УДК 376.3 ББК 74.40
Катанова Е.А.
Научный руководитель: д.э.н., доцент Шихалиева Д.С.
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
DEVELOPMENT OF AN INCLUSIVE ORGANIZATIONAL CULTURE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
КАТАНОВА Екатерина Андреевна — студент 3 курса факультета экономики, ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: lugovoi26@mail.ru).
Научный руководитель:
ШИХАЛИЕВА Джаннет Сергоевна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления и предпринимательства, ФГБО-УИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: shikhalieva.jannet@yandex.ru).
KATANOVA Ekaterina Andreevna — 3rd year student at the Economics Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: lugovoi26@mail.ru).
Research Supervisor:
SHIKHALIYEVA Dzhannet Sergoevna — Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Entrepreneurship, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (email: shikhalieva.jannet@yandex.ru).
Аннотация. В данной статье раскрыты понятие инклюзивной организационной культуры, её функции и составляющие элементы. Рассмотрены также пути развития инклюзивной организационной культуры высшего учебного заведения, проблемы на пути её становления и рекомендации по разрешению данных проблем.
Ключевые слова: инклюзивная организационная культура, организационная культура университета.
Abstract. This article reveals the concept of inclusive organizational culture, its functions and constituent elements. The ways of developing an inclusive organizational culture of a higher educational institution, problems on the
way of its formation and recommendations for solving these problems are also considered.
Keywords: inclusive organizational culture, organizational culture of the university.
Стабильное функционирование современных организаций в долгосрочной перспективе во многом определяется наличием такого инструмента развития как организационная культура. Актуальность темы определяет убеждение ученых в том, что трансформационные движения в системе высшего образования происходят настолько быстро, что возвращение к старым педагогическим и управленческим моделям невозможно [4].
Под организационной культурой понимается совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, а также взглядов, убеждений и подходов к работе, которые определяют смысл и модель деятельности сотрудников [2].
Главными функциями организационной культуры в образовательном учреждении являются: мотивирующая, ценностно-образующая, нормативно-регулирующая, идентификационная, имиджевая и коммуникационная [1].
Московский государственный гуманитарно-экономический университет — уникальное высшее образовательное учреждение, полностью адаптированное для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Организационную культуру МГГЭУ следует конкретизировать термином «инклюзивная», поскольку она предполагает признание прав человека при соблюдении принципов социальной справедливости в области доступа к образованию, образовательных стандартов и учебных программ, различия способностей, возможностей и потребностей [3].
В настоящее время миссия МГГЭУ состоит в полной реализации прав инвалидов и лиц с ОВЗ на получение всех уровней профессионального образования при условии соблюдения принципов равенства, доступности и признания потребностей и особенностей каждого человека.
На основании миссии и принципов работы МГГЭУ сформулированы его стратегические цели развития:
- участие университета в реализации государственной социальной политики в сфере профориентации, образования, трудоустройства, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки инвалидов и лиц с ОВЗ;
- устойчивое развитие университетского комплекса, включающего институты, реализующие образовательные программы профессионального образования всех уровней для инвалидов по нозологиям в условиях инклюзии;
- сохранение лидирующего положения как интегрированного социально-значимого учебного заведения, удовлетворяющего потребности личности во всестороннем развитии [7].
Итак, инклюзивная организационная культура в образовательной организации в целом и в МГГЭУ в частности должна быть основана на гуманных взаимоотношениях и тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
Основными проблемами формирования оптимальной организационной культуры при этом являются:
1. Кризисные сценарии постковидной реальности: экономическая рецессия, усложняющая условия финансирования вузов; ограничение инструментов государственной и спонсорской поддержки, падение платежеспособности населения и, как следствие, снижение спроса на коммерческие образовательные услуги.
В связи с этим менеджмент университета должен быть переориентирован на постоянную прокризисную модель, включающую пересмотр образовательных технологий в пользу экономически целесообразных, легко адаптирующихся к онлайн-, офлайн- и смешанным режимам обучения; оптимизацию педагогических и управленческих кадров; сокращение недвижимого актива университета в связи с развитием онлайн-сегмента, широкое использование риск-ориентированных моделей финансового управления вузами [5].
2. Еще одной проблемой, уже для МГГЭУ в частности, является незнание истории вуза, которое приводит к невозможности развить чувство гордости и «патриотизма» по отношению к организации. А это усугубляется также тем, что современное российское общество в принципе характеризуется снижением уровня патриотизма по отношению к стране [6].
Возможно, федеральный проект патриотического воспитания граждан Российской Федерации (01.01.2021 по 31.12.2024) позволит повлиять на степень вовлеченности студентов в процесс развития национальной экономики в целом и, как следствие, на степень вовлеченности их в процесс развития организаций, в которых они обучаются или занимаются трудовой деятельностью [9].
3. Ещё одна частная проблема — описание предприятия. Стоит отметить, что в МГГЭУ не так много видимых элементов организационной
культуры, что, в свою очередь, влияет на организационный климат, сближение целей и интересов высшего руководства, преподавательского состава и студентов.
Сейчас большинство процессов происходит с помощью электронных технологий, поэтому необходимым является работа над социальными сетями образовательных учреждений, сайтом. Здесь всё должно быть удобно и грамотно расположено, дизайн должен привлекать внимания, удерживать его, вызывать интерес.
Основные направления развития инклюзивной организационной культуры МГГЭУ [8]:
1. Совершенствование и модернизация образовательной деятельности.
2. Совершенствование и модернизация научно-исследовательской деятельности.
3. Совершенствование социальной работы с обучающимися.
4. Развитие материально-технической базы университета.
5. Развитие кадрового потенциала.
6. Развитие корпоративного имиджа.
Наличие видимых элементов организационной культуры позволит МГГЭУ создать психологически комфортную, безопасную среду в образовательной организации и успешно удовлетворять запросы педагогов, обучающихся, их родителей, а также общества в целом и государства.
Список литературы:
1. Волкогонова О.Д. Управленческая психология: учебник / О.Д. Вол-когонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
2. Генг В.А., Ворожцова О.В. Формирование корпоративной (организационной) культуры организации // В сборнике: Наука сегодня: реальность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». 2016. С. 67-69.
3. Дьячкова М.А, Томюк О.Н., Шуталева А.В., Дудчик А.Ю. Инклюзивная организационная культура как культура принятия разнообразия и взаимопонимания // ПНиО. 2019. №5 (41). С. 373-385.
4. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Роль системы высшего профессионального образования в формировании национальной инновационной системы // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2013. №5. С. 51-55.
5. Козлова О.В., Асланов Д.И. Методологические аспекты формирования корпоративной культуры предприятия // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2017. № 3. С. 53-55.
6. Официальный сайт «РБК» За 20 лет доля «безусловных» патриотов России снизилась почти вдвое [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rbc.ru/society/11/06/2020/5ee21a7c9a7947432c97b414 (дата обращения: 23.11.2021).
7. Официальный сайт «МГГЭУ» История университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.mggeu.ru/en/univeraty/history-of-university/ (дата обращения: 13.12.2021).
8. Официальный сайт «МГГЭУ» Концепция развития МГГЭУ 20162021 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mggeu.ru/wp-content/ uploads/2016/02/Kontseptsiya_razvitiya_MGGEU.pdf (дата обращения: 09.12.2021).
9. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.m/naüonal-project/prajects/patriot/ (дата обращения: 23.11.2021).