Научная статья на тему 'О некоторых аспектах использования информационных технологий в высшей школе для обучения лиц с ОВЗ'

О некоторых аспектах использования информационных технологий в высшей школе для обучения лиц с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDUCTION TRAINING / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНВАЛИДЫ / DISABLED / РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / EQUAL OPPORTUNITY / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Труб Наталья Васильевна, Савельева Оксана Николаевна

Из опыта образования инвалидов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении инклюзивного высшего образования МГГЭУ. Акцент в статье делается на проблемы инвалидов в высшей школе и возможные способы их решения. В статье выяснены особенности интеграционного и инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some aspects of use of information technologies at the higher school for teaching of persons with limited possibilities

From experience of education of disabled people at federal public state-financed educational institution of inclusive higher education. The emphasis in article is placed on problems of disabled people at the higher school and possible ways of their decision. The article clarified the features of integration and inclusive education.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах использования информационных технологий в высшей школе для обучения лиц с ОВЗ»

Инклюзивное образование и особенности социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью

Н.В. ТРУБ старший преподаватель кафедры математики МГГЭУ

О.Н. САВЕЛЬЕВА аспирант МГГЭУ*

О некоторых аспектах использования информационных технологий в высшей школе для обучения лиц с ОВЗ

С библейских времен человек мыслил себя существом гуманным. Из осознания себя таковым появилась благотворительность, а потом и социальная работа. Хотя отдельной профессией социальная работа стала только в прошлом веке, в настоящее время зарубежными странами и Россией накоплен богатый опыт социальной защиты населения вообще и инвалидов, в частности. Зарубежный опыт интересен для прогнозирования аналогичных явлений и процессов в России и для выработки своих методов и подходов к решению социальных проблем. Реализуются многочисленные программы не только по реабилитации инвалидов, получению ими образования, но и по многим другим аспектам общественной жизни, которые направлены на то, чтобы инвалиды чувствовали себя во всех сферах человеческой деятельности полноценными людьми. Одним из стратегических направлений в обеспечении необходимых условий, дающим инвалидам равные возможности со всеми остальными группами населения и полного участия инвалидов в социальной жизни, является образование и профессиональная подготовка.

* Труб Наталья Васильевна, e-mail: ntrub73@mail.ru

** Савельева Оксана Николаевна, e-mail: ksanka.ok@mail.ru

Интеграционное обучение, которое зародилось в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему профессионального образования. К сожалению, при таком подходе только незначительная группа лиц с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду профессионального образования. Основным ограничением интеграции стало то, что при этом не происходит изменений в организации системы профессионального образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения людей с инвалидностью в студенческую среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина - «инклюзия».

Инклюзивное образование подразумевает, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются студенты с особыми образовательными потребностями в высшей школе, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать студентов с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям высшей школы, а реформировать образовательные заведения и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают1.

Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление инвалидов в вуз проблематичным. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов. Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов, необходимых для повсед-

1 РООИ Перспектива [Электронный ресурс] http://perspektiva-inva.ru/ (Дата обращения: 26.06.2015)

невных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств. Внебюджетные средства расходуются на базовые нужды вузов, при этом особые потребности инвалидов при ремонте и реконструкции помещений не учитываются. Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Существует несколько частных вузов, которые привлекают спонсоров для поддержки образовательных программ для инвалидов1.

1 сентября 2016 г. вступит в силу новый стандарт, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Новый стандарт утвержден Приказом Минобр-науки России № 1598 от 19.12.2014 г. Он представляет собой совокупность обязательных требований к адаптированным образовательным программам, которые предлагают организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенций ООН о правах ребенка и о правах инвалидов. При разработке стандарта учитывались региональные, национальные и этнокультурные потребности граждан Российской Федерации2.

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений подходов к обучению студентов с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования - это создание системы, учитывающей индивидуальные образовательные потребности учащихся, формирующей новые подходы к обучению лиц с ОВЗ, применяющей вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.

При реализации индивидуального подхода очно-консультативная система обучения для инвалидов имеет особую практическую ценность. На младших курсах позво-

1 См.: Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Доступность высшего образования для инвалидов в фокусе социологических исследований. Высшее образование для инвалидов. М., 1997.

2 См.: РИА Новости http://ria.ru/adaptation/20150525/1066376490. html#ixzz3eLujxiyJ (Дата обращения: 26.06.2015)

ляет получить необходимую консультацию преподавателя по всем разделам курса, а также устранить пробелы школьного образования и возможность пересдать практическую или контрольную работу. На старших курсах университета индивидуальные консультации будут полезны при выполнении курсового или дипломного проекта. В то же время хочется подчеркнуть необходимость поощрения самостоятельности, проявление инициативы и ответственности у студентов-инвалидов.

Опрос, проведенный нами среди обучающихся ФГБОУ инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», выделил ряд проблем, с которыми сталкиваются при обучении люди с ограниченными возможностями. В частности, обозначились проблемы перерывов в обучении в связи с показаниями по здоровью и сложностью восприятия материала, подаваемого традиционными средствами обучения, из-за ограниченных возможностей обучающихся.

Проблему ограничения возможностей, связанных с физическими особенностями обучающихся, мы предлагаем компенсировать за счет внедрения интерактивных и компьютерных технологий в образовательный процесс. Это могут быть комплекты лекций в форме гипертекста с активными ссылками по каждой из преподаваемых дисциплин, комплекты электронных презентаций, предоставляемые на персональный компьютер учащегося. Они компенсируют недостаточную видимость визуальных материалов на расстоянии (изображения с проекторов, написанное на доске). Нарушения речевого аппарата, а также опорно-двигательного аппарата мы предлагаем компенсировать за счет проведения проверки знаний в форме электронных заданий, тестов, лабораторных работ, выполняемых на компьютере, вместо устного опроса или письменной контрольной работы. Это позволит компенсировать ограниченность возможностей обучающихся и, как следствие, повысить эффективность их обучения.

Вторая проблема - это обеспечение непрерывности образования. Зачастую лица с ограниченными возможностями по медицинским показаниям не могут присутствовать на занятии физически. В этой связи мы предлагаем внедрение дистанционных форм образования. Так, для обеспечения дистанционными образовательными материалами прово-

дится работа по подготовке электронных учебников. Применение данных средств образования позволит физически отсутствующим на занятиях учащимся избежать отставания по читаемым дисциплинам. Компенсация физического отсутствия на семинарских занятиях возможна за счет технологий web-конференции, общения с преподавателем и одногруппниками через skype, консультирование по электронной почте и другие средства аудиовизуальной связи. Проверка же знаний, как и в предыдущей проблеме, возможна за счет электронных средств, предоставляемых удаленно, посредством сети Интернет. Выпускник факультета прикладной математики и информатики МГГЭУ Вахломеев Антон в качестве выпускной квалификационной работы выбрал тему «Разработка автоматизированной системы тестирования». Автоматизированные системы тестирования - это обширный класс программ, непосредственным образом предназначенных для реализации компьютерного тестирования. Они применяются как при дистанционных, так и классических формах обучения.

В настоящее время существует большое количество автоматизированных систем для проверки знаний: УСАТИК, ETest, TestMaker VVZ 2.6, AutoControl 2.0, «QTest», системы «Экспресс-тест», «Тест», «Знания»,многочисленные "Конструкторы тестов", компьютерные среды оценки качества знаний1. У каждой программы есть свои минусы и плюсы.

Родоначальником класса по праву можно считать тестирующие программы-оболочки. Как показывает сложившаяся практика, кафедры ^-направленности отечественных вузов имеют свои авторские тестирующие программы-оболочки. Если на раннем этапе развития такие программы строились на принципе однозначного распознавания ответов испытуемого и использовании только текстового режима при формулировании заданий, то более современные варианты

1 Сайт Ульяновского государственного университета (Электронный ресурс) www.usatic.narod.ru (Дата обращения: 26.06.2015); Информационная система по теплоснабжению (Электронный ресурс) http\\www.rosteplo.ru\ soft\7\94\ (Дата обращения:26.06.2015); Sourceforge (Электронный ресурс) http://testmaker.sourceforge.net\ (Дата обращения: 26.06.2015);Soft 32 (Электронный ресурс) http://auto-control.soft32.com\ (Дата обращения: 26.06.2015); Безрукова Н.П., Безруков А.А. Сравнительный анализ возможностей специализированных сред и программ для разработки компьютерных тестов. [Электронный ресурс] http://www.ict.edu.ru/ft/005700/68346e2-st02.pd (Дата обращения: 26.06.2015)

позволяют реализовать множественный выбор вариантов ответов, использование графического материала (рисунки, графики и т.д.), аудио- и видеоинформации, а также возможность использования надстрочных и подстрочных символов при формулировании заданий, что особенно важно при разработке компьютерных тестов по таким дисциплинам, как математика, физика, химия.

В рамках поставленной задачи планируется создать три модуля: для преподавателя, для студента и модуль настроек. Первые два модуля уже находятся в стадии завершения разработки.

Принципиальный вариант использования системы таков: преподаватель вводит вопросы, делает конфигурационные настройки для тестирования и студент проходит тест.

Цель работы - разработать автоматизированную систему тестирования знаний учащихся факультета прикладной математики и информатики с возможностями гибкой настройки контента и управления правами доступа к нему преподавателей. В случае успешной апробации разработки, систему можно будет использовать не только на нашем, но и на других факультетах ВУЗа.

Труб Н.В., Савельева О.Н. О некоторых аспектах использования информационных технологий в высшей школе для обучения лиц с ОВЗ. Из опыта образования инвалидов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении инклюзивного высшего образования МГГЭУ. Акцент в статье делается на проблемы инвалидов в высшей школе и возможные способы их решения. В статье выяснены особенности интеграционного и инклюзивного образования.

Ключевые слова: интеграционное обучение, инклюзивное образование, инвалиды, равные возможности, высшая школа.

Trub N.V., Savelieva O.N. About some aspects of use of information technologies at the higher school for teaching of persons with limited possibilities. From experience of education of disabled people at federal public state-financed educational institution of inclusive higher education. The emphasis in article is placed on problems of disabled people at the higher school and possible ways of their decision. The article clarified the features of integration and inclusive education.

Key words: induction training, inclusive education, disabled, equal opportunity, higher school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.