организационная культура и социальная
ответственность вуза как факторы успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья
ORGANIZATIONAL CULTURE AND SOCIAL RESPONSIBILITY AT THE UNIVERSITY AS FACTORS FOR THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH
ОДОБРЕНО 13.01.2020 ОПУБЛИКОВАНО 28.02.2020 УДК 159.9 DOI 10.12737/2305-7807-2020-42-47
ГАСПАРОВИЧ Е.О.
Канд. пед. наук, доцент кафедры «Управления персоналом и психологии», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
GASPAROVICH ЕЮ.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg
e-mail: geo1605@yandex .ru УСКОВА Е.В.
Канд. филос. наук, доцент кафедры «Управления персоналом и психологии», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
USKOVA E.V.
Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg
e-mail: e .v.uskova@urfu .ru
КОТОВА Е.М.
Магистрант 2 курса кафедры «Управления персоналом и психологии»,
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
KOTOVA E.M.
2st year of Master's Degree Student, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg
e-mail: kotovaEM@mail.ru
Аннотация
В статье раскрывается актуальность исследования организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделяются особенности и потенциал организационной культуры вуза в целом и его социальной ответственности в вопросах адаптации с целью последующей профессионализации лиц с ОВЗ. Освещены основные тенденции выстраивания работы вуза по реализации проекта функционирования доступной образовательной среды для студентов с ОВЗ средствами организационной культуры вуза. Подчеркивается роль деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в реализации профессиональной подготовки студентов с ОВЗ совместно с их адаптацией к условиям образовательного учреждения; программы социально-психологического сопровождения лиц с инвалидностью в вузе; программы медико-реабилитационного сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Представлена работа Центра инклюзивного образования УрФУ, обеспечивающего создание и улучшение условий для обучения и адаптации инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: организационная культура, социальная ответственность, организационная культура и социальная ответственность вуза, адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract
The article reveals the relevance of studying the organizational culture and social responsibility of the university as a factor in the successful adaptation of students with limited opportunities of health. The features and potential of the organizational culture of the university as a whole and its social responsibility in matters of adaptation with a view to the subsequent professionalization of persons with disabilities are highlighted. The main trends of building the work of the university on the implementation of the project of the functioning of an accessible educational environment for students with limited opportunities of health by means of the organizational culture of the university are highlighted. The role of the university faculty in the implementation of: professional
ПОЛУЧЕНО 25.10.2019
training of students with special needs in conjunction with their adaptation to the conditions of the educational institution is emphasized; programs of social and psychological support for persons with limited opportunities of health at the university; medical rehabilitation programs for students with limited opportunities of health. The work of the Center for Inclusive Education of the Ural Federal University providing creation and improvement of conditions for training and adaptation of disabled people and students with limited opportunities of health.
Keywords: organizational culture, social responsibility, organizational culture and social responsibility of the university, adaptation of students with limited opportunities of health.Based on the analysis of the case study, it is shown how values are embedded in the company's business valuation system, and factors that can be successfully managed based on corporate values through personnel assessment technologies are identified.
Актуальность и новизна исследования организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день исследованию вопросов создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уделяется значительное внимание. Государством выделяются значительные средства по поддержке, адаптации, профессионализации лиц с ОВЗ. Это решает много вопросов в контексте проблем управления персоналом и человеческими ресурсами. Однако сохраняются вопросы создания доступной среды в системе профессиональной подготовки в целом и в вузах, в частности. Именно организационная культура и социальная ответственность вуза играют роль факторов успешной адаптации студентов с ОВЗ. В результате реализуются два вектора. Один вектор — решение важной государственной задачи с помощью своих социальных институтов оказывать поддержку, помощь, адаптацию, профессионализацию граждан с ОВЗ. Отсюда реализация студентами с ОВЗ процесса получения высшего образования становится важнейшим условием их успешной адаптации, обеспечивая полноценное участие в общественной жизни, успешную профессионализацию и эффективную самореализацию в социальной и профессиональной деятельности.
Второй вектор — выполнение на местах важной государственной задачи оказания поддержки, помощи, адаптации, профессионализации граждан с ОВЗ, в частности в крупных федеральных университетах создание доступной среды для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации указанного вектора каждый вуз решает ряд актуальных вопросов. 1. Определение уровня эффективности организационной культуры вуза как фактора успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. 2. Выявление степени результативности от реализации программ социальной ответственности вуза перед социумом в целом и студентами с ОВЗ по их профессионализации и последующей адаптации на рынке труда.
Новизна исследования заключается в комплексном изучении потенциала организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями посредством создания доступной образовательной среды. Для высшего учебного заведения федерального уровня этот аспект играет особую роль, поскольку он является социальным институтом, доступ к которому должен иметь каждый, согласно законам Российской Федерации.
Теоретическое обоснование и практическое исследование организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья
Изучению вопросов адаптации и профессионализации граждан с ОВЗ посвящены исследования психологов, социологов, специалистов в области управления персоналом. Поиск решения проблемы проводится на различных уровнях: государственном, социальном и управленческом. Госу-
дарственный уровень решения проблемы отражается в нормативных и правовых документах по поддержке, сопровождению, адаптации, профессионализации граждан с ОВЗ, утвержденных на уровне законодательства РФ. Социальный уровень рассмотрения изучаемого вопроса отражается в работах А.Э. Капитонова, Э.А. Капитонова и других, рассматривающих популяризацию исследований корпоративной культуры через PR; А.Э. Ведиховой Д.С., Жаворонкова Р.Н. и других, посвященных развитию инклюзивного образования в России. Управленческий уровень решения задачи отражен в работах практиков. Освещены вопросы отбора и устройства в образовательное учреждение людей с ограниченными возможностями здоровья (Артюшенко Н.П. и другие), гендерные аспекты исследования (Гаспарович Е.О., Токарева Ю.А., Токарев А.Г. и другие). Формирование толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья в контексте исследования процесса их социально-психологической адаптации (Гладилина Л.С. и другие). Значение особенностей развития корпоративной культуры регионального вуза для организации работы по социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями (Кошев А.Н., Сазыкина О.А. и другие). Развитие и применение современных технологий в инклюзивном образовании (Егоров П.Р., Жиркова С.Г., Ускова Е.В. и другие). Социальная ответственность как часть бренда работодателя (Кучеров Д.Г. и другие).
Теоретическое многообразие работ лишь отчасти раскрывает проблему и дает теоретическое обоснование. Данное практическое исследование, опираясь на теоретическое обоснование, представляет комплексный подход к выявлению возможностей организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Первоначально, важно обратиться к статистическим данным, представленным Федеральной службой государственной статистики за 2019 год. В Российской Федерации количество граждан работоспособного возраста, имеющих особенности здоровья, увеличивается на 2% ежегодно. В России в настоящее время насчитывается более 10 млн граждан с ограниченными возможностями здоровья (например, в Москве и Московской области проживают более 1,3 млн инвалидов, из них только менее 10% успешно социально адаптированы и имеют трудоустройство). Востребованность поиска путей практического решения проблемы не вызывает сомнения.
Согласно законодательству Российской Федерации было введено разграничение понятий «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид». Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, лицо, являющееся гражданином РФ и имеющее официальный статус «инвалид», имеет гарантированные права на получение образования. Тогда как гражданин РФ с ограниченными возможностями здоровья, в официальном порядке не признанный «инвалидом», не имеет особого официального статуса и обнаруживает претензии на реализацию особенных образовательных потребностей. Под категорию «лица
с ограниченными возможностями здоровья» подпадают граждане, в жизнедеятельности которых наличествуют ограничения по здоровью или отсутствует способность в полном объеме осуществлять деятельность, которая считается возможно реализуемой лицом в определенном возрасте.
Выделяют следующие ограничения по здоровью: «временные или постоянные; прогрессирующие и регрессивные» [Ведихова, а 40].
Анализ специализированной литературы выявил следующие различия в определении категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся: лица с задержкой психического развития (ЗПР); лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые граждане); лица с нарушениями речи; лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с множественными нарушениями.
Государственная политика в сфере поддержки, адаптации, профессионализации лиц рассматриваемых выше категорий граждан возможна в условиях высших учебных заведений. Целью данного процесса является создание условий и предоставление возможности получения ими полноценного высшего образования, с приобретением специальности, дающей возможность функционировать в обществе наравне с другими его членами. Важную роль в этом вопросе отводят федеральным вузам, как уникальным социальным институтам, которым оказывает поддержку государство. Видение, миссия, цель, организационная структура вуза становятся базой для решения проблемы адаптации и профессионализации лиц с ОВЗ, а организационная культура и социальная ответственность вуза — неотъемлемыми факторами, влияющими на успешную реализацию данного процесса.
Практическое исследование организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья
В качестве базы исследования выбран ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (далее «УрФУ»). Исследование организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось на протяжении трех лет. Рассмотрим и обобщим полученные результаты.
Говоря в целом об организационной культуре, важно понимать, что она представляет собой соединение ценностей, традиций, норм, убеждений и установок, связывающих организацию в единый цельный организм при условии их разделения всеми членами организации. Влияние организационной культуры на функционирование предприятия в целом велико и проявляется в выборе стиля управления, уровне удовлетворенности/неудовлетворенности персонала условиями труда, специфике разработки и принятия решений в различных формах (от индивидуальных до групповых), и как следствие, сказывается на перспективах развития организации.
Обращая внимание на изучение специфики и оценку организационной культуры вуза с использованием методик, разработанных Кошевым А.Н., Сазыкиной О.А., Резником С.Д. были выделены характерные черты.
«Множественность целей деятельности вуза и сложность системы взаимосвязанных процессов, так как в состав вуза входят разнообразные структурные подразделения, взаимодействующие, в том числе, с внешними учреждениями,
организациями и предприятиями. Многоконтурность системы вуза и тесная взаимосвязь управляемых процессов. Управление в вузе какой-либо конкретной сферой необходимо рассматривать как многоаспектное и многосвязное управление, требующее тесной координации управленческих решений между различными направлениями деятельности. Большая часть управляемых процессов начинается в вузе, а заканчивается за его пределами» [10, c. 245]. Управление высшим учебным заведением являет собой процесс управления, имеющего значимую актуальную обратную связь со стороны внешней среды. Это обратная связь возвращается в виде результатов работы вуза, формирует имидж университета, закладывает основы и поддерживает авторитет вуза в статусе образовательного, культурного и научного центра. Инерционность вуза как системы, пролонгирован-ность, отсроченность обратной связи продиктованы тем, что результаты деятельности вуза имеют пролонгированный и отсроченный характер.
Результаты исследования выявили уникальные особенности вуза как специфической организации, клиенты которой находятся внутри нее и являются внутренними клиентами вуза. Внешними по отношению к вузу являются абитуриенты, родители и семьи абитуриентов, потенциальные работодатели. Однако с момента зачисления абитуриента и закрепления за ним статуса, студент становится неотъемлемой частью корпоративной культуры вуза, его норм, ценностей и традиций. Динамичность, изменчивость и трансформирование корпоративной культуры вуза связаны и с регулярным обновлением студенческого контингента.
Особенностью организационной культуры высшего учебного заведения является уникальность и неповторимость его субкультур. Так, например, организационная культура вузовской администрации, ведущий стиль управления; организационная культура профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного составов вуза; организационная культура студенческого состава.
Организационная культура вуза есть многоуровневое, сложное образование, отличающееся специфической структурой и представляющее собой несколько уровней. В качестве первого уровня выступают базовые представления об окружающем мире; второго уровня рассматриваются нормы и ценности, разделяемые сотрудниками и студентами вуза; третьего уровня — архитектура зданий, их материальное окружение и др.
Важно подчеркнуть, что проявление готовности УрФУ к принятию в alma mater студентов с ОВЗ выражается, прежде всего, не формальными показателями (подготовка материально-технической базы, обеспечение доступа к аудиториям и другое), хотя никто не станет отрицать значимость последних. Необходимо реформировать организационную культуру, поднимать уровень социальной ответственности университета с целью решения актуальной социальной инклюзивной задачи. Данное направление работы имеет особенное значение для развития организационной культуры и оказывает влияние на ее трансформацию путем активного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья во все виды активностей студентов вуза. Значительно меняются коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны профессионального общения. Нововведения протекают в двух векторах. Первый вектор затрагивает создание системы индивидуального обучения, включающей повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для работы с лицами с ОВЗ, а также персонализацию обучения с последующей помощью и поддержкой при в трудоустройстве.
Второй вектор — создание доступной информационной среды, рассказывающей о потенциале выбора и получения высшего специального образования, активное социально продвижение образа будущего профессионала из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, прошедшего качественную подготовку и представляющего собой активного субъекта общественной и профессиональной жизни.
Процесс формирования организационной культуры сложен и многогранен. При «формировании новой организационной культуры должны учитываться факторы окружающей действительности, которые оказывают влияние на формирование академических общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций» [3, с. 132] лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа студентов вуза. К таким факторам относят: социально-экономические; социально-психологические; здоро-вьесберегающие субъективные факторы, которые связаны с персональным ухудшением здоровья студентов. Важно обращать внимание на специфику ограниченных возможностей здоровья, например, нарушение функционирования анализаторов восприятия и передачи информации; формирование компенсаторных возможностей и механизмов, оказывающих влияние на усвоение системы ЗУН, компетенций, норм и правил поведения, жизненных установок студентов.
Формирование организационной культуры и социальной ответственности УрФУ становится частью культуры инклю-зивности общества и государства. Таким образом, высокий уровень культуры инклюзии в вузе дает больше шансов успешной реализации идеи доступности образовательной социальной среды для всех представителей современного общества.
В УрФУ нормы организации образовательного процесса относительно студентов с ограниченными возможностями здоровья зафиксированы в документах университета. Во-первых, в Уставе. Во-вторых, в Концепции развития инклюзивного образования. В-третьих, в Положении о порядке проведения конкурса и зачисления. В-четвертых, в Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам. В-пятых, в Положении о порядке проведения практики студентов. В-шестых, в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников и других локальных нормативных актах.
Важной вехой при формировании социально-ориентированной организационной культуры УрФУ на основании приказа ректора № 706/03 от 24.08.2017 года стало открытие Центра инклюзивного образования, главной целью функционирования которого является обеспечение условий для обучения инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Целью работы является реализация инклюзивного образования на базе конкретного университета путем формирования материально-технического обеспечения. Подразделение занимается формированием и внедрением современных, ориентированных на практический результат технологий психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Структура специальных условий университета для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривает разделение условий, различные варианты, которые не будут зависимы от нозологии. Вариативные группы учитывают специфику обучения в вузе студентов с инвалидностью. Инвариантные специализированные возможности одинаковы для всех нозологических групп при получении в вузах образования студентов с различными
степенями инвалидности. Социальная ответственность вуза раскрывается в организации работы с учетом специфики обучения студентов с ОВЗ.
Основные тенденции (треки) выстраивания работы УрФУ по реализации проекта функционирования доступной образовательной среды для студентов с ОВЗ средствами организационной культуры вуза.
Первый трек. Создание условий общедоступности и оснащенности всем, что необходимо для профессиональной подготовки студентов с инвалидностью в вузах (информационная доступность, наличие и реализация программы сопровождения инвалидов, проведение мероприятий по содействию и помощи в трудоустройстве инвалидов и др.).
Второй трек. Разработка нормирующей документации, и документов, регламентирующих процесс обучения в высших учебных заведениях для людей с инвалидностью и следование в своей работе этим положениям.
Третий трек. Развитие уровня подготовленности администрации, сотрудников, которые специализируются на обучении студентов с ограниченными возможностями, штата преподавателей высшего учебного заведения к проведению образовательного процесса для студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в вузе. Систематическое повышение квалификации сотрудников, занимающих руководящие должности, сотрудников спецподразделений учебных заведений по работе с обучающимися студентами, которые имеют инвалидность, с целью всестороннего сопровождения при протекании процесса обучения студентов-инвалидов, повышения квалификации преподавателей в рамках освоения новых профессиональных знаний о физиологических и психологических особенностях инвалидов, специфика обмена информацией в течение образовательного процесса, использование специализированных электронных и технических средств для успешной реализации процесса обучения.
В результате преподаватели УрФУ в своей работе сочетают реализацию профессиональной подготовки студента: с рядом программ, позволяющих адаптировать лиц с ограниченными возможностями здоровья к особенностям учебы в вузе, совместно со студентами без ограничений; с программой социально-психологического сопровождения лиц с инвалидностью в вузе; с программой медико-реабилитационного сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Приведем ряд примеров успешного протекания образовательного процесса для инвалидов различных нозологических групп в вузах, которые применяются в УрФУ. Первый пример: приспособление методического материала учебного процесса: адаптация программ и методов обучения. Другой пример: создание и применение специализированного учебного и информационного обеспечения образовательного процесса в вузах студентов с группой инвалидности. В качестве третьего примера служит разработка специальных учебных пособий, дидактических материалов, их формата и содержания с учетом физиологических и/или психологических особенностей нозологии студентов. Четвертым успешным примером является корректирование учебного процесса в зависимости от особенности той или иной нозологии студентов. Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования при обучении в вузе студентов из числа лиц с определенной нозологией. Использование услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь во время образовательного процесса. Проведение коррекционных занятий в процессе обучения студентов с инвалидностью. Проведение совместных и групповых коррекционных занятий при обу-
чении студентов с инвалидностью в вузе. Предоставление возможности получения образования в индивидуальном порядке с применением дистанционных технологий. Установление связи между реальными преподавателями и студентами с ОВЗ средствами вебинаров, что оказывает положительное влияние на результат выполнения образовательных программ. Свободный доступ в учебные здания вуза, архитектурная доступность образовательной организации в настоящее время находится в стадии доработки. В ближайшей перспективе создание специальных рабочих мест в аудиториях для инвалидов.
Значимость исследования организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья
Анализ проблематики и результаты исследования доказывают значение потенциала организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Особенно отметим, для качественного учебного процесса по программе высшего образования студентов с инвалидностью крайне необходимо написание адаптированных образовательных программ. Адаптация включает также учет психофизического развития, имеющихся особенностей, состояния здоровья конкретных обучающихся. В таком случае реально обучение людей с ограниченными возможностями здоровья в общих группах, но с применением социально-активных рефлексивных методов и технологий.
При этом крайне важно наступление полной социально-культурной реабилитации и положительных межличностных отношений с другими студентами. В этих процессах необходимо «активное участие всего преподавательского состава университета, так как они оказывают непосредственное влияние на формирование комфортного психологического климата внутри любой группы» [4, с. 57].
Анализ деятельности УрФУпоказал значимость проведения работ по формированию организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты возможности получения людьми с ограниченными возможностями здоровья образования в данном вузе в индивидуальном порядке с применением дистанционных технологий. Применение индивидуальной программы обучения, индивидуальной траектории и индивидуального графика обучения. В настоящее время рассматривается вопрос о вариантах продления срока освоения образовательной программы в частном случае в интересах студентов с ОВЗ.
В целом подводя итог, важно отметить, что работы в данном направлении еще много. Так отметим ряд моментов. Первое, вузу необходимо не только обратить внимание на формирование организационной культуры инклюзивного образования, но и на предоставление комфортных условий для проведения таких занятий — необходимо закончить модернизацию существующих помещений и оснащение их всем необходимым для проведения полноценных занятий. Это означает, что необходимо создать там безбарьерную среду с оснащением общеукрепляющих и специализированных тренажеров и другое.
Второе, одним из значимых моментов формирования социальной ответственности вуза в отношении лиц с ОВЗ является проведение всецелого сопровождения обучения со стороны служб медико-социальной экспертизы и медико-педагогических комиссий. Медицинско-оздоровитель-ное сопровождение заключается в проведении диагностических мероприятий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью определения состояния их физического здоровья для последующей проработки ре-
комендаций к условиям сохранения оного. Медицинско-оздоровительное сопровождение реализуется на базе и средствами вуза с привлечением учебно-методического управления и студенческого здравпункта. Данный вид работы позволяет решать следующие задачи: оценка состояния здоровья абитуриентов для выявления показаний и противопоказаний к обучению на конкретной специальности, согласованность и координированность деятельности вуза с медицинскими учреждениями для создания и реализации индивидуальных программ медицинского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Третье, социальное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья наряду с медицинско-оздоровительным сопровождением. Социальное сопровождение осуществляется с целью поддержки и содействия лицам с ограниченными возможностями здоровья в решении актуальных бытовых проблем (проживание, создание доступной социальной среды бытовой жизни в студенческом кампусе и др.).
Четвертое, в исследовании организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья возникает вопрос не только о работе с данной группой в стенах вуза, но и дальнейшем успешном трудоустройстве. Для этого необходим тесный контакт с потенциальными работодателями. Руководители предприятий, служба управления персоналом должны быть готовы принять граждан с ОВЗ в качестве сотрудников молодых специалистов-выпускников вуза. Здесь возрастает роль социальной ответственности вуза совместно с социальной ответственностью бизнеса. Просветительская роль университета в решении этого вопроса значима. Именно университет, в организационной культуре которого заложены основы адаптации, помощи и поддержки в профессионализации лиц с ОВЗ, становится образцом для потенциальных работодателей.
В новом тысячелетии исследование организационной культуры и социальной ответственности вуза как факторов успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья сохраняет свою актуальность. Данная категория граждан имеет особые образовательные потребности, учитывать которые при организации своей деятельности должно руководство каждого высшего учебного заведения. Помочь вузам в ускорении формирования полностью доступной среды может государство, мероприятиями, направленными на реализацию прав людей с ограниченными возможностями здоровья на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая получение высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюшенко Н.П. Выявление, отбор, устройство в образовательное учреждение и курирование образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья // Школьный логопед. — № 6. — 2017. — С. 64—67.
2. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. — № 2. — 2015. — С. 39—44.
3. Гаспарович Е.О. Управление организационной культурой: учеб. пособие. — Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. — 500 с.
4. Гладилина Л.С. Исследование процесса социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и развития толерантности по отношению к ним // Современный детский сад. — № 1. — 2015. — С. 56-59.
5. Егоров П.Р. Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании детей с проблемами зрения // Инновации в образовании. — № 7. — 2014. — С. 101—106.
6. Жаворонков Р.Н. Меры, которые необходимо принять государству для реализации положений Конвенции об образовании // Дефектология. — № 5. — 2016.— С. 84—93.
7. Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования // Научное обозрение. — № 1. — 2014. — С. 79-83.
8. Корпоративная культура и PR / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. — Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2003. — 412 с.
9. Кучеров Д.Г. Бренд работодателя: область маркетинга или управления человеческими ресурсами? // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. — 2009. — С. 98-120.
10. Сазыкина О.А., Кошев А.Н. Организационная культура регионального вуза: особенности и возможности развития // Известия ПГПУ им. В. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 522-527.
11. Gasparovich E.O., Uskova E. V. Using the principles of pedagogy of arts in education of bachelors and masters are trained in the specialty "Personal management" // 4th International Multi-disciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017, 24-30 August. 2017. V. 17, I. 5, pp. 665-670.
12. Tokareva Y, Gasparovich Е. Tokarev А. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management // 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017. Istanbul, Turkey. pp. 992- 999.
REFERENCES
1. Artyushenko N.P. Vyyavlenie, otbor, ustrojstvo v obrazova-tel'noe uchrezhdenie i kurirovanie obrazovatel'nogo processa detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Identification, selection, placement in an educational institution and supervision of the educational process of children with disabilities]. Shkol'nyj logoped [School speech therapist]. 2017, I. 6, pp. 64-67.
2. Vedihova D.S. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii [The development of inclusive education in Russia]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Dagestan State Pedagogical University]. 2015, I. 2, pp. 39-44.
3. Gasparovich E.O. Upravlenie organizacionnoj kul'turoj [Management of organizational culture]. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publ., 2016. 500 p.
4. Gladilina L.S. Issledovanie processa social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i razvitiya tolerantnosti po otnosheniyu k nim [Study of the process of socio-psychological adaptation of students with disabilities and the development of tolerance towards them]. Sovremennyj detskijsad [Modern kindergarten]. 2015, I. 1, pp. 56-59.
5. Egorov P.R. Adaptivnye komp'yuternye tekhnologii v inklyu-zivnom obrazovanii detej s problemami zreniya [Adaptive computer technologies in inclusive education of children with vision problems]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in education]. I. 7, 2014, pp. 101-106.
6. Zhavoronkov R.N. Mery, kotorye neobhodimo prinyat' gosu-darstvu dlya realizacii polozhenij Konvencii ob obrazovanii [Measures that the state needs to take to implement the provisions of the Education Convention]. Defektologiya [Defecto-logy]. I. 5, 2016, pp. 84-93.
7. Zhirkova S.G. Formy i osobennosti primeneniya inklyuzivnogo obrazovaniya [Forms and features of the use of inclusive education]. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review]. I. 1, 2014, pp. 79-83.
8. Kapitonov E.A., Kapitonov A.E. Korporativnaya kul'tura i PR [Corporate culture and PR]. Moscow; Rostov-on-Don: MarT Publ., 2003. 412 p.
9. Kucherov D.G. Brend rabotodatelya: oblast' marketinga ili up-ravleniya chelovecheskimi resursami? [Employer Brand: Marketing or Human Resource Management?]. Vestnik Sankt-Pe-terburgskogo un-ta [Bulletin of St. Petersburg University]. 2009, pp. 98-120.
10. Sazykina O.A., Koshev A.N. Organizacionnaya kul'tura regional'nogo vuza: osobennosti i vozmozhnosti razvitiya [Organizational Culture of a Regional University: Features and Possibilities of Development]. Izvestiya PGPU im. V. Belin-skogo [News of PSPU named after V. Belinsky]. 2012, I. 28, pp. 522-527.
11. Gasparovich E.O., Uskova E.V. Using the principles of pedagogy of arts in education of bachelors and masters are trained in the specialty \"Personal management\" // 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017, 24-30 August. 2017. V. 17, I. 5, pp. 665-670.
12. Tokareva Y, Gasparovich E. Tokarev A. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management // 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017. Istanbul, Turkey. pp. 992- 999.
Чандлер С., Ричардсон С.
100 СПОСОБОВ МОТИВАЦИИ
М.: Попурри, 2019. — 224 с.
«100 способов мотивации» — это итог многолетней успешной работы в области коучинга лидерства Стива Чандлера и его помощника Скотта Ричардсона, ставшая естественным продолжением двух предыдущих бестселлеров Стива — «100 способов самомотивации» и «Создай себя заново». Авторы составили актуальное, удобное, вдохновляющее руководство для лидеров, менеджеров и профессионалов своего дела, а также для всех, кто к этому стремится. Что является безусловным достоинством книги, инновационные идеи представлены в виде кратких практических советов. Это издание обобщило лучший опыт проведения семинаров, тренингов и коучинговых программ по лидерству и коммуникациям, среди участников которых многие известные компании и организации. Пособие будет полезно руководителям, менеджерам, учителям, родителям и тренерам.
100
способов
МОТИВАЦИИ
Как великие лидеры добиваются великих результатов
Стив Чандлер
Скотт Ричардсон