Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / интеграция / зарубежный опыт инклюзивного образования / дети с ограниченными возможностями здоровья / дети-инвалиды / inclusive education / integration / foreign experience of inclusive education / children with disabilities / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимова Айгуль Ахняфовна

В статье раскрыта актуальность изучения зарубежного опыта инклюзивного образования, рассмотрено понятие «инклюзивное образование», выделена классификация направлений работы с детьми в рамках инклюзивного образования, рассмотрены особенности организации процесса инклюзивного образования за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION

The article reveals the relevance of studying the foreign experience of inclusive education, examines the concept of "inclusive education", identifies the classification of areas of work with children in the framework of inclusive education, considers the features of the organization of the process of inclusive education abroad.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316.65.0 ББК 74.244.6

Галимова А.А.

Научный руководитель: д.э.н., доцент Шихалиева Д.С.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION

ГАЛИМОВА Айгуль Ахняфовна — студент S курса факультета экономики, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: aigul9alimova@ yandex.ru).

Научный руководитель:

ШИХАЛИЕВА Джаннет Сергоевна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления и предпринимательства, ФГБО-УИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: shikhalieva.jannet@yandex.ru).

Galimova Aigul Akhnyafovna — Srdyear student at the Economics Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (email: aigul9alimova@yandex.ru).

Research Supervisor:

SHIKHALIYEVA Dzhannet Sergoevna — Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Entrepreneurship, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (email: shikhalieva.jannet@yandex.ru).

Аннотация. В статье раскрыта актуальность изучения зарубежного опыта инклюзивного образования, рассмотрено понятие «инклюзивное образование», выделена классификация направлений работы с детьми в рамках инклюзивного образования, рассмотрены особенности организации процесса инклюзивного образования за рубежом.

Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, зарубежный опыт инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Annotation. The article reveals the relevance of studying the foreign experience of inclusive education, examines the concept of "inclusive education",

identifies the classification of areas of work with children in the framework of inclusive education, considers the features of the organization of the process of inclusive education abroad.

Keywords: inclusive education, integration, foreign experience of inclusive education, children with disabilities, children with disabilities.

Одной из наиболее важных социально-педагогических проблем современности является углубленное изучение вопроса анализа зарубежного опыта развития инклюзивного образования. Данный факт обусловлен своей актуальностью, социально-педагогической значимостью проблемы инклюзивного образования в современном мире, значительным ростом количества детей, нуждающихся в индивидуальном подходе и интеграции в систему образования с целью получения необходимых знаний и опыта социализации. Зарубежный опыт развития инклюзивного образования насчитывает достаточно большое количество лет, хотя непосредственная разработка подобных проектов и технологий началась относительно недавно.

Развитию инклюзивного образования способствовали социально-экономические изменения ХХ века, а также внедрение новых либерально-демократических реформ за рубежом. Реформы провозгласили социальную доступность для людей с различного рода отклонениями, была изменена позиция относительно обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [2].

Под термином «инклюзивное образование» принято понимать особую системную организацию процесса образования, при которой все дети вне зависимости от состояния здоровья, могут получать знания в общеобразовательных школах вместе с другими детьми [4].

На международном уровне в «Конвенцию о правах ребенка» (одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) включены положения о правах детей-инвалидов, определяющие возможность получения образования на всех ступенях вне зависимости от их состояния здоровья [1].

Детально изучив зарубежный опыт развития инклюзивного образования, можно выделить следующие ключевые направления работы с детьми:

1. Widening participation — предполагает повышение доступности образования для людей из различных слоев населения, людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Данное направление в странах Европы преимущественно развивается на основании привлечения дополнительных средств инвесторов в сферу образования.

2. Mainstreaming — включает в себя активное общение между людьми с инвалидностью и людей, без отклонений в здоровье в процессе получения ими образования.

3. Integration — подразумевает целенаправленное вовлечение обучающихся в процесс обучения, при этом в обязательном порядке учитываются особенности личности каждого конкретного обучающегося, его состояния здоровья с целью повышения эффективности получения знаний и умений.

4. Inclusion — предполагает совместное обучение детей с отклонениями в здоровье и детей, не имеющих подобных отклонений. Инклюзия становится более популярной и доступной в настоящее время, широко используется в педагогической практике.

Анализируя зарубежный опыт инклюзивного образования, можно отметить, что такое образование дети могут получать, как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях.

Проведя анализ научной социально-педагогической литературы, следует выделить следующие особенности организации процесса инклюзивного образования:

1. Ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо воспринимать адекватно и доброжелательно, также, как и других обучающихся.

2. Рекомендуется для повышения эффективности усвоения материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья применять различные формы работы на занятии (например, групповая форма).

3. Адекватно оценивать возможности обучающегося, давая задания, которые он способен самостоятельно выполнить [3].

Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что зарубежный опыт инклюзивного образования насчитывает достаточно большой арсенал различных направлений и подходов, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам получать полноценное образование наравне со сверстниками. Практическая реализация инклюзивного образования за рубежом демонстрирует высокую эффективность, целесообразность данного подхода. Инклюзивное образование защищает и уважает права таких обучающихся на получение образования. Активное внедрение инклюзивного образования позволяет детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать с другими людьми, формировать навыки построения

эффективной межличностной коммуникации, улучшает процесс их социализации в обществе.

Список литературы:

1. Амиридзе С.П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ra/artide/n/obzor-zarabezhnogo-opyta-v-oblasti-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.05.2022).

2. Бахарев А.В. Разработка модели инклюзивного образования: международный опыт // Знание. Понимание. Умение. 2014. №2. С. 330335.

3. Курмышева Л.К. Инклюзивное образование: зарубежный опыт // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. С. 221-224.

4. Официальный сайт «КонсультантПлюс» Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 02.05.2022).

5. Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом (компаративистское исследование). 2014. - №5. С. 105-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.