Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Область наук
Ключевые слова
инклюзивная организационная культура / организационная культура университета / inclusive organizational culture / organizational culture of the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катанова Екатерина Андреевна

В данной статье раскрыты понятие инклюзивной организационной культуры, её функции и составляющие элементы. Рассмотрены также пути развития инклюзивной организационной культуры высшего учебного заведения, проблемы на пути её становления и рекомендации по разрешению данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катанова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN INCLUSIVE ORGANIZATIONAL CULTURE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This article reveals the concept of inclusive organizational culture, its functions and constituent elements. The ways of developing an inclusive organizational culture of a higher educational institution, problems on the way of its formation and recommendations for solving these problems are also considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

УДК 376.3 ББК 74.40

Катанова Е.А.

Научный руководитель: д.э.н., доцент Шихалиева Д.С.

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

DEVELOPMENT OF AN INCLUSIVE ORGANIZATIONAL CULTURE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

КАТАНОВА Екатерина Андреевна — студент 3 курса факультета экономики, ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: lugovoi26@mail.ru).

Научный руководитель:

ШИХАЛИЕВА Джаннет Сергоевна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления и предпринимательства, ФГБО-УИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: shikhalieva.jannet@yandex.ru).

KATANOVA Ekaterina Andreevna — 3rd year student at the Economics Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: lugovoi26@mail.ru).

Research Supervisor:

SHIKHALIYEVA Dzhannet Sergoevna — Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Entrepreneurship, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (email: shikhalieva.jannet@yandex.ru).

Аннотация. В данной статье раскрыты понятие инклюзивной организационной культуры, её функции и составляющие элементы. Рассмотрены также пути развития инклюзивной организационной культуры высшего учебного заведения, проблемы на пути её становления и рекомендации по разрешению данных проблем.

Ключевые слова: инклюзивная организационная культура, организационная культура университета.

Abstract. This article reveals the concept of inclusive organizational culture, its functions and constituent elements. The ways of developing an inclusive organizational culture of a higher educational institution, problems on the

way of its formation and recommendations for solving these problems are also considered.

Keywords: inclusive organizational culture, organizational culture of the university.

Стабильное функционирование современных организаций в долгосрочной перспективе во многом определяется наличием такого инструмента развития как организационная культура. Актуальность темы определяет убеждение ученых в том, что трансформационные движения в системе высшего образования происходят настолько быстро, что возвращение к старым педагогическим и управленческим моделям невозможно [4].

Под организационной культурой понимается совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, а также взглядов, убеждений и подходов к работе, которые определяют смысл и модель деятельности сотрудников [2].

Главными функциями организационной культуры в образовательном учреждении являются: мотивирующая, ценностно-образующая, нормативно-регулирующая, идентификационная, имиджевая и коммуникационная [1].

Московский государственный гуманитарно-экономический университет — уникальное высшее образовательное учреждение, полностью адаптированное для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационную культуру МГГЭУ следует конкретизировать термином «инклюзивная», поскольку она предполагает признание прав человека при соблюдении принципов социальной справедливости в области доступа к образованию, образовательных стандартов и учебных программ, различия способностей, возможностей и потребностей [3].

В настоящее время миссия МГГЭУ состоит в полной реализации прав инвалидов и лиц с ОВЗ на получение всех уровней профессионального образования при условии соблюдения принципов равенства, доступности и признания потребностей и особенностей каждого человека.

На основании миссии и принципов работы МГГЭУ сформулированы его стратегические цели развития:

- участие университета в реализации государственной социальной политики в сфере профориентации, образования, трудоустройства, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки инвалидов и лиц с ОВЗ;

- устойчивое развитие университетского комплекса, включающего институты, реализующие образовательные программы профессионального образования всех уровней для инвалидов по нозологиям в условиях инклюзии;

- сохранение лидирующего положения как интегрированного социально-значимого учебного заведения, удовлетворяющего потребности личности во всестороннем развитии [7].

Итак, инклюзивная организационная культура в образовательной организации в целом и в МГГЭУ в частности должна быть основана на гуманных взаимоотношениях и тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

Основными проблемами формирования оптимальной организационной культуры при этом являются:

1. Кризисные сценарии постковидной реальности: экономическая рецессия, усложняющая условия финансирования вузов; ограничение инструментов государственной и спонсорской поддержки, падение платежеспособности населения и, как следствие, снижение спроса на коммерческие образовательные услуги.

В связи с этим менеджмент университета должен быть переориентирован на постоянную прокризисную модель, включающую пересмотр образовательных технологий в пользу экономически целесообразных, легко адаптирующихся к онлайн-, офлайн- и смешанным режимам обучения; оптимизацию педагогических и управленческих кадров; сокращение недвижимого актива университета в связи с развитием онлайн-сегмента, широкое использование риск-ориентированных моделей финансового управления вузами [5].

2. Еще одной проблемой, уже для МГГЭУ в частности, является незнание истории вуза, которое приводит к невозможности развить чувство гордости и «патриотизма» по отношению к организации. А это усугубляется также тем, что современное российское общество в принципе характеризуется снижением уровня патриотизма по отношению к стране [6].

Возможно, федеральный проект патриотического воспитания граждан Российской Федерации (01.01.2021 по 31.12.2024) позволит повлиять на степень вовлеченности студентов в процесс развития национальной экономики в целом и, как следствие, на степень вовлеченности их в процесс развития организаций, в которых они обучаются или занимаются трудовой деятельностью [9].

3. Ещё одна частная проблема — описание предприятия. Стоит отметить, что в МГГЭУ не так много видимых элементов организационной

культуры, что, в свою очередь, влияет на организационный климат, сближение целей и интересов высшего руководства, преподавательского состава и студентов.

Сейчас большинство процессов происходит с помощью электронных технологий, поэтому необходимым является работа над социальными сетями образовательных учреждений, сайтом. Здесь всё должно быть удобно и грамотно расположено, дизайн должен привлекать внимания, удерживать его, вызывать интерес.

Основные направления развития инклюзивной организационной культуры МГГЭУ [8]:

1. Совершенствование и модернизация образовательной деятельности.

2. Совершенствование и модернизация научно-исследовательской деятельности.

3. Совершенствование социальной работы с обучающимися.

4. Развитие материально-технической базы университета.

5. Развитие кадрового потенциала.

6. Развитие корпоративного имиджа.

Наличие видимых элементов организационной культуры позволит МГГЭУ создать психологически комфортную, безопасную среду в образовательной организации и успешно удовлетворять запросы педагогов, обучающихся, их родителей, а также общества в целом и государства.

Список литературы:

1. Волкогонова О.Д. Управленческая психология: учебник / О.Д. Вол-когонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 352 с.

2. Генг В.А., Ворожцова О.В. Формирование корпоративной (организационной) культуры организации // В сборнике: Наука сегодня: реальность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». 2016. С. 67-69.

3. Дьячкова М.А, Томюк О.Н., Шуталева А.В., Дудчик А.Ю. Инклюзивная организационная культура как культура принятия разнообразия и взаимопонимания // ПНиО. 2019. №5 (41). С. 373-385.

4. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Роль системы высшего профессионального образования в формировании национальной инновационной системы // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2013. №5. С. 51-55.

5. Козлова О.В., Асланов Д.И. Методологические аспекты формирования корпоративной культуры предприятия // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2017. № 3. С. 53-55.

6. Официальный сайт «РБК» За 20 лет доля «безусловных» патриотов России снизилась почти вдвое [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rbc.ru/society/11/06/2020/5ee21a7c9a7947432c97b414 (дата обращения: 23.11.2021).

7. Официальный сайт «МГГЭУ» История университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.mggeu.ru/en/univeraty/history-of-university/ (дата обращения: 13.12.2021).

8. Официальный сайт «МГГЭУ» Концепция развития МГГЭУ 20162021 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mggeu.ru/wp-content/ uploads/2016/02/Kontseptsiya_razvitiya_MGGEU.pdf (дата обращения: 09.12.2021).

9. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.m/naüonal-project/prajects/patriot/ (дата обращения: 23.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.