Научная статья на тему 'Становление системы содействия трудоустройству выпускников'

Становление системы содействия трудоустройству выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление системы содействия трудоустройству выпускников»

Е. ИЛЯСОВ, доцент Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана В. ЛЕБЕДЕВ, доцент Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Дефицит квалифицированных кадров специалистов сегодня является одним из основных факторов, сдерживающих темпы развития экономики. Острота проблемы обеспечения ими регионов, отдельных предприятий и отраслей российской промышленности отчетливо понимается руководителями различных уровней управления образованием и реальной экономикой, что находит отражение в решениях форумов промышленников и предпринимателей. Эта задача находится также в центре внимания руководства высшей школы и всей системы профессионального образования, в которой в течение последнего десятилетия произошли серьезные структурные и качественные изменения, призванные повысить эффективность ее взаимодействия с реальной экономикой в современных социально-экономических условиях.

Современные университеты представляет собой многофункциональные учебнонаучные комплексы, включающие в себя учебные, научные, информационные, административные и хозяйственные структурные подразделения, взаимодействующие друг с другом и осуществляющие разнообразную по видам и масштабам деятельность, которая обеспечивается развитой системой внутренних и внешних связей и адекватной характеру решаемых задач системой управления. Университеты встроены в региональную экономику и имеют разнообразные и глубокие внешние взаимосвязи с предприятиями и организациями, с государственными структурами, общественными организациями и объединениями,с населением региона. Кроме того, обширные внешние связи имеются также у факультетов, институтов и других подразделений

Становление системы содействия трудоустройству выпускников

университетов. Это позволяет им оказывать значительное влияние на развитие многих процессов в экономике и обществе и выполнять функции интегратора этих региональных процессов, в том числе и в сфере трудоустройства выпускников.

В вузах страны начиная примерно с середины 1990-х гг. стали создаваться структуры, нацеленные на повышение конкурентоспособности выпускников и на облегчение проблемы их трудоустройства (главным образом - путем открытия программ дополнительного профессионального образования и обучения навыкам развития малого предпринимательства). С этой же целью федеральными органами управления образованием был предпринят ряд организационных мер по открытию в вузах центров содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ) или аналогичных им подразделений. Впоследствии некоторые из них получили статус региональных (РЦСТВ). Вузовские ЦСТВ (в подведомственных Рособразованию вузах) образовали единую отраслевую сеть содействия трудоустройству выпускников в системе ВПО России [1].

Начало построению отраслевой (в вузах Рособразования) системы содействия трудоустройству выпускников фактически было положено совместным приказом министра образования и министра труда и социального развития РФ (04.12.1999) и утвержденной несколько позднее межведомственной программой развития этой системы. Основная цель создания этой системы, отраженная в названии программы, - содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Для ее

достижения предусматривалось решение следующих задач:

■ создать систему информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей, предоставив им данные о рынках труда и образовательных услуг, помогающие решать конкретные вопросы трудоустройства;

■ создать научное обеспечение прогнозирования взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг;

■ сформировать в системе профессионального образования сеть региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования;

■ разработать научно-методическое обеспечение деятельности региональных и вузовских центров содействия трудоуст-ройствумолодых специалистов;

■ организовать на базе существующей системы ДПО переподготовку учащихся и выпускников учреждений профессионального образования по новым специальностям, расширяющим их профессиональные возможности и повышающим конкурентоспособность на рынке труда;

■ разработать механизмы правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда;

■ выработать экономический механизм эффективного функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

Поскольку задачи, поставленные принятой программой развития системы содействия трудоустройству выпускников и их психологической адаптации крынку труда, не были подкреплены финансированием вузов и организационно, большинство из них таки не были решены. Некоторые из них остаются актуальными и в настоящее время.

Как бы то ни было начиная с 1999 г. в вузах России начали создаваться центры

содействия трудоустройству выпускников. Однако поскольку их статус, характер решаемых ими задач, исполняемые функции, порядокфинансирования, место в структуре вуза изначально не были определены, то они осуществляли свою деятельность, исходя из имеющихся условий, ресурсов и собственных представлений о своих задачах и функциях.

В связи с этим Минобразование России рекомендовало вузам принять в качестве образца деятельность и организационную структуру Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (ЦСЗУМ), созданного приказом Министерства образования РФ от 12.05.99 № 1283 в МГТУ им. Н.Э. Баумана как его структурное подразделение. На ЦСЗУМ были возложены функции координации организационно-методической деятельности аналогичных подразделений во всех подведомственных Минобразованию России вузах страны. В сотрудничестве с аналогичными подразделениями ряда дру-гихвузов ЦСЗУМ разработал «Примерное положение о Центрах содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования », методику исследования региональных рынков труда и образовательных услуг и другие документы. Это позволило снять многие из вопросов, встающих перед вузами при создании центров содействия трудоустройству выпускников.

К середине 2001 г. центры содействия трудоустройству выпускников были созданы в 183 вузах страны. В дальнейшем Минобразование России обязало все подведомственные вузы страны создать центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования, располагающие компьютерными банками данных по спросу и предложению квалифицированной рабочей силы, имеющие выход в информационную сеть Интернет для расширения географии трудоустрой-

ства, и до 2003 г. приняло еще несколько нормативных документов по развитию системы.

В 2006 г. Федеральным агентством по образованию и МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана был подготовлен регламент деятельности службы содействия трудоустройству выпускников образовательного учреждения и издан приказ, обязывающий Управление учреждений образования в срок до 1 апреля 2007 г. создать в каждом образовательном учреждении службу содействия трудоустройству выпускников. К середине 2007 г. такие службы были созданы не менее чем в 350 вузах страны.

Организационно вузовские ЦСТВ могут входить в состав существующих подразделений вуза, являться его самостоятельным структурным подразделением или существовать в виде самостоятельной (как юридическое лицо) организации при вузе. Организационная форма ЦСТВ определяется руководством вуза в зависимости от особенностей отношений вуза с предприятия-ми-работодателями.

В июне 2006 г. в регионах страны на базе ЦСТВ ведущих вузов Рособразованием были созданы региональные центры содействия (РЦСТВ). Таким образом построение отраслевой (в вузах Рособразования) системы содействия трудоустройству выпускников было в основном завершено.

Основной целью создания региональных центров является расширение возможностей для трудоустройства выпускников вузов региона и повышение их конкурентоспособности на рынке труда, а также предоставление работодателям данных для отбора специалистов. Региональные ЦСТВ призваны играть роль центров интеграции деятельности вузов и предприятий региона в сфере трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда. Отсюда вытекают и ихосновные задачи:

• обеспечение успешной работы вузовских ЦСТВ региона путем координации и интеграции их деятельности, кооперации и предоставления информации;

• расширение возможностей для выпускников вузов региона при трудоустройстве и для работодателей - при подборе специалистов;

• формирование отраслевой системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования регионального уровня, с участием всех вузовских ЦСТВ (в том числе не подведомственных Рособразованию), включение в нее учреждений начального и среднего профессионального образования, обеспечение ее интеграции в единую общегосударственную систему;

• формирование региональной системы взаимодействия вузовских ЦСТВ с работодателями, координация и интеграция их совместной деятельности в сфере трудоустройства выпускников;

• организация систематического мониторинга регионального рынка труда, подготовка информационных и аналитических материалов;

• оказание методической помощи вузовским ЦСТВ, подготовка методических материалов, обобщение и распространение опыта работы.

Исходя из своих функций, региональные ЦСТВ должны осуществлять координацию всей многообразной деятельности ЦСТВ учреждений профессионального образования региона и играть роль сетевого интегратора в системе содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, обеспечивая ее организационное и методологическое единство и целостность, а также ее взаимодействие с работодателями. Осуществляя координацию деятельности вузовских ЦСТВ и создавая условия для их эффективного взаимодействия с предприятиями региона, они представляют собой центральное звено отраслевой системы содействия трудоустройству выпускников и их адаптации к рынку труда.

К основным направлениям деятельности региональных ЦСТВ, отвечающим их функциональному предназначению и спо-

собствующим решению возложенных на них задач, можно отнести:

• организационное и методическое обеспечение различных форм взаимодействия вузовских ЦСТВ региона и координации их деятельности,

• научно-методическое обеспечение деятельности вузовских ЦСТВ региона, разработка и издание аналитических, справочных, методических, информационных и других материалов;

• разработку межвузовских проектов и программ по решению различных вопросов деятельности вузовских ЦСТВ;

• выработку организационных форм взаимодействия и интеграции вузовских ЦСТВ с работодателями и их объединениями в сфере трудоустройства выпускников;

• организацию и проведение совместных с работодателями мероприятий, содействующих трудоустройству выпускников и способствующих решению вузовскими ЦСТВ своих основных задач;

• привлечение финансовых, материально-технических и иных ресурсов из различных источников (внебюджетные средства вузов и предприятий, гранты различных фондов, региональный и муниципальный бюджеты, пожертвования и др.) для обеспечения совместных проектов и программ;

• обобщение (по отчетным данным) результатов деятельности вузовских ЦСТВ региона;

• установление и расширение межрегиональных связей, обмен опытом работы, повышение квалификации.

Дальнейшее развитие системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования связано:

> с созданием ЦСТВ в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

> с укреплением внутри- и межрегиональных связей между ЦСТВ разного уровня, включенными в систему, и с развитием механизмов взаимодействия различных ее структур;

> с интегрированием в ее структуру всех учреждений профессионального образования региона, в том числе не подведомственных Рособразованию;

> с развитием внутри нее структур, осуществляющих научно-образовательные функции;

> с расширением интеграционной роли РЦСТВ.

В связи с созданием ЦСТВ в учреждениях начального и среднего профессионального образования возникает и ряд новых видов деятельности региональных центров, в том числе:

♦ методическая помощь в организации ЦСТВ в учреждениях начального и среднего профессионального образования региона;

♦ разработка возможных форм взаимодействия РЦСТВ с ЦСТВ учреждений НПО и СПО, планов проведения совместных (с предприятиями, вузами, учреждениями НПО и СПО) мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников и профориентации студентов и учащихся;

♦ определение возможных направлений деятельности ЦСТВ учреждений НПО и СПО с учетом специфики их взаимодействия с региональной экономикой;

♦ создание в РЦСТВ структуры (совета), осуществляющей координацию деятельности ЦСТВ учреждений НПО и СПО.

Ряд новых задач возникает у региональных ЦСТВ также в связи с предстоящим переходом российской высшей школы к двухуровневой подготовке специалистов («бакалавр - магистр»). Это неизбежно повлечет за собой изменение сложившихся отношений между предприятиями и вузами в сфере подготовки специалистов, приведет к изменению структуры рынка труда и потребует соответствующих изменений в деятельности ЦСТВ.

Большое значение имеет работа региональных ЦСТВ по привлечению студенческого актива к решению вопросов трудоустройства и занятости молодежи, по развитию ее инициативы, инновационного и творческого потенциала как залога успеха в ре-

ализации государственной молодежной политики и проводимых в стране социально-экономических преобразований.Региональные ЦСТВ могут внести свой вклад в формирование таких механизмов управления системой трудоустройства выпускников на региональном рынке труда, которые способствовали бы согласованию государственных и региональных приоритетов управления системой трудоустройства и занятости молодежи.

Таким образом, региональные ЦСТВ призваны стать координирующими и интегрирующими центрами работы вузовских ЦСТВ и предприятий-работодателей региона по трудоустройству выпускников вузов. Понятно, что директивным образом этого не достичь. Эти функции региональные ЦСТВ могут выполнять лишь при наличии взаимной заинтересованности вузов и предприятий региона в интеграции своей деятельности в сфере содействия трудоустройству выпускников, при установлении и развитии партнерских отношений в этой сфере деятельности как между вузами региона, так и между вузами и предприятиями. Это требует развития новых форм управления совместной деятельностью вузов и предприятий, аналогичных формам управления горизонтальными структурами проектно-ориентированного вуза [2].

Региональные ЦСТВ, в отличие от вузовских, осуществляют свою деятельность в интересах всех вузов, отраслей экономики, а также отдельных предприятий и организаций региона. И если деятельность вузовских центров обеспечивается, исходя из имеющихся возможностей, самими вузами, которые самостоятельно определяют структуру и направления работы созданных ими ЦСТВ, то деятельность региональных не может полностью обеспечиваться только теми вузами, на базе которых они созданы и работают. В основном она должна обеспечиваться заинтересованными в их успешной работе предприятиями, организациями, предпринимателями и их объединениями, учреждениями профес-

сионального образования, федеральными и региональными органами государственной власти и управления образованием.

Региональные ЦСТВ должны быть обеспечены производственными помещениями, оснащенными необходимым оборудованием, средствами связи и телекоммуникации, оргтехникой. В их штате должны быть специалисты по каждомуиз функциональных направлений их деятельности и технический персонал. Кроме того, они должны обладать средствами для проведения региональных мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников, для осуществления научно-методической и издательской деятельности. Часть средств, необходимых для осуществления собственной деятельности, развития материально-технической базы, дополнительной оплаты труда, региональные центры могут привлекать самостоятельно. Для этого организационно-правовая форма их деятельности должна предоставлять им необходимую финансовую самостоятельность.

Понимание необходимости создания и поддержки деятельности региональной системы содействия трудоустройству выпускников у предприятий и региональных органов власти и управления имеется. В некото-рыхрегионах, где дефицит квалифицированных кадров специалистов ощущается особенно остро, сформированы специальные программы, нацеленные на построение и устойчивое функционирование региональной системы содействия профессиональному становлению обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования. Так, в Кемеровской области в 2005 г. была принята региональная программа «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы » с финансированием из средств областного бюджета в объеме 52,585 млн. руб.

Однако это скорее исключение, чем правило. Большинство региональных ЦСТВ осуществляют свою деятельность за счет средств, выделяемых вузами.

Первая задача, с которой сталкиваются вновь созданные РЦСТВ, - формирование механизмов реализации возложенных на них функций и выполнение ими координирующей и интегрирующей роли в сфере своей деятельности. Эта задача может быть решена по-разному в зависимости от конкретных условий в данном регионе (от количества, состава и направлений образовательной деятельности вузов) и сложившихся у региональных вузов форм взаимодействия с работодателями. Один из путей ее решения - создание из представителей вузов и предприятий регионального органа, координирующего их совместную деятельность по вопросам трудоустройства выпускников.

Так, в Нижегородской области при РЦСТВ Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского был создан Координационный совет, в который вошли руководители и специалисты кадровых служб 31 предприятия, а также руководители 15 вузовских ЦСТВ области. Через Координационный совет решается большинство задач, в том числе:

• совершенствование системы стратегического партнерства вузов и предприятий региона;

• развитие отношений кооперации и сотрудничества при осуществлении практической работы в сфере трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда;

• выработка различных форм сотрудничества и кооперации вузовских ЦСТВ с предприятиями области и другие задачи в сфере труда и занятости молодежи.

Общее руководство работой Координационного совета осуществляют председатель совета, избираемый из числа руководителей кадровых служб предприятий -членов Совета, сопредседатель (директор РЦСТВ ННГУ) и три заместителя председателя совета: по взаимодействию с предприятиями и организациями (замдиректора ННИИРТ), по взаимодействию с вузами (представитель академии госслужбы), по организации научно-методической дея-

тельности (представитель ННГУ). Заседания Координационного совета проводятся, как правило, один раз в месяц. На них обсуждаются планы по организации различных совместных мероприятий, осуществляется обмен опытом работы. Среди задач по развитию системы стратегического партнерства вузов и предприятий региона, которые РЦСТВ может решать только через Координационный совет, можно выделить следующие:

• содействие установлению и развитию партнерских отношений вузов с предприятиями и организациями региона и округа в различных сферах взаимных интересов;

• развитие и укрепление прямых связей вузов и предприятий;

• прямое взаимодействие руководителей и специалистов кадровых служб предприятий области и руководителей вузовских ЦСТВ;

• обмен опытом работы между руководителями кадровых служб предприятий и организаций в решении вопросов подготовки и отбора кадров молодых специалистов, закрепления их на предприятии; решение других кадровых проблем предприятий;

• содействие проведению исследований рынка труда, мониторинга работы выпускников;

• проведение экспертных оценок текущей и перспективной потребности в специалистах в регионе, качества подготовки специалистов;

• выработка рекомендаций по изменению структуры и содержания профессиональной подготовки специалистов.

В современных условиях ведущие вузы страны развиваются в сторону создания разветвленных университетских комплексов как неформальных объединений вузов, других учреждений профессионального образования, предприятий и организаций региона для совместного и скоординированного выполнения многоплановых задач подготовки кадров, отвечающих требова-

ниям реальной экономики, их адаптации к условиям производства, а также для решения ряда других вопросов. Университеты как естественные региональные интеграторы развивающихся процессов образуют ядро таких комплексов [3].

Созданная в вузах Рособразования отраслевая система содействия трудоустройству выпускников, в центре которой находятся региональные ЦСТВ, вносит свой вклад в решение общегосударственной задачи обеспечения квалифицированными специалистами отдельных предприятий, регионов и отраслей российской промышленности. Она также может способствовать формированию системы объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых студентами и выпускниками вузов знаний, а также созданию различных форм общественного влияния на процессы, протекающие в самой высшей школе, и управлению ими. Она вносит свой

вклад в решение таких масштабных задач, как повышение конкурентоспособности российской высшей школы, ее эффективное взаимодействие с рынком труда, предотвращение отрыва структуры, содержания и качества подготовки специалистов от запросов реальной экономики.

Литература

1. См.: Илясов Е.П. Организационные и ме-

тодические основы создания и функционирования государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования. - М., 2004.

2. См.: Хохлов А., Стронгин Р., Грудзинский

А. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. -2002. - №2.

3. См.: Стронгин Р.Г., Гурбатов С.Н., Пет-

ров А.В. Взаимодействие с работодателями. Интегрирующая роль университета. - Н. Новгород, 2007.

Г. ЕРОФЕЕВА, профессор Ю. КРЮЧКОВ, профессор Ю. ТЮРИН, профессор И. ЧЕРНОВ, профессор Томский политехнический университет

Инновационные веяния в университетском образовании связаны с многоуровневой системой подготовки выпускников, созданием системы элитного образования, внедрением инновационных методов в образовательный процесс и т.д. Инновационный подход к инженерному образованию в Томском политехническом университете представлен созданием и развитием бакалаврских и магистерских образовательных программ по перспективным направления науки.

Одно из них связано с развитием водородной энергетики. Человечество вступает в эпоху новой энергетической стратегии. Анализ ситуации показывает, что сегодня

Опыт проектноорганизованного обучения на фундаментальной основе

только производство водорода и его последующее сжигание в электрохимических топливных элементах и двигателях внутреннего сгорания может комплексно решить проблемы, связанные с большими выбросами углерода в атмосферу. Поэтому все промышленно развитые страны мира активно движутся к освоению данной технологической парадигмы. В последние годы наблюдается стремительный рост инвестиций в эту область.

Опережающая подготовка специалистов в области материаловедения водородной энергетики осуществляется в ТПУ на кафедре общей физики факультета естественных наук и математики (ЕНМФ). Сотрудники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.