Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Область наук
Ключевые слова
МГГЭУ / конкурентоспособность / инвалидность / люди с ОВЗ / высшее учебное заведение / инклюзия / MGSEU / competitiveness / disability / people with disabilities / higher education institution / inclusion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермякова Дарья Олеговна

В силу своей специфики и значимости, инклюзивное образование набирает обороты. Кроме этого, основная задача учреждения — повышение конкурентоспособности как самого вуза в целом, так и его студентов. В статье представлен SWOT-анализ МГГЭУ, как единственного инклюзивного учреждения в стране и даны рекомендации по повышению его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF AN INCLUSIVE EDUCATIONAL INSTITUTION

Due to its specificity and significance, inclusive education is gaining momentum. In addition, the main task of the institution is to increase the competitiveness of both the university as a whole and its students. The article presents a SWOT analysis of MGSEU as the only inclusive institution in the country and provides recommendations for improving its competitiveness in the educational services market.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 339.13 ББК 74.244.6

Пермякова Д.О.

Научный руководитель: д.э.н., доцент Шихалиева Д.С.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF AN INCLUSIVE EDUCATIONAL INSTITUTION

ПЕРМЯКОВА Дарья Олеговна — студент 3 курса факультета экономики, ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail:permiakova2002@mail.ru).

Научный руководитель:

ШИХАЛИЕВА Джаннет Сергоевна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления и предпринимательства, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: shikhalieva.jannet@yandex.ru).

PERMYAKOVA Daria Olegovna — 3rdyear student at the Economics Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: permiakova2002@mail.ru).

Research supervisor:

SHIKHALIYEVA Dzhannet Sergoevna — Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Entrepreneurship, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (email: shikhalieva.jannet@yandex.ru).

Аннотация. В силу своей специфики и значимости, инклюзивное образование набирает обороты. Кроме этого, основная задача учреждения — повышение конкурентоспособности как самого вуза в целом, так и его студентов. В статье представлен SWOT-анализ МГГЭУ, как единственного инклюзивного учреждения в стране и даны рекомендации по повышению его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: МГГЭУ, конкурентоспособность, инвалидность, люди с ОВЗ, высшее учебное заведение, инклюзия.

Annotation. Due to its specificity and significance, inclusive education is gaining momentum. In addition, the main task of the institution is to increase

the competitiveness of both the university as a whole and its students. The article presents a SWOT analysis of MGSEU as the only inclusive institution in the country and provides recommendations for improving its competitiveness in the educational services market.

Keywords: MGSEU, competitiveness, disability, people with disabilities, higher education institution, inclusion.

Каждый год число людей с инвалидностью уменьшается. В то же время количество же детей с инвалидностью обратно пропорционально предыдущему значению. Это говорит о том, что все большему числу детей с ОВЗ понадобятся учебные заведения, в том числе, высшего образования. На данный момент только 40% таких учреждений оборудованы для лиц с инвалидностью. Это заставляет их долгое время искать заведения, зачастую не в том регионе, куда бы они хотели поступить [2].

Инклюзивное образование — процесс обучения, в ходе которого все его участники, учитывая их особенности, включены в общую систему образования. Оно подразумевает равный доступ обучения лиц с ОВЗ и людей без инвалидности. В нашей стране данное образование находится на этапе популяризации и активно развивается [2].

Система инклюзивного образования состоит из учреждений среднего, профессионального и высшего образования [1]. В данной работе будет затронут последний тип на примере федерального государственного бюджетного образовательного учреждения инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (далее — МГГЭУ) [4].

МГГЭУ — единственный инклюзивный вуз в стране. Он оборудован всем необходимым для комфортного перемещения лиц с ОВЗ по территории заведения. Кроме того, здесь создана хорошая система информационного обеспечения [4].

Те тенденции, которые происходят сейчас в мире, предъявляют современные требования к выпускнику высшего образовательного учреждения [1]. Гибкость и адаптивность вузов в вопросах учебных программ — главный фактор конкурентоспособности вуза. На основе этого, мы предлагаем заведениям постоянный мониторинг макро- и микросреды учреждения. Для этого создано огромное количество инструментов. В данной работе будет рассмотрен метод SWOT-анализа на примере МГГЭУ (таблица 1).

На основе данных SWOT-анализ университета, можно сказать, что при грамотном использовании преимуществ вуза, устранении недостат-

Таблица 1 — 8\¥ОТ-анализ ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы

Финансы Бюджетное финансирование Выплата пособий Наличие спонсорской поддержки Небольшое количество внебюджетных средств Увеличение количества бюджетных мест Рост числа спонсоров Увеличение объема внебюджетных средств Уменьшение количества бюджетных мест Снижение объема внебюджетных средств

Персонал Специализи-рованная подготовка персонала Структура персонала Возможность дополнительных занятий у всех преподавателей Нехватка специализи-ро-ванного персонала Текучесть кадров Привлечение молодого персонала Развитие системы дополнительного профессионального образования Недостаток на рынке труда квалифицированных преподавателей, умеющих работать с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью Ухудшение демографической ситуации, приводящее к снижению контингента студентов и соответственно сокращению ставок

Организация Авторитет руководителя Организационная локация Наличие филиальной сети Излишняя бюрократизация управленческого аппарата Установление связей и сотрудничества с социальными службами и учреждениями, работодателями Открытие новых филиалов Закрытие филиалов образовательной организации Принятие нормативно-пра-вовой документации, повышающей требования к условиям деятельности образовательных учреждений

Продолжение Табл 1.

Качество образования Гос. аккредитация Международные договоры в области образования Востребованность выпускников Разнообразие вариативной части учебного плана Приоритет у большей части студентов оценки, а не знаний Отсутствие независимой аккредитации объединения работодателей Создание независимой аккредитации объединения работодателей Потеря государственной аккредитации Повышение требований работодателей к уровню подготовки и личным и профессиональным компетенциям выпускников вуза

Материально-техническая база Наличие общежития на территории Безбарьерная среда (входы и выходы расширены; пандусы;поручни;оборудованные лифты) Полная компьютеризация аудиторий Бесплатное питание для студентов-инвалидов Ограниченность площадей Изношенность сетей Внешнее финансирование работ по увеличение площадей образовательного учреждения за счет строительства новых зданий Рост материально-технической базы (закупка нового оборудования) за счет внешнего финансирования Ограниченность источников внешнего финансирования для комплексной реализации стратегии развития вуза

Маркетинг Уникальность образовательной организации Доступность информации про учреждение (отлаженная работа сайта и социальных сетей) Большое количество бюджетных мест Пассивность, недостаточная мотивация обучающихся к участию в общественной жизни Отсутствие комплексного маркетингового подхода Установление и укрепление связей с другими образовательными организациями Совершенствование коммуникационной политики вуза Интерес молодежи к среднему образованию Сокращение бюджетных мест Неблагоприятная демографическая обстановка

Источник: составлено автором.

ков, стратегическом взгляде на угрозы макросреды, заведение займет стабильную позицию на рынке и будет активно развиваться.

Анализируя конкурентоспособность вуза на рынке нужно отметить, что это не только существование отличительных преимуществ, но и способность учреждения выпускать людей с высокой квалификацией, знаниями и умениями. Для этого нужно обеспечить саму конкурентоспособность личности. Именно поэтому, ниже предлагаются следующие пути повышения конкурентоспособности МГГЭУ [3]:

1. Постоянная организация мероприятий, объединяющих всех участников образовательного процесса и популяризациях их (включая сам вуз) в социальных сетях и СМИ [1].

2. Формирование и активное развитие в университете спорта и общественной жизни, благодаря поддержке вуза и студентов.

3. Поиск и внедрение современных методов обучения студентов.

4. Постоянное обеспечение хорошей репутации учреждения в СМИ.

5. Создание и стабилизация отношений университета с работодателями.

Таким образом, именно создание и индивидуализация конкурентных преимуществ должны быть основополагающими направлениями развития учреждений. Те из них, которые обладать таковыми и развивать политику вуза, обеспечат стабилизацию заведения и лидирующие позиции на рынке.

Список литературы:

1. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Роль системы высшего профессионального образования в формировании национальной инновационной системы // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2013. №5. С. 51-55.

2. Шихалиева Д.С. Основные проблемы финансирования для лиц с ОВЗ в России. Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов / Сб. материалов V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Махачкала: АЛЕФ. 2020. С.202-206.

3. Цыренов В.Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов. - М., 2015. - 43 с.

4. Официальный сайт «МГГЭУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mggeu.ru/ (дата обращения: 07.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.