами решения их уже существующими ЦСЗУ-Мами. В него включены материалы следующих наименований:

1. «Методические рекомендации по созданию системы содействия занятости учащейся молодежи и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования»;

2. «Методические рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования»;

3. «Роль и место Центров содействия занятости и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости (Концепция системы содействия занятости)»;

4. «Анализ влияния экономических, демографических, социальных и других факторов на состояние рынка труда и образовательных услуг»;

5. «Методические рекомендации по организации системы психологической поддержки выпускников учреждений профессионального образования »;

6. «Аналитическая оценка и изучение поэтапного становления организационно-экономического механизма функционирования системы трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений»;

7. «Методические рекомендации по использованию функциональных возможностей распределенной информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов»;

8. «Планирование и организация выставки» (Методические рекомендации);

9. «Методические рекомендации по вопросам юридической защиты учащейся молодежи и выпускников учреждений профессионального образования»;

10. «Методические рекомендации по установке и администрированию распределенной информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов»;

11. «Организация и направления работы Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования» (Методические рекомендации);

12. «Распределенная информационная система поддержки трудоустройства молодых специалистов» (Краткое описание).

По информационному, консультационному и методическому обеспечению ЦСЗУМов рекомендуются следующие нормативные документы и методические материалы, разработанные Центром:

■ инструктивное письмо Минобразования России от 22.05.2002 г. № 39-52-35ин/39-13 «Об информационном и консультационно-справочном обеспечении Центров содействия занятости и трудоустройству выпускников вузов», предлагающее ЦСЗУМам использовать в своей работе с органами Минтруда России и органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации комплект документов по информационному и консультационно-справочному обслуживанию своей деятельности;

■ «Нормативные документы системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования» (Информационный сборник);

■ «Опыт работы региональных и вузовских центров содействия трудоустройству молодых специалистов» (Информационный сборник);

■ Стратегия поиска работы (пособие для молодых специалистов, и не только).

Центр ведет научно-исследовательскую работу в области исследования проблем трудоустройства и адаптации к рынку труда молодых специалистов по различным программам Министерства образования Российской Федерации, активно участвует в работе различных конференций, выставок, семинаров и т.п. Сотрудники Центра публикуют материалы, связанные с трудоустройством выпускников, в различных журналах, газетах, на радио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.